Научная статья на тему 'Моделирование процесса развития исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей'

Моделирование процесса развития исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / CHILDREN ADDITIONAL EDUCATION / RESEARCH SKILLS / SENIOUR HIGH SCHOOL STUDENTS RESEARCH SKILLS DEVELOPMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Кукар Ульяна Юрьевна

В статье описана модель развития исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования, представленная программно-целевым, функционально-субъектным и организационно-результативным компонентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of Senior High School Students Research Skills Development Process in Additional Education Institutions

The article presents the model for research skills development applicable to seniour high school students in additional education institutions; it is presented with program-aimed, functional-subjective and organisation-resultative components.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса развития исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙШШ

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Л. И. Савва (Магнитогорский государственный университет),

У. Ю. Кукар (Дворец творчества детей и молодежи, г. Магнитогорск)

В статье описана модель развития исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования, представленная программно-целевым, функционально-субъектным и организационно-результативным компонентами.

Ключевыге слова: дополнительное образование детей; исследовательские умения; модель развития

исследовательских умений старшеклассников.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. акцент сделан на том, что в настоящее время востребованными являются специалисты, отличающиеся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за судьбу страны, умеющие быстро выявлять проблемы, находить способы их решения, самостоятельно осуществлять ответственный выбор, прогнозировать возможные последствия. Формированию таких качеств личности способствует исследовательская деятельность обучающихся.

В данной статье описан процесс моделирования развития исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования (УДО). При построении модели учитывались следующие признаки системного подхода:

1) целостность, позволяющая рассматривать модель одновременно как систему единого целого и как подсистему для вышестоящих уровней;

2) иерархичность строения, т. е. наличие множества элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;

3) структуризация, позволяющая анализировать элементы модели и их взаимосвязи в рамках конкретного компонента. Обычно процесс функционирования

модели как системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Использование системного подхода при построении модели позволяет изучить состояние процесса развития исследовательских умений старшеклассников в целом и по элементам, находящимся в определенных отношениях, внешних и внутренних связях между собой и образующих некоторую целостность и единство.

Процесс моделирования был начат с выделения структурных компонентов модели, в качестве которых были определены программно-целевой, функционально-субъектный и организационнорезультативный.

Каждый из указанных компонентов включает в себя несколько элементов. Для программно-целевого это социальный заказ; нормативная база; цель, педагогические подходы и принципы их реализации в отношении рассматриваемого процесса.

Социальный заказ на развитие исследовательских умений у старшеклассников в учреждении дополнительного образования отражается в следующих нормативных документах: Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования, Национальном проекте «Образование», Современной

© Савва Л. И., Кукар У. Ю., 2009

№ 2, 2009

модели образования, решении коллегии Министерства образования Российской Федерации по УДО.

В главном документе — Законе Российской Федерации «Об образовании» — ставится акцент на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. регламентируется деятельность научного общества учащихся (НОУ), которая должна способствовать компенсированию разрыва стартовых возможностей детей из семей с различным доходом в получении качественного образования, так как опыт исследовательской деятельности старшеклассников создает предпосылки для самоопределения личности и дальнейшего получения профессии; обеспечению педагогической поддержки одаренных детей в секциях НОУ, возможности общения их со сверстниками и учеными, осуществлению исследовательского поиска с последующим представлением результатов собственной исследовательской деятельности на научно-практических конференциях различного уровня [4; 5].

Национальный проект «Образование» определяет следующие задачи:

1) создание стипендиальной поддержки молодежи, активно участвующей в региональных, федеральных и международных научных конференциях;

2) принятие комплексных мер по привлечению учащихся к научным исследованиям;

3) развитие инфраструктуры научноисследовательского творчества под патронатом ведущих российских ученых, деятелей научных школ;

4) развитие диалога между представителями различных слоев общества — школьниками, студентами, преподавателями, учеными.

Указанные задачи реализуются в научном обществе учащихся благодаря выстраиванию взаимодействия с высшими учебными заведениями и органами власти города.

Современная модель образования предполагает переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности — проектной,творческой, исследовательской. Последняя должна способствовать формированию определенных базовых компетентностей современного человека:

— информационных (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

— коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми во время образовательно-воспитательного процесса в НОУ);

— самоорганизации (умение ставить цель, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);

— самообразования (умение самостоятельно раскрывать содержание исследовательской работы, представлять результаты на различных уровнях, тем самым создавая конкурентоспособность при поступлении в высшие учебные заведения России).

Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации №1/1 от 10.01.96 г. «О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования» определило в качестве наилучшего средства обогащения интеллектуального потенциала общества создание учреждений дополнительного образования детей.

Методологическую базу реализации рассматриваемого процесса составили личностно-деятельностный и интегративный педагогические подходы.

Личностно-деятельностный подход представляет собой единство личност-но ориентированного и деятельностного. Ученые (И. О. Якиманская, Е. В. Бонда-ревская, М. Н. Берулава, В. В. Сериков и др.) связывают его с личностной обус-

ловленностью всех психических явлений человека, его деятельности и индивидуально-психологических особенностей. В соответствии с данным подходом в центре обучения находится сам юный исследователь — его мотивы, цели, неповторимый психологический склад.

В процессе преподавания при определении содержания и формы учебных заданий и характера общения с воспитанниками руководители секций НОУ должны максимально учитывать национальные, половозрастные, индивидуальнопсихологические, статусные особенности обучающихся. Особого внимания к себе требуют формирование и дальнейшее развитие психики школьника, его познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик и т. д.

В целом рассматриваемый подход в развитии исследовательских умений старшеклассников означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий для развития разносторонней, гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личности через активизацию ее внутренних резервов. «Личностный» компонент отражает тот факт, что все обучение юных исследователей строится с учетом их субъективного опыта и особенностей субъектно-субъектного взаимодействия, «преломляется» через личность старше-

классника, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.

Сущностные признаки интегративного процесса как подхода рассмотрел Ю. С. Тюнников [7]. Такой подход к обучению предполагает синтез идей целостного взгляда на мир и различных способов его познания, создает основу для целостного педагогического процесса. Один из путей его реализации — сотрудничество и интеграция различных дисциплин. Следовательно, одна из задач образовательных программ секций НОУ — способствовать овладению учащимися умениями проводить исследования на основе интеграции нескольких направлений науки. Необходимо организовать этот процесс так, чтобы старшеклассники умели систематизировать интегративную информацию и устанавливать удаленные связи между отдельными понятиями, объектами исследования, явлениями в мире [1].

Интегративный подход предоставляет возможность растить творческую личность, целостно воспринимающую мир, способную активно действовать в социальной и профессиональной сферах.

Выделенные нами подходы позволяют организовывать развитие исследовательских умений старшеклассников на основе реализации ряда принципов (таблица).

Реализация принципов личностно-деятельностного и интегративного подходов в процессе развития исследовательских умений воспитанников НОУ

Принцип Правила для Правила для

руководителя секции НОУ воспитанника секции НОУ

1 2 3

Принцип активности обучения Суть принципа: при формировании познавательной активности учащегося активизируются он сам и его исследовательская деятельность, которая связана с побуждением посредством методов, приемов, средств

Личностно-деятельностный подход

— разъяснение учащимся важности, значения и перспективы исследовательской деятельности;

— опора на интересы воспитанников, формирование познавательных интересов, профессиональных склонностей;

— осознание цели обучения, планирование и организация работы в рамках своего исследования;

— реализация своих интересов и способностей в ходе работы над темой исследования;

Принцип научности Суть принципа: научность обучения воспитанников зависит от соответствия образовательных программ педагога и уровня научно-технического прогресса

Принцип рефлексии Суть принципа: развитие процессов самосознания и самоконтроля у старшеклассников в ходе исследовательской деятельности

Принцип индивидуальности Суть принципа: создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника с учетом его способностей и склонностей к определенному виду исследовательской деятельности

Принцип ответственности Суть принципа: развитие волевых и нравственных качеств, ответственности за выбор темы исследования, поиск истинных научных данных, результат работы

— управление процессом познания научных закономерностей и законов;

— использование в организации обучения метода проведения анализа собственных наблюдений

— знакомство учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами;

— использование в организации обучения воспитанников проблемных ситуаций;

— вовлечение учащихся в экспериментальную деятельность в рамках выбранной проблемы;

— поиск дополнительной научной информации, доказательство своей точки зрения;

— знакомство с важными сторонами процесса развития изучаемых проблем

— выстраивание совместно с воспитанником плана деятельности по реализации исследовательской работы;

— анализ педагогической работы;

— обучение воспитанника самоанализу деятельности;

— развитие у учащихся направленной на успех мотивации

— выявление способностей воспитанников в определенной сфере деятельности;

— подбор тем исследования в зависимости от интересов учащихся;

— развитие индивидуальных способностей воспитанников;

— стимулирование исследовательской деятельности

— поддержание интереса воспитанников НОУ к исследовательской деятельности и получению результата;

— понимание связи исследования с актуальными проблемами;

— ответственность за чистоту и глубину поиска, точность методов исследования

— применение полученных данных исследовательской работы в будущей профессиональной деятельности;

— познание закономерностей и законов в области науки;

— анализ результатов, полученных в ходе исследования проблемы

— формирование системы знаний в области выбранного исследования;

— самостоятельное решение проблемных ситуаций в ходе исследования;

— приобретение опыта проведения экспериментальной работы;

— расширение кругозора в области научных знаний в рамках исследования, отстаивание своей позиции;

— изучение проблем по теме исследования

— осознание своего отношения к исследовательской деятельности;

— выстраивание отношений с педагогами и другими воспитанниками секции НОУ;

— контроль и оценка результатов своей исследовательской деятельности

— выбор темы исследования в зависимости от собственных интересов и увлечений;

— реализация собственных способностей в рамках исследовательской работы;

— ведение исследования с позиции собственного взгляда

— реализация индивидуального плана работы над темой исследования;

— планирование и организация исследовательской деятельности;

— признание ошибок

Окончание таблицы

Принцип связи теории с практикой Суть принципа: совершенствование практической деятельности воспитанника секции НОУ, повышение качества его исследовательской работы

Интегративный подход

— знакомство воспитанников с предприятиями, общественными институтами города;

— социализация исследовательских работ, внедрение их результатов в образовательном учреждении, на муниципальном или других уровнях

— связь теоретического материала исследования с практической деятельностью;

— связь качества исследовательского процесса с эмпирической оценкой;

— разработка конкретных рекомендаций по теме исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй компонент модели был обозначен как функционально-субъектный. Его элементами выступают субъекты и реализуемые ими функции.

Субъектная основа модели развития исследовательских навыков старшеклассников в УДО складывается из двух составляющих. В первую входят руководители секций НОУ, представители вузов и предприятий города; во вторую — воспитанники секций. Важно подчеркнуть, что все они являются субъектами процесса исследовательской деятельности, так как занимают активную деятельностную позицию, существенным признаком которой служит осознанность каждым участником процесса ведущей роли выполняемой деятельности.

Кадровый потенциал руководителей городских секций НОУ при муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей должны составлять преподаватели высших учебных заведений города, а именно кандидаты и доктора гуманитарных и технических наук.

Профессионализм руководителя секции НОУ должен отражаться в организации, исследовательской деятельности, управлении ею и педагогическом общении. При выборе стиля педагогического общения — авторитарного (тактика диктата и опеки), демократического (стиль сотрудничества) или попустительского (тактика невмешательства) — следует отдать предпочтение второму. Именно демократический стиль позволяет наладить тесный контакт педагога и воспи-

танника и стимулировать исследовательскую деятельность последнего.

Несмотря на высокую степень самостоятельности в осуществлении старшеклассниками исследовательской деятельности, иногда у них возникают трудности в использовании различных групп умений на практике и в активизации поиска решений поставленных задач. Следовательно, на всех уровнях формирования опыта исследовательской деятельности учащихся требуется управление этим процессом со стороны руководителя секции НОУ.

На основании проведенного исследования научно-теоретических источников управление развитием исследовательских навыков старшеклассников в УДО мы понимаем как процесс целенаправленного взаимодействия руководителей и воспитанников секций НОУ с целью обеспечения эффективного его функционирования. Осуществлять данный процесс руководителю секции НОУ позволяют планово-прогностическая, мотивационно-целевая, оценочно-коррекционная, воспитывающе-развивающая, информационно-аналитическая функции.

Планово-прогностическая функция управления выявляет зоны ближайшего развития научного общества учащихся, осуществляет координацию деятельности по выполнению исследования, направлена на совершенствование исследовательских умений старшеклассников в УДО.

Мотивационно-целевая функция, формирующая цели, ориентирована на моти-

111!111Й1И1!Ш № 2,

вацию и стимулирование развития умений старшеклассников в исследовательской деятельности на базе учреждений дополнительного образования.

Оценочно-коррекционная функция осуществляет внутренний контроль по всем основным направлениям деятельности научного общества учащихся совместно с вузами и предприятиями города. Помимо этого она обеспечивает регулирование и коррекцию по всем направлениям развития исследовательских умений старшеклассников в УДО, а также деятельность научного общества учащихся.

Воспитывающе-развивающая функция способствует развитию личности учащегося через формирование отношений, способов поведения в исследовании, стимулирование творчества и способностей детей.

Информационно-аналитическая функция управления заключается в создании в учреждении дополнительного образования информационной образовательной среды, обеспечивающей доступность информации (в том числе электронных информационных ресурсов), разнообразие форм и качество информационных ресурсов (полноту, оперативность и достоверность получаемой информации), комфортность получения информации старшеклассниками в исследовательской деятельности.

К функциям второй составляющей субъектной основы рассматриваемой модели — воспитанников НОУ — мы относим следующие:

— информационно-поисковую (определяется поиском молодыми исследователями необходимого материала в информационном пространстве);

— научно-исследовательскую (связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования [3]);

— презентативную (способствует развитию у воспитанника секции НОУ

навыка представления своего исследования, акцентирования наиболее важных моментов исследования);

— рефлексивную (направлена на осмысление старшеклассниками своей деятельности в ходе проведения исследования). Речь идет о педагогической рефлексии, которая, по мнению Г. М. Коджаспировой, представляет собой способность человека дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают другие люди, прежде всего те, с кем он взаимодействует в процессе исследовательской деятельности [2].

Организационно-результативный компонент, по нашему мнению, должен включать в себя условия развития исследовательских умений старшеклассников в УДО и методику реализации педагогических условий, представленную в виде методов, средств и форм.

С учетом данных первых двух компонентов модели в качестве условий, обеспечивающих успешное развитие исследовательских умений старшеклассников, мы предлагаем следующие:

1) активное включение старшеклассников в личностно-значимую исследовательскую деятельность начиная с первого года обучения;

2) расширение познавательно-исследовательской среды в учреждении дополнительного образования;

3) выбор индивидуальных, групповых и коллективных форм исследовательской работы на соответствующих этапах обучения в научном обществе учащихся.

Первое педагогическое условие позволяет воспитаннику секции НОУ развить различные виды активности, понять значимость исследования, сформировать необходимый интерес в определенной области науки или выполнить исследовательскую работу по заказу образовательного учреждения или предприятия.

Второе условие дает возможность учащемуся выйти в расширяющееся пространство новых исследовательских смыслов, ценностей и целей путем уча-

стия в интересных встречах с учеными различных специальностей на базе УД О.

Третье условие позволяет разумно сочетать индивидуальный подход, работу в коллективе и расширение границ общения юного исследователя.

Первое и второе условия являются необходимыми по отношению к рассматриваемому процессу, так как без их реализации невозможно эффективное развитие исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования. Третье условие — достаточное. Именно оно помогает выбрать индивидуальный маршрут для каждого воспитанника секции НОУ.

Рассмотренные условия развития исследовательских навыков старшеклассников в УДО составляют комплекс, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для оптимизации указанного процесса мы предлагаем следующие методы: диагностики (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение); частично-поисковые, исследовательские; информационно-развивающие; игровые; проблемнопоисковый, рассчитанный на вовлечение старшеклассника в деятельность, когда педагог ставит проблему, а учащийся определяет с ним пути ее решения; рефлексии.

Практическая реализация методов может осуществляться с помощью таких средств, как поисково-исследовательские задачи, упражнения, индивидуальные задания, проекты, макеты, научные сайты и др., и таких форм, как семинары-практикумы, научно-практические конференции, исследовательские и методические консультации, собеседования, мастер-классы; интеллектуальнотворческие марафоны, форумы, дискуссионные клубы, тематические встречи, круглые столы, методологические семинары, тематические выставки; Интернет-конференции; научно-исследовательские лаборатории и экспериментальные площадки различного уровня, исследовательские экспедиции др.

Моделируемый нами процесс как педагогическая система имеет тенденцию к развитию, т. е. к целенаправленному изменению, наиболее общей закономерностью которого является переход системы из состояния развития в саморазвитие [6, с. 35]. В данном случае это проявляется в том, что с повышением уровня развития исследовательских умений у старшеклассников (на переходе от среднего уровня к высокому) деятельность руководителя секции НОУ и воспитанника изменяется. Деятельность педагога, вначале планирующая, организующая, направляющая и контролирующая, преобразуется в действия согласования, носящие рекомендательный, ориентационный характер. Деятельность воспитанника отмечается все большей активностью в проведении самостоятельного исследования по выбранной теме: от воспринимающей, копирующей она переходит к активным действиям по организации, планированию, контролю, корректировке. Юный исследователь становится субъектом деятельности, что способствует повышению уровня развития у него исследовательских навыков и делает этот процесс самоуправляемым.

На рисунке нами представлен смоделированный процесс развития исследовательских умений старшеклассников в УДО в виде содержательно-функциональной модели. В ней определены содержание процесса и основные функции, представлены связи между элементами, объединяющие их в единое целое.

Выделенные компоненты модели — программно-целевой, функциональносубъектный, организационно-результативный — отличаются содержательной и структурной специфичностью, относительной автономностью и функциональной интегративностью. Они взаимосвязаны, и каждый влияет на последующий через решение собственных задач, которые определяют содержание предыдущего или последующего компонента, поэтому связь между ними осуществляется на содержательном и функциональном уровнях.

43

ч

&

в

Содержательно-функциональная модель развития исследовательских умений старшеклассников в УДО

№ 2, 2009

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский, С. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса / С. И. Архангельский. — М. : Знание, 1975. — 41 с.

2. Коджаспирова, Г М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.

3. Концепция дополнительного образования детей (для обсуждения) // Внешкольник. — 1996. — № 1. — С. 6.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_02/393.html.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http://www.ug.ru/

02.42Zt9.htm.

6. Педагогика / под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. — М. : Педагогика, 1984. — 368 с.

7. Тюнников, Ю. С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебновоспитательной работе / Ю. С. Тюнников. — СПб. : СПбГУ, 1987. — 47 с.

Поступила 01.11.08.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ одаренности ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО образования республики

МОРДОВИЯ

Е. Е. Кривовичева (Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарева)

Автором раскрываются основные формы и виды работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях Республики Мордовия, выявляются проблемы и определяются пути улучшения этой работы в условиях реформирования образования.

Ключевыге слова: интеллектуальная одаренность; развитие; дополнительное образование.

Изучение вопросов одаренности, организации работы с одаренными детьми и создания соответствующих образовательных систем становится в последнее время одним из приоритетных научных направлений. Это объясняется тем, что именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества. Растрачивание талантов — непозволительная ошибка для развития любого государства. В эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого потенциала ощутимо возрастает, работа с одаренными детьми представляется крайне необходимой.

За последнее десятилетие увеличилось количество исследований и публикаций по данной проблеме, но практическая ситуация в решении вопросов, связанных с развитием интеллектуальной одаренности учащихся в системе обра-

зования, мало изменилась. Из-за недостаточного количества школ для одаренных детей и классов с дифференцированным обучением большинство таких детей продолжают учиться в общеобразовательных школах.

Массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества [7]. По своей природе оно обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. К сожалению, современное школьное обучение ориентировано на среднего ученика, а профессиональное и вузовское — на среднего студента и среднего специалиста. Учитель на уроках стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные неординарные дети остаются без внимания. На наш взгляд, традиционная система обучения не может решать задачу развития творческого мышления учащихся, поскольку не

© Кривовичева Е. Е., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.