УДК 371.322 ББК Ч421.38
Вихорева Ольга Александровна
кандидат педагогических наук г. Челябинск Vikhoreva Olga Alexandrovna Candidate of Pedagogics Chelyabinsk Педагогическая технология формирования исследовательской компетентности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей Pedagogical Technology of High School Students’ Research Competence Formation Within Children’s Supplementary Education В статье представлена педагогическая технология формирования исследовательской компетентности старшеклассников, разработанная на основе стохастической парадигмы; рассматривается специфика педагогической среды в дополнительном образовании детей.
The article highlights a pedagogical technology of high school students’ research competence formation. This technology is created on the basis of stochastic paradigm. The article dwells upon the specific character of children’s supplementary education environment.
Ключевые слова: педагогическая технология, исследовательская компетентность старшеклассников, самостоятельная исследовательская деятельность старшеклассников, педагогическая среда.
Key words: pedagogical technology, high school students’ research competence, high school students’ self-study research work, pedagogical environment.
В нашем исследовании представлено конструирование образовательного
процесса в дополнительном образовании детей, направленного на формирование исследовательской компетентности старшеклассников, на основе технологического подхода. В соответствии с результатами теоретического анализа, педагогическую технологию можно представить как способ получения воспроизводимого положительного педагогического результата, определяемого как исследовательская компетентность старшеклассников, диагностично заданного нормами обучающих и управляющих программ в условиях дополнительного образования детей. Содержание технологического подхода, развиваемого нами, будет определяться стохастической парадигмой, отдающей приоритет развитию деятельности и соответственно субъектности учащегося. В соответствии с заданной целевой установкой разрабатываемую технологию можно определить как деятельностно-ценностную [1, с. 30].
Исходя из результатов теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, возможно определить компетентность как совокупность личностных качеств (знания, умения, навыки ценностно-смысловые ориентации), которые обусловлены опытом деятельности и обеспечивают эффективность самостоятельной деятельности. Исследовательская компетентность старшеклассника - это интегративное качество личности, включающее совокупность знаний, умений, навыков и таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, обусловленных опытом исследовательской деятельности и обеспечивающие самостоятельную исследовательскую деятельность.
Как доказывает проведенная опытно-экспериментальная работа, исследовательская компетентность старшеклассников формируется в результате самостоятельной исследовательской деятельности. Самостоятельная исследовательская деятельность старшеклассников понимается нами как мотивированная са-моорганизованная деятельность учащихся старшего школьного возраста, в основе которой лежит совокупность навыков и умений, позволяющих осуществлять целеполагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации в ходе поисковой деятельности как целевыполнение; считывание и оформление, анализ и интерпретацию полученной информации для построения логических выводов. Все это обеспечивает учащемуся полноценную реализацию процесса индивидуального познания, результатом которого является выработка системы научного объяснения мира, как личностно-деятельностная характеристика, с одной стороны, и осуществление процесса саморазвития и самореализации как личностно-ценностная характеристика, с другой стороны.
В результате теоретического анализа было выявлено, что исследовательская компетентность старшеклассников может быть определена через следующие составляющие:
- общеучебные способы деятельности (анализировать, синтезировать, классифицировать и т.д.)
- специфические исследовательские способы деятельности (проводить эксперимент, моделировать, верифицировать результаты исследования)
- убеждения и смыслы (активность и самостоятельность в реализации собственных целей).
Данный вывод позволяет конкретизировать конечные результаты, которые определяют направления педагогической деятельности по формированию исследовательской компетентности учащихся. К ним мы относим:
- реализацию внутренних мотивов к исследовательской деятельности;
- сформированность общеучебных и исследовательских умений и навыков;
- самоорганизацию учащимися своей исследовательской деятельности.
В соответствии с выделенными результативными компонентами мы можем сформулировать целевые установки педагога на каждом этапе педагогической деятельности, представляющей собой научно-педагогическое руководство исследовательской работой старшеклассника, что составит содержание целевого блока разрабатываемой технологии.
В соответствии с принятыми теоретическими позициями, необходима выработка стратегии воздействия на педагогическую среду на основе заданных целей-результатов для обеспечения максимальной вероятности развития субъектности каждого учащегося за счет изменения свойств такой среды. Педагогическая среда рассматривается как система условий организации жизнедеятельности детей, направленных на формирование их отношений к миру, людям, друг другу и создаваемых специально, сообразно с педагогическими целями [4, с. 142].
В педагогической среде дополнительного образования детей выделяют субъектный, научно-методический, духовный и предметно-материальный компоненты [2, с. 84]. Субъектный компонент представлен педагогами и детьми, научно-методический - совокупностью образовательных программ, научнометодической литературой, возможностями сети Интернет. Данные компоненты не являются специфическими по отношению к школьной среде. Как показывают анализ литературы и собственный педагогический опыт, специфика педагогической среды в дополнительном образовании детей заключается в содержании духовного и предметно-материального компонентов.
Дополнительное образование детей как институт неформального образования широко использует мотивационные ценностно-смысловые пространства принятых и поддерживаемых традиций, норм и правил, распространяющихся на узкий круг посвященных, в том числе инициацию в члены такой общности [2; 3]. Это традиции коммунарских сборов, поддерживаемые в периоды между ними, особые праздники и их атрибуты, связанные с посвящением (инициацией) новых поколений учащихся, передача эстафеты соблюдения и развития традиций от старших учащихся к младшим. В условиях исследовательской деятельности такая атрибутика тоже возможна и необходима. Она связана с инициацией в научное сообщество, которая может проводиться как в условиях учебного периода, так и в каникулы на выездных сборах, во время летних или зимних выездных научных школ.
Предметно-материальный компонент педагогической среды представляет собой материальные и предметные условия образовательного процесса. В этом случае в учреждении дополнительного образования детей в меньшей степени востребован традиционный учебный класс. Занятия исследовательской деятельностью проводятся в научных лабораториях, музеях соответствующей направленности, в экспедициях, походах, в библиотеках, компьютерных классах с выходом в Интернет. Соответственно мы видим, что данный компонент также существенно обогащает среду дополнительного образования детей, что придает ей особые возможности.
Параметрами проектируемой среды при этом являются:
- активизация мотива самостоятельной работы с информационными источниками;
- побуждение субъектов образовательной деятельности к сотрудничеству и взаимодействию;
- востребованность коммуникативных навыков и умений;
- активизация интеллектуальной инициативы;
- стимулирование эффективного интеллектуального процесса.
Обобщая характеристику разрабатываемой технологии формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в до-
полнительном образовании детей, представим ее в виде алгоритма - технологической карты (рис.1).
В нем выделены следующие блоки:
- целевой,
- содержательно-процессуальный,
- блок средств обучения и воспитания,
- блок форм организации образовательного процесса,
- оценочно-результативный блок.
Содержание каждого блока представлено с учетом выявленных нами в ходе опытно-экспериментальной работы трех этапов научно-педагогического руководства исследовательской деятельностью старшеклассников (пропедевтический, операциональный, индивидуально-познавательный).
Целевой блок на первом этапе определяет формирование внутреннего мотива к исследовательской деятельности коммуникативными средствами (целенаправленное общение с учеными) во время экскурсий в научные лаборатории, участия в выездных научных школах и учебных занятий в секциях научного общества учащихся, а также информационными средствами (учебная и научная литература, интернет).
Содержание педагогической деятельности включает педагогическую диагностику знаний и умений учащихся, формирование знаний, навыков мыслительных операций, необходимых для исследовательской работы, развитие творческого воображения.
В соответствии с целевой установкой второго (операционального) этапа -формирование общеучебных и исследовательских навыков и умений - содержание педагогической деятельности будет определяться обучением учащегося методике научного поиска. Это включает в себя определение проблемы исследования и организацию поисковой деятельности путем решения методологических задач и изучения методов научного исследования (как теоретических, так и эмпирических) с учетом специфики выбранной научной области.
Вестник ЧГПУ Ю.2 '2009
Целевой блок Содержательно-процессуальный блок Средства обучения и воспитания
1 г 1 П р О 11 е д е в т и * 1 ч е с к и й г
Формы организации образоват. процесса”
Оценочнорезультативный блок
этан
Формирование внутреннего мотива к исследовательской деятельности
Пед. диагностика знаний и умений учащихся; формирование знаний, навыков мыслительных операций, развитие творческого воображения
Общение с учеными, работа с учебной и научной литературой
Групповые занятия в секциях НОУ, экскурсии в научные лаборатории, выездные школы
Мотивация исследовательской деятельности
О н е р а ц и о н а
ль н ы и эта п
Формирование общеучебных и исследовательских навыков и умений
Определение проблемы исследования, организация поисковой деятельности
Общение с учеными, работа с научной литературой и специфическим научным оборудованием
Групповые и индивидуальные занятия в секциях НОУ, экспедиции, научные сборы и слеты
•« ►
Опыт учебнопознавательной деятельности (учебноисследовательская компетентность)
И н д и в и д у а л ь н о-п о з
н а в а т е л ь н ы и этап
Формирование навыков самоорганизации исследовательской деятельности
Конструирование способов действий по решению исследовательских задач, их реализация, презентация результатов
ч—►
Работа со специфическим научным оборудованием, участие в формах научной коммуникации
Индивидуальные занятия в секциях НОУ, олимпиады, форумы, научно-практические конференции
Опыт исследовательской деятельности (исследовательская компетентность)
Рис. 1. Технологическая карта формирования исследовательской компетентности старшеклассников в дополнительном образовании детей
Соответственно блок средств представлен коммуникативными средствами (целенаправленное общение с учеными) и специфическими средствами научного исследования (научная литература, специфическое научное оборудование). Формы образовательного процесса представляют собой групповые и индивидуальные учебные занятия, экспедиции, научные сборы и слеты.
Индивидуально-познавательный этап представлен целевым блоком, определяющим формирование навыков самоорганизации исследовательской деятельности. Это осуществляется посредством создания условий, в которых учащиеся результативно осуществляют конструирование способов действий по решению исследовательских задач, сформулированных ранее, их реализацию в практической исследовательской деятельности и презентацию итогов своей работы, т. е. непосредственно поисковую деятельность. Это реализуется средствами научного исследования и научной коммуникации. Формами организации образовательного процесса являются индивидуальные учебные занятия в секциях научного общества учащихся или малой академии наук, олимпиады, форумы, научно-практические конференции.
Оценочно-результативный блок включает в себя проектируемый результат педагогической деятельности, педагогическую диагностику и методы коррекции результатов, что обеспечивает управляемость процессом формирования исследовательской компетентности старшеклассников.
Как показывает проведенная опытно-экспериментальная работа, в соответствии с этим модель обучения должна быть представлена следующими компонентами. Обучение должно происходить в малых группах, которые сформированы на основании общего познавательного интереса в определенной научной области. Педагог является партнером в процессе познавательной деятельности, которая в исходной точке является совместной деятельностью взрослого и ребенка, а в результате развития переходит в индивидуальную познавательную деятельность учащегося.
Содержание образования определяется потребностями учащихся, наличием специалиста в той или иной предметной области, его квалификацией и соб-
ственными научными интересами, возможен выбор уровня освоения образовательной программы. Цель и результат образовательной программы - формирование исследовательской компетентности через подготовку и представление к защите учащимся собственной исследовательской работы, причем авторство может быть не только индивидуальным, но и групповым. Темпы освоения образовательной программы жестко не регламентируются, а определяются сроками выполнения задания на учебный год, полугодие, в зависимости от масштабности исследования. Возможности и способы освоения образовательной программы индивидуальны и принципиально ориентированы на личностные потребности учащегося. Поэтому имеются широкие возможности углубленной дифференциации в ходе учебного процесса. Обеспечивается непрерывный прогресс, который определяется сотрудничеством учащегося и педагога.
Представленная педагогическая технология формирования исследовательской компетентности старшеклассников в дополнительном образовании детей позволяет:
- строить управление познавательным процессом на разных уровнях активности и самостоятельности учащихся, включенных в исследовательскую деятельность;
- обеспечивать учащимся условия для осознания способов собственного учебно-исследовательского труда и самоуправления личной познавательной деятельностью;
- поддерживать позитивную мотивацию исследовательской деятельности.
Таким образом, в данной технологии заявленная целевая установка достигается путем создания условий для развития субъектности и стимулирования саморазвития старшеклассников, что доказывают результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.
Библиографический список
1. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2004. - 128 с.
2. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
3. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: учебн. для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2004. - 349 с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. -176 с.
Bibliography
1. Guzeyev, V.V. Cognitive Independent Work of Schoolchildren and Educational Technology Development / V.V. Guzeyev. - M.: SRI of School Technologies, 2004. - 128 p.
2. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogical Dictionary: For Pedagogical University and College Students / G.M. Kodzhaspirova, А.Ю. Kodzhaspirov. - M.: Academia Publishing House, 2003. -176 p.
3. Supplementary Education of Children: Study Book for University Students / Edited by O.E. Lebedev. - M.: VLADOS, 2000. - 256 p.
4. Yevladova, E.B. Supplementary Education of Children: Study Book for Students of Teaching Schools and Colleges / E.B. Yevladova, L.G. Loginova, N.N. Mikhailova. - M.: VLADOS, 2004. - 349 p.