Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГОНЩИКОВ В ВМХ СПОРТЕ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГОНЩИКОВ В ВМХ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОНЩИКИ ВМХ / СТАРТ И СТАРТОВЫЙ РАЗГОН / ФИНИШИРОВАНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горская И.Ю., Пушкин А.С., Мироненко Е.Н., Терещенко А.А.

Успешность или неуспешность выполнения соревновательного упражнения квалифицированных гонщиков ВМХ обусловлена качеством выполнения отдельных элементов прохождения трассы ВМХ, в структуре которого выделены: старт и стартовый разгон до первого препятствия, прохождение средней части дистанции, преодоление препятствий, прохождение виражей, заключительная часть дистанции. Уровень специальной подготовленности гонщиков целесообразно оценивать по наиболее важным структурным единицам выполнения соревновательного упражнения, так как это обусловливает время прохождения специализированной трассы ВМХ в целом. Цель исследования заключается в обосновании подходов к моделированию элементов соревновательной деятельности в тренировочном процессе квалифицированных велосипедистов ВМХ спорта. Было разработано, предложено и апробировано четыре варианта модели, на основе типовых вариантов прохождения элементов соревновательной трассы гонщиками ВМХ. Использование разработанной схемы моделирования элементов соревновательной дистанции позволило усиленно отработать слабые стороны специальной подготовленности гонщика, то есть индивидуализировать процесс подготовки за счет некоторого перераспределения специальных средств подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горская И.Ю., Пушкин А.С., Мироненко Е.Н., Терещенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING STRUCTURAL ELEMENTS OF COMPETITIVE ACTIVITY IN SPECIAL TRAINING OF QUALIFIED RACERS IN BMX

Successfulness or unsuccessfulness of performing a competitive exercise by qualified BMX racers is due to the quality of performing separate elements of passing the BMX trails, in the structure of which include start and the starting build-up until the first obstacle, passing through the middle segment of the distance, obstacle crossing, passing berms and the final segment of the distance. The special fitness level of racers needs to be evaluated according to the most important structural units of performing the competitive exercise, since it is due to the time of passing a special BMX trail. The purpose of this study is to substantiate approaches to model the elements of competitive activity in the training process of qualified BMX racers. Four options of the model were developed, suggested and proven, based on typical patterns of passing the elements of the competitive trail by BMX racers. Using the developed scheme of modelling elements of the competitive distance allowed working on weaknesses of the racer’s special fitness, to individualize the training process at the expense of redistributing special means of training.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГОНЩИКОВ В ВМХ СПОРТЕ»

Дата публикации: 01.09.2021

DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_18

УДК 796.01

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГОНЩИКОВ В ВМХ

СПОРТЕ

И.Ю. Горская1, А.С. Пушкин1, Е.Н. Мироненко2, А.А. Терещенко2 1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск, Россия

2Омский государственный университет путей сообщения,

г. Омск, Россия

Ключевые слова: соревновательная деятельность, гонщики ВМХ, старт и стартовый разгон, финиширование, преодоление препятствий, тренировочный процесс.

Аннотация. Успешность или неуспешность выполнения соревновательного упражнения квалифицированных гонщиков ВМХ обусловлена качеством выполнения отдельных элементов прохождения трассы ВМХ, в структуре которого выделены: старт и стартовый разгон до первого препятствия, прохождение средней части дистанции, преодоление препятствий, прохождение виражей, заключительная часть дистанции. Уровень специальной подготовленности гонщиков целесообразно оценивать по наиболее важным структурным единицам выполнения соревновательного упражнения, так как это обусловливает время прохождения специализированной трассы ВМХ в целом. Цель исследования заключается в обосновании подходов к моделированию элементов соревновательной деятельности в тренировочном процессе квалифицированных велосипедистов ВМХ спорта. Было разработано, предложено и апробировано четыре варианта модели, на основе типовых вариантов прохождения элементов соревновательной трассы гонщиками ВМХ. Использование разработанной схемы моделирования элементов соревновательной дистанции позволило усиленно отработать слабые стороны специальной подготовленности гонщика, то есть индивидуализировать процесс подготовки за счет некоторого перераспределения специальных средств подготовки.

MODELLING STRUCTURAL ELEMENTS OF COMPETITIVE ACTIVITY IN SPECIAL TRAINING OF QUALIFIED RACERS IN BMX I.Yu. Gorskaya1, A.S. Pushkin1, E.N. Mironenko2, A.A. Tereshchenko2 Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia

2Omsk State Transport University, Omsk, Russia

Key words: competitive activity, BMX racers, start and starting build-up, finish, obstacle crossing, training process.

Annotation. Successfulness or unsuccessfulness of performing a competitive exercise by qualified BMX racers is due to the quality of performing separate elements of passing the BMX trails, in the structure of which include start and the starting build-up until the first obstacle, passing through the middle segment of the distance, obstacle crossing, passing berms and the final segment of the distance. The special fitness level of racers needs to be evaluated according to the most important structural units of performing the competitive exercise, since it is due to the time of passing a special BMX trail. The purpose of this study is to substantiate approaches to model the elements of competitive activity in the training process of qualified BMX racers. Four options of the model were developed, suggested and proven, based on typical patterns of passing the elements of the competitive trail by BMX racers. Using the developed scheme of modelling elements of the competitive distance allowed working on weaknesses of the racer's special fitness, to individualize the training process at the expense of redistributing special means of training.

Введение. Анализ научно-методической литературы, затрагивающей разные стороны процесса спортивной подготовки в ВМХ, свидетельствует о слабой разработанности проблемы технической подготовки в российских и зарубежных источниках. В России лишь несколько исследователей занимаются проблемами разных сторон подготовки гонщиков в ВМХ спорте [1, 2, 3, 4, 5]. Более широко и более длительный период анализируются проблемы подготовки гонщиков ВМХ в зарубежной литературе. Наибольший вклад в изучение проблем подготовки юных гонщиков ВМХ вносят испанские исследователи M. Mateo, M. Zabala и др., освещая преимущественно вопросы технической подготовки и медико-биологического сопровождения в этом виде спорта [6, 7]. Однако, вопросы моделирования элементов соревновательной деятельности в процессе многолетней спортивной подготовки гонщиков ВМХ на разных ее этапах, освещены лишь фрагментарно.

Цель исследования заключается в обосновании подходов к моделированию элементов соревновательной деятельности в тренировочном процессе квалифицированных велосипедистов ВМХ спорта.

Методы и организация исследования. Исследование проведено на базе кафедры естественно-научных дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры и спорта с участием 16 гонщиков ВМХ (мужского пола), уровень спортивной квалификации КМС (кандидат в мастера спорта). Использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, моделирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенного анализа и педагогического наблюдения свидетельствуют, что совокупность технических действий в BMX разнообразна и обусловлена нестандартностью и высокой вариативностью условий соревновательной деятельности, главными из которых являются: ситуативный характер действий с учетом позиции гонщика во время прохождения виражей, препятствий (ввиду одновременного старта 8-ми гонщиков), конструктивные особенности соревновательного трека, не имеющие унифицированных стандартов. В связи с этим повышаются требования к разносторонности техники велогонщиков ВМХ.

Успешность или неуспешность выполнения соревновательного упражнения квалифицированных гонщиков ВМХ обусловлена качеством выполнения отдельных элементов прохождения трассы ВМХ, в структуре которого выделены старт и стартовый разгон до первого препятствия, прохождение средней части дистанции, преодоление препятствий, прохождение виражей, заключительная часть дистанции. Уровень специальной подготовленности гонщиков целесообразно оценивать по наиболее важным структурным единицам выполнения соревновательного упражнения, так как это обусловливает время прохождения специализированной трассы ВМХ в целом.

В процессе исследования проведен анализ выполнения структурных элементов соревновательного упражнения. Анализ техники прохождения участков с различными препятствиями выявил необходимость контроля биомеханических характеристик (поза спортсмена, угловые характеристики сочленения сегментов тела, сила реакции опоры, момент силы реакции опоры). Более предпочтительным способом преодоления препятствий (по степени контакта колес с опорой) оказался способ «на двух колесах».

Анализ техники прохождения виража в BMX позволил выделить следующие отличительные параметры эффективной техники. Траектория движения велосипеда: прохождение виража по средней дорожке быстрее, чем по внешней, а скорость на выходе из виража при этой траектории выше по сравнению с прохождением по внутренней дорожке. Использование согнутых

213

рук статистически значимо уменьшает длительность прохождения виража по сравнению с использованием прямых рук. При выходе из виража предпочтительно использование техники разгона с положительным углом между вертикалью и прямой, проходящей через ручку руля и ось плечевого сустава, в сагиттальной плоскости.

Проведенное исследование показало, что подавляющее большинство гонщиков имеет слабые места в технической подготовленности, как правило, выраженные по одному, реже двум структурным элементам соревновательного упражнения. Как правило, спортсмен имеет сильные позиции, например, по стартовому действию и прохождению виражей или другое сочетание. Вместе с тем, у каждого спортсмена есть слабые стороны, выраженные с разной степенью. Например, провальный старт, или сложности при прохождении препятствий, что и надо учитывать и корректировать в процессе подготовки. Лишь отдельные гонщики не имеют выраженных пробелов в технической подготовленности. Мы предположили, что моделирование элементов соревновательной деятельности с учетом индивидуального уровня специальной подготовленности гонщика, его сильных и слабых сторон, позволит в значительной степени повысить эффективность тренировочного процесса на этом этапе спортивной подготовки.

По результатам проведенного предварительного исследования обосновано и предложено четыре варианта модели тренировочной подготовки, подобранных с учетом слабых сторон выполнения соревновательного упражнения. В каждом варианте модели подобраны соответствующие средства и методы подготовки в разделе физической и технической подготовки. Использованы средства общефизической (ОФП) и специальной подготовки (СФП). По результатам первого этапа, было выявлено, что на первом отрезке прохождения трассы спортсмены тратят в среднем 3,5-4 секунды, на втором - 15-17 секунд, а на третьем - 6-8 секунд. На прохождение всей трассы у спортсменов уходило от 26 до 28 секунд. Для учёта данных в зимний подготовительный период взяты следующие вело-эргометрические тесты: 10, 30, 75 оборотов на время. Эти тесты традиционны в велоспорте, их надёжность и информативность проверена многолетней практикой. Всего было проведено три тестирования: в начале подготовительного периода, в середине и в конце. В то время, когда спортсмен проходил тест на 75 оборотов, фиксировалось время прохождения 10, 60, 75 оборотов. Тем самым мы разбили тест на несколько отрезков, чтобы увидеть, где спортсмен по отношению к другим хуже проходит дистанцию. В них также прослеживается тенденция неравномерного прохождения, причём результаты

214

трассы и велоэргометра в большинстве случаев совпадают с точки зрения техники прохождения отрезков различными спортсменами. Взяв это в основу, мы индивидуально подобрали упражнения по ОФП (Таблица 1) и СФП (Таблица 2) для каждого спортсмена.

Таблица 1

Моделирование средств общефизической подготовки в подготовительном периоде

годичного цикла квалифицированных гонщиков ВМХ

Старт и стартовый разгон/виды средств Средняя часть дистанции/виды средств Преодоление препятствий/виды средств Финиширование/виды средств

Прыжок в длину с места Тройной прыжок Десятерной прыжок Упражнения с набивным мячом Подтягивание на перекладине Ускорение на месте Велоэргометр 10 оборотов Рывок штанги Тренажерное устройство «Стартовые ворота» Тренажёр горка Прыжок через скакалку Тяга штанги Толчок штанги Велоэргометр 60 оборотов Упражнения координационной направленности Прыжки через препятствие (скамейка, тумбочка) Выпрыгивания вверх Прыжки с поворотом на 180, 3600 Имитационные упражнения Тренажер горка 2-3 свободно, 3 максимально Прыжки 30 с (скамейка, скакалка, тумбочка) Велоэргометр 75 оборотов, с акцентом на финиш

Далее, исходя из уровня подготовленности спортсмена, выявления сильных и слабых сторон технической и специальной физической подготовленности каждого, осуществили моделирование, целью которого явилось акцентированное включение и отработка так называемых слабых мест подготовленности, готовности к соревновательному упражнению (прохождению трассы ВМХ).

Получилось четыре варианта модели тренировок: 1 - для спортсменов со слабым стартом, 2 - серединой, 3 - для гонщиков с нестабильным преодолением препятствий, 4 - для гонщиков со слабым финишем, и в течение годичного цикла увеличивали дозировку упражнений на 15-20% по отношению к спортсменам, не имеющих проблем на данном отрезке и, на наш взгляд, решающих проблему слабых сторон специальной подготовленности.

В ходе проведения эксперимента (7 месяцев) оценивалась эффективность внедрения разработанного подхода к моделированию элементов соревновательной деятельности по показателям специальной подготовленности квалифицированных гонщиков ВМХ.

Таблица 2

Моделирование средств специальной физической подготовки в подготовительном _периоде годичного цикла квалифицированных гонщиков ВМХ_

Старт и стартовый разгон/виды средств Средняя часть дистанции/виды средств Преодоление препятствий/виды средств Финиширование/ виды средств

Индивидуально группой с гандикапом Индивидуально группой с гандикапом Локальное преодоление препятствий: Индивидуально/ группой Прохождение двух препятствий: Индивидуально/ группой Прохождение трассы с нарастающим финишем: Индивидуально/ группой

Анализируя результаты каждого спортсмена, следует отметить следующее: разработанная и использованная апробированная модель по использованию отдельных элементов соревновательного процесса у спортсменов повлияла на улучшение показателей специальной подготовленности (специальной выносливости, скоростно-силовой подготовленности, технической подготовленности) (Таблица 3). После применения разработанной схемы индивидуального моделирования среднегрупповые приросты общего времени прохождения дистанции составили 4,7% (максимальный индивидуальный прирост - 6%), время выполнения старта и стартового разгона до первого препятствия улучшилось в среднем на 3,5% (максимальный индивидуальный прирост на 8,5%), снизилось количество технических ошибок при преодолении препятствий.

Таблица 3

Показатели специальной подготовленности гонщиков ВМХ после педагогического

эксперимента

Отрезок дистанции 1 тестирование Х ± о 3 тестирование Х ± о Р - уровень значимости

Стартовый 3,75 ± 0,34 3,59 ± 0,30 0,003

Средняя часть 16,19 ± 0,64 15,98 ± 0,58 0,01

Финишный 7,23 ± 0,28 6,99 ± 0,28 0,002

Существенного улучшения результатов прохождения средней и заключительной части в среднем по группе мы не получили. Но хорошие результаты в стартовом разгоне позволили улучшить время прохождения всей трассы. Спортсмены, имея преимущество в стартовом разгоне, чувствовали себя уверенно во время соревнований, так как это позволяло им выстраивать свою тактику ведения гонки.

Заключение. Таким образом, проведенный эксперимент позволил проверить эффективность применения разработанной схемы моделирования элементов соревновательного упражнения в тренировочной подготовке гонщиков ВМХ. Было разработано, предложено и апробировано четыре варианта модели, на основе типовых вариантов прохождения элементов соревновательной трассы гонщиками ВМХ. Использование разработанной схемы моделирования элементов соревновательной дистанции позволило усиленно отработать слабые стороны специальной подготовленности гонщика, то есть индивидуализировать процесс подготовки за счет некоторого перераспределения специальных средств подготовки. Это оказалось и очень удобным для организации занятий, так как спортсмены разделены на группы по 2-3 человека, объединенные одной задачей. Применение разработанной схемы моделирования позволило оптимизировать, индивидуализировать и откорректировать тренировочный процесс, обеспечить более высокий уровень соревновательной готовности за счет точечного целевого воздействия, что позволяет также экономить временной ресурс, а также сэкономить усилия спортсмена и тренера, затрачиваемые на процесс подготовки.

Список литературы

1. Горская И.Ю. Координационная подготовка начинающих велогонщиков ВМХ: монография / И.Ю. Горская, А.Г. Карпеев, А.А. Горский,

A.С. Пушкин // Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК. - 2018. - 228 с.

2. Дышаков А.С. Реализационная эффективность техники прохождения различных участков трассы в велоспорте - ВМХ / А.С. Дышаков,

B.Г. Медведев // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском и адаптивном спорте. - М.: ГКУ «ЦСТиСК» Москомспорта. - 2017. - С. 35-36.

3. Дышаков А.С. Контроль технической подготовленности в BMX гонках / А.С. Дышаков, В.Г. Медведев // Инновации и патенты ГЦОЛИФК: материалы Итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава РГУФКСМиТ 16 ноября 2017 г. -М.: РГУФКСМиТ. - 2017. - С. 40-44.

4. Медведев В.Г. Травматизм в BMX-race / В.Г. Медведев, А.С. Дышаков // Экстремальная деятельность. - №2 (35). - 2015. - С. 75-78.

5. Пушкин А.С. Критерии оценки качества выполнения старта в BMX-race на начальном этапе спортивной подготовки / А.С. Пушкин // Научные труды 123 сибирского государственного университета физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 19. - №. 19. - С. 84-87.

6. Herman C. Power capabilities of elite bicycle motocross (BMX) racers during field testing in preparation for 2008 Olympics/ C. Herman, S. McGregor, H. Allen, E. Bollt // Medicine & Science in Sports & Exercise. - 2009. - 41(5). -P. 306-307.

7. Mateo-March M. Notational Analysis of European, World, and Olimpic BMX Cycling Races / M. Mateo-March, C.Blasco-Lafarga, D.Doran, R.C.Romero-Rodrigez, M.Zabala // Journal of Sports Science & Medicine. - Sep.2012. - 11(3).

- P.502-509 [Electronic Resource] Access mode: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24149360. (Accessed on 28.03.2018)

References

1. Gorskaya I.Yu. Coordination-based training of beginner BMX racers: a monograph / I.Yu. Gorskaya, A.G. Karpeev, A.A. Gorskij, A.S. Pushkin // Siberian State University of Physical Culture and Sports. - Omsk: The SibSUPCS publishing house. - 2018. - 228 p.

2. Dyshakov A.S. Effectiveness of the technique of passing through various areas of the train in bicycle racing - BMX / A.S. Dyshakov, V.G. Medvedev // Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference on Issues of Sports Science in Children and Adaptive Sports. - M.: State Public Institution "The Center of the Innovational Sports Technologies and National Team Training" of the Moscow City Department for the Physical Culture and Sport. - 2017. - P. 35-36.

3. Dyshakov A.S. Control over technical fitness in BMC races / A.S. Dyshakov, V.G. Medvedev // Innovations and patents of the SCOLIPE materials of the Final Scientific and Practical Conference of the SCOLIPE's lecturing staff, from the 16th of November, 2017. - M.: SCOLIPE. - 2017. -P. 40-44.

4. Medvedev V.G. Injury rate in the BMX race / V.G. Medvedev, A.S. Dyshakov // Extreme Activities. - № 2 (35). - 2015. - P. 75-78.

5. Pushkin A.S. Criteria of evaluation the quality of start in the BMX race at the beginner stage of sports training / A.S. Pushkin // Scientific Works 123 of the Siberian State University of Physical Culture and Sports. - 2014. -Vol. 19. - №. 19. - P. 84-87.

6. Herman C. Power capabilities of elite bicycle motocross (BMX) racers during field testing in preparation for 2008 Olympics/ C. Herman, S. McGregor, H. Allen, E. Bollt // Medicine & Science in Sports & Exercise. - 2009. - 41(5). -P. 306-307.

7. Mateo-March M. Notational Analysis of European, World, and Olimpic BMX Cycling Races / M. Mateo-March, C.Blasco-Lafarga, D.Doran, R.C.Romero-Rodrigez, M.Zabala // Journal of Sports Science & Medicine. - Sep.2012. - 11(3).

- P.502-509 [Electronic Resource] Access mode:

218

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24149360. (Accessed on 28.03.2018)

Spisok literatury

1. Gorskaya I.Yu. Koordinatsionnaya podgotovka nachinayushchikh velogonshchikov VMKH: monografiya / I.Yu. Gorskaya, A.G. Karpeev, A.A. Gorskij, A.S. Pushkin // Sibirskij gos. un-t fiz. kul'tury i sporta. - Omsk: Izd-vo SibGUFK. - 2018. - 228 s.

2. Dyshakov A.S. Realizatsionnaya effektivnost' tekhniki prokhozhdeniya razlichnykh uchastkov trassy v velosporte - VMKH / A.S. Dyshakov, V.G. Medvedev // Materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii po voprosam sportivnoj nauki v detsko-yunosheskom i adaptivnom sporte. - M.: GKU «TsSTiSK» Moskomsporta. - 2017. - S. 35-36.

3. Dyshakov A.S. Kontrol' tekhnicheskoj podgotovlennosti v BMX gonkakh / A.S. Dyshakov, V.G. Medvedev // Innovatsii i patenty GTSOLIFK: materialy Itogovoj nauchno-prakticheskoj konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava RGUFKSMiT 16 noyabrya 2017 g. - M.: RGUFKSMiT. - 2017. -S. 40-44.

4. Medvedev V.G. Travmatizm v BMX-race / V.G. Medvedev, A.S. Dyshakov // Ekstremal'naya deyatel'nost'. - №2 (35). - 2015. - S. 75-78.

5. Pushkin A.S. Kriterii otsenki kachestva vypolneniya starta v BMX-race na nachal'nom etape sportivnoj podgotovki / A.S. Pushkin // Nauchnye trudy 123 sibirskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury i sporta. - 2014. -T. 19. - №. 19. - S. 84-87.

6. Herman C. Power capabilities of elite bicycle motocross (BMX) racers during field testing in preparation for 2008 Olympics/ C. Herman, S. McGregor, H. Allen, E. Bollt// Medicine & Science in Sports & Exercise. - 2009. - 41(5). -P. 306-307.

7. Mateo-March, M. Notational Analysis of European, World, and Olimpic BMX Cycling Races / M. Mateo-March, C.Blasco-Lafarga, D.Doran, R.C.Romero-Rodrigez, M.Zabala // Journal of Sports Science & Medicine. - Sep.2012. - 11(3). - P.502-509 [Electronic Resource] Access mode: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24149360. (Accessed on 28.03.2018)

Cведения об авторах: Инесса Юрьевна Горская - доктор педагогических наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин СибГУФК, Омск, e-mail: mbofkis@mail.ru; Александр Сергеевич Пушкин -

старший преподаватель кафедры теории и методики циклических видов спорта СибГУФК, Омск, e-mail: aleksandr770.pas@mail.ru; Егор Николаевич Мироненко - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Омского государственного университета

219

путей сообщения, Омск, e-mail: fvs-omgups@yandex.ru; Алексей Анатольевич Терещенко - доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения, Омск, email: fvs-omgups@yandex.ru

Information about the authors: Inessa Yur'evna Gorskaya - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Natural Sciences of the SibSUPC, Omsk, e-mail: mbofkis@mail.ru; Aleksandr Sergeevich Pushkin -Senior Lecturer of the Department of Theory and Practice of Cyclic Sports of the SibSUPC, Omsk, e-mail: aleksandr770.pas@mail.ru; Egor Nikolaevich Mironenko - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Sports of the Omsk State Transport University, Omsk, e-mail: fvs-omgups@yandex.ru; Aleksej Anatol'evich Tereshchenko - Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports of the Omsk State Transport University, Omsk, e-mail: fvs-omgups@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.