Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕЗАУРУС / ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА / ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моссоулина Лидия Александровна

В статье рассмотрена модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которая включает в себя понятийно-деятельностный тезаурус, умение увидеть и проанализировать опасную ситуацию, умение использовать всё многообразие методов и средств обеспечения безопасности, философию безопасности, рефлексивные умения, что позволяет подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Моссоулина Лидия Александровна, Самарский государственный технический университет, г. Самара E-mail: bjd@list.ru

Аннотация. В статье рассмотрена модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которая включает в себя понятийно-деятельностный тезаурус, умение увидеть и проанализировать опасную ситуацию, умение использовать всё многообразие методов и средств обеспечения безопасности, философию безопасности, рефлексивные умения, что позволяет подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, тезаурус, опасная ситуация, методы и средства, философия безопасность.

В основу обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» положен культуроцентрический подход. В образовании он обусловлен тем, что современный человек наряду с общей культурой должен обладать культурой профессиональной. Культуроцентризм предполагает делать акцент в обучении не на знаниевую составляющую, а не ценностную ориентацию знаний, на умение рефлексировать и прогнозировать.

При построении модели культуры безопасности жизнедеятельности необходимо учитывать как профессиональные, креативные (творческие), социально-психологические, так и личностные качества человека.

Структурная модель культуры безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие компоненты:

- понятийно-деятельностный тезаурус, который включает в себя профессиональные знания человека, являющиеся основой для выработки потребности в обеспечении, как личной безопасности, так и безопасности среды обитания;

I

SCIENCE TIME

I

- умение увидеть и проанализировать опасную ситуацию. В процессе жизнедеятельности человека многие ситуации являются потенциально опасными для него. Изменения, происходящие в среде обитания, развитие техники не дают право человеку на ошибку. Поэтому необходимо прививать человеку способность и умение видеть ситуацию, предвидеть результаты своего труда, анализировать информацию о производственных ситуациях и технологических процессах;

- умение использовать всё многообразие методов и средств обеспечения безопасности, которое позволяет не только применять полученные знания, использовать средства и методы для обладания навыками безопасного труда и предотвращения ситуации, угрожающей целостности и здоровью человека, но и позволяют находить специалисту нестандартные решения, а также быть готовым;

- философии безопасности, воспитывающую ответственность каждого человека за безопасную деятельность перед самим собой и перед обществом в целом;

- рефлексивные умения, развивающие готовность к саморазвитию.

При формировании тезауруса производится оценка количества полученных знаний. Для этого используются тесты, способные диагностировать не только объем знаний студентов, но и возможность применения этих знаний для решения конкретного задания, например, предложить мероприятия по обеспечению безопасных условий труда по конкретной ситуации, определить порядок расследования несчастного случая и основную причину его возникновения, разработать порядок проведения специальной оценки рабочих мест по условиям труда.

Умение увидеть ситуацию, способную привести к опасности, угрожающей как здоровью одного человека, так и коллектива в целом, базируется на блоке профессиональных знаний. Умение увидеть проблему, разглядеть критическую ситуацию возникает при способности человека к анализу и опережающему отражению. Учить человека видеть ситуации, которые могут оказаться потенциально опасными, в процессе обучения возможно посредством деловых игр или применении таких активных методов обучения, как идентификация опасных ситуаций и диверсионный анализ объекта. Это позволяет расширить познавательную сферу обучаемого, пополнить его личный жизненный опыт и вызвать интерес к изучению дисциплины.

Базовыми составляющими для блока умения использовать методы и средства для обеспечения безопасности являются профессиональные знания и умения видеть ситуацию. Наличие таких способностей человека, как умение применять полученные знания, использовать средства и методы для решения практических задач, обладание навыками безопасного труда, позволит

I

SCIENCE TIME

I

предотвратить ситуацию, угрожающую целостности и здоровью человека. Принятие решения во внештатной ситуации - процесс сугубо индивидуальный, он подразумевает творческий и самостоятельный выбор средств, методов и модели деятельности, которые могут быть как общеизвестные, так и оригинальные, потому что несут отпечаток жизненного опыта человека.

Философия безопасности определяет четкое соблюдение стандартов, обязательность в выполнении директив, правильность оформления результатов своего труда, внимательность специалиста. Возрастание технической оснащенности труда инженеров (компьютеры, автоматические средства управления и контроля), а также концентрация огромных мощностей атомных реакторов, лазеров в руках человека привели к увеличению цены принимаемых специалистами решений. Безответственность человека не раз приводила к глобальным технологическим, социальным и экологическим катастрофам. В современных технологических системах очень сложно осуществлять внешний контроль за деятельностью каждого работника, поэтому резко возрастает значение ответственности каждого человека перед самим собой и перед обществом в целом. Осознание и понимание ценности, как собственной безопасности, так и безопасности других людей делает человека высококультурным, поскольку культура подразумевает наличие знаний, форм поведения, ценностных и моральных норм, которые являются регуляторами поведения человека.

Рефлексия - это знание, понимание субъектом самого себя, оценка собственных действий. Она помогает развивать у человека навыки саморегуляции, быть и чувствовать себя активным субъектом учебной деятельности, осознавать собственные мотивы, формировать цели, анализировать полученные знания, корректировать результаты учебной деятельности. Выполнение вышеперечисленных рефлексивных процедур превращает процесс обучения в самоконтролируемый и мотивированный процесс, следовательно, получаемые знания и приобретаемые умения будут более глубокими и осознанными с точки зрения необходимости и применимости в будущей профессиональной деятельности.

Для обеспечения эффективного и безопасного труда необходимо осмысление человеком предмета профессии, ее задач, действий, условий и результатов, что обеспечивается осознанием усваиваемых знаний и способов деятельности еще в процессе подготовки. Для формирования и развития этого качества необходимо умение оценить свои действия, констатировать свершившийся факт, делать выводы о достижении поставленной цели. Готовность специалиста к качественной и количественной оценке своего уровня подготовки говорит о способности к самосовершенствованию и саморазвитию. Зная свои предыдущие и настоящие результаты, учащийся сможет повысить

I

SCIENCE TIME

I

уровень своих притязаний, который является динамичной категорией, и меняется от чередования успеха или неуспеха в учебной или профессиональной деятельности. Наличие способности оценивать свои действия говорит о субъективной ответственности человека в профессиональной деятельности.

Проявлением рефлексивных умений специалиста является его способность к самосовершенствованию. Это и нахождение новых способов действий с предметами труда, и обращение внимания на незначительные события или явления, и критическое отношение к нововведениям, и готовность к переобучению или открытость к дальнейшему профессиональному развитию, и приспособление к обновляющимся условиям и орудиям труда.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности это особая внутренняя деятельность по перестройке субъективного отношения к происходящему, благодаря переоценке личностных позиций, переосмысленных жизненных целей, что позволяет повысить качество обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студентов технических вузов.

Литература:

1. Афанасьев В.Г. О системном подходе к воспитанию // Сов. педагогика. - 1991. - №2. - С. 77-80.

2. Афанасьев В. Г. О системном подходе к воспитанию // Сов. педагогика. -1991. - №2. - С. 77-80.

3. Балинт Н., Мурани М. Психология безопасности труда. М.: Профиздат, 19681.

4. Горина Л.Г. Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и технологический аспекты: Монография / Под науч. ред. Ю.К. Черновой. -Тольятти: Изд-во ТГУ, 2001. - 223 с.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. -304 с.

6. Мошкин В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности // Основы Безопасности Жизнедеятельности, 2001. - №2. -С. 14-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.