Научная статья на тему 'Моделирование цветового образа слова и текста'

Моделирование цветового образа слова и текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
637
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВО / ТЕКСТ / ЗВУКО-ЦВЕТОВЫЕ СООТВЕТСТВИЯ / НОСИТЕЛЬ ФОНЕТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ / ЦВЕТОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЦВЕТОВОГО ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефименко Наталья Вячеславовна

В данной статье мы предлагаем к обсуждению результаты психолингвистического эксперимента, в ходе которого был выявлен динамический характер психологической структуры цветового значения звукобуквы, слова и текста и построена спиралевидная модель цветового образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование цветового образа слова и текста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 20 (235).

Филология. Искусствоведение. Вып. 56. С. 93-98.

Н. В. Ефименко

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОГО ОБРАЗА СЛОВА И ТЕКСТА

В данной статье мы предлагаем к обсуждению результаты психолингвистического эксперимента, в ходе которого был выявлен динамический характер психологической структуры цветового значения звукобуквы. слова и текста и построена спиралевидная модель цветового образа.

Ключевые слова: слово, текст, звуко-цветовые соответствия, носитель фонетического значения, цветовое значение, психологическая структура цветового значения.

В ходе анализа теоретического и экспериментального материала по проблеме звукоцветовой ассоциативности нами была сформулирована рабочая гипотеза, согласно которой психологическая структура цветового значения слова и текста не является статичной. Это динамически развивающаяся субстанция, направления изменений которой возможно установить экспериментальным путем. Мы предположили, что колористическое наполнение звуков языка, обусловленное разными факторами (норма и стандарты жизни, проблемы экологии коммуникации, проблемы коммуникативного хаоса и др.), может изменяться с течением времени.

Сопоставление результатов экспериментов по выявлению звуко-цветовых соответствий, проведенных ранее (в период с 1966 по 2005 год), позволило нам выделить единицы, которые имеют частичные или полные несовпадения в цветовом значении1. Экспериментальный материал данного исследования представил собой следующий список из 26 звукобукв русского языка: И, Э, О, Ю, У, Я, Ы, Б, В, В' (вь), Г, Г' (гь), Л, Л' (ль) К, К' (кь), П, ГГ (пь), С, С' (сь), Т, Т (ть), X, Х'(хь), Ц, Ш.

Содержательность звуковой формы рассматривается как психолингвистический феномен символики звуков речи. При этом говорят об аспекте семантики языкового знака - фонетическом значении, что связано с рассмотрением таких проблем, как содержание и форма в языке, пути возникновения языка и речи, рождение, развитие и функционирование слов. Носителем фонетического значения является звукобуквенный психический образ, который формируется под воздействием звуков речи, но осознается и четко закрепляется лишь под влиянием буквы2. Психолингвистический характер (фонологические противопоставления и различия в восприятии) фонетического значения позволяет нам, вслед за А. П. Журавлевым, использовать тер-

мин 'звукобуква для наименования носителя фонетического значения, но для удобства и простоты восприятия информантами звукобуквенных предъявлений называть стимулы звуками.

Материалом для наблюдений и анализа послужили ассоциативные цветовые реакции на выделенные звукобуквы русского языка, полученные нами в ходе серии экспериментов с ноября 2010 по май 2011 года. Для подтверждения валидности результатов и чистоты эксперимента необходимым условием является отсроченное повторение эксперимента с применением одинаковых методов, что было выполнено в исследовании. В первой серии экспериментов нами было получено и обработано 7800 ответов, в ходе верифицирующего этапа - 2600 реакций. Общее количество проанализированных ответов респондентов составило 10400 ассоциативных реакций. Расчет коэффициента частоты совпадения фоносемантической оценки звуков и определения влияния изменения колористического восприятия звуков на цветовое наполнение слова и текста производился методом статистического анализа (программа STATISTIC A Version 6, StatSoft). Коэффициент надежности результатов вычислялся по формуле, предложенной А. П. Журавлевым3: Rtt = 2г . где г - коэф-

1+г

фициент корреляции (по К. Пирсону) между рядами средних оценок звуков. В нашем случае показатель коэффициента корреляции (Rtt) оказался равным 0,87. В подобных измерениях считается достаточным Rtt > 0,854.

При этом следует отметить, что данные по звуко-цветовой ассоциативности ряда звуков русского языка, полученные экспериментальным путем, валидны (от 30,1 % до 56,7 %). В ходе серии экспериментов мы получили следующие результаты, которые сведены в таблицу

Сводная таблица результатов по звуко-цветовой ассоциативности ряда звукобукв русского языка

Звук Цвет Коэффициент частоты совпадений Звук Цвет Коэффициент частоты совпадений

И синий 43,62 % К’ (кь) бордовый (краснокоричневый) 38,09 %

э желто-зеленый 49,7 % Л синий 31,01 %

о белый 35,35 % Л’ (ль) голубой 31,98%

ю фиолетовый (красно-синий) 37,24 % П серый (антрацит) 41,7%

У зелено-синий (цвет морской волны) 48% П’ (пь) серый (антрацит) 42,16%

я светлый красный (цвет сёмги) 40,2 % С синий 39%

ы черный 39,33 % С’ (сь) бирюзовый (синежелтый) 47,94 %

Б белый 47,82 % Т бо лотно -коричневый (кора старого дерева) 50,7 %

В синий 49% Т* (ть) серо-коричневый (кора молодого дерева) 43,43 %

В"(вь) голубой 30,1 % X серый (цвет мокрого асфальта) 55,1 %

Г синий 33,33 % X’ (хь) серо-зеленый (хаки) 41,75 %

Г’ (гь) серый (антрацит) 41,3 % ц желтый 56,7 %

К красный 54,7 % ш черный 43,47 %

- звукобуква с измененным цветовым наполнением

Из таблицы отчетливо видно, что 7 звукобукв изменили свой цветовой образ5: В' (вь) -синий —► голубой; Л' (ль) - синий —► голубой; П - черный —> серый (антрацит); Т - черный —>■ болотно-коричневый (кора старого дерева); Т' (ть) - сине-белый —» серо-коричневый (кора молодого дерева); X - черный —> серый (цвет мокрого асфальта); X' (хь) - черный —> серозеленый (хаки). Просматривается тенденция стремления (большинства) звукобукв (6 из 7) к более светлой окраске. Все остальные исходные единицы подтвердили свое цветовое наполнение, которое было выявлено в ходе экспериментов, проведенных другими исследователями (Г. Н. Иванова-Лукьянова 1966; А. П. Журавлев 1974; Л. П. Прокофьева 1985, 1995; М. А. Балаш 1999; С. В. Бондарь 2001; М. II Дымшиц 2003).

Проведенная экспериментальная проверка цветовой ассоциативности звуков русского языка позволяет с высокой степенью достоверности говорить об изменении цветности у ряда звукобукв. Данные количественного анализа и качественной интерпретации стимульного ряда и ассоциаций в полной мере верифици-

руют полученные показатели. По результатам наших экспериментов мы уточнили цветовую матрицу звукобукв русского языка.

В мировой и отечественной литературе имеется большое количество публикаций, связанных с проблемами восприятия и понимания текста. За интересом учёных к тексту скрывается интерес к проблемам языкового сознания. В отечественной психолингвистике языковое сознание понимается как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности с помощью языковых знаков. За интересом к языковым знакам и, соответственно, к тексту стоит и интерес к языковой личности и образу мира человека, поскольку в каждом тексте проявляется языковая личность, владеющая системой языка. Процессы порождения и восприятия текста рассматриваются как результат речемыслительной деятельности человека, как «способ отражения действительности в сознании <...> с помощью элементов системы языка»6. Внимание исследователей акцентируется на сложности и многоплановости процессов восприятия и понимания текста, на их тесной взаимосвязи, поэтому восприятие и по-

нимание принято рассматривать как две стороны одного явления - сторон}' процессуальную и сторону результативную.

Восприятие текста предполагает понимание его значения. По мнению Т. М. Рогожниковой, «если понимание осуществляется только на уровне интерпретации, то осознание реальности подменяется восприятием фиксированных значений, связывающихся с воспринимаемыми знаками. И в этом нельзя не согласиться с точкой зрения, что возможность сознания связана с восприятием знака как символа, вводящего в такие пласты реальности, которые не могут быть описаны завершенными текстами и не допускают непротиворечивой интерпретации»7.

Психическая деятельность человека (ощущения, восприятие, память, чувства, воля, мышление) протекает на осознанном и неосознанном уровнях и ориентирована на получение и обработку информации об окружающем мире. В своей работе «Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова» Т. М. Рогожникова пишет, что «мы живем в мире, количество измерений которого значительно превосходит предел нашего осознания, и большую часть нашего существа мы не осознаем. Но мы можем догадываться об этом»8. Автор говорит о механизме, с помощью которого становятся возможными подобные рассуждения. Многочисленные эксперименты и анализ экспериментальных данных подтверждают, что информация, находящаяся вне человека, «входя в его полевые структуры, формируется в индивидуальное ассоциативное поле человека. Если другие полевые структуры человека не искажены, то ассоциативное поле формируется в заданном пространстве, при этом исправно выполняется строго дозированная перекодировка информации, которую способен принять человек, находящийся на данном этапе развития сознания и в определенном состоянии сознания»8.

Познавательная деятельность человека протекает с опорой не на одну, изолированную модальность - любое предметное восприятие системно, оно является результатом полимо-дальной деятельности. Совместное координированное действие органов чувств становится естественной основой для протекания синергетических процессов, а психофизиологические механизмы соотношения разных модальностей составляют глубинную базу в любом языке9.

Цвет является одним из важнейших ощущений восприятия, который сопровождает

человека всю жизнь, и образует своеобразное ассоциативное поле, в которое входят как визуальные, так и синестетически мотивированные аудиальные представления. Тем самым цвет создает своеобразное цветовое поле, сформированное звукобуквами родного языка1". В ядре цветового поля должны располагаться звуко-буквы, цветовая ассоциативность которых находится в пределах значимых данных (свыше 25 % совпадений). Звукобуквы, цветовая ассоциативность которых превышает порог случайных совпадений, будут составлять периферию (не менее 14 % совпадений). Активность звуко-букв в ядре спирали (центре) говорит о значимости цветов для носителей языка и то, что эти цвета могут составлять основную (базисную) национальную цветовую картину мира.

Количественные методы анализа данных используются в целях изучения структуры ассоциативного поля (в данном исследовании -ассоциативной палитры звуков русского языка (по терминологии Т. М. Рогожниковой)) и формализации процессов ассоциирования. Под ассоциативной палитрой мы понимаем функциональную психолингвистическую модель, фиксирующую ассоциативные связи звуко-букв и их цветонаполнений, выявленные экспериментально на основе ассоциаций.

Как отмечают многие исследователи, «воздействие Цвета комплексно и закономерно влияет на психосоматический статус людей, эти влияния совпадают с характеристиками, традиционно приписываемыми определенным цветам. "Холодные” цвета успокаивают, расслабляют, "теплые” - возбуждают и усиливают внутреннее напряжение»11. Позитивные эмоции имеют максимум в «зеленой» части спектра, а иногда, в случае ярко выраженной положительной эмоции, - «красной», «желтокрасной» и «оранжевой». «Когда эмоции участвуют в познавательных процессах, т. е. выполняют когнитивную функцию (удивление, интерес, сомнение), они ассоциируются у испытуемых с желтыми и синими цветами»12. «Темные тональности» настораживают, вызывают страх.

«Настраивая» значение, заложенное на уровне звуко-цветовой ассоциативности, можно прогнозировать появление определенной эмоциональной реакции на текст

К настоящему моменту закончена работа над созданием специального модуля компьютерной программы автоматизированного анализа звуко-цветовой составляющей слова и

текста (руководитель проекта доктор филологических наук, профессор Т М. Рогожникова, программист С. А. Воронков, аспиранты Н. В. Ефименко, Р. В. Яковлева), с помощью которой мы можем построить конкретную цветовую ассоциативную спираль для любого текста, где в ядре (центре) будет находиться ведущий цвет данной вербальной модели. Цветовая спираль строится с целью выявления характера «экспрессивно-образной заряженности» вербальной модели. Процесс моделирования такого рода поможет отобрать тексты, «комфортные» для восприятия, и в перспективе предоставит возможность совершенствовать вербальную модель на фоносемантическом уровне с целью повышения ее (вербальной модели) информативности.

Прототипом создания данной модели послужила спиралевидная модель семантического развития13. В 1984 году, исследуя пути развития значения слова в разных возрастных группах, Т. М. Рогожникова на основе анализа экспериментального материала (свыше 130000 ассоциативных реакций на шести языках) построила спиралевидную модель семантического развития. Данная модель может быть названа интегративной, так как в ее основе лежат осмысление и анализ результатов исследований таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, Д. Палермо, Э. Рош, Е. Кларк, Ф. Кейл и Н. Баттерман, а также количественная и качественная интерпретация материа-

лов ассоциативных экспериментов на разных языках. Т. М. Рогожникова пришла к выводу, что развитие значения слова в индивидуальном сознании в условиях нормы представляет собой единый и постепенный процесс, аналогичный восхождению по спирали с увеличивающимся по мере восхождения диаметром витков. Разработанная автором модель подтверждает правильность гипотез генерализации и дифференциации14, но обнаруживает их недостаточность в отрыве друг от друга. Два основных пути изменения значения слова не идут параллельно, а свиваются в одну спираль, что делает этот процесс единым и постепенным. Предложенная Т. М. Рогожниковой модель не противоречит идее выделения стадий в развитии семантики слова (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, М. М. Кольцовой, Л. Блум).

Следует отметить, что спиралевидная модель развития слова, разработанная Т. М. Рогожниковой, согласуется с гипотезой прототипов Д. Палермо. Если изобразить вид спиралевидной модели сверху, то получается модель в виде расходящихся от центра кругов, где центром является ядро прототипа, а увеличивающиеся в диаметре круги состоят из периферийных его членов, связанных различными отношениями как с ядром, так и друг с другом15.

Рассмотрим функционирование спиралевидной модели цветового образа на примере текста «Мехатроника», учебное пособие «Основы мехатроники» (автор - Ю. В. Подураев):

Многоцветная периферия, содержащая спорадические ассоциативные реакции

белый

синий

зеленый

красный

Цветовая ассоциативная спираль

«Мехатронпка - это новая область науки и техники, посвященная созданию и эксплуатации тттт и систем с компьютерным управлением движением, которая базируется на знаниях в области механики, электроники и микропроцессорной техники, информатики и компьютерного управления движением машин и агрегатов. Методологической основой разработки мехатронных систем служат методы параллельного проектирования. При традиционном проектировании машин с компьютерным управлением последовательно проводится разработка механической, электронной, сенсорной и компьютерной частей системы, а затем выбор интерфейсных блоков. Парадигма параллельного проектирования заключается в одновременном и взаимосвязанном синтезе всех компонент системы...»16

На рисунке представлена цветовая ассоциативная спираль, ядерную зону цветового значения которой наполняют самые часто встречающиеся в тексте звукобуквы.

Отчетливо видно, что ведущими цветами представленного текста являются белый, си-пин. красный, зеленый. В ядерную зону цветового значения данного текста входят белый и синий цвета, периферию составляют красный и зеленый. Значения цвета, выявляемые на разных уровнях человеческой сущности (бессознательной, подсознательной, сознательной), образуют систему цветовых сублиматов. Цветовая палитра звукобукв русского языка интерпретируется как связанная в большей мере с сознательным (белый и синий), с подсознательным (красный) и в меньшей мере с бессознательным (черный)11. С точки зрения психологической и культурологической интерпретации звуко-цветовой ассоциативности русского языка, синий цвет настраивает на восприимчивость, организованность, соблюдение правил, идеализм, послушание; белый -на самоотдачу, единство, легкость, выявление скрытого и ложного; красный - на лидерство, упорство, созидание, динамичность; зеленый -на проницательность, развитое воображение, общительность.

Обобщив все вышесказаннос. мы можем сделать вывод, что данный текст обладает «положительным» цветовым значением для «комфортного» восприятия и понимания, что является одним из основных условий создания или выбора учебных текстов.

Таким образом, полученные результаты способствуют обнаружению универсальных

механизмов, лежащих в основе использования индивидом языковых единиц и увязываемых с ними структур знания, через корректировку значения, заложенного на уровне звукоцветовой ассоциативности, возможны прогноз определенной эмоциональной реакции на слово и текст и в перспективе совершенствование вербальной модели с целью повышения ее информативности на фоносемантическом уровне посредством изменения частотности употребления звуков

Примечания

1 Ефименко, Н. В. Цвет и звук : взаимопроек-ция двух категориальных систем // Теория и практика языковой комму никации : материалы Междунар. науч.-метод, конф. Уфа : УГАТУ, 2011. С. 164-169.

2 Журавлев, А. П. Фонетическое значение. Л. : ЛГУ, 1974. 152 с.

3 Там же. С. 40.

4 Там же. С. 53.

5 См.: Прокофьева, Л. П. Звуко-цветовая ассоциативность : универсальное, национальное, индивидуальное. Саратов : СГМУ, 2007. С. 128-129. Автор предлагает сравнительные данные экспериментов по цветовой ассоциативности звуков русского языка, проведенных Г. Н. Ивановой-Лукьяновой; А. П. Журавлевым, Л. П. Прокофьевой; М. А. Балаш; С. В. Бондарь; М. Н. Дымшиц в период с 1966 по 2005 год.

6 Белянин, В. П. Основы психолингвистиче-ской диагностики : модели мира в литературе. М. : Тривола, 2000. 246 с.

Рогожникова, Т. М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова : монография. Уфа : Уфим. авиац. техн. ун-т, 2000. 242 с.

8 Там же. С. 13.

9 См. : Лурия, А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд. М. : МГУ, 1998. 336 с. 111 См.: Прокофьева, Л. П. Звуко-цветовая ассоциативность...

11 Яныпин, П. И. Психосемантика цвета. СПб. : Речь, 2006. 369 с.

12 Измайлов, Ч. А. Взаимосвязь между эмоциями и цветом / Ч. А. Измайлов, Н. II Волков // Тр. НИИ Гражданской авиации Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 220. М., 1983. С. 50-55.

13 Рогожникова, Т. М. О спиралевидной модели развития значения слова у ребенка //

Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста : сб. науч. тр. Калинин : Калинин, гос. ун-т, 1986. С. 100-105.

14 См.: Рогожникова, Т. М. Развитие значения полисемантического слова у ребенка // Психолингвистические исследования : (Лексика. Фонетика) : сб. науч. тр. Калинин : Калинин, гос. ун-т, 1985. С. 29-37.

15 Рогожникова, Т. М. История одной модели // Теория и практика языковой коммуникации : материалы Междунар. науч.-метод, конф. Уфа : УГАТУ, 2011. С. 417-424.

16Подураев, Ю. В. Основы мехатроники : учеб. пособие. М. : МГТУ «Станкин», 2000. 83 с.

17 См.: Прокофьева, Л. П. Звуко-цветовая ассоциативность...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.