Научная статья на тему 'Моделирование системы самостоятельной работы студентов в вузе'

Моделирование системы самостоятельной работы студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА МОДЕЛИРОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / INDEPENDENT WORK / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF PEDAGOGICAL SYSTEM / PRINCIPLES AND RULES OF MODELLING / PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исакова Татьяна Борисовна

В статье обосновываются принципы построения теоретической модели самостоятельной работы студентов вуза, строится и описывается структурно-функциональная модель организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 030601.65 «Журналистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исакова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF UNIVERSITY STUDENTS INDEPENDENT WORK SYSTEM (with regards tostudents specializing in journalism)

The article substantiates the principles of University students independent work organization. Structural-functional model is being described with respect to students specializing in journalism.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы самостоятельной работы студентов в вузе»

Т.Б. Исакова

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

(на примере подготовки студентов по специальности 030601«Журналистика»)

T.B. Isakova

MODELLING OF UNIVERSITY STUDENTS INDEPENDENT WORK SYSTEM

(with regards tostudents specializing in journalism)

Ключевые слова: самостоятельная работа, структурно-функциональная модель педагогической системы, принципы и правила моделирования, педагогическая система.

Keywords: independent work, structural-functional model of pedagogical system, principles and rules of modelling, pedagogical system.

Аннотация

В статье обосновываются принципы построения теоретической модели самостоятельной работы студентов вуза, строится и описывается структурнофункциональная модель организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 030601.65 «Журналистика».

Abstract

The article substantiates the principles of University students independent work organization. Structural-functional model is being described with respect to students specializing in journalism.

Активизация самостоятельной работы студентов является важнейшим направлением деятельности высшей школы. Это связано с ускорением ритма жизни, с постоянным появлением новых знаний, освоение которых невозможно без умения самостоятельно работать над их получением.

«Одной из целей организации самостоятельной работы в вузе является превращение студента в активного субъекта профессиональной подготовки, способного самостоятельно вести исследовательский поиск, извлекать из различных источников информацию и превращать ее в знание» [6, С. 114]. По мнению психологов и педагогов, во время самостоятельной работы у студента складывается собственная точка зрения по изучаемой проблеме, формируются профессиональные навыки, совершенствуются личностные качества. Самостоятельная работа способствует развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего профессионального образования является создание системы самостоятельной работы студентов. Для создания такой системы, мы решили использовать метод моделирования, предварительно обосновав его теоретически. В качестве методологической основы исследования нами был выбран системный подход.

Безрукова В.С. отмечает, что: «Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека» [4, С. 101].

В педагогике термин «система» используется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогических явлений. Так, педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога- это системы, потому, что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для

обозначения некоторых педагогических образований. Оба случая употребления термина «система» имеют общие признаки:

Во-первых, для создания педагогической системы необходима полнота компонентов, причастных к достижению цели;

Во-вторых, наличие связей и зависимостей между компонентами;

В-третьих, наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов;

Наконец в-четвертых, появление у компонентов педагогической системы общих качеств.

Таким образом, под педагогической системой мы понимаем совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность.

Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов.

Знание компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов [4, С. 103], поэтому определению сущности самостоятельной работы, как системы, должно предшествовать выявление ее компонентов, число которых вполне определенно.

Элементы системы представляют не эклектичное их соединение, а определенную структуру.

Структура - это неотъемлемый атрибут любой системы. Она представляет собой совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение основных ее свойств при различных внешних и внутренних изменениях. [1, 3].

Анализ философской литературы (работы И.В. Блауберга, Э.Т. Юдина, И.Т. Фроловой и др.) показывает, что понятие «структуры» соотносится с понятиями «система» и «организация». Самым широким из них является «система», характеризующая все множество проявлений некоторого сложного объекта (компоненты, связи, их соотношения, структура и т.д.).

Структура выражает то, что остается относительно устойчивым при различных преобразованиях системы. Организация включает в себя структуру как ее часть, а также динамические характеристики, обеспечивающие развитие системы.

Следующее важное для нас понятие связи. Связь - это взаимообусловленное существование компонентов в пространстве и во времени [1, 3, 5].

В связи с этим, задачей нашего исследования является выделение основных компонентов системы самостоятельной работы студентов, затем определение их взаимосвязи и взаимообусловленности, т.к. «не разобравшись во взаимодействии, нельзя понять и объяснить развитие системы» [1].

Наряду с понятием «системы» мы будем оперировать также понятием «модель». Модель представляет собой схематичное, наглядное отражение системы. Она может быть представлена различными способами. Примером могут являться схемы; таблицы, которые описывают отдельные элементы системы или их взаимосвязи; графики и диаграммы, позволяющие проследить ход развития системы, а также другие способы наглядного отражения исследуемого нами явления (Г.И. Легенький, Д. Клиланд, В. Кинг).

Системное изучение исследуемой проблемы позволяет не только вскрыть параметры модели самостоятельной работы, но и описать педагогический инструментарий, т.е. управление познавательной деятельностью студентов (формулировка цели, программно-целевое планирование, организация педагогической деятельности, промежуточная корректировка результатов деятельности, определение эффективности учебной деятельности обучающихся).

При построении моделей педагогических систем рекомендуется руководствоваться принципами педагогического моделирования.

Принципы педагогического моделирования - это основные идеи, которыми руководствуемся, совершая ту или иную деятельность. Это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем). Она служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности [2, С. 314]. При построении модели самостоятельной работы студентов вуза мы будем опираться на принципы целостности, вариативности и дополнительности.

Принцип целостности педагогического процесса означает достижение единства и хотя бы относительной завершенности всех входящих в него компонентов и факторов, т.е. условий, обеспечивающих его эффективность.

Правила осуществления принципа целостности:

- Устанавливать непротиворечивые связи и зависимости всех компонентов системы самостоятельной работы и условий, обеспечивающих эффективность их использования в целях развития студентов.

- Процесс самостоятельной работы подчинять конечной цели развития каждого обучающегося.

- Полнее реализовывать данные физиологии и психологии при построении и осуществлении самостоятельной работы.

- Организуя самостоятельную работу, соизмерять реальные возможности педагогической практики по использованию теории и передового опыта.

Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, помогает определению конечного числа компонентов системы, устраняет противоречия связей и зависимостей всех компонентов системы [4, С. 47].

Вариативность системы, определяется выбором индивидуальной профессиональнообразовательной программы для каждого студента. Этот выбор влияет на темп, стиль организации самостоятельной работы.

Ориентация на человека- участника педагогической системы - является главным. Несориентированность на человека, неодухотворенность моделей заботой о нем и его благе ведет к рождению холодных и бездушных построений. Такие концепции, планы, программы, учебные пособия плохо воспринимаются на практике. Часто их внедрение происходит только под влиянием силовых методов воздействия.

Данный принцип строится на выполнении следующих правил:

- Подчиняйте моделируемые педагогические системы, процессы реальным потребностям, интересам и возможностям обучающихся.

- Не навязывайте учащимся выполнение своих моделей, умейте отступить, заменить их другими.

- Жестко и детально не моделируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.

При моделировании педагогу рекомендуется чаще ставить себя на место учащегося и мысленно представить его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса. Этого бывает достаточно, чтобы уже в ходе моделирования вносить необходимые коррективы в планы.

Вариативность системы означает также и динамичность, гибкость, способность по ходу ее реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Создать очень точную модель практически невозможно. Жестко созданная модель почти всегда ведет к насилию над участниками педагогического процесса. Если участники педпроцесса сопротивляются внедрению модели, то моделирование не выполняется или осуществляется плохо, воспитанники и педагог начинают проявлять свои негативные качества. Поэтому следует руководствоваться еще и следующими правилами:

- Разрабатывайте модели таким образом, чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, подвергались модернизации, корректировались.

- Делайте свои программы, сценарии такими, чтобы их можно было многократно использовать, приспосабливая к изменившимся условиям.

- Не останавливайтесь на одной модели, имейте в запасе еще один - два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.

Принцип дополнительности связан с самостоятельной оценкой знаний, умений и навыков обучаемого, с необходимостью корректировки процесса обучения, который достигается выбором дополнительных методов и средств обучения [4].

По окончании вступления перейдем к построению структурно-функциональной модели самостоятельной работы студентов.

Структурно-функциональная модель представлена на рисунке. В модели выделены следующие компоненты: целевой, структурно-содержательный, оценочный,

корригирующий и предметно-рефлексивный.

Данные компоненты выполняют объяснительно-иллюстративную

ориентирующую, контрольно-диагностическую и корригирующую функции.

Т.Б. Исакова

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

(на примере подготовки студентов по специальности 030601«Журналистика»)

T.B. Isakova

MODELLING OF UNIVERSITY STUDENTS INDEPENDENT WORK SYSTEM

(with regards tostudents specializing in journalism)

Ключевые слова: самостоятельная работа, структурно-функциональная модель педагогической системы, принципы и правила моделирования, педагогическая система.

Keywords: independent work, structural-functional model of pedagogical system, principles and rules of modelling, pedagogical system.

Аннотация

В статье обосновываются принципы построения теоретической модели самостоятельной работы студентов вуза, строится и описывается структурнофункциональная модель организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 030601.65 «Журналистика».

Abstract

The article substantiates the principles of University students independent work organization. Structural-functional model is being described with respect to students specializing in journalism.

Активизация самостоятельной работы студентов является важнейшим направлением деятельности высшей школы. Это связано с ускорением ритма жизни, с постоянным появлением новых знаний, освоение которых невозможно без умения самостоятельно работать над их получением.

«Одной из целей организации самостоятельной работы в вузе является превращение студента в активного субъекта профессиональной подготовки, способного самостоятельно вести исследовательский поиск, извлекать из различных источников информацию и превращать ее в знание» [6, С. 114]. По мнению психологов и педагогов,

во время самостоятельной работы у студента складывается собственная точка зрения по изучаемой проблеме, формируются профессиональные навыки, совершенствуются личностные качества. Самостоятельная работа способствует развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего профессионального образования является создание системы самостоятельной работы студентов. Для создания такой системы, мы решили использовать метод моделирования, предварительно обосновав его теоретически. В качестве методологической основы исследования нами был выбран системный подход.

Безрукова В.С. отмечает, что: «Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека» [4, С. 101].

В педагогике термин «система» используется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогических явлений. Так, педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога- это системы, потому, что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых педагогических образований. Оба случая употребления термина «система» имеют общие признаки:

Во-первых, для создания педагогической системы необходима полнота компонентов, причастных к достижению цели;

Во-вторых, наличие связей и зависимостей между компонентами;

В-третьих, наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов;

Наконец в-четвертых, появление у компонентов педагогической системы общих качеств.

Таким образом, под педагогической системой мы понимаем совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность.

Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов.

Знание компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов [4, С. 103], поэтому определению сущности самостоятельной работы, как системы, должно предшествовать выявление ее компонентов, число которых вполне определенно.

Элементы системы представляют не эклектичное их соединение, а определенную структуру.

Структура - это неотъемлемый атрибут любой системы. Она представляет собой совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение основных ее свойств при различных внешних и внутренних изменениях. [1, 3].

Анализ философской литературы (работы И.В. Блауберга, Э.Т. Юдина, И.Т. Фроловой и др.) показывает, что понятие «структуры» соотносится с понятиями «система» и «организация». Самым широким из них является «система», характеризующая все множество проявлений некоторого сложного объекта (компоненты, связи, их соотношения, структура и т.д.).

Структура выражает то, что остается относительно устойчивым при различных преобразованиях системы. Организация включает в себя структуру как ее часть, а также динамические характеристики, обеспечивающие развитие системы.

Следующее важное для нас понятие связи. Связь - это взаимообусловленное существование компонентов в пространстве и во времени [1, 3, 5].

В связи с этим, задачей нашего исследования является выделение основных компонентов системы самостоятельной работы студентов, затем определение их

взаимосвязи и взаимообусловленности, т.к. «не разобравшись во взаимодействии, нельзя понять и объяснить развитие системы» [1].

Наряду с понятием «системы» мы будем оперировать также понятием «модель». Модель представляет собой схематичное, наглядное отражение системы. Она может быть представлена различными способами. Примером могут являться схемы; таблицы, которые описывают отдельные элементы системы или их взаимосвязи; графики и диаграммы, позволяющие проследить ход развития системы, а также другие способы наглядного отражения исследуемого нами явления (Г.И. Легенький, Д. Клиланд, В. Кинг).

Системное изучение исследуемой проблемы позволяет не только вскрыть параметры модели самостоятельной работы, но и описать педагогический инструментарий, т.е. управление познавательной деятельностью студентов (формулировка цели, программно-целевое планирование, организация педагогической деятельности, промежуточная корректировка результатов деятельности, определение эффективности учебной деятельности обучающихся).

При построении моделей педагогических систем рекомендуется руководствоваться принципами педагогического моделирования.

Принципы педагогического моделирования - это основные идеи, которыми руководствуемся, совершая ту или иную деятельность. Это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем). Она служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности [2, С. 314]. При построении модели самостоятельной работы студентов вуза мы будем опираться на принципы целостности, вариативности и дополнительности.

Принцип целостности педагогического процесса означает достижение единства и хотя бы относительной завершенности всех входящих в него компонентов и факторов, т.е. условий, обеспечивающих его эффективность.

Правила осуществления принципа целостности:

- Устанавливать непротиворечивые связи и зависимости всех компонентов системы самостоятельной работы и условий, обеспечивающих эффективность их использования в целях развития студентов.

- Процесс самостоятельной работы подчинять конечной цели развития каждого обучающегося.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Полнее реализовывать данные физиологии и психологии при построении и осуществлении самостоятельной работы.

- Организуя самостоятельную работу, соизмерять реальные возможности педагогической практики по использованию теории и передового опыта.

Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, помогает определению конечного числа компонентов системы, устраняет противоречия связей и зависимостей всех компонентов системы [4, С. 47].

Вариативность системы, определяется выбором индивидуальной профессиональнообразовательной программы для каждого студента. Этот выбор влияет на темп, стиль организации самостоятельной работы.

Ориентация на человека- участника педагогической системы - является главным. Несориентированность на человека, неодухотворенность моделей заботой о нем и его благе ведет к рождению холодных и бездушных построений. Такие концепции, планы, программы, учебные пособия плохо воспринимаются на практике. Часто их внедрение происходит только под влиянием силовых методов воздействия.

Данный принцип строится на выполнении следующих правил:

- Подчиняйте моделируемые педагогические системы, процессы реальным потребностям, интересам и возможностям обучающихся.

- Не навязывайте учащимся выполнение своих моделей, умейте отступить, заменить их другими.

- Жестко и детально не моделируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.

При моделировании педагогу рекомендуется чаще ставить себя на место учащегося и мысленно представить его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса. Этого бывает достаточно, чтобы уже в ходе моделирования вносить необходимые коррективы в планы.

Вариативность системы означает также и динамичность, гибкость, способность по ходу ее реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Создать очень точную модель практически невозможно. Жестко созданная модель почти всегда ведет к насилию над участниками педагогического процесса. Если участники педпроцесса сопротивляются внедрению модели, то моделирование не выполняется или осуществляется плохо, воспитанники и педагог начинают проявлять свои негативные качества. Поэтому следует руководствоваться еще и следующими правилами:

- Разрабатывайте модели таким образом, чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, подвергались модернизации, корректировались.

- Делайте свои программы, сценарии такими, чтобы их можно было многократно использовать, приспосабливая к изменившимся условиям.

- Не останавливайтесь на одной модели, имейте в запасе еще один - два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.

Принцип дополнительности связан с самостоятельной оценкой знаний, умений и навыков обучаемого, с необходимостью корректировки процесса обучения, который достигается выбором дополнительных методов и средств обучения [4].

По окончании вступления перейдем к построению структурно-функциональной модели самостоятельной работы студентов.

Структурно-функциональная модель представлена на рисунке. В модели выделены следующие компоненты: целевой, структурно-содержательный, оценочный,

корригирующий и предметно-рефлексивный.

Данные компоненты выполняют объяснительно-иллюстративную

ориентирующую, контрольно-диагностическую и корригирующую функции.

Рисунок - Структурно-функциональная модель самостоятельной работы студентов

Цель обучения определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответствующей специальности или направлению подготовки бакалавра или магистра.

Это стратегические цели. Наряду с ними существуют и тактические цели, которые определяются в каждый конкретный момент и в конкретной ситуации. Вектор стратегической цели относительно постоянный. Тактические же цели могут претерпевать изменения в зависимости от изменяющихся внешних условий среды и меняющихся внутренних возможностей системы.

Так профессиональная подготовка студентов по специальности «Журналистика», имеет своей целью формирование знаний, умений и навыков, необходимых для работы в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, сетевых СМИ, информационно-рекламных службах, структурах паблик-рилейшнз.

Достижение этой цели предполагает решение ряда тактических задач: получить теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации ими своей профессиональной деятельности; развить умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального взаимодействия; сформировать гуманистические социальные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Данные цели и задачи детализируются и конкретизируются в процессе изучения дисциплин, предусмотренных ГОС ВПО.

Структурно-содержательный компонент определяется содержанием учебной дисциплины. Преподаватель выделяет ведущие идеи курса, делит учебный материал на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов. Целевой и структурносодержательный компоненты выполняют объяснительно-иллюстративную функцию.

Следующий компонент модели - технологический. Он помогает студенту овладеть алгоритмом самостоятельной работы и выбрать различные дидактические средства для выполнения самостоятельных, контрольных и курсовых работ. Этот компонент состоит из двух взаимосвязанных элементов: алгоритма учебной деятельности и развивающих дидактических средств.

Алгоритм учебной деятельности включает: алгоритм изучения теоретического материала, содержащий рекомендации по усвоению сведений на разных уровнях деятельности (репродуктивном, частично-поисковом, поисковом, творческом); алгоритм составления графических конспектов, который представляет собой совокупность схем, таблиц, графиков и текстовых сведений, позволяющих создать полное представление об изучаемой теме; алгоритм решения профессиональных задач; алгоритм выполнения домашней контрольной работы; алгоритм работы с книгой и т.д.

Основная функция, которую выполняет данный компонент,- ориентирующая, т.е. он ориентирует, направляет студента на рациональный путь деятельности.

Следующий компонент - оценочный. Он включает два элемента: оперативный контроль преподавателя и самоконтроль студента. В него входит набор средств контроля и самоконтроля. При подготовке студентов журналистов наряду с дидактическими тестами целесообразно использовать и задания творческого характера (написание эссе, заметок, репортажей, очерков). Студент осознает свою деятельность, отвечая на вопросы «Что нужно сделать?», «Как сделать?», «Что сделано?» Функция этого компонента -контрольно-диагностическая.

Если оценка результатов выполненной работы студента соответствует целям данного этапа обучения, то он переходит к следующему этапу. Если обнаруживается, что обучающийся недостаточно полно усвоил знания, то реализуется предметнорефлексивный компонент; который позволяет своевременно вносить необходимые изменения в структурно-логические блоки содержания, в алгоритмы учебной

деятельности, изменять дидактические средства, чтобы все студенты смогли достичь поставленной цели обучения и выполнить требования государственного образовательного стандарта. Этот компонент выполняет корригирующую функцию.

Многолетний опыт преподавательской работы в системе высшего профессионального образования, включающий использование различных видов и форм самостоятельной работы привел нас к предположению о том, что самостоятельная работа студентов в высших профессиональных учебных заведениях будет успешной, если: в ее основе используется система, построенная на принципах целостности, вариативности и дополнительности; структурно-функциональная модель системы представляет взаимосвязанные компоненты (целевой, структурно-содержательный, технологический, оценочный и предметно-рефлексивный), которые выполняют объяснительноинформационную, ориентирующую, контрольно-диаг-ностическую и корригирующую функции.

Библиографический список

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 236 с.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. - Казань: Изд-во Казанского университета. 1998. - 320 с.

3. Анцыферова Л.И. Психологии формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1989. - С. 426-434.

4.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

5.Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. -Л., 1980. - 172 с.

6. Носкова Т.Н. Роль преподавателя в эффективной организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.