4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагог общ-во России, 2000. - 480 с.
5. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. - М.: Научный мир, 2005. - 240 с.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 554 с.
7. Лазарев В.С. Понятия умственного действия и его формирование в теориях Я.П. Гальперина и В.В. Давыдова // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 119-128.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 303 с.
9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 536 с.
УДК 37.062.3/371.3 О.В. Розанова*
УПРАВЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «управление». Выделяются и рассматриваются принципы управления самостоятельной работой студентов с точки зрения науки управления, психолого-педагогических исследований. Анализируется деятельность преподавателя и студента на этапе осуществления самостоятельной учебной деятельности.
Ключевые слова: управление, самостоятельная работа студентов, педагогическая система, субъект, деятельность.
O.V. Rozanova
MANAGEMENT AS ONE OF THE STAGES OF INDEPENDENT OF STUDENTS
The article discusses various approaches to the definition of «control». Identifies and addresses the principles of management of students’ independent work from the perspective of management science, psychological and educational research. The activity of teacher and student at the stage of self-learning ac-tivities. Keywords: management; independent work of students; teaching system; subject; activity.
Новейшие стандарты высшего профессионального образования характеризуются качественным изменением требований, предъявляемых к будущему специалисту, необходимостью формирования нравственных и интеллектуальных качеств, которые позволили бы ему стать полноправным членом мирового экономического сообщества. Будущий специалист должен владеть научными, технологическими знаниями и умениями, профессиональными навыками, позволяющими самостоятельно и
быстро адаптироваться в меняющейся информационной и технологической среде. При этом необходимо, чтобы еще в вузе осуществлялась подготовка студентов к самостоятельному пополнению знаний и приобретению навыков и умений по избранной специальности, самоуправлению своим поведением. Таким образом, самостоятельная работа - основа для организации дальнейшего самообразования выпускников вуза, превращение его в субъект учебной и профессиональной деятельности.
* Розанова Ольга Валерьевна, аспирант кафедры иностранных языков Тульского государственного университета, ассистент кафедры иностранных языков Тульского государственного университета. E-mail: [email protected] © Розанова О.В., 2011
Современная наука № 4 (7) 2011
Современная наука № 4 (7) 2011
В этом контексте самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а, в некотором роде, его основой. Именно этим объясняется широкий интерес педагогического сообщества к проблеме повышения эффективности самостоятельной работы студентов на всех этапах ее проектирования, организации и осуществления.
Стремление педагогов исследовать феномен самостоятельной работы студентов посредством методологического аппарата теории деятельности доказывает, что СРС, безусловно, является деятельностью - основой и условием саморазвития субъекта [19]; совокупностью действий, которые сознательно регулируются личностью [17] - и, следовательно, имеет структуру и этапы, свойственные любой деятельности, среди которых, с нашей точки зрения, центральное место занимает этап управления.
Под управлением современная наука понимает:
- упорядочение системы, т.е. приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде [12];
- целенаправленная деятельность объектов различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта, объекта) [22];
- вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект; особый вид постадийного, целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе производства [15];
- определенный тип взаимодействия [6], упорядоченное взаимодействие определенного множества элементов общества [1];
- деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [20];
- процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели [9];
- динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации [5, 23]. «Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [24].
Приведенные дефиниции наглядно демонстри-
руют, что: во-первых, управление является одним из важнейших видов деятельности, определяющим ее результативность; во-вторых, управление всегда подразумевает наличие управляющей системы, подсистемы, координирующей действия и направляющей систему на достижение некой цели, а также объекта управления; управление невозможно без системы коммуникации, в которой циркулирует информация в прямых и обратных направлениях; в-третьих, на управление возложены определенные функции - прогнозирование, организация, распорядительство, нормирование, координация, контроль, что наводит нас на размышление о том, что управление в некотором роде является центральным звеном, связывающим предыдущие и последующие этапы осуществления деятельности: от планирования и проектирования через организацию и управление к контролю и рефлексии; в-четвертых, функции управления соответствуют этапам управленческого цикла, представляют собой содержание самого управленческого процесса, фазы его реализации.
Современная теория управления [8] постулирует два представления о поведении объекта управления с точки зрения управляющей системы, названные исследователями теорией X и теорией У Теория X предполагает, что объект управления по своей природе пассивен, лишен желания самореализоваться, и его необходимо побуждать к деятельности, требовать скрупулезного выполнения определенных предписаний, тщательно контролировать весь ход процесса деятельности. Весь ход современного прогресса доказывает ошибочность построения модели управления деятельностью согласно теории X, которая заключается в отсутствии каких-либо высоких моральных стимулов и в жесткой ориентации лишь на вознаграждение, на точное соблюдение регламентов и четкую формализацию организационной структуры. При этом трудно рассчитывать на оригинальность решений, творческую инициативу объекта управления.
Управление деятельностью, основанное на концепции теории У, имеет более рациональную материальную и психологическую основу. Объект управления достигает личных целей успешнее, если внешний управленческий контроль трансформируется в естественный самоконтроль и самоорганизацию. Теория У опирается на веру в моральный потенциал человека, готовность активно трудиться, проявляя при этом инициативу и творчество в случае совпадений цели личности и
системы, в рамках которой они реализуются, создание условий для удовлетворения потребностей личности в свободе выбора, доверии и уважении.
В педагогической науке и практике, где все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер, именно концепция теории Y, с нашей точки зрения, нашла поддержку и подтверждение в ведущих принципах [13, 20], имеющих отношение ко всему управленческому циклу и являющихся конкретным проявлением и отражением закономерностей управления педагогическими системами.
Принцип демократизации и гуманизации управления педагогическими системами предполагает, что ограничиться только воздействием на объект управления невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Именно это обстоятельство не позволяет нам согласиться с тем, что управление
- это особый вид деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие педагога на обучаемых в процессе планирования, организации, мотивации, контроля и коррекции их учебно-познавательной деятельности для достижения заданных результатов обучения [11]. В нашем понимании, управление педагогическими системами желательно строить на субъект-субъектных отношениях, обеспечивающих переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности
- конкретным формам проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Основанное на этом принципе управление СРС создает обучающимся оптимальные условия для осуществления полноценной самостоятельной работы, формирования навыка самообразования [10]; формирует комфортную среду для развития внутренней самодеятельности - целевых и волевых установок, мотивации, рефлексии, формирования системы ценностей.
Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации подчеркивает, что излишняя централизация в управлении сковывает инициативу объектов управления, отводя им роль исполнителей принимаемых без их участия и желания решений. В равной степени и чрезмерная децентрализация управления может привести к
снижению эффективности деятельности педагогической системы. Необходимо их разумное сочетание и интегрирование. В этой связи педагогическая теория и практики ориентируют на гармоничное сочетание управления и самоуправления в ходе СРС (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский,
B. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, И. П. Раченко, Г. П. Щедровицкий и др.) [2, 3, 4, 7, 16, 25]. В этом контексте преподаватель, обладающий специальными компетенциями, знакомый с бюджетом времени студентов, затрачиваемым ими на выполнение как аудиторных, так и внеаудиторных заданий, осуществляет управление временными и информационными ресурсами, создает необходимые условия для успешного акта самоуправления, учебной самостоятельной деятельности студента.
Принцип объективности и полноты информации в управлении педагогическими системами обращает внимание на то, что трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком: как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. Для субъектов процесса управления важно знать методы сбора, обработки, хранения и использования информации. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда. Что касается СРС, управление предусматривает процесс циркуляции информации, включающий контроль за поведением объекта [14], определение и нормирование объема информации по каждой дисциплине, выносимой на самостоятельную работу студентов.
Принцип системности и целостности в управлении основан на понимании системной природы педагогического процесса, что создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Системность и целостность в управлении педагогической системой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и объекта управления. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Неслучайно на системном подходе к управлению СРС настаивают И.Б. Сенновский,
C.Н. Митин и др. [21,18].
Управление СРС ставит перед преподавате-
Современная наука № 4 (7) 2011
Современная наука № 4 (7) 2011
лем задачу превращения самостоятельной учебной деятельности из строго регламентированной в системно организованную, личностно значимую, отвечающую потребностям обучающегося, доступную на каждом конкретном уровне. При этом, в нашем представлении, желательно избегать жесткого управления (согласно теории Х), при котором регламентируется каждая учебная операция на всех фазах ее осуществления, отдавая предпочтение гибкому управлению (в соответствии с теорией У), которое характеризуется заданностью только целимотива и предоставляет студенту возможность самостоятельного выбора как средств, так и путей и способов выполнения учебной задачи.
Подчеркнем также, что традиционно понимаемый объект управления (в нашем случае - обучающийся) приобретает черты субъекта управления, управляющей подсистемы, объектом управления которой выступает его самостоятель-
ная учебная деятельность. Только в этом случае управление СРС вузов имеет возможность стать особым видом совместной целенаправленной деятельности преподавателя и студентов, направленным: на формирование у будущих специалистов целостных интегративных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств; создание оптимальных условий для овладения навыками самообучения, реализации внутреннего потенциала и обеспечения высокого уровня самостоятельной подготовки; учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося; предоставление каждому студенту возможностей планирования своих действий; обеспечение возможностей корректировать свои действия на основе самоконтроля и анализа информации о результативности.
Таким образом, деятельность преподавателя и студента в процессе управления СРС видится нам следующим образом:
Преподаватель Студент
— изучает бюджет времени студентов, затра-ваемый ими на выполнение как аудиторных, к и внеаудиторных заданий; — определяет и нормирует объем информа-[и по каждой дисциплине, выносимой на мостоятельную работу студентов; — разрабатывает план-график выполнения мостоятельной работы, призванный обеспечить гтематическую работу студентов над учебным териалом в течение семестра; — управляет внешними факторами: форми-ваниеустановок, определениехарактера информа-юнной среды и т.д.; создание условий для звития внутренней самодеятельности — левых и волевых установок, мотивации, рефлек-и. формирования системы ценностей. — управляет актом самодеятельности - субь-гиеной. собственно индивидуальной самоуправляе-|й деятельности с личностно обусловленными мпонентами: целью, ведущей потребностью, тивацией и способами реализации; - осуществляет саморегуляцию - системно ганизованный процесс внутренней активно-н студента по инициации, поддержанию и равлению разными формами произвольной гивности по достижению принимаемых ебно-познавательных целей; система саморе-тяции имеет структуру, состоящую из следую-к компонентов: 1. Принятая цель деятельности. 2. Субъективная модель значимых условий. 3. Программа исполнительских действий. включение в процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что современный образовательный процесс только тогда станет личностно-ориентированным, динамичным и вариативным, когда управление само-
Литература
стоятельной работой студентов будет рассматриваться как процесс сотрудничества, сотворчества преподавателя и студента - полноправных партнеров учебного процесса.
1. Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Вопросы философии. - 1973. № 6. - С. 83-97.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. - М.: Высш. шк., 1980. - 386 с.
3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987. - 78 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
5. Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Ин. лит., 1958. - 199 с.
6. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. - М.: Советское радио, 1968. - 201 с.
7. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998. - 428 с.
8. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов по спец. «менеджмент».
- 2-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - 528 с.
9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: «Дело», 1993. - 702 с.
10. Науменко Н.К. Комплексный подход к самостоятельной деятельности студентов в инновационном процессе обучения: учеб.-метод. пособие. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 96 с.
11. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 285 с.
12. Новик И.Б. Кибернетика. Философские и социологические проблемы. - М.: Мир, 1963. - 177с.
13. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М.: Прометей, 1991. - 184 с.
14. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
15. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ростов-н /Д.: Изд. центр «Март», 2007. - 608 с.
16. Раченко И.П. Интегративная педагогика: орг.-метод. пособие. - Пятигорск: ПГЛУ, 1998. - 212 с.
17. Рубинштейн С.Л. О личностном подходе // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 23-32.
18. Сенновский И.Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии // Школьные технологии. - 1997. - № 2. - С. 18-26.
19. Сергиенко Е.А. Психология субъекта: проблемы и поиски // Материалы всерос. конф. «Психология сознания: современное состояние и перспективы». - Самара: ПФ ИРИ РАН-СамНЦ РАН-СГПУ, 2007. - 30 с.
20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
21. Третьяков П.И. и др. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 368 с.
22. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения: практико-ориентированная
монография. - М.: Нов. шк., 1997. - 352 с.
23. Урсул А.Д. Отражение и информация. - М.: Мысль, 1973. - 231 с.
24. Файоль А. Общее и промышленное управление: пер. с фр. / науч. ред. и предисл. Е.А. Кочерина. -
М.: Контроллинг, 1992. - 111 с.
25. Щедровицкий ГП. Организационно-деятельностная игра. Т. 9: сб. текстов. - М.: Наследие, 2004. - 285 с.
Современная наука № 4 (7) 2011