Научная статья на тему 'Методические вопросы управления производственными активами транспортных электросетевых компаний'

Методические вопросы управления производственными активами транспортных электросетевых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Ирина Олеговна

Рассмотрены методические вопросы управления производственными активами электросетевых компаний. Расширена классификация активов электросетевой компании, в качестве целевого критерия управления выбрана максимизация экономической добавленной стоимости компании, разработана модель ее формирования. Дтя системы управления производственными активами разработана система ключевых показателей эффективности и модель управленияI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article there are methodical issues asset classification are extended, economic value added maximization is selected as purposeful criteria, and its building modal is created. Key performance Indicate system and management model for network company's production asset management are created

Текст научной работы на тему «Методические вопросы управления производственными активами транспортных электросетевых компаний»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. 2. Некрасов Н.Н Региональная экономика. Теория,

История географических идей. Пер. с англ. М.: Про- проблемы, методы. М.: Экономика, 1978. 78 с. гресс, 1988.

Волкова И.О.

Методические вопросы управления производственными активами транспортных электросетевых компаний

Сегодняшний день российской энергетики характеризуется серьезными структурными, орга-низацонно-экономическими и технологическими изменениями, вызванными процессом реструктуризации отрасли. Электросетевой комплекс в электроэнергетике играет ключевую роль, обеспечивая технологические связи между всеми субъектами рынков электроэнергии и мощности. Проведенный анализ позволил уточнить основные цели и задачи деятельности транспортных электросетевых компаний в условиях нового оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности:

1. Обеспечение выдачи мощности электростанций и создание условий для надежного электроснабжения потребителей на основе эффективного управления режимами работы единой национальной энергетической системы (ЕНЭС) и соответствия требованиям регулятора рынка.

2. Поддержание производственных активов на уровне, обеспечивающем надежное и бесперебойное снабжение потребителей путем снижения уровня их износа и повышения эффективности функционирования за счет снижения издержек, удельных расходов по эксплуатации и потерь в сетях ЕНЭС.

3. Создание сетевой и технологической инфраструктуры, способствующей эффективному функционированию конкурентного рынка электроэнергии внутри РФ и обеспечивающей интеграцию в международные рынки электроэнергии, через разработку и реализацию единой стратегии в области инвестиций и привлечения капитала для решения стратегических целей развития электрических сетей.

4. Обеспечение процесса присоединения к ЕНЭС участников оптового рынка на условиях не дискриминационного доступа при обеспечении системной надежности и удовлетворения потребности в электроэнергии и мощности всех потребителей.

5. Минимизация негативных последствий влияний деятельности электросетевых компаний на окружающую среду через внедрение системы экологического менеджмента.

Одним из наиболее эффективых направлений решения этих задач является создание в компаниях системы управления активами (Asset Management System). В международных стандартах финансовой отчетности активы (assets) трактуются как ресурсы, контролируемые хозяйствующими субъектами в результате событий, от которых он ожидает экономические выгоды в будущем. В состав активов включают имущество и права. К имуществу относят различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины и оборудование). В активах различают движимое и недвижимое имущество, паи и акции в других организациях (долгосрочные финансовые вложения), оборотные средства (текущие активы) или оборотный капитал.

В настоящее время существует более 100 терминов, используемых для классификации активов. Наиболее часто используемыми являются:

• по форме функционирования активов: материальные, нематериальные и финансовые;

• по характеру участия активов в хозяйственном процессе с позиций особенностей их оборота: оборотные и внеоборотные.

Проведенный анализ показал, что ни одна из данных классификаций не отражает сущность и состав активов, рассматриваемых зарубежными учеными в системах управления активами. В международной практике под активами в данных системах понимается оборудование, механизмы, имущество, здания, транспортные средства и другие объекты и связанные с ними системы, выполняющие различимую и количественно определяемую производственную функцию или ус-

лугу. С этой целью было предложено дополнение существующей в России классификации активов компании классификацией по назначению и сфере применения активов, производственные и непроизводственные активы.

Производственные активы - совокупность активов компании, непосредственно участвующих в производственном процессе компании и используемых для выпуска конкретного вида продукции (оказания услуги). К ним следует относить. оборудование, машины, механизмы, здания и сооружения производственного назначения, а также аварийный запас и незавершенное строительство в производственной сфере.

Непроизводственные активы - совокупность активов компании, участвующих в производственном процессе косвенно или не участвующих, но сосредоточенных в инфраструктуре компании.

Более детально с учетом предложенной классификации активы компании представлены в табл. 1.

Активы транспортных электросетевых компаний, о которых пойдет речь в данной статье, имеют специфическую структуру, отличающую их от других участников рынка электроэнергии и мощности. более 80% всех активов составляют производственные активы, играющие основную роль в процессе обеспечения надежного и бесперебойного функционирования ЕНЭС [1]. У генерирующих компаний при несомненной важности производственных активов, серьезное значение имеют производственные запасы, эффективное управление которыми оказывает существенное влияние на уровень себестоимости производимой электроэнергии. Энергосбытовые компании в большинстве опираются на управление финансовыми активами.

В настоящее время, в условиях существенных ресурсных ограничений деятельности транспортные электросетевые компании должны сосредоточить свои усилия в первую очередь на совершенствовании управления именно производственными активами, определяющими в значительной степени эффективность их деятельности на рынке. Таким образом, производственные активы следует рассматривать как основной объект управления в транспортных электросетевых компаниях.

Для управления производственными активами была разработана специальная "Концепция построения системы управления активами электросетевых компаний" [2]. В соответствии с этой концепцией под системой управления производственными активами понимается комплексная

система целей, принципов, процедур, процессов, методик и соответствующего программного обеспечения, интегрированного в корпоративную информационную систему управления в виде отдельных подсистем, обеспечивающих эффективное функционирование производственных активов компании. Цели и задачи ее построения в транспортной электросетевой компании определяются следующим образом:

1. Формирование достаточного объема и состава производственных активов, обеспечивающих текущую производственную деятельность и эффективное развитие компании;

2. Обеспечение эффективного использования производственных активов электросетевой компании и достижение целевых показателей эффективного использования активов;

3. Обеспечение заданного регулятором уровня надежности при передаче и распределении электроэнергии;

4. Повышение прозрачности взаимоотношений с регулирующими органами и другими субъектами электроэнергетического рынка.

Концепция управления активами рассматривает управление различными видами активов компании с позиций реализации основной цели их деятельности в рыночной среде - повышения стоимости компании. В качестве интегрального критерия эффективности управления производственными активами принят показатель экономической добавленной стоимости EVA (economic value added), который представляет собой прибыль компании за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный капитал. EVA = (P - T) - IC • WACC = = NP - IC • WACC (1),

где P - прибыль от деятельности компании; T - налоги и другие обязательные платежи; IC - инвестированный в предприятие капитал; WACC - средневзвешенная цена капитала; NP -чистая прибыль.

• На рис. 1 приведена модель формирования экономической добавленной стоимости транспортной электросетевой компании, определяющая параметры, регулируемые государством через систему тарифов, и параметры, посредством которых электросетевая компания осуществляет рост экономической добавленной стоимости и, как следствие, повышение стоимости компании.

Концепция построения систем управления производственными активами для российских электросетевых компаний базируется на следующих основных подсистемах:

й Я

к

ч ю й н

:= 3

г

и и г.

а

3

4 СО

По характеру участия активов с позиций особенностей их оборота Внеоборотные

Оборотные

Назначению и сфере применения активов Финансовые

Нематериальные

Материальные

Форме функционирования активов Непроизводственные

Производственные

Классификация активов по: Вид актива Программные продукты Интеллектуальная собственность Деловая репутация НИОКР и патенты Производственные основные средства Непроизводственные основные средства Незавершенное строительство в производственной сфере Незавершенное строительство в непроизводственной сфере Аварийный запас Прочие запасы Дебиторская задолженность Финансовые вложения Денежные средства

Нематери-альные активы: Запасы

'— Выручка N

J

Параметры, влияющие на экономическую добавленную стоимость

/-\ Доход от пере-1 дачи дополнительного объема

Тариф на передачу электроэнергии *— Удельная прибыль

Рис. 1. Модель формирования экономической добавленной стоимости транспортной элекгросетевой компании

• системе ключевых показателей эффективности управления производственными активами, отражающей реализацию совокупности целей и задач системы управления производственными активами;

• функциональной структуре системы управления производственными активами;

• бизнес-модели системы управления производственными активами электросетевых компаний.

На первом этапе развития концепции была разработана система ключевых показателей эффективности (КПЭ) управления производственными активами на основе сформулированных выше целей и задач работы электросетевых компаний в условиях рынка электроэнергии и мощности и требований к системам управления производственными активами. Предлагаемая система КПЭ управления производственными активами состоит из трех групп (КПЭ):

• технологические ключевые показатели эффективности оценивают влияние управления производственными активами на уровень надежности ЕНЭС, изменение технологических параметров ЕНЭС и уровня их состояния и развития; экономические ключевые показатели эффективности оценивают степень использования ресурсов при управлении производственными активами и выполнение (достижение) основных стоимостных показателей;

• организационные ключевые показатели эффективности оценивают уровень планирования и организации управления производственными активами.

Система КПЭ управления производственными активами электросетевых компаний, приведенная в табл.2, используется для:

• анализа выполнения КПЭ с целью повышения качества процесса управления активами, выявления недостатков и принятия решений о внесении необходимых изменений в процесс;

• сравнения транспортной электросетевой компании с компаниями-аналогами как в России, так и зарубежом;

• интегральной оценки эффективности управления производственными активами в целом. Для этого все КПЭ в зависимости от степени достижения целевых значений получают одну из оценок: -1, 0, 1.

На этой основе определяется интегральная оценка выполнения группы показателей (технологические, экономические и организационные) эффективности:

КПЭ

У к. ■ а.

^ I I I

группы У а.

, (2)

где к. - оценка в баллах ьго показателя эффективности, а. - вес в % /-го показателя эффективности (в соответствии с системой КПЭ - табл. 2) в данной группе, а затем - интегральная оценка эффективности управления производственными активами компании (ИОЭ УПА):

в ■ КПЭ + в х ИОЭ УПА = техн._техн. экон.

(3)

в +в +в техн. экон. орг.

хКПЭ + в ■ КПЭ

экон. орг. орг.

в +в +в техн. экон. орг.

где КПЭ , КПЭ , КПЭ и в , в ,

техн. экон. орг. техн. экон.

ворг - соответственно интегральная оценка выполнения группы показателей технологической, экономической и организационной эффективности соответственно (взвешенные баллы) и их - веса (технологической (60%), экономической (20%) и организационной групп (20 %)).

Интерпретация результатов интегральной оценки эффективности управления производственными активами в целом по компании приведена в табл. 3.

Для успешной реализации целей и задач, поставленных в соответствии с разработанной системой ключевых показателей эффективности управления производственными активами, предлагается сформировать следующую функциональную структуру управления производственными активами электросетевой компании (рис. 2), отражающую взаимосвязь стратегии развития компании, системы КПЭ и основных функциональных блоков управления производственными активами.

Следующим этапом развития концепции управления производственными активами стала разработка бизнес-модели управления активами. Для построения бизнес-модели управления производственными активами автором был проведен анализ аналогичных моделей, используемых зарубежными электросетевыми компаниями. Результаты исследования говорят о наличии существенных различий в таких моделях [3]. В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе отсутствует классификация бизнес-моделей управления производственными активами, что затрудняет процесс выбора оптимального решения при построе-

Таблица 2

Система ключевых показателей эффективности управления производственными активами транспортных электросетевых компаний

Группы ключевых показателей эффективности

Технологические КПЭ Вес в группе '(%) Экономические КПЭ Вес в группе '(%) Организационные КПЭ Вес в группе '(%)

Индекс средней продолжительности перебоев с энергоснабжением в системе (SAIDI - System Average Interruption Duration Index - англ.), % 20 Удельная прибыль (на 1 МВт), руб./МВт 20 Коэффициент использования нормативного времени выполнения плановых ремонтов, % 25

Индекс частоты перебоев с энергоснабжением в системе (SAIFI - (System Average Interruption Frequency Index - англ.), % 20 Удельные расходы на владение производственными (на 1 МВт), руб./МВт 20 Коэффициент своевременности выполнения работ по контрольным точкам инвестиционных проектов, % 25

Уровень потерь электроэнергии при передаче и распределении, % 15 Удельные инвестиционные вложения (на 1 МВт), руб./МВт 20 Доля технологических нарушений по причинам, связанным с качеством планирования и реализации плана ТОиР 20

Коэффициент исполнения планов ввода мощностей, % 10 Доход от передачи дополнительного объема электроэнергии, обусловленной введением новых мощностей, руб. 10 Отклонения по качеству выполнения работ по ТОиР и новому строительству, ед. 10

Недоотпуск электроэнергии потребителям, % 20 Ущерб окружающей среде, руб. 15 Доля аварийно-восстановительных работ в общей стоимости работ по ТОиР, % 10

Коэффициент фактического износа оборудования, % 15 Ущерб третьим лицам, руб. 15 Индекс удовлетворения крупных потребителей, % 10

Таблица 3

Интегральная оценка эффективности управления производственными активами в целом по компании

Оценка УПА Уровень эффективности управления производственными активами в целом по компании

Меньше 0 Низкий. Управления производственными активами не приводит к достижению основных целей - повышению уровня надежности ЕНЭС и эффективности использования ресурсов. Сроки и объемы основных работ в рамках управления производственными активами не выполняются.

От 0 до 1 Удовлетворительный. Основные сроки и объемы выполнения работ в рамках управления производственными активами соблюдаются, основные показатели технологической эффективности свидетельствуют о повышении уровня надежности электроснабжения ЕНЭС в соответствии с заданными значениями.

Больше 1 Высокий. Характеризует повышение надежности ЕНЭС и высвобождение дополнительных ресурсов (временных - за счет сокращения сроков реализации работ, финансовых - за счет снижения стоимости работ и контрактов и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.2. Функциональная структура системы управления производственными активами транспортной электросетевой компании

нии системы управления производственными активами в российских электросетевых компаниях. Анализ опыта построения и функционирования моделей управления производственными активами в зарубежных электросетевых компаниях позволил автору сформулировать следующие принципы их классификации: база построения бизнес-модели, система целеполагания бизнес-модели и механизм реализации управления производственными активами.

1. В зависимости от базы построения бизнес-модели следует выделять функциональные и процессные. Функциональная бизнес-модель основана на видении процесса управления производственными активами как баланса функций различных заинтересованных сторон: собственника, потребителей и регулятора или функций управления активами. В качестве процессной бизнес-модели рассматривается такая система организации процесса управления активами, в которой сделан упор на формирование процесса управления активами, его основных звеньев и составляющих элементов: такие модели связывают воедино все основные составляющие процесса управления активами и являются, по сути, моделью организации работы.

2. В зависимости от системы целеполагания бизнес-модели управления производственными активами выделяются модели, основанные на:

• оценке экономической (финансовой) эффективности: как правило, показателе, отражающем влияние данного процесса (функции или актива) на финансовый результат компании;

• удельных издержках на единицу продукции (услуги), соединяющих выходные характеристики и производственные издержки в соотношение цены/ ценности данного процесса (функции, актива);

• системе ключевых показателей эффективности .

3. В зависимости от механизма реализации управления производственными активами выделяются:

• бизнес-модели управления производственными активами, сфокусированные на надежности энергоснабжения потребителей на основе мониторинга состояния производственных активов, производящегося с использованием всеобъемлющей информационной базы. Ориентация на надежность определяет ее как основной показатель работы компании. Уровень надежности в целом по услугам компании определяет требования к уровню надежности каждого элемента. На этой базе формируется системы требований и нормативов в других сферах деятельности компании.

• бизнес-модели стратегического управления производственными активами - цели и задачи управления производственными активами в модели исходят из условия сбалансированности на основе следующих целевых ориентиров: уровень обслуживания и удовлетворение требований потребителей, риски, издержки владения производственными активами, требования регулирующих органов и их возможные изменения, степень устойчивости и бизнес-стратегия предприятия.

На основе предложенной классификации бизнес-моделей управления производственными активами проведена систематизация и группировка соответствующих моделей электросетевых компаний зарубежных стран. Проведенные исследования показали, что в российских электросетевых компаниях целесообразно построение бизнес-модели управления производственными активами, отвечающей следующим классификационным признакам:

• процессная бизнес-модель;

• система целеполагания бизнес-модели должна быть основана на системе ключевых показателях эффективности;

• механизм реализации бизнес-модели должен базироваться на стратегическом управлении производственными активами.

Бизнес-модель управления производственными активами, приведенная на рис. 3, построена автором с учетом разработанных рекомендаций, системы КПЭ и функциональной структуры управления производственными активами электросетевых компаний. Система КПЭ является базовым элементом системы, определяющим управляющие воздействия, оценивающие результаты и определяющим перечень и структуру необходимых изменений. Нормативно-методическая база управления активами и информационная база производственных активов осуществляют поддержку работы системы управления производственными активами.

Вопросы методологии управления производственными активами электросетевой компании, рассмотренные в данной работе: дополнение классификации активов компании, система КПЭ, функциональная структура и бизнес-модель управления производственными активами, существенно развивают "Концепцию построения системы управления активами электросетевых компаний" [2] и наполняют ее эффективными практическими инструментами реализации в российских электросетевых компаниях.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ АКТИВОВ

77

Формирование однородных групп активов

V

Мониторинг состояния активов

Оценка рисков и ранжирование активов

НИОКР в области развития и поддержания активов

Прогнозирование спроса и расчет нагрузок

•о

Разработка плана развития сети

ч:

о

ч: о.

^ с

^ о.

® ><

СО -О о. 5.

о о о

О О ю 1 л

ш

Перечень активов, подлежащих замене

Определение потребности в активах

я

00

.0

1- о т 2 х; о

0 1 го ^ Н

00 2 >2

Я ГО

а. ю о а. т ф 1- я

о ш о

о о 1-

ф ш о

с; ф =г 1-го X -С I

я I

л СО

I I о

ф ф «э

=г 2

О

Ежегодная корректировка плана ТОиР по результатам мониторинга активов

Ж

Формирование долгосрочного плана ТОиР на основе выбранных стратегий для активов, не подлежащих замене

3 *

о О

Х й

о 5

т 5

й

- 2 Я ч I п

8

ш о о. о о.

1- ^ ф о. о. 0 1 I I я с 5

о и

го I ч: о 0 ф ш 1 5 5 я п

ф ь |_

* ш го

с;

о о

п

л г

т

о

ч 1

о я

о. 1-I о с 2

=1 а

Ь 1-

1 > -С

ф Ш 2 2

=г Я

я 1]

с; ±

я Ф

ф X

о.

К=

А

Итоговая информация по активам и их показателям

Требования к корректировке целевых значений управления активами

Требования к обновлению нормативно-методической базы управления активами

о з о

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

=1

(1) <

=1

Т) >

00

за =1 Т)

О

и 00 о

33 о н 00 гл X X сг

>

00 >

со

о л

о

7\ 05

со ь

05 7ч

н тз о со л

05

тз

Рис.3. Бизнес-модель управления производственными активами электросетевых компании

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Электронный ресурс: www.fsk-ees.ru.

2. Волкова И.О. Концепция построения системы управления активами электросетевых компании в России на основе бенчмаркинга// Научно-технические

ведомости СПбГПУ, 2008. № 2. С.101-108.

3. Волкова И.О., Кобец Б.Б. Управление активами электросетевых компаний: зарубежный опыт / Монография. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГТУ, 2007. 126 с.

Мошкалёв Д.С.

эффективность инвестиций проекта продления срока эксплуатации энергоблока АЭС

Программы развития электроэнергетики России, принятые в последнее время, предусматривают постепенное увеличение доли атомной энергетики в общей выработке электроэнергии. Эта задача будет решаться путем ускоренного ввода в эксплуатацию новых, а также продления сроков эксплуатации (ПСЭ) действующих энергоблоков АЭС [1].

Строительство новых энергоблоков АЭС требует значительных капитальных вложений, объем которых ограничен. Решением проблемы сохранения баланса мощности и электроэнергии в регионе является ПСЭ атомных энергоблоков, введенных в эксплуатацию в 70-80-х гг. XX в. и подошедших к окончанию проектного срока эксплуатации (30 лет для энергоблоков I и II поколений).

Одним из основных этапов реализации любого инвестиционного проекта является оценка его экономической эффективности, результаты которой позволяют потенциальным инвесторам оценить проект по его инвестиционной привлекательности и финансовой реализуемости. Оценка экономической эффективности - это инструмент, обеспечивающий всех заинтересованных в реализации инвестиционного проекта сторон информацией, необходимой для принятия решения об инвестировании и возможных способах финансирования проекта.

Сложившийся в отечественной атомной энергетике методический подход к оценке экономической эффективности инвестиционных проектов ориентирован на анализ показателей абсолютной эффективности независимого (рассматриваемого обособленно) проекта (ЧДД, срок окупаемости, ВНД и т. д.) без учета его взаимосвязей с развитием энергосистемы и отрасли. Такой подход позволяет инвестору оценить эффективность капи-

тальных вложений в рассматриваемый проект на основании полученных значений общепринятых в мировой практике показателей экономической эффективности, однако не полностью соответствует основным принципам системных исследований в энергетике.

Ниже изложены результаты обоснования экономической целесообразности ПСЭ энергоблока № 4 Ленинградской АЭС, выполненного специалистами ФГУП «ГИ «ВНИПИЭТ» в соответствии с действующей методикой.

Ленинградская АЭС предназначена для выработки электроэнергии с выдачей ее в энергосистему Северо-Запада России, а также для теплоснабжения г. Сосновый Бор и окружающей промышленной зоны. В настоящее время на двух промышленных площадках Ленинградской АЭС находятся в эксплуатации четыре энергоблока с канальными реакторами кипящего типа (РБМК-1000). Суммарная установленная мощность ЛАЭС - 4 млн. кВт. Проектный срок эксплуатации каждого энергоблока - 30 лет.

Пуск энергоблока № 4 ЛАЭС был осуществлен в феврале 1981 г. Окончание проектного срока эксплуатации энергоблока - февраль 2011 г.

Проект ЛАЭС с реакторами РБМК разрабатывался на основе опыта проектирования и эксплуатации ранее построенных в стране промышленных уран-графитовых реакторов. В процессе эксплуатации энергоблоков с реакторами РБМК возрастали требования к безопасности объектов атомной промышленности и создавались нормы и правила их эксплуатации и проектирования. Изменения правил и аварии, имевшие место на различных блоках, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., привели к радикальному изменению подхода к обеспечению надежности и безопасности действующих энергоблоков ЛАЭС [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.