ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
УДК 378
Илькевич Борис Владимирович
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики, Гжельский государственный университет, 140155, Россия, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор, 67, e-mail: [email protected]
Суходолова Евгения Михайловна
аспирант, специалист отдела дистанционного обучения, Гжельский государственный университет, 140155, Россия, Московская обл, Раменский р-н, пос. Электроизолятор, 67, e-mail: [email protected]
Boris V. Ilkevich
Doctor of Pedagogics, Professor,
Professor of the Department of psychology and pedagogy,
Gzhel State University,
vil. Elektroizolyator, Ramenskoe district, Moscow region, Russia, 140155, e-mail: [email protected]
Evgeniya M. Sukhodolova
postgraduate student specialist of the Department of e-learning, Gzhel State University
vil. Elektroizolyator, Ramenskoe district, Moscow region, Russia, 140155,
e-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Актуальность данного исследования состоит в том, что сегодня существует достаточно высокий уровень спроса на рынке труда в профессионалах с высшим образованием, но гражданам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, непросто его получить. Еще одним фактором, обусловливающим необходимость развития дистанционного обучения, является доступность данного вида образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако в процессе применения дистанционных образовательных технологий возникает такая недостаточно изученная учеными проблема, как развитие культуры межличностного общения студентов.
Целью данного исследования является разработка и описание модели развития культуры межличностного общения студентов с применением дистанционных образовательных технологий. Для решения сформулированных задач были использованы теоретические (анализ литературы, обобщение и научный анализ эффективного педагогического опыта работы, синтез, методы общей теории педагогических систем, индукции, формализации, исследования причинно-следственных связей, выдвижения и проверки гипотез, моделирование) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, метод анализа, метод эмпирического обобщения) методы исследования.
В статье охарактеризована процессная модель развития культуры межличностного общения студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, выделено ведущее направление развития культуры межличностного общения студентов, а также сформулированы основные принципы рассматриваемого феномена.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, общение, культура межличностного общения, модель, студенты.
MODELING THE PROCESS OF DEVELOPMENT THE CULTURE OF STUDENTS INTERPERSONAL COMMUNICATION STUDYING WITH THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Summary. The relevance of this research consists that for today there is rather high level of demand in labor market in professionals with the higher education, but not in each settlement of our country it is possible to receive it. One more integral fact showing need of development of distance learning is availability of this type of education to persons, with the limited opportunities having undoubted talent, but owing to the existing restrictions not capable to graduate, and subsequently and to self-actualize. However the problem of cultural development of interpersonal communication of students in the course of use of remote educational technologies was not studied by scientists. An objective of this research is development and the description of model of cultural development of interpersonal communication of students with use of remote educational technologies. For the solution of the formulated
© 2018 Илькевич Б. В., Суходолова Е. М.
tasks and studying of hypothetical provisions research methods were used theoretical (the analysis of literature, generalization and the scientific analysis of effective pedagogical experience, synthesis, methods of the general theory of pedagogical systems, induction, formalization, a research of relationships of cause and effect, promotions and checks of hypotheses, modeling) and empirical (observation, questioning, a conversation, an analysis method, a of empirical generalization). In article the process model of cultural development of interpersonal communication by the student, the remote educational technologies studying with application is characterized, the leading direction of cultural development of interpersonal communication of students is allocated and also the basic principles of the considered phenomenon are formulated.
Keywords: distance educational technologies, e-learning, communication, culture of interpersonal communication, model, students.
На сегодняшний день существенным направлением развития системы образования России является внедрение методов дистанционного обучения на основе применения современных педагогических, а также перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Однако массовое применение дистанционных образовательных технологий в образовательном пространстве вуза, к сожалению, пока не содействует решению проблемы развития культуры межличностного общения, что подтверждает важность создания научной позиции по данному вопросу.
В ходе нашего исследования мы опирались на фундаментальные изыскания в области теории и практики дистанционного обучения (А. А. Андреев [1], В. И. Солдаткин [2], А. А. Ахаян [3], Р. Р. Насибуллов [4], Е. С. Полат [5] и др.) и исследования, посвященные теории межличностного общения (Г. М. Андреева [6], И. А. Зимняя [7], А. В. Мудрик [8] и др.).
Высшее образование в России и в Европейском союзе, утверждается в исследованиях Е. А. Бондаренко, А. А. Журина [9], И. М. Ильинского [10], меняется как с точки зрения педагогических моделей, международного охвата университетов, так и за счет увеличения использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для целей образования и обучения.
С внедрением ИКТ традиционные временные и географические барьеры, которые ограничивают доступ к различным системам образования, начинают устраняться. Кроме того, дистанционное образование важно для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Итак, дистанционное образование - это образование, организованное учреждениями, где преподаватель и студенты в большинстве случаев географически разделены.
Позитивная позиция в отношении дистанционного образования заключается в том, что данная форма обучения позволяет студентам учиться на приемлемых для них условиях. Кроме того, дистанционное образование при правильной организации способствует большей независимости, самомотивированности.
Дистанционное образование позволяет обеспечить гибкость не только во времени и пространстве, но и в объективном методе. Студентам может быть предложена свобода при выборе литературы и методов обучения. Однако если предоставить студенту полную свободу во времени, то они смогут начать и закончить курс в любое время, и в этом случае будет трудно организовать сотрудничество между студентами.
Еще одним положительным аргументом в пользу дистанционного обучения является то, что оно позволяет студентам получить доступ к высококачественным курсам в разных частях мира. Одним из хорошо известных примеров является Открытый университет в Соединенном Королевстве, который более тридцати лет предлагает дистанционное образование во всем мире.
Однако дистанционное образование также имеет несколько недостатков. Это, прежде всего, достаточно высокий процент студентов, не закончивших обучение. Кроме того, расстояние может создавать не только географическую, но и психологическую дистанцию: отсутствие встреч с преподавателем и сокурсниками лицом к лицу может создать чувство одиночества и отчуждения. Студенты ожидают и хотят получить больше отзывов от преподавателей, чем получают; без постоянного контакта с сокурсниками студенты лишаются возможности оспаривать понимание учебного материала и развивать свою идентичность.
Существуют также проблемы организационных изменений: изменений административных структур и роли преподавателей.
Одним из возможных способов преодоления некоторых из этих проблем является поиск средств, технологических и педагогических, позволяющих проводить совместное обучение в дистанционном образовании через дистанционное межличностное общение. Дистанционное межличностное общение, доступное через среду электронного обучения, направлено на повышение интерактивности между студентами, участвующими в совместных учебных мероприятиях.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Инструменты дистанционного межличностного общения могут заставить даже застенчивых пользователей чувствовать себя более уверенными из-за исчезновения социальных различий. Но, с другой стороны, считают Т. Ю. Базаров [11] и Г. С. Чучкалова [12], отсутствие социальных сигналов создает сложные барьеры для общения. Сложность коммуникации может быть дополнительно увеличена, если используется синхронная текстовая связь.
Дистанционное межличностное общение в более широком смысле понимается Ю. А. Веселовской как любая форма межличностного общения, которая использует форму компьютерных технологий для передачи, хранения, аннотации или предоставления информации, которая была создана одним или несколькими участниками [13]. Отсутствие в теории описания такого типа моделирования побудило нас разработать модель межличностного общения студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.
При разработке модели мы опирались на идеи ученых по вопросам моделирования, а также разработки организационных форм дистанционного обучения, предложенные М. А. Евдокимовым [14].
Нами были проанализированы модели педагогической деятельности (теоцентрическая, социометрическая, натурцентрическая, антропоцентрическая) (см. таблицу), идеи которых мы учли в обосновании авторской модели.
Таблица
Сравнительные характеристики моделей педагогической деятельности
Модель Цель Принципы Критерии Содержание Средства и методы
Теоцентрическая Движение к Абсолюту (универсальному и неизменному) Духовность Духовно-нравственная сфера формирования личности Единая и универсальная программа На ранних исторических этапах жестко авторитарные, постепенно заменяющиеся более гуманными
Социоцентрическая Перемененная «модель личности» Унификация, оптимизация, интенсификация Когнитивные и поведенческие характеристики в форме ЗУНов Единая и универсальная программа На ранних исторических этапах жестко авторитарные, постепенно заменяющиеся более гуманными
Натурцентрическая Несколько типологических «моделей личности» Дифференциация и индивидуализация Максимально возможное развитие природных способностей Вариативные учебные программы На ранних исторических этапах жестко авторитарные, постепенно заменяющиеся более гуманными
Антропоцентрическая Реализация индивидуальных потребностей развития, самореализация Творческая самореализация, партнерство Мотивационно-эмоциональная сфера, творческие качества Отсутствие заранее проектируемых программ Гуманистические, не травмирующие психику
В соответствии с этими позициями нами была создана авторская модель формирования культуры межличностного общения студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Представленная нами процессная модель отражает самостоятельные блоки. Целевой блок ориентирован на формирование проектировочных, деятельностных, контрольно-оценочных умений; методологический блок модели включает методологические подходы и принципы; содержательный блок включает взаимодействие субъектов социокультурного пространства (тьютор, студенты, преподаватели), компоненты и условия развития культуры межличностного общения студентов; результативный блок указывает критерии и уровни оценки изучаемого процесса.
На современном этапе стратегическое взаимодействие с обучающимися способствует проектированию образовательного маршрута в ближайшей и отдаленной перспективе. Важнейшим внешним фактором развития культуры межличностного общения выступает образовательно-воспитательный процесс.
Одним из основополагающих элементов образовательного процесса является педагогическое взаимодействие, которое инициирует изменения в структуре личности и содержании ценностных ориентаций и тем самым способствует развитию культуры межличностного общения студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.
Исходя из вышесказанного в качестве ведущего направления развития культуры межличностного общения студентов мы выделили накопление жизненного опыта о правилах социального поведения.
Реализация этого направления строится на следующих общих принципах развития культуры межличностного общения студентов:
- принцип индивидуализированного подхода задает максимально индивидуализированный учебно-воспитательный процесс, который реализуется в гибких учебных планах и программах, подстраивающихся под каждого обучающегося;
- принцип развивающих коммуникаций - развитие общения, культура общения с другим, поиск собеседника (по Ухтомскому);
- принцип прогрессирующего самоконтроля учит учиться, путь к самосовершенствованию;
- принцип гуманизации - окультуривание образовательной среды, обучение не столько в изучении прошлого, сколько в «освобождении ума и человеческих симпатий» (Дж. Дьюи), ибо всякая новая идея, представление, знание рождается в мышлении;
- принцип ценности личности, то есть признание самооценки личности каждого студента независимо от той роли, которую он играет, позиции, которую он занимает, мнения, которого он придерживается;
- принцип уникальности личности - признание неповторимости каждого студента, его способностей и соответственно утверждение необходимости построения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на максимальное развитие индивидуальности;
- принцип культуросообразности - соответствие содержания образования культуре и ее традициям;
- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса как единство чувства и мысли в педагогическом процессе. Это обеспечивается особой системой отношений, ориентированной на максимальную интеграцию знаний обучающихся в единую эмоциональную картину мира и себя в нем.
Таким образом, нами была разработана и охарактеризована процессная модель развития культуры межличностного общения студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, блоки которой соответствуют основным компонентам педагогического процесса (целевой, методологический, содержательный, результативный), а их содержание реализует ее задачи.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ Библиографический список
1. Андреев А. А. Введение в Интернет-образование: учебное пособие. М.: Логос, 2003. 45 с.
2. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Введение в дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.
3. Ахаян А. А. Теория и практика дистанционного педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001. 39 с.
4. Насибуллов Р. Р. Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010. 22 с.
5. ПолатЕ. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. 2-е изд., стер. М.: Центр «Академия», 2009. 400 с.
6. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.288 с.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997. 480 с.
8. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001.320 с.
9. Бондаренко Е. А., Журин А. А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. 2002. № 3. С. 88-98.
10. Ильинский И. М. Образовательная революция. М.: Московская гуманитарно-социальная академия, 2002. 592 с.
11. Базаров Т. Ю. Дистанционное обучение: организация опосредованного общения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 2(69). С. 51-56.
12. Чучкова Г. С. Интернет-коммуникация как фактор личностного развития: на примере общения в чатах: дис. ... канд. психол. наук. М.: РГГУ, 2008. 23 с.
13. Веселовская Ю. А. Интернет-технологии: особенности построения методической системы // Наука. Образование. Культура. 2014. С. 110-114.
14. Евдокимов М. А. Совершенствование организационных форм дистанционного обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 32 с.
References
1. Andreev A. A. Vvedenie v Internet-obrazovanie: uchebnoe posobie [Introduction to online education], Moscow: Logos, 2003,45 p. [in Russian],
2. Andreev A. A., Soldatkin V. I. Vvedenie v distancionnoe obuchenie: sushchnost', tekhnologi-ya, organizaciya [Introduction to distance learning: essence, technology, organization], Moscow: MEHSI, 1999,196 p. [in Russian],
3. AhayanA. A. Teoriya i praktika distancionnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk [Theory and practice of distance pedagogical education. Extended Abstract of doctor's of Pedagogy thesis]. Saint-Petersburg, 2001, 39 p. [in Russian],
4. Nasibullov R. R. Razvitie distancionnoj formy obucheniya budushchih uchitelej. Avtoref. diss, kand. ped. nauk [The Development of distance forms of training of future teachers. Extended Abstract of candidate's of Pedagogy thesis]. Kazan', 2010,22 p. [in Russian],
5. PolatE. S. Pedagogicheskie tekhnologii distancionnogo obucheniya [Pedagogical technologies of distance learning], 2-е izd., ster. Moscow: Akademiya, 2009,400 p. [in Russian],
6. Andreeva G. M. Psihologiya social'nogo poznaniya [Psychology of social cognition], Moscow: Aspekt Press, 2000,288 p. [in Russian],
7. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology], Rostov na Donu, 1997,480 p. [in Russian],
8. Mudrik A. V. Obshchenie v processe vospitaniya [Communication in the process of education], Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001, 320 p. [in Russian],
9. Bondarenko E. A., Zhurin, A. A. Sostoyanie mediaobrazovaniya v mire [The state of media education in the world]. Pedagogika [Pedagogy], 2002, no. 3, pp. 88-98 [in Russian],
10. Il'inskij I. M. Obrazovatel'naya revolyuciya [Educational revolution], Moscow: Mosk. Gumanitarno-social'naja akademija, 2002, 592 p. [in Russian],
11. BazarovT. Yu. Distancionnoe obuchenie: organizaciya oposredovannogo obshcheniya [Distance learning: organization of indirect communication], Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogics in law enforcement], 2017, no. 2(69), pp. 51-56 [in Russian],
12. Chuchkova G. S. Internet-kommunikaciya kak faktor lichnostnogo razvitiya: na primere obshcheniya v chatah. Diss. kand. psihol. nauk [Internet communication as a factor of personal development: on the example of communication in chats. Candidate's of Psychology thesis]. Moscow: RGGU, 2008,23 p. [in Russian],
13. Veselovskaya Yu. A. Internet-tekhnologii: osobennosti postroeniya metodicheskoj sistemy [Internet technologies: features of construction of methodical system], Nauka. Obrazovanie. Kul'tura [Science. Education. Culture], 2014, pp. 110-114 [in Russian],
14. Evdokimov M. A. Sovershenstvovanie organizacionnyh form distancionnogo obucheniya. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk [Improvement of organizational forms of distance learning. Extended Abstract of doctor's of Pedagogy thesis]. Moscow, 2006, 32 p. [in Russian],