DOI: 10.12731/2218-7405-2017-7-103-117 УДК 37
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА
К ИЗУЧЕНИЮ НЕРОДНОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА)
Гильманов Д.Ш.
Цель. Статья посвящена одной из актуальных проблем в республике Татарстан - проблеме организации изучения татарского языка русскоязычными школьниками. Предметом анализа выступает методика обучения неродному языку русскоязычных школьников. автором ставится цель раскрыть возможности моделирования системы организации деятельности по формированию устойчивого интереса к освоению неродного языка.
Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский), концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), деятельностный подход, системный подход, проблемный подход в обучении (Д.В. Вилькеев).
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор смоделировал и реализовал в условиях образовательного учреждения систему формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками на основе общения и игровой деятельности в органическом единстве с дидактическими условиями, входящих в целостную систему образования. Устойчивый интерес у русскоязычных школьников снижает негативное отношение к изучению татарского языка при условии, если усвоение языка происходит как процесс непосредственного общения школьников в различных социально-значимых ситуациях; учебная деятельность организована в игровых формах; обучение построено с применением практических предметных действий с переходом к речевым действиям.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере образования не только в школах республики Татарстан, но и в других регионах, где организовано обучение языкам коренного населения.
Ключевые слова: образование; учебно-воспитательный процесс; моделирование; татарский язык; системный подход; устойчивый интерес; русскоязычные школьники.
MODELLING THE SYSTEM OF SHAPING A STEADY
motivation to learning a non-native language
(ON the BASIS OF the TATAR LANGuAGE LEARNING)
Gilmanov D.Sh.
Purpose. The article is devoted to one of the hot issues in Tatarstan Republic - the problem of organization the Tatar language study by Russian-speaking students. The subject ofanalyses is the method of teaching Russian-speaking students the second language. The author's aim is to reveal the possibility of modeling the activity system organization based on formation of a steady interest to learn the second language.
Methodology. The basis ofresearch consists of the cultural- historical concept (L.C. Vygotsky), conception of the phased formation of mental actions (P.I. Galperin), activity approach, system approach, problem approach in teaching (D.V. Vilkeev).
Results. The results of the work can be observed in the fact that the author modeled and implemented the system offormation of a steady interest in learning the Tatar language by Russian-speaking students on the basis ofcommunication and play activity in the cohesion with the didactic conditions included in the integrated educational system. The steady interest of Russian-speaking students reduces the negative attitude towards the study of the Tatar language (as the second language) on condition that the learning of the second language occurs as a process ofdirect communication of schoolchildren in various socially significant situations; the process of studying is organized by applying game forms; the training is organized by using the practical actions in the speech activity.
Practical implications. The results can be applied in the sphere of education not only in Tatarstan Republic schools, but also in other regions where the teaching of the second language is organized in multi-cultural societies.
Keywords: education; teaching and learning process; modeling; Tatar language; systematic approach; steady interest; Russian-speaking student.
В системе образования Татарстана изучение татарского языка русскоязычными школьниками составляют общую систему образования как один из ее компонентов [7, с. 353]. При этом, такой компонент, в свою очередь, можно рассматривать и как самостоятельный элемент образования, представляющий собой совокупность элементов и определенную их организацию [2, с. 140; 3, с. 5].
Система организации деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками представляет собой совокупность и единство элементов учебно-воспитательного процесса упорядоченных определённым образом, формирующих личностные качества обучающихся, получение тех знаний и умений, которые позволяют успешно решать вопросы социализации.
Адекватное изучение различного рода систем возможно лишь при применении системного подхода, а ведущим или центральным методом в этом случае является метод моделирования. Целью нашего исследования стала разработка модели системы организации деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками.
Несмотря на то, что конструирование идеальных объектов представляют собой определенную трудность в связи со сложностью педагогических явлений, их разработка и применение для понимания сущности исследуемого становится все более необходимым.
В нашей работе были применены методы теоретического исследования: абстрагирование, идеализацию и моделирование.
Опираясь на положение о том, что педагогический процесс необходимо рассматривать как процесс целенаправленного формирования личности, мы исходили из того, что сам процесс формирования подчинен общим закономерностям целесообразной человеческой деятельности.
Цель воспитания определяет внутреннюю логику педагогического процесса, создание образа идеального нового человека, как представляется педагогу, становится ведущей целью воспитания, и, тем самым, обусловливает способ его действий.
Процесс создания и предварительного осмысления реализации учебных задач различными авторами программ, подготовка учебно-методического сопровождение образовательного процесса, а затем подготовка педагога составляют процесс конструирования нормативной модели (проекта) планируемого обучения. Педагог при конструировании модели создает и корректирует те задачи, которые представлены в руководствах, программах и учебниках, но уже с учетом конкретной ситуации. Наиболее полно отвечает объективным требованиям модель, которую принято называть нормативной, поскольку в ней сконцентрировано все то, без чего невозможно построить предстоящее обучение. Воплотить в образовательный процесс запроектированную нормативную модель означает настоящее обучение, отраженное в сознании учителя для сближения с мысленной копией [6, с. 91].
Как отмечал Л.С. Выготский, систематическое воспроизведение становится подлинным генетическим анализом процесса при помощи обучающего эксперимента. И не случайно, что с этим методом связан качественно новый этап развития психологии.
Организация формирующего эксперимента происходит при помощи проектировании и моделировании путей организации деятельности, тех определенных психолого-педагогических средств обучения, которые формируют соответствующие психологические новообразования. В процессе реализации модели (проекта) в учебно-познавательной работе со школьниками изучаются условия и закономерности генезиса таких новообразований [11, с. 26].
П.Я. Гальперин отмечал, что «в генезисе раскрывается подлинное строение психических функций: когда они окончательно сложатся, строение их становится неразличимым, более того - «уходит вглубь» и прикрывается «явлением» совсем другого вида, природы и строения» [5, с. 29].
По своей сущности формирующий эксперимент является гене-тико-моделирующим экспериментом, поскольку в нем воплощено
единство изучения психического развития школьников и их обучения и воспитания. Такой метод основывается на конструировании и переконструировании новых образовательных программ и способов их реализации.
Воспитание и обучение в условиях эксперимента происходит не только как адаптация к наличному, уже имеющемуся уровню психического развития детей, но и как применение учителем во взаимодействии с детьми средств, формирующих у них активно новый уровень развития способностей.
В процессе эксперимента вводятся элементы педагогического воздействия и изучение строится как экспериментальный урок. В образовательном процесс важно не столько фиксировать уровень развития школьника, а содействовать ему в продвижении на следующую, более высокую стадию развития. В ходе такого продвижения изучаются закономерности развития детской психики [4, с. 61].
Современные работы, исполненные в рамках концепции интерпсихических действий Л.С. Выготского обращены в большей части на исследовании первого из этих свойств, названное Л.С. Выготским «микрогенезом», противопоставляя его второму, связанного с изучением онтогенеза.
Образец построения модели представлен в работе Коула, сооруженного для обучения испаноязычных учащихся США английскому языку. Специфика заключается здесь в том, что дети учат язык, который для них не родной, общаться на нем они не хотят, но в этой среде они живут. Методика обучения построена как задание сложной конфигурации деятельности в форме пересекающихся треугольников, подтверждающих совместный характер деятельности: ребенок-текст-мир. Процесс подключения в эту модель взрослого определяет внесения в схему двух новых треугольников (Р-В-М (ребенок-взрослый-мир) и В-Т-М (взрослый-текст-мир), при помощи которых закрепляется вероятность применения альтернативных для детей (опосредствованных, косвенных) путей продвижения к восприятию текста (Р-В-Т (ребенок-взрослый-текст) или мира, задаваемого текстом (Р-В-М (ребенок-взрослый-мир). При помощи таких дополнительных шагов дети вливаются в систему чтения еще до того, как
они читать по-настоящему научатся. В ходе совместной деятельности взрослый координирует новое представление ребенка и он получает большее число точек соотнесения. В этом случае координируются и строятся шесть миров и получается некое единообразие.
Созданная текстом множественная репрезентация мира позволяет ребенку выстроить новое представление, приобретает большее число точек соотнесения текста и мира и точек вхождения в текст. Разговорные средства координации развиваются при непосредственном взаимодействии со взрослым и это должно привести к более гибкому формированию представлений у ребенка, нежели когда он находился наедине с авторским текстом [6, с. 93].
В ходе построения модели организации деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками, мы стремились учитывать такие типы моделей, как: понятийная, математическая, динамическая, физическая, функциональная, вероятностная, геометрическая, структурная и др.
Наиболее соответствуют особенностям и целям нашего исследования типы понятийной и структурной модели:
- понятийная модель направлена на отражение знаний об объекте при помощи слов в форме определённой совокупности взаимосвязанных предположений, утверждений, выводов;
- структурная модель обращена на создание некоторого инварианта, являющейся наиболее прочной и устойчивой основой рассматриваемого объекта и тем самым способна воссоздавать основные стороны, связи, элементы, отношения объекта в форме фото- и кино- моделей, схем, графиков.
Рассматривая моделирование как процесс, мы отмечаем, что в ходе познания изучаемого объекта, создается несколько этапов, ведущих к корректировке и совершенствованию модели, создается модель все более и более высокого уровня. В свое время А.Т. Куракин усматривал в этом процесс перехода от одной модели к более совершенной модели сущность процесса моделирования, являющегося основой системного подхода и отмечал, что каждый его этап направлен на уточнение исследователем собственных «представлений об объекте как о целостной системе» [10].
В трудах Д.В. Вилькеева представлен опыт такого моделирования. Первый этап моделирования системы связан с анализом и обобщением знаний об изучаемом объекте, который получен при помощи:
- изучения методологической и теоретической литературы по проблеме исследования;
- организации наблюдения за образовательным процессом и определением слабых и сильных его сторон в организации деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками;
- применения ряда принципов, методологических закономерностей, категорий (личностно-деятельностный подход, системный анализ, структура и стороны учебно-воспитательного процесса и др.) и была выработана мысленная понятийная модель. На этом этапе такая модель представляет собой довольно таки общее, нуждающееся в уточнении и конкретизации, предположение о том, какой должна быть в идеале система организации деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками на основе общения и игровой деятельности.
Второй этап моделирования можно рассматривать как этап трансформации понятийной модели в структурную и решает следующие задачи:
- создание непосредственно наглядного образа системы организации деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками;
- установление основополагающих структурных единиц системы, ее составных компонентов;
- утверждение их иерархии соотношений;
- определение связей между компонентами системы и выявление особенностей их взаимодействия;
- нахождение основных точек воздействия, приводящих к развитию системы в целом и способствующих реализации эвристической функции разработанной модели [6, с. 94-95].
Кратко опишем основные стороны изучаемой модели.
Структурная модель представлена в виде схемы, в которой воспроизведены компоненты системы организации деятельности для формирова-
ния устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками, построенные на общении и игровой деятельности:
- методологический;
- методический;
- содержательный;
- процессуальный.
В действительном учебно-воспитательном процессе все эти стороны взаимосвязаны и находятся в неразрывном единстве, что выражено в графическом отображении модели: все элементы модели состоят в функциональной взаимозависимости и создают определенную целостность.
Основой разрабатываемой нами модели являются дидактические условия формирования интереса у школьников, развивающие у них ознавательные мотивы. Комплекс обеспечивает организацию деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками с опорой на общения и игровую деятельность. Нами разработаны следующие компоненты организации деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками:
- организация общения школьников на уроке;
- организация учебной деятельности школьников средствами игровой деятельности;
- создание ориентировочной деятельности учебной деятельности школьников (по П.Я. Гальперину);
- соорганизация элементов учебной деятельности.
Достижение основной цели формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками неразрывно связано с подчинением себе функции и действий всех компонентов разработанной системы.
При организации обучения содержание обучения татарскому языку русскоязычных школьников в нашей модели представлено как содержательный компонент и при его разработке были:
- разработаны программные вопросы по всему циклу обучения с опорой на общение и игровую деятельность, необходимые для формирования устойчивого интереса у школьников;
- составлены задачи по применению данных элементов содержания обучения школьников по изучению татарского языка русскоязычными школьниками.
Теория содержания среднего образования в отечественной педагогической науке трактуется в широком смысле. Такое понимание предполагает не только накопление школьниками большого потенциала знаний и умений, но и в целом развитие личности.
Фиксация такой взаимосвязи в разработанной нами модели позволяет определять те ключевые точки, влияя на которые учитель развивает нужные качества личности обучающихся.
При этом появляется возможность предвидеть результаты функционирования различных элементов системы, а при помощи отбора и применения надлежащего содержания управлять всем процессом организации деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками и их мотивацией, что делает систему управляемой.
Подобные суждения были сформулированы и при моделировании процессуального компонента разработанной нами модели. Значит, в модели заложена возможность отбора оптимального синтеза содержания и видов деятельности в организации деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками.
Среди основных видов деятельности школьников нами выделены: учебно-теоретическая, учебно-исследовательская, коммуникативная, учебно-практическая, игровая, самостоятельная, оценочно-критическая.
Для организации деятельности по формированию устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками на основе общения и игровой деятельности необходимо решение в процессе каждого из перечисленных выше видов деятельности следующих конкретных задач:
- в учебно-теоретической деятельности: освоение знаний, необходимых для нравственно-эстетического воспитания школьников средствами искусства;
- в учебно-исследовательской деятельности: разработка и решение интеллектуально-творческих заданий;
- в учебно-практической деятельности: выработка компетенций по осуществлению нравственно-эстетического воспитания школьников средствами искусства;
- в игровой деятельности: использование игровых форм моделирования внеклассных мероприятий, общения, проблемных ситуаций, направленных на организацию деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками;
- в самостоятельной деятельности: формирование практической и личностной готовности к общению на неродном языке;
- в оценочно-критической деятельности: применение анализа для оценки достижений и явлений.
Процесс моделирования системы организации деятельности для формирования устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками основан на деятельностном подходе: модель построена на основе общения и игровой деятельности при помощи включения школьников в адекватные виды деятельности.
Одним из важных этапов конструирования и анализа модели является ее экстраполяция на существующий в образовательной организации учебно-воспитательный процесс, позволяющий приобрести новые сведения о ней, оценить ее недостатки и достоинства, провести коррекцию и улучшить ее. В нашем исследовании такое соприкосновение модели с реальностью позволило нам привнести необходимые поправки и дополнить ее в ходе подготовки процессуального и содержательного компонентов изучаемой нами системы.
Наша модель, служащая неким эталоном, образцом помогла выявить пробелы в сложившейся системе обучения татарскому языку в действующем учебно-воспитательном процессе:
- отсутствие чёткой направленности учителя на организацию деятельности по формированию устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками;
- отсутствие системной работы учителя по формированию у школьников практической и мотивационной готовности к осуществлению речевой деятельности на чужом языке.
Бесспорно, что эти недочеты и пробелы привели к тому, что в образовательной системе не получил должного развития один из важнейших ее компонентов, тем самым снижая действенность и эффективность ее в целом.
Система организации деятельности по формированию устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками на основе общения и игровой деятельности находится в органическом единстве с другими дидактическими условиями, входящих в целостную систему образования, оказывая существенное воздействие на развитие:
- наиболее значимых качеств личности школьника как эмпатия, гуманизм, потребность в межнациональном общении, являющихся показателями наивысших проявлений развития личности;
- целостность учебно-воспитательного процесса как результат развития ведущей идеи формирования интереса школьников;
- педагогическую направленность на преодоление знаниевого характера обучения и формируя социальную компетентность школьников соответственно специфике второго государственного языка в республике [6, с. 101; 9, с. 233].
При этом, экстраполяция модели на действующий учебно-воспитательный процесс дает возможность поставить дидактический эксперимент. Результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы подтвердили практическую значимость и целесообразность разработанной модели.
Таким образом, нами был представлен процесс моделирования системы организации деятельности по формированию устойчивого интереса к освоению татарского языка русскоязычными школьниками на основе общения и игровой деятельности.
В ходе конструирования системы мы вводили дидактическую модель процесса организации деятельности по формированию устойчивого интереса к освоению татарского языка у русскоязычных школьников. Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева, в дидактическую модель были внесены два условия, которые необходимы для развития произвольной деятельности:
- школьники должны принять конкретный мотив обучения татарскому языку, который в результате мотивирует их на
формирование устойчивого интереса к усвоению знаний и формированию компетенций; - школьников необходимо вовлекать в различные виды социального взаимодействия, связанное в компетенциями в области татарского языка. В целом же, задача учителя должна быть связана:
1) с принятием предложенных выше условий обучения татарской речи, направленное на формирование контроля над собственной деятельностью по формированию устойчивого интереса к освоению татарского языка у русскоязычных школьников;
2) создание в образовательном пространстве языковой среды;
3) применение в учебно-воспитательном процессе не только коммуникативные возможности речи, а более опираться на диалоговые формы взаимодействия, применяя для этого различные возможности урока и внеурочных видов деятельности для достижения устойчивого результата;
4) создание предметных форм действия, переходящих в знаковую. Представление о внешней предметной деятельности как «первичной» по отношению к значению слова и сознанию (понятому как «обобщенное отражение» реальности) было концентрированно выражено в двух фундаментальных для деятельностного подхода категориях: предметности и уподобления.
Иначе говоря, в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой.
Игра вводилась как фон, общение возникало при обсуждении решения практической задачи как средство достижения цели в связи с реализацией предложенных ролей.
Список литературы 1. Аминов Т.М. Средства общения в педагогической деятельности // Формирование системы ценностей в гуманитарной и социально-экономической подготовке учителя: Тезисы выступлений научно-практической конференции педагогических вузов Башкортостана.
Уфа: Башкирский государственный педагогический институт, 1994. С. 43-45.
2. Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А. Актуальные проблемы применения профессиональных стандартов в системе образования // Освгтш шновацд: фiлософiя, психолопя, педагопка: Матерiали III Мiжнародноï науково-практично1 конференций 2016. С. 140-144.
3. Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А. Профессиональные стандарты в сфере образования: инновации в организации образовательного процесса: учебник. Saint-Louis: Science and Innovation Center, 2017. 168 с. DOI: 10.12731/profstandart2017
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
6. Гильманов Д.Ш. Дидактические условия формирования устойчивого интереса к изучению татарского языка русскоязычными младшими школьниками: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2001.
7. Гильманов Д.Ш., Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Подготовка учителя для начальной национальной школы в Татарстане в условиях двуязычия // В мире научных открытий. 2015. № 5.1 (65). С. 353-359.
8. Замалетдинов Р.Р. Методика обучения чтению на татарском языке русскоязычных учащихся I-III классов как одному из видов речевой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1998.
9. Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Компетентностный подход в подготовке студентов педвуза: историографический обзор // В мире научных открытий. 2014. № 1 (49). С. 227-234.
10. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранного языка. Лекция-доклад. М., 1998.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями на 2017 год. М., 2017.
References
1. Aminov T.M. Sredstva obshcheniya v pedagogicheskoi deyatel'nosti [Means of communication in pedagogical activity]. Formirovanie siste-my tsennostey v gumanitarnoy i sotsial'no-ekonomicheskoy podgotovke
uchitelya: Tezisy vystupleniy nauchno-prakticheskoy konferentsii peda-gogicheskikh vuzov Bashkortostana [Formation of system of values in humanitarian and social and economic training of the teacher 94: Scientific-practical conference of pedagogical universities of Bashkortostan]. Ufa, 1994, pp. 43-45 [in Russian].
2. Bobkova E.Yu., Magsumov T.A., Maksimov Ya.A. Aktual'nye problemy primeneniya professional'nykh standartov v sisteme obrazovaniya [Current problems of application of professional standards in an education system]. Osvitni innovatsii: filosofiya, psikhologiya, pedagogika: Materiali III Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferentsii [Educational innovations: philosophy, psychology, pedagogy: Materials of the III International Scientific and Practical Conference]. 2016, pp. 140-144. [in Russian].
3. Bobkova E.Yu., Magsumov T.A., Maksimov Ya.A. (2017). Profession-al'nye standarty v sfere obrazovaniya: innovatsii v organizatsii obra-zovatel'nogoprotsessa: uchebnik [Professional standards in education: innovations in the organization of educational process]: textbook. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House. [in Russian]. DOI: 10.12731/profstandart2017
4. Gal'perin P.Ya. Vvedenie v psikhologiyu [Introduction to psychology]. Moscow, 1976 [in Russian].
5. Gal'perin P.Ya. Psikhologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formiro-vanii umstvennykh deistvii [Psychology of thinking and the doctrine about stage-by-stage formation of intellectual actions]. Issledovaniya myshleniya v sovetskoi psikhologii [Researches of thinking in the Soviet psychology]. Moscow, 1966 [in Russian].
6. Gilmanov D.Sh. Didakticheskie usloviya formirovaniya ustoichivogo interesa k izucheniyu tatarskogo yazyka russkoyazychnymi mladshimi shkol'nikami [Didactic conditions of formation of steady interest in studying of Tatar by Russian-speaking younger school students]. Candidate's thesis. Kazan, 2001 [in Russian].
7. Gilmanov D.Sh., Kornilova I.V., Magsumov T.A. Podgotovka uchitelya dlya nachal'noi natsional'noi shkoly v Tatarstane v usloviyakh dvuyazy-chiya [Teacher training for elementary national school in Tatarstan in the conditions of bilingualism]. Vmire nauchnykh otkrytii [In the World of Scientific Discoveries], 2015, Vol. 5.1 (65), pp. 353-359. [in Russian].
8. Zamaletdinov R.R. Metodika obucheniya chteniyu na tatarskom yazyke russkoyazychnykh uchashchikhsya I-III klassov kak odnomu iz vidov rechevoi deyatel'nosti [A technique of training in reading in Tatar of Russian-speaking pupils of the I-III classes as to one of types of speech activity]. Candidate's thesis. Kazan, 1998. [in Russian].
9. Kornilova I.V., Magsumov T.A. Kompetentnostnyi podkhod v podgot-ovke studentov pedvuza: istoriograficheskii obzor [Competence-based approach in education of teacher training university's students: historio-graphic review]. Vmire nauchnykh otkrytii [In the World of Scientific Discoveries], 2014, Vol. 1 (49), рр. 227-234. [in Russian].
10. Leont'ev A.A. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy obnovleniya meto-diki prepodavaniya inostrannogo yazyka. Lektsiya-doklad [Psychology and pedagogical bases of updating of a technique of teaching a foreign language. Lecture report]. Moscow, 1998 [in Russian].
11. Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii": tekst s izmeneniyami na 2017 god [Federal law "About Education in the Russian Federation": the text with changes for 2017]. Moscow, 2017 [in Russian].
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Гильманов Дамир Шамилович, кандидат педагогических наук, первый проректор
Набережночелнинский государственный педагогический университет
ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOuT THE AuTHOR
Gilmanov Damir Shamilovich, Ph.D. in Pedagogics, Rector Assistant
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
28, Nisametdinova Str., Naberezhnie Chelny, 423806, Russian
Federation