имеют существенной динамики и одинаково высокие на разных этапах годичного цикла.
3. Наиболее частыми причинами проигрыша очка у мужчин-бадминтонистов являются: небольшое количество собственных активных действий по сравнению с активными действиями соперников. У жен-щин-бадминтонисток причины проигрыша связаны с большим количеством ошибок и отсутствием возможности поддерживать высокий темп игры.
4. Результативность соревновательной деятельности бадминтонистов в большей степени взаимосвязана с высоким уровнем максимальных алактат-ных возможностей организма, а также показателями силовой подготовленности и силовой выносливости.
Библиографический список
1. Andersen, L. Torque — velocity characteristics and contractile rate of force development in elite badminton players I L. Andersen, B. Larsson, H. Overgaard II European Journal of Sport Science. — September, 2007; 7(3). - P. 127- 134.
2. Hastie, P. The development of skill and tactical competencies during a season of badminton I P. Hastie, O. A. Sinelnikov, A. J. Guarinoc II European Journal of Sport Science. — V. 9, 2009. — P. 133— 140.
3. Majumdar, P. Physiological analysis to quantify training load in badminton I P. Majumdar, G. L. Khanna, V. Malik IISports Med, 1997. — P. 342 — 345.
4. Hwa, O. C. Physiological characteristics of elite and sub-elite badminton players / O. C. Hwa, A. Tan, A. Ahmad // Journal of Sports Sciences. - V. 27, 2009. - P. 1591- 1599.
5. Sakurai, S. Muscle activity and accuracy of performance of the smash stroke in badminton with reference to skill and practice /
S. Sakurai , T. Ohtsuki // Journal of Sports Sciences. — V. 18, 2000. - P. 901-914.
ВАСИЛЬЕВ Константин Игоревич, магистрант гр. Т10МА1 кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КОРЯГИНА Юлия Владиславовна, доктор биологических наук, и.о. профессора кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены, доцент, руководитель межкафедральной лаборатории «Медико-биологическое обеспечение спорта высших достижений».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] РОГУЛЕВА Людмила Геннадьевна, преподаватель кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены.
Адрес для переписки: e-mail: lyudmila-roguleva@ yandex.ru
Статья поступила в редакцию 09.04.2012 г.
© К. И. Васильев, Ю. В. Корягина, Л. Г. Рогулева
УДК 796.9
Т. А. САГИЕВ В. П. ШУЛЬПИНА
Сибирский государственный университет физической культуры,
г. Омск
КОНТРОЛЬ
ЗА СПЕЦИАЛЬНОЙ (ГОНОЧНОЙ) ВЫНОСЛИВОСТЬЮ БИАТЛОНИСТОВ 13-14 ЛЕТ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ_______________
В статье представлена методика тестирования основных физических качеств, составляющих основу специальной (гоночной) выносливости биатлонистов 13—14 лет, на этапах подготовительного периода. Разработан и обоснован комплексный тест, моделирующий функциональные и технико-тактические проявления соревновательной деятельности юных биатлонистов. Изучен уровень специальной физической подготовленности юных спортсменов в подготовительном периоде. Ключевые слова: юные биатлонисты, подготовительный период, специальная (гоночная) выносливость, методика тестирования.
Актуальность. Уровень развития специальной выносливости биатлониста является определяющим фактором результативности соревновательной деятельности. В связи с этим развитию данного физического качества необходимо уделять должное внимание на разных этапах становления спортивного мастерства. Специальная выносливость имеет
многокомпонентную структуру, исходя их ведущих физических качеств, ее определяющих, их соотношения, вклада различных систем энергообеспечения мышечной деятельности [1—4].
В настоящее время в соревновательной деятельности биатлона отмечается повышение режима интенсивности за счет увеличения скорости пере-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
движения на дистанции и уменьшения времени пребывания на огневых рубежах. Основными причинами повышения интенсивности являются оптимизация техники конькового хода и стрельбы, постоянная модернизация качества экипировки, увеличение соревновательных дисциплин на коротких дистанциях [3, 4]. По мнению современных исследований, успех выступления на соревнованиях в значительной степени будет зависеть от способности биатлониста поддерживать высокую скорость передвижения на лыжах, которая во многом лимитирована скоростно-силовым потенциалом, в частности скоростно-силовой выносливостью [5].
Анализ научно-методической литературы показал, что на сегодня большинство исследований осуществляется на высококвалифицированных спортсменах [6 — 9]. Работ, касающихся физической подготовки юных биатлонистов, крайне недостаточно [10, 11]. Актуальность затронутой проблемы объясняется и тем, что сенситивный период развития скоростно-силовых качеств приходится на возраст 13—16 лет, что требует своевременного педагогического акцента, так как недостаточное их развитие в дальнейшем будет сложно компенсировать [12, 13]. Требует уточнения содержание тестирующей программы для оценки специальной (гоночной) выносливости на этапах подготовительного периода.
Объект исследования — физическая подготовка биатлонистов 13—14 лет в подготовительном периоде.
Предмет исследования — контроль за уровнем развития специальной (гоночной) выносливости биатлонистов 13—14 лет в подготовительном периоде.
Цель исследования — обосновать тестирующую программу для оценки специальной (гоночной) выносливости биатлонистов 13—14 лет в подготовительном периоде.
Гипотеза исследования. Изучение особенностей соревновательной и тренировочной деятельности биатлонистов 13—14 лет позволит разработать и обосновать методику тестирования показателей специальной (гоночной) выносливости биатлонистов 13—14 лет в подготовительном периоде, что даст возможность своевременно вносить коррекцию в учебно-тренировочный процесс, повышая тем самым его эффективность.
Задачи исследования
1. Провести анализ соревновательной деятельности биатлонистов 13—14 лет.
2. Разработать методику тестирования специальной (гоночной) выносливости и определить уровень специальной физической подготовленности биатлонистов 13—14 лет в подготовительном периоде.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, хронометрирование, пульсоме-трия, тестирование, наблюдение, методы математической статистики.
Организация исследования. Исследования проводились на базах НИИ ДЭУ СибГУФК г. Омска и ДЮСШ №13 г. Омска, СДЮШОР рп Муромцево Омской области. В исследовании приняли участие 40 биатлонистов 13—14 лет УТГ 2-го года обучения, имеющих спортивную квалификацию от 3-го до 2-го разрядов.
Результаты исследования.
Для уточнения характеристик соревновательной деятельности биатлонистов 13—14 лет нами проведена пульсометрия в спринтерской гонке на 4 км с учетом особенностей трассы. Установлено, что у юных спортсменов длительность работы в аэроб-
но-анаэробном и анаэробном режимах энергообеспечения составляет 92% от общего времени работы на лыжной трассе. Работа в 3-й (субмаксимальной) и 4-й (максимальной) зонах мощности (по классификации В. С. Фарфеля, 1974) составляет 28% и отмечается при преодолении подъемов, финишных и стартовых отрезков. Длительность высокоинтенсивных ускорений на участках дистанции варьируется от 20 до 50 секунд. Основное время работы (64%) у биатлонистов приходится на ЧСС 170— 180 уд/мин при преодолении равнинных участков и пологих спусков (2 — большая зона мощности). И только 8% времени дистанции соответствует 1-й зоне мощности (умеренной) при прохождении отрезков дистанции перед огневым рубежом и после.
Таким образом, анализ соревновательной деятельности показывает, что современному биатлонисту необходимо поддерживать высокую скорость бега на коротких соревновательных кругах по пересеченной местности, преодолевая подъемы различной крутизны и протяженности, спуски и равнинные участки трассы, в связи с чем значимость скоростно-силовой выносливости несомненна.
На основании анализа литературных данных о компонентах специальной (гоночной) выносливости биатлонистов [3, 10], нами определены наиболее значимые физические качества в биатлоне: динамическая силовая выносливость, скоростная выносливость, скоростно-силовая выносливость.
Для решения второй задачи исследования нами разработана методика тестирования физических качеств, составляющих основу специальной (гоночной) выносливости биатлонистов 13—14 лет на этапах подготовительного периода годичного цикла тренировки. Содержание методики предполагает использование тестов общей физической подготовленности (ОФП) и специальной физической подготовленности (СФП) в условиях тренировки, которые позволяют оценить уровень развития физических качеств, отражающих специальную (гоночную) выносливость биатлониста на этапах подготовительного периода. В лабораторных условиях для определения соотношения уровня общей и скоростно-силовой выносливости предполагается использование тестов PWC170 и Wсу6м с оценкой восстановления организма юных спортсменов по основным гемодинамическим показателям (рис. 1).
Применение комплекса педагогических и лабораторных тестов оценки специальной (гоночной) выносливости юных биатлонистов в подготовительном периоде обусловлено целями и задачами учебно-тренировочного процесса. Тесты, были подобраны из программ ДЮСШ по биатлону и лыжным гонкам. Для оценки скоростно-силовых качеств использовались прыжковые тесты («Прыжок в длину с места», «Десятерной прыжок с места»), скоростная выносливость оценивалась тестом «Челночный бег 4х60 м». Такие тесты как «Сгибание рук в упоре лежа», «Подтягивание на перекладине» и «Прыжки вверх из приседа на двух ногах» отражали уровень развития силовой выносливости.
Для оценки скоростно-силовой и специальной (гоночной) выносливости как комплексное качество оцениваются с помощью тестов: прыжковая имитация в подъем 10—12° протяженностью 100 м, кросс 3 км, бег с имитацией 3 км, гонка на лыжероллерах 5 км.
Разработанный нами специальный тест позволяет оценить уровень специальной (гоночной) выносливости. Тест моделирует функциональные и
Показатели скоростно-силовой подготовленности биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде (Х±ст)
Показатели специальной (гоночной) и скоростно-силовой выносливости биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде (Х±ст)
Тесты Показатели
Прыжок в длину с места (см) 207±1,7
Десятерной прыжок с места (см) 2110±57,8
Челночный бег 4х60 м (с) 40,3±4,0
Сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 35±4,4
Подтягивания на перекладине (кол-во раз) 11±2,7
Бег 400 м (с) 67,2±9,3
Прыжки вверх из приседа на двух ногах (кол-во раз) 29±3,3
Тесты Показатели
Прыжковая имитация 100 м в подъем 10 — 12° (время, с) 30,2±3,1
Прыжковая имитация 100 м в подъем 10 — 12° (кол-во шагов) +1 3 6
Прыжковая имитация 100 м в подъем 10 — 12° (длина шага, см) 159±3,9
Кросс 3 км (с) 715±13
Бег с имитацией 3 км (с) 824±21
Гонка на лыжероллерах 5 км (с) 1305±32
технико-тактические проявления соревновательной деятельности биатлониста и предполагает работу на лыжероллерах дистанции 3600 метров, где после каждого круга (1200 м) спортсмен выполняет имитацию стрельбы без винтовки строго регламентировано в течение 60 секунд из положения лежа (после первого круга) и стоя (после второго круга). Круг включает в себя два подъема протяженностью 150 и 60 метров средней крутизны 10°, на каждом из подъемов оценивается время преодоления, количество шагов и показатели ЧСС на первом, втором и третьем кругу дистанции.
Разработанный нами тест проверен на информативность, его значимость подтверждена корреляционным анализом, в ходе которого выявлена взаимосвязь (г = 0,82) с результатами соревнований юных биатлонистов.
В лабораторных условиях оцениваются показатели общей выносливости (велоэргометрический тест PWC 170) и аэробной производительности организма (МПК), а также скоростно-силовой выносливости ^субм). Сопоставление величин общей и скоростно-силовой выносливости позволяет судить о соотношении развития двух видов выносливости на этапах подготовительного периода.
В подготовительном периоде годичного цикла в тренировочной деятельности и лабораторных условиях мы провели оценку уровня специальной (гоночной) выносливости юных спортсменов по представленной методике (табл. 1—4).
Полученные результаты педагогического тестирования биатлонистов 13—14 лет согласуются с данными, представленными в научно-методической литературе [11 — 14] и характеризуют в целом средний уровень развития специальной физической подготовленности (табл. 1, 2). В соответствии с разработанными шкалами оценки специального теста, биатлонисты имеют уровень «ниже среднего» по показателям, характеризующим специальную (гоночную) выносливость (табл. 3). Оценка общей, скоростно-силовой выносливости и аэробной производительности организма юных биатлонистов в лабораторных условиях соответствует уровню «ниже среднего» (табл. 4).
В результате корреляционного анализа выявлено, что у биатлонистов 13—14 лет наблюдается значительное количество взаимосвязей средней и высокой степени тесноты соревновательного результата
Таблица 3
Показатели физической работоспособности в различных зонах мощности и аэробной производительности организма биатлонистов 13-14 лет (Х±ст)
Показатели 1 круг 2 круг 3 круг
Бег в подъем (время), с 1 42,1±3,0 44,7±4,0 48,6±4,5
2 16,3±1,6 17,2±1,9 17,9±2,3
Бег в подъем (скорость), м/с 1 3,56±0,29 3,36±0,33 3,09±0,35
2 3,68±0,28 3,49±0,31 3,35±0,33
Бег в подъем (кол-во шагов) 1 96±1,2 97±1,4 9 СО 1+ 7
2 38±0,8 38±0,5 40±0,9
Бег в подъем (длина шага), см 1 156±2,0 155±2,3 153±2,9
2 156±1,5 156±1,0 150±1,9
ЧСС, уд/мин 1 186±5,5 187±6,0 186±5,4
2 187±3,1 190±3,8 189±2,7
Время круга без учета стрельбы, с 293±09,3 303±10,2 323±14,6
Время, затраченное на стрельбу, с 60 60 -
Общее время гонки, с 1039±18,4
Примечание: 1 - в подъем 10°, протяженностью 150 метров 2 - в подъем 10°, протяженностью 60 метров.
Таблица 4
Показатели специальной (гоночной) выносливости биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде (Х±ст)
Тесты Показатели
Абс. РШС 170, кгм/мин 824,6 ± 215,7
Отн. РШС 170/кг 15,5 ± 3,2
Абс. МПК, л 2,7 ± 0,3
Отн. МПК/кг 49,7 ± 2,8
Абс. Шсубм., кгм/мин 1492,6 ± 427,7
Отн.Шсубм./кг 27,3 ± 7,3
Шсубм/ РШС170 1,9 ± 0,6
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
*
Г N
Методика тестирования специальной физической подготовленности биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде
Рис. 1. Схема методики тестирования специальной физической подготовленности биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде
с показателями педагогических и лабораторных тестов, что свидетельствует об информативности разработанной методики тестирования, которая может быть основой контроля за уровнем развития специальной (гоночной) выносливости юных спортсменов.
Выводы
1. Анализ соревновательной, тренировочной деятельности и данных научно-методической литературы позволили обосновать методику тестирования специальной (гоночной) выносливости биатлонистов в подготовительном периоде. Разработанная методика позволяет оценить отдельные качества и в целом уровень развития специальной (гоночной) выносливости на разных этапах подготовительного периода, что даст возможность своевременно вносить коррекцию в учебно-тренировочный процесс юных спортсменов, повышая тем самым его эффективность.
2. Полученные результаты педагогического тестирования биатлонистов 13-14 лет характеризуют в целом средний уровень развития специальной физической подготовленности.
Библиографический список
1. Астафьев, Н. В. Методика контроля за подготовленностью юных биатлонистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Астафьев. — Омск, 1992. — 23 с.
2. Платонов, В. Н. О концепции периодизации спортивной тренировки и развитие общей теории подготовки спортсменов / В. Н. Платонов // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 8. — С. 23 — 26.
3. Дунаев, К. С. Проектирование динамики нагрузки в годичном цикле тренировки квалифицированных биатлонистов / К. С. Дунаев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. — 2007. — № 10 (32). — С. 32 — 34.
4. Маматов, В. Ф. Современное состояние и тенденция развития отечественного и мирового биатлона / В. Ф. Маматов // Современная система спортивной подготовки в биатлоне. — 2011. — С. 184— 194.
5. Безмельницын, Н. Г. Исходное состояние и тенденция развития биатлона на современном этапе / Н. Г. Безмельницын // Современная система спортивной подготовки в биатлоне. — Омск : СибГУФК, 2011. - С. 46-48.
6. Гельмут, В. Я. Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных биатлонистов на основе формирования специальной подготовленности в годичном цикле тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Я. Гельмут. — Омск, 1993. — 17 с.
7. Потапов, В. Н. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации (на примере биатлонистов) : дис. ... док. пед. наук. / В. Н. Потапов. — Тюмень, 2002. — 280 с.
8. Дунаев, К. С. Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / К. С. Дунаев. — СПб., 2008. — 50 с.
9. Левин, С. В. Методика развития специальной скоростносиловой выносливости биатлонистов-юниоров в подготовительном периоде / С. В. Левин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 12 (82). — С. 93 — 97.
10. Фарбей, В. В. Подготовка биатлонистов 13—16 лет в переходном и подготовительном периодах тренировки с использованием технических средств обучения : дис. ... канд. пед. наук. / В. В. Фарбей. — СПб, 2000. — 153 с.
11. Гибадуллин, И. Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки : ав-тореф. дис. . д-ра пед. наук / И. Г. Гибадуллин. — Волгоград, 2006. — 42 с.
12. Starosta, W. Interdependence between physical and coordination abilities — selected problems and their implications in the practice of physical education and sport training. In: V. Strojnik and A. Usaj, eds. Proceedings I of the 6-th Sport Kinetics Conference' 99, Ljubljana, Slovenia, University of Ljubljana, Faculty of Sport, September 1st — 4 th; 1999: 3— 13.
13. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта : учебник для вузов / В. Г. Никитушкин. — М. : Физическая культура, 2010. — 208 с.
14. Степнов, А. Н. Отбор детей для занятий биатлоном и комплектование учебно-тренировочных групп на этапе на-
чальной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / А. Н. Степнов. — Омск, 1983. — 19 с.
САГИЕВ Талгат Абаевич, аспирант кафедры «Теория и методика физкультурно-оздоровительной работы».
ШУЛЬПИНА Виктория Петровна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор
кафедры «Теория и методика физкультурно-оздоровительной работы».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2012 г. © Т. А. Сагиев, В. П. Шульпина
УДК 796 А. В. ТИЩЕНКО
Ю. В. ЯЦИН
Сибирский государственный университет физической культуры,
г. Омск
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧИЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКА______________________________
На основе корреляционного анализа показателей боевой эффективности высококвалифицированных боксеров и параметров их спортивной подготовленности определены пути индивидуализации средств технико-тактической, специальной физической и интеллектуально-психологической подготовки спортсменов.
Ключевые слова: индивидуальность, индивидуально-типологический стиль ведения поединка, спортивная подготовленность боксеров.
В современном спорте высших достижений усиливается уровень требований к спортивной подготовленности спортсменов. Поэтому одной из ведущих проблем при организации тренировочного процесса является нахождение лимитирующих сторон деятельности высококвалифицированных спортсменов. Большинство исследователей и специалистов в области бокса считают, что дальнейший прогресс в методике тренировки связан с увеличением роли принципа индивидуализации. Об актуальности и своевременности совершенствования теории и методики спорта в данном направлении свидетельствуют накопленный теоретико-исследовательский материал и большой опыт спортивной практики, раскрывающий существенные индивидуальные особенности как в структуре спортивной подготовленности, так и в общей системе многолетней тренировки спортсменов.
Объектом данного исследования является специальная спортивная подготовленность боксеров высокой квалификации, предмет — процесс индивидуализации тренировочных средств боксеров различных стилей ведения боксерского поединка. Цель исследования — обоснование путей индивидуализации средств технической, специальной физической и интеллектуально-психологической под-
готовки боксеров высокой квалификации. Задачи исследования: 1) изучить научные позиции в теории индивидуализации спортивной деятельности боксеров; 2) определить уровень развития показателей технико-тактической, специальной физической и интеллектуально-психологической подготовленности боксеров высокой квалификации; 3) на основе корреляционного анализа выявить связи между показателями спортивной подготовленности боксеров, различных стилей ведения поединка и эффективностью их боевых действий; 4) определить пути индивидуализации тренировочного процесса боксеров с учетом стилей ведения боксерского поединка.
Гипотеза исследования основана на допущении следующего предположения: исследование параметров спортивной подготовленности высококвалифицированных боксеров и соотнесение выявленных показателей с результативностью боевых действий позволит определить способы индивидуализации средств технико-тактической, специальной физической и интеллектуально-психологической подготовки боксеров с учетом их индивидуального стиля ведения боксерского поединка.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были использованы такие научные методы, как анализ и синтез, педагогическое наблюде-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ