Научная статья на тему 'Моделирование туристских кластеров дестинации'

Моделирование туристских кластеров дестинации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов М.А., Рубин Ю.Б., Бубнова Г.В., Львова Т.В.

Научный подход к управлению туристскими территориями предполагает применение современных методик моделирования систем. Несмотря на высокую эффективность методов моделирования, их применение к управлению туристскими территориями в исследованиях процессов и явлений в туристской индустрии пока весьма ограничено. Это объясняется, в первую очередь, динамичностью указанных процессов и явлений, так как они имеют явно выраженный стохастический характер, что обусловливает определенную сложность их моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование туристских кластеров дестинации»

№ 6 (42) 2012

М. А. Морозов, докт. экон. наук, профессор МФПУ «Синергия» Ю. Б. Рубин, чл.-корр. Российской академии образования, докт. экон. наук, профессор, ректор МФПУ «Синергия»

Г. В. Бубнова, докт. экон. наук, профессор Московского государственного университета путей сообщения

Т. В. Львова, канд. экон. наук, доцент МФПУ «Синергия»

Моделирование туристских кластеров дестинации

Научный подход к управлению туристскими территориями предполагает применение современных методик моделирования систем. Несмотря на высокую эффективность методов моделирования, их применение к управлению туристскими территориями в исследованиях процессов и явлений в туристской индустрии пока весьма ограничено. Это объясняется, в первую очередь, динамичностью указанных процессов и явлений, так как они имеют явно выраженный стохастический характер, что обусловливает определенную сложность их моделирования.

Введение

Современные технологии позволяют применять разработки, которые обеспечивают новое качество восприятия ситуационного контекста с использованием принципа Situational awareness, изначально разработанного для решения государственных и военных задач. Он точно описывает предназначение моделирования, для которого оно используется: «знание и понимание текущей ситуации, содействующее регулярной, адекватной и точной оценке операций, всех участников в целях обеспечения выработки и принятия решений» [6]. На сегодняшний день использование в туризме данного метода находится на начальной стадии, однако имеет большой потенциал для формирования информационной модели туристской территории путем создания двух- и трехмерных моделей дестинаций. Информационная модель не только обладает визуальными характеристиками, но и содержит большой объем точной информации, привязанной к конкретной местности.

В настоящее время российская экономика переходит к инновационному развитию,

основанному на кластерном анализе. Элементы кластерной политики впервые были заложены в 2008 г. в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года [11], согласно которой переход к новой модели пространственного развития экономики должен происходить, в том числе, путем формирования новых центров социально-экономического развития, опирающихся на создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. В соответствии с принципами государственной политики регионального развития задачей долгосрочного характера является формирование центров опережающего роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.

Определение кластера в туризме

Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2016 годы)» [12] определяет туристско-рекреационный кластер в качестве группы географически соседствующих, использую-

№ 6 (42) 2012

щих рекреационным потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки. Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Таким образом, в рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства могут быть созданы наилучшие условия для раз-

вития туристской инфраструктуры и сферы сопутствующих услуг.

Согласно авторскому определению кластер — это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных ресурсов, факторов, предприятий, которые являются необходимыми или желательными для развития определенной разновидности туризма, способствуют удовлетворению потребностей туристов в зависимости от мотива путешествия.

Понятие «кластер» используется во многих областях науки, однако имеет различные значения. У применения кластеров в туризме недолгая история, само понятие трактуется не однозначно1. Понимание термина «кластер» разными учеными представлено в табл. 1.

со о со

¿1

СО

0

с?

со

1

на £

еа о

3 &

Таблица 1

Определение понятия «кластер»

Термин Автор (источник) Год Определение

Кластер Большая российская энциклопедия [2] 2009 Совокупность объектов, связанных между собой или объединяемых по наличию у них сходных признаков

Кластер (экономический) М . Портер [26] 1990 Группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга

Региональный кластер М . Энрайт [25] 1992 Географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства

Туристский кластер И . Б . Рубиес [27] 2001 Туристский кластер включает туристические ресурсы и достопримечательности, инфраструктуру, материальную базу, поставщиков услуг, сопутствующие сектора и административные механизмы комплексной и скоординированной деятельности, обеспечивающие соответствие ожиданиям туристов (клиентов) от посещения выбранной дести-нации

Внепространст-венный кластер И . В . Пилипенко [19] 2005 Группа родственных взаимосвязанных отраслей сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, наиболее успешно специализирующихся в международном разделении труда

1 Обзор мнений зарубежных и российских ученых об общем понятии «кластер» А. Н. Киселев, Э. Лемер, А. То-ленадо, Д. Сулье, В. Фельдман, Д. Б. Оудрич, С. А. Розенфельд, Р. Мартин, П. Санли, Г. Р. Хасаев, Ю. В. Михеев, А. А. Мигранян и др. дан в работе Д. В. Черемисина [23], Ю. П. Ковалева [9].

V 73

-ч ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

№ 6 (42) 2012 ' -

Продолжение табл. 1

I

I

£

ч

со

0

£ и

8

13

¡а

1

I

0

1

I

Термин Автор (источник) Год Определение

Пространственный кластер И . В . Пилипенко [19] 2005 Группа географически сконцентрированных в определенном регионе компаний из смежных отраслей, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами — членами кластера и их сотрудниками, за счет которого повышается конкурентноспособность кластера в мировом хозяйстве

Кластер (экономический) Г Б . Клейнер, Р . М. Качалов, Н . Б . Нагрудная [8] 2008 Совокупность четырех видов систем, где все многообразие экономических систем подразделяется на «объекты», «процессы», «среды», «проекты», которые имеют разное распространение в пространстве и времени

Туристский кластер К . З . Адамова [1] А. Н . Полухина [20] 2008 2010 Авторы дословно распространяют на понятие «туристский кластер» определение кластера М . Портера

Тематический туристский кластер К . З . Адамова [1] 2008 Особой формой кластеров в туризме являются тематические туристские кластеры, например спортивный, приключенческий или культурно-познавательный . Каждый из них формируется на однородном сегменте туристского рынка, охватывает определенную продуктовую нишу

Туристский кластер Ю . П . Ковалев [9] 2009 Автор делает вывод (на основании определения кластера М . Портера), что термины «туристская зона» и «туристский кластер» тождественны

Туристский кластер М . А. Морозов, Т . В . Львова [16] 2009 Сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных ресурсов, факторов, предприятий, которые являются необходимыми или желательными для развития определенной разновидности туризма, способствующие удовлетворению потребностей туристов в зависимости от мотива путешествия

Туристский кластер В . И . Кружалин [13], Н . В . Шабалина [24] 2009 Авторы рассматривают туристские кластеры в качестве государственно-частного партнерства

Туристско- рекреационный кластер В . И . Кружалин [14] 2009 Группа географически соседствующих взаимодействующих компаний и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки и использующих рекреационный потенциал территории

Туристский кластер Н . С . Мартышен-ко [15] 2009 Автор не определяет кластер, но описывает его через свойства, беря за основу определение Г Б . Клейнера

Туристский кластер А И Зырьянов, С . Э . Мышлявце-ва [7] 2010 Традиционно под кластером понимается временное взаимодействие предприятий, пространственно соподчиненных и конкурирующих на одном рынке . Главное отличие кластера в туристской сфере — в его маршрутной территориальной организации . Туристский маршрут и соответствующий ему туристский поток связывает объекты, превращая их из конкурирующих во взаимодействующие элементы системы

74

№ 6 (42) 2012

Окончание табл. 1

Термин Автор (источник) Год Определение

Туристский кластер Л . К. Гуриева, З . И . Созиева [21] 2010 Группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации

Туристско- рекреационный кластер С . Н . Соколов [22] 2010 Географически сконцентрированная группа взаимосвязанных компаний и организаций рекреационной и туристской индустрии в конкретном рекреационном (туристском) районе страны, конкурирующие, но при этом ведущие совместную деятельность

Тематический туристский кластер К. З . Адамова [2] 2008 Особой формой кластеров в туризме являются тематические туристские кластеры, например спортивный, приключенческий или культурно-познавательный . Каждый из них формируется на однородном сегменте туристского рынка, охватывает определенную продуктовую нишу

Кластер в туризме должен иметь сходство с кластером в экономике, где кластер — совокупность предметов, объединенных по заданному признаку в структуру, обладающую определенными свойствами [17].

Кластерный подход к моделированию дестинации

Как следует из определения понятия «кластер», данного авторами, оно является составляющей понятия «дестинация».

Туристская дестинация — это географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов, удовлетворяющая следующим условиям:

1) наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов, причем это должен быть именно тот набор услуг и обязательно такого качества, которые турист ожидает, приобретая туристский продукт;

2) привлекательность ресурсов для туристов (в первую очередь — безопасность);

3) доступность (экономическая, транспортная и др.);

4) наличие информационных систем, которые являются необходимым инструмен-

том деятельности дестинации на туристском рынке.

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [18] отмечается возрастающая потребность в статистических данных о сфере туризма, что связано, прежде всего, с бурным развитием индустрии туризма, повышением значимости туристских дестинаций в экономике и социальной сфере. Наличие полной статистической информации создает условия для выработки эффективной государственной политики в сфере туризма, принятия адекватных решений в сфере туристского и гостиничного бизнеса, усиления инвестиционной привлекательности регионов страны.

Построению адекватной туристской модели региона способствует систематизация и математическая обработка информации, которая будет не только удобна исследователю региона, но и понятна контингенту, заинтересованному в результатах исследования. Информацию можно представить методом картографической таксономии2. Рассмот-

2 Авторский метод впервые был описан в статье [16].

№ 6 (42) 2012

рим основные термины и понятия, используемые в данной работе на примере Сочинского региона как туристской дестинации.

Под кластером, в картографической таксономии, понимаем выборку по картографическим таксонам дестинации, удовлетворяющим условиям, которые требуются для организации определенного вида туризма (экспертная оценка).

Определим термины, применяемые при изучении региона с целью развития туризма методом картографической таксономии:

Горизонтальное проложение — проекция участка земной поверхности на поверхность земного эллипсоида с помощью нормалей (прямых, перпендикулярных к эллипсоиду) [4].

Территориальная единица — это участок территории региона, соответствующий на карте горизонтальному проложению размером 1 • 1 км или в другом маштабе, с присвоенным ему порядковым номером (координатами).

На рисунке 1 изображен Сочинский регион, состоящий из 978 территориальных еди-

ниц, каждая из которых соответствует участку размером 1 км2 карты региона (рис. 1). Для примера изображены элементы топографической карты, соответствующие территориальной единице А24В30; дестинации «Красная Поляна». Дестинация на карте Сочинского региона представлена поселком городского типа Красная Поляна (таксон, состоящий из территориальных единиц: А43В25, А44В25, А43В26, А44В26) и селом Эсто-Садок (таксон, состоящий из территориальных единиц: А45В25, А46В25, А47В25, А47В26).

При представлении региона в виде территориальных единиц возможно его описание и исследование математически, с помощью массивов информации.

Таксономия (от греч. tаxis — расположение, строй, порядок и nоmos — закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т. д.) [3].

1

I £

ч

со

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и 8 13

¡а

I

I

со

0

1

I

Рис. 1. Карта-схема территориальных единиц (таксона) Сочинского региона, с обозначением дестинации «Красная Поляна»

76

1 км

№ 6 (42) 2012

Таксон (от лат. taxare — оценивать) — совокупность дискретных (раздельных) объектов, связанных определенной общностью свойств и признаков, характеризующих совокупность и благодаря этому дающих основание для присвоения им определенной таксономической категории. Выделение таксона может основываться на разных свойствах и признаках объектов. Таксон всегда характеризует конкретную совокупность объектов [3].

Картографическая таксономия — метод представления информации о туристских ресурсах, признаках, факторах развития туризма региона, с помощью картографических таксонов.

Картографический таксон — это совокупность территориальных единиц исследуемого объекта, которые содержат однородный туристский ресурс (показатель) и т. д.

В результате обработки информации методом картографической таксономии можно получить базу данных, фиксированную к определенной территории. Каждый объект, существующий на местности, имеет свое описание, что и позволяет работать с ним как с элементом местности. Основная идея такой организации данных заключается в возможности систематизации территориальной информации и ее разбивки на смысловые и функциональные группы.

Указанный метод позволяет подготовить информацию о регионе для дальнейшего его исследования (моделирования). Собранная информация позволит не только определять туристский потенциал региона, но и прогнозировать развитие туристских дестинаций на его территории и управлять их развитием. На основе картографических таксонов возможно построение туристских кластеров, которые являются основой для изучения развития туризма как дестина-ций. Кластеры состоят из различных таксонов, которым присваивается коэффициент по степени привлекательности таксона для различных сегментов потребителей.

Модель туристской дестинации, с точки зрения кластерного анализа методом картографической таксономии — это конъюнкция

массивов туристских кластеров по сегмен- | там потребителей. £§

Модель туристской дестинации можно ^ построить, проанализировав влияние на нее «о составляющих туристской системы и пре- § образовав информацию о туристских кластерах методом картографической таксономии. :с

В рамках предлагаемого подхода постро- ^ им матричную модель картографического ^ таксона. Введем в рассмотрение матрицу SJ K = (k), (i = 1,...,m, j = 1,...,n), где m и n — §* количество территориальных единиц дести-нации по долготе и широте соответственно. § Элементы матрицы представляют собой ко- ^ личественную или качественную характеристику, соответствующую показателю, по которому формируется данный таксон. Таким образом, для конкретной дестинации по каждому показателю может быть построена соответствующая матрица, определяющая уровень заданного параметра по каждой территориальной единице. На рисунках 2-5 даются примеры графического представления моделей, полученные с помощью табличного процессора Excel.

Дестинация «Красная поляна» состоит из кластеров по разным видам туризма. Каждый кластер формируется на основе различных характерных для указанного вида туризма таксонов. По указанным рисункам можно проследить месторасположение, а также концентрацию исследуемых объектов внутри дестинации. На них выделены ячейки, соответствующие территориальным единицам дестинации. Черным цветом отмечены картографические таксоны (рис. 2-5) и сформированный кластер (рис. 7) по заданным параметрам.

Итак, в качестве примера кластер спортивного туризма (рис. 7) можно представить как конъюнкцию картографических таксонов «Функционирующие инфраструктурные ресурсы спортивного туризма» (рис. 2), «Туристская инфраструктура: средства размещения» (рис. 3), «Туристская инфраструктура: турфирмы и организаторы активного отдыха» (рис. 4), «Общая инфраструктура» (рис. 5).

№ 6 (42) 2012

А43 А44 А45 А46 А47 А48

В24

В25

В26

В27

В28

Рис. 2. Картографический таксон «Функционирующие инфраструктурные ресурсы спортивного туризма»

А43 А44 А45 А46 А47 А48

В24

В25

В26

В27

В28

Рис. 4. Картографический таксон ^ «Туристская инфраструктура: турфирмы

и организаторы активного отдыха»

§ В результате объединения соответствую-

5 щих массивов информации графически кла-

^ стер спортивного туризма будет выглядеть,

^ как показано на рис. 7.

* Таким образом, очевидно, что кластер

| спортивного туризма расположен практиче-

У ски на всей территории дестинации «Крас-

¡^ ная поляна» (за исключением территориаль-

§ ной единицы А46В24). %

§ При построении информационной систе-

О

^ мы поддержки туристской деятельности необходимо учесть, что содержание матриц, ?! описывающих таксоны, туристские кластеры

А43 А44 А45 А46 А47 А48

В24

В25

В26

В27

В28

Рис. 3. Картографический таксон «Туристская инфраструктура: средства размещения»

А43 А44 А45 А46 А47 А48

В24

В25

В26

В27

В28

Рис. 5. Картографический таксон «Общая инфраструктура»

и дестинации, со временем может меняться (вследствие сезонных изменений; необратимых изменений, связанных с развитием и деградацией ресурсов и инфраструктуры; изменений требований и предпочтений туристов). Так, например, кластер спортивного туризма дестинации «Красная поляна» периодически меняется в связи со строительством и вводом в эксплуатацию новых объектов, в том числе олимпийских (в статье приведен пример на основе данных о дес-тинации «Красная Поляна» по состоянию на начало 2011 г.).

№ 6 (42) 2012

А47В24 А47В24 А47В24

А48В24 А48В24 А48В24

А43В25 А43В25 А43В25

А44В25 А44В25 А44В25 А44В25

А45В25 А45В25 А45В25 А45В25 А45В25

А46В25 А46В25 А46В25 А46В25 А46В25

А47В25 А47В25 А47В25 А47В25

А48В25 + + А48В25 + = А48В25

А43В26 А43В26 А43В26

А44В26 А44В26 А44В26

А46В26 А46В26 А46В26

А47В26 А47В26 А47В26 А47В26 А47В26

А46В27 А46В27 А46В27

А47В27 А47В27 А47В27

А47В28 А47В28 А47В28

Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 7

Рис. 6. Формирование кластера спортивного туризма дестинации «Красная Поляна»

А43 А44 А45 А46 А47 А48

В24

В25

В26

В27

В28

Рис. 7. Кластер спортивного туризма дестинации «Красная Поляна»

Заключение

Описанная методика позволяет сформировать базу данных различных туристских ресурсов и инфраструктуры туристского региона. И чем полнее, качественнее будет представлена информация, тем правильнее (адекватнее) можно будет определить туристскую дестинацию (дестинации) региона. Для того чтобы ее моделировать, необходима разработка информационно-поисковой системы, позволяющей оперативно определять различные таксоны, на основе которых будут формироваться кластеры по заданным критериям. Эффективность управления туристскими территориями на основе пред-

S

ложенного кластерного подхода во многом | будет зависеть от хорошо сформированной £§ базы данных и качества информационно-по- ^ исковых систем. «о

со

0

1

Список литературы ^

1. Адамова К. З. Тематические туристские кластеры // Новый век: история глазами молодых: Сб. g-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

науч. тр. аспирантов и студентов Института ис- ^

о.

тории и международных отношений СГУ. Вып. 7. ^ Саратов, Сарат. ун-т, 2008. С. 199-202. S

2. Большая российская энциклопедия: в 30 т. §

Й

Т. 14. М.: Большая российская энциклопедия, ^ 2009. С. 239. i

3. Большая энциклопедия: в 62 т. Т. 30. М.: Терра, 2 2006. С. 127.

4. Горизонтальное проложение [Электронный ресурс] Электронный Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.edudic.ru/search/ (дата обращения: 16.05.2010).

5. Думная Н. Н. Кластеры как современная форма инновационного развития [Электронный ресурс] Электронная база научных трудов «Мир-кин.ру». URL: http://www.mirkin.ru/_docs/_dumnaya/ claster.pdf (дата обращения: 19.11.2010).

6. Еремченко Е. Н., Кружалин В. И. Неогеография и Situational awareness в туризме. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды Международной научно-практической конференции. — М., 2009.

7. Зырьянов А. И, Мышлявцева С. Э. Туристские объекты, районы, кластеры // Туризм в глубине России — 2010: Материалы международного научного семинара. 19-25 июля. 2010. Географический факультет Пермского государственного университета. С. 4.

8. Клейнер Г. Б., Качалов Р. М., Нагрудная Н. Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории [Электронный ресурс] Наука. Инновации. Образование: Альманах. Вып. 7. «Кластеризация предприятий: состояние и перспективы. Ноябрь, 2008. URL: http://www.kleiner.ru/Cluster%20STrategy.htm (дата обращения: 19.11.2010).

9. Ковалев Ю. П. Концептуальные подходы к кластеризации в сфере туризма [Электронный ресурс] Региональные исследования. Смоленск, Смоленский гуманитарный университет. 2008.

-N ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

№ 6 (42) 2012 ' -

I

I

4 «

о &

U

s

13

к

5

Ü

s 00 О

!

S

№ 5. URL: http://www.shu.ru/?id=516htm (дата обращения: 19.11.2010).

10. Ковалев Ю. П. Факторы развития кластерных инициатив в туристской сфере [Электронный ресурс] Региональные исследования. Смоленск, Смоленский гуманитарный университет. 2009. № 4-5. URL: http://www.shu.ru/pages/ mag/RI_2009_04-05(25).pdf (дата обращения: 19.11.2010).

11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

12. Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р «О Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)"».

13. Кружалин В. И. Туристско-рекреационные кластеры — новые стратегии развития регионального туризма // Курортное дело, туризм и рекреация: ежеквартальный научно-практический журнал. 2009. № 4. С. 29-32.

14. Кружалин В. И. Фундаментальные и прикладные исследования в туризме и рекреации // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды Международной научно-практической конференции. МГУ им. М. В. Ломоносова. Географический факультет. Москва. 28-29 апреля. 2009. М.: Диалог культур, 2009. С. 17.

15. Мартышенко Н. С. Проблемы формирования туристского кластера региона // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды Международной научно-практической конференции. МГУ им. М. В. Ломоносова. Географический факультет. Москва. 28-29 апреля. 2009. М.: Диалог культур, 2009.

16. Морозов М. А., Львова Т. В. Методика сбора и представления информации о регионе с целью оценки туристского потенциала методом моделирования // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды Международной научно-практической конференции. МГУ им. М. Ломоносова. Географический факультет. Москва. 28-29 апреля. 2009. М.: Диалог культур, 2009.

17. Морозов М. А., Морозова Н. С. Оценка конкурентоспособности туристской дестинации на основе кластерного подхода // Вестник РГТЭУ. 2011. № 11 (59). С. 114-124.

18. Приказ Ростуризма от 6 мая 2008 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года».

19. Пилипенко И. В. Конкурентноспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005.

20. Полухина А. Н. Концепция стратегии управления для регионального туристского кластера // Туризм в глубине России — 2010: Материалы международного научного семинара. 19-25 июля. 2010. Географический факультет Пермского государственного университета. С. 17.

21. Созиева З. И. Кластерный подход к развитию туристско-рекреационного комплекса региона [Электронный ресурс] Материалы XI Международной научно-технической конференции «Экономика и эффективность организации производства — 2009». URL: http://www.science-bsea.bgita.ru/2009/ekonom_2009. htm (дата обращения: 19.11.2010).

22. Соколов С. Н. Туристско-рекреационные кластеры и их конкурентоспособность // Туризм в глубине России — 2010: Материалы международного научного семинара. 19-25 июля. 2010. Географический факультет Пермского государственного университета. С. 11.

23. Черемисин Д. В. Аутсорсинг как элемент современного хозяйственного механизма: теоретический аспект: дис.... канд. экон. наук. М., 2005. С. 42-45.

24. Шабалина Н. В. Введение в туристскую кластеризацию [Электронный ресурс] Сайт Консалтинговой компании «Бизнес-Мотор». URL: http://www.bzm.su/articles/article-05 (дата обращения: 17.11.2010).

25. Enright M. J. Why Clusters are the Wey to Win the Game? // World link. 1992. № 5. July/August. P. 2425.

26. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. London, Macmillan. 1990.

27. Rubies E. B. Improving public-private sectors cooperation in tourism: A new paradigm for destinations // Tourism Review. 2001. 56 (3/4). Р. 38-41.

80 j

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.