Научная статья на тему 'Моделирование психологической подготовки в греко-римской борьбе на этапе совершенствования спортивного мастерства'

Моделирование психологической подготовки в греко-римской борьбе на этапе совершенствования спортивного мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
560
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА / ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА / ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / GRECO-ROMAN WRESTLING / WEIGHT CATEGORIES / PHYSIOLOGICAL INDICATORS / TEMPERAMENT / TYPE OF NERVOUS SYSTEM / LEVEL OF ANXIETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крикуха Ю.Ю.

Проведен анализ психофизиологических показателей борцов греко-римского стиля на этапе совершенствования спортивного мастерства. Сопоставлены абсолютные значения показателей психомоторных способностей борцов, относящихся к разным весовым категориям. Выявлены особенности психомоторного статуса квалифицированных борцов разных весовых категорий. Намечены способы управления технико-тактической и физической подготовкой борцов с учетом индивидуального психофизиологического статуса и весовой категории на этапе совершенствования спортивного мастерства. Предложены критерии оценки психофизиологических параметров для борцов разных весовых категорий высокого уровня квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation of psychological training in Greco-Roman wrestling on the stage improving sports skills

The analysis of psychophysiological indicators of fighters of Greco-Roman style on the stage improving sports skills is done. There are compared the absolute values of psychomotor abilities of fighters belonging to different weight categories. The features of psychomotor status of the qualified fighters of different weight categories are given. There are outlined ways to manage the technical and tactical and physical training fighters with individual psycho-physiological status and weight category at the stage of improving sports skills. Criteria for evaluation of physiological parameters for the fighters of different weight categories of high-level skills are proposed.

Текст научной работы на тему «Моделирование психологической подготовки в греко-римской борьбе на этапе совершенствования спортивного мастерства»

производители пива «Балтика» и водки «Хаски», комментарии излишни.

Резюмируя вышесказанное, можно говорить о том, что для развития массового спорта в России нужны перемены в обществе. Многим необходимо изменить жизненные приоритеты, осознав потребность каждого человека в занятиях физической культурой.

Государство должно способствовать этому и вести курс на будущее здоровое общество. Хотя верная политика уже выбрана, ведь за последние годы в России значительно увеличилось число жителей, активно занимающихся спортом. И немаловажным является тот факт, что лишь 30 % россиян считают, что в России плохо развит массовый спорт [1].

Библиографический список

1. Активность россиян в сфере спорта [Электронный ресурс] // Портал статистических данных. — Режим доступа : http://statistika.ru/zdr/aktivnost-rossiyan-v-sfere-sporta.html (дата обращения: 12.08.2014).

ГАНИН Павел Андреевич, аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Омского государственного университета путей сообщения; экономист 1-й категории Омского филиала ОАО «ТГК-11».

Адрес для переписки: mellky07@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2014 г. © П. А. Ганин

УДК 79682 Ю. Ю. КРИКУХА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Проведен анализ психофизиологических показателей борцов греко-римского стиля на этапе совершенствования спортивного мастерства. Сопоставлены абсолютные значения показателей психомоторных способностей борцов, относящихся к разным весовым категориям. Выявлены особенности психомоторного статуса квалифицированных борцов разных весовых категорий. Намечены способы управления технико-тактической и физической подготовкой борцов с учетом индивидуального психофизиологического статуса и весовой категории на этапе совершенствования спортивного мастерства. Предложены критерии оценки психофизиологических параметров для борцов разных весовых категорий высокого уровня квалификации.

Ключевые слова: греко-римская борьба, весовые категории, психофизиологические показатели, тип темперамента, тип нервной системы, уровень тревожности.

Актуальность исследования. Неуклонный рост высших спортивных результатов, приближающийся к «критическим» отметкам, а также изменения условий соревновательного процесса в греко-римской борьбе обостряют конкуренцию на международной спортивной арене, что значительно изменяет потребности к подготовке спортсменов высокой квалификации [1—3]. Для повышения эффективности тренировочного процесса и роста соревновательных достижений российских борцов необходимо внедрение передовых технологий контроля, управления, моделирования разных сторон подготовки борцов, сосредоточение совместных усилий научно-исследовательских кадров, тренерского состава и самого спортсмена. Немаловажную роль при этом играет организация и реализация адекватного психофизиологического сопровождения тренировочного процесса в греко-римской борьбе.

Современные тенденции развития спортивной борьбы и эволюционные преобразования правил соревнований требуют пересмотра, уточнения многих компонентов в содержательной структуре многолетней спортивной подготовки на каждом из этапов ее составляющих. Этап спортивного совершенствования является переходным к достижению спортсменами наивысших результатов на спортивной арене. При этом отсутствует интегральный комплексный подход в рассмотрении вопросов психологического и психофизиологического сопровождения тренировочной и соревновательной подготовки борцов греко-римского стиля на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие борцы греко-римского стиля, находящиеся на этапе совершенствования

о

от

Е

Т

спортивного мастерства (ССМ). Количество испытуемых 36 человек, уровень квалификации от 1-го взрослого разряда до мастера спорта. Был проведен сравнительный анализ показателей психофизиологического статуса борцов по показателям реагирующих способностей, кинестетических способностей, пространственных и силовых параметров точности, показателей устойчивости, концентрации внимания, показателей максимальной частоты движений и др. Проведен анализ психологических характеристик борцов по показателям типа нервной системы, типа темперамента, уровня личностной и ситуативной тревожности, выраженности интраверсии-интраверсии, уровня нейротиз-ма. В ходе сравнительного анализа сопоставлялись среднегрупповые абсолютные значения показателей с аналогичными показателями борцов, относящихся к легкой, средней и тяжелой весовой категории. Психофизиологическое тестирование проводилось в лабораторных условиях с применением компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека» (Ю. В. Коря-гина, С. В. Нопин) в течение сезона 2014 — 2015 гг., на специально-подготовительном этапе годичного цикла подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. На данном этапе исследования предпринята попытка обоснования и выработки подхода, позволяющего использовать оптимальные способы моделирования тренировочного процесса с учетом индивидуально-типологических характеристик психофизиологического статуса борцов на этапе ССМ. В целом, в нашем исследовании интерпретация данных, полученных в ходе качественного и количественного анализа психофизиологического статуса борцов, направлена на необходимость обоснования подходов (дифференцированных и в какой-то мере индивидуализированных), позволяющих опираться на индивидуально-типологические свойства нервно-психической организации индивидуума и соответствующие им особенности деятельности. Ученые отмечают, что наиболее продуктивны подходы, направленные на учет взаимосвязей свойств нервной системы со способами действий, а не с эффективностью деятельности [4, 5]. То есть необходимо рассматривать свойства нервной системы во взаимосвязи с типологически обусловленным стилем индивидуальной деятельности. Избранная нами позиция соотносится с фундаментальными исследованиями прошлого века, в которых доказано, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами собственной деятельности, а способами решения поставленных задач, направленных на достижение этого результата, стилем деятельности [4, 6].

Выявленные особенности психофизиологического статуса борцов, принадлежащих к разным весовым категориям, обусловили необходимость обоснования и разработки подходов, позволяющих осуществлять дифференциацию и индивидуализацию в тренировочном процессе и в процессе подготовки к соревнованиям. В процессе разработки этих подходов были выделены приоритетные компоненты психофизиологического статуса борцов на основе их значимости для достижения спортивного результата.

Анализируя спектр полученных данных, характеризующих психофизиологический статус борцов греко-римского стиля на этапе ССМ, становится очевидным, что просматриваются две группы по-

казателей. Одна группа психофизиологических параметров относится к области генетически жестко предопределенных свойств, практически не зависящих от внешних факторов, особенно у половозрелых индивидуумов, то есть не меняется под воздействием тренировочного процесса. К этой группе, безусловно, относятся такие показатели, как тип нервной системы, тип темперамента, уровень нейротизма, выраженность экстраверсии-ин-траверсии. Эту группу показателей мы обозначили в исследовании как «стабильные» психофизиологические факторы. Ко второй группе показателей можно отнести психомоторные параметры, характеристики внимания (качественные и количественные), показатели психомоторной выносливости (устойчивости к факторам утомления), показатели точности дифференцирования временных, силовых и пространственных параметров движения, которые также в значительной степени имеют генетическую обусловленность, однако подвержены изменениям под влиянием внешних факторов, в том числе тренировочного процесса. Эта группа показателей была обозначена в исследовании как «гибкие» психофизиологические параметры. Результаты исследования свидетельствуют, что «гибкие» параметры могут быть в определенной степени улучшены в ходе тренировочного процесса, то есть их можно отнести к «тренируемым» показателям. Но также выявлено, что данные показатели нестабильны под влиянием факторов утомления, то есть уровень показателей значимо снижается с ростом утомления. Причем данная тенденция проявляется и как срочная реакция на утомление, и как накопительная реакция.

Принимая во внимание выявленный в ходе исследования факт достаточно широкой взаимосвязи психофизиологических параметров с показателями технико-тактической подготовленности и соревновательной результативности, учет различных индивидуально-типологических факторов в тренировочном процессе борцов не вызывает сомнений. В ходе исследования был выработан подход, суть которого заключается в том, что, опираясь на группу «стабильных» факторов, целесообразно осуществлять индивидуальный подход в тренировочном процессе, учитывая особенности каждого индивидуума и сочетание его индивидуальных психологических характеристик. Безусловно, учет психологических факторов в тренировочной и соревновательной деятельности более успешно способен осуществлять психолог, однако возможность получать постоянные консультации и содействие психолога имеется далеко не всегда. В этом случае базовые знания тренера, полученные при получении профильного образования, могут быть использованы для анализа психологических индивидуально-типологических свойств спортсмена и их учета в процессе совместной деятельности. В частности, известно (по Г. Айзенку), что экстраверсия-интраверсия — это биологически обусловленная характеристика, выступающая следствием различий в процессах возбуждения и торможения. Экстраверты обладают более сильной нервной системой, которая обычно тормозит избыточную ее стимуляцию раздражителями. Нервная система экстраверта имеет способность «отключать» излишние, неактуальные импульсы, они более стойки к внешним отвлекающим раздражителям. Экстраверты для возбуждения, для преодоления врожденного свойства нервной системы глушить привходящие раздражения

нуждаются в большей социальной стимуляции [7]. Эти свойства экстравертов в тренировочном процессе проявляются, по всей видимости, стабильностью результатов, относительной устойчивостью к психомоторному утомлению. Задачей тренера является осуществление психологической стимуляции такого борца, особенно перед поединком, с помощью бесед, наставлений, поощрений, то есть задачей является применение действий, тонизирующих и мотивирующих к достижению результата.

Нервная система интравертов медленно отключает избыточную стимуляцию, она «специализируется» на возбуждении и быстро истощается. Адаптация интраверта заключается в избегании шума, больших компаний, суеты [7]. По всей видимости, эти свойства интраверта в тренировочном и соревновательном процессе проявятся меньшей стабильностью, сниженной устойчивостью к психомоторному и сенсомоторному утомлению. При этом интраверт способен более «тонко» воспринимать любые изменения в процессе поединка, скорее всего будет склонен к быстрой атаке в начале поединка и снижению активности с ростом утомления. Задачей тренера будут являться действия успокаивающей направленности, обеспечение более частого отдыха, чем в случае с экстравертами, индивидуальные беседы, применение средств психомоторной разгрузки (специальная музыка, дыхательные упражнения и др.).

Рассматривая темперамент как врожденную особенность человека, которая обусловливает динамические характеристики (интенсивность и скорость реагирования), степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде (по И. П. Павлову), следует отметить, что в процессе длительной совместной работы тренер интуитивно учитывает темпераментальные особенности каждого борца. Так, холерик характеризуется как беспокойный, агрессивный, возбудимый, переменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный (по Г. Айзенку). Сангвиник — общительный, открытый, разговорчивый, доступный, беспечный, живой, беззаботный, инициативный. Флегматик — пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, сдержанный, надежный, уравновешенный, спокойный. Исследователями доказано влияние особенностей темперамента на формирование стиля ведения борьбы [2, 3]. Однако в реальных условиях соревнований борец сталкивается с противниками разных темпераментов (исследование показало наличие в выборке борцов в основном трех вышеуказанных темпераментов). Поэтому представляется необходимым в тренировочном процессе использовать формирование пар из представителей разных темпераментов при спарринге. Это будет способствовать расширению приспособительных возможностей борца. То есть не только тренер должен учитывать особенности темперамента своих воспитанников при формировании стиля борьбы и при совместной тренировочной работе, но и борцы должны обогащать свой арсенал возможностями ведения поединка в «трудных» условиях, какими, безусловно, являются условия борьбы противников с разными психологическими свойствами. Таким образом, суть применения моделирования на основе учета «стабильных» психологических и психофизиологических характеристик должна заключаться в применении двух направлений взаимодействия. Первое направление, действующее в системе «тре-

нер — борец», заключается в том, что вырабатывается модель взаимодействия тренера с конкретным борцом на основе учета типа нервной системы, типа темперамента, выраженности нейротизма, экстраверсии-интраверсии. Эта модель складывается постепенно, на основе знаний об индивидуально-типологических психологических особенностях борца и на основе подбора подходящих стимулирующих поведенческих схем, способствующих максимальному проявлению возможностей индивида в тренировочном процессе борцов. Это может выглядеть как ряд типовых и индивидуальных приемов, подходов и других средств, применяемых тренеров в различных ситуациях (интенсивная тренировочная нагрузка, подготовка к соревновательному сезону, подготовка к конкретному соревнованию, подготовка к конкретному поединку с определенным соперником). Второе направление моделирования действует в системе «борец — борец». Суть данного подхода заключается в оптимальном проявлении собственных психофизиологических резервов. То есть необходимо выявить спектр особенностей борца, его «сильные» и «слабые» психофизиологические особенности с целью создания преимущества в поединках, опираясь и полноценно используя свои выигрышные характеристики. Кроме того, в процессе такого моделирования необходимо подготовить борца к действию в сложных для него условиях борьбы с противником, имеющим противоположные психофизиологические характеристики. В процессе моделирования с опорой на «стабильные» показатели важным моментом является полноценное знание самого борца о собственном психофизиологическом статусе, для чего необходим сбор информации и обсуждение ее совместно с тренером.

В случае же с «гибкими» факторами есть возможность их совершенствования в ходе тренировочного процесса даже на этапе ССМ. В данном случае принималось во внимание мнение исследователей, получивших экспериментальное подтверждение возможности достижения значимых приростов психомоторных показателей у половозрелых спортсменов (в возрасте, когда сенситивные периоды развития этих показателей уже завершены) [8, 9]. Для использования возможности совершенствования этих показателей есть смысл ориентироваться на некую модель, разработанную в соответствии с нормативными критериями для каждой весовой категории. В ходе исследования такие нормативные критерии были разработаны на основе среднегрупповых значений и стандартных отклонений с применением традиционного приема шкалирования на основе средних значений и сред-неквадратических отклонений (Х ± 0,5 о): 1 балл — низкий уровень (ниже Х — 1 о); 2 балла — ниже среднего (от Х—1 о до Х — 0,5 о); 3 балла — средний уровень (от Х — 0,5 одо Х + 0,5 о); 4 балла — выше среднего (от Х + 0,5 о до Х+1 о); 5 баллов — высокий уровень (выше Х+1 о). Для внедрения полученных результатов в практику тренировочного процесса разработаны 5-балльные шкалы дифференцированной оценки психофизиологических показателей, отдельно для борцов легких, средних и тяжелых весовых категорий. Для примера в статье приведен пример шкалы дифференцированной оценки (табл. 1).

Разработанные шкалы, безусловно, являются неким усредненным подходом, однако, ориентируясь на разработанные нормативные критерии, можно

о

от

Е

Т

Шкалы дифференцированной оценки психофизиологических показателей борцов греко-римского стиля на этапе ССМ (без учета весовой категории)

Таблица 1

Показатели Баллы

1 2 3 4 5

Словесная оценка уровня

Низкий Ниже сред. Средний Выше сред. Высокий

1. ПЗМР на свет, мс 444,1 и > 396,5-444,0 301,2-396,4 253,6-301,1 253,5 и <

2. ПСМР на звук, мс 479,5 и > 448,6-479,4 386,7-448,5 355,8-386,6 355,7 и <

3. СЗМР слежения, мс 442,7 и > 399,6-442,6 313,3-399,5 270,2-313,2 270,1 и <

4. СЗМР выбора, мс 476,1 и > 438,1-476,0 362,0-438,0 324,0-361,9 323,9 и <

5. Оценка точности воспр. минут. врем. интервала, ошибка, с 4,7 и > 3,9-,6 2,2-3,8 1,4-2,1 1,3 и <

6. Воспр. задан. интерв. со светом, ошибка, % 2,5 и < 2,6-9,0 9,1-22,1 22,2-28,6 28,7 и >

7. Воспр. задан. интерв. со звуком, ошибка, % 2,1 и < 2,2-8,0 8,1-19,9 20,0-25,8 25,9 и >

8. Оценка величины отрезков, ошибка, % 5,3 и < 5,4-13,7 13,8-30,6 30,7-39,0 39,1 и >

9. Отмеривание отрезков, ошибка, % 31,5 и < 31,6-42,8 42,9-65,5 65,6-76,8 76,9 и >

10. Оценка величины предъявлен. углов, ошибка, % 4,1 и < 4,2-6,7 6,8-12,0 12,1-14,6 14,7 и >

11. Точность воспр. задан. сил. параметров движения, ошибка, % 0,7 и < 0,8-1,2 1,3-2,3 2,4-2,8 2,9 и >

12. Макс. частота движения кистью за 10 с («теппинг-тест»), кол-во нажатий 53,7 и < 53,8-57,1 57,2-64,0 64,1-67,4 67,5 и >

13. Разница между макс. и мин. част. движ. кистью за 10 с («теппинг-тест»), кол-во нажатий 4,9 и < 5,0-7,4 7,5-12,5 12,6-15,0 15,1 и >

14. Концентрация внимания («корректурная проба»), баллы 308,9 и < 309,0-497,9 498,0-876,0 876,1-1065,0 1065,1 и >

15. Кол-во строк за 1-ю мин («корректурная проба») 9,9 и < 10,0-11,5 11,6-14,8 14,9-16,4 16,5 и >

16. Кол-во строк за 3-ю мин («корректурная проба») 4,7 и < 4,8-6,4 6,5-9,9 10,0-11,6 11,7 и >

17. Кол-во ошибок («корректурная проба») без ошибок 0-0,4 0,5-1,5 1,6-2,0 2,1 и >

18. Устойчивость внимания («корректур. проба»), баллы 4,6 и < 4,7-5,6 5,7-7,7 7,8-8,7 8,8 и >

быстро и с минимальными временными, кадровыми и экономическими затратами получить целостное представление о психофизиологических показателях спортсмена на данный момент. Не следует забывать о том, что это так называемая группа «гибких» параметров, то есть значения этих показателей могут меняться у одного и того же спортсмена как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения (например, под влиянием утомления). Целесообразно в течение годичного цикла подготовки сделать 2 — 3 среза для оценки текущего психофизиологического состояния и выработки линии дальнейшего педагогического совершенствования или индивидуальной коррекции.

Поскольку известно, что разные психомоторные параметры далеко не во всех случаях коррелируют между собой, у одного борца могут быть выявлены неодинаковые уровни по разным показателям. Для получения точного представления индивидуального текущего психофизиологического статуса борца

рекомендуется составление индивидуального профиля.

При составлении индивидуального профиля используются разработанные шкалы дифференцированной оценки. Составленный профиль анализируется и вырабатывается индивидуализированный подход, эффект которого на данном этапе подготовки будет более выражен, если опираться на «сильные» стороны борца, воздействуя на их дальнейшее совершенствование. Моделирование в данном случае должно заключаться в применении средств, развивающих «сильные» стороны борца. Большую часть таких средств должны составлять специальные упражнения, комбинации, прорабатывание заданных ситуаций поединка, постановка конкретных технико-тактических задач перед тренировочными и соревновательными схватками. В процессе спортивной подготовки необходимо анализировать индивидуальные профили борца, составленные на разных этапах годичного цикла в динамике.

Выводы

1. Выявлено, что по показателям реагирующих способностей, скорости выполнения задания, частоте движений борцы-тяжеловесы имеют достоверно более низкий уровень показателей, однако превосходят борцов легких и средних категорий по большинству показателей точности пространственных и силовых параметров движения. Это свидетельствует о необходимости учета в тренировочном процессе «сильных» и «слабых» сторон психомоторной подготовленности борцов разных весовых категорий для максимального использования этих особенностей в ходе ведения поединка для создания преимущества. Выявленные особенности психофизиологического статуса борцов разной весовой категории являются основой для дифференцированной оценки показателей психомоторных способностей борцов по отдельным нормативным критериям для легкой, средней и тяжелой весовой категории.

2. В основе моделирования психологической подготовки борцов греко-римского стиля на этапе ССМ является учет особенностей психофизиологического статуса по группе «стабильных» и «гибких» параметров. К группе «стабильных» параметров (жестко детерминированных генетически) относятся такие показатели, как тип нервной системы, тип темперамента, уровень нейротизма, выраженность экстра-версии-интраверсии. С опорой на «стабильные» показатели целесообразно строить психологическое сопровождение в системе «тренер —спортсмен», «спортсмен — противник». К группе «гибких» показателей можно отнести психомоторные параметры, характеристики внимания (качественные и количественные), показатели психомоторной выносливости (устойчивости к факторам утомления), показатели точности дифференцирования временных, силовых и пространственных параметров движения, которые также в значительной степени имеют генетическую обусловленность, однако подвержены изменениям под влиянием внешних факторов, в том числе тренировочного процесса. Результаты исследования свидетельствуют, что «гибкие» параметры могут быть в определенной степени улучшены в ходе тренировочного процесса, то есть их можно отнести к «тренируемым» показателям.

Библиографический список

1. Кузнецов, А. С. Влияние изменений правил на соревновательную деятельность спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой / А. С. Кузнецов, Р. Б. Мубаракзянов // Пе-дагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2014. — Т. 30, № 1 (30). — С. 55-61.

2. Кузнецов, А. С. Методика подготовки борцов греко-римского стиля на основе учета индивидуально-своеобразных свойств психики / А. С. Кузнецов, Д. Р. Закиров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 11 (95). — С. 72 — 79.

3. Кузнецов, А. С. Индивидуализация подготовки борцов греко-римского стиля разными типами темперамента /

A. С. Кузнецов, Д. Р. Закиров, Ю. Ю. Крикуха // Педагоги-ко-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2013. — Т. 27, № 2 (27). — С. 68 — 79.

4. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 516 с.

5. Сальников, В. А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников // Теория и практика физической культуры. — № 4. — 2002. — С. 16 — 21.

6. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М., 1961. — 536 с.

7. Лукацкий, М. А. Психология : учеб. / М. А. Лукацкий, М. Е. Остенкова. — М. : Эксмо, 2007. — С. 247 — 267.

8. Горская, И. Ю. Координационная подготовка спортсменов : моногр. / И. Ю. Горская, И. В. Аверьянов, А. М. Кондаков. — Омск : СибГУФК, 2014. — 248 с.

9. Озеров, В. П. Психомоторные способности человека /

B. П. Озеров. — М. : Дубна, 2002. — 402 с.

КРИКУХА Юрий Юрьевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики борьбы и силовых видов спорта. Адрес для переписки: omskwrest@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.09.2015 г. © Ю. Ю. Крикуха

Книжная полка

Полиевский, С. А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности : учеб. / С. А. По-лиевский. - М. : Издат. центр Академия, 2014. - 272 с.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»).

Представлены современные оздоровительные и профилактические технологии для студентов-спортсменов. Описаны особенности гигиенического обеспечения занятий физической культурой и спортом. Рассмотрена система гигиенического образования и приведены конкретные информационные и нормативно-методические материалы для физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи и других контингентов населения.

Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гимнастика [Текст] : учеб. / Р. Н. Терехина [и др.] ; под ред. Е. С. Крючек, Р. Н. Терехиной. - М. : Издат. центр Академия, 2014. - 288 с. Б

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»).

Приведены история возникновения и развития гимнастики как специфичной формы физического воспитания и классификация видов занятий гимнастикой. Рассмотрены средства и особенности проведения разных форм занятий гимнастикой. Раскрыты положения теории и методики гимнастики в свете требований к специалистам физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.