Научная статья на тему 'Развитие креативности будущих учителей физики в моделируемой системе профессионального обучения: проблема и механизмы ее решения'

Развитие креативности будущих учителей физики в моделируемой системе профессионального обучения: проблема и механизмы ее решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / TRAINING AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карев Б.А., Горбанева Л.В.

В статье предлагается модель профессионального обучения, направленная на развитие креативности будущих учителей физики. Представлены механизмы ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICS IN A SIMULATED SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING: THE PROBLEM AND THE MECHANISMS OF ITS SOLUTION

This paper proposes a model of professional training aimed at developing creativity of future physics teachers. The mechanisms of its solutions are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности будущих учителей физики в моделируемой системе профессионального обучения: проблема и механизмы ее решения»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. М: МГЛУ, 2005.

2. Porcher L. Le français langue étrangère. Emergence et enseignement d'une discipline. Paris: Hachette, 1995.

3. Le brevet informatique et internet (B2i) http:// eduscol.education.fr/cid46073/b2i.html

4. Кащук С. М, Скуратов И. В., Путилина Н. В. Использование ИКТ в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения на уроках французского языка. Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников. М: МГОУ, 2012.

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В МОДЕЛИРУЕМОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМА И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ

THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICS IN A SIMULATED SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING: THE PROBLEM AND THE MECHANISMS OF ITS SOLUTION

Б. А. Карев, Л. В. Горбанева

В статье предлагается модель профессионального обучения, направленная на развитие креативности будущих учителей физики. Представлены механизмы ее решения.

Ключевые слова: креативность, системный подход, обучение в вузе.

B. A. Karev, L. V. Gorbaneva

This paper proposes a model of professional training aimed at developing creativity of future physics teachers. The mechanisms of its solutions are presented.

Keywords: creativity, system approach, training at the university.

Современное общество ставит все более сложные задачи перед системой профессионального образования. Сегодня востребован человек творческий, интеллектуально развитый, умеющий учиться, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способный применять полученные знания на практике, искать пути рационального и творческого разрешения возникающих проблем, поэтому одной из задач, стоящих перед системой профессионального обучения, является подготовка специалиста, готового к творческому решению личных и профессиональных проблем. Возникает необходимость подготовки учителя, обладающего профессиональной креативностью, что обусловливает переосмысление целей в его подготовке, пересмотра методов и форм организации образовательного взаимодействия в педагогических учебных заведениях.

Анализ исследуемых научных материалов позволил считать вполне обоснованным стремление к построению системы подготовки современного учителя, в основе которой имеет место развитие профессиональной креативности. Также сложились теоретические предпосылки раз-

работки механизмов развития у будущих учителей педагогической креативности при профессиональной их подготовке в вузе.

Профессионально-педагогическую креативность мы рассматриваем как интегративную характеристику личности, свидетельствующую о ее готовности создавать новое, оригинальное, неповторимое. Для развития креативности будущих учителей нами принята концепция системного подхода, позволившая определиться с теоретико-методологической основой исследований. С позиции системного подхода образование в вузе рассматривается как целостный, взаимосвязанный комплекс, технологический режим взаимодействия которого гарантирует получение результата - высококвалифицированного специалиста [1].

Однако просматривается недостаточная методическая разработанность механизмов развития педагогической креативности, понимания ее сущности и этапов становления, что позволило обозначить ряд противоречий, обусловивших проблему, состоящую в необходимости конкретизации понятия «педагогическая креативность» учителя и разработки механизмов ее становления

у студентов педагогического вуза при профессиональной их подготовке.

В поисках разрешения обозначенной проблемы поставлена цель исследования, решение которой станет возможным, если будет осуществляться моделирование системы обучения в вузе, обеспечивающее развитие профессиональной креативности студентов, предполагающее прогнозирование целей в системе обучения, направленных на развитие креативности будущих учителей; если будут разработаны механизмы, обеспечивающие развитие профессиональной креативности студентов на учебных занятиях в вузе.

В своих исследованиях развитие студентов мы рассматриваем с позиции проявления личности как субъекта-творца. Творческое отношение к любой деятельности предполагает сознательное целенаправленное стремление к ее изучению, желание увидеть проблему, поставить перед собой цель и задачу, осуществить поиск оригинальных путей ее решения с применением необходимых знаний. Поэтому систему обучения в вузе необходимо моделировать так, чтобы создавались условия для развития у студентов качеств субъекта-творца, саморазвития творческого потенциала и креативности. Педагог - носитель целей и технологий, то есть субъект творческой деятельности, приобщает к поиску своих учеников, обеспечивая развитие их как творцов в настоящей и будущей трудовой деятельности, а также воспитание их творцами-субъектами своей созидательной жизни. Поэтому нами разработана теория моделирования системы обучения (постановка целей и подбор адекватных технологий).

Цели образования рассматриваются на трех уровнях: стратегические, оперативные и тактические. К стратегическим целям мы относим развитие интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала будущих учителей, конечный результат реализации которых мы видим в становлении студентов субъектами саморазвития. Стратегические цели требуют преобразования на оперативный уровень, для которого предлагается вариант: содержательно-образовательные, мировоззренческие и профессионально-педагогические цели. Оперативный уровень цели для ее реализации предполагает наличие «дерева цели». «Деревом цели» содержательно-образовательных целей является совокупный набор уровней усвоения, определяемых как «сохраняемые модели содержания образования» [2]. 1-й уровень усвоения - простое воспроизведение знаний; 2-й - воспроизведение знаний по образцу в сходной ситуации; 3-й - творческое воссоздание знаний в нестандартной ситуации.

Сохраняемые модели 1-го и 2-го уровней усвоения требуют репродуктивного способа их достижения, а 3-й - творческого воссоздания знаний, которое способствует развитию творческого потенциала обучающихся и развитию креативного мышления. Уровни усвоения приняты нами за рабочие цели интеллектуального развития личности. Мировоззренческая цель лежит в основе формирования опыта отношений. Поэтому усвоение элементов информации обеспечивает развитие репро-

дуктивного и творческого мышления в виде сохраняемых моделей содержания образования с положительным к ним отношением [3].

Для приобретения опыта творческой и креативной деятельности требуется специальная подготовка. Осмысление, понимание и овладение опытом креативной деятельности в любой области профессиональной активности - одна из главных задач, к реализации которой учителя школ и преподаватели средних и высших учебных заведений должны приобщать молодое поколение. Развивая потенциальные творческие возможности студентов, формируя их креативность, необходимо готовить их к экстраполяции приобретенного опыта в профессиональную область труда и область жизнедеятельности.

Занятия в вузе представляют собой взаимодействие систем преподавания и учения, в которые гармонично встраивается предметная область учебной дисциплины за счет единства целей и технологий. В результате такого взаимодействия создаются условия для подготовки студентов к профессиональной деятельности, обеспечения развития их креативности.

Необходимость применения моделирования в образовании подтверждается в исследованиях В. В. Краевско-го, В. С. Леднева, Н. Н. Моисеева и других. Так, Н. Н. Моисеев утверждает: «Под моделью мы будем понимать упрощенное, если угодно, упакованное знание, несущее вполне определенную, ограниченную информацию о предмете (явлении). <...> Можно сказать, что модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практических жизненных нуждах. <...> Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания» [4].

Для рассмотрения логики моделирования системы обучения выделим процедуры ее построения: 1) определение состава системы; 2) прогнозирование целей; 3) обеспечение решения поставленных целей посредством технологий; 4) перевод идеальной модели в реальную (организация субъектно-субъектных отношений в деятельности по реализации спрогнозированных целей); 5) анализ результата деятельности по степени достижения целей.

То есть системный подход позволяет моделировать педагогические системы как гуманитарные целостности, способствующие становлению творческой субъектной позиции студентов - будущих учителей. Моделирование целевого поведения (преподавателей и студентов) в системе обучения способствует интегрированию сознания студентов как системы интеллектуального, духовного и профессионального их саморазвития. Студенты приобретают опыт субъектов учения и опыт моделирования обучения как субъектов преподавания. Развитие такого опыта не ограничивается рамками занятия, а экстраполируется на другие виды учебной деятельности.

При разработке механизмов развития мышления у будущих учителей мы учли, что креативное отношение к труду, к любой деятельности предполагает сознательное целенаправленное стремление к изучению этой деятель-

ности, стремление увидеть проблему, поставить перед собой цель и задачу, осуществить поиск оригинальных путей ее решения с применением необходимых знаний. Поэтому систему обучения в период эксперимента мы моделировали так, чтобы создавались педагогические условия для развития необходимых учителю качеств субъекта-творца, управленца саморазвитием творческого потенциала и профессиональной креативности.

Для студентов опытно-экспериментальная работа, проводимая нами, состояла в осмыслении механизмов целеполагания; разработке технологий адекватных целям; в моделировании и организации деятельности при изучении физики; в управлении развитием своего творческого потенциала и профессиональной креативности; в приобретении опыта экстраполяции усвоенных механизмов в профессионально-педагогическую деятельность.

При проведении эксперимента был изучен уровень проявления творческого потенциала студентов на начальном этапе их обучения в вузе и выявлен уровень понимания ими профессиональной креативности в предстоящей профессиональной деятельности; были выявлены целевые возможности предметной области физики как средства развития и становления студентов субъектами саморазвития творческого потенциала и профессиональной креативности; разработана технологическая документация моделирования системы обучения в вузе, обусловливающая вектор развития студентов как субъектов-творцов; определены механизмы, обеспечивающие приобретение студентами опыта саморазвития субъектного потенциала: постановки целей, разработки адекватных технологий их достижения в системе учения на практических занятиях по физике, способствующих раскрытию творческого потенциала и развитию профессиональной креативности; определены механизмы создания условий, обеспечивающих приобретение студентами опыта моделирования систем познания и поведения на занятиях в вузе и управления синхронным их взаимодействием при встраивании в него предметной области физики; уделено внимание овладению студентами опыта осуществления рефлексии саморазвития интеллектуально-творческого, духовно-нравственного и профессионально-креативного потенциала по степени достижения целей.

Встраивание предметной области учебной дисциплины в систему обучения трансформируется в область развития интеллектуального потенциала, духовности и профессионализма студентов, который носит характер проявления профессиональной креативности. Это подтверждается тем, что труд учителя имеет творческий характер, готовность его к принятию нестандартных, то есть креативных решений.

При подведении итогов эксперимента была отмечена динамика развития системы обучения. Студенты принимали основы наук как средство своего саморазвития; они овладели способами деятельности, позволившими им стать субъектами самообразования, то есть управленцами саморазвитие интеллектуальной сферы: памяти, репродуктивного и творческого мышления. Зафиксировано

сохранение поискового характера познавательной деятельности студентов на занятиях по физике, что позволило им приобрести свободу творчества.

На заключительном этапе, который назван профессиональным, предполагалась деятельность, позволяющая студентам приобрести опыт проявления креативности как при изучении физики, методики ее преподавания в школе, так и при решении ситуаций, связанных с предстоящей трудовой деятельностью. В результате исследования проблемы, на основе поставленных в работе целей, нами констатировалось следующее:

1. Принимая во внимание то, что подрастающее поколение необходимо воспитать как создателя и творца счастливого мира человеческого бытия, проблема становления креативной субъектной позиции обучающихся в вузе представляется не только актуальной, но и обязательной для профессии учителя. Ретроспективный анализ состояния вузовского преподавания показывает, что имманентно, спонтанно, автоматически такая позиция в системе обучения и воспитания сформироваться не может. Для ее становления необходимо создать специальные условия для осмысления студентами своего поведения, взаимодействия с окружающим миром.

2. Такой подход к подготовке будущих учителей, когда студенты осмысленно обретают субъектную позицию в обучении, предполагает следующее:

2.1. Студенты моделируют систему учения на базе предметной области учебной дисциплины: выделяют из темы занятия цели усвоения информации, осознавая мировоззренческие цели как выражение отношений к научной информации, к познанию, к участникам делового общения. Обе цели, в силу самостоятельности и свободной постановки студентами, осознаются ими как цели профессионального роста.

2.2. Студенты овладевают технологической составляющей для реализации целей в обучении. Эти составляющие включают как методы обучения, так и адекватный эмоциональный отклик, а также разнообразные формы и средства организации учебной деятельности.

3. Четкость ориентации в целях занятия, а также владение технологиями их реализации позволяет субъектам системы обучения осваивать опыт их моделирования в конкретном времени и пространстве. Моделирование личностью своего поведения в системе предполагает:

3.1. Осознание фактического состояния систем: преподавание и учение, воспитание и самовоспитание, предметная область учебной дисциплины, субъекты и объекты системы.

3.2. Установление целевого взаимодействия систем при условии, что носителями целей являются субъекты познавательной деятельности, успешность которой обеспечивается положительной мотивацией личностного саморазвития, выраженного творческим моделированием систем.

3.3. Субъектная позиция обучающегося предполагает необходимость учета специфики моделирования систем своего поведения (требующая творческого подхода,

креативности) в условиях взаимодействия с другими це-лостностями.

3.4. Обязательной составляющей деятельности субъекта является рефлексия.

4. Само собой разумеется, что опыт моделирования систем, управления ими находятся в конвергентном взаимодействии с оперативной целью на занятиях в педагогическом вузе, то есть соответственно согласуется с развивающими целями, выраженными адекватными педагогическими способностями. Интеграция целей и технологий в двух областях знаний - учебной и профессиональной, рефлексия деятельности, опыт которой приобретается во взаимодействии систем преподавания и учения, позволяет полученные знания перенести из системы обучения в вузе в систему преподавания в школе для развития субъектной позиции обучающихся, их творческого потенциала и креативности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шамсутдинова И. Г. Проекция системного анализа на учебную деятельность // Вестн. высш. шк. 1985. № 6.

2. Дворянкина Е. К. Системный подход к управлению образованием при подготовке будущих учителей: моногр. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006.

3. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1991.

4. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1999.

5. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагогов-исследователей. Самара, 1994.

6. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2007.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

THE PRINCIPLES OF TEACHING SYSTEM OF K.S. STANISLAVSKY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS

Е. В. Мирончук

В статье автор, опираясь на принципы педагогической системы К. С. Станиславского, рассматривает предпосылки формирования профессионально-педагогической компетентности студентов педвуза с помощью междисциплинарной связи общей педагогики и театрального искусства.

E. V. Mironchuk

The author based his analysis on the principles of pedagogical system of K. S. Stanislavsky, considering prerequisites for the formation of professional and pedagogical competence of students of a Teacher Training University with the help of interdisciplinary communication of general pedagogy and dramatic art.

Ключевые слова: компетентность, междисциплинарная связь, принципы педагогической системы К. С. Станиславского (жизненная правда, сверхзадача, сквозное действие).

Keywords: competence, interdisciplinary communication, principles of teaching of K. S. Stanislavsky (vital truth, most important task, cross-cutting action).

Принятый на государственном уровне компетент-ностный подход к профессиональной подготовке студентов педагогических вузов, как показывает опыт работы с ними, недостаточно обеспечен на практике: только собственно педагогические знания, умения и навыки студентов в современных условиях не позволяют выра-ботатьв должном объеме профессионально-педагогические компетенции. Об этом свидетельствуют результаты исследований по проблеме формирования компетентности студентов на основе междисциплинарных связей педагогики, психологии, социологии, культурологии, искусства и других наук (А. И. Еремкин, Б. М. Кедров, В. В. Кириллов, И. И. Кириченко, В. Т. Фоменко, П. А. Хроменков и др.) [1-2].

В связи с этим повышенный интерес у преподавателей и студентов педвуза вызывает педагогическая система К. С. Станиславского [3-4], которая разработана им в прошлом столетии и внедрена в практику обучения студентов театральному искусству. Результаты нашего исследования по проблеме выработки у студентов профессиональных компетенций с помощью междисциплинарных связей педагогики позволяют утверждать, что творческое применение этой системы в педагогическом образовании может способствовать эффективной выработке педагогической техники и мастерства, которые свидетельствуют о сформированности компетентности будущего учителя. Однако сначала рассмотрим понятие «компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.