Научная статья на тему 'Моделирование туристских дестинаций'

Моделирование туристских дестинаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1290
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / МЕТОД КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ТАКСОНОМИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / DESTINATION / TOURISM CLUSTER / MAPPING TAXONOMY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозов Михаил Анатольевич, Львова Татьяна Витальевна

В статье рассматриваются вопросы системного подхода в изучении туризма. Описывается метод адаптации информации о туристском регионе с целью использования ее для моделирования, даются основные понятия и алгоритм. Описание метода сопровождается примерами, взятыми из исследования ресурсов Сочинского региона. Рассматриваются понятия «туристский кластер» и «туристская дестинация». Приводятся модели туристской дестинации, туристской системы. Модель туристской системы сопровождается ее математическим описанием, на примере сегмента исследования туристской системы Сочинского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors discuss the systematic approach to the study of tourism, formulate a method of adapting the information about a tourist region for the modeling process, and define the basic concepts and algorithms. The article gives examples drawn from research of the resources in the Sochi region. The authors examine the concepts of tourism cluster and tourist destination and show models for tourist destination and tourist system. The model of tourism system is accompanied by its mathematical description (a case study of tourism system in the Sochi region).

Текст научной работы на тему «Моделирование туристских дестинаций»

3. Мазаева Н.П., Виноградова М.В. и др. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы (Государственный контракт от 2 апреля 2007 года № 30-2007) по теме: «Типизация и разработка классификатора платных услуг в сфере туризма, предоставляемых населению в Московской области». М.: 2007.

УДК 379.85 910

Моделирование туристских дестинаций

Морозов Михаил Анатольевич, директор Московского филиала Российской международной академии туризма, зав. кафедрой экономики туризма и гостеприимства, доктор экономических наук, профессор, mmorozov@bk.ru

Львова Татьяна Витальевна, аспирант,

Lvova-Tatiana@yandex.ru

The authors discuss the systematic approach to the study of tourism, formulate a method of adapting the information about a tourist region for the modeling process, and define the basic concepts and algorithms. The article gives examples drawn from research of the resources in the Sochi region. The authors examine the concepts of tourism cluster and tourist destination and show models for tourist destination and tourist system. The model of tourism system is accompanied by its mathematical description (a case study of tourism system in the Sochi region).

В статье рассматриваются вопросы системного подхода в изучении туризма. Описывается метод адаптации информации о туристском регионе с целью использования ее для моделирования, даются основные понятия и алгоритм. Описание метода сопровождается примерами, взятыми из исследования ресурсов Сочинского региона. Рассматриваются понятия «туристский кластер» и «туристская дестинация». Приводятся модели туристской дестинации, туристской системы. Модель туристской системы сопровождается ее математическим описанием, на примере сегмента исследования туристской системы Сочинского региона.

Key Words: destination, tourism cluster, mapping taxonomy, competitiveness

Ключевые слова: дестинация, туристский кластер, метод картографической таксономии, конкурентоспособност ь

Научный подход к изучению туризма, предполагает моделирование различных

140

систем. Несмотря на высокую эффективность методов моделирования, их применение в исследованиях туристских процессов пока весьма ограничено, что объясняется, в первую очередь, динамичностью туристских явлений и процессов, которые имеют явно выраженный стохастических характер, что, безусловно, определяет сложность моделирования туристских систем.

Построению адекватной туристской модели региона способствует систематизация и математическая обработка информации, которая будет удобна не только исследователю региона, но и понятна контингенту, заинтересованному в результатах исследования. Информацию можно представить методом картографической таксономии [4]. Рассмотрим используемые в данной работе основные термины и понятия на примере Сочинского региона как туристской дестинации.

Территориальная единица - это участок территории региона, соответствующий на карте горизонтальному проложению размером 1х1 км, с присвоенным ему порядковым номером (координатами).

На рис. 1 представлен Сочинский регион, состоящий из 978 территориальных единиц, каждая из которых соответствует участку размером 1 кв. км. карты Сочинского региона [5]. Например, на рис. 2 представлен участок топографической карты Сочинского региона, соответствующей территориальной единице А24В30

_________А10________А20________АЗО_______А40________А50________А60

В10

В20

ВЗО

В40

Рис. 1. Карта-схема территориальных единиц Сочинского региона

Рис. 2. Участок топографической карты Сочинского региона, соответствующей территориальной единице А24В30

Представив регион в виде территориальных единиц, можно его описать и исследовать математически с помощью массивов.

Детализация территориальной единицы - разбивка территориальной единицы на более мелкие участки, с присвоением им порядковых номеров (координат). Например, территориальную единицу А24В30 на рис. 2 можно разбить на 100 одинаковых участков площадью 0,1х0,1 км, порядковые номера которых будут содержать: значение по горизонтальной оси (от А24.0 до А24.9); по вертикальной оси (от В30.0 до В30.9). Детализация территориальной единицы используется, когда требуется представить информацию об изучаемом объекте с большей точностью, т.е. данная территориальная единица обладает высокой концентрацией ресурсов или на ее площади исследуемый показатель имеет различные значения. Например, морская граница территориальной единицы А24В30 состоит из: А24.0В30.2, А24.0В30.3, А24.0В30.4, А24.0В30.5, А24.0В30.6, А24.1В30.7, А24.1В30.8, А24.1В30.9; а А24.0В30.7, А24.0В30.8, А24.0В30.9 - содержат только водные ресурсы.

Картографическая таксономия - метод представления информации о туристских ресурсах, признаках, факторах развития туризма региона, с помощью картографических таксонов.

Таксономия (от греч. tаxis — расположение, строй, порядок и nоmos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, обычно таких, которые имеют иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.). [1. С. 127]

Таксон (от лат. taxare - оценивать) - совокупность дискретных (раздельных) объектов, связанных определенной общностью свойств и признаков, характеризующих эту совокупность и благодаря этому дающих основание для присвоения им определенной

таксономической категории. Выделение таксона может основываться на разных свойствах и признаках объектов. Таксон всегда характеризует конкретную совокупность объектов. [1. С. 127]

Картографический таксон - это совокупность территориальных единиц исследуемого объекта, которые содержат туристский ресурс, показатель (однороден по интенсивности) и т.д. Например, изображенные территориальные единицы Сочинского региона, были исследованы по признаку «лесные ресурсы» (рис. 3), где шкала оценки состоит из двух значений: белым цветом окрашены территориальные единицы, покрытые лесом менее чем на 30%, светло- и темно- серый цвет имеют территориальные единицы, обладающие лесом более чем на 70% их территории. Области, окрашенные в серый цвет, составляют картографический таксон (обозначается КТ) исследуемого объекта по признаку «лесные ресурсы» с интенсивностью «более 70%» (обозначается КТ «лесные ресурсы» >70%).

Рис. 3. Изображение территориальных единиц Сочинского региона по признаку «лесные

ресурсы»

Внутри рассматриваемого таксона можно выделить другой картографический таксон (окрашен в темно серый цвет) - по признаку «лесные ресурсы более 70%, находящиеся на территории заповедника», который можно получить математически - бинарной конъюнкцией массивов КТ«лесные ресурсы»>70%, КТ«заповедник»:

КТ«лесные ресурсы более 70%, находящиеся на территории заповедника»=КТ«лесные

ресурсы»>70% AND КТ«заповедник»

При этом возможны разные виды иерархии:

- нормальная иерархия, при которой таксоны одного порядка, входящие, в таксон более высокого порядка, однородны, и подчинены закону кратности (т.е. когда геопространство

делится на таксоны разных таксономических сеток без «остатка», а отношения между количеством таксонов целочисленны);

- иерархия расслоения, наблюдающаяся в тех случаях, когда системы низшего порядка не однородны и простое их арифметическое сложение не обязательно дает в сумме систему высшего порядка. (Так, суммирование природных, промышленных, сельскохозяйственных структур, вовсе не обязательно приведет в результате к территориальному совмещению, при котором внешние границы сопоставляемых структур полностью совпадут).

Опишем алгоритм предлагаемой методики.

1. Классификация или дополнение классификации ресурсов, показателей, признаков, факторов, влияющих на туристскую индустрию, без определения степени их влияния.

2. Деление горизонтального проложения площади исследуемого объекта на

территориальные единицы.

3. Изучение каждой территориальной единицы, по каждому ресурсу, фактору классификации.

4. Выделение картографических таксонов по каждому ресурсу, фактору классификации.

5. Разработка критериев и шкалы оценки каждого туристского ресурса с целью дальнейшего изучения региона для установления комплекса факторов, влияющих на каждую разновидность туризма.

На основе картографических таксонов возможно построение туристских кластеров, которые являются основой для изучения развития туризма как дестинаций.

Туристский кластер - это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных ресурсов, факторов, предприятий, которые являются необходимыми или желательными для развития определенной разновидности туризма, способствующие удовлетворению потребностей туристов в зависимости от мотива путешествия [3].

Туристская дестинация - это географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов, удовлетворяющая следующим условиям:

1) наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов, причем, это должен быть именно тот набор услуг и обязательно такого качества, которые турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт;

2) доступность;

3) наличие информационных систем, которые являются необходимым инструментом деятельности дестинации на туристском рынке.

Модель туристской дестинации - конъюнкция массивов туристских кластеров по сегментам потребителей.

Системный подход в изучении туристских дестинаций [2] предполагает изучение всех

144

составляющих туристской системы (рис. 4).

Обозначения

..........

_______

- доступность и качество информации

- качество информационного обеспечения работы

Рис. 4. Системный подход в изучении туристских дестинаций

Модель туристской дестинации можно выразить математически, проанализировав влияние на нее составляющих туристской системы, преобразовав информацию о туристских кластерах методом картографической таксономии. Проиллюстрируем математическую модель туристской дестинации на примере лечебного туризма Сочинского региона по сегменту потребителей - жителей Москвы, мотивом туризма которых является целенаправленное полноценное лечение по заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Информация о туристской системе

1. Информация о регионе постоянного проживания потребителей Сегмент потребителей: жители Москвы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Мотив туризма: целенаправленное полноценное лечение по заболеваниям опорнодвигательного аппарата.

Ожидание потребителей:

- по природным ресурсам (минеральные воды, морские и лесные ресурсы);

- по туристской инфраструктуре (лечебная база, проживание, питание);

- по обслуживающему персоналу (медицинский персонал, сотрудники сферы услуг).

Отправляющие туркомпании: в большом количестве, в том числе, специализирующиеся на лечебно-оздоровительном туризме, такие как «СКМ-тревел», «Веста», «Курортный магазин».

Информация о ресурсах и инфраструктуре Сочинского региона: в достаточном количестве.

Информация о ресурсах и инфраструктуре конкурентов: в достаточном количестве.

2. Конкуренты кластера: санатории морских курортов, подходящих потребителям по часовому поясу и климатическим условиям (морские курорты Краснодарского края, Абхазии, Украины), на рисунке 5 представлен анализ конкурентов Сочинского региона по соотношению «Цена/качество»

выше, относительно санаториев Сочи на уровне санаториев Сочи

ниже,

относительно

санаториев

Сочи

качество

Абхазия (Гагра) стоимость

Краснодарский край (Новороссийск, Анапа, Геленжик, Туапсе)

Украина

меньше, на уровне санаториев больше, относительно Сочи относительно

санаториев

Сочи

санаториев

Сочи

Рис. 5. Анализ конкурентоспособности санаториев Сочинского региона

3. Транзитный регион

Транспортная доступность: ежедневные авиа и ж/д перевозки Москва-Сочи-Москва (с целью адаптации к климатическим условиям больным рекомендуется пользоваться ж/д транспортом). Средняя продолжительность авиаперевозки - 2 часа, ж/д перевозки - 24-31 час.

Визовый режим: виза не требуется.

Инфраструктура транзитного региона: техническое обеспечение авиа и ж/д перевозок.

4. Туристский кластер

Туристская инфраструктура: на начало 2010 г. 49 санаториев Сочинского региона общим объемом 26,8 тысяч мест, ориентированные на лечение заболеваний опорнодвигательного аппарата. КТ «санатории Сочинского региона ориентированные на лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата»=А4В9, А7В12, А8В13, А9В13, А19В25, А19В26, А21В27, А23В28, А23В29, А44В29, А44В30, А44В31, А45В32, А46В32, А46В33, А47В33, А30В35, А31В36, А31В37, А32В37, А31В38, А32В39. Все санатории таксона включают питание, проживание, лечение. Однако, у ряда потребителей данного сегмента, может иметься потребность услуг для инвалидов, которые имеются только в трех санаториях, т.е. данный подтаксон состоит из трех территориальных единиц А8В13, А21В27, А31В38.

Туристские ресурсы

Лесные ресурсы в наличии, из 978 территориальных единиц Сочинского региона 657(67%) более чем на 70% состоят из лесного массива, при этом данный ресурс весьма устойчив во времени, так как большая его часть (610 территориальных единиц, 93%) находится на охраняемых территориях Кавказского государственного природного биосферного заповедника им. Х.Г. Шапошникова, Сочинского национального парка. Ожидание по данному ресурсу потребителей складывается по нескольким параметрам:

- по объему ресурса в определенном радиусе (например, 20 км) от санатория, который влияет на экологию местоназначения. КТ «санатории Сочинского региона ориентированные на лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата» по данному параметру соответствует полностью.

- по доступности данного ресурса относительно санатория (в радиусе < 1 км ОR в радиусе < 3 км ГР территориальная единица санатория содержит ресурс «парковая зона»).

Рассматриваемый картографический таксон санаториев соответствует параметрам лесного ресурса полностью.

Морские ресурсы в наличии, картографический таксон «береговая линия» состоит из 62 территориальных единиц (145 км). Требования, применяемые к данному ресурсу отсутствие крупных портов, близость санатория (в радиусе < 0,5 км ОR в радиусе < 3 км ГР санаторий организует трансфер «санаторий-пляж-санаторий»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматриваемый картографический таксон санаториев соответствует параметрам морского ресурса полностью.

Кадровые ресурсы:

• медицинский персонал: соответствуют ожиданиям потребителей полностью (по экспертным оценкам и отзывам туристов).

• сотрудники сферы услуг: не соответствуют ожиданиям потребителей (по экспертным оценкам и отзывам туристов).

Остальные элементы кластера: в наличии, соответствуют ожиданиям потребителей. Анализируя данную туристскую систему можно выделить слабую сторону туристского кластера - низкое качество сервисных услуг, т.е. качество обслуживания < ожиданий потребителей. Как видно по Модели туристской системы (рис. 4), потребители будут возвращаться в туристский регион если качество обслуживания санаториев Сочинского региона > ожиданий потребителей OR качество обслуживания санаториев Сочинского региона < ожиданий потребителей AND качество обслуживания санаториев Сочинского региона > качество обслуживания санаториев конкурентов (при равных ценовых значениях)

Таким образом, построив и изучив математическую модель туристской дестинации на примере лечебного туризма Сочинского региона по сегменту потребителей - жителей Москвы, мотивом туризма которых является целенаправленное полноценное лечение по заболеваниям опорно-двигательного аппарата, можно определить первоочередные потребности развития данного кластера. Эффективным решением будет улучшение качества услуг (до соответствия их ожиданиям потребителей), в противном случае экономика данного кластера будет зависеть от конкурентов, и в условиях большой неопределенности туристской индустрии, еще более непредсказуемой.

Литература

1. Большая энциклопедия: В 62 томах. Т. 30. М.: Терра, 2006.

2. Морозов М.А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме: Монография. М.: РосНОУ, 2005.

3. Морозов М.А. Туристские дестинации и закономерности их развития: Монография, МИГМТ. М., 2005.

4. Морозов М.А., Львова Т.В. Методика сбора и представления информации о регионе с целью оценки туристского потенциала методом моделирования //Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды Международной научно-практической конференции. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет, 2009.

5. Топографические карты ООО «МапИнвест».

УДК 379.85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.