Научная статья на тему '2003. 02. 015. Сазонова Т. Ю. Моделирование процессов идентификации слова человеком: психолингвистический подход. Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2000. 134 с. Библиогр. : С. 97113'

2003. 02. 015. Сазонова Т. Ю. Моделирование процессов идентификации слова человеком: психолингвистический подход. Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2000. 134 с. Библиогр. : С. 97113 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ СЛОВА / ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 02. 015. Сазонова Т. Ю. Моделирование процессов идентификации слова человеком: психолингвистический подход. Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2000. 134 с. Библиогр. : С. 97113»

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

2003.02.015. САЗОНОВА Т.Ю. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛОВА ЧЕЛОВЕКОМ:

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — 134 с. — Библиогр.: с. 97-113.

В монографии аргументируется необходимость интегративного подхода к решению проблемы значения слова и поиска его в ментальном лексиконе человека. Автор указывает, что исследование процессов идентификации слова, как достояния индивида, предполагает моделирование операций, обеспечивающих восприятие слова, его поиск в памяти и решение ряда когнитивных задач. Наиболее влиятельные модели распознавания слова, поиска его значения в ментальном лексиконе созданы в рамках американской психолингвистики и построены для английского языка, а многие современные психолингвистические теории не версифицированы для языков, структура которых значительно отличается от английской. Типологические свойства русского языка, как материала исследования, и специфическая лингво-психологическая база отечественной лингвистики позволяют разработать не только формальные, механистические, характерные для американской психолингвистики, но и содержательные теории. Поскольку в современной отечественной психолингвистике широко представлен интерактивный подход к лексикону и принципам его функционирования, предлагается принцип объединения различных интерактивных моделей — интеракция различных концептуальных знаний и информации о форме стимула при поиске значения слова в памяти. При этом предполагается, что при семантической интерпретации происходит параллельная обработка сигнала на всех уровнях семантической структуры, а результаты обработки одного уровня являются доступными для всех других уровней и могут служить опорой для активации полной ментальной репрезентации. Теоретической базой для интерпретации результатов служит предложенная А. А. Залевской «Спиралевидная модель восприятия слова». Согласно данной модели, слово обеспечивает доступ к единой перцептивно-когнитивно-

аффективной информационной базе человека (памяти), которая формируется по законам психической деятельности, но под контролем выработанных в обществе норм и оценок. То, что идентифицируется человеком как слово в единстве его формы и значения, оказывается точкой пересечения множества разнообразных связей по линиям многогранного опыта человека, благодаря чему учитываются языковые и энциклопедические знания, личностно переживаемые и преломляемые социальными отношениями.

В первой главе автор анализирует различные теоретические подходы к проблемам моделирования процессов идентификации слова. Отмечается, что ранние исследования в этой области касались преимущественно базовых (элементарных) единиц чтения или звучащей речи и основывались, как правило, на данных о природе перцептивных процессов и единиц. Большей частью исследования проводились с позиций психологии восприятия. В последнее время в решении проблемы утвердился когнитивный подход. Он, во-первых, предполагает создание интегративной теории восприятия, объясняющей взаимодействие концептуальных и перцептивных механизмов в процессе речемыслительной деятельности индивида, а во-вторых, осуществляется с учетом того, что динамические процессы, участвующие в распознавании слова, оперируют на базе ментального лексикона. Отмечается специфика употребления термина идентификация слова. В зарубежной когнитивной психологии и психолингвистике под ним понимается процесс распознавания (часто только перцептивного) визуального стимула. Т.Ю.Сазонова, вслед за А.А.Залевской, трактует этот термин более широко. Под идентификацией слова понимается не только актуальное переживание лексического значения слова, но и субъективное переживание готовности оперировать более широкой совокупностью продуктов предшествующего опыта, связанного со словом в единой информационной базе человека, в его информационном тезаурусе. При моделировании процесса идентификации слова условно разграничиваются доступ к слову, узнавание слова, идентификация слова.

Анализируя различные теории восприятия слова, Т.Ю.Сазонова вычленяет положения, важные для осуществления ее собственных теоретико-экспериментальных построений. Так, отмечая наличие нескольких теорий восприятия — конструктивного восприятия, прямого восприятия и др., — автор отмечает, что последняя не интегрирует

процессы восприятия и структуры знания. На деле же, что доказывается экспериментально, имеет место взаимодействие процессов и результатов идентификации слова. Современная психология восприятия характеризуется синтезом экологической и когнитивной парадигм, которые в своей классической форме фиксируют полярные позиции, но на деле являются взаимодополнительными. В 80-е гг. акцент исследования идентификации слова смещается с изучения процессов получения информации на процессы ее организации и использования. Введение понятий схема, сценарий, план, когнитивная карта и др., как особых когнитивных образований, способных интегрировать информацию в разные моменты времени и репрезентировать наблюдателю пространственно-временные отношения среды, позволило рассматривать восприятие как непрерывный циклический процесс, включающий антиципацию получаемой информации, ее выделение, организацию и осуществление любой активности субъекта, способствующей получению новой информации. Логичны с этих позиций отказ от трактовки единицы восприятия как постоянной величины и вывод о формировании единицы в результате активной деятельности по анализу и структурированию поступающей информации, к которым приходят многие исследователи и которые разделяются автором монографии. Другие важные исходные моменты теоретического исследования: при восприятии малознакомых и незнакомых слов увеличивается опора на элементы и восприятие слова как целостного образования; признаки целостности у слов свидетельствуют о том, что слова могут восприниматься целиком, как гештальты; объясняется это наличием в памяти перцептивных эталонов, в случае отсутствия которых доминирует стратегия восприятия слова по элементам, а испытуемые подключают для идентификации иные перцептивные базы; звуковые коды также участвуют в процессе идентификации написанного слова; мозг человека организован как по структурному, так и по голографическому принципу; при поражении мозга может независимо осуществляться доступ к фонетической, орфографической, семантической или синтаксической информации; процесс переработки сенсорных сигналов сопровождается их многократными преобразованиями и перекодированием на всех уровнях сенсорной системы; оперативная память работает на основе слуховых кодов, даже если код обнаруженной информации другой, например, зрительный.

Необходимым условием достоверности психолингвистического исследования идентификации слова Т.Ю.Сазонова считает последовательный учет закономерностей психической деятельности человека в целом и речевой деятельности в частности.

Моделирование процессов функционирования слова в лексиконе человека предполагает изучение внутренней структуры ментального лексикона, отдельные вхождения в котором объединены различными типами связей и содержат всю информацию о словах, которой владеет носитель языка. Моделированию подлежит комплекс многоступенчатых процессов, протекающих на разных уровнях осознания при взаимодействии продуктов переработки перцептивного, когнитивного и эмоционально-оценочного опыта.

С целью выявления стратегий и опорных элементов, используемых носителем языка при идентификации нового слова, автор монографии провел экспериментальное исследование прилагательных-неологизмов. Прилагательные отбирались из словаря-справочника «Новое в русской лексике» по принципу разнообразия представленных в прилагательных словообразовательных моделей. Среди преложенных стимулов были не только абсолютные неологизмы, но и относительные (слова, известные ранее только в диалектах или ставшие употребительными недавно). Экспериментальное исследование выявило две основные стратегии идентификации прилагательных в зависимости от характера опоры, мотивировавшей идентификацию стимула: стратегию опоры на формальные мотивирующие элементы и стратегию опоры на ситуацию. Они реализуются в следующих моделях идентификации: опознание мотивирующего слова и/или основы стимула, опознание словообразовательной модели стимула, приписывание признака его потенциальному носителю, прямая дефиниция значения стимула, конкретизация стимула через синоним/симиляр, реакция по сходству звуко-буквенного комплекса, прагматическое осмысление, реакция координированным членом категории, отказ от реакции. Перечисленные стратегии выделялись на основании установления связи между стимулом и реакцией при учете всего интегративного поля стимула, полученного от коллективного информанта. Эксперимент позволил сделать следующие выводы.

Исследование идентификации психологической структуры значения слова предполагает изучение процессов и формирующихся в этих процессах ментальных репрезентаций, их взаимозависимость и

взаимообусловленность. Доступ слова при этом может трактоваться как интерактивный процесс, объединяющий информацию разных уровней переработки и учитывающий активность и пристрастность познания субъекта.

Все перечисленные факторы можно учесть лишь в том случае, если признать стратегическую природу когнитивных процессов переработки информации человеком. Стратегии идентификации слова осуществляются на разных уровнях осознавания. В результате функционирования различных стратегий в памяти индивида конструируется ментальная репрезентация воспринимаемого сообщения. В ней принимает участие не только текущая информация, но и вся информационная база человека.

Стратегический подход позволяет в определенной мере преодолеть противоречия в анализе автоматических и контролируемых процессов обработки информации. Автоматическая активация некоторых элементов памяти может инициировать ответную реакцию, которая тоже будет направлять дальнейшую обработку. При этом контролируемым поиском будет любая более или менее новая последовательность преобразований информации, достаточно гибкая, чтобы изменяться и приспосабливаться к новым обстоятельствам. Возможность появления в ходе формирования высших психических процессов форм внутреннего контроля, относительно автономных от интенциональных актов сознательного управления, учитывается в современных когнитивных моделях обработки информации. Стратегические модели позволяют объяснить, как в рамках внутреннего когнитивного контекста человек интегрирует и организует новую информацию, заполняет пробелы в случае поступления новой или искаженной информации, осуществляет доступ к конкретным аспектам вербальной информации.

Слово — как средство экспликации неосознаваемых процессов идентификации слова — позволяет проследить многообразие опорных элементов и стратегий, которые обеспечивают доступ к хранящимся в памяти человека языковым и энциклопедическим знаниям и субъективным переживаниям.

В заключении резюмируются результаты исследования.

В.А.Пищальникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.