Б.И. Шевченко
УСЛОВИЯ, ЦЕЛИ, ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ЭЛЕКТРОСЕТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
B.I. Schevchenko
Conditions, purposes and determinants of the realization of the process-oriented approach in electrical facilities
Условия, лежащие в основе реализации процессно-ориентированного подхода в предоставлении услуг экономическим агентам и для удовлетворения потребностей на бытовом уровне, определяются необходимостью ухода от затратного (функционального) подхода в управлении электросетевыми компаниями к возможностям определять качество своей деятельности на основе использования ключевых факторов успеха в процессе использования корпоративных правил и выверенных, четко прописанных процессов.
Важнейшим условием внедрения процессно-ориентированного подхода в электросетевом хозяйстве, как и в целом во всех отраслях экономики, явилось развитие компьютерных и информационных технологий в конце ХХ века, что сделало возможным повысить эффективность и качество управления связями сложными производственными системами, обеспечить скорость принятия управленческих решений, уйти от затратной фиксации производственных связей в виде жестких логистических схем массового производства и передачи электроэнергии потребителям.
Осознание менеджментом электросетевых компаний новых условий их функционирования в условиях рыночных преобразований в экономике, в переходе к новому технологическому укладу, позволило по-новому оценить 29
возможности организаций в ином социальном статусе - статусе сложной экономической системы, требующей внедрения новой методологии управления персоналом, организационный параметр которой наиболее выигрышен с точки зрения организации совместного труда персонала, где интеллектуальный продукт при его реализации является доминирующим.
Обеспечение соответствующего уровня конкурентного преимущества и связанную с этим задачу повышения производительности труда, явилось тем условием, которое на соответствующей методологической базе позволило проанализировать и оптимизировать функции менеджмента организации, создать социальное пространство, в котором мотивация непосредственного производителя в значительной мере нормировалась динамикой соответствующего рынка.
Поэтому объективно выраженная реальность ограничения функционального подхода не в полной мере проявила себя в условиях наличия дефицита товаров, однако все более заметное нарушение устоявшихся производственных связей в условиях быстро меняющихся рынков товарных ценностей, потребовало адаптации системы управления к новым реалиям и внесения изменений в методику принятия управленческих решений. Необходимая гибкость и адаптивность экономической системы к меняющимся условиях обусловлена ключевыми принципами нового подхода, такими как:
- степень удовлетворенности потребителей и персонала;
-- необходимость повышения качества предоставляемых
услуг;
- корпоративная социальная ответственность;
- система управления бизнес-процессами;
- творческий характер трудовой деятельности персонала и
др.
Учет данных принципов организации функционирования экономической системы в режиме процессно-ориентированного управления создает условия для применения основ инженерного консалтинга1, обеспечивающегося при модернизации производства переход на новые технологии. Использование системного подхода 30
при его реализации базируется на трех уровнях принятия решений, связанных, во-первых, с разработкой и реализацией стратегии и позиционированием организации на рынке; во-вторых, с технологической подготовкой производства и, в-третьих, с управлением бизнес-процессами, что, в свою очередь, требует соответствующей сбалансированности.
Важная стратегическая направленность инженерного консалтинга - воспроизводство на новой технологической основе ноу-хау при использовании собственного творческого трудового потенциала организации.
Преимущества инженерного консалтинга заключаются в том, что при его внедрении параллельно с обновлением процесса производства идет процесс повышения квалификации персонала, отвечающий потребностям практического применения полученных знаний, что свидетельствует о развитии идеологии «стройного (бережливого) производства» (lean hroduction), теоретически и практически обоснованной в свое врем2 руководителем корпорации Toyota Motors Таичи Оно2.
В зарубежной практике в настоящее время принято расценивать инженерный консалтинг как идеологическое основание для расширения методологии «стройного производства» в направлении обоснования нового проявления его значения в термине "умное производство», позволяющего более качественно оценивать возможности организации для совершенствования непосредственного процесса производства и его конструкторской и технологической подготовки.
Для электросетевых компаний востребованность инженерного консалтинга в его последующей интерпретации в качестве «умного производства» является объективной необходимостью при определении приоритетов в формировании и развитии процессно-ориентированного управления. Внедрение «умного производства» в электросетевом хозяйстве позволит в короткие временные интервалы разработать ключевые показатели эффективности организации, обосновать цели и задачи ее развития, определить основные финансово-экономические показатели при формировании стратегического плана. 31
Направленность изменений в деятельности электросетевых компаний основывалась на необходимости обеспечения их стратегического развития, что позволяло достичь определенного уровня эффективности их функционирования при проведении модернизации и диверсификации энергетической отрасли, выделить основные характеристики в функционировании всех уровней управления, способствующие дальнейшей оптимизации бизнес-процессов.
Для электросетевых компаний в новых экономических условиях ставилась цель и определялись задачи, направленные на формирование инновационной процессно-ориентированной системы управления, где в качестве определяющих направлений деятельности предлагалось использовать теоретические
разработки и практический опыт зарубежных стран, способствующий внедрению реинжиниринг бизнес-процессов и позволяющий достичь эффективной интеграции информационных технологий и процессного менеджмента.
Экономическая среда рынка, постоянно меняя конфигурацию экономических связей субъектов, требует замены продуктовых линеек в процессе модернизации технологического цикла в электросетевом хозяйстве, поскольку его направленность -процесс создания новой стоимости, обусловленный одновременно протекающими процессами модернизации продуктов, процессов, ресурсов и технологий, практически перманентно.
Процессно-ориентированное управление в электросетевых компаниях призвано служить инструментом для руководства организаций при решении перспективных задач, связанных: с определением и выполнением требований потребителей, движением капитала, рациональным использованием имеющихся ресурсов, соответствием деятельности организации требованиям международных стандартов, координацией своей деятельности с законодательной практикой государства, обеспечением необходимого уровня конкуренции на рынках и т.д.
Используя методологию стратегического менеджмента электросетевой комплекс при принятии процессно-ориентированных решений, решает поставленные задачи для 32
достижения комплекса целей («дерево целей»), которые заключаются в следующем:
во-первых, как уже подчеркивалось, в создании наиболее выгодных условий для клиентов (уровень сервиса и качество предоставляемых услуг) при удовлетворении их потребности в электроэнергии на основе обратной связи с ними;
во-вторых, в реализации имеющихся преимуществ процессного менеджмента, позволяющего отслеживать принятые управленческие решения на основе ключевых показателей эффективности деятельности электросетевых компаний, определяющих их способность осуществлять самоаттестацию персонала по определению уровня их ответственности, компетенции и полномочий при реализации стратегического развития организации;
в-третьих, в проявлении профессионализма, в применении документально оформленных требований и инструкций по системе менеджмента качества при использовании возможностей информационных технологий, ориентируясь на экономические интересы партнеров при осуществлении логически направленных действий по эффективному обеспечению поведения субъектов во всех фазах производственного цикла (на входе, действий по процессу, на выходе и удовлетворения потребностей клиентом): Б-поставщик, 1-вход, Р-процесс, О- выход, С-клиент ^1РОС);
в-четвертых, в восприятии возможностей повсеместного использования процессно-ориентированного управления, ориентированного на обеспечение качества предоставляемых услуг и осознания сотрудниками необходимости приобретения профессиональных знаний в условиях обеспечения менеджмента качества.
Постановка целей в процессно-ориентированном управлении направлена на их реализацию для достижения результата в определенном интервале времени с учетом масштаба решаемых задач. Поэтому улучшение качества конечного продукта с использованием процессно-ориентированного подхода основывается на понятии бизнес-процесса. Эффективность бизнес-деятельности определяется соответствующей структурой 33
процессно-ориентированного подхода, которая состоит из набора операций, имеющих свою логику реализации, определяемую технологией, правилами и инструкциями, устанавливающих определенный порядок их выполнения.
Одна из наиболее востребованных моделей, так называемая "13-процессная модель" (схема 1) , включает все основные и вспомогательные процессы предприятия. Для электросетевых компаний, которые обладают определенной спецификой производственного цикла, анализ бизнес-процессов, позволяющий снять имеющиеся ограничения и создающий условия для их дальнейшего совершенствования, требует координации процессов между собой, как оптимальной их совокупности.
Схема 1
Основные процессы -> —
4
Изучение рынков и нужд потребителей
развитие 9
аботка
могагейЪйМе процераЯыб°"ш Машетинг
видения и продуктов и р „
завл|щ^г^драми, ^^рофессиошлрадаеишшар врттеш
г У У ТТПГ\ Л /ТГТГ\ТЗ Т/Г
информационными
продуктов и ус (сервисные компании) ресурсами и
Про п
> (п
ставка уг
Управление технологиями
10 Управление финансовыми и материальными ресурсами
11 Управление охраной внешней среды
12 Управление внешними связями
13 Управление улучшениями и изменениями
Схема 1. 13-ти процессная схема бизнес-процесса
5
7
6
Ориентация бизнес-процессов, по оценке известного аналитика Г. Остерлоха, - это "...подчинение структуры процессам, а процессов стратегии" означает, что сначала надо выстроить стратегию, т. е сформировать видение будущего компании и определить его стратегические цели, затем выстроить бизнес-процессы таким образом, чтобы каждый из них был 34
ориентирован на достижение конкретной цели, и лишь после этого формировать оргструктуру предприятия, которая бы обеспечивала эффективное исполнение бизнес-процессов.
На наш взгляд потенциал процессно-ориентированного подхода целесообразно соотносить с понятием
4
«предпринимательское управление », социальный аспект которого явно удваивает эффективность процесса принятия решений. Данное удвоение согласуется с определенной политикой менеджмента, его восприимчивостью к обновлению, причем ценностные ориентиры системы управления компании, направленные на достижение поставленной цели, основываются на следующих положениях:
- направленность менеджмента компании на постоянное приумножение ценности предпринимательской деятельности («предпринимательского поведения, предпринимательского управления»), как необходимого условия подтверждения своей социальной значимости в обществе;
- способность к воспроизводству и обновлению процесса принятия решений, своевременному и адекватному восприятию изменений в инновационной среде бизнеса;
- своевременность принятия мер для упорядочения процесса развития, анализ ключевых характеристик которого, является важнейшей результирующей максимизации стоимости бизнеса;
- достижимость качественных параметров в управлении персоналом при реализации политики в отношении формирования организационной структуры, направленной на всестороннее использование творческого потенциала каждого работника и формирование корпоративных приоритетов его организационного поведения;
- согласованность в разработке и реализации стратегии развития бизнеса с детерминантами предпринимательского поведения в основных рамках хозяйственной деятельности, при соответствующей соразмерности с тремя важнейшими аспектами, формирующими «золотой треугольник» - это.. предвидение и интуиция, рациональный анализ и социальные процессы»5;
- подверженность системы управления воспроизводству всей ценностной цепочки предпринимательской деятельности, где логическая связь и достижение прогнозируемого эффективного результата, как правило, обусловлены пониманием, что
менеджмент и предпринимательство сопоставимо измеримые, но
6
два разных аспекта одного и того же процесса ;
- восприимчивость процессного подхода в бизнесе к его философскому осмыслению, позволяет развивать навыки критического мышления и предпринимательского чутья у субъектов экономической деятельности, которые должны уметь находить и понимать уникальные возможности существующих рынков;
-востребованность мышления при принятии стратегических решений, определяющим приоритетом которого является высокий интеллектуальный продукт менеджмента; его мысль связана не только с предметом, о котором он мыслит, его сложностями и глубиной, но и с состоянием самого мыслящего, или с некоторым
у
преобразованием и изменением в нем самом .
Как показывает практика менеджмента, указанные ценностные ориентиры в современной системе управления компании, детерминантами которой выступают быстрые изменения в технологии, расширение технологических и организационных ноу-хау в сфере производства, охватывают всю предпринимательскую деятельность, ориентируясь на результат и эффективность на всех этапах экономической цепочки.
Направленность процессно-ориентированного управления на достижение электросетевым комплексом уровня обеспечения экономической безопасности страны нормируется следующими принципами:
- технологическим единством развития всего комплекса в системе электроэнергетики страны;
- достижением бесперебойного и качественного предоставления услуг на электрическую энергию и полного выполнения взятых на себя обязательств перед субъектами электросетевых компаний;
- созданием условий для реализации правовых и нормативных актов, обеспечивающих определенную свободу экономической деятельности субъектов электроэнергетики в обеспечении единства экономического пространства их эффективного функционирования;
-соблюдением баланса экономических интересов всех заинтересованных сторон-участников (поставщиков и потребителей) единого процесса воспроизводства энергетического потенциала;
- использованием механизмов рыночной конъюнктуры для обеспечения конкурентного взаимодействия заинтересованных субъектов в достижении устойчивых параметров удовлетворения спроса на электроэнергию на основе востребованных потребителем качественных и ценовых характеристик;
- созданием государством стабильных условий для развития предпринимательской деятельности электросетевых компаний при надлежащей дифференциации методов государственного регулирования (прямых и косвенных) с целью эффективной реализации имеющегося потенциала электросетевого бизнеса;
- применением комплекса правовых мер, направленных на развитие российских электросетевых компаний, как важнейшего элемента в системе энергетического обеспечения потребностей страны;
- взвешенной оценкой имеющихся энергетических ресурсов, способствующих посредством государственного регулирования обеспечить экономически обоснованную рентабельность инвестированного капитала.
Миссией электросетевого комплекса России с учетом специфики развития территорий является консолидация электросетевых активов и бесперебойное оказание услуг по передаче электрической энергии по сетям, находящихся в ведении соответствующих субъектов.
Процессно-ориентированный подход в деятельности электросетевых компаний призван создавать максимально благоприятные условия жизнедеятельности населения территорий в развитии их экономического и социального потенциала за счет 37
опережающего формирования и развития необходимой инфраструктуры, расширения сферы предлагаемых абонентских услуг, технологически обеспечивая своевременность и надежность бесперебойного электроснабжения потребителей.
Целями процессно-ориентированного управления в сфере перераспределения электроэнергии электросетевыми компаниями являются:
- координация деятельности и устранение ограничений в обеспечении централизованного управления электросетевым комплексом и проведение единой технической политики в части электросетевого строительства на подведомственных территориях энергетического хозяйства;
- использование альтернативных подходов к разработке и реализации перспективных программ развития электрических сетей во взаимосвязи с утвержденными планами развития территорий с целью • поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста национальной экономики;
- создание дополнительных условий для повышения эффективности энергоснабжения территорий за счет внедрения новейших энергосберегающих и экологически чистых технологий;
- повышение уровня эксплуатации и надежности существующих сетей, своевременная реконструкция и изменение технических параметров электросетевого хозяйства территорий, достижение взаимовыгодного партнерства со смежными сетевыми компаниями и всеми участниками электроэнергетического рынка страны.
Особенности процессно-ориентированного управления в заданных параметров обеспечения его эффективности в значительной мере определяются спецификой формирования и функционирования рынка электроэнергии электросетевым комплексом страны, когда важнейшие его характеристики, такие как: высокая однородность товара, как стандартизированного продукта; электроэнергия, приобретающая форму товара обезличена в общей сети электроэнергетики страны; временная синхронность предоставления и потребления электроэнергии взаимосвязанными субъектами; невозможность прогнозирования 38
объемов производства и потребления электроэнергии в определенном временном периоде (особенно среднесрочном и долгосрочном); несовпадение фаз экономического цикла как со стороны возможностей генерации электроэнергии, так и со стороны потенциальных потребителей и т.д.
Причем в отличие от других товарных рынков, где возникающий незначительный и кратковременный дисбаланс между производством и потреблением достаточно быстро может быть устранен за счет товарных запасов и имеющихся возможностей товарозамещения; на энергетическом же рынке, в силу краткосрочных (в пределах часа, суток и т.д.) и сезонных (в течение года) колебаний нагрузки, имеющиеся отклонения в генерации и потреблении электроэнергии, требуют наличия дополнительных производственных мощностей, что весьма проблематично, так как требует создания их резервов и соответствующей пропускной способности электрических сетей. Для обеспечения необходимого балансирования энергосистемы в условиях названных ограничений требуется создание запасов топлива на генерирующих предприятиях, нормирования величины резервов, что ведет к увеличению стоимости электроэнергии.
Поэтому известная синхронность в производстве, передаче и распределении энергии, требует постоянного поддержания частоты электрического тока и фаз его напряжения на всей обслуживаемой территории страны.
Определяющими детерминантами в формировании и развитии процессно-ориентированного управления
электросетевыми компаниями являются:
- властные полномочия и нормативно-правовая база соответствующего региона, создающая возможности для реализации имеющегося потенциала предпринимательской деятельности заинтересованных субъектов с целью гармоничного сочетания экономических интересов при принятии управленческих решений со стороны электросетевого бизнеса и административных органов данной территории;
- формируемое правовое пространство и его механизмы, выступающие гарантом соблюдения законности в согласовании и 39
обеспечении хозяйственных процессов и равноправия всех его участников на электросетевом рынке, при непосредственном участии государства, реализующим интересы производителя и потребителя;
- всемерная поддержка электросетевого бизнеса на всех уровнях государственного управления, исключающая криминальные действия, в том числе и со стороны бюрократического аппарата;
-местная система специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства -региональные органы власти и управления, общественные объединения и организации
предпринимателей, объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала:
- фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры;
-государственные и региональные программы социально-экономического развития регионов по реструктуризации производства, инвестиции в отраслевое и региональное развитие;
-ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для поддержки малого и среднего бизнеса; создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций. Важным являются рамочные условия, стимулирующие инновации малого и среднего бизнеса, а заодно - и определяющие детерминанты его развития. Успех инновационного менеджмента решающим образом зависит от того, удастся ли предприятию наряду с осуществлением, управлением и контролем инновационного замысла создать стимулирующие внутренние и внешние рамочные условия
Таким образом, процессно-ориентированный подход, являясь альтернативой функциональному управлению 40
организацией, позволяет решить двоякую задачу при реализации стратегии - добиться эффективности управления бизнесом и управления затратами, обеспечив координацию всех уровней управления бизнес-процессами на основе обеспечения их динамического развития и гибкого реагирования на внутренние и внешние изменения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бирбраер Р.А., Альтшуллер И.Г. Основы инженерного консалтинга. - М.: Дело, 2005.
2 Ohno, Taiichi (1988), Toyota Production System: Beyond Large-cale Production, Productivity Press, ISBN 0-915299-14-3;
Ohno, Taiichi (1988), Workplace Management, Productivity Press, ISBN 0-91529919-4
3Каменнова М.С., Громов А.И., Гуслистая А.В. Процессно-ориентированное внедрение ERP-систем //Стандарты и качество. 2003, 26 мая.
4 Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.; СПб.; Киев : ИД «Вильямс», 2000. - С. 56, 57; : Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М., 1992;
5 Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий, стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. - СПб. : Питер, 2001.
6 Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.; СПб.; Киев : ИД «Вильямс», 2000. - С. 62, 63; :
7 Мамардашвили М. Беседы о мышлении. - М. : Фонд Мераба Мамардашвили, 2015. - С.59.
Автор, аннотация, ключевые слова
Шевченко Борис Иванович - д.э.н, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ. bshevchenko@inbox.ru
В статье рассматривается процессно-ориентированный подход, как наиболее перспективный и отвечающий современным реалиям развития организаций на
основе повышения качества и эффективности управления бизнес-процессами в зарубежной и отечественной практике.
Процессно-ориентированный подход; процессный менеджмент; бизнес-процесс; инженерный консалтинг; «умное производство».
Author, Abstract, Key words
Schevchenko B.I., doctor of Economic sciences, Professor of the chair of foreign regional studies and foreign policy of the Historical and Archive Institute the Russian State University for the Humanity. bshevchenko@inbox.ru
The article deals with process-oriented approach as a most perspective and responding to modern realities of organization development based on raising quality and efficiency of business-process management in foreign and national practice.
Process-oriented approach; process management; business-process; engineering consulting; «smart production».