Научная статья на тему 'Моделирование сети бизнес-процессов для систем производственного управления на предприятятих электроэнергетики'

Моделирование сети бизнес-процессов для систем производственного управления на предприятятих электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2266
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / PROCESS APPROACH / BUSINESS PROCESS / ELECTRIC POWER INDUSTRY / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульга Т. Э., Николаев П. В.

В статье рассматривается вопрос проектирования систем управления для предприятий электроэнергетической отрасли. Предприятие рассмотрено как сложная социально-экономическая система, определяются системные связи между его производственными, социальными и экономическими характеристиками. Автором определены факторы, влияющие на успешное развитие предприятия, выявлены отраслевые особенности производственного цикла и предложена методика принятия решений о выборе приоритетных бизнес-процессов для повышения эффективности управления на основе экспертной информации и развития организационных процедур с помощью применения методов теории управления бизнес-процессами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling of business process network for production management systems through the example of electrical energy enterprises (Saratov, Russia)

The article describes the design of control systems for power industry enterprises. It considers the company as a complex socio-economic system, identifies the system relations between its industrial, social and economic characteristics. The author defines the factors that influence the successful development of the enterprise, he identifies industry-specific features of the production cycle and the technique of making decisions about the selection of priority business processes

Текст научной работы на тему «Моделирование сети бизнес-процессов для систем производственного управления на предприятятих электроэнергетики»

^ Д ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Таблица 3

Оценка численности работников системы управления

Отдел снабже- ния Произв. отдел Отдел продаж Бухгал- терия Отдел эк-ки и марк-га Отдел кадров Хоз. отдел ИТОГО

Численность по 1 варианту 12 14 14 4 14 4 3 65

Численность по 2 варианту 10 14 13 6 13 4 4 65

Рекомендуемая численность работников системы управления, чел 11 14 14 5 14 4 3 65

ществующее или реальное состояние системы управления. Для анализа реального состояния в системе управления рекомендуется оценить выполняемые на момент обследования функции. Для этого по каждому i-тому подразделению проводится функционально-стоимостной анализ текущей деятельности. С этой целью непосредственными руководителями составляется перечень реально выполняемых работ с оценкой трудозатрат по каждому виду деятельности, подробнее эти алгоритмы оценки представлены в [3, 4].

В целях построения финансовой структуры можно оценить численность работников в соответствующих подразделениях и затем уточнить по фактическим трудозатратам. Например, при общей среднесписочной численности предприятия 150 человек (из них управленческий персонал 65 человек, которых следует распределить в структуре управления, дополнив её функционалом бюджетирования в рамках выделения ЦФО)

получим оценочные значения (табл.3), на основе которых можно принять оценочные значения численности работников в каждом подразделении.

При всех расчетных оценках следует помнить о том, что они не единственно верные, они позволяют лишь сориентироваться в многообразии возможных решений. В предлагаемой системе можно выделить центрами прибыли наиболее многочисленные отделы (см.табл. 3): продаж, маркетинга и производственный в части отдела сбыта (экспедиции). Центры затрат традиционно представляются производством (цеха) и вспомогательными службами: хозяйственный отдел и кадровая служба. Центрами подготовки финансовой отчетности, естественно, являются бухгалтерия и отдел экономики.

Однако для наиболее реального выделения ЦФО следует проводить уточнения на каждом предприятии в соответствии с имеющимися процедурами документооборота.

Литература:

1. Бюджетирование и управленческий учет (информационно-аналитический портал). URL: http://www.bud-tech.ru/stroytransgaz. html (дата обращения: 08.09.2014)

2. Опыт компаний в постановке бюджетирования и управленческого учета // Бюджетирование и управленческий учет (информационно-аналитический портал) URL http://www.bud-tech.ru/experiment_company.html (дата обращения: 08.09.2014)

3. Сидоровнина И.А. Методы диагностики соответствия структуры управления стратегическим направлениям развития организации // Проблемы современной экономики. — 2010. - № 1. — С.226-229.

4. Сидоровнина И.А. Экономическая оценка структуры управления для стратегического развития предприятия // Управленческий учет. — 2010. — №8. — С.57-64.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДЛЯ СИСТЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТЯТИХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Т.Э. Шульга,

заведующий кафедрой прикладной информатики и программной инженерии Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина

доктор физико-математических наук, доцент

П.В. Николаев,

ассистент кафедры прикладной информатики и программной инженерии Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина

[email protected]

В статье рассматривается вопрос проектирования систем управления для предприятий электроэнергетической отрасли. Предприятие рассмотрено как сложная социально-экономическая система, определяются системные связи между его производственными, социальными и экономическими характеристиками. Автором определены факторы, влияющие на успешное развитие предприятия, выявлены отраслевые особенности производственного цикла и предложена методика принятия решений о выборе приоритетных бизнес-процессов для повышения эффективности управления на основе экспертной информации и развития организационных процедур с помощью применения методов теории управления бизнес-процессами.

Ключевые слова: процессный подход, бизнес-процесс, электроэнергетика, организационная структура управления

УДК 65.011.56 ББК 65.29

В современных условиях, во многих отраслях промышлен- этот вопрос стоит в электроэнергетике — отрасли, являющейся

ности большую роль начинает играть вопрос повышения эф- одной из основных и стратегически важных в отечественной фективности производственной деятельности. Особенно остро экономике. Производственный цикл современного апектро-

1 36

энергетического предприятия содержит большое количество организационных операций, которые в совокупности складываются в организационные процедуры. В процессе исполнения организационных операций, сотрудники обрабатывают и передают друг другу большое количество технической и экономической информации. Организационные операции, как правило, между собой сильно взаимосвязаны и перекрёстно подчинены друг другу, а обрабатываемая при этом информация может быть представлена в различных видах: в бумажном, в электронном, в виде устных указаний и директив.

Управление исполнением организационных операций — является одним из самых трудно формализуемых и плохо поддающихся системному анализу и математическому моделированию видов управления [11]. Следовательно, в отсутствие чётко организованного оперативного управления, организационные операции часто выполняются нерационально, следовательно, производственные задачи решаются неэффективно и с высокими трудозатратами.

Экономическая специфика торговли электроэнергией, как особого рода товаром, потребление которого осуществляется в момент производства и часто изменяющаяся отраслевая законодательная база вызывают трудности в проектировании технологии поддержки принятия управленческих решений в формализации самой системы управления и всей деятельности электроэнергетического предприятия в целом. В свою очередь, отсутствие формализованной технологии управления не позволяет выявить общие тенденции и факторы развития предприятия и разработать мероприятия, осуществляющие повышение его экономической эффективности.

Для упорядочивания функционирования производственных предприятий, перехода их от «спонтанного» управления к формализованной и согласованной системе, широко применяется процессный подход, который пропагандирует отражение взаимосвязей выполняемых организационных операций и задач в виде формальной модели. Перед внедрением процессного подхода на предприятии, необходимо выявить сеть бизнес-процессов, т.е. составить перечень бизнес-процессов и осуществить их ранжирование по значимости.

Целью проводимого исследования стало выявление закономерностей моделирования сети бизнес-процессов на электроэнергетических предприятиях, и разработка методологически обоснованного метода построения процессной сети. Объектом исследования стала система управления производственно-экономическими подразделениями энергосбытовых, энергосетевых и энергогенерирующих компаний. Предметом исследования стала совокупность методов и средств, позволяющих оптимизировать управление деятельностью энергетического предприятия с помощью процессного метода. Основными задачами проводимого исследования стали:

— изучение специфики производственно-экономической деятельности электроэнергетических предприятий;

— изучение процессного подхода при внедрении автоматизированных систем управления;

— выявление существующих в отрасли проблем управления и возможности их решения с помощью процессного подхода;

— определение взаимосвязей между бизнес-процессами и возможностями производственно-экономического развития энергетических предприятий;

— выявление бизнес-процессов, входящих в систему управления в электроэнергетике, и их ранжирование по значимости на основные и вспомогательные.

Методам описания (моделирования) и оптимизации бизнеспроцессов посвящено большое количество специализированной литературы и научных трудов. Основателем процессного подхода в управлении производством считается германский учёный и предприниматель А.В. Шеер. Значительный вклад в теорию моделирования и реинжиниринга бизнес-процессов внесен исследованиями Т. Давенпорта, М. Хаммера и Дж. Чам-пи. Из отечественных учёных известны работы А.А. Наумова, О.С. Рудаковой, Г.Н. Калянова и др.

Общеизвестно большое количество методов и технологий, применяемых для моделирования бизнес-процессов, а также

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ^ Д

несколько видов нотаций для бизнес-моделирования. Так, в частности, широко известны нотации IDEF0 и IDEF3, отражающие логическую последовательность выполнения процедур при выполнении процесса, а также разработанная А.В. Шеером нотация ARIS eEPC, предназначенная для описания цепочки процесса, управляемого событиями [17]. Также существуют и другие, применяемые на практике нотации.

Существует множество различных определений термина «бизнес-процесс». Так, М. Хаммер предлагает определять бизнес-процесс, как «организованный комплекс взаимосвязанных действий, которые все вместе, в совокупности дают ценный для клиента результат» [15]. Более современные трактовки определяют бизнес-процесс как последовательность действий, сгруппированных: по виду и результату деятельности, а также по добавленной ценности для клиента [12]; как «частично установленный набор видов деятельности предприятия, который может быть выполнен для достижения определённого желаемого конечного результата во исполнение данной цели предприятия или части предприятия» [2].

Таким образом, современный подход к моделированию бизнес-процессов даёт большую свободу при определении их рамок, но усложняет их формализацию.

Бизнес-процессы формализуются для того, чтобы после оптимизации и реинжиниринга лечь в основу соответствующих автоматизированных систем поддержки принятия управленческих решений. В этой связи создание модели бизнес-процессов является важнейшим шагом к эффективному техническому и экономическому управлению, который необходимо будет выполнить всем отечественным энергетическим предприятиям в ближайшее время по следующим причинам.

Преследуя цели собственников и акционеров, энергетические компании для сохранения и повышения доли своего сегмента на рынке пытаются и будут пытаться использовать любые возможности повышения эффективности своей деятельности в рамках законодательных норм и отраслевых правил. Поэтому успех той или иной энергокомпании может быть оценен по изменению доли компании как на рынке в целом, так и на его отдельных сегментах. Поскольку все отечественные энергокомпании, находясь в рыночных условиях, стремятся к максимизации собственной прибыли, а объём поставляемой и реализуемой на внутреннем рынке электроэнергии ограничен возможностями генерации и энергопотребления, то повышение выручки одних компаний возможно только за счёт сокращения дохода других. Таким образом, существенное повышение прибыли российского электроэнергетического комплекса в целом в современных условиях может быть реализовано только за счёт сокращения производственных расходов, что в свою очередь возможно только за счёт повышения эффективности деятельности путём оптимальной организации бизнес-процессов в производственном цикле и их поддержке с помощью автоматизированных информационных систем.

Формализация и оптимизация бизнес-процессов в электроэнергетике позволяет достичь нескольких значимых целей. Во-первых, она дает компаниям возможность упорядочить взаимоотношения с контрагентами: потребителями электроэнергии, государственными регулирующими и контролирующими организациями, а также с инфраструктурными организациями энергорынка и другими его участниками. Во-вторых, она позволяет сокращать себестоимость производства, а значит увеличивать маржинальную прибыль энергокомпании. Важной отраслевой особенностью применения процессного подхода является возможность с его помощью определить последовательность действий при проведении математических операций с различного рода данными при использовании так называемых «расчётных моделей» в биллинговых программных комплексах, осуществляющих расчёт объёмов и стоимости электроэнергии [10, 14]. Кроме того, формальное описание бизнес-процессов открывает пути для перехода к модели постоянного улучшения согласно циклу Э. Дёминга[3], а значит, предоставляет возможность управления способами развития энергетического предприятия.

Для моделирования бизнес-процессов необходимо сначала создать процессную сеть, т.е. «выделить» сами процессы

137

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

— определить их перечень, и содержащиеся в них организационные процедуры.

В своих работах А.В. Шеер предлагает модель выделения процессов, базирующуюся на консолидации видов деятельности по результату [17, 18]. Он определяет две основные категории процессов («логистика заказов» и «разработка нового изделия»), которые обеспечиваются информационными и координационными процессами. Однако эта процессная модель не может быть напрямую применена для предприятий электроэнергетической отрасли, поскольку при обращении электроэнергии не происходит явной логистики заказов и разработки новых товаров. В результате возникает необходимость адаптации данной модели к отраслевой специфике, которая требует учитывать законодательные и экономические нормы обращения электроэнергии, как особого рода товара [13] или как обязательственного права особого рода [9], а также потребности внешней среды — потребителей электроэнергии, других участников энергорынка и государственных контролирующих организаций.

Таким образом, для построения процессной сети необходимо осуществить выявление типовых бизнес-процессов (KBPs) электроэнергетического предприятия, адаптировав предлагаемую А.В. Шеером модель к отраслевой специфике.

Для этого на первом этапе необходимо сформулировать перечень критических факторов успеха (CSFs — critical success factors) для электроэнергетического предприятия. М. Робсон и Ф. Уллах рекомендуют определять не более 8 таких факторов [7, стр.33]. Исходя из уже имеющихся научных исследований в данной сфере [16], такими факторами будут являться:

1. высокое качество и надёжность осуществляемого энергоснабжения;

2. высокий уровень удовлетворённости клиентов и контрагентов (потребителей электроэнергии, инфраструктурных организаций, других участников энергорынка);

3. низкая себестоимость производства (т.е. выработки, ритейла или транспортировки электроэнергии, — в зависимости от типа электроэнергетического предприятия);

4. высокий маржинальный доход;

5. высокая прогнозируемость складывающейся производственной и рыночной ситуации, высокая точность выполняемости бизнес-планов;

6. высокая квалификация сотрудников, их мотивация, высокая производительность труда;

7. адаптивность к изменениям ситуации на энергорынке, быстрая перестраиваемость производства на новую модель;

8. увеличение объемов производства или расширение на новые рынки сбыта.

На втором этапе следует определить базовый перечень бизнес-процессов электроэнергетического предприятия. Для этого возьмём структуру классификации процессов (Process Classification Framework — PCF) разработанную Американским Центром производительности и качества (American Productivity & Quality Center — http://www.apqc.org/) и осуществим её адаптацию применительно к отраслевой специфике. В табл.1 представлена характеристика содержания организационных процедур в российской электроэнергетике в корреляции с перечнем бизнес-процессов по PCF.

Таблица 1

Организационные процедуры отечественной электроэнергетики применительно к бизнес-процессам по PCF

№ п/п Наименование бизнес-процесса в соответствии с PCF Соответствующие организационные процедуры в отечественной электроэнергетике

1 Анализировать рынок и потребности потребителей Анализ конъюнктуры рынка электроэнергии и мощности; прогнозирование ситуации на рынке; выявление тенденций рынка и требований потребителей электроэнергии и т.д.

2 Разрабатывать видение и стратегию Стратегическое планирование деятельности на рынке; анализ изменений в законодательстве; формирование бюджета, и т.д.

3 Разрабатывать продукты или услуги Согласование ценовой стратегии, формирование политики и методов ценообразования, разработка договорных и технических условий энергоснабжения, и т.д.

4 Продавать продукты / услуги Обработка информации об энергопотреблении, планирование объёмов производства / потребления / транспортировки электроэнергии, планирование технических и коммерческих потерь, и т.д.

5 Производить и обеспечивать производство Осуществлять генерацию/поставку / транспортировку электроэнергии, планировать и производить ремонт и замену оборудования, производить план-фактный анализ по обязательствам, и т.д.

6 Производство и поставка для организаций, ориентированных на сервис Определение требований к персоналу, управление подготовкой персонала, управление мотивацией персонала, управление квалификациями, управление кадровым резервом, и т.д.

7 Выставлять счет и обслуживать потребителей Осуществление расчётов, выставление счетов, обмен первичной документацией; контроль дебиторской задолженности, претензионная работа, работа с жалобами, и т.д.

8 Управлять человеческими ресурсами Управление загрузкой персонала, постановка задача и контроль их выполнения; отображение статуса загрузки персонала, перечня выполняемых задач и согласованности и соподчинённости действий, и т.д.

9 Управлять информационными ресурсами Учёт и паспортизация компьютерного оборудования и программного обеспечения, поддержка функционирования локальной сети и корпоративного портала, и т.д.

10 Управлять финансовыми и материальными ресурсами Ведение бухгалтерского, управленческого и налогового учёта, осуществление оплат поставщикам, контроль результатов п.7, управление рисками, расчёты с персоналом, и т.д.

11 Выполнять управление программой работы с окружающей средой Участвовать в программе энергосбережения и энергоэффективности, поддерживать связь с государственными агентствами и СМИ, участвовать в соответствующих конференциях и выставках, выступать спонсорами экологических и спортивных мероприятий, и т.д.

12 Управлять внешними связями Формировать отчётность для собственников и акционеров, разрабатывать инвестиционную программу, выстраивать отношения со стратегическими партнерами и кредиторами

13 Управлять улучшениями и изменениями Анализ результатов деятельности, накопление компетенций, реорганизация и улучшение бизнес-процессов, и т.д.

На третьем этапе определяем сеть процессов электроэнергетического предприятия, на основе которой и будем строить систему управления. В сеть войдут бизнес-процессы, наиболее сильно влияющие на достижение критических факторов успеха.

Процессов в сети должно быть не более чем 7±2. Данная цифра определяется теорией социальных групп, в которой говорится о том, что любой человек (и руководитель в том числе), не может эффективно воспринимать и обрабатывать информацию от большего количества источников. В нашем случае будем стремиться выделить максимальное возможное количество основных бизнес-процессов, результаты которых могут быть обобщены одним человеком, т.е. 9. Оставшиеся четыре бизнес-процесса должны быть отсеяны и определены как «вспомогательные».

Для определения сети процессов необходимо определить взаимосвязи между процессами и критическими факторами успеха. Это можно сделать, последовательно рассматривая каждый

1 38

______________________________________ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ^ Д

Таблица 2

Ранжирование бизнес-процессов по влиянию на критические факторы успеха

Бизнес процессы Критические факторы успеха Количество CFS Включение в сеть БП

CFS- 1 CFS- 2 CFS-3 CFS-4 CFS-5 CFS-6 CFS-7 CFS-8

БП-1 - X X X X - - X 5 Да

БП-2 - - X X X - X X 5 Да

БП-3 - - X X - - X 2 Нет

БП-4 X X X X X - - - 5 Да

БП-5 X - X X X - X 5 Да

БП-6 X - - - - X X X 4 Да

БП-7 - X - X X - - - 3 Да

БП-8 X - X - X X - X 5 Да

БП-9 - - - - X X X - 3 Да

БП-10 - X - X - - - - 2 Нет

БП-11 - - - - X - X 2 Нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БП-12 - X --- - - X - - 2 Нет

БП-13 X - X X X X X X 7 Да

CSF и определяя, какие процессы должны управляться и исполняться особенно хорошо, для достижения этого CSF [7]. Данная операция выполнена автором эмпирическим путём на основании опыта взаимодействия с предприятиями электроэнергетической отрасли и изучения специфики их функционирования в специализированной литературе [4,13,16]. Таким образом, осуществлено ранжирование бизнес-процессов по степени их влияния на критические факторы успеха энергетической организации, а значит и на экономическую успешность этой организации на рынке. Процессы, набравшие наибольшее количество баллов, являются процессами, обладающими наиболее сильным влиянием на достижение критических факторов успеха. В результате, именно эти процессы признаются основными для построения системы управления деятельностью электроэнергетического предприятия и включаются в сеть бизнес-процессов.

Результат ранжирования процессов отображён в табл.2, где по горизонтали приведены ключевые факторы успеха, а вертикали указаны бизнес-процессы из таблицы 1. Знаком «X» указано влияние бизнес-процесса на достижение критических факторов успеха. В колонке посчитано количество баллов для каждого бизнес-процесса, т.е. количество CFS, на достижение которых бизнес-процесс активно влияет.

Исходя их данного результата, процессы, набравшие наименьшее количество баллов (№ 3, 10, 11 и 12) — являются вспомогательными. Все остальные процессы являются основными. Полученная таблица также отвечает и на вопросы приоритетов автоматизации. Процессы, набравшие наибольшее количество баллов подлежат первоочередному моделированию и оптимизации. Процессы, набравшие меньшее количество баллов — подлежат моделированию во вторую очередь.

Такая сеть бизнес-процессов построенная, исходя из общепринятых критических факторов успеха в энергетике, будет актуальной для большинства отечественных энергетических компаний (в т.ч. энергосбытовых, энергосетевых и генерирующих). При этом для компаний, имеющих несколько иные целевые «установки на успех», данная модель может быть легко адаптирована путём корректировки перечней CFS и бизнеспроцессов и повторения операции ранжирования по таблице № 2. В качестве ограничений использования данной модели

могут выступить либо малые масштабы компании (когда весь цикл от бюджетирования до накопления компетенций выполняется одним-двумя сотрудниками), либо иная целевая модель (когда компания находится во внерыночных условиях и не преследует цели повышения эффективности производства).

В проведенном исследовании автором были изучены закономерности построения сети бизнес-процессов на электроэнергетических предприятиях, специфика их производственно-экономической деятельности, выявлены существующие в отрасли проблемы управления и возможности их решения с помощью процессного подхода и предложен метод построения процессной сети. Кроме того, были изучены особенности проектного подхода к управлению и выявлены бизнес-процессы, входящие в систему управления в электроэнергетике. Автором исследования были выявлены взаимосвязи между бизнес-процессами и критическими факторами успеха энергетических предприятий, осуществлено ранжирование бизнеспроцессов электроэнергетических предприятий на основные и вспомогательные.

Научная значимость проведенного исследования заключается в создании методологически обоснованной концепции построения сети бизнес-процессов для предприятий электроэнергетики. В отличие от эвристического метода выделения бизнес-процессов, предлагаемый автором метод носит системный характер, т.е. обладает свойством повторяемости и может быть воспроизведён заново в случае изменения исходных целевых установок (критических факторов успеха и базового перечня бизнес-процессов).

Практическая значимость проведенного исследования заключается в упорядочивании принципов моделирования бизнес-процессов и формулировке подхода к определению основных бизнес-процессов в электроэнергетике, на основании которого могут быть разработаны частные методики проведения предпроектных обследований и моделирования бизнес-процессов для электроэнергетических предприятий, а также для предприятий других отраслей народного хозяйства, что позволит уменьшить трудозатраты IT-интеграторов при проектировании и разработке соответствующих автоматизированных систем.

Литература

1. Taguchi, G. System of Experimental Design: Engineering Methods to Optimize Quality and Minimize Costs, Vols. 1 and 2. UNIPUB / Kraus International Publications, White Plains, NY (1987).

2. ГОСТ ИСО 15704:2000, ENV 12204:1996

3. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. / Э. Деминг. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 424 с.

4. Лоскутов А.Б. Современные проблемы экономики электроэнергетики: Монография / А. Б. Лоскутов. — Нижегородск. гос. технич. ун-т им РЕ.Алексеева (НГТУ). — Н. Новгород: Изд-во НГТУ, 2009 . — 393 с. — ISBN 978-5-93272-674-7 .

5. Мельник Л. Г. Теория самоорганизации экономических систем: Монография / Л. Г. Мельник. — Сумы: Университетская книга, 2012. — 439 с.

6. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. / М. Портер. Под ред. Я.В. Заблоцкого. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. — 608 с.

139

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

7 Робсон М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / М. Робсон, Ф. Уллах. Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили. — Москва: ЮНИтИ, 2003. — 221 с.

8. Романов В.Н. Системный анализ для инженеров: Монография / В.Н. Романов. — СПб: СЗГЗТУ, 2006. — 186 с.

9. Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии: Монография / С.А. Свирков. — М.: Статут, 2013. — 479 с.

10. Сердюкова Н.В. Построение расчетной модели измерения электроэнергии для задач автоматизированного ценообразования в информационных биллинговых системах / Н.В. Сердюкова, И.Н. Фомин, Т.Э. Шульга. — Экономика и менеджмент систем управления. №2.2(12). 2014. С. 308-318.

11. Ситников С.Г Методология построения систем оперативного управления диверсифицированными предприятиями на основе технологий моделирования и упреждающего управления: Дис. ... доктора техн. наук: 05.13.10 /С.Г Ситников. — Уфа, 2010. — 296 с. — РГБ ОД, 71 11-5/54.

12. Смагина М.Н. Процессы системы менеджмента качества / М.Н. Смагина, Б.И. Герасимов, Л.В.Пархоменко. Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.-100 с.

13. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст.3

14. Фомин И.Н., Шульга Т.Э. Принципы построения организационной и расчётной моделей измерений электроэнергии в информационных системах энергосбытовых организаций / И.Н. Фомин, Т.Э. Шульга — Вестник СГТУ №4 (73), Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2013г., С. 181.-190

15. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. / М. Хаммер, Д. Чампи — СПб.: Изд. С.-Петерб. Универс., 1997. — 332 с.

16. Чернов С.С. Эффективное функционирование энергетического предприятия в условиях реформирования электроэнергетики: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / С.С. Чернов. — Новосибирск, 2004.- 188 с. — РгБ ОД, 61:05-8/1087

17. Шеер А.В. Моделирование бизнес-процессов: Пер. с англ. / А.В. Шеер. — М.: Вестъ-МетаТехнология, 2000. — 205 с.

18. Шеер А.В. Бизнес-процессы: основные понятия, теории, методы / А.В. Шеер. — Москва: Просветитель, 1999. — 152 с.

R/S-АНАЛИЗ ЦЕНОВОГО ФАКТОРА РИСКА ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОСВОЕНИЮ МЕСТОРОЖДЕНИЙ СЕРЕБРА КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Е.В. Шевченко,

аспирант кафедры кибернетики Санкт-Петербургского института управления и права

sh [email protected]

В статье выявлены основные факторы риска предприятий по освоению месторождений серебра Крайнего Севера, формируемые рынком. Ценовой фактор риска рассмотрен через призму гипотезы фрактальных рынков. Проведун R/S-анализ цен на серебро.

Ключевые слова: гипотеза фрактальных рынков, R/S-анализ, ценовой фактор риска, месторождения серебра Крайнего Севера

УДК 338.5

В связи с ежегодным приростом спроса и естественным истощением разведанных запасов первичного серебра в России в настоящее время существует объективная необходимость в разведке и введении в эксплуатацию новых месторождений, большая часть которых находится в северных регионах Сибири и Дальнего Востока. Освоение данных месторождений сопряжено с большими капиталовложениями и значительными рисками ввиду тяжёлых климатических условий, слабо развитой инфраструктурой и нестабильной экономической ситуацией в стране и в мире. При этом специфическими факторами неопределённости, формируемыми рынком и характерными для предприятий по освоению месторождений серебра северных регионов, являются изменения цен на серебро, цен на энергоносители, динамика инфляции и курса доллара к рублю. Эти факторы являются значимыми, поскольку серебро торгуется на мировых товарных биржах, и его цена определяется в долларах за унцию исходя из ожиданий различных групп инвесторов — участников рынка; а затраты горных предприятий на оплату труда работников и энергообеспечение в северных условиях достигают 60-70% от общей суммы годовых эксплуатационных затрат. В результате, влияние факторов неопределённости вызывает существенное изменение себестоимости производимого серебра и доходов от его реализации.

Существующие методы оценки и прогнозирования экономического риска горных предприятий, связанного с влиянием

рыночных факторов неопределённости, и, в частности, изменения цен на различные активы, финансовые инструменты, товары и т.д., преимущественно основаны на гипотезе эффективных рынков.

Согласно гипотезе эффективных рынков и современной теории рынка капитала, вся информация, поступающая на рынок, мгновенно отражается в текущих ценах, вызывая их изменения. Сами цены и их изменения (приращения) подчиняются закону случайного блуждания. Этот постулат приводит к двум следствиям. Во-первых, приращение цены случайно и не зависит от своего предыдущего значения, а во-вторых, подчиняется одному и тому же закону распределения с постоянными параметрами во времени, которое, согласно центральной предельной теореме, является нормальным. Поэтому при прогнозировании риска, связанного с волатильностью цены рассматриваемого актива, финансового инструмента или товара может быть учтён только стохастический компонент (момент случайности).

Гипотеза эффективных рынков подразумевает, что рыночная цена всегда справедлива, и все инвесторы сталкиваются с одинаковыми рисками независимо от горизонта инвестирования. Однако в этом предположении есть некоторое противоречие. Если цена в текущий момент времени определяется соотношением интересов инвесторов с различными инвестиционными горизонтами, то и поступающую на рынок информацию, они оценивают в соответствии с её значимостью для

1 40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.