УДК: 65.0 (075.8)
ББК: 065.290
Немцев А.Д., Глухова Л.В.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА
ПРЕДПРИЯТИЯ
NemtsevA.D., GlukhovaL.V.
THE MODELING OF THE MONITORING SYSTEM FOR THE INTELLECTUAL
RESOURCES OF ENTERPRISES
Ключевые слова: управление знаниями, процесс корпоративного обучения, оценка эффективности процесса корпоративного обучения, оценка уровня развития системы управления знаниями, инновационная деятельность
Keywords: knowledge management, the process of corporate education , the assessment of the educational process, innovative activity.
Аннотация: в статье изложена концепция управления интеллектуальными активами предприятия на основе системы управления знаниями, включающая модель реализации функций управления инновационной деятельностью предприятий и функциональную модель процесса корпоративного обучения. Предложены критерии оценки эффективности мониторинга интеллектуального ресурса предприятия и алгоритм измерения результативности корпоративного обучения.
Abstract: in the article the authors suggest the concept of management of intellectual resources at the enterprises on the base of the Knowledge Management system. The ^ functional innovative model and the corporate educational model are represented. Both the algorithm for the assessment of quality and results of the educational process and the criteria for the evaluating the effectiveness of the intellectual resource at the businesses are represented.
Важнейшим ресурсом, способным обеспечить предприятию (фирме) конкурентное преимущество в современных условиях ведения бизнеса, являются знания. Так как знания становятся центральным производственным и стратегическим активом, то успех любой организации зависит от умения их собирать, накапливать и распространять. Поэтому нужны такие организационные механизмы менеджмента, которые позволяли бы сохранять и преумножать знания, тиражировать их, т.е. нужна система управления знаниями. Управление знаниями - это систематические процессы, благодаря которым они распознаются, создаются, сохраняются, распределяются и применяются с целью обеспечения успеха организации. Для этого необходимо построить модель, способную учитывать имеющийся интеллектуальный ресурс и диагностировать возможность повышения его емкости.
Чтобы построить такую модель, следует провести классификацию, инвентаризацию и оценку интеллектуальных ресурсов предприятия и поставить их на учет с целью выявления потребности и целеполагания корпоративного обучения персонала, на основе которого разрабатывается стратегический план. Далее на этапе оперативно-календарного планирования предусматривается обучение, направленное на формирование требуемых компетенций. Также вырабаты-
ваются критерии по оценке достижения запланированных компетенций и обосновываются количественные показатели контролируемых параметров. Кроме того, осуществляется статистический учет уровня сформированных компетенций и диагностика повышения интеллектуального ресурса предприятия. С учетом изложенного на рисунке 1 предложена модель реализации функций управления инновационной деятельностью предприятий, в рамках которой происходит повышение интеллектуального ресурса благодаря корпоративному обучению. Представленная модель наглядно показывает этапы реализации инновационной идеи: от зарождения идеи - до ее реализации (организации инновационной деятельности). Система управления знаниями содержит подсистему мониторинга инновационной деятельности предприятия, реализующую такие функции, как учет, контроль, анализ, оценка, регулирование. Контроль и анализ позволяют выявить возникающие отклонения у контролируемых параметров, что дает возможность оценить ресурсные резервы и тенденции развития промышленного предприятия; учетная функция направлена на регистрацию, накопление и обработку возникших отклонений процессов инновационной деятельности. Все анормальности учитываются и контролируются по факту их разрешения.
Система мониторинга
Анализ ИД Выявление отклонений
1
Учет и контроль ИД
Рисунок 1 - Модель реализации функций управления инновационной деятельностью предприятий
Модель, реализующая поэтапный алгоритм планирования, организации, учета, контроля и регулирования интеллектуального ресурса предприятия посредством корпоративного обучения, показана на рисунке 2.
Рассмотрим процесс мониторинга. Данная процедура необходима для оценки уровня развития системы и ее влияния на экономические
показатели предприятия. Для этого разработаем систему измерений и критерии оценки достигнутого результата. Чтобы сделать выводы о функционировании системы обучения, необходимо сначала оценить результативность каждого процесса, а полученные результаты проанализировать и обобщить.
Рисунок 2 - Функциональная модель управления процессом корпоративного обучения
Опишем более подробно каждый блок теллектуального ресурса предприятия (рисунок модели измерения процесса формирования ин- 3).
Управляющие воздействия
Входные потоки
Процесс эффективности интеллектуального < ресурса
Выходные потоки
• ?
2
¡95 <
О) о :х о о и
¡1 ш с
Ресурсы
* Я ю
о ° о
о °
^ н о
^ ГО I
ш л ::
* 5 £ ° & &
ср
9
Блок регистрации фактических значений критериев
Значение 1-ого Значение Ы-ого
критерия критерия
Блок вычисления отношений
Определение Определение отношения по 1- отношения по Ы-ому критерию ому критерию
_*_▼_
Блок регистрации плановых значений критериев
Значение 1-ого Значение Ы-ого
критерия критерия
Рисунок 3 - Схема измерения результативности процесса корпоративного обучения
Блок регистрации фактических и плановых значений критериев. Для каждого процесса обучения разрабатываются критерии оценки его результативности, а критериям устанавливаются плановые значения, по которым в дальнейшем и
будет определяться результативность процесса. На примере процесса «Обучение КЕБ-Х стратегии» рассмотрим реализацию мониторинга процессов повышения интеллектуального ресурса для ЗАО ОУ-ЛУ.
В таблице 1 представим выработанные «Обучение». критерии оценки результативности процесса
Таблица 1 - Критерии оценки эффективности процесса
Наименование критерия кР Кр
1. Выполнение требований Стратегии КЕБ-Х 0,7 1
2. Выполнение корректирующих/ предупреждающих действий по результатам предыдущего измерения 0,8 1
3. Аттестация формируемых компетенций 1 1
4. Выполнение программы обучения 0,8 1
5. Отсутствие выпуска несоответствующей продукции (с несформированными компетенциями) 0,4 1
6. Выполнение мероприятий заложенных в план работ на месяц 0,9 1
Формулы вычислений II 6 п IX =6 ¿=1
В блоке вычисления отношений определяем отношения между фактическим (Ю и плановым (Ю значениями по каждому критерию. Полученные результаты будут использо-
ваны при разработке корректирующих и/или предупреждающих действий по управлению процессом. Результаты расчета представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Отношения плановых и фактических значений критериев
Номер критерия 1 2 3 4 5 6
K П1 0,7 Л „ — = 0,7 1 0,8 ЛО — = 0,8 1 1=1 1 0,8 ЛО — = 0,8 1 0,4 Л „ — = 0,4 1 0,9 ЛЛ — = 0,9 1
Блок вычисления результативности процесса (Рп ) определяет результативность по формуле (1)
2Х
Р. =
1=\
2К
о)
Выполним оценку результативности процесса обучения (под результативностью будем понимать успешность повышения интеллектуального ресурса за счет формирования новых знаний в процессе обучения). Для этого сформируем шкалу значимости, исходя из следующих условий:
при Рп = 0 - процесс не функционирует и требует разработки;
при 0 <Рп < 0,3 - процесс функционирует
0<Р <0,3 0,3<Р. <0,6
нерезультативно и требует вмешательства высшего руководства;
при 0,3 <Рп < 0,6 - процесс функционирует нерезультативно и требует разработки владельцем процесса значительных корректирующих действий;
при 0,6 < Рп < 0,9 - процесс функционирует результативно, но требует разработки владельцем процесса незначительных корректирующих действий;
при 0,9 < Рп < 1 - процесс функционирует результативно, но требует разработки владельцем процесса предупреждающих действий;
при Рп = 1 - процесс функционирует результативно и не требует разработки каких-либо действий.
Таким образом, шкала значимости имеет следующий вид (рисунок 4):
0,6 <Р <0,9
0,9 < Р< 1
0,3 0,6 0,9
Рисунок 4 - Шкала значимости процесса обучения
Обоснование выбора коэффициентов значимости представлено рисунком 5, горизонтальная ось которого отражает количество
несоответствий, а вертикальная - значения уровней значимости.
0
3 4 6 7
Количество несоответствий
10
1,2
0,8
0,6
0,2
т пз
I
I ф
0,4 §
т о
Рисунок 5 - Шкала выбора коэффициентов значимости
При построении данной шкалы весомости учитывались следующие условия: в соответствии с требованиями Госстандарта РФ [1], если при проверке качества обучения выявлено 10 и более малозначительных несоответствий (МН), то предприятию не выдается сертификат соответствия (в нашем случае корпоративного обучения, процесс не считается успешным). Поэтому была выбрана следующая градация коэффициентов значимости:
коэффициент значимости равен 0, если выявлено 10 и более МН;
коэффициент значимости равен 0,3, если выявлено от 7 до 9 МН;
коэффициент значимости равен 0,6 если выявлено от 4 до 6 МН;
коэффициент значимости равен 0,9, если выявлено от 3 до 1 МН:
коэффициент значимости равен 1, если не выявлено ни одного МН.
По формуле (1) рассчитаем результативность процесса (Рп)
Р =■
2Х
7=1 П
1*Р
= М = 0,77
6
В соответствии с полученной расчетной характеристикой и ее оценкой по шкале значимости полученное значение попадает в интервал 0,6<до<0,9. Это свидетельствует о том, что процесс функционирует результативно, но требует незначительных корректирующих действий.
Блок разработки корректирующих (пре-
дупреждающих действий). После оценки результативности процесса разрабатывают корректирующие (предупреждающие) действия, учитывая при этом отношение между фактическим и плановым значением по каждому критерию.
Если
0<^<Рп, (2)
КПг
то необходимо уделить внимание критерию при разработке корректирующих действий по управлению процессом.
Если
Кр'<1, (3)
р<
Кт
то необходимо уделить внимание критерию при разработке предупреждающих действий по управлению процессом. £
При -р- = 1 (4)
КПг
нет необходимости уделять внимание данному критерию.
После того, как будет определена результативность по каждому процессу обучения, приступают к определению результативности корпоративного обучения на предприятии и повышения интеллектуальных ресурсов.
Схема измерения результативности корпоративного обучения КЕБ-Х стратегии на ЗАО «ОМ-ЛУ» представлена на рисунке 6.
1
0
0
1
9
¡=1
Блок вычисления начальной результативности процесса
Р =РН
1 т 1 п
Блок вычисления начальной результативности процесса
N П
ри VPПL Гсмк £ N
Блок вычисления результативности по каждому процессу
Рп — тах{РШ1; Рпш; РП1У }
Блок вычисления результативности СМК предприятия
Рг
N
Ы1
1=1
Рисунок 6 - Схема результативности процессов корпоративного обучения КЕБ-Х стратегии
Измеряя процесс, можно оценить результативность каждого процесса и всей системы в целом. Затем, выполнив вычисления по каждому оцениваемому периоду и получив результирующие расчетные значения, необходимо выявить, в какой из интервалов попадают рассчитанные показатели, и сделать вывод об эффек-
тивности и результативности повышения интеллектуального ресурса предприятия.
После определения результативности процесса повышения интеллектуального ресурса предприятия (Рирп) проводят ее оценку по шкале значимости (рисунок 7).
0<Рит<0,3
0,3<РИРП<0,6
0,6<РИРП<0,9
0,9<Рят<1
0 0,3 0,6 0,9 1
Рисунок 7 - Шкала оценки эффективности корпоративного обучения
Оценка показывает, что результативность системы корпоративного обучения с целью формирования интеллектуального ресурса предприятия попадает в интервал 0,9<0,96<1. Это означает, что она функционирует результативно, но требует разработки предупреждающих действий, учитывая при этом значение результативности по каждому процессу, руководствуясь условием: 0 < Рп < Рирп.
Если Рирп>Рп>1, то необходимо уделить
внимание процессу при разработке предупреждающих действий.
При Рп=1 нет необходимости уделять внимание данному процессу.
Таким образом, предложенные инструменты управления развитием интеллектуального потенциала предприятий могут быть рассмотрены на практике в деятельности производственных систем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адольф, А., Степанова, И. Конкурентоспособность - показатель качества ВПО [Текст] / А. Адольф, И. Степанова // Высшее образование в России. - 2007. - № 6. - С. 77-79.
2. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Вендров, A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А.М. Вендров. - М.: Финансы и статистика, 1998.
4. Глухова, Л.В. Управление инновационной деятельностью предприятий с использованием методов структурного анализа и синтеза: монография /Л.В. Глухова. - М.: Изд-во ИКиП, 2010. - 164 с.
5. Глухова, Л.В. Современные методы оценки эффективности профессиональной подготовки специалистов экономического профиля. Выпуск 7. - Самара: Издательство научного центра РАН,
2008. - С.140-147.
6. Кушлин, В.И., Фоломьев, А.Н., Селезнев, А.З. Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. - М., 2000.
7. Немцев, А.Д. Конкурентоспособность предприятия и резервы ее повышения: монография / А.Д. Немцев, В.И. Кожухов, В.М. Ларин. - Тольятти: Изд-во Волжского ун-та им. В.Н. Татищева,
2009. - 189 с.
8. Немцев, А.Д. Моделирование - инструмент управления качеством / В.Н. Козловский,
A.Д. Немцев // Автомобильная промышленность. - 2003. - №10. - С. 1-3.
9. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В. Управление конкурентоспособностью предприятий в условиях современной экономики: агентский подход: монография. - Тольятти: Изд-во Волжского ун-та им.
B.Н. Татищева, 2011. - 196.
10. Цыганов, А.А. Грызенкова, Ю.В. Теория и практика страхования инновационных рисков: монография. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 150 с.
11. Глухова, Л.В. Концептуальные основы управления интеллектуальным потенциалом предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. № 1. - С. 117-125.
12. Глухова, Л.В., Сердюкова, Н.А.Управление рисками реализации методики бюджетирования, ориентированного на результат // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2013. - № 2 (28). - С. 120-127.
13. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В.. Управление изменениями и нововведениями: концептуальный подход к применению инструментов менеджмента качества // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - № 1 (27). - С. 227-234.