Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимова Наталья Сергеевна, Прохоров Андрей Игоревич

В статье изучены особенности формирования системы управления знаниями в организации в условиях цифровизации. Отмечено, что важным для любой организации является выстраивание эффективной системы управления знаниями способствующей формированию конкурентных возможностей и преимуществ организации во внутренней и внешней среде. Подчеркивается, что процесс влияния цифровизации на менеджмент знаний амбивалентен, создавая новые возможности для организационного развития, она продуцирует и новые риски. Одна из актуальных проблем управления знаниями сегодня это автономность применения социальных и цифровых инструментов в данном процессе, что существенно ограничивает их потенциал. В настоящее время перспективным представляется формирование интегрированного социально-технологического алгоритма объединяющего в себя цифровые и социальные инструменты управления знаниями. Одной из перспективных цифровых технологий способной решить задачу объединения различных инструментов управления знаниями является - цифровой двойник организации. С помощью программных возможностей модель цифрового двойника способна максимально релевантно описать причинно-следственные связи и зависимости между различными элементами организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM UNDER THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article studies the features of the formation of a knowledge management system in an organization in the context of digitalization. It is noted that it is important for any organization to build an effective knowledge management system that contributes to the formation of competitive opportunities and advantages of the organization in the internal and external environment. It is emphasized that the process of the influence of digitalization on knowledge management is ambivalent, creating new opportunities for organizational development, it also produces new risks. One of the topical problems of knowledge management today is the autonomy of the use of social and digital tools in this process, which significantly limits their potential. At present, the formation of an integrated socio-technological algorithm that combines digital and social knowledge management tools seems promising. One of the promising digital technologies that can solve the problem of combining various knowledge management tools is the digital twin of an organization. With the help of software capabilities, the digital twin model is able to describe the most relevant cause-and-effect relationships and dependencies between various elements of the organization.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Моделирование системы управления знаниями в условиях цифровизации

Зимова Наталья Сергеевна,

к.с.н., доцент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: nzimova@mail.ru

Прохоров Андрей Игоревич,

магистр Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: a.prokhorr@gmail.com

В статье изучены особенности формирования системы управления знаниями в организации в условиях цифровизации. Отмечено, что важным для любой организации является выстраивание эффективной системы управления знаниями способствующей формированию конкурентных возможностей и преимуществ организации во внутренней и внешней среде. Подчеркивается, что процесс влияния цифровизации на менеджмент знаний амбивалентен, создавая новые возможности для организационного развития, она продуцирует и новые риски. Одна из актуальных проблем управления знаниями сегодня это автономность применения социальных и цифровых инструментов в данном процессе, что существенно ограничивает их потенциал. В настоящее время перспективным представляется формирование интегрированного социально-технологического алгоритма объединяющего в себя цифровые и социальные инструменты управления знаниями. Одной из перспективных цифровых технологий способной решить задачу объединения различных инструментов управления знаниями является -цифровой двойник организации. С помощью программных возможностей модель цифрового двойника способна максимально релевантно описать причинно-следственные связи и зависимости между различными элементами организации.

Ключевые слова: знания, управление знаниями, система управления знаниями, цифровизация, организация.

F7

U

со

см

см

со

Z

32

Введение

Знания организации - один из важнейших стратегических ресурсов обеспечивающих ее конкурентоспособность и воспроизводство в условиях динамичной внешней среды. В непрерывной взаимосвязи с формированием и накоплением знаний, находится наращивание и воспроизводство креативного человеческого капитала результатом которого является создание устойчивой экономической добавленной стоимости. Как справедливо отмечает С.А. Назаревич: «В настоящее время существует достаточно сильная тенденция к представлению знания как отдельного ресурса организации, которое относится к нематериальным активам. Поэтому процессы контроля и оценки вклада при создании ценности в виде значимых продуктов или услуг со стороны организации-производителя заставляют учитывать знания как ключевой ресурс, оказывающий влияние на конкурентный потенциал организации» [1].

В этой связи важным для любой организации является выстраивание эффективной системы управления знаниями способствующей формированию конкурентных возможностей и преимуществ организации во внутренней и внешней среде.

Соглашаясь с подходом, предложенным О.П. Кочне-вой, под системой управления знаниями мы будем понимать «целенаправленно сформированный и регулируемый комплекс технологических решений для организации совместного труда работников и достижения целей организации, основанный на взаимодействии информационных, коммуникативно-маркетинговых и HR-технологий» [2].

Способность управлять внутренними знаниями и получать доступ к внешним является сложнейшей задачей. Важность и сложность управления знаниями возрастают для фирм, осуществляющих трансграничную деятельность, с учетом усиливающегося конкурентного давления со стороны глобальных рынков и неоднородности стран. В настоящее время под влиянием цифровизации и трансформации многих технологических и управленческих процессов задача построения системы менеджмента знаний становиться еще сложнее.

Н.Ю. Кауфман отмечает: «В условиях формирования цифровой экономики необходимо эффективное управление знаниями, которое характеризуется высочайшим уровнем развития творческого потенциала человеческой личности как носителя и генератора знаний. В условиях формирования экономики знаний человеческий капитал является главным ресурсом. Процесс влияния цифровизации на менеджмент знаний амбивалентен, создавая новые возможности для организационного развития, она продуцирует и новые риски. Этот тезис подчеркивают и современные исследования зарубежных и отечественных ученых, в которых довольно активно исследуются как положительные следствия, так и риски цифровизации управления знаниями. Каждая компания выбирает свою модель управления знаниями в соответствии с масштабами производства, направлением деятельности, сложившейся организационной культурой. В условиях развития экономики знаний конкурентоспособность предприятий определяется его способностями создавать, перерабатывать, распределять и делиться

знаниями и информацией как во внешней, так и во внутренней среде, а также защищать идеи от конкурентов. Таким образом, на основе «новых знаний» происходят изменения в экономике, а также образуется лаг времени между использованием новых знаний и их возникновением» [3].

Так, например, австралийские исследователи Hepu Deng, Sophia Xiaoxia Duan, Santoso Wibowo отмечают, что цифровые технологии могут использоваться для облегчения обмена знаниями и принятия решений за счет улучшения координации и коммуникации, а также оказывать влияние на производительность труда в организациях [4]. Особого внимания заслуживает работа американских социологов Joseph K. Nwankpa, Yaman Roumani, Pratim Datta рассматривающих специфику управления знаниями в цифровую эпоху. Они отмечают, что внедрение компаниями механизма «оцифровки» знаний позволит трансформировать процессные инновации. Ученые разработана интегративная модель управления знаниями в условиях цифровизации деятельности компаний [5].

Немецкие исследователи Imran Ali, Ismail Golgeci, Ahmad Arslan посредством авторской модели эмпирических оценок построили алгоритм воспроизводства организаций в условиях нестабильной среды посредством внедрения новых цифровых систем управления знаниями [6].

Среди отечественных ученых изучением положительных следствий цифровизации системы управления знаниями занимаются А.А. Бакунов, М.А. Башуева, А.А. Герасимова, Н.Н. Масюк, М.В. Мирославская, В.В. Овсянникова1 и пр. Авторы подчеркивают, что: «Цифровизация обеспечивает более быстрый и легкий доступ к знаниям на разных платформах и устройствах; снижает потребность во вмешательстве человека и повышает эффективность и точность обработки знаний; создает новые возможности для инноваций и сотрудничества с помощью анализа данных и искусственного интеллекта» [7].

Представлена и противоположная точка зрения. В частности, Д.Н. Щербакова и С.В. Беликова указывают на перманентное увеличение информационных потоков в условиях цифровизации систему правления организацией, что в свою очередь продуцирует новые информационные риски в виде: несанкционированного доступа к данным, утечек конфиденциальной информации, сбоев в алгоритмах продаж, поставок и работы с поставщиками и пр. [8]. Шведские социологи S. Durst, M. Zieba, исследуя риски дигитализации системы управления знаниями на организационном уровне, выделили три группы рисков: человеческие, технологические и операционные [9].

Актуальность и дискуссионность изучаемой темы стимулирует исследовательский интерес к ее анализу применительно к современным организациям. Цель статьи - научно-практическое исследование системы управления знаниями как приоритетного стратегического ресурса организаций в условиях цифровизации.

1 См., об этом: Бакунов А.А. Управление знаниями как фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой экономики // Цифровизация процессов управления: стартовые условия и приоритеты: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Курск, 21-22 апреля 2022 года. Курск, 2022; Масюк Н.Н. Управление знаниями в условиях цифровых трансформаций // Актуальные аспекты развития науки и общества в эпоху цифровой трансформации: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2023 года. Москва, 2023; Мирославская М.В. Цифровая трансформация процессов управления знаниями в Северо-Западном регионе // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2022. № 3(70).

Методика

Методологической основой научной статьи является комплекс социологических концепций и теорий, способствующих полноценному пониманию содержания процесса управления знаниями в организациях в условиях цифровизации:

- концепция информационного общества (М. Ка-стельс, Д. Белл, О. Тоффлер), позволяющая рассматривать цифровизацию организации как часть общего процесса развития сетевого информационного поля и сетевой коммуникации;

- концепция социального капитала (П. Бурдье, Дж. Ко-улмен, Р. Патнэм.), и его формирование в организациях, на основе которой групповая солидарность, стабильность и интенсивность социальных контактов выступают основой устойчивых социальных связей и отношений.

В процессе исследования планируется использовать общие и частные методы научного исследования, сравнительный, системный анализ, библиографическое исследование, анализ документальных источников.

Результаты

Знания - один из важнейших нематериальных активов (ресурсов) любой организации. Изучая категорию «знания» исследователи зачастую обращаются к человеческому фактору, его совершенствованию как источнику экономического роста и конкурентоспособности организации. Однако, организационные знания не сводятся к сумме индивидуальных знаний.

Организационные знания являются результатом регулярного и сложного взаимодействия системы формализованных и неформализованных знаний и их преобразования посредством четырех переходов: социализации, экстернализации, интернализации и комбинации.

В.В. Фомин и И.К. Фомина разработали онтологическую модель преобразования знаний и как их результат создания организационного знания (рис. 1).

Описывая представленную выше модель авторы указали на то, что отдельные ее составляющие взаимодействуют в рамках спирали знания основу которой составляет индивидуальные знания членов организации с постепенным их расширением до уровня группы, секции, отдела, сектора и т.д. Таким образом, знания выступают как результат синергетического эффекта, организация не создает их в прямом понимании этого слова, основная ее задача развивать, ассимилировать и воспроизводить знания уже сформированные на индивидуальном уровне. Для этого используются системы управления знаниями.

Одна из актуальных проблем управления знаниями сегодня это автономность применения социальных и цифровых инструментов в данном процессе, что существенно ограничивает их потенциал. В настоящее время перспективным представляется формирование интегрированного социально-технологического алгоритма объединяющего в себя цифровые и социальные инструменты управления знаниями (рис. 2).

В настоящее время одной из перспективных цифровых технологий способной решить задачу объединения различных инструментов управления знаниями является - цифровой двойник организации. С помощью программных возможностей модель цифрового двойника способна максимально релевантно описать причинно-следственные связи и зависимости между различными элементами организации (финансовыми, экономическими, организационными, кадровыми и пр.).

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

Рис. 1. Концептуальная процессная (проектная) модель трансформации знаний [10]

Цифровые инструменты

Социальные инструменты

<п

CJ

см со

Платформенные архитектуры

Интеграция решений в единое технологическое пространство

Вовлечение огромных массивов «новых данных» в управленческие процессы

Когнитивные и предиктивные решения

Цифровые инструменты интегрированного управления

Алгоритмизация и роботизация рутинных операций

Данные g' Алгоритмы $ Модели ф|

Плоские оргструктуры Кросс-функциональное взаимодействие Динамические рабочие группы Agile - команды

Разрушение межфункциональных барьеров Вовлечение накопленного опыта и извлечённых уроков t и t - компетенции

J Квалификация

ik

ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ЗНАНИЯ

Опыт а* Мотивация

Рис. 2. Интегрированный социально-технологический алгоритм управления знаниями в организации[11]

К отличительным особенностям цифрового двойника организации как цифровой модели управления знаниями относятся:

- возможность прогнозирования будущего, а также анализ и сопровождение принятия наиболее эффективных управленческих решений;

- универсальность, выражающаяся в сборе и описании знаний из всех функциональных областей;

- систематизация знаний в единую систему причинно-следственных связей;

- социализация, выражающаяся в доступности знаний всем стейкхолдерам организации;

- непрерывная эволюция знаний, выражающаяся в обновлении алгоритмов модели, методов их анализа и экспертизы.

Цифровая модель знаний может стать основой экосистемы организации выстраивая единую кросс-функциональную среду взаимодействия всех участников организации.

Обсуждение и заключение

В настоящее время системы управления знаниями внедряются в организациях с целью облегчения потока знаний внутри организации. Они помогают поддерживать обмен знаниями, обеспечивать их сбор и инсти-туционализацию, с целью поддержания долгосрочного конкурентного преимущества и устойчивого развития организации.

Внедрение цифровых систем управления знаниями может существенно повысить эффективность функционирования организации в нестабильной среде и обеспечить ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Задача формирования цифровых систем управления знаниями требует от организаций стратегического подхода. Необходимо формирование и поддержание развития цифровой стратегии управления знаниями, которая, в свою очередь, является частью корпоративной стратегии.

Цифровая стратегия управления знаниями - это документально оформленный на уровне организации план долгосрочных мероприятий по внедрению информационных систем, систем интеллектуального анализа и иных программных продуктов поддержки управления знаниями.

Литература

1. Назаревич, С.А. Модели управления знаниями для процессов повышения качества функционирования организационных систем // Метрологическое обеспечение инновационных технологий: Сборник статей V Международного форума, Санкт-Петербург, 02 марта 2023 года / Под редакцией В.В. Окрепило-ва. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2023. - С. 173.

2. Кочнева, О.П. Пошаговый алгоритм создания системы управления знаниями в организации как инструмента стратегического управления // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов VI Международной научно-практической конференции, Кемерово-Мариинск-Киселевск-Прокопьевск-Гурьевск-Новокузнецк-Москва, 19-21 марта 2023 года / Под научной редакцией В.Л. Квинта. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2023. -С.230-238.

3. Кауфман, Н.Ю. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики // Креативная экономика. - 2018. - Т. 12. - № 3. - С. 261270.

4. Deng H., Duan S.X., Wibowo S. Digital technology driven knowledge sharing for job performance //Journal of Knowledge Management. - 2023. - Т. 27. - № . 2. -С. 404-425.

5. Nwankpa J.K., Roumani Y., Datta P. Process innovation in the digital age of business: the role of digital business intensity and knowledge management //Journal of Knowledge Management. - 2022. - Т. 26. - № . 5. -С. 1319-1341.

6. Ali I., Golgeci I., Arslan A. Achieving resilience through knowledge management practices and risk management culture in agri-food supply chains //Supply Chain Management: An International Journal. - 2023. -Т. 28. - № . 2. - С. 284-299.

7. Масюк, Н.Н. Управление знаниями в условиях цифровых трансформаций / Н.Н. Масюк, М.А. Бушуева, А.А. Герасимова // Актуальные аспекты развития науки и общества в эпоху цифровой трансформации: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2023 года. - Москва: Издательство АЛЕФ, 2023. -С.133-136.

8. Щербакова, Д.Н. Информационные риски в управлении деятельностью организации / Д.Н. Щербакова, С.В. Беликова // Инновационная наука. - 2022. -№ 9-2. - С. 24-27.

9. Durst S., Zieba M. Mapping knowledge risks: towards a better understanding of knowledge management // Knowledge Management Research & Practice. -2019. - Т. 17. - № . 1. - С. 1-13.

10. Фомин, В.В. Проектный подход в управлении организационным знанием / В.В. Фомин, И.К. Фомина // Актуальные проблемы экономики и управления. -2023. - № 1(37). - С. 49-54.

11. Цифровой двойник организации - основа системы управления знаниями нового поколения. -

URL: https://ict.moscow/presentation/tsifrovoi-dvoinik-organizatsii-osnova-sistemy-upravlemia-znamiami-novogo-pokoleniia (дата обращения: 24.06.2023).

MODELING THE KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM UNDER THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Zimova N.S., Prokhorov A.I.

Moscow State University named after M.V. Lomonosov

The article studies the features of the formation of a knowledge management system in an organization in the context of digitalization. It is noted that it is important for any organization to build an effective knowledge management system that contributes to the formation of competitive opportunities and advantages of the organization in the internal and external environment. It is emphasized that the process of the influence of digitalization on knowledge management is ambivalent, creating new opportunities for organizational development, it also produces new risks. One of the topical problems of knowledge management today is the autonomy of the use of social and digital tools in this process, which significantly limits their potential. At present, the formation of an integrated socio-technological algorithm that combines digital and social knowledge management tools seems promising. One of the promising digital technologies that can solve the problem of combining various knowledge management tools is the digital twin of an organization. With the help of software capabilities, the digital twin model is able to describe the most relevant cause-and-effect relationships and dependencies between various elements of the organization.

Keywords: knowledge, knowledge management, knowledge management system, digitalization, organization.

References

1. Nazarevich, S.A. Models of knowledge management for processes of improving the quality of functioning of organizational systems // Metrological support of innovative technologies: Collection of articles of the V International Forum, St. Petersburg, March 02, 2023 / Edited by V.V. Okrepilov. - St. Petersburg: St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, 2023. - P. 173.

2. Kochneva, O.P. Step-by-step algorithm for creating a knowledge management system in an organization as a tool for strategic management // Theory and practice of strategizing: Collection of selected scientific articles and materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Kemerovo-Mariinsk-Kiselevsk-Prokopyevsk-Guryevsk-Novokuznetsk-Moscow, March 19-21, 2023 / Edited by V. L. Kvint. - Kemerovo: Kemerovo State University, 2023. - P. 230-238.

3. Kaufman, N.Y. Transformation of knowledge management in the context of the development of the digital economy // Creative economy. - 2018. - T. 12. - No 3. - P. 261-270.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Deng H., Duan S.X., Wibowo S. Digital technology driven knowledge sharing for job performance //Journal of Knowledge Management. - 2023. - T. 27. - № . 2. - P. 404-425.

5. Nwankpa J.K., Roumani Y., Datta P. Process innovation in the digital age of business: the role of digital business intensity and knowledge management // Journal of Knowledge Management. - 2022. - T. 26. - № . 5. - P. 1319-1341.

6. Ali I., Golgeci I., Arslan A. Achieving resilience through knowledge management practices and risk management culture in agri-food supply chains //Supply Chain Management: An International Journal. - 2023. - T. 28. - № . 2. - P. 284-299.

7. Masyuk N.N., Bushueva M.A., Gerasimova A.A. Actual aspects of the development of science and society in the era of digital transformation: Collection of materials of the VII International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 28, 2023. -Moscow: Limited Liability Company «ALEF Publishing House», 2023. - P. 133-136.

8. Shcherbakova D.N., Belikova S.V. Information risks in the management of the organization's activities / D.N. Shcherbakova, S.V. Belikova // Innovative science. - 2022. - № 9-2. - P. 2427.

9. Durst S., Zieba M. Mapping knowledge risks: towards a better understanding of knowledge management //Knowledge

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

IE

u~

11. Digital twin of the organization is the basis of the knowledge management system of the new generation. - URL: https:// ict.moscow/presentation/tsifrovoi-dvoinik-organizatsii-osnova-sistemy-upravleniia-znaniiami-novogo-pokoleniia (date accessed: 24.06.2023).

to

U

CO

CM

CM

CO

z

36

Management Research & Practice. - 2019. - T. 17. - № . 1. -C. 1-13.

10. Fomin, V.V. Project approach in the management of organizational knowledge / V.V. Fomin, I.K. Fomina // Actual problems of economics and management. - 2023. - № 1(37). - P. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.