Научная статья на тему 'Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста'

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3696
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугунова Татьяна Александровна, Кузь Наталья Александровна

В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования, связанные с созданием развивающей предметно-пространственной среды посредством игровой деятельности. В статье рассматриваются требования к развивающей предметнопространственной среде в соответствии с ФГОС ДО, а также построение предметно-игровой среды для детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чугунова Татьяна Александровна, Кузь Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Чугунова Татьяна Александровна, Кузь Наталья Александровна

Новосибирский государственный педагогический университет, г.

Новосибирск

Ключевые слова:

Игра, игровая деятельность, предметно-развивающая среда, развивающая предметно-пространственная среда, дети старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования, связанные с созданием развивающей предметно-пространственной среды посредством игровой деятельности. В статье рассматриваются требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО, а также построение предметно-игровой среды для детей старшего дошкольного возраста.

Введение.

Игра занимает самое важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, поэтому идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОО - это воспитание гармонично развитой личности и счастливого ребенка. Ведь все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта[1]. Проблемой организации развивающей предметно-пространственной среды занимались такие исследовали, как В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин. Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования [4]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [3].

Цель исследования.

Цель работы - исследовать условия развития игровой деятельности, показать возможности моделирования развивающей предметно-пространственной среды как условия развития игровой деятельности детей старшей группы детского сада. Условия организации предметно-пространственной среды: учет возрастных особенностей и потребностей детей, специфика формирования психологических новообразований в разные годы жизни;

многофункциональность; создание специальных зон для самостоятельного активного действия ребенка; создание этической среды. Была разработана программа экспериментального исследования. С целью изучения влияния моделирования развивающей предметно-пространственной среды на уровень развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста мы провели экспериментальную работу.

Методы исследования.

В исследовании принимало участие сорок детей старшего дошкольного возраста, посещающих старшую группу детского сада. Для определения уровня сформированности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста бала использована методика Р. Р. Калининой. Анализ игровой деятельности по методике осуществляется по 7 критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов-заместителей, использование ролевой речи и

выполнение правил. Всего было выявлено 4 уровня: низкий, ниже среднего, средний и высокий. Исследование было организовано в три этапа: констатирующий - выявление актуального уровня развития игровой деятельности, формирующий - моделирование развивающей предметно-пространственной среды с целью развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, контрольный - выявление эффективности экспериментального исследования.

Результаты исследования.

Обобщая данные, мы получили такие результаты: большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Распределение ролей осуществлялось под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы. Роли называются, но выполнение сводится к реализации действий. Игровые действия детей жестко фиксированы. Дети широко используют атрибутивные предметы, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты) на предметное оформление игры уходит значительная часть времени. Правила в игре явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают. На основе полученных результатов мы разработали тематическое планирование, связанное с изменением развивающей предметно-пространственной среды.

При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в группе, было использовано зонирование пространства, которое осуществляется мобильными средствами (расстановкой мебели и оборудования). Изменение среды происходило на протяжении шести месяцев, и были для детей созданы такие зоны, как «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Библиотека», «Строительный уголок», «Патриотический уголок», «Уголок природы и центр экспериментирования», «Познавательный уголок». Для того чтобы дети нашли себе дело по душе, в группе выделены определенные зоны. Они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок, по желанию ребенка, можно легко и быстро преобразовать в другой. Наибольший интерес у детей вызывают такие игры, как «Детский сад», «Семья», «Больница», «Магазин», но сюжеты этих игры однообразны. Также в исследование были включены такие сюжетно-ролевые игры: «Исследователи», «Путешествие на автобусе», «Библиотека», «Зоопарк», «Строительство», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Телевидение», «Путешествие по городу». Развивающая предметно-пространственная среда строится для разных видов игр: предметные, дидактические, развивающие, подвижные; но мы акцентируем внимание на сюжетно-ролевых играх.

Например, уголок природы и центр экспериментирования. Здесь дети могут экспериментировать с предметами из различных материалов: дерево, пластмасса, резина, металл, играть с песком и водой. Играют в сюжетно-ролевую игру «Исследователи». Здесь мы меняли материалы в связи с временем года. На контрольном этапе исследования, мы получили такие результаты: все дети перешли на новый уровень сформированности игровых навыков. Анализ показал, что дети вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей вызывало новое отношение дошкольников к занятиям и к разным видам деятельности. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отстать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения.

Игровые действия этих детей многообразны и логичны. Дети используют многофункциональные предметы и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Так, если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», он назовет свою роль. Дети в процессе игры сообща вырабатывали правила поведения, приучались смело выражать свое мнение, прислушивались к мнению других.

Анализируя наблюдение за игрой детей, стоит отметить, что одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «Семью». Предметом детских чувств, становятся взаимоотношения членов семьи. Например, одна из любимых игр детей «Как будто мамы нет дома». Наиболее популярными у детей старшего дошкольного возраста по-прежнему, оказались

традиционно-бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание малыша и другое. Сюда же входили такие варианты игр, как «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Винкс». У мальчиков чаще всего проигрывали сюжеты таких игр, как «Добрый и злой полицейские», «Тир». В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители. Заключение.

Таким образом, изучая возможности моделирования развивающей предметно-пространственной среды, как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в групповом помещении ДОО воспитатели должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка старшего дошкольного возраста. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе гуманистических принципов образовательного процесса.

Список литературы:

1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие [Текст] / В. П. Арсентьева.- М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.

2. Карабанова, О. А., Алиева, Э. Ф., Радионова, О. Р., Рабинович, П. Д., Марич, Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М.Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.

3. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. - Ростов н/Д, 2014. - 251 с.

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 2.04.2015).

5. Эльконин, Д. Б. Психология игры. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 2008. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.