УДК 65 (338.242.2)
Остроухова Наталья Г ригорьевна
Филиал ФГБОУ «Самарский Государственный Технический университет» в г. Сызрань
Россия, Сызрань Кандидат экономических наук, ст. преподаватель E-Mail: [email protected]
Особенности реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях энергетики
Аннотация: В статье приведены актуальные на сегодняшний день проблемы отечественной энергетики, а также определены основные направления их решения. В качестве одного из таких направлений обосновывается необходимость использования процессноориентированного подхода к управлению и реинжиниринга на предприятиях отечественного топливно-энергетического комплекса. Рассмотрение деятельности производственноэкономических систем не как совокупности функций, а как цепочки бизнес-процессов позволит повысить скорость выполнения заявок клиентов, качество их обслуживания и, как следствие, добавленную входным ресурсам ценность. Ориентация на потребителя является ключевой для предприятий энергетики ввиду особенностей производственного процесса и осуществляемых в отраслях энергетики реформ. Для привлечения иностранных инвестиций предприятия российского топливно-энергетического комплекса должны занять устойчивые позиции на мировом энергетическом рынке, что невозможно без применения эффективных подходов к управлению. На основе анализа существующих трактовок понятия «реинжиниринг бизнес-процессов» разработано авторское определение данного термина. Также в статье проанализированы различные виды реинжиниринга бизнес-процессов с учетом условий функционирования предприятий отечественной энергетики. Статья содержит перечень особенностей бизнес-процессов энергетических предприятий и, как следствие, особенностей их реинжиниринга.
Ключевые слова: Бизнес-процессы; реинжиниринг бизнес-процессов; топливноэнергетический комплекс; электроэнергетика; процессный подход; функциональный подход; реформирование энергетики; управление бизнес-процессами; эффективность бизнес-процессов; потребитель.
Идентификационный номер статьи в журнале 156БУЫ613
Natalya Ostroukhova
The Syzran branch of Samara Technical University
Russia, Syzran E-Mail: [email protected]
Features of reengineering of business-processes of the enterprises of power engineering
Abstract: The article contains the actual problems of the national energy industry and ways of its solution. One method is to use the process approach to management and reengineering at the enterprises of the domestic fuel and energy complex. Process approach considers the activities of industrial and economical systems not as a set of functions and as a chains of business-processes that allows to increase the speed of execution of customer requests, quality of service and as a consequence the value-added entrance resources. Customer orientation is the key for enterprises in the energy sector due to the peculiarities of the production process and carried out reforms in the energy industries. Enterprises of the Russian fuel and energy complex in order to attract foreign investment should take a stable position on the world energy market, which is impossible without the use of effective management approaches. The author of the article has developed its own definition of «re-engineering of business processes based on the analysis of existing interpretations of this concept. The author also analyzed the different types of reengineering of business-processes taking into account the conditions of functioning of the enterprises of the domestic energy sector. Article contains a list of features of business processes of energy enterprises and the peculiarities of their reengineering.
Keywords: Business processes; reengineering of business processes; fuel and energy complex; electric power industry; the process approach to management; functional approach to management; reforming of energy sector; business process management; the efficiency of business processes; customer.
Identification number of article 156EVN613
Добыча и реализация углеводородного топлива играет одну из главных ролей в формировании бюджета России, нефть и природный газ имеют значительный удельный вес в структуре экспорта страны, что и определяет значение топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для отечественной экономики. Отдельные отрасли ТЭК появились в XVIII в. (угольная промышленность), во второй половине XIX в. (нефтяная и газовая промышленность), другие лишь в XX в. (атомная энергетика, электроэнергетика). Сформировавшаяся как самостоятельная отрасль промышленности в начале XX века, энергетика обеспечивала другие отрасли народного хозяйства необходимыми энергоресурсами в рамках форсированной индустриализации и коллективизации, в годы Великой Отечественной войны, а также послужила амортизаторам для экономики страны в годы перестройки. Однако более чем вековая история, значительные экономические и физические нагрузки привели к снижению потенциала ТЭК. В настоящее время в российской энергетике существует ряд проблем, состояние отрасли по которым, можно охарактеризовать как критическое [4]:
• низкий технологический уровень отрасли;
• высокий процент износа основных производственных фондов (ОПФ) отраслей ТЭК;
• некомпенсируемое выбытие объектов ОПФ;
• снижение интенсивности геологоразведочных работ в нефтяной и газовой промышленности;
• снижение объемов и темпов внедрения инновационных технологий;
• истощение минерально-сырьевой базы;
• низкая квалификация и уровень образования работников отраслей энергетики;
• усиливающееся негативное воздействие на окружающую устаревших объектов ОПФ;
• значительные потери энергии и энергоносителей в процессе добычи и переработки энергоресурсов, при транспортировке и потреблении энергии;
• снижение инвестиционной привлекательности отрасли.
Также отмечается снижение эффективности использования энергоресурсов, добытых на территории России, как по сравнению с предыдущим периодом, так и по сравнению с развивающимися странами, не говоря о развитых. Не происходит положительных изменений и по еще одному проблемному для России энергетическому вопросу - значительная энергоемкость экономики [9].
При отсутствии своевременного решения указанные проблемы создают угрозу энергетической и стратегической безопасности страны. Кроме того, ухудшение состояния энергетики приведет к снижению эффективности других отраслей народного хозяйства. Поэтому решение указанных проблем ТЭК является первоочередной задачей на пути стабилизации экономики страны.
Одной из ключевых проблем российского топливно-энергетического комплекса является недостаток отечественных и зарубежных инвестиций. Отсутствие финансирования препятствует обновлению ОПФ, проведению геологоразведочных работ, восстановлению минерально-сырьевой базы, осуществлению НИОКР и т.д. Именно в повышении инвестиционной привлекательности отраслей отечественной энергетики заключается решение большинства проблем данного комплекса.
Однако для привлечения дополнительных (в особенности иностранных) инвестиций предприятия ТЭК России должны занять устойчивую позицию на мировом энергетическом рынке и обеспечить соответствие применяемых подходов, методов организации и управления бизнесом стандартам ISO и принципам всеобщего управления качеством (TQM) [10]. Осуществить такое соответствие позволит переход от функционального управления к процессно-ориентированному.
Применяемый еще со времен плановой экономики многими отечественными предприятиями функциональный подход оказался малоэффективным в условиях рынка. При ориентации управления на выполнение отдельных функций без должного внимания руководства остаются потребители, что недопустимо в условиях конкурентной борьбы. Согласно процессному подходу к управлению деятельность компании представляет собой совокупность различных процессов по переработке ресурсов с целью удовлетворения потребностей клиентов. Именно потребитель и его потребности - основная цель в процессноориентированном управлении.
При функциональном подходе сотрудники заинтересованы в эффективном выполнении отдельных функций, а не всего процесса, что приводит к возникновению противоречий в работе отдельных структурных подразделений, снижению эффективности деятельности организации и скорости ее реакции на изменения внешней среды. Сосредоточение внимания не на отдельных функциях, а на цепочках операций (бизнес-процессах), которые выполняются многими структурными подразделениями совместно, позволит решить эти проблемы и повысить эффективность управления предприятием и эффективность его деятельности [3]. Кроме того, процессный подход к управлению имеет большую эффективность в условиях глобализации экономики по причине широкого применения информационных технологий.
В тоже время процессный подход не предполагает полный отказ от методов управления, характерных для функционального подхода. Для достижения максимального эффекта предполагается их рациональное сочетание. Именно поэтому речь идет о «переходе от функционального подхода в управлении к процессному», а не об «отказе от функционального управления в пользу процессного».
Теория управления содержит наработки в области теоретических основ, концептуальных подходов к организации и управлению бизнес-процессами, которые широко используются зарубежными компаниями. Однако относительно небольшой возраст данного направления менеджмента, сложность его основных идей ограничивает их восприятие и применение на практике даже в развитых странах.
В мировой практике менеджмента процессный подход к управлению уже давно применяется руководством различных компаний и подкреплен соответствующими теоретическими разработками. В России же это относительно новое направление в менеджменте, не имеющее точного понятийно-категориального аппарата, эффективных методов и инструментов.
В работе [3] проведен анализ существующих определений термина «бизнес-процесс» и выделены основные черты последнего:
1. наличие цели;
2. выход бизнес-процесса ориентирован на потребителя;
3. вход бизнес-процесса представлен различными ресурсами;
4. выходом бизнес-процесса могут быть товары и услуги;
5. системный характер;
6. имеет определенную продолжительность во времени;
7. является моделью совокупности операций или функций.
В результате интеграции приведенных выше характерных для бизнес-процесса свойств автором разработано определение термина «бизнес-процесс», которое будет использовано в данной статье [3]: бизнес-процесс - динамическая модель системы действий по
преобразованию «входов» в «выходы», направленных на достижение цели компании и удовлетворение потребностей клиентов.
Процессы добычи, переработки энергоресурсов, транспортировки, распределения и потребления энергии и энергоносителей протекают практически одновременно. Энергия и энергоносители обладают рядом свойств, отличающих их от продукции других отраслей промышленности (например, невозможность складирования и выбраковывания электроэнергии). Все это требует разработки методов и инструментов управления бизнес-процессами специально для энергетических предприятий.
Исследователями в области процессного подхода к управлению на предприятиях ТЭК выделены следующие особенности бизнес-процессов предприятий энергетики [6]:
1. высокая степень интеграции с добывающими предприятиями;
2. высокая фондоемкость;
3. непрерывное производство;
4. высокая энергоемкость;
5. неэластичный спрос на продукцию.
В работе А.Н. Ветчинкина указано, что бизнес-процессы отечественных энергокомпаний излишне-специализированы (что является следствием применения функционального подхода к управлению) и раздроблены [12].
В статье [3] указаны такие особенности бизнес-процессов энергокомпаний как высокая степень интеграции с распределительными компаниями, вертикальная интеграция бизнес-процессов добычи, переработки, транспортировки и распределения готового продукта конечному потребителю, зависимость от уровня развития транспортной инфраструктуры.
Привлечение дополнительных инвестиций в отрасли ТЭК станет возможным, когда инвестор будет уверен не только в возврате своих средств, но и в получении максимального дохода по сравнению с другими вариантами вложения. Обеспечить такие гарантии инвестору могут лишь предприятия, действующие в условиях преимущественно неценовой конкуренции.
Проводимые реформы отраслей ТЭК направлены на снижение государственного вмешательства в функционирование рынков энергетики и создание условий для эффективной конкурентной борьбы. Так реструктуризация электроэнергетической отрасли в 2006-2011 г. привела к установлению свободного ценообразования на рынках электроэнергии и мощности. В результате реорганизации РАО ЕЭС России в 2008 г. некоторые предприятия отрасли перешли к процессному подходу в управлении [10].
Однако продолжающиеся реформы как в самой электроэнергетики, так и в смежных отраслях ТЭК, кризисные явления в отечественной и мировой экономике, отмеченные выше нечеткость понятийно-категориального аппарата теории бизнес-процессов и отсутствие эффективных методов и инструментов управления ими обуславливают относительно низкую
эффективность применения процессно-ориентированного подхода к управлению в энергетике.
Предприятиям электроэнергетики, осуществившим переход к процессному методу управления, не удалось достичь рационального сочетания методов функционального и процессного подходов (о котором говорилось выше), в результате чего наблюдается неэффективность избыточных, излишне специализированных, раздробленных, дорогостоящих бизнес-процессов [12].
Одним из способов повышения эффективности бизнес-процессов является осуществление их реинжиниринга. Появление термина «реинжиниринг бизнес-процессов» связано с научными исследованиями американских ученых Майкла Хаммера и Джеймса Чампи. Согласно работам Хамера и Чампи реинжиниринг бизнес-процессов - это фундаментальное переосмысление и радикальная модификация бизнес-процессов для достижения перелома в работе по совершенствованию в критических текущих показателях, таких как затраты, качество, обслуживание и скорость [2].
Пеппард и Роуланд в своей работе [11] определяют реинжиниринг бизнес-процессов как философию совершенствования, основной задачей которой является достижение фундаментальных улучшений путем перепроектирования процесса таким образом, что масксимизируется добавление ценности, а прочие показатели минимизируются. Этот подход можно применить как на уровне отдельного процесса, так и на уровне всей организации.
Рубцов С.В. [13] дает следующее определение реинжинирингу бизнес-процессов: это методическое направление, изучающие вопросы процессной организации систем управления и дающие решения по их построению.
У Рудаковой О.С. [8] под реинжинирингом понимается кардинальное изменение структуры управления, которое базируется на выделении взаимодействующих бизнес-процессов.
В работе Кутелева П.В. [7] реинжиниринг бизнес-процессов рассматривается как кардинальное изменение традиционной функционально ориентированной структуры управления производственно-экономической системы, основанное на выделении взаимодействующих бизнес-процессов, обусловленое необходимостью не устранять системные ошибки в несоответствующей современному рынку схеме организации управления предприятиями, а внедрять принципиально новую модель бизнеса.
Ахриев С.А. [5] определяет реинжиниринг бизнес-процессов как научно-обоснованную методологию реструктуризации предприятий на основе концепции процессного управления.
На основе анализа вышеприведенных определений термина «реинжиниринг бизнес-процессов» можно выделить его ключевые элементы:
1. переосмысление подхода к управлению;
2. модификация уже существующих бизнес-процессов;
3. создание бизнес-процессов в функционально-ориентированных структурах;
4. ориентация на добавление ценности входным ресурсам, затраты, обслуживание,
качество и скорость выполнения бизнес-процессов;
5. создание новой модели бизнеса;
6. реструктуризация предприятия.
Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов применяется не только на предприятиях с процессно-ориентированным подходом к управлению, но и в функционально-
ориентированных организационных структурах как средство внедрения новых подходов менеджмента. Это и объясняет необходимость исследования реинжиниринга в энергетике, так переход к процессно-ориентированному управлению создает дополнительные условия для развития и повышения эффективности деятельности предприятий ТЭК.
Обобщая все вышесказанное можно дать следующее определение термину «реинжиниринг бизнес-процессов» - это концептуально-методологический подход к созданию новой модели управления производственно-экономической системой, в которой отдельные функции заменяются бизнес-процессами, а существующие неэффективные бизнес-процессы модифицируются с целью улучшения качества их выполнения, обслуживания клиентов, увеличения скорости выполнения и добавленной входным ресурсам ценности при минимальных затратах.
В работах ученых, посвященных реинжинирингу бизнес-процессов, выделяют несколько его разновидностей. Андерсон Б. в своей работе [1] указывает на существование двух видов реинжиниринга бизнес-процессов:
1. Систематический реинжиниринг - это изучение с целью лучшего понимания, документирование и анализ существующего бизнес-процесса для систематического создания новых и лучших процессов.
2. Реинжиниринг «с чистого листа» - это полная ликвидация существующего бизнес-процесса с последующим фундаментальным переосмыслением и созданием с нуля нового бизнес-процесса.
В работе Ускова А.Е. [10] выделены следующие виды реинжиниринга бизнес-процессов:
1. Кризисный реинжиниринг - это перепроектирование бизнес-процессов.
2. Реинжиниринг развития - это совершенствование бизнес-процессов.
Применительно к российской энергетике отнести происходящие изменения в подходах и методах управления к какому-то одному виду реинжиниринга практически невозможно. На каждом этапе проведения реформ отраслей ТЭК, при изменениях рыночных условий в этих и других отраслях народного хозяйства преобладает та или иная разновидность. Так, в результате реформирования рынка электроэнергии компании, выбравшие процессноориентированный подход к управлению, осуществляли реинжиниринг «с чистого листа». Кризисные явления в мировой и отечественной экономике, снижение объемов потребления и мировых цен на углеводороды вынуждают компании нефтегазового комплекса применять кризисный реинжиниринг.
В целом, осуществляемый в отраслях ТЭК реинжиниринг можно охарактеризовать как трансформационный, для которого характерно переосмысление подходов к управлению производственно-экономическими системами в ответ на коренное преобразование их внешней среды.
Следует также отметить особенности осуществления реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях энергетики:
1. невозможно осуществлять реинжиниринг изолировано на каком-либо предприятии ввиду высокой степени интеграции бизнес-процессов в отраслях ТЭК;
2. зависимость основных ориентиров реинжиниринга бизнес-процессов (качество, скорость, обслуживание, добавление ценности, затраты) нефтяных и газовых компаний от состояний мирового энергетического рынка;
3. наличие монополий в отдельных отраслях и сферах деятельности ТЭК;
4. незначительный опыт осуществления реинжиниринга как в энергетики, так и в других отраслях промышленности.
Последняя из приведенных в этом списке особенностей отмечается многими отечественными исследователями процессно-ориентированного подхода к управлению, и указывает на актуальность разработок в области понятийно-категориального аппарата и методологии осуществления реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях российского ТЭК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты для совершенствования. - 5-е изд. -
М.: Стандарты и качество, 2008. - ISBN: 9785949380659
2. Хаммер, М., Чампи, Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в
бизнесе. Пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.С. Катькало. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2000. - 332 с.
3. Остроухова, Н.Г. Бизнес-процессы предприятий ТЭК: понятие, содержание,
классификация. Сибирская финансовая школа. - Сибирская академия финансов и банковского дела. - 2012. - №1/90. - с. 118-122. - ISSN 1993-4386
4. Остроухова, Н.Г. Основные проблемы транспорта газа в России. Сибирская
финансовая школа. - Сибирская академия финансов и банковского дела. - 2010. -№ 5. - с. 32-35. - ISSN 1993-4386:
5. Ахриев, С.А. Реинжиниринг бизнес-процессов нефтяных компаний: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05/Ахриев Сандро Алиханович; [Место защиты: Финансовая академия при Правительстве РФ]. - Москва, 2005. - 24 с.
6. Кириллов, А.М. Методологические аспекты развития бизнес-процессов в нефтеперерабатывающей промышленности и оценка их эффективности: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/Кириллов Александр Михайлович; [Место защиты: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского]. -Нижний Новгород, 2007. - 23 с.
7. Кутелев, П.В. Системное управление трансформацией бизнес-процессов на промышленном предприятии: концепция, механизмы реализации: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.05/Кутелев Павел Владимирович; [Место защиты: Южный федеральный университет]. - Ростов-на-Дону, 2007. - 57 с.
8. Рудакова, О.С. Методология реинжиниринга бизнес-процессов промышленных организаций: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.05/ Рудакова Ольга Степановна; [Место защиты: Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности]. - Москва, 2010. - 45 с.
9. Ситниченко, П.С. Логистические стратегии реинжиниринга бизнес-процессов
теплоэнергетического предприятия : автореферат дис. ... кандидата
экономических наук : 08.00.00 / Ситниченко Павел Сергеевич; [Место защиты: Ростовский государственный экономический университет]. - Ростов-на-Дону, 2007 25 с. : 9 07-5/2466
10. Усков, А.Е. Совершенствование системы управления бизнес-процессами в
электросетевых компаниях: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Усков Александр Евгеньевич; [Место защиты: Российский государственный
гуманитарный университет]. - Москва, 2012. - 25 с.
11. Peppard, Joe, Rowland, Philip. The Essence of Business Process Re-engineering. Prentice Hall, Hemel Hempstead, England, 1995
12. Ветчинкин, А.Н. Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов в энергетике Ростовской области в условиях роста энергопотребления [Электронный ресурс]//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.
- 2013. - № 1 (22). URL: http://vestnik.volbi.ru/files/22_v/vestnik_22-41.pdf (дата обращения: 15.12.20013).
13. Рубцов, С.В. Уточнение понятия «бизнес - процесс» [Электронный
ресурс]//Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №6. URL:
http://www.cfin.ru/press/management/2001-6/03.shtml (дата обращения: 14.12.2013)
Рецензент: Тихонов Юрий Алексеевич, доцент, к.э.н., Сызранский филиал Самарского
государственного экономического университета, кафедра экономики и управления.
REFERENCES
1. Andersen, B. Biznes-processy. Instrumenty dlja sovershenstvovanija. - 5-e izd. - M.: Standarty i kachestvo, 2008. - ISBN: 9785949380659
2. Hammer, M., Champi, Dzh. Reinzhiniring korporacii: Manifest revoljucii v biznese. Per. s angl.; pod red. i s predisl. V.S. Kat'kalo. - SPb.: Izdatel'stvo S.- Peterburgskogo universiteta, 2000. - 332 s.
3. Ostrouhova, N.G. Biznes-processy predprijatij TJeK: ponjatie, soderzhanie,
klassifikacija. Sibirskaja finansovaja shkola. - Sibirskaja akademija finansov i bankovskogo dela. - 2012. - №1/90. - s. 118-122. - ISSN 1993-4386
4. Ostrouhova, N.G. Osnovnye problemy transporta gaza v Rossii. Sibirskaja finansovaja shkola. - Sibirskaja akademija finansov i bankovskogo dela. - 2010. - № 5. - s. 32-35.
- ISSN 1993-4386:
5. Ahriev, S.A. Reinzhiniring biznes-processov neftjanyh kompanij: avtoref. diss. ... kand. jekon. nauk: 08.00.05/Ahriev Sandro Alihanovich; [Mesto zashhity: Finansovaja akademija pri Pravitel'stve RF]. - Moskva, 2005. - 24 s.
6. Kirillov, A.M. Metodologicheskie aspekty razvitija biznes-processov v neftepererabatyvajushhej promyshlennosti i ocenka ih jeffektivnosti: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk: 08.00.05/Kirillov Aleksandr Mihajlovich; [Mesto zashhity: Nizhegorodskij gosudarstvennyj universitet im. N.I. Lobachevskogo]. - Nizhnij Novgorod, 2007. - 23 s.
7. Kutelev, P.V. Sistemnoe upravlenie transformaciej biznes-processov na promyshlennom predprijatii: koncepcija, mehanizmy realizacii: avtoref. dis. ... doktora jekon. nauk: 08.00.05/Kutelev Pavel Vladimirovich; [Mesto zashhity: Juzhnyj federal'nyj universitet]. - Rostov-na-Donu, 2007. - 57 s.
8. Rudakova, O.S. Metodologija reinzhiniringa biznes-processov promyshlennyh organizacij: avtoref. dis. ... doktora jekon. nauk: 08.00.05/ Rudakova Ol'ga Stepanovna; [Mesto zashhity: Rossijskij zaochnyj institut tekstil'noj i legkoj promyshlennosti]. -Moskva, 2010. - 45 s.
9. Sitnichenko, P.S. Logisticheskie strategii reinzhiniringa biznes-processov teplojenergeticheskogo predprijatija : avtoreferat dis. ... kandidata jekonomicheskih nauk : 08.00.00 / Sitnichenko Pavel Sergeevich; [Mesto zashhity: Rostovskij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet]. - Rostov-na-Donu, 2007 25 c. : 9 075/2466
10. Uskov, A.E. Sovershenstvovanie sistemy upravlenija biznes-processami v jelektrosetevyh kompanijah: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk: 08.00.05/ Uskov Aleksandr Evgen'evich; [Mesto zashhity: Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet]. - Moskva, 2012. - 25 s.
11. Peppard, Joe, Rowland, Philip. The Essence of Business Process Re-engineering. Prentice Hall, Hemel Hempstead, England, 1995
12. Vetchinkin, A.N. Osnovnye jetapy reinzhiniringa biznes-processov v jenergetike
Rostovskoj oblasti v uslovijah rosta jenergopotreblenija [Jelektronnyj resurs]//Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. - 2013. - № 1 (22). URL: http://vestnik.volbi.ru/files/22_v/vestnik_22-41.pdf (data obrashhenija:
15.12.20013).
13. Rubcov, S.V. Utochnenie ponjatija «biznes - process» [Jelektronnyj
resurs]//Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2001. - №6. URL:
http://www.cfin.ru/press/management/2001-6/03.shtml (data obrashhenija: 14.12.2013)