УДК 796.1 DOI 10.14526/01_1111_09
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ
Кудряшов Е.В. - кандидат педагогических наук, доцент, Фазлеев М.Т. - старший преподаватель, Сырчиков А.С. - доцент, Корепанова Ю.А. - доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
г. Пермь
TECHNICAL READINESS MODELING OF FEMALE VOLLEYBALL-PLAYERS OF MASS CATEGORIES
Kudryashov E.V. - candidate of pedagogics, associate professor, Fazleev M.T. - senior teacher, Surchikov A.S. - associate professor, Korepanova Y.A. - associate professor Perm National Research Polytechnic University,
Perm
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: волейбол, моделирование, техническая подготовленность, массовые разряды.
Аннотация. Процесс технической подготовки является одной из ключевых составляющих формирования квалифицированного спортсмена. Необходимо, чтобы этот процесс сопровождался становлением умений и навыков, которые могли бы обеспечить эффективное использование уровня развития физических качеств, функционального потенциала спортсменок для достижения наивысших результатов в процессе выполнения соревновательных действий, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки, для чего необходимо иметь четкое представление о предполагаемой модели мастерства.
Материал. В исследовании участвовали 47 волейболисток, имеющих уровень подготовленности от III до I спортивного разряда. При определении технической подготовленности волейболисток оценивалась техника приемов, передач, нападающих ударов, блокирований нападающих ударов, подач мяча.
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области волейбола, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью, тестирование уровня технического мастерства, методы математической статистики.
Результаты. Проведенная работа позволила выявить динамику изменения суммарного показателя техники. Этот показатель можно считать объективной характеристикой уровня технической подготовленности волейболисток различной квалификации, так как видна последовательная равномерная взаимосвязь роста техники со спортивным разрядом спортсменок, при высокой достоверности различий.
Заключение. У волейболисток рост спортивного мастерства сопровождается статистически значимым повышением уровня технической подготовленности как по отдельным элементам, так и по суммарному показателю техники. Представленные данные могут быть использованы с целью коррекции тренировочного процесса волейболисток на этапах подготовки от III до I спортивного разряда.
Keywords: volleyball, modeling, technical readiness, mass categories.
Annotation. The process of technical readiness is one of the k ey constituents of a sk illed sportsman formation. This process should be accompanied by abilities and skills formation which can provide the effective use of physical qualities development level, athletes' functional potential for the highest results achievement during competitive actions fulfillment, and also a systematic technical perfection at different stages of training. That is why it is necessary to have a clear picture of the supposed model of mastery.
Material. 47 female volleyball-players (from the IIIrd to the Ist sports category) participated in the research. During their technical readiness determination the technique of the ball receiving, pass, onrushing strikes, onrushing strikes blocking, ball serving was estimated.
Research methods: scientific-methodical and special literature analysis, specialists-practitioners' advanced experience summarizing in the sphere of volleyball, pedagogical observation over the training activity, the level of technical skills testing, methods of mathematical statistics.
Results. The conducted work allowed to reveal the dynamics of the total technique index change. This index can be considered an objective characteristic of female volleyball-players' technical readiness level (among different qualifications), because a successive, regular interconnection between the technique improvement and the sports category of the athletes is seen with a high level of differences validity.
Conclusion. Volleyball-players' sportsmanship improvement growth is accompanied by statistically significant increase of technical readiness level both according to separate elements and according to the total technique index. The presented results can be used to correct the training process of female volleyball-players at the stages of training from the IIIrd to the Ist sports categories.
Введение. Все возрастающая международная конкуренция в различных видах спорта требует поиска современных методов ведения соревновательной борьбы, оптимизации процесса подготовки, совершенствования
тренировочных средств. В данном аспекте не является исключением и волейбол [1; 2;
4].
Как известно, техническая подготовка является одной из ключевых в формировании мастерства спортсменок в волейболе. По мнению Ю.Д. Железняка, техническая подготовленность
волейболисток характеризуется степенью освоения спортсменкой системы движений, характерных для данного вида спорта и обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов. Успешные, эффективные действия волейболисток в условиях мгновенно
изменяющихся игровых ситуаций возможны лишь при условии, если спортсменки владеют всем богатством разнообразных технических приемов и способов, умеют выбрать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно выполнять их.
Высокие спортивные результаты могут быть показаны только на основе всесторонней технической
подготовленности спортсменки. Для этого необходимо:
владеть современными
техническими приемами и уметь выполнять их наиболее совершенными способами; в этом проявляется один из критериев оценки технического мастерства - разносторонность;
уметь использовать арсенал технических приемов и способов в различных игровых ситуациях при
активном противодействии противника (эффективность);
выполнять технические приемы стабильно, несмотря на различные неблагоприятные условия (надежность);
владеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться значительно чаще в связи с выполнением определенных функций в команде (направленная специализация) [1; 7].
Актуальность. Процесс
технической подготовки сводится к становлению умений и навыков, обеспечивающих эффективное
использование функционального
потенциала спортсменок для достижения наивысших результатов в процессе выполнения соревновательных действий, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки [3; 4; 6].
В этой связи необходимым критерием для эффективной реализации процесса технической подготовки является определение модельных характеристик подготовленности волейболисток, что и обусловливает актуальность избранного направления для проведения научных исследований [3; 4].
Цель исследования: разработать модель технической подготовленности волейболисток массовых разрядов.
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области волейбола, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью,
тестирование уровня технического мастерства, методы математической статистики.
Организация исследований. В исследовании участвовали 47
волейболисток, имеющих уровень подготовленности от Ш до I спортивного разряда. При определении технической подготовленности волейболисток
оцениваются техника приемов, передач, нападающих ударов, блокирований нападающих ударов, подач мяча. С этой целью рекомендуется применение
следующих тестов, проб и контрольных упражнений:
прием мяча с подачи - мяч направить из зоны 6 в зоны 2-3 через ленту, натянутую на высоте 3 и 1,5 м от сетки (5попыток);
передача мяча двумя руками сверху - мяч направить из зоны 2-3 в зону 4 через ленту, натянутую на высоте 3 и 2 м от боковой линии и 1,5 от сетки (5 попыток). Лента натягивается при помощи дополнительных Г-образных антенн, закрепленных на сетке;
нападающий удар сильнейшей рукой из зоны 4 или 2 в зоны 4-5 или 2-1 (5 попыток);
блокирование нападающего удара, направленного в зону 6 (5 попыток);
подача мяча (верхняя прямая или боковая) в зоны 4-5 (5попыток).
Учитывалось количество попыток, отвечающих требованиям,
предусмотренным в испытании, а также качество исполнения приемов игры (приемы с нарушением правил игры не засчитывались). Перед началом тестирования была проведена разминка
[5].
Результаты исследований и их обсуждение. Рассматривая результаты исследований, приведенные в таблице 1, видим, что в техническом элементе «прием подачи двумя руками снизу» прирост результата от Ш спортивного разряда (1,43) до II (1,62) практически не значим и составляет 0,19, а со II до I спортивного разряда происходит статистически значимый динамичный рост от 1,62 до 2,51 соответственно (<0,01, <0,05).
Контрольное испытание «передача мяча двумя руками сверху» характеризуется равномерным ростом на этапах от III до I разряда (от 2,12 до 2,87), но при этом статистически недостоверной является разница в результатах II и I разрядов (>0,05).
В тесте «нападающий удар» в отличие от «приема подачи» наблюдается равномерное повышение показателей от III до I разряда (от 2,08 до 3,75 соответственно), что является
статистически достоверным результатом (<0,01).
Полученные данные в контрольном упражнении «блокирование нападающего удара» сходны с динамикой изменения показателей в тесте «передача мяча двумя руками снизу» и являются статистически достоверными (<0.05, <0.01).
Уровень развития технической подготовл
Также статистически
достоверными являются показатели уровня технического элемента «подача мяча» и составляют 2,77 у спортсменок III разряда, 3,26 - у спортсменок II разряда (<0.01), 3,75 - у спортсменок I разряда (<0,05).
Таблица 1
волейболисток различной квалификации
Контрольные испытания I разряд II разряд III
(тесты) разряд
х± P X± P х±
шх шх Шх
1.Прием подачи двумя руками снизу 2,51 + 1,62 + 1,43 +
(из 5 попыток), количество раз 0,13 <0,05 0,13 <0,05 0Д1
2.Передача мяча двумя руками 2,87± 2,28 ± 2,12±
сверху (из 5 попыток), количество 0,17 >0,05 0,17 <0,01 0,17
раз
З.Нападающий удар (из 5 попыток), 3,75 ± 2,53 ± 2,08 ±
количество раз 0,13 <0,01 0,22 <0,05 0,13
4.Блокирование нападающего удара 2,75 + 2,25 + 1,85 +
(из 5 попыток), количество раз 0,17 <0,05 0,13 <0,05 0,05
5.Подача мяча (из 5 попыток), 3,75 ± 3,26± 2,11 +
количество раз 0,08 <0,05 0,17 <0,01 0,15
б.Суммарный показатель техники (из 15,63 11.94 10,25
25 попыток), количество раз ±0,17 <0,01 ±0,26 <0,01 ±0,23
На рисунке 1 можно рассмотреть динамику изменения суммарного показателя вышеописанных технических элементов. Этот показатель можно считать самой объективной характеристикой уровня технической подготовленности
волейболисток различной квалификации, так как видна последовательная равномерная взаимосвязь роста техники со спортивным разрядом спортсменок, при достоверности различий (р<0,01).
III разряд II разряд I разряд
Рисунок 1. Динамику изменения суммарного показателя техники во взаимосвязи с ростом
квалификации волейболисток
ЗАКЛЮЧЕНИЕ значимым повышением уровня
1. У волейболисток рост спортивного технической подготовленности, как по мастерства сопровождается статистически
отдельным элементам, так и по суммарному показателю техники.
2. Представленные данные могут быть использованы с целью коррекции тренировочного процесса волейболисток на этапах подготовки от III до I спортивного разряда.
Литература
1. Жула, В. П. Развитие двигательных умений студентов при выполнении передачи мяча двумя руками снизу в процессе занятий волейболом / В. П. Жула // Физической воспитание студентов. - 2014. - № 6. - С. 13-16.
2. Козин, В.В. Становление техники атакующих действий баскетболистов под влиянием противодействий защитников /В.В. Козин // Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 4(17). - С. 44-48.
3. Кронников, Н. Д. Подвижные игры при обучении волейболу / Н. Д. Кронников // Физическая культура в школе. - 2013. - № 7. - С. 45-49.
4. Кудряшов, Е. В. Педагогический контроль за структурой физической подготовленности волейболисток : метод. реком. / Е. В. Кудряшов. - Луганск, 2005. - 30 с.
5. Кудряшов, Е. В. Построение и контроль тренировочного процесса в волейболе : монография / Е. В. Кудряшов. - Луганск, 2005. -254 с.
6. Оплетин, А. А. Саморазвитие личности студентов вуза с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культурой : монография / А. А. Оплетин. - Пермь, 2012. - 190 с.
7. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. -К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
8. Степанова, В. В. Формирование навыков игры волейбол детей 10-12 лет секции волейбола / В. В. Степанова // Современные проблемы физической культуры и спорта : Материалы вузовской научно -практической конференции школьников, студентов,
магистрантов, аспирантов. ФГБОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта». - Киров, 2014. - С. 135-139.
References
1. Zhula V. P., Fizicheskoi vospitanie studentov [Physical education of students], 2014, No. 6, pp. 13-16.
2. Kozin V.V., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kultury i sporta , 2010, No.4(17), pp. 44-48, available at: http://elibrarv.ru/item.asp?id=18049441.
3. Kronnikov N. D., Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical culture at school], 2013, No.7, pp. 4549.
4. Kudryashov E. V., Pedagogicheskii kontrol' za strukturoi fizicheskoi podgotovlennosti voleibolistok [Pedagogics control over female volleyball players' structure of physical readiness], Lugansk, 2005, 30 p.
5. Kudryashov E. V., Postroenie i kontrol' trenirovochnogo protsessa v voleibole [Training process organization and control in volleyball], Lugansk, 2005, 254 p.
6. Opletin A. A., Samorazvitie lichnosti studentov vuza s pomoshch'yu universal'noi sistemy razminki na zanyatiyakhfizicheskoi kul'turoi [Students' personality self-development in a higher educational institution by means of a universal system of warm-up at physical culture lessons], Perm, 2012, 190 p.
7. Platonov V. N., Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiiskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [The system of sportsmen training in the Olympic sport. General theory and its practical applications], K. : Olympic literature, 2004, 808 p.
8. Stepanova V. V., Sovremennye problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Modern problems of physical culture and sport], Materials of the Institute Scientific-Practical conference among schoolchildren, students, master's degree, graduate students, Kirov, 2014, pp. 135-139.
Статья поступила в редакцию: 8.05.2015г.