Научная статья на тему 'Моделирование ситуаций как стратегия развития самостоятельности и коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях по английскому языку для специальных целей'

Моделирование ситуаций как стратегия развития самостоятельности и коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях по английскому языку для специальных целей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / SIMULATION METHOD / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STUDENTS’ AUTONOMOUS LEARNING DEVELOPING / ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES (ESP)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шормова Зденька

В статье рассматривается моделирование ситуаций, имеющее позитивное влияние на когнитивные способности обучающихся и предлагающее им опыт развития коммуникативных и социальных навыков. Моделирование как метод обучения иностранному языку обладает высоким потенциалом развития данных навыков. Поскольку оно включает в себя принципы коммуникативного обучения языку и эффективно при регулярном его использовании в процессе обучения. Более того, моделирование повышает мотивацию обучающихся, позволяя им самостоятельно контролировать процесс обучения. В результате моделирование может стать мощным инструментом поддержки самостоятельности обучающихся. В статье рассматриваются структура и алгоритм имитационных моделей, предлагаются способы тестирования и оценки результатов обучения путем моделирования, а также приводятся практические примеры имитационных моделей, которые могут использоваться для стимулирования самостоятельности обучения студентов в высших медицинских и фельдшерских учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION AS A STRATEGY FOR ENHANCING LEARNER AUTONOMY IN DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ESP

This paper looks at learning by performing practical tasks, which positively affects learners’ cognitive skills and gives them hands-on experience in the development of both communicative and social skills. Simulation as an instructional technique in foreign language teaching possesses high potential for developing both sets of skills. As it embodies the principles of communicative language teaching, it works well if it becomes a regular component of the language learning process. What is more, it increases learner motivation by making students feel in control of their own learning and enables to see the practical application of what they are learning. As a result, a simulation can be a powerful tool for supporting learner autonomy. The paper discusses the structure and design of simulations, offers suggestions concerning the ways of testing and evaluating learners’ performance in simulation tasks, and provides practical examples of simulations that can be used to foster autonomous learning of tertiary nursing and paramedic students.

Текст научной работы на тему «Моделирование ситуаций как стратегия развития самостоятельности и коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях по английскому языку для специальных целей»

НАУЧНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

УДК 378 Б 01: 10.24411/2071-6427-2020-10027

Моделирование ситуаций как стратегия развития самостоятельности и коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях по английскому языку для специальных целей

В статье рассматривается моделирование ситуаций, имеющее позитивное влияние на когнитивные способности обучающихся и предлагающее им опыт развития коммуникативных и социальных навыков. Моделирование как метод обучения иностранному языку обладает высоким потенциалом развития данных навыков. Поскольку оно включает в себя принципы коммуникативного обучения языку и эффективно при регулярном его использовании в процессе обучения. Более того, моделирование повышает мотивацию обучающихся, позволяя им самостоятельно контролировать процесс обучения. В результате моделирование может стать мощным инструментом поддержки самостоятельности обучающихся.

В статье рассматриваются структура и алгоритм имитационных моделей, предлагаются

Зденька Шормова

PhD, Масариков университет в Брно, Чешская Республика E-mail: 94034@mail.

Zdenka Schormova

PhD, Masaryk University, Brno, Czech Republic

* Перевод с английского Н. А. Роговой. Научная редакция перевода осуществлена автором статьи. Оригинал: Schormova Z. (2017) Simulation as a Strategy for Enhancing Learner Autonomy in Developing Communicative Competence in ESP. In: Pawlak M., Mystkowska-Wiertelak A., Bielak J. (eds). Autonomy in Second Language Learning: Managing the Resources. Second Language Learning and Teaching. Springer, Cham. Pp. 35-50. DOI: https://doi. org/10.1007/978-3-319-07764-2_3. Выражаем большую признательность автору и редакции журнала за дружеское и бескорыстное разрешение опубликовать этот перевод.

Как цитировать статью: Шормова Зденька. Моделирование ситуаций как стратегия развития самостоятельности и коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях по английскому языку для специальных целей. Пер. Н. А. Роговой // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 109-128.

способы тестирования и оценки результатов обучения путем моделирования, а также приводятся практические примеры имитационных моделей, которые могут использоваться для стимулирования самостоятельности обучения студентов в высших медицинских и фельдшерских учебных заведениях.

Ключевые слова: метод моделирования, коммуникативная компетенция, развитие самостоятельности обучающихся, английский язык для специальных целей.

1. Введение

Развитие коммуникативной компетенции является одной из основных целей обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Чрезвычайно необходимым стало использование иностранного языка для решения профессиональных задач, которое предполагает умение будущего специалиста использовать профессиональную лексику, отражать реальную коммуникативную ситуацию, решать реальные задачи с учетом профессиональной специфики. Различные стратегии и методы, применяемые в высших учебных заведениях, не всегда рассчитаны на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. В связи с этим возникает необходимость в теоретическом и практическом изучении стратегий и методов, позволяющих обучаемому непосредственно и активно принимать участие в процессе обучения иностранному языку, что требует изменения ролей учителя и ученика: ученик должен проявлять большую познавательную активность, быть ответственным и более независимым, уметь самостоятельно контролировать свою успеваемость. В таком случае возникают вопросы: как достичь подобных целей, какие методы и технические приемы следует использовать и будут ли эти методы эффективны в реальной учебной среде. В последние годы особое внимание уделяется развитию самостоятельной познавательной активности студентов с помощью компьютерных технологий, онлайн-платформ (например, таких как Moodle), курсов электронного и дистанционного обучения. Но что должно быть сделано для развития коммуникативной компетенции обучающихся? Обладают ли компьютерные технологии достаточным потенциалом для достижения этих целей? Коммуникация требует взаимодействия, непосредственного межличностного контакта и решения проблем реального мира в непридуманных коммуникативных ситуациях. Существует ли возможность перенести все это в аудито-

рию? Есть ли способ обеспечить обучающимся реальную возможность развития коммуникативной компетенции в обстановке, максимально приближенной к жизни? Эта статья посвящена моделированию коммуникативной ситуации как методике обучения иностранному языку, способствующей развитию коммуникативной компетенции, при которой обучающиеся могут безопасным и результативным способом выразить индивидуальность, проявляя свои коммуникативные способности, языковые навыки, социальную и культурную адаптивность. В статье также рассматривается вопрос о том, как моделирование влияет на самостоятельность студента, распределение ролей ученик — учитель в процессе обучения иностранному языку. Еще одна проблема, касающаяся мотивации к изучению иностранного языка, — познавательная активность обучающихся в развитии их коммуникативных навыков и их способности в принятии коммуникативных решений. В решении этой проблемы эффективно моделирование ситуации. Учащиеся обычно охотно используют подобные инструменты в процессе обучения. Внимание в этой статье концентрируется на применении метода моделирования ситуации при обучении иностранному языку студентов старших курсов и среднего медицинского персонала, которые должны обладать социальной коммуникабельностью в рамках своей будущей профессии.

2. Процесс моделирования ситуации 2.1. Определение моделирования

По определению K. Jones, моделирование — это процесс воспроизведения или имитации, представляющий событие или действие, и как таковому ему невозможно научить [12]. Чтобы понять такое определение, необходимо дополнительное уточнение. Активность (или действие) считается основным элементом процесса моделирования. Он представляет собой реальные действия участников, погруженных в функциональные роли, в которых им приходится решать поставленные перед ними задачи в условиях имитирования коммуникативной среды. Этот процесс происходит в течение определенного периода времени, в течение которого события меняются из-за действий и поведенческих особенностей участников этого процесса, что и становится результатом моделирования ситуации.

Процесс моделирования — это процесс самостоятельного обучения

обучающихся. Учитель выступает в роли посредника, который находится за рамками события и не вмешивается в него. Исчезает и традиционная среда обучения, на смену ей приходит личный опыт обучающихся. Становясь участником и принимая активное участие в процессе собственного обучения посредством взаимодействия с другими студентами, обучающийся выполняет задания. Он применяет свои знания, умения и опыт и другие когнитивные способности, связанные не только с областью его профессиональных знаний. Обучающийся становится более самостоятельным в принятии ситуативных решений. Ситуативное моделирование применяется как для развития коммуникативной компетенции, так и для адаптации в социокультурной и межличностной сфере при выполнении поставленных коммуникативных задач.

Моделирование содержит три основные элемента: реальность протекания процесса; имитация среды; структура. Реальность протекания процесса представляет собой то, что участники делают, говорят и думают. Они вступают в процесс моделирования ситуации как умственно, так и действенно, пытаясь сделать все возможное для выполнения поставленных задач и функций в обозначенной ситуации. Здесь нет игры в имитацию. Среда для процесса моделирования создается в контексте образовательного процесса без контакта участников с реальным миром. Именно это и делает процесс моделирования безопасным. Внешний мир остается нетронутым, и ошибки обучающихся не несут последствий. Для моделирования необходима структура, построенная вокруг одной или нескольких задач. Участникам моделирования предоставляются необходимые факты, они их не привносят самостоятельно [12].

В настоящее время существует большое количество дефиниций процесса моделирования. Согласно одному из его первых определений, «моделирование — это реальность действий в имитированной и структурированной среде» [12]. K. Hyland дает аналогичную трактовку, поясняя, что «моделирование — это деятельность, управляемая задачами, которая происходит в четко описанной и реалистичной обстановке» [11, р. 4]. G. P. Ladousse разделяет точку зрения K. Jones [12] о том, что моделирование ситуации является событием, а также говорит о том, что в процессе моделирования всегда присутствует ролевая игра, и добавляет, что это событие, в котором участники имеют строго определенные типы ролей [14]. Моделирование обычно рассматривается как метод, технология или методология [6], а некоторые исследователи относят моделирование

к стратегии. В рамках данной статьи термины «стратегия», «техника» и «метод» используются взаимозаменяемо, поскольку для процесса моделирования характерны черты всех этих терминов.

2.2. Структура процесса моделирования

Процесс моделирования включает четыре этапа: подготовительный этап, вводный этап, деятельность (или активность) и обсуждение происходящего [11]. На подготовительном этапе работа выполняется педагогом, который, учитывая потребности, интересы и навыки участников, определяет форму моделирования, которая может быть устной, письменной или комбинированной. Кроме того, учитель обеспечивает участников необходимыми ресурсами, организует пространство, подходящее для процесса моделирования, а также знакомит участников с методикой, объясняя, как она работает, и содействует в правильном ее применении.

Вводный этап проходит под контролем учителя. Участники получают задания для моделирования ситуации, ролевые карточки и всю необходимую информацию для активного управления процессами организации работы и выполнения задания.

Самый важный этап — это сам процесс моделирования или деятельности, которую он в себя включает. Участники несут ответственность за его организацию, распределение ролей, а также за действия, выполняемые для решения поставленной задачи, и взаимоотношения при ее выполнении. Участники дискутируют в парах или группах в поисках компромиссного решения проблемы. Моделируя, участники готовят письменные или устные презентации результатов оптимальных решений поставленных задач, в случае если это обозначено как ход процесса моделирования. На этом этапе учитель остается в стороне, выступая в качестве наблюдателя, и не вмешивается в процесс моделирования.

Обсуждение является значимой частью процесса, который способствует развитию самооценки и самостоятельности обучающихся и требует участия как самих участников, так и учителя. На этом этапе происходит обсуждение тактики, успехов в выполнении заданий каждой из групп, качества взаимодействия участников, культурных аспектов и проблем, с которыми столкнулись участники в процессе моделирования. Такой анализ необходим и полезен. Языковые навыки могут оцениваться двумя способами. Во-первых, ошибки отслеживаются в процессе дея-

тельности, а позднее детально разбираются для каждого участника. Это можно сделать на последующих занятиях в формате других упражнений, совершенно не связанных с результатами процесса моделирования. Все это позволит участникам свободно общаться любыми возможными способами и демонстрировать умение достигать поставленных задач, несмотря на языковые неточности. Во-вторых, возможно использовать и абсолютно противоположный способ, в особенности на языковых специальностях или в случае, если у обучающихся высокий уровень владения языком. В таком случае минимальна опасность того, что акцент на языковые проблемы может снизить мотивацию обучающихся. Решение о способе разбора ошибок принимает учитель, поскольку он владеет полной информацией о степени подготовленности обучающихся и о целях самого процесса моделирования.

2.3. Проект процесса моделирования

При разработке проекта моделирования рекомендуется следовать заранее определенной структуре, особенно в тех случаях, когда поставлена цель создать базу данных готовых ситуаций для моделирования. Два примера ситуаций моделирования для младшего медицинского персонала и парамедиков представлены в Таблицах 1 и 2, соответственно. Оба примера разработаны на основе структуры, предложенной С. Р. Ьааошве [14].

Таблица 1

Пример ситуации моделирования для младшего медицинского персонала[18]

Ситуационная модель 1 «Получение информационного согласия от пациента с нарушениями слуха»

Руководство пользователя (для учителя)

Тема Получение информационного согласия. Разъяснения процесса. Работа с пациентами, имеющими ограниченные возможности.

Уровень А2 — В1 по шкале общеевропейских компетенций владения иностранным языком.

Время 2 урока (по 45 минут каждый, включая сопутствующее и завершающее обсуждение).

Цель Развитие профессиональной медицинской коммуникативной компетенции на английском языке. Лингвистическая компетенция — интегрированное практическое использование лексики медицинского контекста при описании процесса, ответах на вопросы, практических устных докладах. Социолингвистическая компетенция — работа с людьми, имеющими ограниченные возможности, в госпитале, применение социально-ориентированного языка, особенности общения с людьми, имеющими проблемы со слухом, использование языка жестов и других альтернативных способов выражения мысли. Прагматическая компетенция — поиск подходов к пациенту, оценка возможностей, обсуждение положительных и отрицательных сторон.

Язык Интегрированные языковые навыки: говорение и восприятие на слух. Функции: поиск информации, обсуждение, проектирование и организация, описание процесса. Лексика: гастроэнтерология, описание процедуры и процесса обследования.

Организация места проведения Аудитория с доступом в Интернет (90 минут). В ходе моделирования планируется парная работа.

Подготовка Достаточное количество копий материала, карточек 1,2, 3 (одна на пару). Обеспечение доступа к компьютерам, библиотеке, проектору и ксероксу, листки ответа.

Разминка Краткое обсуждение наиболее распространенных желудочно-кишечных проблем, методов диагностики. Опрос о наличии опыта общения с людьми, имеющими проблемы со слухом.

Порядок Инструкция 1. Объясните участникам, что они находятся в желудочно-кишечном отделении для амбулаторных больных. Раздайте информационные согласия и карточки с заданиями 1. 2. Убедитесь, что задания ясны участникам в полном объеме. 3. Объясните участникам, что они штатный младший медицинский персонал в желудочно-кишечном отделении для амбулаторных больных и раздайте бланк для ответов и карточки с заданием 2. 4. Представьтесь доктором Уэстоном, которому после обследования участники будут докладывать о выбранных методах обследования. 5. Позвольте участникам самостоятельно выбрать себе пару (если количество участников нечетное, то одна группа будет состоять из 3-х человек). 6. Дайте старт выполнению заданий (время выполнения — 45 минут). По окончании группы представляют свое решение,

описывают возможные трудности, рассказывают о том, что им потребуется в ходе процедуры, и обосновывают выбранный способ. 7. Выдайте листы для ответа и задание 3. 8. Оставьте 30 минут для презентации и 15 — для обсуждения выбранных стратегий и возможных путей решения поставленных задач.

Контроль Уточните у участников, достаточно ли у них было информации для выполнения заданий. Обсудите, какая пара проявила себя наиболее креативно, а какая наиболее практично при поиске и принятии решения.

Примечания Доступ к Интернету может быть полезен, если участники захотят уточнить некоторые аспекты медицинской процедуры. Все мероприятия и обсуждения проводятся на английском языке.

Возможные отклонения от инструкций Задания могут быть адаптированы и применяться к пациентам с проблемами зрения, умственными ограничениями, к пациентам пожилого возраста и т.д.

_Руководство пользователя (для ученика)_

_Бланк с заданием 1. Парная работа_

Информация о пациенте:

Миссис Келлогс 53-х лет поступила в больницу сегодня с болью в желудке. Жалобы были следующими: судороги, рвота, вздутие живота, потеря аппетита. Врач осмотрел ее и назначил инвазивное обследование — гастроскопию (на завтра). От пациента требуется получить письменное информационное согласие.

Но миссис Келлогс — пациент с ограниченными возможностями, у нее всю жизнь были проблемы со слухом. Она полностью глуха на левое ухо и частично на правое. Она носит слуховой аппарат и не очень ясно говорит. Она довольно хорошо читает по губам, но не разбирается в медицине, поэтому есть предположение, что она не поймет отдельных медицинских терминов. Она вдова, живет одна и не имеет родственников.

Ее попросили подойти завтра к 10.15 к доктору Уэстону. Доктор предупредил ее, что нельзя принимать пищу за 12 часов до процедуры. Гастроскопия будет сделана только в том случае, если она подпишет информационное согласие. (Получите у учителя бланк с заданием 2)

Бланк с заданием 2. Парная работа

Вы — младший медицинский персонал, штатный сотрудник в желудочно-кишечном отделении для амбулаторных больных. Вам и Вашему коллеге поручили получить информационное согласие на проведение инвазивного обследования — гастроскопии. Без согласия данная процедура не может быть проведена. Очень важно подробно объяснить пациенту процедуру, убедиться, что пациент все понимает, и ответить на все его вопросы, прежде чем он поставит подпись на согласии. Очень важно предупредить о возможных побочных эффектах._

Завтра в 10.15 у вас будет 30 минут для разъяснений и получения согласия. Вы и Ваш коллега несете за это ответственность. Выберите вместе стратегию и определите, что вам понадобится, т.к. все должно быть подготовлено и организовано уже сегодня. Подготовьте для пациента разъяснение о процедуре, выберите подход к работе с пациентами, имеющими ограничения по слуху. Если Вы в чем-то не уверены, Вы можете обратиться к литературным источникам или Интернету. Предложите все имеющиеся у больницы возможности по проведению процедуры, если пациента не устроит предложенный ему способ. Спрогнозируйте возможные осложнения и дайте рекомендации по их профилактике.

Перед окончанием сегодняшней смены доктор Уэстон (в лице учителя) хочет быть проинформированным о ваших решениях с подробным описанием того, как все будет происходить и какую информацию Вы предоставите пациенту. Подготовьте подробный устный отчет. Ограничение по времени: 45 минут.

(Получите у учителя информационный лист и карточку с заданием 3) Бланк задания 3. Парная работа

Сообщите подробно доктору Уэстону, как Вы собираетесь все объяснить пациенту. Расскажите, каким образом Вы поняли, что пациент все понял, и Вы получили информационное согласие на проведение процедуры. Ограничение по времени: 30 минут

Таблица 2

Пример ситуации моделирования для студентов-парамедиков [18] Ситуационная модель 2

«Получение гранта Европейского Союза на курс первой помощи с практическим применением для широкого круга пользователей»

Руководство пользователя (для учителя)

Тема Первая помощь. Обучение населения навыкам первой помощи.

Уровень А2 — В1 по шкале общеевропейских компетенций владения иностранным языком.

Время 2 урока (по 45 минут каждый, включая сопутствующее и завершающее обсуждение).

Цель Развитие профессиональной медицинской коммуникативной компетенции на английском языке. Лингвистическая компетенция — обработка инструкций, приказов, описание процесса, письменное проектирование материала — информационной карты, освоение лексики по первой помощи, логическое объяснение процедуры и функций соответствующего оборудования, описание проекта.

Социолингвистическая компетенция — разработка курса для широкой аудитории, оценка потребностей, адаптация профессиональной информации для широкого круга пользователей, аргументированность ответов и использование общедоступного языка. Прагматическая компетенция — высказывание и обсуждение предложений, понимание инструкций, развитие навыков свободной речи, организация информации, варианты выражения несогласия.

Язык Интегрированные языковые навыки: говорения и восприятие на слух, письмо и чтение. Функции: отработка командных ролей, обсуждение и распределение задач, сотрудничество, выражение мнения, организация заданий, демонстрация и объяснение, ответы на неожиданные вопросы, работа в условиях дефицита времени. Лексика: первая помощь, глаголы действия, средства первой помощи.

Организация места проведения Обычная аудитория (45 минут). Комната оказания первой помощи с манекенами (45 минут). Работа двух команд, которые самостоятельно распределяют роли и определяют результаты.

Подготовка Подготовьте достаточное количество копий с заданиями 1, 2 и 3 для двух команд. Обеспечьте доступ к компьютеру и руководству по оказанию первой помощи. Обеспечьте доступ к учебному медицинскому кабинету с манекенами взрослых и детей и оборудованием для оказания первой помощи.

Разминка Обсудите методики обучения других в практическом и теоретическом ключе, определяя, что может вызвать затруднение и чего следует избегать в подобных ситуациях.

Порядок Инструкция 1. Позвольте участникам самостоятельно разделиться на две равные по числу команды и объясните, что они представляют две бригады по оказанию первой помощи. Как представитель грантового агентства, расскажите им о гранте и раздайте бланки с заданием 1 для каждой из команд. 2. Убедитесь, что все участники понимают содержание информационной карточки с заданием. 3. Позвольте участникам распределить роли в команде и выбрать «хранителя времени». 4. Раздайте информационные карточки с заданиями 2 и 3. 5. Приступая к работе, известите команды, что они по очереди будут демонстрировать выполнение практических заданий через 25 минут.

Порядок 6. Позвольте участникам самостоятельно подготовиться к презентации. 7. Как представитель грантового агентства, Вы можете разъяснить требования. Будьте готовы ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть у группы. 8. Отслеживайте командную работу, распределение задач, разъяснения, активность на соответствие предъявленным требованиям. 9. Как только задача будет выполнена, организуйте обсуждение, в ходе которого будут подведены итоги. Позвольте участникам выбрать презентацию, которая объективно произвела большее впечатление в целом, и того, кто заслуживает победы и почему.

Контроль Проверьте и обсудите наличие серьезных ошибок при демонстрации первой помощи, какие идеи были наиболее понятны и интересны широкой аудитории.

Примечания Компьютеры должны использоваться только в качестве консультантов в случае возникновения сомнений. Все мероприятия и демонстрации проводятся на английском языке.

Возможные отклонения от инструкций Задания для оказания первой помощи могут быть изменены для обеспечения более широкого охвата учебных дисциплин. При большом количестве обучающихся команд может быть больше.

Руководство пользователя (для ученика) Бланк с заданием 1

Европейский Союз объявляет конкурс проектов, который принесет некую денежную компенсацию в ваше отделение оказания первой помощи в виде нового укомплектованного кабинета для оказания скорой помощи. Однако грант будет получен только одним претендентом по итогам конкурса, предусматривающего разработку практического курса оказания первой помощи для широкого круга пользователей с объяснениями, демонстрацией и отработкой навыков на манекенах. Ваше руководство очень желает получить это грант.

Информация из объявления о конкурсе. Курс имеет следующие цели:

- сократить количество несчастных случаев с участием детей как дома, так и на спортивных площадках;

- избежать паники водителей в случаях дорожно-транспортных происшествий;

- оказать первую медицинскую помощь на дому до приезда врачей;

- оказать помощь прохожим и бездомным без подвергания риску собственной жизни.

В качестве целевой аудитории выступают мамы, находящиеся в отпусках по уходу за детьми, водители, неравнодушные люди, учителя. Все они имеют недостаточный опыт оказания первой помощи. Курс будет бесплатным, т.к. расходы вашей организации покроет грант. К курсу предъявляются следующие требования:

- общедоступность, легкость для понимания и наглядность;

- высокий профессионализм;

- использование достаточно простых методик обучения;

- увлекательность и познавательность для участников.

_Бланк с заданием 2. Для каждой команды_

Согласно требованиям, курс должен охватывать следующие темы:

- оказание первой помощи в случае происшествия с байкерами на треке;

- бытовой ожог у ребенка;

- несчастные случаи на частных подворьях с пилами и топорами;

- срочные роды в парке;

- хулиганский поджог бездомного;

- очевидец автомобильной аварии на дороге.

Ваша команда очень хочет выиграть грант. Проявите себя. Распределите роли и тщательно спроектируйте ваше выступление. Будьте готовы отвечу_

Бланк с заданием 3. Для каждой команды

Вы публично представляете ваш проект как командную работу. Во время выступления другой команды вы выполняете роль зрителей. Будьте готовы задавать вопросы от имени широкой аудитории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограничения по времени: 30 минут для презентации и 15 минут для обсуждения.

2.4. Моделирование ситуации как инструмент для тестирования и оценки успеваемости обучающихся

Моделирование можно применять в качестве инструмента оценки сформированности всех компонентов коммуникативной компетенции. Проверка и оценка коммуникативных навыков происходит в естественном исполнении, где взаимодействие протекает в реальном режиме, проблема решается непосредственно, учащиеся используют все свои коммуникативные навыки, взаимодействуя друг с другом. Такой способ оценивания требует как минимум двух наблюдателей, которые оценивают достижения поставленных при проектировании моделирования задач в соответствие с критериями. Такой вид оценивания отличается от традиционных экзаменов. Гораздо эффективнее принято считать комбинацию техники моделирования и традиционного экзамена, что дает более объективное представление о способностях обучающихся. При моделировании оценивание концентрируется в основном на социолингвистических, прагматических и организационных компонентах коммуникативной компетенции. Организационный компонент коммуникативной компетенции связан с овладением формальными аспектами языковой эффективности в общении с другими и сфокусирован на

грамматическом, семантическом и риторическом аспектах [1].

В своих работах L. F. Bachman предлагает использовать рейтинговые шкалы для оценки социолингвистического, прагматического и организационного компонентов коммуникативной компетенции и создавать ситуации, в которых участники реализуют неформальное общение в определенной, приближенной к реальности обстановке [1]. Нестандартные подходы к оценке различных компонентов коммуникативной компетенции также обсуждаются в работе L. F. Bachman и A. Palmer [2].

В работе G. Fulcher, F. Davison и J. Kemp упоминается новый инструмент оценки — оценочное дерево (performance decision tree), которое позволяет наблюдать за использованием языка, оценивать его при помощи подробных записей [9]. Преимущество этого подхода заключается в оценке успеваемости обучающихся в конкретном реалистичном контексте, оценивание такого рода имеет больший потенциал в плане всестороннего рассмотрения ситуации. В случае прагматической компетенции внимание уделяется аспектам невербальной коммуникации, таким как зрительный контакт, выражение лица, осанка, признаки сочувствия, юмор, реакция говорящего, способность выслушать мнение собеседника и объяснить детали более точно.

Моделирование — это длительный процесс, вне зависимости от того, используется данный метод в целях обучения или с целью оценивания. Успешный процесс моделирования требует тщательного планирования со стороны учителя, точной постановки целей, разъяснения процедуры, а также детального обсуждения по завершении процесса. Ограничивающим фактором использования моделирования с целью тестирования является обязательное наличие присутствия более чем одного оценивающего. Все эти факторы могут привести к нежеланию использовать моделирование при обучении, но учителя, которые все же решились на такой риск, вскоре обязательно увидят очевидные преимущества и станут уверенными пользователями данной техники.

3. Использование процесса моделирования для развития самостоятельности обучающихся 3.1. Связь между самостоятельностью обучающихся и процессом моделирования

С тех пор как H. Holec впервые использовал термин «самостоятельность обучающегося» и предложил его определение как «.. .способность

взять на себя ответственность за свое собственное обучение», взгляды на способы поощрения самостоятельности в обучении значительно изменились [10, p. 3]. H. Holec различает самостоятельное обучение как желательную учебную ситуацию и самостоятельность обучающегося как способность к данному типу обучения. Такое разделение было принято и получило дальнейшее развитие в работах таких исследователей, как R. Smith, P. Benson, D. Little [19; 3; 4; 15]. Многие специалисты сходятся во мнении, что развитие самостоятельности обучающихся — это процесс формирования у них независимости для возможности успешного и активного изучения иностранного языка, при котором обучающийся сам несет ответственность за процесс обучения. Существует мнение, что самостоятельность лучше всего развивается с помощью компьютерных технологий. Но здесь стоит отметить, что развитие коммуникативной компетенции и всех ее компонентов происходит только при помощи реального взаимодействия участников, как, например, в процессе моделирования. Использование компьютера, безусловно, оказывает положительное влияние на словарный запас и письменные навыки, однако вряд ли сможет обеспечить межличностное и социокультурное взаимодействие. На данном этапе необходимо определить, обладает ли имитационное моделирование способностью повысить самостоятельность обучающихся и соответствует ли его применение основным принципам самостоятельности обучающегося.

P. Benson подчеркивает важную роль учителя как организатора, который развивает определенные навыки и усиливает психологические качества, связанные с самостоятельностью обучающихся в классе [3], хотя L. Dam предлагал и иные подходы к обучению [7]. Согласно «Бергенскому определению», самостоятельность обучающегося — это «способность и готовность действовать самостоятельно, как социально ответственная личность» [8, p. 102]. Принимая во внимание тот факт, что развитие самостоятельности обучающихся основывается на трех фундаментальных педагогических принципах, а именно: заинтересованности (вовлеченности) обучающихся, рефлексии, правильности использования языковых единиц изучаемого языка [15], все это в полной мере обосновывает использование моделирования при обучении иностранному языку. Учащиеся несут ответственность за учебный процесс при моделировании, так как они самостоятельно организуют процесс, ищут решение поставленных ситуативных задач и ответственны

за результат солидарно со своими партнерами. Во время обсуждения и подведения итогов, которые занимают значительную часть времени в процессе моделирования, они критически оценивают и разбирают выбранную ими стратегию. Следует отдельно отметить, что при этом иностранный язык используется в обязательном порядке на всех четырех этапах моделирования. Сравнение принципов, лежащих в основе самостоятельности обучающихся и входящих в основу процесса моделирования, приведены в Таблице 3.

Таблица 3

Сравнение принципов самостоятельности обучающихся и процесса моделирования [17]

Основы самостоятельности Основы моделирования

Самостоятельность подразумевает переход от передачи знаний к поиску их самостоятельно. Учитель выполняет роль посредника, аудитория становится местом реального действия, и обучающийся приобретает непосредственный опыт.

Учителю достается не ведущая, а поддерживающая роль. Учитель не участвует в процессе и не вмешивается в него, но планирует его с учетом целей обучения, объясняет и наблюдает за самим процессом.

Самостоятельность дает возможность ученику самому влиять на процесс обучения. Участники несут полную ответственность за свои решения в ситуации, приближенной к реальности, и принимают их на основе собственного опыта и знаний.

Самостоятельность способствует взаимодействию, приравненному к поддержке. Моделирование полностью основывается на взаимодействии, независимо от того, происходит ли это в парах, в группе или в целом классе, каждый выполняет свою роль и имеет четкий круг обязанностей.

Неотъемлемая часть самостоятельности — это самооценивание /взаимооценивание. Самооценивание / взаимооценивание проводится на этапе обсуждения, где участники озвучивают, какие решения были лучшими, а какие нет, а также обсуждают степень вклада каждого участника в процесс моделирования.

Самостоятельность позволяет расставлять приоритеты в потребностях и интересах, стимулирует мотивацию и независимость от других участников учебного процесса. Моделирование, используемое для изучения иностранного языка,— это творческий процесс, где каждый участник использует свои собственные навыки и самостоятельно принимает решения относительно хода и организации процесса, отсутствует заранее определенный финал процесса.

Студенты могут внести знания и опыт, полученные извне, в процесс обучения.

Участники процесса моделирования имеют функциональные и реальные роли, относящиеся к их будущей профессии, моделируется реальный мир, но здесь безопасно и не стоит волноваться за возможные ошибки.

Рассмотрев Таблицу 3, можно сделать вывод, что имитационное моделирование — это подходящая и эффективная стратегия обучения иностранному языку, развивающая самостоятельность обучающихся. Данная стратегия особенно эффективна при работе со студентами языкового уровня А2 и выше по общеевропейской шкале компетенций, а также со студентами, изучающими иностранный язык для специальных целей. Большинство таких студентов уже знакомы с принципами моделирования, так как такой метод часто применяется при изучении предметов специального цикла, для развития профессиональных умений и навыков. Введение уже знакомой студентам техники в процесс изучения иностранного языка происходит очень естественно и органично.

3.2. Повышение самостоятельности обучающихся с помощью метода моделирования

Развитие самостоятельности обучающихся лучше всего происходит при помощи методов активного обучения, стимулирующих когнитивные навыки и заставляющих использовать иностранный язык для достижения целей обучения. Такая активность способствует развитию коммуникативной компетенции, которая представляет собой комплекс умений и навыков, необходимых в устной и письменной речи, в том числе и четырех основных языковых навыков (чтение, говорение, письмо и аудирование). Развитию коммуникативной компетенции способствует использование различных стратегий обучения. Стратегии изучения иностранного языка определяются в качестве «конкретных действий, предпринимаемых обучаемым для того, чтобы сделать процесс обучения более легким, быстрым, приятным, эффективным, адаптивным к новым ситуациям и более самостоятельным» [16, p. 8]. R. Oxford выделяет прямые и косвенные стратегии обучения. Прямые стратегии представлены памятью, когнитивными и компенсаторными навыками, а косвенные — метакогнитивными, аффективными и социальными навыками [16]. На каждом этапе изучения языка обучающийся должен определить, какие

методы изучения являются для него наиболее эффективными и способствуют глубокому овладению различными навыками. Что касается стратегий прямого обучения, то память помогает создавать ассоциативные связи, применять образное мышление, запоминать звуки, хорошо анализировать факты и применять полученные знания на практике. Когнитивные навыки позволяют эффективно отбирать, накапливать, перерабатывать и восстанавливать информацию, а также рассуждать и приходить к умозаключениям. Если у обучающегося отсутствует необходимый словарный запас и он не способен самовыразиться, то могут прийти на помощь компенсаторные навыки в качестве догадок для преодоления ограничений при общении. Что касается косвенных стратегий, то метакогнитивные навыки позволяют учащимся концентрироваться на своем обучении, планировать и оценивать его. Аффективные навыки полезны для снижения тревожности и эмоционального напряжения. Наконец, социальные навыки позволяют учащимся функционировать в обществе, участвовать в дискуссиях, задавать вопросы, сотрудничать и сопереживать другим [16].

Многие специалисты высоко оценивают метод моделирования, подчеркивая два ключевых момента: опору на правила и стратегии. Несмотря на то, что должны соблюдаться определенные правила, чтобы обеспечить шаблонность процесса моделирования, существует выбор сценария для решения задач, что позволяет процессу развиваться. Моделирование представляет собой так называемую систему для решения реальных задач, тем самым уменьшая риск ошибок в дальнейшем [5]. Техника имитационного моделирования является одним из интересных и эффективных методов, которые могут применяться в обучении, в том числе и иностранным языкам [13]. Она получила признание во многих областях как динамичный и мощный инструмент для разрешения конфликтов, принятия решений, обучения языкам, выстраиванию взаимоотношений, изучения культурных ценностей. Техника характеризуется междисциплинарным потенциалом и поэтому может быть использована в качестве эффективного учебного инструмента. Другими словами, моделирование может применяться в образовании, в практике и в исследованиях [5]. Ни один другой метод обучения, применяемый в аудитории, не обеспечивает такого же сочетания реальности и ответственности в языковом контексте [12]. Язык, используемый при моделировании, более аутентичен и богат, чем язык, используемый в традиционных языковых классах.

Взаимодействие во время моделирования не прерывается преподавателем, так что процесс становится менее напряженным и более естественным. Активное участие студентов необходимо, но оно происходит в уместном контексте, где в ходе взаимодействия принимаются решения, преодолеваются проблемы, достигаются цели с использованием различных стратегий, с возможностью проверки их эффективности [6]. По мнению К. Ну1ап^ использование моделирования при изучении иностранных языков имеет пять существенных преимуществ:

- повышение мотивации, так как процесс имеет целенаправленный характер и участники могут привносить свои идеи, принимать собственные решения, основываясь на своем опыте;

- развитие свободной речи на изучаемом языке, поскольку контекст носит деятельностный характер, участники учатся на практике использовать языковые единицы;

- интеграция различных навыков в процесс, в том числе прагматических (например, использование невербальных компонентов языка), развитие межкультурных и межличностных компетенций, развитие когнитивных навыков (анализ, оценка, синтез);

- поддержка активного участия обучающихся во взаимодействии;

- снижение тревожности и стрессовости, связанных с изучением и использованием нового языка [11].

При моделировании у обучающихся также появляется уверенность в правильности использования языковых единиц, что является еще одним аргументом в пользу применения данного метода. Это относится, в частности, к развитию коммуникативной компетенции при обучении английскому языку для специальных целей. Здесь невозможно полностью отказаться от моделирования, так как в этом случае не будут достигнуты конкретные профессиональные цели обучающихся.

4. Заключение

Нет никаких сомнений в том, что самостоятельность обучающихся может достигаться различными способами. В данной статье утверждается, что одним из наиболее эффективных методов развития самостоятельности обучающихся является моделирование. Для педагогов, которые еще не применяли данный метод в учебном процессе, приведенные в статье суждения могут быть полезны как источник информации о принципах, структуре, проектировании и фактическом применении данного метода.

Кроме того, была предпринята попытка подчеркнуть сходство принципов, лежащих в основе развития самостоятельности обучающихся и использования процесса моделирования, причем оба эти принципа направлены на формирование коммуникативной компетенции обучающихся при обучении английскому языку для специальных целей. Два практических примера моделирования ситуации для младшего медицинского персонала и студентов-парамедиков были представлены для знакомства со структурой, функциями, процессом реализации и сроками выполнения заданий подобного рода.

Литература / References

1. Bachman L. F. Fundamental considerations in language testing. Oxford: Oxford University Press, 1990. 408 p.

2. Bachman L. F., Palmer A. Language assessment in practice. Oxford: Oxford University Press, 2010. 510 p.

3. Benson P. Teaching and researching autonomy in language learning. Harlow: Longman, 2001. 260 p.

4. Benson P. Autonomy in language teaching and learning // Language Teaching. 2007. No. 40 (01). P. 21-40.

5. Communication and simulation: From two fields to one theme / Crookall D., Saunders D. (Eds.). Bristol: WBC Print, 1989. 377 p.

6. Crookall D., Saunders D., Oxford R., et al. Our multicultural global village: Foreign languages, simulations and network gaming // Communication and simulation: From two fields to one theme / Crookall D. & Saunders D. (Eds.). Bristol: WBC Print, 1989. P. 91-104.

7. Dam L. Learner autonomy 3: From theory to classroom practice. Dublin: Authentik, 1995. 84 p.

8. Dam L., Eriksson R., Little D., et al. Towards a definition of autonomy // Third Nordic Workshop on Developing Autonomous Learning in the FL Classroom / T. Trebbi (Ed.). Bergen: University of Bergen, 1989. P. 102-103.

9. Fulcher G., Davidson F., Kemp J. Effective rating scale development for speaking tests: Performance decision tree // Language Testing. 2011. № 28 (1). P. 5-29.

10. Holec H. Autonomy and foreign language learning. Oxford: Pergamon. 1981. 53 p.

11. Hyland K. Language-learning simulations: A practical guide // English Teaching Forum. 1993. Vol. 31, No. 4. P. 16-22.

12. Jones K. Simulations in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. 122 p.

13. Jones K. Simulations: A handbook for teachers and trainers. 3rd ed. London: Kogan Page Ltd.; New York: Nichols Publishing Company, 1995. 145 p.

14. Ladousse G. P. Role play. Oxford: Oxford University Press, 1987. 181 p.

15. Little D. Learner autonomy: definitions, issues and problems. Dublin: Authentik, 1991. 62 p.

16. OxfordR. Language learning strategies. What every teacher should know. Boston: Heinle & Heinle Publishers, 1990. 342 p.

17. Schormová Z. Effective use of vocational schools' equipment for testing

communicative competence components in ESP via simulation // ELT Signposts 2011 selected papers / V. Podrouzkova, N. Vojtkova (Eds.). Brno: Masaryk University, 2012. P. 46-49.

18. SchormovaZ. Simulation method for development of communicative competence in English for specific purposes in students of College of Healthcare and Nursing // Unpublished doctoral dissertation, Masaryk University, Brno, Czech Republic, 2014.

19. Smith R. Learner autonomy // ELT Journal. 2008. № 62. P. 393-395.

SIMULATION AS A STRATEGY FOR ENHANCING LEARNER AUTONOMY IN DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ESP

This paper looks at learning by performing practical tasks, which positively affects learners' cognitive skills and gives them hands-on experience in the development of both communicative and social skills. Simulation as an instructional technique in foreign language teaching possesses high potential for developing both sets of skills. As it embodies the principles of communicative language teaching, it works well if it becomes a regular component of the language learning process. What is more, it increases learner motivation by making students feel in control of their own learning and enables to see the practical application of what they are learning. As a result, a simulation can be a powerful tool for supporting learner autonomy. The paper discusses the structure and design of simulations, offers suggestions concerning the ways of testing and evaluating learners' performance in simulation tasks, and provides practical examples of simulations that can be used to foster autonomous learning of tertiary nursing and paramedic students.

Keywords: simulation method, communicative competence, students' autonomous learning developing, English for specific purposes (ESP).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.