Моделирование системы организации контроля формирования профессиональной компетентности..,
УДК 355
Кабалин Владимир Львович
кандидат военных наук
Инюшева Елена Александровна
кандидат военных наук
Селихина Наталья Викторовна
кандидат военных наук
Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье рассматривается процесс организации контроля формирования профессиональной компетентности в отечественном военном образовании на современном этапе. Обобщены его особенности. Предложены подходы оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста. Предложены основные направления совершенствования процесса подготовки военных специалистов. В статье выделен важный этап модернизации высшего образования, который во многом определяет перспективы подготовки специалистов. Этот этап - принятие федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые повышают роль компетентностного подхода в образовании. Также говорится о том, что процессы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста находятся в стадии разработки и моделирования. В статье выявлена необходимость разработки и внедрения новой методики организации контроля формирования профессиональной компетентности по видам профессиональной деятельности, которая повысит эффективность оценивания профессиональной компетентности военных специалистов в военной образовательной организации и обеспечит оптимальное распределение их на первичные офицерские должности. Это даст выпускнику возможность понять свои сильные и слабые стороны, и, следовательно, более уверенно осознавать свои желания и возможности к моменту распределения, ускорить тем самым процесс адаптации на первичной офицерской должности, а заказчику наиболее оптимально осуществить замещение первичных офицерских должностей.
Ключевые слова: компетентность, офицерская должность, подход в образовании, контроль, специалист, эффективность, военное образование, профессионал.
Современный этап реформирования системы военного образования Российской Федерации характеризуется поиском и внедрением путей, позволяющих обеспечивать радикальное повышение профессионализма военных специалистов. Эффективное решение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами, во многом определяется качеством подготовки офицерских кадров в военных вузах, а базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность. Одним из путей повышения уровня профессиональной компетентности офицера является организация контроля формирования профессиональной компетентности будущих офицеров.
Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных вопросам профессиональной компетентности, позволяет сделать вывод о том, что задача организации контроля формирования профессиональной компетентности является малоизученной. Разрабатываемая в исследовании военно-научная задача носит междисциплинарный характер, что требует интеграции не только положений методологии научного познания, философии, логики, педагогики и психологии, но и квалиметрии, как методологической основы количественного оценивания и анализа качества объекта. Вопросы совершенствования процесса подготовки военных специалистов неоднократно рассматривались в ходе научных исследований.
Среди основных направлений исследования данной проблематики, можно выделить следующие:
- исследования по вопросам улучшения подготовки будущего специалиста (А.К. Громце-ва, М.Д. Касьяненко, В.А. Козаков, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, В.К. Луценко, А.М. Седов, А.В. Барабанщиков, В.Я. Макашов, М.А. Вознюк,
A.В. Долматов, В.Г. Михайловский, Р.В. Маркитан, Е.Э. Смирнова, А.И. Субетто и др.);
- исследования в области формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как гражданского, так и военного профиля (Н.А. Банько, В.П. Гаврищук, Н.М. Груздев, Т.А. Ткаченко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.М. Маркова, Ю.Н. Петров, А.Н. Печников, Ю.Т. Татур, А.В. Хуторской,
B.Д. Шадриков и др.);
- труды ученых, посвященные исследованию качества образования (В.П. Беспалько, И.В. Ефремов, С.Ю. Трапицын, В.С. Черепанов и др.);
- исследования в области квалиметрии (М.А. Вознюк, Г.Б. Петухов, А.И. Худяков, А.И. Субетто, Н.Б. Кунтурова и др.);
- теоретические основы организации контрольно-оценочного этапа учебной деятельности (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Л.М. Фридман, Н.Ф. Талызина и др.);
- положения об организации и проведении мониторинга учебной деятельности (С.Д. Бешелев, А.Н. Майоров др.).
© Кабалин B.JL, Инюшева Е.А., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
Селихина Н.В.. 2015
Поскольку эффективное решение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами, во многом определяется качеством подготовки офицерских кадров в военных вузах, при этом практически нет обоснованных подходов к созданию системы организации контроля формирования профессиональной компетентности будущих офицеров в процессе обучения, то проблема организации контроля формирования профессиональной компетентности будущих офицеров, является актуальным направлением научных исследований.
Анализ процесса организации контроля формирования профессиональной компетентности в отечественном военном образовании на современном этапе выявляет следующие его особенности:
1) существует потребность в конкурентоспособных, высокопрофессионально-компетентных военных специалистах, при этом регистрируется неравномерность уровня их профессиональной подготовки;
2) необходимость повышения эффективности управления профессиональной подготовкой конкурентоспособных специалистов в вузе и недостаточная разработанность программно-методического обеспечения данного процесса;
3) военно-педагогическая наука находится в состоянии дальнейшего совершенствования понятийного аппарата, не прекращающейся дискуссии по уточнению понятий «компетенции», «компетентность», «профессиональная компетентность», предлагаются различные подходы к их классификации и иерархии;
4) имеются базовые достижения в изучении профессиональной компетентности военных специалистов, её структуры, содержания, организации, которые могут быть применены для организации контроля формирования профессиональной компетентности военных специалистов в современных условиях;
5) с позиции системного подхода профессиональная компетентность военного специалиста представляет собой не статическое, а динамическое интегративное качество личности, контроль формирования, которого, требует новых технологий организации данного процесса.
В связи с этим возникает ряд противоречий:
Между потребностями войск в специалистах нового типа с новым качеством профессиональной подготовки и отсутствием методологических и теоретико-технологических основ для измерения этого качества.
Между потребностями войск в формировании профессиональной компетентности военных специалистов и отсутствием научно-обоснованных подходов к проблеме поиска критериев и показателей профессиональной компетентности, их измерения и оценки.
Необходимостью достижения минимального рассогласования между современными требовани-
ями к офицерским кадрам, готовностью к решению профессиональных задач по видам деятельности и личностными качествами военных специалистов;
Наличием большого количества разнородных, несистематизированных критериев, показателей оценивания качества военно-профессиональной подготовки офицерских кадров, затрудненность их количественной оценки, хаотичность и разрозненность исходных данных.
Для разрешения указанных противоречий необходимо внести изменения в организацию контроля формирования профессиональной компетентности военных специалистов.
Данные изменения должны быть направлены на создание более плотного и качественного взаимодействия между вузом и организациями Министерства обороны, в которые назначаются выпускники для прохождения службы.
Принятие федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения повышает роль компетентностного подхода в образовании. Это важный этап модернизации высшего образования, который во многом определяет перспективы подготовки специалистов. При этом процессы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста находятся в стадии разработки и моделирования.
При исследовании процесса организации контроля формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в вузе обнаружена некоторая однобокость самого процесса. Отсутствует технология формирования и диагностирования уровня профессиональной готовности будущих специалистов в учебном процессе, существует большое количество разнородных, несистематизированных критериев, показателей оценивания качества военно-профессиональной подготовки офицерских кадров при этом затруднена их количественная оценка, регистрируется хаотичность и разрозненность исходных данных.
Исходя из этого, возникает необходимость разработки и внедрения новой методики организации контроля формирования профессиональной компетентности по видам профессиональной деятельности, которая повысит эффективность оценивания профессиональной компетентности военных специалистов в военной образовательной организации и обеспечит оптимальное распределение их на первичные офицерские должности. Это даст выпускнику возможность понять свои сильные и слабые стороны, и, следовательно, более уверенно осознавать свои желания и возможности к моменту распределения, ускорить тем самым процесс адаптации на первичной офицерской должности, а заказчику наиболее оптимально осуществить замещение первичных офицерских должностей.
В связи с этим может быть предложена модель организации контроля формирования профессио-
96
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
Моделирование системы организации контроля формирования профессиональной компетентности...
Контроль на входе в дисциплину
Контроль в ходе процесса (текущий контроль)
Контроль в ходе процесса (текущий контроль)
Итоговая государственная аттестация
Учебные программы дисциплин
Войсковые стажировки и практика
Контроль в процессе использовани я результата (верификация
Организации МО
)
Военные представительст ва
Блок оперативного контроля сформированности профессиональной компетентности отдельного обучающегося
Математический аппарат реализующий методику
Методика контроля формирования профессиональной компетентности военных специалистов
Рис. 1. Модель организации контроля формирования профессиональной компетентности военных специалистов в образовательной организации
нальной компетентности военных специалистов, представленная на рисунке 1.
В основе модели организации контроля формирования профессиональной компетентности военных специалистов лежит новый методический подход, позволяющий оценить уровень профессиональной компетентности выпускника по видам профессиональной деятельности [4; 5].
Проведенный анализ позволил обобщенно выделить три составляющих влияющих на формирование профессиональной компетентности выпускника ввуза: организационно-подготовительная, исполнительная, диагностическая.
Организационно-подготовительная составляющая включает:
- определение требований, предъявляемых к военному специалисту: требования к содержанию знаний, умений и навыков, необходимые для выполнения определенных видов профессиональной деятельности по уровням (общепрофессиональные, профессиональные, специальные) на основе федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований;
- разработка учебных планов и программ, программ войсковой стажировки;
- определение технологий (формы и методы) формирования профессиональной компетентности;
- разработки системы мониторинга образовательного процесса и сформированности компетентности обучающихся: вступительные экзамены, контроль на входе в дисциплину, контроль в ходе учебного процесса (текущий и промежуточный), итоговая государственная аттестация.
Исполнительная составляющая ориентирована на реализацию учебных планов и программ в ходе образовательного процесса, т.е. осуществление педагогической деятельности по формированию компетентности обучающихся, на реализацию принципов, педагогических условий, использование технологических подходов в обучении, внешних и внутренних факторов, которые обеспечат достижение намеченной цели.
Мероприятия контроля реализуются в форме:
- вступительных экзаменов (входной контроль);
- контроль на входе в дисциплины;
- контроль в ходе образовательного процесса (текущий и промежуточный);
- итоговая аттестация (выходной контроль).
Диагностическая составляющая, включает проведение мониторинга динамики формирования профессиональной компетентности обучающихся на основе анализа отзывов полученных на выпускников из войск. Основной формой диагностической составляющей является контроль в процессе
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1
97
использования результата образовательного процесса.
В ходе разработки модели организации контроля формирования профессиональной компетентности военных специалистов, предложено внедрить в процесс контроля блок оперативного контроля сформированности профессиональной компетентности обучающихся.
Данный блок подразумевает применение программного модуля визуализации уровня сформи-рованности профессиональной компетентности обучающегося, последовательную регистрацию результатов освоения образовательной программы обучающимися в процессе всех видов контроля.
Регистрация данных результатов призвана обеспечить более плотную обратную связь внешнюю обратную связь (контроль преподавателя) и внутреннюю (самоконтроль обучающегося). Данная информация предназначена для управления процессом формирования профессиональной компетентности будущего специалиста с учетом особенностей профессиональной деятельности по специальности.
Педагог получает возможность использовать данную информацию для коррекции подготовки специалиста в течение учебного процесса, в соответствии с требованиями к его профессиональной компетентности. А обучающийся получает возможность оценить уровень сформированности той или иной группы профессиональных компетенций, свою предрасположенность к решению специальных задач по видам деятельности, и при желании скорректировать усилия по освоению образовательной программы. Каждый обучающийся сможет повысить качество своих профессиональных навыков и умений, с учетом предполагаемого вида профессиональной деятельности. Данная информация призвана скорректировать усилия в работе обучающегося, ориентирует его к требованиям вуза, способствует выработке рационального режима самостоятельной работы [3].
Эффективность учебного процесса, как правило, характеризуется приращением результатов за контрольный промежуток времени. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества облученности, но и объема учебного труда обучающихся.
В основу процесса оценивания уровня сфор-мированности профессиональной компетентности будущего специалиста может быть положен методический аппарат по оцениванию профессиональной компетентности по видам деятельности [1; 2]
Таким образом, реализация данной модели в системе подготовки офицерских кадров позво-
лит выявить причины несоответствия результатов подготовки офицерских кадров существующей потребности войск в специалистах. Излагаемая концепция, а также методика измерения профессиональной компетентности обучающихся, как уровня прогнозируемого потенциала военного специалиста, реализованная на основе данной модели, могут быть использованы в практике управленческой деятельности вуза для выявления перспектив развития обучающихся, адекватности используемых методов и способов формирования курсантской группы, совершенствования стиля и методов управления ей.
Реализация данной модели в процессе кадрового распределения выпускников призвана обеспечить максимальное соответствие уровня готовности выпускника к тому или иному виду профессиональной деятельности по специальности, что обеспечит повышение качества решения специальных задач специалистами Вооруженных Сил на местах.
Библиографический список
1. Кунтурова Н.Б. Квалиметрия профессиональной компетентности в системе непрерывной подготовки и распределения офицерских кадров Космических войск. - СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2009. - 368 с.
2. Кунтурова Н.Б., Селихина Н.В. Методика оценки профессиональной компетентности обучающихся в ВВУЗе // Сб. трудов по материалам науч.-практ. конф. с международным участием, посвященной 60-летию образования научно-исследовательского центра (ФП) ВС РФ. - СПб.: ВИФК, 2014.
3. Кунтурова Н.Б., Панков А.В., Селихина Н.В. Мониторинг образовательных результатов, как инструмент контроля формирования профессиональной компетентности будущих офицеров // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». - 2014. - № 9. - С. 64-67.
4. Кунтурова Н.Б. Особенности оценивания профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе их обучения в вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета: Информатика. Телекоммуникации. Управление. -2009. - Т. 5. - № 86. - С. 194-198.
5. Панков А.В., Селихина Н.В. Метод оценивания профессиональной компетентности выпускника ВУЗа // Сб. трудов междунар. науч.-практ. конф. «Перспективы развития науки и образования». -Тамбов, 2014. - С. 116-119.
98
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21