Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИАТЛОНЕ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МГОУ И МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА'

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИАТЛОНЕ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МГОУ И МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / биатлон / спортивная тренировка / соревновательная деятельность / моделирование / sport / biathlon / sports training / competitive activity / modeling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакланов Владимир Дмитриевич, Якушин Сергей Александрович, Чибриков Эдуард Алексеевич, Чибрикова Мария Эдуардовна

Обоснованы технологии структурирования процесса развития двигательных способностей на основе индивидуального моделирования спортивных действий с заданными параметрами во временном интервале годичного цикла подготовки биатлонистов. Предложены модели прохождения дистанции биатлонистов-студентов разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакланов Владимир Дмитриевич, Якушин Сергей Александрович, Чибриков Эдуард Алексеевич, Чибрикова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF COMPETITIVE ACTIVITY IN BIATHLON ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF MOSCOW STATE UNIVERSITY AND BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The technologies of structuring the process of development of motor abilities on the basis of individual modeling of sports actions with given parameters in the time interval of the annual cycle of training biathletes have been substantiated. Models of passing the distance of biathletes-students of different ages are proposed.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИАТЛОНЕ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МГОУ И МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА»

УДК 796.92.093.642 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-11-60-67

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИАТЛОНЕ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ

МГОУ И МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА

В.Д. Бакланов, С.А. Якушин, Э.А. Чибриков, М.Э. Чибрикова

Обоснованы технологии структурирования процесса развития двигательных

способностей на основе индивидуального моделирования спортивных действий

с за-

данными параметрами во временном интервале годичного цикла подготовки биатло-

нистов. Предложены модели прохождения дистанции биатлонистов-студентов

раз-

ного возраста.

Ключевые слова: спорт, биатлон, спортивная тренировка, соревновательная

деятельность, моделирование.

MODELING OF COMPETITIVE

ACTIVITY IN BIATHLON ON THE

EXAMPLE OF STUDENTS OF MOSCOW

STATE UNIVERSITY AND BAUMAN

MOSCOW STATE TECHNICAL

UNIVERSITY

Baklanov V.D., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, koldashov88@

mail.ru, Russia, Moscow, Moscow Region

State University,

Yakushin S.A., senior lecturer, Sergei-008@

yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow Region

State University,

Chibrikov E.A., senior lecturer, life4345@

yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow Region

State University,

Chibrikova M.E., master's student, life4345

@yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow Re-

gion State University

The technologies of structuring the process of

development of motor abilities on the basis of

individual modeling of sports actions with

given parameters in the time interval of the

annual cycle of training biathletes have been

substantiated. Models of passing the distance

of biathletes-students of different ages are

proposed.

Key words: sport, biathlon, sports training,

competitive activity, modeling.

Бакланов Владимир Дмитриевич, канд. пед.

наук, доц., koldashov88@mail.ru, Россия, Москва, Москов-

ский государственный областной университет,

Якушин Сергей Александрович, старший пре-

подаватель, Sergei-008@yandex.ru, Россия, Москва, Мос-

ковский государственный областной университет,

Чибриков Эдуард Алексеевич, старший пре-

подаватель, life4345@yandex.ru, Россия, Москва, Москов-

ский государственный областной университет,

Чибрикова Мария Эдуардовна, магистрант,

life4345@yandex.ru, Россия, Москва, Московский госу-

дарственный областной университет

Рациональное построение много-

летней спортивной тренировки осущест-

вляется на основе учета следующих фак-

торов: оптимальных возрастных границ,

в пределах которых обычно достигаются

наивысшие результаты в избранном виде

спорта, продолжительности систематиче-

ской подготовки для достижения этих ре-

зультатов, преимущественной направ-

ленности тренировки на каждом этапе

многолетней подготовки, паспортного

возраста, в котором спортсмен приступил

к занятиям, и биологического возраста, в

котором началась специальная трени-

ровка, индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мас-

терства [2, 6].

Структура тренировки характеризуется, в частности:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки

(средств, методов общей и специальной физической, тактической и техни-

ческой подготовки и т. д.);

2) необходимым соотношением параметров тренировочной на-

грузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интен-

сивности);

3) определенной последовательностью различных звеньев трениро-

вочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, цик-

лов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время кото-

рых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высо-

коквалифицированного спортсмена может быть представлен в виде после-

довательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы

многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными

показателями спортсменов.

Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет как четких

границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, так и строгих

временных рамок этих стадий и этапов.

Достижение высоких результатов в биатлоне связано с проявлением

спортивно-двигательных способностей спортсмена поддерживать макси-

мально возможные темп и ритм в условиях

переменно-повышенной

работы, требующей высокого уровня развития специальной выносливости,

скоростно-силовых способностей, совершенного владения системой спор-

тивных действий и их умелой комбинацией в зависимости от рельефа со-

ревновательной дистанции [3, 7, 8].

Гипотеза исследования – предполагается, что ядром комплексной

подготовленности биатлонистов являются спортивно-двигательные спо-

собности, структуру которых определяет совокупность разноуровневых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свойств психомоторики спортсмена, реализованных в спортивных дейст-

виях. Спортивные действия рассматриваются в виде отдельных моделей –

«квантов» с этапными результатами. На каждом микроинтервале соревно-

вательной деятельности они имеют свои физиологические, эргометриче-

ские и психодинамические параметры, обеспечивающие достижение

заданного результата [5].

Цель исследования – обоснование технологии структурирования

процесса развития двигательных способностей на основе индивидуального

моделирования спортивных действий с заданными параметрами во вре-

менном интервале годичного цикла подготовки биатлонистов.

Исследование на протяжении трех лет проводилось на базах Мос-

ковского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и

Московского государственного областного университета. В эксперименте

была задействована группа биатлонистов в количестве 30 чел., в возрасте

17–20 лет.

Первый этап исследования включал сбор, обработку и анализ

информации по теме исследования, разработку дифференцированной про-

граммы, направленной на целевое развитие важных спортивных качеств и

формирование структуры спортивно-двигательных способностей во вре-

менном интервале подготовки биатлонистов.

Второй этап предполагал обоснование дифференцированной про-

граммы в реальных условиях учебно-тренировочной и соревновательной

деятельности, педагогический эксперимент.

Третий этап содержал математическую обработку научных данных,

их описание и логическую интерпретацию в рамках рабочей гипотезы

исследования.

«Кванты» делятся на равнинные участки, подъемы различной кру-

тизны и спуски. Каждый из «квантов» обусловливается своей примерной

моделью прохождения со своими физическими, технико-тактическими

функциональными и психологическими характеристиками [9].

На основе анализа топографических данных (рельефа) соревнова-

тельной трассы и показателей спортсменов, полученных при преодолении

дистанции, можно построить примерную модель прохождения отрезков

соревновательной дистанции, что позволит специализированно готовить

юных спортсменов для наиболее эффективного преодоления того или

иного «кванта».

В первую группу входили спортсмены, предрасположенные к дли-

тельной работе в аэробном режиме и неимеющие хорошо выраженных

спринтерских качеств. Для таких спортсменов оптимальными условиями

преодоления дистанции являются следующие:

– преодоление равнины: спортсмен должен следовать тактике

«удержания», то есть работать «в спину» более сильных и резких спорт-

сменов и стараться не проиграть данный отрезок дистанции. Частота сер-

дечных сокращений (ЧСС) биатлониста для данного «кванта» не должна

превышать анаэробный порог (165–170 уд/мин), чтобы мышцы спортсмена

не закислились раньше времени и он мог бы вести борьбу с соперниками.

Спортсмен должен обладать необходимыми волевыми качествами и быть

мотивирован. Средняя скорость бега биатлониста должна составлять 5,5–

6,0 м/с – это оптимальная скорость для прохождения равнинных участков

спортсменами данной группы. Также следует использовать одновремен-

ный одношажный и одновременные двухшажные равнинные ходы с мощ-

ным отталкиванием и длинным прокатом. Эта модель позволит правильно

разложить силы по дистанции и даст возможность сохранить темп гонки;

– преодоление подъемов: осуществляется при ЧСС 175–180 уд/мин.

Это позволит спортсменам поддерживать оптимальную скорость (4,5–

5,0 м/с) при минимальной затрате сил и достижении критического закис-

ления. Биатлонистам также следует использовать тактический прием

«удержания» и тактику «выматывания», то есть спортсмены, следующие

этому тактическому приему, рывковыми ускорениями заставляют сопер-

ников поддерживать скорость и тем самым идти сверх оптимального

темпа, что впоследствии приведет к закислению мышц и спаду скорости

бега по дистанции.

Вторую группу составляли спортсмены мощного телосложения и

обладающие высокой скоростью бега на равнинных отрезках дистанции и

хорошим финишным рывком. Для данной группы спортсменов оптималь-

ными условиями преодоления дистанции являются следующие:

– преодоление равнины: спортсмен должен использовать тактиче-

ские приемы «выматывания» и «отрыва», то есть благодаря своим мощным

отталкиваниям палками сделать задел перед спортсменами, которые с

наименьшим успехом преодолевают равнинные участки. Оптимальная

скорость, при которой работа будет осуществляться на грани анаэробного

порога, составляет 6,0–6,5 м/с при ЧСС 165–175 уд/мин. Эти показатели, в

зависимости от выбранной тактики, могут быть превышены, и работа

может выполняться в аэробно-анаэробном режиме, но не доводя состояние

мышц до большого закисления;

– преодоление подъемов: осуществляется на скорости 4,2–4,5 м/с

при ЧСС 170–180 уд/мин. Такие условия рекомендованы спортсменам

данной категории, чтобы избежать сильной концентрации молочной

кислоты в их организме. Задача спортсмена на данных «квантах» дистан-

ции – не проиграть спортсменам, более быстро проходящим подъемы. Они

должны сохранить преимущество полученное на равнинных участках дис-

танции с наименьшими энергетическими затратами и сохранить силы для

финишного рывка.

В процессе исследования проведено тестирование физических,

технико-тактических и функциональных показателей, которые явились ос-

новой для составления моделей прохождения тех или иных отрезков дис-

танции [1, 4].

Рассмотрим примерные модели прохождения биатлонистами

17–19 лет дистанции 10 км с четырьмя огневыми рубежами (два «лежа»,

два «стоя») и отдельных участков трассы: равнинных, подъемов с

уклонами 5–9 и 10–13 º (табл. 1–3).

В табл. 1 представлена примерная модель прохождения дистанции

10 км с четырьмя огневыми рубежами на основании данных, полученных в

ходе тестирования функциональных показателей спортсменов, а также

физических и технико-тактических способностей. Биатлонисты в этом воз-

расте показывают результат в основном за счет физических качеств, а пси-

хологический и технико-тактический компоненты играют меньшую роль.

Таблица 1

Примерная модель прохождения дистанции биатлонистами 17 лет

Время прохождения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дистанции 10 км, мин:с

Характеристики

Равнинные

участки

41:01,5±1:10

Подъемы

с уклоном 5–9 º с уклоном 10–13 º

Скорость, м/с

ЧСС, уд/мин

Время скольжения, с

Частота шагов, кол-во/мин

Максимальное потребление

кислорода, мл/кг/мин

Физическая работоспособность

(PWC170), кгм/мин/кг

Сила ведущих групп мышц, Н

Время нахождения на четырех

огневых рубежах, мин:с

5,5±0,2

173±2

0,74±0,04

22±3

4,9±0,1

180±4

0,62±0,07

25±4

69,0±1,9

25,2±2,3

3,2/8,3±0,3/0,3

3:23,8±4,6

4,4±0,2

187±4

0,57±0,03

33±2

В табл. 2 представлены данные испытуемых в возрасте 18 лет. Из

данных, полученных в ходе тестирований, видно, что скорость преодоле-

ния различных отрезков трассы возрастает за счет технико-тактического

компонента, а также уменьшения времени пребывания на рубежах.

Таблица 2

Примерная модель прохождения дистанции биатлонистов 18 лет

Время прохождения

дистанции 10 км, мин:с

Характеристики

Равнинные

участки

40:35,5±22,4

Подъемы

с уклоном 5–9 º с уклоном 10–13 º

Скорость, м/с

ЧСС, уд/мин

Время скольжения, с

Частота шагов, кол-во/мин

Максимальное потребление

кислорода, мл/кг/мин

Физическая работоспособность

(PWC170), кгм/мин/кг

Сила ведущих групп мышц, Н

Время нахождения на четырех

огневых рубежах, мин:с

5,6±0,4

172±4

0,89±0,08

20±3

4,7±0,3

182±3

0,68±0,06

25±5

69,6±4,1

24,4±2,3

2,9/8,4±0,4/0,6

3:17,1±7,5

4,5±0,4

186±3

0,61±0,09

30±4

В табл. 3 приведены данные биатлонистов 19 лет, в этом возрасте

результат зависит в большей степени от технико-тактической подготовки

спортсменов, в то время как физическая подготовка отходит на второй

план.

Таблица 3

Примерная модель прохождения дистанции биатлонистов 19 лет

Время прохождения

дистанции 10 км, мин:с

Характеристики

Равнинные

участки

40:09,4±1:34,8

Подъемы

с уклоном 5–9 º с уклоном 10–13 º

Скорость, м/с

ЧСС, уд/мин

Время скольжения, с

Частота шагов, кол-во/мин

Максимальное потребление

кислорода, мл/кг/мин

Физическая работоспособность

(PWC170), кгм/мин/кг

Сила ведущих групп мышц, Н

Время нахождения на четырех

огневых рубежах, мин:с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,7±0,2

170±3

1,24±0,07

15±3

5,0±0,1

178±4

0,92±0,07

25±3

67,9±2,2

25,0±2,3

2,7/8,1±0,3/0,7

3:03,8±16,4

4,8±0,2

184±5

0,77±0,09

35±5

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что для дос-

тижения наивысшего спортивного результата необходимо совершенство-

вать подходы к тренировочному процессу и соревновательной деятельно-

сти биатлонистов. Разнообразие различных средств и методов позволит

подбирать оптимальные подходы к тренировочной и соревновательной

деятельности биатлонистов, опираясь на их индивидуальные возможности.

Список литературы

1. Антонов С.В., Грошева Л.Ф., Шинкарюк Л.А. Самостоятельные

занятия лыжной подготовкой – важное звено укрепления здоровья и функ-

циональных возможностей организма студента // Молодежь и наука. 2018.

№ 7. С. 83–87.

2. Борисова О.А. Контроль и самоконтроль состояния сердечно-

сосудистой и дыхательной систем у студентов на занятиях физической

культурой: практикум. М.: Изд-во МГОУ, 2013. 22 с.

3. Дунаев К.С., Чубанов Е.В. Спортивные игры в системе трени-

ровки юношей биатлонистов в годичном цикле подготовки // Современные

подходы в подготовке баскетболистов и волейболистов: материалы Все-

рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Малаховка: Изд-во МГАФК,

2017. С. 46–50.

4. Кривенцов А.Л. Особенности адаптации физиологических систем

организма спортсменов, тренирующихся в условиях среднегорья // Совре-

менные тенденции развития адаптивной физической культуры и спортив-

ной медицины: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уча-

стием. Малаховка: Изд-во МГАФК, 2019. С. 160–173.

5. Кривенцов А.Л., Колдашов А.И. Проектирование целевых про-

грамм мезоциклов в спортивной деятельности биатлонистов // Ученые

записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 221–225.

6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты:

учебник: изд. 5-е, испр. и доп. М.: Советский спорт, 2010. 339 с.

7. Подготовка студентов Московского государственного областного

университета с помощью игрового метода на занятиях физической культу-

рой / С.А. Якушин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф.

Лес-

гафта. 2020. № 11 (189). С. 607–611.

8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Россий-

ской Федерации» от 04.12.2017. № 329-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения:

10.10.21).

9. Физическая культура: учебник / под ред. М.Я. Виленского: 2-е

изд. стер. М.: КНОРУС, 2013. 424 с.

References

1. Antonov S.V., Grosheva L.F., Shinkaryuk L.A. Samostoyatel'nye

zanyatiya

lyzhnoj podgotovkoj – vazhnoe zveno ukrepleniya zdorov'ya i funkcional'nyh

vozmozhnostej

organizma studenta [Independent ski training is an important link in

strengthening the health

and functional capabilities of the student's body] // Molodezh' i nauka [Youth

and Science].

2018. No. 7. P. 83–87.

2. Borisova O.A. Kontrol' i samokontrol' sostoyaniya

serdechno-sosudistoj i

dyhatel'noj sistem u studentov na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj [Control and

self-control of

the state of the cardiovascular and respiratory systems among students

in physical culture

lessons]: practical work. M.: Publishing house MGOU, 2013. 22 s.

3. Dunaev K.S., Chubanov E.V. Sportivnye igry v sisteme trenirovki

yunoshej

biatlonistov v godichnom cikle podgotovki [Sports games in the

training system of young

men biathletes in the annual training cycle] // Modern approaches in training

basketball and

volleyball players: materials of the All-Russian.

scientific-practical conf. with int.

participation. Malakhovka: MGAFK Publishing House, 2017. P. 46–50.

4. Krivencov A.L. Osobennosti adaptacii fiziologicheskih sistem

organizma

sportsmenov, treniruyushchihsya v usloviyah srednegor'ya [Features

of adaptation of

physiological systems of the body of athletes training in mid-altitude

conditions] // Modern

trends in the development of adaptive physical culture and sports

medicine: collection of

articles. materials Vseros. scientific-practical conf. with int.

participation. Malakhovka:

MGAFK Publishing House, 2019. P. 160–173.

5. Krivencov A.L., Koldashov A.I. Proektirovanie celevyh programm mezociklov v

sportivnoj deyatel'nosti biatlonistov [Designing target programs of

mesocycles in the sports

activity of biathletes] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta

[Scientific notes of

the P.F. Lesgaft]. 2020. No. 5 (183). P. 221–225.

6. Matveev L.P. Obshchaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty [General

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

theory of

sports and its applied aspects]: textbook: ed. 5th, rev. and add. M.: Soviet

sport, 2010. 339 p.

7. Podgotovka studentov Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta

s

pomoshch'yu igrovogo metoda na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj [Training of

students of the

Moscow State Regional University with the help of the game method in

physical culture

lessons] / S.A. Yakushin [et al.] // Uchenye zapiski

universiteta imeni P.F. Lesgafta

[Scientific Notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 11

(189). P. 607–611.

8. Federal'nyj zakon «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj

Federacii» ot

04.12.2017. № 329-FZ [Federal Law "On Physical Culture and Sports in

the Russian

Federation" dated 04.12.2017. No. 329-FZ] [Electronic resource].

URL: http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (date of access: 10.10.21).

9. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]: textbook / ed. M.Ya.

Vilensky: 2nd ed.

erased. M.: KNORUS, 2013. 424 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.