Научная статья на тему 'СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ И КЛАСТЕРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ И КЛАСТЕРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЗОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Е. И.

В контексте наблюдаемого стремительного роста публикационной активности в сфере управления цифровой трансформацией актуальной задачей является систематизация исследовательских усилий в рассматриваемой предметной области. Задачи исследования включают определение выборки наиболее релевантных публикаций, относящихся к исследуемой области, кластеризацию научных публикаций по принципу совпадения ключевого слова и анализ полученных совокупностей ключевых слов с целью определения общей направленности исследований в выделяемых группах. В рамках исследования выполнен сетевой анализ и кластеризация управления цифровой трансформацией организации как области научно-исследовательской деятельности на основе 1000 наиболее релевантных статей, включенных в полнотекстовую базу данных ScienceDirect. Кластерный анализ выполнен с применением специализированного прикладного программного обеспечения VOSviewer. Выделены 8 групп направлений исследований, которые преобладают в предметной области сегодня: 1) цифровые технологии и управленческие аспекты их внедрения; 2) цифровая экономика и новые бизнес-модели; 3) цифровая стратегия организации, 4) компетенции и управление изменениями; 5) цифровые данные и управление внедрением технологий искусственного интеллекта; 6) цифровые технологии в контексте ESG; 7) цифровое государство; 8) инновации и управление. Каждое из выделенных тематических направлений связано с разными управленческими аспектами, в том числе управлением цепочками поставок и рисками, изменением бизнес-модели, повышением устойчивости и производительности фирмы, реализацией динамических возможностей, формированием и реализацией цифровой стратегии, и управлением инновациями в цифровой сфере. Дальнейшие направления исследований могут включать качественный анализ в разрезе сформулированных направлений исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK ANALYSIS AND CLUSTERING OF DIGITAL TRANSFORMATION MANAGEMENT OF AN ORGANIZATION AS A FIELD OF SCIENTIFIC RESEARCH

In the context of the observed rapid growth of publication activity in the field of digital transformation management, the systematization of research efforts in the subject area under consideration is an urgent task. The research objectives include determining a sample of the most relevant publications related to the field under study, clustering scientific publications based on the principle of keyword coincidence and analyzing the obtained sets of keywords in order to determine the general direction of research in the selected groups. As part of the study, a network analysis and clustering of the management of the digital transformation of an organization as a field of research activity was carried out on the basis of 1000 most relevant articles included in the ScienceDirect full-text database. Cluster analysis was performed using specialized application software VOSviewer. There are 8 groups of research areas that prevail in the subject area today: 1) digital technologies and management aspects of their implementation; 2) digital economy and new business models; 3) digital strategy of the organization, 4) competencies and change management; 5) digital data and management of the introduction of artificial intelligence technologies; 6) digital technologies in the context of ESG; 7) digital state; 8) innovation and management. Each of the highlighted thematic areas is associated with different management aspects, including supply chain and risk management, changing the business model, increasing the firm's sustainability and productivity, implementing dynamic opportunities, forming and implementing a digital strategy, and managing innovations in the digital sphere. Further research directions may include qualitative analysis in the context of the formulated research directions.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ И КЛАСТЕРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Сетевой анализ и кластеризация управления цифровой трансформацией организации как области научного исследования

Павлова Елизавета Ивановна

начальник отдела программ развития и технологического консалтинга, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, [email protected]

В контексте наблюдаемого стремительного роста публикационной активности в сфере управления цифровой трансформацией актуальной задачей является систематизация исследовательских усилий в рассматриваемой предметной области. Задачи исследования включают определение выборки наиболее релевантных публикаций, относящихся к исследуемой области, кластеризацию научных публикаций по принципу совпадения ключевого слова и анализ полученных совокупностей ключевых слов с целью определения общей направленности исследований в выделяемых группах. В рамках исследования выполнен сетевой анализ и кластеризация управления цифровой трансформацией организации как области научно-исследовательской деятельности на основе 1000 наиболее релевантных статей, включенных в полнотекстовую базу данных ScienceDirect. Кластерный анализ выполнен с применением специализированного прикладного программного обеспечения VOSviewer. Выделены 8 групп направлений исследований, которые преобладают в предметной области сегодня: 1) цифровые технологии и управленческие аспекты их внедрения; 2) цифровая экономика и новые бизнес-модели; 3) цифровая стратегия организации, 4) компетенции и управление изменениями; 5) цифровые данные и управление внедрением технологий искусственного интеллекта; 6) цифровые технологии в контексте ESG; 7) цифровое государство; 8) инновации и управление. Каждое из выделенных тематических направлений связано с разными управленческими аспектами, в том числе управлением цепочками поставок и рисками, изменением бизнес-модели, повышением устойчивости и производительности фирмы, реализацией динамических возможностей, формированием и реализацией цифровой стратегии, и управлением инновациями в цифровой сфере. Дальнейшие направления исследований могут включать качественный анализ в разрезе сформулированных направлений исследований.

Ключевые слова: управление, цифровая трансформация, организация, сетевой анализ, кластеризация, публикационная активность, обзор.

Введение

Практический и академический интерес к цифровой трансформации возрастает всё быстрее в контексте стремительного развития и внедрения цифровых технологий.

В рамках исследования цифровая трансформация определяется как качественные изменения в бизнес-процессах или способах осуществления экономической деятельности (бизнес-моделях) в результате внедрения цифровых технологий, приводящие к значительным социально-экономическим эффектам [1]. Актуальность развития теоретических основ управления инновационной деятельностью, которая включает в том числе цифровую трансформацию, обусловлена прямым влиянием на национальную экономическую безопасность [2].

Исследовательские работы в сфере цифровой трансформации проводятся в разных дисциплинарных направлениях: маркетинг, бухгалтерский учет, предпринимательство, производство и другие [3]. Систематизация направлений и результатов исследований в данной области представляет собой сложную и актуальную задачу [4]. Текущие усилия в этом направлении имели ограниченную по времени / базе данных выборку [3], сфокусированы на анализе взаимного цитирования [5], сфокусированы на определенной предметной области, например маркетинге [6], креативных индустриях [7] и пр.

Целью настоящего исследования является сетевой анализ и кластеризация управления цифровой трансформацией организации как области научно-исследовательской деятельности с последующим выявлением групп тематических направлений, которые преобладают в предметной области сегодня. Задачи исследования включают определение выборки наиболее релевантных публикаций, относящихся к исследуемой области, кластеризацию научных публикаций по принципу совпадения ключевого слова и анализ полученных совокупностей ключевых слов с целью определения общей направленности исследований в выделяемых группах.

Методология

Сетевой анализ и кластеризация области научного исследования выполнен в разрезе ключевых слов 1000 наиболее релевантных научных публикаций за период 2000-2023 гг., включенных в полнотекстовую базу данных ScienceDirect и ранжированных по релевантности данной базой. Первичный отбор научных публикаций для сетевого анализа был выполнен по ключевому словосочетанию «digital transformation management» («менеджмент / управление цифровой трансформацией»).

На рисунке 1 представлено распределение общего числа публикаций рассматриваемого периода по годам. Можно отметить тенденцию резкого роста публикационной активности в области научного исследования в период 2017-2022 гг. Сведения за неполный 2023 год говорят о том, что тренд роста публикационной активности с высокой долей вероятности сохранится - за первые 2 квартала уже опубликовано более 900 научных статей, что подтверждает возрастающую высокую актуальность вопросов управления цифровой трансформацией в академической среде.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О M

со

fO

es

0 es

in

01

О Ш

m

X

<

m О X X

Рисунок 1 - Динамика количества публикаций по направлению «управление цифровой трансформацией», включенных в полнотекстовую базу данных ваепсейГе^. Источник: составлено авторами по данным ваепсейГеЫ

Из общего числа публикаций (8628), включенных в ScienceDirect и соответствующих области исследования, было отобрано 8115 в соответствии с типом публикации - научно-исследовательская статья, обзорная научная статья. Для данных типов публикаций характерна высокая научная новизна, а также они подлежат рецензированию, что отвечает целям исследования. Распределение выборки по типу публикации представлено на рисунке 2.

■ Обзорные научные статьи

■ Главы книг

■ Обсуждение

■ Короткие сообщения

я Научно-исследовательские статьи Обзоры книг

■ Редакционная статья

■ Прочее

Параметр Характеристика

Тип анализа Кластеризация научных публикаций по принципу совпадения ключевого слова (co-occurrence)

Единица анализа Ключевое слово

Минимальное количество упоминаний ключевого слова 20

Количество отбираемых для визуализации ключевых слов (до фильтрации) 987 (из 7676)

Количество отбираемых для визуализации ключевых слов (после фильтрации) 100

Кластерный анализ (англ. cluster analysis) — многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы [8]. С помощью прикладного программного обеспечения VOSviewer были определены 8 кластеров ключевых слов, представленные в разделе анализ результатов. Технологии и подходы к нормализации, картированию и кластеризации, используемые в алгоритмах VOSviewer, представлены в [9].

Цвет и название кластера соответствуют цветовой маркировке и наименованию наиболее крупного узла в кластере на карте сети ключевых слов предметной области, представленной на рисунке 3.

Анализ результатов

Кластеризация научных публикаций по направлению «управление цифровой трансформацией» по ключевым словам демонстрирует высокую концентрацию научно-исследовательской активности в области таких понятий, как цифровая трансформация, цифровизация, Индустрия 4.0 и цифровые двойники.

agiuiMwnnip

higher вйхлюп

Hynamitjpabifity

tmngngMftinokgei

srms

dmifcauoo тВппфп*!' nlifi.'li

dlgitai^lurily J

=■»■"' m

»¿акяийу suiunbedtvtkçiwm

oveej < • digilat Ration artificial (jjpllçeilce

digital transformation,

entreor^iurstiip . -1/

• J r 1 t/ nwnjfr ■

digital s(gteation mm» tl gltallZat n-

♦ -T'W rcsQnc

digital t^otogi« ,

ffathlr^Jearn ng

¡-djstff 4.0

Рисунок 2 - Распределение публикаций по направлению «управление цифровой трансформацией» по типу публикации (из включенных в полнотекстовую базу данных ваепсейГесу. Источник: составлено авторами по данным ваепсейГеЫ

Из выборки, составляющей 8115 научных статей в области исследования, были отобраны 1000 статей в качестве итоговой выборки на основе ранжирования по релевантности, осуществляемого ScienceDirect. Следующим шагом при помощи прикладного программного обеспечения VOSviewer была сформирована сеть ключевых слов итоговой выборки, характеризующих область научного исследования. Параметры анализа, позволившего на основе ключевых слов визуализировать карту области научного исследования, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Параметры сетевого анализа и кластеризации области научного исследования

disait , оупап^ЦраЛИи«,

I te

naturjj^modei c

digMfc.in

w lybtr.pn^fcil lystum шеелмф things

digital ndfcjfaounng

supply chaii#MMgimcni

Л- (Mtgcmcni

digrtalin^itruncre m W^c^Khn0lca,l()g»iio cyb«»curity

**V ' ' iv.rntto*hlngs[io<)

'01

Рисунок 3 - Кластеризация научных публикаций по направлению «управление цифровой трансформацией» по ключевым словам. Источник: составлено авторами.

В соответствии с алгоритмами VOSviewer 1 ключевое слово может относиться только к 1 кластеру, вместе с тем можно наблюдать тесную взаимосвязь между кластерами, ключевые слова которых очень близки по предметной области. Так, кластеры «цифровая трансформация» и «Индустрия 4.0» тесно переплетены между собой. Состав кластеров представлен ниже.

1. Кластер 1 - цифровые технологии (20 слов): Индустрия 4.0 / Индустрия 4.0 (нем.); цифровой двойник / цифровые двойники; интернет вещей; кибер-физические системы; кибер-безопасность; цифровое производство; цифровые цепочки поставок; блокчейн; облачные вычисления; моделирование; объектно-ориентированная модель строительного объекта ( Building Information Model, BIM); умный город; умная фабрика; умное производство; управление цепочками поставок; управление рисками; концепция; логистика; производство; оценка зрелости.

2. Кластер 2 - цифровая экономика (19 слов): цифровая экономика; цифровое предпринимательство; цифровые финансы; цифровые инновации; цифровой маркетинг; цифровые платформы; цифровые технологии; бизнес-модель / бизнес-модели; возможности; создание ценности; сервитизация; экосистема; предпринимательство; производительность фирмы; институты; инновации; технологии; трансформация; финтех.

3. Кластер 3 - цифровая стратегия (15 слов): цифровой разрыв; цифровая стратегия; цифровые технологии (информационно-коммуникационные технологии, ИКТ); цифровая трансформация; цифровая инфраструктура; цифровиза-ция; дигитализация; внедрение технологий; производительность; устойчивость; подвижность; динамические возможности; средние и малые предприятия; интернационализация; представление на основе ресурсов.

4. Кластер 4 - компетенции и изменения (14 слов): анализ больших данных; изучение кейсов; директор по цифровым технологиям; циклическая экономика; цифровое здоровье; цифровое лидерство; динамическая возможность; образование; новые технологии; высшее образование; управление знаниями; управление проектами; средние и малые предприятия; социальные медиа.

5. Кластер 5 - данные и искусственный интеллект (далее - ИИ) (12 слов): ИИ; большие данные; машинное обучение; анализ данных; внедрение; автоматизация; цифровая зрелость; дигитализация; устойчивое развитие; инновационный менеджмент; исследование; классификация.

6. Кластер 6 - экологическое, социальное и корпоративное управление - ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG) (8 слов): информационные системы; информационные технологии; умные города; цепочка поставок; управление; стратегия; устойчивое развитие; изменение климата.

7. Кластер 7 - цифровое государство (7 слов): цифровое управление; цифровое государство; модель зрелости; публичный сектор; оценка; барьеры; принятие решений.

8. Кластер 8 - инновации и управление (5 слов): инновации бизнес-модели; открытые инновации; цифровая серви-тизация; руководство; организационная культура.

В кластере 1 сосредоточены ключевые слова, относящиеся в первую очередь к Индустрии 4.0 и основным технологиям, которые данный технологический уклад включает: цифровые двойники, интернет вещей, блокчейн и облачные технологии и пр. «Умные» (smart) концепции, которые формируются на основе подключенных устройств (умное производство, умная фабрика, умный город), также включены в рассматриваемый кластер. Управленческий аспект в данном кластере включен в виде управления рисками, управления цепочками поставок и оценки зрелости (цифровой). Из этого можно заключить, что актуальным направлением научных исследований являются риски и изменения в логистических цепочках поставок, связанные с внедрением цифровых технологий, а также оценка цифровой зрелости. Первый кластер можно охарактеризовать как технологический.

Второй кластер содержит основные понятия, связанные с цифровой экономикой - цифровое предпринимательство и финансы, цифровые инновации и маркетинг, в том числе на основе цифровых технологий и платформ. Управленческие категории, включенные в данный кластер, подчеркивают взаимосвязь между цифровой трансформацией и изменением бизнес-моделей, подходов к созданию ценности и появлением новых бизнес-возможностей; изменениями в производительности фирм.

Кластер 3 связан со стратегическими аспектами цифровой трансформации: цифровой разрыв, цифровая стратегия и

трансформация, цифровая инфраструктура в привязке к исследованию устойчивости и динамических возможностей, производительности организаций, в том числе средних и малых предприятий. Четвертый кластер не имеет такой ярко выраженной тематической направленности, вместе с тем можно выделить составляющие, связанные с компетенциями, их управлением и развитием (образование, управление знаниями и пр.), а также изменениями. В кластере 5 доминируют понятия, связанные с управлением и внедрением технологий ИИ и больших данных. Выделение технологий ИИ в рамках отдельного кластера подчеркивает фундаментальность изменений при внедрении и их подрывной характер.

Кластер 6 затрагивает в том числе понятия экологического, социального и корпоративного управления. Авторы, посвящающие исследовательскую деятельность вопросам цифровых технологий, в данном случае связывают цифровизацию с ESG повесткой. Вопросы государственного управления и цифрови-зации сконцентрированы в кластере 7, при этом ключевое слово, на которое следует обратить внимание, это барьеры -нормативные, административные и прочие, на снижение которых должны быть направлена деятельность государства в рамках развития цифровой экономики. Последний кластер содержит 5 ключевых слов, которые в целом можно соотнести с такими категориями, как инновации и управление, однако, как и кластер 4 не имеет ярко выраженной общей тематики.

Заключение

Таким образом, исследуемая предметная область - управление цифровой трансформацией организации - может быть разделена на такие группы направлений исследований, как:

1. цифровые технологии и управленческие аспекты их внедрения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. цифровая экономика и новые бизнес-модели,

3. цифровая стратегия организации,

4. компетенции и управление изменениями,

5. цифровые данные и управление внедрением технологий искусственного интеллекта,

6. цифровые технологии в контексте ESG,

7. цифровое государство,

8. инновации и управление.

Каждое из выделенных направлений связано с разными управленческими аспектами, в том числе управлением цепочками поставок и рисками, изменением бизнес-модели, повышением устойчивости и производительности фирмы, реализацией динамических возможностей, формированием и реализацией цифровой стратегии и управлением инновациями. Дальнейшие направления исследований могут включать качественный анализ в разрезе сформулированных направлений исследований.

Литература

1. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г. И. Абдрахманова, К. Б. Быховский, Н. Н. Веселит-ская, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; рук. авт. кол. П. Б. Рудник; науч. ред. Л. М. Гохберг, П. Б. Рудник, К. О. Вишневский, Т. С. Зинина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 239, [1] с. — ISBN 978-5-7598-2510-4 (в обл.). — ISBN 978-5-75982270-7 (e-book).

2. Харламова, Т. Л. Влияние управления инновациями на национальную экономическую безопасность / Т. Л. Харламова // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 08

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

апреля 2022 года / Сост. Н.В. Мячин. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 254-258. - EDN PDPPDK.

3. Kraus S., Durst S., Ferreira J.J., Veiga P., Kailer N., Weinmann A. Digital transformation in business and management research: An overview of the current status quo//International Journal of Information Management, 2022, Т. 63, C. 102466.

4. Hanelt A., Bohnsack R., Marz D., Antunes Marante C. A Systematic Review of the Literature on Digital Transformation: Insights and Implications for Strategy and Organizational Change/Journal of Management Studies, 2021, Vol. 58, A Systematic Review of the Literature on Digital Transformation, No. 5, P. 1159-1197.

5. Hausberg J.P., Liere-Netheler K., Packmohr S., Pakura S., Vogelsang K. Research streams on digital transformation from a holistic business perspective: a systematic literature review and citation network analysis/Journal of Business Economics, 2019, Vol. 89, Research streams on digital transformation from a holistic business perspective, No. 8-9, P. 931-963.

6. Hofacker C., Golgeci I., Pillai K.G., Gligor D.M. Digital marketing and business-to-business relationships: a close look at the interface and a roadmap for the future//European Journal of Marketing, 2020, Vol. 54, Digital marketing and business-to-business relationships, No. 6, P. 1161 -1179.

7. Li F. The digital transformation of business models in the creative industries: A holistic framework and emerging trends//Stimulating Innovation and Entrepreneurship in High-Technology Sectors -the Role of Cultural and Creative Industries, 2020, Тт. 92-93, C. 102012.

8. Мандель И. Д. Кластерный анализ. — М.: Финансы и статистика, 1988. — 176 с.

9. Van Eck, N.J., & Waltman, L. (2014). Visualizing bibliometric networks. In Y. Ding, R. Rousseau, & D. Wolfram (Eds.), Measuring scholarly impact: Methods and practice (pp. 285-320). Springer. The book chapter is available at http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-10377-8_13.

References

1. Digital transformation of industries: Starting conditions and priorities: dokl. to the XXII Apr. international Scientific Conference on problems of economic and social development, Moscow, 13-30 Apr. 2021 / G. I. Abdrakhmanova, K. B. Bykhovsky, N. N. Veselitskaya, K. O. Vishnevsky, L. M. Gokhberg, etc. ; hand. author. col. P. B. Rudnik ; scientific ed. L. M. Gokhberg, P. B. Rudnik, K. O. Vishnevsky, T. S. Zinina; Nats. research. un-t "Higher School of Economics". — Moscow : Publishing House of the Higher School of Economics, 2021. — 239, [1] p. — ISBN 978-5-7598-2510-4 (in the region). — ISBN 978-5-7598-2270-7 (e-book).

2. Kharlamova, T. L. The impact of innovation management on national economic security / T. L. Kharlamova // Economic security of the individual, society, state: problems and ways of ensuring : Materials of the International scientific and practical conference, St. Petersburg, April 08, 2022 / Comp. N.V. Myachin. -Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2022. - pp. 254-258. - EDN PDPPDK.

3. Kraus S., Durst S., Ferreira J.J., Veiga P., Kailer N., Weinmann A. Digital transformation in business and management research: An overview of the current status quo//International Journal of Information Management, 2022, T. 63, C. 102466.

4. Hanelt A., Bohnsack R., Marz D., Antunes Marante C. A Systematic Review of the Literature on Digital Transformation: Insights and Implications for Strategy and Organizational Change/Journal of Management Studies, 2021, Vol. 58, A Systematic Review of the Literature on Digital Transformation, No. 5, P. 11591197.

5. Hausberg J.P., Liere-Netheler K., Packmohr S., Pakura S., Vogelsang K. Research streams on digital transformation from a holistic business perspective: a systematic literature review and citation network analysis/Journal of Business Economics, 2019, Vol. 89, Research streams on digital transformation from a holistic business perspective, No. 8-9, P. 931-963.

6. Hofacker C., Golgeci I., Pillai K.G., Gligor D.M. Digital marketing and business-to-business relationships: a close look at the interface and a roadmap for the future//European Journal of Marketing, 2020, Vol. 54, Digital marketing and business-to-business relationships, No. 6, P. 1161-1179.

7. Li F. The digital transformation of business models in the creative industries: A holistic framework and emerging trends//Stimulating Innovation and Entrepreneurship in High-Technology Sectors -the Role of Cultural and Creative Industries, 2020, Tt. 92-93, C. 102012.

8. Mandel I. D. Cluster analysis. — M.: Finance and Statistics, 1988. — 176 p.

9. Van Eck, N.J., & Waltman, L. (2014). Visualizing bibliometric networks. In Y. Ding, R. Rousseau, & D. Wolfram (Eds.), Measuring scholarly impact: Methods and practice (pp. 285-320). Springer. The book chapter is available at http://dx.doi.org/101007/978-3-319-10377-8_13.

Network analysis and clustering of digital transformation management of an

organization as a field of scientific research Pavlova E.I.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University JEL classification: C01, C02, C1, C4, C5, C6, C8

to

CS

о

CS !Л

О Ш

m

X

А

m О X X

In the context of the observed rapid growth of publication activity in the field of digital transformation management, the systematization of research efforts in the subject area under consideration is an urgent task. The research objectives include determining a sample of the most relevant publications related to the field under study, clustering scientific publications based on the principle of keyword coincidence and analyzing the obtained sets of keywords in order to determine the general direction of research in the selected groups. As part of the study, a network analysis and clustering of the management of the digital transformation of an organization as a field of research activity was carried out on the basis of 1000 most relevant articles included in the ScienceDirect full-text database. Cluster analysis was performed using specialized application software VOSviewer. There are 8 groups of research areas that prevail in the subject area today: 1) digital technologies and management aspects of their implementation; 2) digital economy and new business models; 3) digital strategy of the organization, 4) competencies and change management; 5) digital data and management of the introduction of artificial intelligence technologies; 6) digital technologies in the context of ESG; 7) digital state; 8) innovation and management. Each of the highlighted thematic areas is associated with different management aspects, including supply chain and risk management, changing the business model, increasing the firm's sustainability and productivity, implementing dynamic opportunities, forming and implementing a digital strategy, and managing innovations in the digital sphere. Further research directions may include qualitative analysis in the context of the formulated research directions.

Keywords: management, digital transformation, organization, network analysis, clustering, publication activity, review.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.