8. Kazarnovskii V. D. Calculation pavements transitional / V.D. Kazarnovskii , V. M. Smirnov, Y. Kosarev, A. A. Negomedzyanov // Proc. tr. Soyuzdornii " New in the structural design of road pavements ." - M. : Publishing house Soyuzdornii , 1988. - P. 50 - 61.
9. Kalinin A. L. Application of modified plasticity conditions for calculation of pressures safe for subgrade soil. / A. L. Kalinin // Civil Engineering magazine. - 2013 . - Number 4 (39). - P. 35 - 45.
10. Pataleev A. V. Soil Mechanics , Foundations v.1 / A. V. Pataleev , S. Y. Bazhenkov , A. A. Biryukov - M. Transzheldorizdat , 1938 . - 314 p.
11. Semenova T. V. Determination of plastic deformation of materials used in road con - struction / T.V. Semenova, S.A. Gordeeva , V.N. Duke // Herald Trace . - 2012 . - № 4 . - P. 249 - 257.
12. Semenova T. V. Plastic deformation of materials with discrete structure in terms of three -axle compression when exposed to cyclic loads / T. V. Semenova, V. N. Duke // Vestnik SibADI . - 2013 . -№ 1 (29). - P. 68 - 73.
13. Florin V. A. Fundamentals of soil mechanics . General dependence and stress state structures V.1./ V. A. Florin . - A Gosstroiizdat , 1959 . - 357 p.
14. Appea A.K. Validation of FWD Testing Results at the Virginia Smart Road: Theoretically and by Instrument Responses // Ph.D. thesis, Virginia Polytechnic Institute and State University, Blacksburg, VA, 2003.
15. Craig R. F. Soil Mechanics. - Seventh edition. Department of Civil Engineering, University of Dundee, UK. - Published by Taylor & Francis e-Library, London and New York, 2004. 447 p.
16. Leng J. Characteristics and Behavior of Geogrid-Reinforced Aggregate under Cyclic Load. // A Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophy. -2002. 152 p.
17. Love A. E. H. A Treatise on the Mathematical Theory of Elasticity. New York: Dover Publications, 1944. 643 p.
18. Niemunis A., Wichtmann T., Triantafyllidis T. A high-cycle accumulation model for sand. // Computers and Geotechnics, 2005. Vol. 32, No4, P. 245-263.
19. Steven B. D. The development and verification of a pavement response and performance model for unbound granular pavements // A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the Degree of Doctor of Philosophy in the University of Canterbury. - 2005. p. 291.
20. Werkmeister S., Dawson A., Wellner F. Pavement design model for unbound granular materials. // Journal of Transportation Engineering, ASCE, 2004. Vol. 130, №5, Pp. 665-674.
21. Werkmeister S. Permanent deformation behaviour of unbound granular materials in pavement constructions // Ph.D. thesis, University of Technology, Dresden, Germany. - 2003. 189 p.
22. Wichtmann T., Niemunis A., Triantafyllidis T. Strain accumulation in sand due to drained cyclic loading: on the effect of monotonic and cyclic preloading (Miner's rule) // Soil Dynamics and Earthquake Engineering, 2010. Vol.30, No8. Pp. 736-745.
Александрова Наталья Павловна - кандидат технических наук, доцент Сибирской государственной автомобильно-дорожной
академии (СибАДИ). Основное направления научной деятельности: Совершенствование методов расчета нежестких дорожных одежд.
Семенова Татьяна Викторовна - кандидат технических наук, доцент Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Основное направления научной деятельности: Проектирование,
строительство и эксплуатация автомобильных дорог. e-mail: semenova_tv@sibadi.org.
Долгих Гзннадий Владимирович - аспирант кафедры СЭД, Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Основное направление научной деятельности -Совершенствование методов расчета нежестких дорожных одежд. E-mail: gennadiy1987_87@mail.ru
УДК 624.012.
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ КОРОТКИХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БАЛОК
Т. И. Баранова|, Ю. П. Скачков, О. В. Снежкина, Р. А. Ладин
Аннотация. По результатам экспериментальных исследований усовершенствован метод расчета прочности коротких железобетонных балок при изменении пролета среза и схем армирования.
Ключевые слова: короткие железобетонные балки, схемы разрушения и трещино образования, прочность.
Введение
В научном Центре Пензенского государственного университета архитектуры и строительства под руководством профессора Т. И. Барановой на протяжении многих лет проводились экспериментально-теоретические исследования
железобетонных конструкций. К настоящему
времени восполнен пробел по расчету и конструированию коротких железобетонных элементов с пролетом среза а/С0<1, имеющих сложный характер сопротивления. Исследования показали, что моделирование работы железобетонных конструкций при действии поперечных сил является перспективным направлением и хорошо
описывает физическую работу указанных конструкций [1].
Принятые ранее границы определения класса коротких элементов являются условными по причине недостаточных экспериментальных исследований. Целью данной работы является развитие методов расчета прочности коротких балок на основе каркасно-стержневой модели [1] при увеличении пролета среза от 1 до 1,5 по экспериментальным данным.
Экспериментально-теоретические исследования. Программой исследований предусматривалось: определение прочности балок; определение трещиностойкости балок; определение ширины раскрытия трещин балок; определение влияния горизонтальных и вертикальных хомутов на прочность, трещиностойкость и ширину раскрытия трещин в балках с пролетом среза a/h0 от 1 до 1,5; определение влияния пролета среза на характер образования трещин, вид разрушения в балках без поперечной арматуры и в балках, армированных равномерно распределенной арматурой.
Для изучения сжатой зоны испытывались образцы коротких балок прямоугольного сечения с размерами 25x40 см. Длина образцов изменялась в соответствии с пролетом среза. Всего было изготовлено 10 образцов. Шесть образцов имели только продольную растянутую арматуру. Исследуемым фактором принимался пролет среза. Два образца армировались горизонтальными, два вертикальными хомутами. В этом случае исследуемым фактором являлся вид распределенного армирования при изменении a/h0 от 1 до 1,5. Все образцы коротких балок имели одинаковое количество растянутой продольной арматуры цЬ=0,85 % [2,3].
Для оценки действительной работы растянутой зоны коротких балок при изменении пролета среза от 0,5 до 1,5 использовались результаты
экспериментальных испытаний 15 балок Голландского института CUR, имеющие аналогичные геометрические и физические параметры. Исследуемым фактором являлось количество продольной арматуры |js = 0,7-1,2% .
Для улучшения визуального наблюдения за образованием трещин подготовка к испытаниям производилась в следующем порядке. Выполнялась зачистка и побелка поверхности бетона образцов. Для
измерения деформаций бетона на боковую грань образца наклеивались тензодатчики с базой 50 мм.
Схема и общий вид установки для испытаний показана на рис. 1. Нагружение балок производилось гидравлическим домкратом ДГ-200 через систему распределительных траверс поэтапно: по 2000 кг до образования исследуемых трещин и далее, до разрушения, по 5000 кг. Схема нагружения показана на рис.1. Определение ширины раскрытия трещин в бетоне производилась с использованием трубки Брюнелля.
1
Рис. 1. Схема силовой установки испытания образцов-балок: 1 - металлическая рама;
2 - распределительная траверса; 3 - гидродомкрат; 4 - опорные площадки;
5 - жесткий штамп; 6 - испытываемый образец; 7 - катки
Схемы разрушения и
трещинообразования. По результатам испытаний произведена классификация трещин, определены разрушающие усилия, а также усилия при образовании и развитии трещин при изменении основных факторов.
Опытные образцы балок серии 1 с пролетом среза от 0,25 до 1,5, Б-1...Б-6 разрушились по сжатой зоне (рис.2). Опытные балки Б-1, Б-2 с пролетом среза 0,25...0,5 разрушились по наклонной трещине, проходящей внутри сжатого подкоса. Примечательно, что траектории этих трещин приближаются к диагонали наклонной
5
полосы бетона, расположенной между грузовой и опорной площадками. При этом трещина имеет быстрый характер образования, определяющий момент разрушения. Важно отметить, что диагональная трещина пересекает серию прерывистых наклонных трещин,
характерных при раздавливании бетона. Момент разрушения в балке Б-1 сопровождался выделением сжатой наклонной полосы наклонной трещины с внешней стороны у грузовой площадки, в балке Б-2 - образованием серии наклонных прерывистых трещин, расположенных у опорной и грузовой площадок, характеризующих раздавливание бетона.
Разрушение балок Б-З...Б-6 с пролетом среза 0,75...1,5 происходит по наклонным трещинам, расположенным в сжатом подкосе (вблизи внутренней границы этого подкоса). Характерно, что изначально наклонные трещины образуются в нижней части балки у внутренней части опорной площадки, и в момент ее образования длина составляет 0,8 от высоты. Усилие образования этой трещины составляет 0,6-0,5 от разрушающей. С увеличением пролета среза увеличивается количество трещин, образующихся в бетоне растянутой зоны. В момент разрушения в балках Б-3, Б-4 происходит слияние граничной трещины с трещиной, траектория которой приближается к диагонали условной сжатой полосы. Таким образом, граничные наклонные трещины, выделяющие сжатый подкос с внутренней стороны, переходят в диагональную трещину.
В балках Б-5, Б-6 с пролетом среза 1,251,5 разрушение сжатой полосы сопровождалось местным разрушением бетона под грузовой и опорными площадками, имеющим клинообразный характер. В момент разрушения зоны сжатия объединялись одной либо двумя близко расположенными наклонными трещинами. Длина этих трещин составляла примерно 0,7 от высоты балки, траектория трещины смещалась к внутренней грани сжатой полосы, то есть в сторону максимальных сжимающих напряжений.
В балке Б-7 разрушение сжатой полосы характеризуется наличием прерывистых наклонных трещин, концентрирующихся у внутренней грани наклонной сжатой полосы, то есть в зоне максимальных напряжений внутри сжатой бетонной полосы. Балка Б-8 с вертикальными хомутами и пролетом среза 1,5 разрушалась по сжатой бетонной полосе при активном развитии наклонной трещины с диагональной траекторией внутри сжатого подкоса. При этом, в балках Б-7 и Б-8 разрушающая сила увеличилась в 1,65-1,6 раза по сравнению с балками без распределенного армирования.
В балке Б-9 с пролетом среза а/С0=1 разрушение происходило почти
одновременно по сжатой и растянутой зоне. Основной характеристикой вида разрушений является активное развитие наклонных и вертикальных трещин и увеличение их количества. Разрушающее усилие возросло в 1,4 раза. Разрушение балки Б-10 произошло по растянутой зоне с активным раскрытием вертикальных трещин, выделяющих сжатую зону бетона. Разрушающее усилие увеличилось в 1,5 раза по сравнению с балками без распределенного армирования
В балках с пролетом среза а/И0 до 1,5 можно выделить четыре вида характерных трещин. К первому виду отнесены вертикальные трещины Т-Р, расположенные в растянутой зоне балки. Ко второму виду отнесены наклонные трещины, названные граничными, - Т-Г. Характер расположения их меняется. Они могут выделять сжатую зону бетона как с внутренней, так и с внешней стороны, либо только с одной из сторон. К третьему типу отнесены: серия параллельных прерывистых наклонных трещин, расположенных в сжатой зоне бетона, - 2Т-0, и, наконец, к четвертому типу отнесены магистральные наклонные трещины, расположенные внутри сжатой наклонной полосы, - Т-О.
В балках с пролетом среза а/И0 до 1,5 выявлено два вида разрушения: разрушение по наклонной сжатой бетонной полосе и по растянутому арматурному поясу [2,3,4].
Б-6 а/Со=1,5
Рис. 2. Фотографии опытных образцов коротких балок серии 1
Напряженно-деформированное состояние коротких бапок. В балках с а/И0<1,5 главные сжимающие напряжения концентрируются в наклонных участках, расположенных между грузовой и опорными площадками. Главные растягивающие напряжения концентрируются в
горизонтальных участках, расположенных вдоль нижней грани балки. Особенность характера изменения положения наклонных участков, в пределах которых концентрируются главные сжимающие напряжения при увеличении пролета среза от 0,25 до 1,5, заключается в том, что при увеличении пролета среза снижается угол наклона главных сжимающих напряжений, уменьшается ширина наклонного участка, в пределах которого происходит концентрация главных сжимающих напряжений. Кроме того, увеличивается значение главных сжимающих напряжений у внутренней грани наклонного участка. Согласно напряженно-
деформированному состоянию балок, поверхность бетона можно разделить на характерные зоны. Первая зона представляет собой наклонную полосу, расположенную между грузовой и опорной площадками, в пределах которой концентрируются главные сжимающие
напряжения. Вторая зона представляет собой горизонтальный участок в нижней части балки, в пределах которого концентрируются главные растягивающие напряжения. Третья и четвертая зоны располагаются с внутренней и с внешней стороны сжатого наклонного участка бетона и характеризуются малыми напряжениями (рис. 3) Г5,6,71.
Рис. 3. Зоны напряженно-деформированного состояния коротких балок
Методология расчета прочности. На
основании экспериментальных
исследований, проведенных авторами и анализа напряженно-деформированного состояния балок а/И0 < 1,5, можно заключить, что закономерность изменения разрушающих усилий в балках с пролетом среза от 1 до 1,5, как по сжатой, так и по растянутой зоне,
гармонически продолжает соответствующие закономерности для балок с пролетом среза до 1. Следовательно, работу балок с 1 < а/С0
< 1,5 целесообразно представить в виде каркасно-стержневой модели (рис.4).
/ a 1 a
А '
Рис. 4. Схема каркасно-стержневой модели для определения прочности коротких балок с a/ho 1 до 1,5
Согласно расчетной модели, сжимающее усилие определяется по следующей зависимости:
S = 0,5F / sin а, (1)
где F - внешняя сила; S - сжимающее усилие в наклонном элементе модели; а -угол наклона сжатой бетонной полосы, определяемый согласно расчетной модели;
Продольное растягивающее усилие определяется по зависимости:
Ts = 0,5 Fs / tga, (2)
где Fs — внешняя сила; Ts — продольное растягивающее усилие в горизонтальном элементе модели.
Предельное состояние по сжатой зоне наступает при достижении сжимающих напряжений предела прочности при сжатии — фЬ Rb, а по растянутой — при достижении растягивающих напряжений предела прочности — ys Rs.
На основе рассмотренной схемы, для определения условия прочности балок с пролетом среза 1< a/h0 < 1,5 предложены следующие расчетные зависимости по сжатой и растянутой зонам:
S = Sb + Ssw, (3)
Sb < уь фь Rb b lb, (4)
Ts <ys Rs As, (5)
где Sb — сжимающее усилие расчетной бетонной полосы; Ssw усилие в арматуре при ее прямом и косвенном участии в работе наклонной сжатой полосы бетона; фь — коэффициент, учитывающий влияние бетона, окружающего расчетную полосу.
Отличительной особенностью характера напряженно- деформированного состояния балок с пролетом среза от 0,75 до 1,5 является увеличение размеров растянутой зоны (зона 2, рис. 3), а также зоны малых напряжений (зона 4, рис. 3), что приводит к качественному и количественному влиянию указанных зон на работу сжатой наклонной бетонной полосы. Предлагается при расчете балок с пролетом среза 0,75 < a/h0 < 1,5 ввести зависимость (6) для определения коэффициента фь, учитывающего влияние только верхней, малонапряженной зоны бетона, окружающего сжатую расчетную полосу:
фЬ = (A/OC2 / A/0C1)1/3, (6)
yb, ys — коэффициенты, полученные на основе экспериментов; /ь — ширина расчетной бетонной полосы, определяемая по формулам (7), (8) согласно [1] и принимаемая меньшим из значений, при a/h0 > 0,75, lb > 0,8 /sUp sin a;
rh = 0,5
T2 фЬ
Г
sup
Sin a,
Jn -
lb = Yi Фь
Г
sup
Sin a;
(7)
(8)
где у1 - коэффициент, учитывающий неравномерный характер распределения сжимающих напряжений у опоры [1]; у2 -коэффициент, учитывающий наличие арматуры в зоне передачи нагрузки.
Таким образом, при разработке метода расчета прочности балок по сжатой и растянутой зонам при изменении пролета среза а/С0 от 1 до 1,5 на основе расчетной
модели в полной степени использован принципиальный подход к оценке прочности коротких балок с пролетом среза до 1. В рамках принятого метода расчета учтено изменение напряженно-деформированного состояния коротких балок при увеличении пролета среза до 1,5 (расчетные зависимости 4, 6). Предлагается при расчете балок с пролетом среза 0,75 < а/С0 < 1,5 учитывать влияние только верхней, малонапряженной зоны бетона (зона 4, рис. 3), окружающей сжатую расчетную полосу бетона.
Выводы
• Основную роль в сопротивлении коротких балок с а/С0 от 1 до 1,5, так же, как и в балках с а/И0<1, играют главные сжимающие и главные растягивающие напряжения. Особенность заключается в том, что при увеличении пролета среза снижается угол главных сжимающих напряжений, уменьшается ширина наклонного участка, в пределах которого происходит концентрация главных сжимающих напряжений.
• В балках с пролетом среза а/И0 от 1 до 1,5 характер образования и развития трещин, типы характерных трещин и виды разрушения принципиальных отличий от соответствующих величин в балках с а/И0<1 не имеют.
• В балках, с пролетом среза а/С0 от 1 до 1,5 выявлено два вида разрушения -разрушение по наклонной сжатой бетонной полосе и по растянутому арматурному поясу.
• Результаты исследований, проведенные авторами, позволяют ввести новые значения критерия определения коротких балок по величине пролета среза. Короткими можно считать балки с а/И0 < 1,5.
• Усовершенствованы расчетные зависимости для определения прочности коротких балок по сжатой и растянутой зонам с пролетом среза а/И0 от 1 до 1,5. Расчетные зависимости базируются на КСМ, ранее предложенной для коротких балок с пролетом среза а/И0 < 1.
• Разработаны расчетные зависимости для оценки прочности коротких балок с пролетом среза от 1 до 1,5 , армированных горизонтальными и вертикальными хомутами, равномерно распределенными по сечению. При этом соблюдалась преемственность научного подхода к оценке работы поперечной арматуры. Поперечная арматура сдерживает развитие поперечных и продольных деформаций расчетной полосы бетона, степень участия поперечной арматуры определяется проекцией ее усилий
на поперечную и продольную оси расчетной бетонной полосы.
• Метод расчета прочности коротких балкок без поперечной арматуры, а также балок с вертикальными и горизонтальными хомутами в полной мере описывает закономерности изменения опытных величин. Среднее отклонение опытных и расчетных величин составляет 0,95 - 1,2 %.
Библиографический список
1. Баранова, Т. И. Короткие железобетонные элементы (экспериментально-теоретические исследования, методы расчета, конструирования) [Текст]: дис. ... доктора техн. наук/ Т. И. Баранова. - М., 1986. - 486 с.
2. Снежкина, О. В. Короткие балки. Моделирование физической работы: монография / О. В. Снежкина, А. В. Корнюхин, М. В. Кочеткова -Пенза: ПГУАС, 2011. - 124 с.
3. Скачков, Ю. П. Определение схем разрушения и трещинообразования коротких железобетонных балок по экспериментальным данным / Ю. П. Скачков, О. В. Снежкина, М. В. Кочеткова, А. В. Корнюхин // Региональная архитектура и строительство. - 2013. - № 3. - С. 74-81.
4. Круглов, Ю. В. Исследование и статистическое моделирование расселения населения / Ю. В. Круглов, Е. С. Стецурина, О. В. Снежкина // Вестник СибАДИ. - 2013. - № 2(30). - С. 62-68.
5. Снежкина, О. В. Экспериментально-теоретические исследования коротких железобетонных балок / О. В. Снежкина, М. В. Кочеткова, А. В. Корнюхин, Р. А. Ладин // Новый университет. Серия: Технические науки. - 2013. -№ 8-9 (18-19). - С. 53-56.
6. Скачков, Ю. П. Особенности напряженно-деформированного состояния коротких железобетонных элементов / Ю. П. Скачков, О. В. Снежкина, М. В. Кочеткова, А. В. Корнюхин // Молодой ученый. - 2013. - № 12 (59). - С. 172-175.
7. Беляев, Н. В. О разнообразии причин образования повреждений несущих ограждающих конструкций / Н. В. Беляев, В. В. Фурсов // Вестник СибАДИ. - 2013. - № 5 (33). - С.45-51.
MODELING WORK SHORT CONCRETE BEAMS
T. I. Baranova], Y. P. Skachkov, O. V. Snezhkina, R. A. Ladin
Experimental studies improved method for calculating the strength of short concrete beams when the shear span and reinforcement schemes.
Keywords: short reinforced concrete beams, circuit failure and fracture strength.
Bibliographic list
1. Baranova, T. I. Short concrete elements (experimental and theoretical studies, calculation methods, design) [Text]: dis. ... doctor tehn. Science / T. I. Baranova. - M., 1986. - 486.
2. Snezhkina O. V., Kornyukhin A. V., Kochetkova M. V. Short beams. Modeling physical work: monograph. - Penza: PGUAS 2011. - 124.
3. Skachkov Y. P., Snezhkina O. V., Kochetkova M. V., Kornyukhin A. V. Identification of patterns of destruction and cracking short reinforced concrete beams based on experimental data // Regional architecture and engineering. -2013. - № 3. P. 74-81.
4. Kruglov Y. V., Stetsurina E. S., Snezhkina O. V. Research and statistical modeling of population distribution // Vestnik SibADI. 2013. - № 2 (30). - P.62-68.
5. Snezhkina O. V., Kochetkova M. V., Kornyukhin A. V., Ladin R. A. Experimental and theoretical studies of short reinforced concrete beams // New University. Series: Engineering. -2013. - № 8-9 (18-19). - P. 53-56.
6. Skachkov Y. P., Snezhkina O.V., Kochetkova M.V., Kornyukhin A. V. Features stress-strain state of short concrete elements // Young scientist. - 2013. -№ 12 (59). P. 172-175.
7. Belyaev N. V., Fursov V. V. About Diversity causes of damage bearing walling // Vestnik SibADI. -2013. - № 5 (33). - P.45-51.
Скачков Юрий Петрович - доктор технических наук, советник РААСН, профессор кафедры «Строительные конструкции», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Основное направление исследований - строительные конструкции; моделирование работы коротких железобетонных элементов. Общее количество опубликованных работ: более 150. E-mail: office@pguas.ru
Снежкина Ольга Викторовна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Математика и математическое
моделирование», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Основное направление исследований -строительные конструкции; моделирование работы коротких железобетонных элементов. Общее количество опубликованных работ: более100. E-mail: o.v.snejkina@yandex.ru
Ладин Роман Акбарович - магистрант Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Основное направление исследований - строительные конструкции; моделирование работы коротких железобетонных элементов. Общее количество опубликованных работ: 25. E-mail: ladinroman@mail. ru
|.Баранова Т. И. - доктор технических наук, чл.-кор. РААСН, профессор, зав. кафедрой «Строительные конструкции» с 1999 по 2013 г., Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Основное направление исследований - строительные конструкции; моделирование работы коротких железобетонных элементов.
УДК 666.97
ВЛИЯНИЕ ТЕКУЧЕСТИ СМЕСИ НА СВОЙСТВА СТЕНОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ГАЗОБЕТОНА
П. П. Дерябин, С. Н. Дерябина
Аннотация. Приводится характер влияния текучести смеси на основные свойства газобетона, полученного в закрытой форме с отверстиями в крышке квадратного и круглого сечения, и выявление оптимального значения водотвердого отношения, при котором в большей степени увеличивается прочность при сжатии.
Ключевые слова: ячеистый бетон, газобетон, закрытая форма, крышка, водотвердое отношение.
Введение
В настоящее время все большее значение приобретает проблема
обеспечения качественной теплоизоляции зданий и сооружений. В России основными утеплителями являются минеральная вата и изделия на ее основе, полимерные пенопласты и волокнистые утеплители. При этом более 80 % теплоизоляторов обладают рядом существенных недостатков, среди которых встречается и такие факторы, как горючесть и наличие в составе канцерогенных веществ (фенол,
формальдегид и др.), выделяющихся в процессе эксплуатации в помещения.
Поэтому настоятельно требуются стеновые конструкции с использованием
высокоэффективных и долговечных теплоизоляционных материалов [1,2].
Отличительной особенностью климата России являются холодные и продолжительные зимы почти на 40 % ее территории. Так, в районах, расположенных между 50-й и 60-й параллелями, средняя температура наиболее холодного месяца находится в интервале -8...-28 °С, а в Западной Европе -4,5...+2 °С; продолжительность отопительного периода составляет соответственно 200 - 250 и 100 -180 дней. Поэтому в России топливо-