Научная статья на тему 'Развитие креативности будущих учителей математики'

Развитие креативности будущих учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ / УСЛОВИЯ / CREATIVITY / STUDENTS / METHODS / TECHNIQUES / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибулина К.Ю.

Целью исследования было выявление педагогических технологий и психологических условий развития креативности студентов. В данной работе были проанализированы различные подходы у пониманию сущности креативности. В опытно-экспериментальной работе использовались проблемные педагогические ситуации, дискуссии, диспуты, профессиональные ролевые игры, подготовка эссе, презентации. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке будущих учителей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности будущих учителей математики»

К.Ю. Цибулина

Студентка, факультет математики, физики и информатики. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

МАТЕМАТИКИ

Аннотация

Целью исследования было выявление педагогических технологий и психологических условий развития креативности студентов. В данной работе были проанализированы различные подходы у пониманию сущности креативности. В опытно-экспериментальной работе использовались проблемные педагогические ситуации, дискуссии, диспуты,

профессиональные ролевые игры, подготовка эссе, презентации. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке будущих учителей математики.

Ключевые слова: креативность, студенты, методы, приемы,

условия.

Keywords: creativity, students, methods, techniques, conditions.

Социальные преобразования, происходящие сейчас в России, требуют деятельного, свободомыслящего, креативного специалиста, способного к пониманию новых идей и принятию нестандартных решений. Изменения, возникающие в различных сферах современного общества, создают образовательную ситуацию, в которой каждый выпускник должен быть подготовлен к нешаблонному решению различных проблем. Возрастает потребность в творческой, интеллектуально-развитой личности, желающей учиться, которая сможет приспособиться к постоянно изменяющимся

1

условиям жизни и применить на практике полученные знания и умения, а также искать пути целесообразного и неординарного решения задач. Во многих официальных документах отмечается, что «...российские школьники демонстрируют достаточно высокий уровень владения предметными знаниями по математике и естествознанию, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, использовать в различных продуктивных видах деятельности, например, выражать и обосновывать свою точку зрения, работать с различными источниками информации» [2]. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что «...развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью» [2].

Исследование «креативности» велось как зарубежными (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Р. Стернберг, П. Торренс), так и отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная). Ученые полагают, что для креативного мышления необходимы: прошлый опыт и усвоенные знания, новизна, оригинальность и прогрессивность.

Анализ психологической литературы позволяет утверждать, что креативность можно развивать: по мнению Д. Дьюи «воспитывать мысль»; с точки зрения Дж.И. Ниренберга - «познать и развивать приемы творчества» [1, 175].

Работа учителя - творческая, а креативность является значимым профессиональным качеством. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский делал акцент на том, что творчество педагога имеет много общего с научным творчеством: «Открытие, сделанное ученым, когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций,

2

предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя» [7, 15]. С конца 70-х годов прошлого века стал

акцентироваться интерес к изучению творческих качеств педагога. Так, В. А. Сластенин творчество педагога рассматривает как деятельность, связанную с разрешением бесчисленного количества учебно-воспитательных задач в постоянно изменяющихся обстоятельствах. Во время такой деятельности формируются и исполняются не шаблонные, а оригинальные педагогические решения [4, 41]. То есть, исследуя педагогическое творчество, ученые, анализируя деятельность учителя, уточняют, что творчество это -«способность видеть, ставить, эффективно и оригинально решать педагогические проблемы, быстро ориентироваться в создавшихся педагогических ситуациях, а также предвидеть результаты своего труда» [7,

41].

Эффективный педагог - это творческая личность, успешно взаимодействующая с детьми, стремящаяся к саморазвитию и совершенствованию. Таким образом, креативность становится одним из важнейших требованием к личности и деятельности педагога. А это требует новых подходов к подготовке учителя. Широко исследуется творческая природа педагогической деятельности и пути формирования креативной личности выпускника университета.

Развитие креативности студентов, будущих учителей математики, предоставляет огромные возможности при изучении математических дисциплин. Так как образование в школах стало вариативным, многим учителям предоставляется возможность разрабатывать и внедрять в практику своей педагогической деятельности авторские программы и элективные курсы. Стремление к свободе и самостоятельности учителя естественно и закономерно. Анализ требований общеобразовательных учреждений к

3

учителям школы показывает, что студенты за период обучения в педагогическом вузе должны приобрести субъективный опыт и быть готовыми преобразовывать полученные знания в конкретные технологии. Студентам в системе обучения необходимо научиться ориентироваться в разнообразной информации, ставить новые проблемы, находить

продуктивные решения в условиях неопределенности, создавать условия вариативного выбора.

Особую роль при развитии креативности студентов играют практические занятия, где преобладают проблемные педагогические ситуации, дискуссии, диспуты, профессиональные ролевые игры, подготовка эссе, презентаций и др. Например, на семинарских занятиях: по методике и истории математики и информатики («Происхождение тригонометрии», «Математика вокруг нас»); по педагогической психологии

(«Психологические особенности развития творческих способностей

младшего школьника, подростка, старшеклассника»).

Эффективность методов активного обучения связана с тем, что они: моделируют реальную школьную жизнь; способствуют формированию навыков коллективной работы; развивают не только профессиональные способности, но и социальные, нравственные, этические нормы поведения будущего педагога; дают системное представление о содержании профессиональной деятельности; способствуют самообучению и

самовоспитанию студента.

Профессиональную креативность мы рассматриваем как интегральную характеристику личности, свидетельствующую о ее возможностях преодолевать стереотипы, создавая нечто новое. Ядром креативности выступает способность личности к созиданию этого нового, оригинального. Вместе с тем, креативность не может быть сведена только к этой способности, последнее не существует как нечто отдельное, изолированное от других качеств личности.

4

В системе обучения будущих учителей важно мотивировать студентов к «самонаблюдению» за собственными реакциями и действиями, т.е. активному личностно-творческому рефлексированию. Осмысление

педагогической проблемы основано на обобщенных представлениях о выходах из затруднения к конкретным творческим способам его преодоления. Рефлексивная аналитическая деятельность требуется при моделировании систем обучения и воспитания, при непосредственной реализации построенной модели и проведении самоанализа результатов педагогической работы. Поскольку процедурами самоанализа являются самонаблюдение, самооценка, самоконтроль, то именно этим техникам необходимо обучать будущих учителей, т.е. рефлексия выступает как совокупность когнитивных приемов, способствующих развитию профессиональной креативности.

Чтобы реализация профессиональных требований к современному специалисту стала возможной, студентам в период обучения в вузе необходимо помочь в развитии их субъектно-управленческих способностей: овладение технологиями целеполагания, моделирования и организации деятельности и технологиями по управлению развитием своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала, а также готовностью экстраполировать приобретенный опыт в профессиональную деятельность.

Наблюдение за деятельностью учителей математики и информатики, которое проводилось в период производственной практики, а так же беседы с ними дают основание утверждать, что современный учитель не ориентирован на развитие креативности в школе. Необходимость в подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ вынуждает учителей значительное время уделять организации репродуктивной деятельности школьников, повторению, закреплению знаний. На уроках математики преобладает решение типовых задач, отработка навыков их решения. Практически не используются

5

межпредметные комплексные задания, не создаются ситуации выбора для учащихся. Креативность школьников не выступает приоритетной задачей в обучении для учителей.

Одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.

Для этого важна потенциальная многовариантность, неопределенность и незавершенность, наличие образов креативного поведения и др. Использование нетрадиционных форм преподнесения материала,

формирование проблемных вопросов, совместный, с преподавателями, поиск решений, стимулирование познавательной активности и творческого потенциала студентов - важнейший путь развития креативности учителя.

Таким образом, развитие субъектной позиции педагога, развитие субъектно-управленческих способностей студентов, внедрение в педагогическую практику новых, научно обоснованных и экспериментально проверенных технологий обучения, деловые, имитационные игры являются важным структурным компонентом развития профессиональной

креативности будущего учителя и выполняют функцию связующего звена между педагогической теорией и непосредственной практикой в школе. Поэтому развитие образовательной системы должно идти по пути превращения ее в сферу полноценной жизнедеятельности участников образовательного процесса, создания условий для проявления и реализации творческого потенциала личности. Только креативный учитель, имеющий субъективный опыт творческой деятельности, способен её развивать в своих будущих учениках.

Литература:

1. Л.В. Горбанева - Развитие профессиональной креативности

6

будущих учителей физики / Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7 (19). - С. 174-178

2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М : Издательский центр "Академия", 2007. - 576 с.

3. Стернберг, Р. Инвестиционная теория креативности: двенадцать стратегий обучения творческому мышлению /Р. Стернберг, Е. Григоренко. -Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Москва, Генезис, 2002.

4. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский.- Издание 2-е. - Москва : Просвещение, 1982. - 206 с.

5. И. Л. Федотенко, И. А. Югфельд - Гуманизация образовательного процесса как условие развития креативности будущего учителя / Сборник научных статей «Гуманизация и демократизация на университетското образование».- Габрово. : «ЕКС-ПРЕС», 2009. - С. 199-201.

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы [Электронный ресурс]: распор.: [принят 7 фев. 2011г.].- Режим доступа: http://www.garant.ru

7. Роджерс, К. О становлении личностью [Электронный ресурс] / Карл Роджерс; пер. с англ. М.М. Исениной. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.