ТУРИЗМ / TOURISM
УДК 338.48, 379.83
001: 10.22412/1993-7768-12-1-3
Комплексная оценка туристских ресурсов Задонского района Липецкой области
Ростом Герард Рауфович, кандидат географических наук, доцент; [email protected]
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»,
г. Липецк, Российская Федерация
Аннотация: В статье дана комплексная оценка туристских ресурсов Задонского района Липецкой области. Выбор данной территории для анализа обусловлен тем, что здесь создана особая экономическая зона регионального уровня турстско-рекреационного типа «Задонщина». Создаваемый здесь автотуристский кластер должен будет объединить предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги для обеспечения цивилизованных условий для автотуристов. Такая уникальная площадка для инвестиций требует комплексного анализа условий для её развития. Приведенная в статье краткая характеристика туристских объектов и природных особенностей позволяет говорить о потенциальных возможностях развития туризма в Задонском районе. Реализация данных потенциальных возможностей связана с превращением существующих на территории объектов и элементов в туристские ресурсы. Для этого необходимо развитие туристской инфраструктуры, необходимые параметры которой представлены в статье. Комплексная характеристика туристских ресурсов дается с учетом уровня развития туристской инфраструктуры и представлена при помощи метода картографической таксономии. Суть метода заключается в том, что вся территория Задонского района рассматривается как единый туристский кластер. Обособленные территориальные ячейки внутри этого кластера представляют собой туристские дестинации, для каждой из которых дается комплексная оценка туристских ресурсов. Выявлено линейное распределение дестинаций с комплексным сочетанием туристских ресурсов, определены проблемные дестинации. Дается социально-экономический анализ возможного влияния картографического таксона, в котором намечено строительство объектов автотуристского кластера «Задонщина», на уже существующие картографические таксоны с различным уровнем развития туристских ресурсов. Приведены возможные сценарии взаимодействия образовавшихся туристских дестинаций, определено их влияние на развитие туристского кластера Задонского района в целом.
Ключевые слова: туристские ресурсы, автотуристский кластер (АТК) «Задонщина», дестинация, кластер, картографический таксон, туристская инфраструктура
Для цитирования: Ростом Г.Р. Комплексная оценка туристских ресурсов Задонского района Липецкой области // Сервис plus. Т. 12. 2018. № 1. С. 24-32 DOI: 10.22412/1993-7768-12-1-3 Статья поступила в редакцию: 22.01.2018. Статья принята к публикации: 23.02.2018.
An integrated assessment of tourist resources of Zadonsk district of Lipetsk region
Gerard R. Rostom, Cand. Sc. (Geography), Associate Prof., [email protected] Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russian Federation
Abstract. The article gives an integrated assessment of tourist resources of Zadonsk district of Lipetsk region. The choice of this territory for analysis is due to the fact that a special regional level economic zone of tourist-recreational
type "Zadonshchina" has been created here. The established autotourist cluster should unite enterprises and organizations that provide tourist and related services to create civilized conditions for autotourists. Such a unique platform for investments requires integrated analysis of the conditions for its development. A brief description of tourist objects and natural features is given that makes it possible to speak about potential opportunities for tourism development in Zadonsk district. The realization of these potential opportunities is connected with the transformation of objects and elements existing on the territory into tourist resources. For this, it is necessary to develop the tourist infrastructure, the main parameters of which are presented in the article. An integrated assessment of tourist resources takes into account the level of development of the tourist infrastructure and is represented by the method of cartographic taxonomy. The essence of the method is that the whole territory of Zadonsk district is considered as one tourist cluster. Separate territorial cells within this cluster are represented as tourist destinations, for which the assessment of tourist resources is given. A linear distribution of destinations with a complex combination of tourist resources was identified. Some problem destinations were detected as well. The social and economic analysis of the possible impact of the cartographic taxon, in which the construction of the objects of Zadonshchina autotourist cluster is planned on existing cartographic taxons with different levels of development of tourist resources, is given. Possible scenarios of interaction between the formed tourist destinations are described, their impact on Zadonsk tourist cluster as a whole is determined.
Key words: tourist resources, autotourist cluster (ATC) "Zadonshchina", destination, cluster, cartographic taxon, tourist infrastructure
For citation: Rostom G.R., An integrated assessment of tourist resources of Zadonsk district of Lipetsk region. Service plus, vol. 12, no. 1, 2018, pp. 24-32. DOI: 10.22412/1993-7768-12-1-3.
Submitted: 2018/01/22.
Accepted: 2018/02/23.
Введение. Являясь важным экономическим субъектом России, Липецкая область имеет целый ряд проблем, связанных с территориальными и структурными диспропорциями в хозяйстве. Так, преобладающим сектором экономики является производственный, в котором значительно преобладает металлургическая отрасль. Современная устойчивая отраслевая структура экономики предполагает приоритеты непроизводственного сектора. Из этого следует, что важной задачей является диверсификация отраслевой структуры экономики. На это накладывается другая диспропорция - более половины объемов производства и населения концентрируется в областном центре - г. Липецке. В этой связи кроме диверсификации отраслевой структуры необходима территориальная декон-центрация экономики.
Туризм является той отраслью непроизводственной сферы, развитие которой может скорректировать как отраслевые, так и территориальные диспропорции экономики Липецкой области. Однако эта отрасль в Липецкой области находится пока в зачаточном состоянии. Основными проблемами Липецкой области в сфере туризма являются:
1) неразвитость туристской инфраструктуры, отсутствие многофункциональных туристских комплексов, мотелей на основных въездах в города области, неудовлетворительное состояние автодорог на туристских маршрутах;
2) недостаточная известность липецких брендов для российских и иностранных туристов;
3) отсутствие квалифицированных кадров в сфере туризма, недостаточное применение современных гостиничных технологий в практике работы предприятий размещения туристов;
4) неподготовленность для показа и необустроенность большинства природных и культурных достопримечательностей Липецкой области;
5) недостаточный уровень развития придорожного сервиса, сдерживающий развитие автотуризма;
6) отсутствует развитая современная индустрия гостеприимства как единая система, способная оказывать влияние на формирование туристских потоков и осуществлять их качественное обслуживание.
Прежде чем развивать туристскую индустрию, необходимо провести комплексную оценку и инвентаризацию туристских ресурсов, определить пути их оптимального использования. Возможные подходы к оценке туристских ресурсов и определение путей их оптимального использования показаны в данной статье на примере туристского комплекса Задонского района Липецкой области. Выбор данной территории обусловлен созданием здесь особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа «Задонщина». Создаваемый здесь автотуристский кластер должен будет объединить предприятия и организации, предоставляющие турист-
25
ские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов (придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы).
Исходные данные. На рисунке 1 видно, что расположение будущего автотуристского кластера более чем удачное - на федеральной трассе М-4 «Дон». Это обеспечивает достаточно высокую интенсивность и большое количество транспортных средств, владельцы которых представляют собой потенциальных потребителей услуг автотуристского кластера.
Рис. 1. Расположение инвестиционных площадок автотуристского кластера «Задонщина»
Fig. 1. Location of investment areas of autotourist cluster "Zadonschina»
В Задонском районе Липецкой области достаточно много известных туристских объектов, которые могут привлечь туристов с самыми разными интересами. Город Задонск известен как «Русский Иерусалим». Тысячи православных паломников со всей страны ежегодно посещают Задонский Рождество-Богородицкий мужской и Свято-Тихоновский Преображенский женский монастыри. Эти места связаны с именем святителя Тихона Задонского. Именно здесь он провел в молитвах и смирении последние годы своей жизни после ухода на покой от епископского
служения. Здесь за святость жизни Бог наградил Своего угодника даром прозорливости. В Задонском Рож-дество-Богородицком монастыре святитель Тихон был погребен в 1783 г., где и ныне почивают его мощи.
В Задонском районе сохранилось много дворянских усадеб известных деятелей России, могущих стать центрами исторического и культурного туризма. Наиболее известными являются усадьбы Муравьева-Карского в Скорняково и усадьба Кожиных в Репце.
Николай Николаевич Муравьев, русский военачальник, дипломат и путешественник, после Крымской кампании 1853-1856 годов получил к своей фамилии почетное прозвище Карский. В отставке последние годы своей жизни проживал в имении Скорняково. Здесь сохранилось достаточно много построек того времени. В главном здании сейчас размещается ресторан «Бальмонтъ», предлагающий своим гостям блюда русской и французской кухни. Жемчужина усадьбы - Храм Архистратига Михаила (1812) в стиле классицизм, по некоторым предположениям, автором проекта был известный архитектор Матвей Федорович Казаков. С этим храмом связано большое количество интересных фактов и даже мистических случаев.
Жемчужиной усадьбы Кожиных в Репце является Покровский храм (1767), выдержанный в стилевых формах барокко с элементами декора рококо. На фасаде храма когда-то была мраморная доска с надписью «Храм построен на средства И.О. Кожина по проекту Растрелли». В интерьере храма сохранились колонны в виде стволов деревьев, которые символизировали «райский сад». К сожалению, сейчас это строение находится в плачевном состоянии. Уцелевший особняк, в котором располагалась недавно закрытая средняя школа, постепенно разворовывается и приходит в негодность.
В Задонском районе находятся два наиболее известных участка биосферного заповедника «Галичья гора», они могут стать центром экологического туризма. Этот заповедник - самый маленький по площади не только в нашей стране, но и во всем мире. Охраняется здесь уникальная альпийская растительность, нашедшая убежище в скалах девонского известняка, а также степные виды растений и животных. В усадьбе заповедника находится питомник хищных птиц, в котором занимаются разведением и реинтродукцией сокола-балобана, других исчезающих видов птиц.
Достаточно большую площадь занимает другой интересный объект Задонского района - сафари-парк «Кудыкина гора», созданный для семейного отдыха. Здесь находится огромный детский городок с аттракционами; город мас- г^у^ теров, где при посетитиелях изготовят и предложат различные сувени-
26
ры; ферма животных, где можно покормить, а заодно и прокатиться на верблюде или пони. Можно отправиться в пешую или конную прогулку, принять участие в квесте.
В долине реки Дон и в лесных массивах района много крупных баз отдыха. Наиболее известными среди них являются туристско-реабилитационный комплекс «Клен», базы отдыха «Голубой огонек», «Чайка», «Скит», спортивный комплекс «Форест парк». Здесь за умеренную плату можно приобрести путевку на любое количество дней и отдохнуть всей семьей или коллективом.
Известен Задонский район своим уникальным микроклиматом, наиболее подходящим для выращивания огурчиков. Эту особенность можно использовать для развития сельского туризма. Таким образом, неполный перечень туристских объектов в Задонском районе достаточно велик. Эти объекты предполагается использовать при функционировании создаваемой здесь особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа.
Развитие территории через создание особых экономических зон регионального уровня с различной специализацией - одна из особенностей подхода к региональному развитию в Липецкой области. Этот подход в общем и целом оправдывает себя, поскольку выделяются огромные территории для создания современных промышленных, сельскохозяйственных, а теперь и туристских предприятий. Инвестор, пожелавший стать резидентом особой экономической зоны, получает целый ряд льгот: аренда земельного участка без торгов, готовую инженерную инфраструктуру, сниженные налоги, сниженные ставки аренды земли. Таким образом, особые экономические зоны регионального уровня становятся не только формой развития территории, но и одним из звеньев системы привлечения инвестиций. Финансирование развития таких территорий осуществляется в форме государственно-частного партнерства в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В перспективе финансирование продолжится в рамках проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)». Помимо этого, финансирование развития туризма регулирует государственная программа «Развитие культуры и туризма в Липецкой области» (2013-2020 годы). В соответствии с этими документами, средства федерального бюджета и бюджета Липецкой области направляются на капитальное строительство и модернизацию объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых
туристских объектов с длительным сроком окупаемости. Так, на развитие туризма в Липецкой области на срок 2013-2020 годы предполагается затратить около 5 млрд рублей. Более половины этих средств предполагается направить на развитие автотуристского кластера (АТК) «Задонщина».
Методика исследования. Прежде всего необходимо определить признаки, позволяющие отнести те или иные объекты и свойства территории к туристским ресурсам. Многочисленные публикации по этой теме позволили остановиться на наиболее приемлемом подходе к выделению туристских ресурсов для данной работы. Выделение туристских ресурсов основывается на положении о том, что туристские ресурсы региона - это специфический вид элементов ресурсного потенциала территории. Главная задача данных элементов (ресурсов) - служить основой формирования турпродукта и туруслуги. Другими словами, туристские ресурсы необходимо рассматривать комплексно по отношению к трем параметрам: по отношению друг к другу; по отношению к другим элементам территории, не относящимся к туристским ресурсами;
по отношению к функциональной роли данных элементов во всей территориальной системе.
Другими словами, только в том случае, если выбранные элементы, взаимодействуя, создают в конечном итоге турпродукт или туруслугу, их можно назвать туристскими ресурсами. Это возможно тогда, когда элементы территории включены в региональную систему с помощью инфраструктуры. Такой подход к исследованию элементов территории известен как кластерный. Туристский кластер можно определить как территориально сконцентрированную группу взаимосвязанных и взаимодействующих на принципах государственно-частного партнерства компаний и организаций, факторов и ресурсов, формирующих и реализующих туристские продукты и услуги [3, 4]. Автотуристский кластер определяется так же, но отличается от туристского целью создания - удовлетворение специфических потребностей автотуристов.
Составной частью туристского кластера является туристская дестинация. Под туристской дестинацией в данной работе будем принимать обособленную территориальную ячейку внутри туристского кластера, обладающую определенной привлекательностью для туристов. Такая территория должна удовлетворять следующим условиям: 1) наличие определенного набора услуг (в соответствие с особенностями туристского спроса), необходимых для принятия туристов; 2) доступность; 3) наличие информационных систем, которые являются необходи-
27
мым инструментом функционирования объектов. Туристская дестинация в туристском кластере является не столько условием его формирования, сколько одной из подсистем кластера.
Туристские кластеры имеют ряд особенностей, которые отличают их от других видов кластеров:
наличие туристско-рекреационных ресурсов, на основе которых формируются турпродукты и туруслу-ги;
кластер формируется на основе продуктового узла (продуктовой доминанты).
наличие на территории кластера специализированной туристской инфраструктуры, которая объединяет элементы кластера и обеспечивает единство его функционирования;
главная роль в формировании региональных кластеров принадлежит местным администрациям, инициирующим и координирующим деятельность всех его участников;
гибкость, нечёткость и изменчивость географических границ внутри административных районов или на стыке нескольких территориальных образований (межрегиональные кластеры);
кластеры имеют маршрутно-территориальную организации составляющих объектов, благодаря чему объекты кластера превращаются во взаимодействующие элементы;
участники кластера территориально распределены в пределах дестинаций [1, 3, 4, 5, 6, 8].
Главным отличием туристского кластера от простой группы или комплекса туристских предприятий является синергетический эффект от объединения потенциалов участников кластера, ощутимо превышающий эффект от простого их сложения. Компании, обеспечивающие туристский маршрут и поддерживающую инфраструктуру, реализующие туристский продукт, связаны между собой. Возможная конкуренция между ними трансформируется во взаимодействие. Происходит рост результативности деятельности и производительности труда не только в компаниях кластера, но и в связанных видах экономической деятельности, обусловленные возникающим в процессе совместной деятельности синергетическим эффектом. В итоге повышается конкурентоспособность территории в целом.
Руководствуясь кластерным подходом, можно выделить три группы туристских ресурсов:
группу природно-климатических ресурсов (ресурсы климата и географического ландшафта, бальнеологические ресурсы, памятники природы и особо охраняемые природные территории (ООПТ);
группу историко-культурных ресурсов (материальные и нематериальные);
группу социально-экономических ресурсов (инфраструктурные и организационно- управленческие) [2, 7].
Особое внимание в этом списке необходимо уделить группе социально-экономических туристских ресурсов, или туристской инфраструктуре. Сюда относится достаточно большой перечень объектов, в котором можно выделить шесть подгрупп:
1) производственно-технологическую (туристские центры, гостиницы, кафе, рестораны),
2) кадровую (специализированные учебные заведения, центры переподготовки и повышения квалификации),
3) информационную (рекламные компании, средства массовой информации, интернет),
4) маркетинговую (формирование локальных брендов и торговых марок, участие в выставках),
5) консалтинговую (тренинговые компании, маркетинговый консалтинг),
6) финансовую (специализированные фонды) [6].
Из представленного перечня основное внимание в
бизнес-планах и программах развития туризма на территории уделяется производственно-технологической составляющей. Оставшимся пяти группам объектов чаще всего уделяют меньшее внимание. Однако наличие на территории хотя бы одного объекта из этих шести подгрупп туристской инфраструктуры позволяет любому историко-культурному объекту или природно-климатической характеристике стать туристским ресурсом.
Определив туристские ресурсы и основываясь на кластерном подходе, можно определить метод их комплексной оценки. Известно, что каждая из трех групп туристских ресурсов может быть оценена набором соответствующих только ей типов оценки, включая медико-биологическую, технологическую, психолого-эстетическую, экономическую и экологическую [7]. Однако комплексная оценка всех трех групп связана не с выбором типа оценки, а с выбором подхода (метода), который соответствует целям и задачам конкретного исследования. Для данного исследования наиболее приемлемым оказался метод картографической таксономии.
Картографическая таксономия — метод представления информации о туристских ресурсах, признаках, факторах развития туризма региона с помощью картографических таксонов. Картографический таксон — это совокупность территориальных единиц исследуемой территории, которые содержат однородный туристский ресурс [4]. Карту-схему таксонов Задонского района как турист- г^у^ ского кластера можно представить в виде матрицы территориальных
28
выделов квадратной формы, имеющих одинаковые площади. Каждый таксон имеет условные прямоугольные координаты по осям Х и Y (рис. 2). Такие таксоны (территориальные ячейки), имеющие определенный набор туристских ресурсов, рассматриваются как туристские дестинации Задонского туристского кластера. В каждой ячейке (таксоне, туристской дестинации) проведена оценка каждой из трех групп туристских ресурсов методом экспертных оценок. Комплексная оценка туристских ресурсов в дестинациях туристского кластера Задонского района представлена как конъюнкция (логическая операция наложения) картографических таксонов по каждой группе туристских ресурсов.
А1 А2 А3 А4
В1 А3В1
В2 А3В2
В3 А1В3 А2В3 А3В3 А4В4
В4 А1В4 А2В4 А3В4 А4В4
В5 А1В5 А2В5 А3В5 А4В5
В6 А2В6 А3В6
Рис. 2. Картографические таксоны Задонского района
Fig. 2. Cartographic taxons of Zadonsk district
Результаты и обсуждение. Результаты наложения картографических таксонов по каждой группе туристских ресурсов представлены в виде лепестковых диаграмм на рис. 3. Из него становится ясно, что все туристские ресурсы в районе находятся в таксонах вдоль его осевой части, в которой располагается долина реки Дон. Таксоны, находящиеся вдали от осевой части района, как правило, лишены туристских ресурсов. Таксон А1В5 тоже можно отнести к выделам осевой части, поскольку в этом месте также протекает река Дон, формируя большую излучину.
AI A2 A3 A4
азб1
В1 1
a3e2
В2 1 к i Î
а1ез a a3e3 a4e4
ВЗ 1 A,
al® a2e4 азш a4e4
В4 A À,
aies AIES a3e5 a4b5
В5 À, À,
a2eö am;
Вб
Рис. 3. Комплексная оценка ресурсов в туристских дестинациях Задонского района:
Наименования осей лепестковых диаграмм: 1 -ось ценности природных ресурсов; 2 - ось ценности историко-культурных ресурсов; 3 - ось ценности социально-экономических ресурсов
Fig. 3. Integrated assessment of resources in tourist destinations of Zadonsk district:
Names of the axes of radar charts: 1 - the axis of the natural resources value; 2 - the axis of the cultural heritage resources value; 3 - the axis of the social and economic resources value
Наиболее комплексно туристские ресурсы представлены в таксоне А3В4. Здесь находятся г. Задонск и с. Тюнино с комплексом монастырей, построенными базами отдыха и гостиницами. С севера, запада и юга этот таксон окружают туристские дестинации, лишенные культурно-исторических ресурсов, но имеющие достаточный потенциал природных и социально-экономических составляющих. Здесь находятся базы отдыха и гостиницы, концентрируются все парки развлечений - сафари-парк «Кудыкина гора» и спортивный комплекс «Фо-рест парк». Чем дальше находится таксон от центрального (А3В4), тем меньшим набором туристских ре-
29
сурсов он обладает. В таксоне А3В2 находится заповедник «Галичья гора» и основной группой ресурсов здесь являются природные. В таксоне А4В4 находится полуразрушенная усадьба Кожиных, поэтому основной группой ресурсов здесь пока еще остаются исторические. И только на северной окраине района в таксоне А3В1, где находится усадьба Муравьева-Карского, потенциал исторических и социально-экономических ресурсов немного возрастает. Таким образом, в четырех таксонах (А3В3, А3В4, А3В5, А1В5) сочетание туристских ресурсов можно оценить как комплексное и наиболее способное к функционированию. Здесь имеющиеся туристские объекты сочетаются с надежной инфраструктурой.
В оставшихся трех таксонах (А3В2, А4В4 и А3В1) недостаточную мощность имеют или сами туристские объекты, или инфраструктура для их функционирования. Именно эту группу таксонов можно определить как проблемную и нуждающуюся в обустройстве. Основываясь на том, что главная роль в формировании региональных кластеров принадлежит местным администрациям, работа по обустройству проблемных туристских дестинаций возлагается именно на них. Поэтому было сделано предположение, что автотуристский кластер «Задонщина» создается именно для этих целей.
Однако основные объекты автотуристского кластера «Задонщина» запланировано создать в таксоне А2В5. В этой связи возникает два важных вопроса. Во-первых, не совсем ясны аргументы выбора места приложения усилий для создания целого комплекса туристских объектов - территория совсем лишена каких бы то ни было туристских ресурсов. С одной стороны, создание туристских объектов в еще одном таксоне Задонского района позволит номинально увеличить количество территорий, пригодных для туризма. Но с точки зрения функционирования вряд ли это сможет помочь увеличить общий туристский потенциал региона. Проблемные таксоны, в которых для функционирования уже созданных туристских объектов недостает совсем немного элементов, при таком подходе так и останутся поблемными. В то же время необходимо представлять, что процесс превращения новых объектов в туристские дестинации может занять гораздо более продолжительное время, чем использование известных и уже имеющих свои бренды дестинации.
Во-вторых, сосредоточение объектов на одной площадке скорее подходит для размещения промышленных объектов, чем для туристских. Туристские объекты только тогда могут являться туристскими и выполнять свои функции, когда они: а) распределены по территории района (кластера) по различным дести-нациям (таксонам); б) связаны между собой специали-
зированной инфраструктурой в единую функциональную систему. В результате возникает синергетический эффект от взаимодействия разных составляющих территории. Поэтому дополнительная туристская дес-тинация с большим количеством вновь созданных туристских объектов может и не способствовать функционированию уже существующих дестинаций внутри кластера, а составлять им конкуренцию (или наоборот). В любом случае взаимодействия между элементами может не получиться.
Таким образом, на данный момент о Задонском районе как о туристском кластере можно говорить только по отношению к пяти центральным территориальным таксонам - А3В3, А3В4, А3В5, А1В5, а также с неопределенной долей вероятности по отношению к создаваемому АТК «Задонщина» в таксоне А2В5. Здесь туристские объекты сочетаются (или будут сочетаться) с обслуживающей инфраструктурой, создавая условия для функционирования туристского комплекса. Оставшиеся территориальные выделы района имеют незначительный туристский потенциал в основном из-за отсутствия необходимой туристской инфраструктуры. Развитие туризма на этих территориях очень затруднительно без дополнительных инвестиций в туристскую инфраструктуру.
Заключение. Объекты и природные особенности территории, используемые в туристской индустрии, не могут являться туристскими ресурсами до тех пор, пока они не начнут взаимодействовать и создавать в конечном итоге турпродукт или туруслугу. Для этого необходимо, чтобы они были объединены в единую функциональную систему туристской инфраструктурой. Поскольку туристская инфраструктура одновременно является составной частью туристских ресурсов, можно сказать, что туристская инфраструктура является как условием, так и фактором превращения элементов территории в ресурсы (в нашем случае - в туристские).
Методика комплексной оценки туристских ресурсов во многом определяется предметом и целями конкретного исследования. Для различных целей используются различные подходы комплексной оценки. Вне зависимости от целей исследования, любую территорию с туристскими ресурсами необходимо представлять как туристский кластер, чаще всего в пределах муниципального образования. Обособленные территориальные ячейки внутри туристского кластера, обладающие определенной привлекательностью для туристов, необходимо рассматривать как туристские дестинации.
В данной работе целью ком- г^у^ плексной оценки ресурсов являлось выявление ассиметрии в локализа-
30
ции туристских ресурсов. Для этой цели наиболее подходит метод картографической таксономии, при котором на территории выделяются обособленные ячейки, содержащие однородный ресурс. Комплексная оценка при данном методе представляет собой картографические таксоны с определенным набором групп туристских ресурсов, полученные при наложении таксонов по каждой группе туристских ресурсов. В результате возникает возможность выявить степень готовности различных частей в пределах муниципального образования. Так, в пределах Задонского района Липецкой области выявлено четыре таксона (из 16 выделенных в районе), сочетание туристских ресурсов в которых оценивается как комплексное и наиболее способное к функционированию. Еще в трех таксонах недостаточную мощность имеют или сами туристские объекты, или инфраструктура для их функционирова-
ния. Туристское освоение данных территорий будет затруднительным. В оставшихся девяти таксонах туристские ресурсы отсутствуют.
В одном из таких таксонов запланировано создание новых туристских объектов в рамках осуществления проекта по развитию особой экономической зоны «Задонщина». Анализ возможных сценариев влияния новой туристской дестинации на существующие показал, что вероятность существенного прироста качества туристской среды в туристском кластере Задонского района небольшая. Главной причиной этого является то, что концентрация объектов на одной площадке противоречит маршрутно- территориальной организации объектов туристского кластера, при которой участники кластера, чаще всего, территориально распределены в пределах дестинаций.
Литература
1. Бушуева И.В. Управление сервисом на уровне региона: кластерный подход // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 8 (55). С. 141-151.
2. Гаврилов А.Ю. Развитие методологии оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 6 (33). С. 59-68.
3. География туризма / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко и др. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
4. Морозов М.А. Экономика туризма: учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 320 с.
5. Платонова Н.А., Зубакова Н.Н. Оценка туристических ресурсов региона как инструмент их систематизации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 4. С. 56-60.
6. Ульянченко Л.А. Региональные туристские комплексы и кластеры : монография / Л.А. Ульянченко, М.В. Виноградова, И.Г. Гладская. М.: РУСАЙНС, 2015. 152 с.
7. Ушакова Е.О., Цой М.Е. Разработка методического подхода к оценке туристско-рекреационного потенциала региона // Сервис в России и за рубежом. Т. 11. 2017. № 4 (74). С. 18-34.
8. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. № 1. С. 38-44.
References:
1. Bushueva I.V., Service management at the regional level: a cluster approach. Servis v Rossii i za rubezhom, no. 8 (55), 2014, pp. 141 - 151. (In Russ.)
2. Gavrilov A.Yu., Development of a methodology for assessing the resource potential of tourism at the regional level. Servis v Rossii i za rubezhom, no. 6 (33), 2012, pp. 59-68. (In Russ.)
3. Kruzhalin V.I., Mironenko N.S. and others, Geography of tourism. Moscow: Federal Agency of Tourism, 2014, 336 p. (In Russ.)
4. Morozov M. A., Morozova N. S., Karpova G. A., Khoreva L. V., Tourism Economics: Textbook. Moscow: Federal Agency of Tourism, 2014, 320 p. (In Russ.)
5. Platonova N. A., Zubakova N. N., An estimation of tourist resources of the region as an instrument of their systematization. Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika, no. 4, pp. 56-60. (In r^y^ Russ.)
31
6. Ulyanchenko L.A., Vinogradova M.V., Gladskaya I.G., Regional tourist complexes and clusters: monograph. Moscow: RUSAINS, 2015, 152 p. (In Russ.).
7. Ushakova E. O., Tsoi M. E., Development of a methodical approach to assessing the tourist and recreational potential of the region. Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 11, no. 4 (74), 2017, pp. 18-34. (In Russ.)
8. Fedulin A. A., Gavrilov A.Yu., Novikova N. G., Modern approaches to determining the resource potential of tourism. Servis plus, no. 1, 2012, pp. 38-44. (In Russ.)
32
www.philosoph.ru