Научная статья на тему 'Модель оптимального выполнения старта в вмх'

Модель оптимального выполнения старта в вмх Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛОГОНЩИКИ ВМХ / МОДЕЛЬ / КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ / ФАЗЫ СТАРТА / BMX CYCLISTS / MODEL / KEY POINTS / START PHASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горская Инесса Юрьевна, Пушкин Александр Сергеевич, Лопина Надежда Григорьевна

Неотъемлемой частью процесса оценки качества выполнения технического элемента является определение модельного уровня выполнения. В ходе исследования нами была разработана модель оптимального выполнения старта в ВМХ-race. Определены модельные характеристики качества выполнения каждой фазы стартового действия в ВМХ, полученные в процессе анализа показателей гонщиков высокой квалификации. Применение разработанной модели позволяет сократить время обучения техническому действию «Старт», повысить качественные и количественные показатели результативности выполнения старта и стартового разгона. Предложенная модель может использоваться для контроля эффективности обучения юных гонщиков и своевременно вносить коррекцию в тренировочный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горская Инесса Юрьевна, Пушкин Александр Сергеевич, Лопина Надежда Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of optimum performance of start in BMX

An integral part of the process of evaluating the quality of a technical element is the definition of a model level of implementation. In the course of the study, we developed a model for optimal launch performance in BMX-race. The model characteristics of the quality of performance of each phase of the starting action in the BMX are determined, obtained in the process of analyzing the performance of highly qualified racers. Application of the developed model allows us to reduce the training time for the technical action “Start”, to increase the qualitative and quantitative indicators of the effectiveness of the launch and launch acceleration. The proposed model can be used to monitor the effectiveness of training of young riders and to make timely corrections to the training process.

Текст научной работы на тему «Модель оптимального выполнения старта в вмх»

2. Ganichev, A.A. (2013), "Theoretical aspects of the formation of the attitude of schoolchildren to a healthy lifestyle", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No. 2, pp. 7-10.

3. Gorbunov, V.I., Vozhennikova, G.V. and Isaev, I.N. (2014), "Medical and social aspects of students' health status", Ulyanovsk Biomedical Journal, No. 1, pp. 93-96.

4. Denisov, L.A., Savicheva, N.M. and Fedorovich, A.V. (2013), "The formation of a healthy lifestyle for children, adolescents and students in autonomous health centers established in educational institutions of Zelenograd", Pediatric Pharmacology, Vol. 10 (6), pp. 118-122.

5. Zvezdina, M.L. (2013), "A variety of scientific approaches to the formation of a healthy lifestyle of students", Scientific Dialogue, No. 8, pp. 8-23.

6. Semenova, N.V., Vasilevskaya, E.S. and Denisov, Yu.P. (2015), "Healthy lifestyle of youth (from an applicant to a medical university to a specialist)", Modern problems of science and education, No. 1, available at: www.science-education.ru/article/view?id=18225 (accessed on 08/10/2019).

7. Halikova, S.S. (2016), "The formation of a healthy lifestyle of university students", Scientific Notes of the Pacific National University, No 2, available at: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2016/TGU_7_75.pdf. (accessed on 08/12/2019).

8. Bano, A. AlShammari, E., Syeda B. (2013), "Comparative study of knowledge, attitude, practice of nutrition and non-nutrition student towards a balanced diet in Hail University", Journal of Nursing andHealth Science, Vol. 2, No. 1, pp. 29-36.

Контактная информация: ivgord@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2019

УДК 796.6

МОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СТАРТА В ВМХ

Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Пушкин, старший преподаватель, Надежда Григорьевна Лопина, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

Неотъемлемой частью процесса оценки качества выполнения технического элемента является определение модельного уровня выполнения. В ходе исследования нами была разработана модель оптимального выполнения старта в ВМХ-race. Определены модельные характеристики качества выполнения каждой фазы стартового действия в ВМХ, полученные в процессе анализа показателей гонщиков высокой квалификации. Применение разработанной модели позволяет сократить время обучения техническому действию «Старт», повысить качественные и количественные показатели результативности выполнения старта и стартового разгона. Предложенная модель может использоваться для контроля эффективности обучения юных гонщиков и своевременно вносить коррекцию в тренировочный процесс.

Ключевые слова: велогонщики ВМХ, модель, ключевые моменты, фазы старта.

MODEL OF OPTIMUM PERFORMANCE OF START IN ВMX

Inessa Yurevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Pushkin, the senior teacher, Nadezhda Grigoryevna Lopina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

An integral part of the process of evaluating the quality of a technical element is the definition of a model level of implementation. In the course of the study, we developed a model for optimal launch performance in BMX-race. The model characteristics of the quality of performance of each phase of the starting action in the BMX are determined, obtained in the process of analyzing the performance of highly qualified racers. Application of the developed model allows us to reduce the training time for the technical action "Start", to increase the qualitative and quantitative indicators of the effectiveness of the launch and launch

acceleration. The proposed model can be used to monitor the effectiveness of training of young riders and to make timely corrections to the training process.

Keywords: BMX cyclists, model, key points, start phases.

ВВЕДЕНИЕ

В исследованиях ряда авторов отмечается, что значимость старта наиболее велика в тех видах спорта, где выполнение этого технического элемента осуществляется с применением сигнала (звукового или зрительного), представляет из себя сложное в координационном отношении действие (старт в плавании, старт в спринтерском беге), а также в тех видах спорта, где выполнение соревновательного упражнения кратковременно по продолжительности [2, 3, 4, 6].Что касается BMX-race, то исследований, касающихся обоснования эффективной методики обучения старту и стартовому разгону, крайне недостаточно. В отечественных публикациях, посвященных разным проблемам реализации подготовки спортсменов в ВМХ, только в работе А. С. Дышакова раскрыты отдельные аспекты биомеханической структуры стартового действия [2]. Зарубежные авторы также отмечают необходимость расширения научного поиска в этом направлении ввиду значимости старта для успешности результата прохождения дистанции в ВМХ и недостаточной разработанности этой проблемы в относительно молодом экстремальном виде спорта [5].

Неотъемлемой частью процесса оценки качества выполнения технического элемента является определение модельного уровня выполнения. То есть, необходим некий, близкий к идеальному ориентир, по которому можно отслеживать качество выполненного действия, наличие и степень выраженности ошибок выполнения. Как правило, для разработки таких моделей ориентируются на спортсменов высокой квалификации, считая их действия наиболее рационально выстроенными.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработка модели оптимального выполнения технического элемента «Старт» в

ВМХ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие десять высококвалифицированных гонщиков-мужчин (МС, МСМК), специализирующихся в дисциплине ВМХ-race. Методы исследования: видеоанализ технических действий (с использованием программы «Hudl Technique», установленной на цифровом устройстве i-pad), метод моделирования, методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для разработки модели оптимального выполнения стартового действия были использованы показатели выполнения старта десяти высококвалифицированных гонщиков ВМХ (МС, МСМК). Были сделаны видеозаписи выполнения стартового действия высококвалифицированными гонщиками. Затем проведен видеоанализ техники выполнения разных фаз старта с использованием программы «Hudl Technique», установленной на цифровом устройстве (i-pad). Согласно мнению Ю.К. Гавердовского о том, что при разработке модели оптимальной техники, целесообразно каждый технический элемент разделить на фазы и в каждой фазе вычленить опорные точки либо ключевые моменты [1], все замеры и описания выстроены в соответствии с фазовой структурой старта, разработанной в ходе исследования. В процессе проведения видеоанализа регистрировались кинематические характеристики опорных точек выполнения каждой фазы старта (углы сочленения звеньев тела, позные характеристики, положение звеньев тела, временные параметры выполнения каждой фазы). Выделили несколько опорных

точек, по которым делали замеры оптимального положения рук: угол сгибания в локтевом суставе (фиксировался угол между плечом и предплечьем). Опорные точки, по которым делали замеры оптимального положения ног и туловища: угол сгибания в коленном суставе и голеностопном суставе (фиксировался угол между голенью и бедром). Анализировалась постановка рук на руле, положение ног на педалях, выбор толчковой ноги, положение корпуса тела (вперед/назад, вверх/вниз).

Результаты подверглись анализу и использованы для построения модели оптимального выполнения старта. Изучив и проанализировав результаты видеоанализа гонщиков высокого класса в стартовом положении, сформировалось чёткое представление об оптимальном положении спортсмена на старте.

Анализ результатов исследования ключевых точек и позы спортсмена позволяет судить о выраженном сходстве выполнения опорных точек и поз в разных фазах старта у всех гонщиков, принявших участие в исследовании. То есть, вариативность выполнения отдельных фаз старта у разных гонщиков высокой квалификации практически не выражена. Это позволяет предположить, что необходимо в процессе обучения вырабатывать именно такие кинематические характеристики выполнения фаз старта, которые характерны для гонщиков, достигших высокого результата. Данный факт значительно облегчает процесс построения модели оптимального выполнения старта, применив среднегрупповые значения гонщиков высокой квалификации в качестве ориентира и колебания ±о в качестве допустимого диапазона.

Ключевым моментом в первой фазе является постановка велосипеда в стартовое положение. Велосипед удерживается на центральной оси по ходу движения, гонщик расположен по диагонали по отношению к центральной оси, переднее колесо упирается в стартовый забор, руки спортсмена находятся на руле. Завершающим моментом первой фазы является положение, когда гонщик садится на сиденье велосипеда, ноги стоят на стартовой горе, спина прямая, взгляд вперед. Выполнение первой фазы должно занимать не более 10 с (рисунок 1).

Рисунок 1 - Пример выполнения первой фазы «постановка велосипеда в стартовое положение» гонщиком ВМХ

высокой квалификации

Ключевым моментом во второй фазе является постановка ног на педали в положение «Старт». Правильное положение ступни ранее описано в работе Д.А. Полищука [3]. Толчковая (ведущая) нога впереди. Стопу располагают на педали так, чтобы второй плюснефаланговый сустав I пальца (уровень бугристости у основания фаланги I пальца) проецировался на ось педали. Стопы ног должны занимать параллельное положение, а пятка не выступать внутрь или наружу. Ноги находятся на педалях параллельно стартовой горе, руки крепко обхватывают ручки (грипсы) руля. Можно вычленить ключевой момент в этой фазе: поза, когда гонщик поднимается над велосипедом, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнение второй фазы должно занимать не более 5 секунд (рисунок 2).

Рисунок 2 - Пример выполнения второй фазы «постановка ног на педали в положение старт» гонщиком ВМХ

высокой квалификации

Третья фаза - принятие стартовой позы гонщиком. Гонщик сохраняет равновесие только за счет опоры передним колесом в стартовый забор (рисунок 3 а). Предплечье и тыльная сторона кисти должны находиться на одной линии, руки чуть согнуты в локтевом суставе (рисунок 3 б, в).

г д

Рисунок 3 - Пример выполнения третьей фазы «принятие стартовой позы» гонщиком ВМХ высокой

квалификации

Захват руля осуществляется двумя способами: первый способ - упором рук в специальные выступающие части фланца ручки (грипсы), не дающие руке соскользнуть (рисунок 3 г), второй вариант - руки спортсмена осуществляют захват руля по краям (рисунок 3 д). Спина прямая, взгляд направлен на стартовые ворота. Корпус спортсмена приподнят над седлом и расположен над велосипедом, без отклонения от центральной оси. Необходимо сохранять равновесие в этой позе без создания помех соседнему гонщику (рисунок 3). Выполнение третьей фазы должно занимать не более 5 секунд.

Последней фазой является выполнение старта и начало стартового разгона. Спортсмен занимает 4-х опорное положение. Посадка гонщика на велосипеде в основном определяется положением стопы, руля и упора колесом в стартовый забор. Гонщик упирается передним колесом в стартовый забор, руки обхватывают руль одним из двух способов (описанных выше), угол в локтевом суставе 163-167°, спина прямая. Толчковая нога впереди. Ступни на педалях расположены на одном уровне параллельно стартовой горе. Угол между голенью и бедром составляет 154-157° (рисунок 4).

Рисунок 4 - Пример оптимального выполнения позы спортсмена в четвёртой фазе «выполнение старта и начало стартового разгона» гонщиком ВМХ высокой квалификации

После звукового (звуковая команда) и зрительного (команда светофора) сигналов, падают стартовые ворота, и спортсмен совершает стартовое действие. Гонщик начинает

активно педалировать после падения стартовых ворот, сохраняя равновесие и прямолинейность движения по центральной оси, не создавая помех другим спортсменам. Наиболее характерными способами педалирования являются: педалирование при положении стопы с приподнятой пяткой и направленным вниз носком, либо педалирование, когда стопа велосипедиста всегда находится в параллельном по отношению к земле положении. Оба этих способа являются допустимыми.

Результаты видеоанализа дали чёткое представление о стартовой позе гонщика в разных фазах. Проведённые замеры опорных точек (угол между голенью и бедром, угол между плечом и предплечьем) у спортсменов, участвующих в разработке модели, явных различий не дали. Среднее значение в локтевом суставе составило 163-167°, среднее значение 165°. Угол в коленном суставе 154-157°, среднее значение 155° (рисунок 5).

Рисунок 5 - Сравнительный видеоанализ техники выполнения старта высококвалифицированных спортсменов ВМХ в 4 фазе - выполнение старта и начало стартового разгона

Таким образом, разработанная модель выполнения стартового действия в ВМХ содержит описательные (качественные) и количественные характеристики по каждой фазе. Модель правильного (оптимального) выполнения старта в ВМХ может быть использована для контроля качества выполнения технического элемента «Старт» на разных этапах спортивной подготовки гонщиков в ВМХ, для анализа ошибок техники, своевременной коррекции тренировочного процесса. Кроме того, предложенная модель может использоваться в качестве ориентира для начинающих гонщиков ВМХ, а также для контроля эффективности обучения юных гонщиков. Сопоставление видеозаписи выполнения гонщиком стартового действия с модельным вариантом выполнения целесообразно осуществлять в процессе индивидуального контроля качества выполнения стартового действия уже на ранних этапах спортивной подготовки.

ВЫВОД

Разработанная модель технического элемента «Старт и стартовый разгон» построена с участием высококвалифицированных гонщиков ВМХ, с применением цифровой программы видеоанализа движений по опорным точкам каждой фазы старта и стартового разгона. Выявлена низкая вариативность угловых кинематических характеристик при выполнении фаз старта высококвалифицированными гонщиками, что позволяет считать, что среднегрупповые значения угловых кинематических характеристик фаз старта гонщиков уровня МС и МСМК являются оптимальными и на них следует ориентироваться в процессе обучения начинающих спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям: биомеханика, методология, дидактика : монография / Ю.К. Гавердовский. - Москва : Физкультура и Спорт, 2007. - 911 с.

2. Дышаков, А.С. Обучение стартовому действию в ВМХ-Яаее посредством специальных упражнений / А.С. Дышаков, В.Г. Медведев // Вестник педагогики физической культуры и спорта. -2017. - № 3. - С. 32-41.

3. Полищук, Д. А. Велосипедный спорт / Д. А. Полищук. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 344 с.

4. Does a non-circular chaining improve performance in the bicycle motocross cycling start sprint / M. Mateo-March, E. Fernandez-Pena, C. Blasco-Lafarga, J. Morente-Sanchez, M. Zabala // J. Sports Scince Med. - 2014. - Vol. 13 (1), Jan. 20. - P. 97-104.

5. Schot, P.K. A biomechanical analysis of four sprint start positions / P.K. Schot, K.M. Knutzen // Research quarterly for exercise and sport. - 1992. - Vol. 63, No. 2. - P. 137-147.

6. Schollhorn, W.I. Does noise provide a basis for the unification of motor learning theories / W.I. Schollhorn // International Journal of Sport Psychology. - 2006. - V. 37. - P. 186-206.

REFERENCES

1. Haverdovsky, Yu.K. (2007), Training in sports exercises: biomechanics, methodology, didactics (monograph), Physical Education and Sports, Moscow.

2. Dyshakov, A.S. and Medvedev V.G. (2017), "Start-up training at BMX-Race through special exercises", Vestnikpedagogiki fizicheskoy kultury i sporta, No. 3, pp. 32-41.

3. Polishchuk, D.A. (1997), Cycling, Olympic literature, Kiev.

4. Mateo-March, M., Fernandez-Pena E., Blasco-Lafarga C., Morente-Sanchez J. and Zabala M. (2014), "Does a non-circular chainring improve performance in the bicycle motocross cycling start sprint", Sports Science Med, Jan. 20, 13 (1), pp. 97-104.

5. Schot, P.K. and Knutzen K.M. (1992), "A biomechanical analysis of four sprint start positions", Research quarterly for exercise and sport, V. 63, No. 2, pp. 137-147.

6. Schollhorn, W. I. (2006), "Does noise provide a basis for the unification of motor learning theories", International Journal of Sport Psychology, V.37, pp. 186-206.

Контактная информация: mbofkis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2019

УДК 796.011

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Александр Дмитриевич Грек, соискатель, Александр Александрович Колодовский, кандидат педагогических наук, Антон Евгеньевич Эрастов, кандидат педагогических наук, Сергей Анатольевич Уваров, соискатель, Псковский филиал Академии Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

В статье представлены педагогические условия, необходимые для профессионального развития курсантов образовательных организаций ФСИН России с использованием средств физической подготовки. К ним относятся: наличие концепции профессионального развития с использованием средств физической подготовки, а также направленность занятий по физической подготовке с курсантами вузов ФСИН России на их профессиональное развитие; индивидуальный подход к применению средств и методов физической подготовки, необходимых для профессионального развития курсантов. Необходимыми условиями также являются: наличие четко сформулированных требований к показателям физической готовности, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов; высокий уровень заинтересованности курсантов к росту показателей физической готовности, необходимых для их эффективного профессионального развития; реализация функции педагогического стимулирования курсантов за активную спортивную деятельность.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональное развитие курсантов, образовательные организации ФСИН России, средства физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.