О. В. Малышева, А. В. Затонский
(г. Березники, Пермский край)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
Рассмотрено решение педагогической проблемы успешной социализации подростков средствами исследовательского туризма в замкнутом территориально-промышленном комплексе. Построена структурная модель процесса социализации, показана ее эффективность
Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [1]. Это понятие было введено в конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века в трудах социальных психологов А. Парка, Д. Дол-лэра, Дж. Кольмана, О. Бандуры и др. Педагогическая проблема социального становления личности рассматривалась в исследованиях, изучающих влияние социализации на социальную структуру общества, систему общественных отношений.
Анализ трудов, обращенных к проблеме выявления сущности и специфики дополнительного образования (ДО) детей [2, 3 и др.], показывает важность различных форм ДО в процессе социализации подростка, накопления социального опыта, формирования социальных умений и навыков. Социализация не только является одной из наиболее важных целей деятельности педагога ДО, но и служит решению широкого круга социальных проблем - от обеспечения безопасности граждан в плане криминогенной обстановки до кадрового обеспечения градообразующих предприятий. Теоретически обосновано и подтверждено практикой, что недостаточная социализация в подростковом периоде оказывает неблагоприятное воздействие на возможности молодых людей к адаптации в обществе на этапе перехода к самостоятельной деятельности.
Современная наука рассматривает социализацию как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве многоправного члена общества, проявляющего самостоятельность, инициативность, исполнительность, ответственность [4]. Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходимы целенаправленная интеграция
всех сил общества, экономическое, социальнополитическое, духовно-информационное воздействие образовательной и окружающей социокультурной среды. Именно в этой среде личность формируется, развивается, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.
Социализация подростков, проживающих в том или ином географическом регионе, или территориально-природном комплексе (ТПК), имеет свои особенности и обусловливается совокупностью объективных факторов и условий социального, культурно-исторического и природного характера. Соответственно, можно говорить о региональных педагогических подходах к социализации подростка средствами дополнительного образования.
Наше исследование было посвящено разработке педагогических условий социализации подростков средствами исследовательского туризма в условиях замкнутого ТПК, к которому относится, в частности, Верхнекамский регион.
Верхнекамье - территориально-промышленный комплекс в северной части Пермского края общей численностью населения около 460 тысяч человек. Наиболее крупными являются города Березники (около 170 тыс. чел.) и Соликамск (около 120 тыс. чел.). Особенностью ТПК является его пространственная замкнутость. Он связан с остальными территориями края и страны единственным направлением - в сторону краевого центра. Верхнекамье не является уникальным образованием: подобные ТПК
можно встретить в Свердловской, Томской, Тюменской областях, Хабаровском крае и других субъектах РФ.
Вместе с тем богатые природные ресурсы ТПК и его окружения предоставляют широкие возможности по использованию их в качестве рекреационных и туристских объектов. Врожденная тяга человека к природе, положительное восприятие им природной среды, любознательность, стремление к достижениям органич-
но сочетаются в занятиях исследовательским туризмом, в том числе развиваемым в рамках дополнительного образования школьников. Исследовательский туризм (ИсТ) обычно трактуется как разновидность детско-юношеского туризма, в которой основное внимание уделяется не спортивным достижениям, а основам научных исследований, развитию познавательных склонностей, гармоничному сосуществованию с природой. Разностороннее развитие школьников в процессе занятий ИсТ обусловлено изучением широкого круга смежных вопросов (физической культуры, географии, геологии, биологии, экологии, истории края) во внешкольной обстановке.
Исторически территория Верхнекамья использовалась для поселений ссыльных, а затем
- размещения исправительно-трудовых учреждений. Преступники, отбыв срок наказания, нередко оставались в пределах ТПК. После периода бурного развития региона в XVП-XVШ веках, связанного с подъемом добывающей промышленности и торговли, интенсификацией перевозок в северной части Пермского края, культурные, церковные и образовательные центры края сосредоточились затем в его южной части. Описанная выше замкнутость наряду с подневольным притоком социально неадекватного населения послужили причинами формирования своеобразной обстановки в ТПК и отразились на особенностях воспитания и социализации детей и подростков. Поскольку других источников кадров для административных, правоохранительных, образовательных учреждений (ОУ) и промышленных предприятий в описанных условиях замкнутого ТПК нет, успешная социализация молодежи является одним из необходимых условий культурного и экономического процветания края.
Несмотря на значительный интерес исследователей к данной проблеме, процесс социализации подростка, проживающего на территории замкнутого ТПК, в рамках работы учреждений ДО остается недостаточно изученным. Можно отметить, что, несмотря на объективную потребностью общества ТПК в успешно социализирующейся в современных условиях личности, ОУ вследствие их инертности не способны в полной мере обеспечить социализацию подростка. В связи с этим возрастают потребности системы ДО в совершенствовании процесса социализации школьников и научно-методическом обеспечении процесса различными средствами. Решение последней задачи требует поиска и обоснования педагогических условий, форм, методов и средств социализации подростка.
В теоретических исследованиях и на практике за период 2000-2009 гг. нами обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий социализации подростка средствами исследовательского туризма в условиях замкнутого ТПК. Показано, что успеху социализация способствуют:
- богатая природная среда, по отношению к которой в обществе сформировались традиции и навыки ее использования в плане спортивного и познавательного туризма, что способствует вхождению в нее подростков;
- актуализация мотивационной сферы подростка за счет наполнения социально-значимой деятельности личностным смыслом;
- грамотное педагогическое сопровождение социализации.
Наряду с обоснованием комплекса педагогических условий были уточнены особенности социализации подростков средствами ИсТ в условиях замкнутого ТПК, разработана и апробирована структурно-функциональная модель социализации подростка средствами ИсТ в учреждении ДО, разработаны критерии и уровни социальной компетентности подростка.
Социализацию подростка можно трактовать как процесс его вхождения в социальную среду путем присвоения социального опыта и одновременно активного воспроизводства этой системы подростком в его жизнедеятельности. Процессуальный характер социализации предполагает определенную дискретность, этап-ность. Основными критериями, отражающими содержание понятия «социальная компетентность» как результата социализации, определяют мотивацию, осведомленность и умения (табл. 1).
Социальная компетентность рассматривается нами как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Опираясь на критерии, можно определить основные уровни, соответствующие различной степени сформированности социальной компетентности как результата социализации подростка, выразив их через личностные образования, поддающиеся измерению:
- начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социализации личностных новообразований;
- неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на доста-
Таблица 1
Критерии социальной компетентности подростка как результата социализации
Критерии Показатели
Мотивация Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности
Преобладание мотивов достижения успеха
Ценностное отношение к себе и другой личности
Ценностное отношение к результатам деятельности
Сформированность способов продуктивного взаимодействия в социуме Знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха
Освоение продуктивных способов ведения социально одобряемой деятельности
Освоение продуктивных способов взаимодействия с окружением (социумом)
Знание норм и правил общения и поведения в обществе
Умения (умения и навыки социального поведения) Сформированность навыков и способов социально одобряемой деятельности
Эффективное общение и конструктивное взаимодействие в учебной и внеучебной деятельности
Навыки эмоциональной саморегуляции
Владение средствами организации своей деятельности
точном уровне, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социализацию. При этом возможны различные сочетания степени сформированности составляющих социальной компетентности;
- устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований подростка, то есть высокие показатели развития всех важнейших составляющих социальной компетентности.
Завершающей стадией теоретического анализа исследуемой проблемы стала разработка структурно-функциональной модели (рис. 1, 2) средствами методологии SADT (Structured Analysis and Design Technique) [2].
Структурно-функциональная модель системы интегрирует цель (успешная социализация подростка), учитывает педагогические условия (создание скоординированной социальной среды, способствующей комфортному вхождению подростка в систему социальных отношений; обеспечение педагогического сопровождения социализации подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования (УДО); актуализация мотивационной сферы подростка за счет наполнения социально-значимой деятельности личностным смыслом), этапы (мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, результативно-рефлексивный) и результат (социальная компетентность подростка) и может служить основой
для успешной социализации подростков в УДО детей средствами ИсТ.
Рассмотрим более детально этапы социализации согласно нашей модели.
Исходным пунктом мотивационно-целевого этапа является цель, которая конкретизируется задачами социализации подростка (формирование мотивации к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, достижение успеха, общение; приобретение знаний, норм и правил общения и поведения в обществе, продуктивных способов взаимодействия в деятельности, собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха; формирование умений и навыков социального поведения).
На содержательно-деятельностном этапе (рис. 2) расширяются условия для выбора подростком способов самореализации путем предоставления ему четырех различных видов деятельности в рамках ИсТ; стимулируется построение индивидуальной программы саморазвития подростка; расширяются дифференцированные формы работы с подростком с учетом субъектного опыта, интересов, потребностей, установок, уровня притязаний. Через активное взаимодействие происходит приспособление подростка к жизни, устанавливается и повышается его социальный статус и появляется удовлетворенность собой. Все это определяет направление социально значимых действий подростка под влиянием мотивов и стимулов, в
Рис. 1. Структурная модель корневого уровня.
М_
ЗУН
0р. 1
Обучение
Знания
Навыки
Умения
0р. 2
Самостоятельная
деятельность
0р.
Внешняя
оценка
„Мотивация
0р. 5
Формирование
навыков
0р. 3
Самооценка
Результат
самооценки
_М,_
ЗУН
4
Корректировка
Рис. 2. Декомпозиция процессов содержательно-деятельностного этапа.
основе которых лежат социокультурные ценности, нормы и правила.
Результативно-рефлексивный этап позволяет подростку сосредоточиться на самом себе, осознать себя в социуме через широкий спектр разнообразных форм и видов социально одобряемой деятельности. На этом этапе происходит закрепление навыков свободного выбора, проявление ответственности, творческого и созидательного характера своей деятельности, формируется социальная компетентность как результат социализации подростка.
Представленная структурная модель может служить ориентиром для педагогических действий по социализации подростков средствами ИсТ, который можно рассматривать как интеграцию трех составляющих: спортивного туризма, краеведческого туризма и исследовательской деятельности школьников.
При организации любой туристско-краеведческой деятельности с детьми и подростками наиболее приемлемой и широко применяемой является личностно-ориентированная педагогическая парадигма [6]. Педагогическими особенностями процесса социализации подростка средствами ИсТ являются:
- широкий выбор различных видов деятельности, где учащиеся могут проявить свои способности;
- индивидуальное педагогическое сопровождение процесса социализации подростка;
- оценка и самооценка уровня социализации личности подростка;
- обеспечение включенности подростка в реальную социально значимую деятельность с конкретными, значимыми для подростка результатами;
При занятиях обычным спортивным туризмом достижения воспитанников носят большей частью спортивный характер и характеризуются выполнением нормативов на спортивные разряды по туризму, участием в походах и экспедициях, имеющих определенный статус, участием в туристских слетах и соревнованиях и т.п. [7].
Однако не все подростки ввиду физических данных способны достичь высоких результатов, особенно в соревнованиях личного характера. В командных же состязаниях неспортивные ребята часто чувствуют себя обузой из-за слабой подготовки. То, что трудно дается, обычно и мало привлекательно. Поэтому часть ребят на практике утрачивала не только соревновательный интерес, но и интерес к занятиям туризмом в целом. Это побудило авторов статьи к поиску решения проблем мотивации детей, повы-
шения уровня самооценки и социализации воспитанников. Был выбран вариант расширения видов деятельности объединения ДО на направления, где могли бы проявить себя и физически слабые от природы подростки.
Введение в программу, ориентированную на спортивный туризм, блока поисково-исследовательской работы позволило не только привлечь в объединение подростков со скромными физическими данными, но и значительно повысить мотивацию физически одаренных ребят к занятиям туризмом. «Спортсмены» нашли еще одну нишу для приложения своих сил и проявления своих способностей. Подросткам стало интересно отправиться не просто в сложное спортивное путешествие, а в поход, направленный на поиск чего-то неизвестного, необычного, редкого, объединенный какой-то общей красивой идеей. Участвуя в спортивно-исследовательских экспедициях, ребята не только почувствовали себя «покорителями дикой природы», но и ощутили реальную социальную значимость своей деятельности, ее очевидную пользу: сведения, которые добывались в походах, оказались востребованы обществом, специалистами и учеными. Успехи ребят были отмечены различными сертификатами, грамотами, благодарностями.
Выросла популярность ребят в школе как у сверстников, так и у педагогов. Воспитанников объединения начали приглашать не только на мероприятия спортивного характера, но и на мероприятия интеллектуальной и творческой направленности. Это потребовало более четкой координации и структурирования их исследовательской деятельности. В результате была сформирована система поисково-исследовательской работы в объединении, которая включила в себя такие формы работы, как:
- участие в исследовательских экспедициях, организация разовых и мониторинговых исследований;
- участие в конкурсах исследовательских работ различного уровня (от уровня учреждения до всероссийских конкурсов);
- сотрудничество с вузами, с учеными и специалистами;
- учеба в краевой заочной школе естественно-математических наук на отделении эколо-гов-исследователей;
- участие в работе научного общества учащихся (НОУ) при школе или учреждении ДО.
Вместе с тем выявился и ряд проблем, связанных с организацией поисково-исследовательской деятельности в рамках УДО. Наиболее явной стала проблема несоответствия технологий (использовались в основном технологии
группового обучения) ожидаемым результатам (реализация возможностей воспитанников в разных видах деятельности, развитие индивидуальности, персональная социализация подростка).
В связи с этим был усовершенствован учебно-методический комплекс, что позволило решить данную проблему, перейти на новые технологии, в частности на личностно ориентированное образование. Несмотря на организационные трудности, связанные в основном с установленными нормативами численности групп обучаемых, взрослых руководителей походов и путешествий и пр., удалось увеличить время индивидуальной работы с подростками.
С повышением социального опыта воспитанников повысилась и их социальная активность
- подростки стали принимать участие в подготовке и проведении различных мероприятий. От модели «педагоги - для нас» подростки перешли к реализации модели «мы - для других детей». Была отмечена положительная динамика развития социальной компетентности подростков практически по всем критериям (мотивация, осведомленность, умения), что способствовало успешности социализации, её устойчивости.
Осознание воспитанниками НОУ того, что их не просто высоко оценивают, а в них нуждаются, еще больше укрепляет социальный статус подростков, способствует еще более успешной социализации. Причем в этом случае воспитанники объединения выступают не только как субъекты социализации, но и как её агенты -люди, ответственные за распространение идей,
норм, принципов, ценностей общества и культуры.
В рамках творческой деятельности подростки, посещающие объединение, смогли проявить свои способности в таких видах деятельности, как: творческие конкурсы (фотографий, медиатворчества, путеводителей, плакатов и т.п.) различных уровней; выпуск стенгазет, буклетов и другой печатной продукции; выступление агитбригад, коллективов художественной самодеятельности на различных мероприятиях; создание электронных презентаций, художественная верстка электронных документов; проведение вечеров авторской песни во время походов и экспедиций.
Таким образом, эффективными педагогическими условиями, в достаточной и необходимой мере обеспечивающими социализацию подростка при занятиях исследовательским туризмом, являются:
- создание скоординированной социальной среды, способствующей комфортному вхождению подростка в систему социальных отношений;
- обеспечение педагогического сопровождения социализации;
- актуализация мотивационной сферы подростка за счет наполнения социально-значимой деятельности личностным смыслом.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер. Перспективными направлениями дальнейших исследований по данной теме могут стать разработки педагогических технологий социализации воспитанников средствами исследовательского туризма.
Литература
1. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.- 512 с.
2. Штейнберг Е. Б. Педагогические условия социализации подростков в разновозрастных внешкольных объединениях : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000.- 200 с.
3. Горский В. А., Журкина А. Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование.- 1999.- №2.- С.42-46.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 363 с.
5. Вендров А. М. САSЕ-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 544 с.
6. Остапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М.: Педагогика, 1985. - 42 с.
7. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-мето-дич. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2008.- 600 с.