Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохоров Андрей Игоревич

В настоящее время существенное влияние на функционирование организаций разных направлений деятельности оказывает четвертая промышленная революция, результатом которой выступает цифровизация многих управленческих и производственных процессов. В ее рамках получают развитие элементы автоматизации, внедряются экспертные системы поддержки управленческих решений и искусственный интеллект. Отмеченные процессы требуют создания в организации системы управления знаниями. Наличие ее позволяет компании формировать и наращивать человеческий капитал как один из основных нематериальных ресурсов развития предприятия. Анализ теоретических положений по данному вопросу, а также изучение практики работы современных организаций позволили определить ключевые тенденции управления знаниями. Установлено, что одной из актуальных проблем в этой сфере сегодня является автономность применения социальных и цифровых инструментов, что существенно ограничивает их потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN KNOWLEDGE MANAGEMENT TRENDS IN THE ORGANIZATION

The article analyzes the main trends in the field of knowledge management. Currently, the fourth industrial revolution, which results in the digitalization of many management and production processes, is having a significant impact on the functioning of organizations in various areas of activity. As part of this revolution, automation elements are being developed, expert systems for management decision support and artificial intelligence are being introduced. These processes require the creation of a knowledge management system in the organization. Its presence allows the company to form and build up human capital as one of the main intangible resources of enterprise development. The analysis of theoretical provisions on this issue, as well as the study of the practice of modern organizations allowed to identify the key trends in knowledge management. It is deemed that one of the urgent problems in this area today is the autonomous application of social and digital tools, which significantly limits their potential.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ»

Научная статья УДК 65.015.1

https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.2

Современные тенденции управления знаниями в организации Андрей Игоревич Прохоров

Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, a.prokhorr@gmail.com

Аннотация. В настоящее время существенное влияние на функционирование организаций разных направлений деятельности оказывает четвертая промышленная революция, результатом которой выступает цифровизация многих управленческих и производственных процессов. В ее рамках получают развитие элементы автоматизации, внедряются экспертные системы поддержки управленческих решений и искусственный интеллект. Отмеченные процессы требуют создания в организации системы управления знаниями. Наличие ее позволяет компании формировать и наращивать человеческий капитал как один из основных нематериальных ресурсов развития предприятия. Анализ теоретических положений по данному вопросу, а также изучение практики работы современных организаций позволили определить ключевые тенденции управления знаниями. Установлено, что одной из актуальных проблем в этой сфере сегодня является автономность применения социальных и цифровых инструментов, что существенно ограничивает их потенциал.

Ключевые слова: знания, управление знаниями, система управления знаниями, цифровизация, организация

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Прохоров А.И. Современные тенденции управления знаниями в организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 7. С. 21-25. https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.2.

Original article

Modern Knowledge Management Trends in the Organization Andrey I. Prokhorov

Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia, a.prokhorr@gmail.com

Abstract. The article analyzes the main trends in the field of knowledge management. Currently, the fourth industrial revolution, which results in the digitalization of many management and production processes, is having a significant impact on the functioning of organizations in various areas of activity. As part of this revolution, automation elements are being developed, expert systems for management decision support and artificial intelligence are being introduced. These processes require the creation of a knowledge management system in the organization. Its presence allows the company to form and build up human capital as one of the main intangible resources of enterprise development. The analysis of theoretical provisions on this issue, as well as the study of the practice of modern organizations allowed to identify the key trends in knowledge management. It is deemed that one of the urgent problems in this area today is the autonomous application of social and digital tools, which significantly limits their potential.

Keywords: knowledge, knowledge management, knowledge management system, digitalization, organization

Funding: Independent work.

For citation: Prokhorov, A.I. (2023) Modern Knowledge Management Trends in the Organization. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (7), 21-25. Available from: doi:10.24158/spp.2023.7.2 (In Russian).

В современном мире знания считаются одним из основных активов любой организации: в их приобретение, создание, хранение, преобразование и обновление вкладываются значительные средства. Постоянно меняющаяся бизнес-среда заставляет организации все больше стремиться продвигать и оптимально использовать организационные знания в качестве конкурентного преимущества. Управление ими является важной составляющей развития предприятия и инструментом, позволяющим его сотрудникам справляться с огромными объемами данных.

Термин «управление знаниями» впервые появился в 1986 г. Изучая историю развития данного феномена, К.И. Шарова выяснила, что впервые речь о нем шла в выступлении американского специалиста по искусственному интеллекту Карла Виига в контексте обозначения деятельности компании по системному созданию, хранению и распространению знаний в противовес хаотичному (Шарова, 2011).

© Прохоров А.И., 2023

СОЦИОЛОГИЯ БОСЮЬООУ

Управление знаниями - это процесс приобретения, создания и распространения знаний в организации с целью повышения эффективности и результативности ее деятельности, а также обеспечения ее воспроизводства.

М.С. Володькина подчеркивает: «Управление знаниями необходимо рассматривать как процесс, с помощью которого организации удается извлечь прибыль из объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в ее расположении. Это новый вид управленческой деятельности, направленный на интенсивное использование нематериальных ресурсов экономики знаний и стимулирование инноваций с целью повышения эффективности организаций и формирования на этой основе реальных конкурентных преимуществ» (Володькина, 2021).

В современных непростых социально-экономических условиях наличие в организациях эффективной системы управления знаниями позволяет им формировать и наращивать человеческий капитал как один из основных нематериальных ресурсов своего развития.

А.Л. Пастухов справедливо отмечает, что «именно система менеджмента знаний является тем базовым элементом управленческой культуры в составе капитала культуры, которая структурирует информационные процессы, способствует применению ноосферных технологий, обеспечивает прирост и синергию человеческого капитала ... В контексте развития человеческого капитала следует обращать внимание, прежде всего, не на внешние элементы системы управления знаниями и формами управления знаниями, а на качество мышления при проектировании системы управления знаниями, способности к рассмотрению организационных, интеллектуальных задач с точки зрения целей и перспектив развития общества» (Пастухов, 2016).

Деятельность по созданию системы управления знаниями целесообразно реализовывать в компании в виде проекта, построенного на ряде принципов. Их можно представить как:

- стратегическую ясность в сфере знаний - приобретение и использование критически важных знаний для организации в настоящее время и в перспективе;

- идентификацию носителей знаний - выявление таких субъектов, а также оказание им помощи и поддержки;

- заинтересованные лица и структуры - установление лиц, стремящихся к приобретению нового опыта и знаний;

- обеспечение доступа к знаниям - создание условий для их размещения в организации (репозитории знаний);

- быстрый доступ - обеспечение обучения и разнообразие источников знаний1.

Также необходимо учитывать ключевые факторы управления подобным ресурсом в организации. К ним относятся: работник и его знания (интеллект, опыт, мотивация, самоорганизация); материальные носители знаний - книги, учебники, журналы, регламенты, инструкции и т.д.; база знаний; система управления персоналом; система коммуникации и информации, администрирование систем управления знаниями.

Одним из основных направлений деятельности в сфере управления знаниями в организации является разработка стратегий обмена информацией. Данный процесс предполагает распространение знаний внутри организации между отдельными людьми, подразделениями, функциональными блоками.

Исследователи из Южной Кореи М. Аншари, М. Сяфрудин, Н.Л. Фитрияни (Anshari et а1., 2022), изучая специфику управления информацией в условиях четвертой промышленной революции, отмечают, что передача и обмен знаниями между сотрудниками организации способствуют развитию у них новых навыков и совершенствованию существующих.

Обмен знаниями - это процесс, посредством которого они преобразуются в форму, которую могут понять, усвоить и использовать разные люди. Содействие ему является сложной задачей вследствие нежелания субъектов делиться информацией и интегрировать свои знания для всеобщего использования.

Несмотря на большое количество работ исследователей в этой сфере, природа индивидуальной мотивации к обмену знаниями в организациях остается в основном неизученной и малопонятной. Процесс преобразования личного неформализованного знания сотрудников в формализованное знание организации остается предметом научного интереса многих исследователей.

Обозначенную типологию предложил М. Полани (Полани, 1985), и теперь она является базовой для работы современных организаций. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Формализованное (явное) знание - четко структурированные данные, которые имеют подтверждения и зафиксированы для удобной передачи. Они имеют конкретный, четкий характер, имеют потенциал для записи и хранения. Явное знание возможно структурировать и привести в систему, поэтому оно с легкостью поддается передаче.

1 Малыгина О.В. Система управления знаниями компании : учебное пособие. М., 2016. 66 с.

Другая разновидность знания - неформализованное (неявное). Оно состоит из человеческого опыта, навыков, мышления, чутья и обусловлено генетикой субъекта, успешностью обучения, наличием практических навыков. Неявные знания - информация или сведения, которые «сложно зафиксировать на материальных носителях» (Семина, 2018).

Эксперты так и не пришли к единому мнению, что важнее. Для кого-то на первом месте стоит хранение и приумножение явного знания, для других - всевозможные способы приобретения неявного.

Инструменты управления знаниями в современных организациях можно разбить на две подгруппы: технико- и человеко-ориентированные. Первые направлены на формализацию знаний. Вторые - включают инструменты для коммуникации, wiki-технологии, управление компетенциями, использование форм совместной работы и другие. Одним из элементов управления знаниями является использование информационных технологий, которые построены на основе работы систем обработки данных и применения искусственного интеллекта.

По мнению Е.Е. Жернова, управление неявными знаниями является основной целью руководителей организаций. Он отмечает: «Активная роль человека в процессе формализации знаний проявляется через творческую деятельность, связанную с постановкой целей» (Жернов, 2023).

В настоящее время существенное влияние на управление знаниями в организациях оказывает четвертая промышленная революция, обусловившая тотальное распространение процессов цифровизации в сфере управления и производства.

Сегодня широкое развитие получают элементы автоматизации, экспертные системы поддержки управленческих решений и искусственный интеллект. Четвертая промышленная революция способствовала появлению разнообразных цифровых систем и сервисов среди них, таких как: интеллектуальные датчики, киберфизические системы (CPS), Интернет вещей (IoT), Интернет услуг (IoS), большие данные и аналитика, дополненная реальность (AR), автономные роботы, аддитивное производство ^D-печать) и облачные вычисления. В настоящее время множество крупных организаций трансформируют модели управления данными. Рассмотрим основные тенденции этого процесса.

Один из признаков старта цифровизации в компании - появление в ее штате специалистов по Data Science. Ф. Краснов и И. Смазневич справедливо отмечают: «Наличие исследователей данных в организации ускоряет внутренние процессы, связанные с анализом, и у компании имеются все основания для того, чтобы привлечь математиков, внедрить их в отдельные подразделения или создать единую службу Data Science, работающую по сервисному принципу»1.

Некоторые организации предпочитают готовые программные решения. К самым популярным информационным системам управления знаниями на российском рынке можно отнести: iSpring Learn, Mirapolis LMS, ShareKnowledge, Teachbase, WebTutor, Docebo, Unicraft, e.Queo, eTutoriumLMS2. Другие - создают собственные IT-подразделения. Так, например, на базе группы компаний «Газпромбанка» сформирована собственная аккредитованная IT-структура Knowledge Space основной целью которой является разработка программных продуктов в сфере трансформаций систем управления, создания систем интегрированного планирования, моделирования, оптимизации процессов, формирования систем управления знаниями.

Еще одной тенденцией в сфере управления знаниями является применение нейросетей. В последнее десятилетие появилась кардинально новая их архитектура, позволяющая решать сложнейшие задачи, связанные с переработкой и анализом разрозненных, неструктурированных знаний. Так, например, тайваньские исследователи Эми Джей Си Траппи, Чарльз В. Траппи, Цзы-Ань Чианг и И-Суан Хуан разработали новый подход к управлению знаниями, основанный на онтологии алгоритма искусственной нейронной сети для автоматической классификации и поиска документов, хранящихся в огромных массивах онлайн-патентов (Trappey et al., 2023). Данная система управления знаниями позволяет в процессе создания нового продукта или производства избежать дублирования уже существующих технологий или нарушения чужих патентов и прав интеллектуальной собственности.

Появление новых программных продуктов, основанных на принципах искусственного интеллекта, создает необходимость обучения руководителей современных организаций основам работы с ними. Сегодня рынок образовательных услуг предлагает самые разнообразные курсы, сфокусированные на развитии цифровых компетенций. Так, например, Русская школа управления разработала курс «Цифровые компетенции. Использование нейросетей в работе руководи-

1 Краснов Ф., Смазневич И. Управление знаниями: тенденции [Электронный ресурс] // Открытые системы. СУБД. URL: https://clck.ru/355xov (дата обращения: 25.06.2023).

2 Там же.

СОЦИОЛОГИЯ SOCIOLOGY

теля», ориентированный на формирование у руководителей организаций навыков работы с искусственным интеллектом1. Образовательная платформа RocketBrain предлагает руководителям бизнеса курс по индивидуальной программе обучения «Нейросети для руководителей и владельцев бизнеса»2.

Процесс модернизации управленческой структуры организаций сопровождается тенденцией оцифровки неявных знаний. «Все знания компании должны быть оцифрованы - как явные, так и неявные. Последние не могут быть легко переданы другим (например, знание иностранного языка или владение методикой обработки петрофизических исследований). Такие знания уходят из организации вместе с сотрудниками, поэтому нуждаются в оцифровке для дальнейшего применения другими специалистами»3.

Еще одним направлением цифровизации систем управления знаниями в современных компаниях является поиск знаний с учетом семантики. Возможности данной тенденции позволяют в огромных массивах данных найти именно то, что имел в виду субъект поиска (будь то руководитель, сотрудник, поставщик или потребитель).

В заключение следует отметить, что в условиях становления постиндустриального общества знания становятся основным фактором конкурентоспособности организаций и новым объектом управления, обеспечивающим устойчивое конкурентное преимущество компаний. Мировой опыт характеризуется разнообразием систем управления ими. Внедрение данного продукта практикуют такие организации, как iSpring Learn, Mirapolis LMS, ShareKnowledge, Teachbase, WebTutor, Docebo, Unicraft, e.Queo, eTutoriumLMS и др. При этом компании сами определяют, какие аспекты системы управления знаниями включать в практику своего функционирования, исходя из специфики деятельности и страны размещения.

Использование современных цифровых систем управления знаниями может существенно повысить эффективность работы организации в нестабильной экономической среде и обеспечить ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Задача формирования современных цифровых систем управления знаниями требует от компаний стратегического подхода, который должен стать частью корпоративной стратегии.

Список источников:

Володькина М.С. Современное состояние и тенденции развития концепции управления знаниями // Огарёв-Online. 2021. № 8 (161). URL: https://joumal.mrsu.ru/arts/sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-razvitiya-koncepcii-upravleniya-znaniyami (дата обращения: 21.07.2023).

Жернов Е.Е. Цель и средство управления знаниями: перевод неформализованных знаний в знания формализованные // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2023. Т. 8, № 1 (27). С. 63-73. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2023-8-1-63-73.

Пастухов А.Л. Управление знаниями в системе формирования человеческого капитала // Технико-технологические проблемы сервиса. 2016. № 1 (35). С. 62-66.

Полани М. Личностное знание. М., 1985. 344 с.

Семина Н.Г. Внедрение новых информационных технологий для системы управления знаниями // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 5 (74). С. 110-114.

Шарова К.И. Мировые тенденции управления знаниями в контексте становления постиндустриального общества // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. Экономика и управление. 2011. № 13. С. 25-28.

Anshari, M., Syafrudin M., Fitriyani N.L. Fourth Industrial Revolution between Knowledge Management and Digital Humanities // Information. 2022. Vol. 13, iss. 6. С. 292. https://doi.org/10.3390/info13060292.

Trappey A.J.C., Trappey Ch.V., Tzu-An Chiang, Yi-Hsuan Huang. Ontology-Based Neural Network for Patent Knowledge Management in Design Collaboration // International Journal of Production Research. 2013. Vol. 51, iss. 7. Р. 1992-2005. https://doi.org/10.1080/00207543.2012.701775.

References:

Anshari, M., Syafrudin, M. & Fitriyani, N. L. (2022) Fourth Industrial Revolution between Knowledge Management and Digital Humanities. Information. 13 (6), 292. Available from: doi:10.3390/info13060292

Pastukhov, A. L. (2016) The Knowledge Management as System of Formation of the Human Capital. Tekhniko-tekhnolog-icheskie problemy servisa. (1 (35)), 62-66. (In Russian).

Polani, M. (1985) Lichnostnoe znanie [Personal knowledge]. Moscow. 344 p. (In Russian).

Semina, N. G. (2018) Vnedrenie novykh informatsionnykh tekhnologii dlya sistemy upravleniya znaniyami [Introduction of new information technologies for the fruit management system]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomich-eskogo universiteta. (5 (74)), 110-114. (In Russian).

1 Цифровые компетенции. Использование нейросетей в работе руководителя [Электронный ресурс] // Русская школа управления. URL: https://clck.ru/34nzZT (дата обращения: 21.07.2023).

2 Индивидуальная программа «Нейросети для руководителей и владельцев бизнеса» [Электронный ресурс] // Rocket Brain. URL: https://www.qa.rocketbrain.ru/ceo (дата обращения: 2l.07.2023).

3 Краснов Ф., Смазневич И. Указ. соч.

Sharova, K. I. (2011) World Tendencies of Knowledge Management in the Context of Postindustrial Society Formation. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D: Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. Ekonomika i upravlenie. (13), 25-28. (In Russian).

Trappey, A. J. C., Trappey, Ch. V., Tzu-An Chiang & Yi-Hsuan Huang (2013) Ontology-Based Neural Network for Patent Knowledge Management in Design Collaboration. International Journal of Production Research. 51 (7), 1992-2005. Available from: doi:10.1080/00207543.2012.701775.

Volodkina, M. S. (2021) Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya kontseptsii upravleniya znaniyami [Current state and dissemination of information about habitats]. Ogarev-Online. (8 (161)). Available from: https://journal.mrsu.ru/arts/sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-razvitiya-koncepcii-upravleniya-znaniyami (viewed 21 July 2023). (In Russian).

Zhernov, E. E. (2023) Ends and Means of Knowledge Management: Tacit Knowledge to Explicit Knowledge Conversion. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences. 8 (1 (27)), 63-73. Available from: doi:10.21603/2500-3372-2023-8-1 -63-73. (In Russian).

Информация об авторе А.И. Прохоров - магистрант высшей школы современных социальных наук (факультет) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.I. Prokhorov - Master's Degree student, Graduate School of Modern Social Sciences (Department), Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.