Т.Ю. Сазонова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛОВА ЧЕЛОВЕКОМ: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
- Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2000. - 134 с. - Библиогр.: с. 97-113.
В монографии аргументируется необходимость интегративного подхода к решению проблемы значения слова и поиска его в ментальном лексиконе человека. Автор указывает, что исследование процессов идентификации слова как достояния индивида предполагает моделирование операций, обеспечивающих восприятие слова, его поиск в памяти и решение ряда когнитивных задач. Наиболее влиятельные модели распознавания слова, поиска его значения в ментальном лексиконе созданы в рамках американской психолингвистики и построены для английского языка, а многие современные психолингвистические теории не верифицированы для языков, структура которых значительно отличается от английской. Типологические свойства русского языка как материала исследования и специфическая лингво-психологическая база отечественной лингвистики позволяют разработать не только формальные, механистические, характерные для американской психолингвистики, но и содержательные теории. Поскольку в современной отечественной психолингвистике широко представлен интерактивный подход к лексикону и принципам его функционирования, предлагается принцип объединения различных интерактивных моделей - интеракция различных концептуальных знаний и информации о форме стимула при поиске значения слова в памяти. При этом делается предположение, что при семантической интерпретации происходит параллельная обработка сигнала на всех уровнях семантической структуры, а результаты обработки одного уровня являются доступными для всех других уровней и могут служить опорой для активации полной ментальной репрезентации. Теоретической базой для интерпретации ре-
зультатов служит предложенная A.A. Залев-ской спиралевидная модель восприятия слова. Согласно данной модели, слово обеспечивает доступ к единой перцептивно-когнитивно-аффективной информационной базе человека (памяти), которая формируется по законам психической деятельности, но под контролем выработанных в обществе норм и оценок. То, что идентифицируется человеком как слово в единстве его формы и значения, оказывается точкой пересечения мк®^сества разнообразных связей по линиям м^^^ранного опыта человека, благодаря чему учитываются языковые и энциклопедические знания, личностно переживаемые и преломляемые социальными отношениями.
В первой главе автор анализирует различные теоретические подходы к проблемам моделирования процессов идентификации слова. Отмечается, что ранние исследования в этой области касались преимущественно базовых (элементарных) единиц чтения или звучащей речи и основывались, как правило, на данных о природе перцептивных процессов и единиц. Большей частью исследования проводились с позиций психологии восприятия. В последнее время в решении проблемы утвердился когнитивный подход. Он, во-первых, предполагает создание интег-ративной теории восприятия, объясняющей взаимодействие концептуальных и перцептивных механизмов в процессе речемысли-тельной деятельности индивида, а во-вторых, осуществляется с учетом того, что динамические процессы, участвующие в распознавании слова, оперируют на базе ментального лексикона. Отмечается специфика употребления термина идентификация слова. В зарубежной когнитивной психологии и психолингвистике под ним понимается процесс