Научная статья на тему 'Моделирование системы обучения студентов, направленное на развитие креативности'

Моделирование системы обучения студентов, направленное на развитие креативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODELING OF EDUCATIONAL SYSTEM / CREATIVITY / SUBJECT OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбанева Лариса Валерьевна

В статье рассматривается проблема развития креативности будущих учителей. Автором предлагается использование модели развития креативности на основе системного подхода. Особенностью моделирования является постановка целей, направленных на развитие субъективных качеств студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE EDUCATIONAL SYSTEM AIMED TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVITY

The article discusses the problem of the development of creativity of future teachers. The author proposes the model of creativity based on a systematic approach. The key feature of the modelling is the goal-setting of the development of subjective qualities of the students.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы обучения студентов, направленное на развитие креативности»

УДК 378:74.58

ГОРБАНЕВА Л.В. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ

Ключевые слова: моделирование системы образования, креативность, субъект педагогической деятельности.

В статье рассматривается проблема развития креативности будущих учителей. Автором предлагается использование модели развития креативности на основе системного подхода. Особенностью моделирования является постановка целей, направленных на развитие субъективных качеств студентов.

GORBANYEVA L.V.

MODELING OF THE EDUCATIONAL SYSTEM AIMED TO THE DEVELOPMENT

OF STUDENTS' CREATIVITY

Keywords: modeling of educational system, creativity, subject of educational work.

The article discusses the problem of the development of creativity of future teachers. The author proposes the model of creativity based on a systematic approach. The key feature of the modelling is the goal-setting of the development of subjective qualities of the students.

Развитие креативности - есть непрерывный процесс становления личности, включающий в себя неотъемлемый компонент - формирование ее целевого сознания и самосознания как «смыслового ядра». Процесс развития креативности будущих учителей протекает тем успешнее, чем богаче складывающийся в жизнедеятельности личности и становящийся ее сущностной характеристикой субъектный опыт деятельности. Личностная саморегуляция позволяет стать свободным и сознательным субъектом собственной активности, а процесс самоизменения есть процесс самосовершенствования, который характеризуется «появлением качественных сдвигов», «становлением и сменой уровней развития».

До сих пор преподаватели вуза считают, что в обучении главным считается предметная область знаний. В то же время эффективное решение возникших проблем зависит от содержательных и процессуальных изменений, направленных на поиск условий и средств обновления подготовки учителя, способствующих развитию его профессиональной креативности. Поэтому следует учитывать, что в системе образования происходит не «передача знаний» по предмету, а должна совершаться сложнейшая педагогическая деятельность по моделированию интеллектуального, духовного и профессионального потенциала обучающихся.

Анализ материалов позволяет утверждать, что формирование и развитие креативности будущих учителей станет возможным, если подходить к личности как к целостности (системно), обеспечивая ее субъектное саморазвитие в системе

обучения и воспитания. То есть на смену представлениям о человеке как объекте социального прогресса пришел взгляд на него как на главную величину -субъекта общественных преобразований и субъекта саморазвития. Поэтому перевод человека из объекта в позицию субъекта (творца, управленца) становится одной из приоритетных задач системы образования на современном этапе ее развития. В системе обучения студенту предстоит стать способным управлять своим развитием, то есть выйти на уровень саморазвития. В то же время традиционное обучение в вузе пока недостаточно эффективно решает задачу развития студентов как субъектов интеллектуального, духовного и профессионального развития и саморазвития.

Переходя к описанию процедур моделирования системы обучения в вузе, создающей условия для развития и саморазвития профессиональной креативности у учителей, напомним, что необходимо четко ориентироваться как в составе системы и ее структуре (цели), так и в строгости операций при осуществлении способов достижения целей (технологий) субъектами систем.

Как было ранее отмечено, в системе обучения вуза взаимодействуют преподавание и учение, воспитание и самовоспитание, где субъектами являются педагог и студент, предметная область учебной дисциплины.

Вопросами сущностной характеристики, условий и механизмов развития субъектной позиции личности занимались многие психологи и педагоги: Е.В. Бондаревская, Е.К. Дворянкина, А.В. Брушлинский, Е.И. Слободчиков, Д.В. Чернилевский и др. Так, Д.В. Чернилевский отмечает, что «степень проявления самостоятельности студента - будущего специалиста зависит от уровня сформированности его субъектных качеств» [4, с. 180].

Для исследования проблемы становления студентов как субъектов в системе обучения в вузе важно было определить подходы к решению задач взращивания новых поколений свободных, творческих, духовно-богатых, развертывающих свои потенциалы. Теоретические предпосылки развития субъектной позиции обучающихся нашли свое отражение в педагогических исследованиях М.А Данилова, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, Л.Д. Столяренко, К.Д. Ушинского и др.

По мнению психолога А.Н. Леонтьева, в современных исследованиях возникает проблема субъекта системы учения. Именно субъектная деятельность является психологической основой личности и без отчетливого представления о ней трудно реализовать какой-либо подход в обучении [3].

Анализ материалов позволил сформулировать определение субъекта как «развивающейся личности человека, способной в деятельности и жизнедеятельнос ти осознать цели и разработать адекватные им технологии, осуществлять моделирование своего познания и поведения, организацию деятельности по достижению спрогнозированных целей и рефлексию». Стать субъектом определенной деятельности - значит, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию в любой области труда.

Категория «субъекта педагогической деятельности» разработана М.А. Даниловым. Он указывал на то, что педагог призван оказать помощь в становлении субъектной позиции студентов, педагогически грамотно моделируя образовательную систему. М.А. Данилов выдвинул тезис о перерастании воспитания в самовоспитание, носящем характер саморазвития, что «под силу»

только субъекту. Главная сущностная черта, объединяющая понимание обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития в единое целое - это активная работа личности над собственным внутренним миром, то есть проявление ее субъектности [2]. Особенно значимыми для наших исследований оказались идеи этого ученого для понимания того, что проблема обретения знаний может стать одновременно процессом интеллектуального развития личности, ее духовного богатства, развития профессионально-креативных качеств, а обучение необходимо рассматривать как систему, в которой осуществляется взаимодействие преподавания и учения, воспитания и самовоспитания.

Для обеспечения развития и саморазвития профессионализма учителей в системе обучения необходимо, чтобы они сознательно осмыслили сущность субъектной позиции личности, развитие которой основано на прогнозировании целей и способах их реализации. Осмысливая цели и осваивая технологию их реализации в системе обучения, будущие учителя одновременно включаются в моделирование своего поведения во взаимодействии с составом образовательной системы: преподавание и учение, воспитание и самовоспитание, управление и самоуправление их взаимодействием.

Проблема субъектного саморазвития студентов является профессионально обязательной в работе с будущими учителями, т.к. только субъекты саморазвития способны экстраполировать опыт учения в вузе в опыт моделирования системы профессиональной деятельности. В этом случае, как ранее было отмечено, механизм экстраполяции системы учения студентов в вузе в новое качественное состояние - профессиональную деятельность требует развития у них креативного мышления, творчески-созидательного подхода к моделированию системы в новых ситуациях.

Четкость намеченных для исполнения целей (тактических или рабочих) позволяет разработать алгоритмы их достижения и определять результат по степени реализации целей и перевода системы в новое качественное состояние: преподавание - в учение, затем - в самообучение, воспитание - в самовоспитание, развитие - в саморазвитие, управление - в самоуправление.

Коллектив, создаваемый на занятиях, выступает гарантом развития каждого студента, обогащает посредством обмена культур. В таком контексте «культура выступает как универсальное отношение человека с миром, через которое человек создает мир и самого себя», то есть проявляет свои субъектные качества, качества творца, менеджера.

Изменившиеся условия требуют от педагогов высшей школы высокого уровня проявления знаний и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия и сотрудничества педагогов со студентами. Сотрудничество способствует повышению эффективности преподавания учебных предметов и становлению субъектной позиции будущих учителей. Представляет методологический интерес предложенная Г.С. Батищевым [1] идея, состоящая в новом подходе к субъектно-субъектным отношениям. Она заключается в несводимости человеческого субъектного мира к совокупности социальных ролей.

Для решения проблемы подготовки будущих учителей в логике, которая отличается от традиционного обучения, требуется изменение отношений между

педагогами и студентами, которые должны строиться на общечеловеческих ценностях, составляющих основу нравственного воспитания и развития духовности. В этом заключена одна из актуальных задач, стоящих перед высшей школой, - создание системы обучения для подготовки учителей, которая способствовала бы их профессиональному развитию как субъекта-творца образовательного пространства, готового экстраполировать приобретенный опыт в социокультурное пространство, где ему придется работать, реализуя субъектно-креативную позицию в труде и жизнедеятельности.

Субъектная позиция в интеллектуальном и духовном развитии обучающихся обеспечивается содержательно-образовательными,

мировоззренческими и профессионально-педагогическими целями, реализуемыми в репродуктивной и творческой деятельности; в установлении отношений с миром, с участниками процесса, с самим собой на основе нравственных общечеловеческих ценностей.

Целевой подход к саморазвитию субъектов гуманитарной системы знаменует начало их сотрудничества в образовательном пространстве. Причем сотрудничество субъектов происходит не за счет механистического суммирования локальных действий обучающихся, а посредством совместного целевого моделирования образовательного пространства на базе когерентного поведения, которое «является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации».

Моделирование целевого поведения (преподавателей и студентов) в системе обучения способствует интегрированию сознания студентов как системы интеллектуального, духовного и профессионального их саморазвития. Студенты приобретают опыт субъектов учения и опыт моделирования обучения как субъектов преподавания. Развитие такого опыта не ограничивается рамками занятия, а экстраполируется на другие виды учебной деятельности.

Становится очевидным, что студенты - будущие учителя, обретая на занятиях опыт субъектов учения как носителей целей и технологий их реализации в саморазвитии своего интеллектуального и духовного потенциала, одновременно готовят себя к профессиональной деятельности, т.к. это предполагает освоение опыта применения следующих операций при моделировании систем субъектами жизни и образовательного пространства: 1) постановка целей интеллектуального и духовного саморазвития; 2) овладение технологиями реализации рабочих целей оперативно-тактического уровня декомпозированных целей обучения в предстоящей профессиональной деятельности; 3) моделирование гуманитарной системы обучения и управления синхронным взаимодействием систем преподавания, учения, воспитания и самовоспитания; 4) осмысление и развитие субъектно-субъектных отношений в системе образования; 5) определение результата обучения по степени реализации целей, в том числе духовно-нравственного саморазвития.

Моделирование систем связано со знаковой формой обозначения, которая не является самоцелью, но позволяет жизненно обозримо и четко представить, во-первых, состав сложной системы. Во-вторых, в управлении большими системами при моделировании происходит осмысление границ открытых гуманитарных целостностей, «визуальному» представлению о которых способствует уровень формализации, обозначаемый условно. Знаковая форма, в-

третьих, позволяет по-человечески понимаемо представить большую систему объектом взаимодействия. В-четвертых, модель способствует тому, чтобы любой субъект системы определял и реализовывал инварианты отношений анализируемой системы с учетом субординационных и координационных системообразующих структурных зависимостей.

В образовательном пространстве учебного заведения, обозначенном границами урока, занятия, мероприятия или другой (любой!) организационной формы обучения и воспитания, происходит взаимодействие гуманитарных систем, каждая из которых имеет своего субъекта, носителя целей и технологий их реализации. Как мы отметили ранее, субъектно-объектные отношения систем знаменуют появление третьей системы - управления, которая возникает вне зависимости от желания субъектов. Вместе с тем не учитывать подобное состояние образовательной системы нельзя, т.к. вступают в силу законы самоорганизации.

Итак, моделируя систему обучения студентов, преподаватели должны ставить и реализовывать со студентами все три цели, которые обеспечивают подготовку специалистов как субъектов управления организациями в ходе отбора, и достижения стоящих перед объединениями людей общих целей, следуя высокоморальным принципам, на основе которых специалисты осуществляют сплочение людей, соблюдение их интересов, обеспечивают их развитие.

Литература и источники

1. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Д. Рубинштейна // Вопросы философии. - 1989. - № 4. - С. 96-109.

2. Данилов М.А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов / М.А. Данилов, В. М. Малинин // Советская педагогика. - 1971. - № 1. - С. 21-30.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

4. Черниловский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИТИ-ДАРА, 2002. - 427 с.

ГОРБАНЕВА ЛАРИСА ВАЛЕРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры физики, Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Россия, Хабаровск (E-mail: largorbaneva@mail.ru)

GORBANEVA LARISA VALERIEVNA - senior teacher of the Chair of Physics of Far East State University of Humanities. Russia, Khabarovsk largorbaneva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.