Щ SCIENCE TIME Щ
(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Моссоулина Лидия Александровна, Самарский государственный технический университет, г. Самара E-mail: bjd@list.ru
Аннотация. В статье рассмотрена модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которая включает в себя понятийно-деятельностный тезаурус, умение увидеть и проанализировать опасную ситуацию, умение использовать всё многообразие методов и средств обеспечения безопасности, философию безопасности, рефлексивные умения, что позволяет подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, тезаурус, опасная ситуация, методы и средства, философия безопасность.
В основу обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» положен культуроцентрический подход. В образовании он обусловлен тем, что современный человек наряду с общей культурой должен обладать культурой профессиональной. Культуроцентризм предполагает делать акцент в обучении не на знаниевую составляющую, а не ценностную ориентацию знаний, на умение рефлексировать и прогнозировать.
При построении модели культуры безопасности жизнедеятельности необходимо учитывать как профессиональные, креативные (творческие), социально-психологические, так и личностные качества человека.
Структурная модель культуры безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие компоненты:
- понятийно-деятельностный тезаурус, который включает в себя профессиональные знания человека, являющиеся основой для выработки потребности в обеспечении, как личной безопасности, так и безопасности среды обитания;
I
SCIENCE TIME
I
- умение увидеть и проанализировать опасную ситуацию. В процессе жизнедеятельности человека многие ситуации являются потенциально опасными для него. Изменения, происходящие в среде обитания, развитие техники не дают право человеку на ошибку. Поэтому необходимо прививать человеку способность и умение видеть ситуацию, предвидеть результаты своего труда, анализировать информацию о производственных ситуациях и технологических процессах;
- умение использовать всё многообразие методов и средств обеспечения безопасности, которое позволяет не только применять полученные знания, использовать средства и методы для обладания навыками безопасного труда и предотвращения ситуации, угрожающей целостности и здоровью человека, но и позволяют находить специалисту нестандартные решения, а также быть готовым;
- философии безопасности, воспитывающую ответственность каждого человека за безопасную деятельность перед самим собой и перед обществом в целом;
- рефлексивные умения, развивающие готовность к саморазвитию.
При формировании тезауруса производится оценка количества полученных знаний. Для этого используются тесты, способные диагностировать не только объем знаний студентов, но и возможность применения этих знаний для решения конкретного задания, например, предложить мероприятия по обеспечению безопасных условий труда по конкретной ситуации, определить порядок расследования несчастного случая и основную причину его возникновения, разработать порядок проведения специальной оценки рабочих мест по условиям труда.
Умение увидеть ситуацию, способную привести к опасности, угрожающей как здоровью одного человека, так и коллектива в целом, базируется на блоке профессиональных знаний. Умение увидеть проблему, разглядеть критическую ситуацию возникает при способности человека к анализу и опережающему отражению. Учить человека видеть ситуации, которые могут оказаться потенциально опасными, в процессе обучения возможно посредством деловых игр или применении таких активных методов обучения, как идентификация опасных ситуаций и диверсионный анализ объекта. Это позволяет расширить познавательную сферу обучаемого, пополнить его личный жизненный опыт и вызвать интерес к изучению дисциплины.
Базовыми составляющими для блока умения использовать методы и средства для обеспечения безопасности являются профессиональные знания и умения видеть ситуацию. Наличие таких способностей человека, как умение применять полученные знания, использовать средства и методы для решения практических задач, обладание навыками безопасного труда, позволит
I
SCIENCE TIME
I
предотвратить ситуацию, угрожающую целостности и здоровью человека. Принятие решения во внештатной ситуации - процесс сугубо индивидуальный, он подразумевает творческий и самостоятельный выбор средств, методов и модели деятельности, которые могут быть как общеизвестные, так и оригинальные, потому что несут отпечаток жизненного опыта человека.
Философия безопасности определяет четкое соблюдение стандартов, обязательность в выполнении директив, правильность оформления результатов своего труда, внимательность специалиста. Возрастание технической оснащенности труда инженеров (компьютеры, автоматические средства управления и контроля), а также концентрация огромных мощностей атомных реакторов, лазеров в руках человека привели к увеличению цены принимаемых специалистами решений. Безответственность человека не раз приводила к глобальным технологическим, социальным и экологическим катастрофам. В современных технологических системах очень сложно осуществлять внешний контроль за деятельностью каждого работника, поэтому резко возрастает значение ответственности каждого человека перед самим собой и перед обществом в целом. Осознание и понимание ценности, как собственной безопасности, так и безопасности других людей делает человека высококультурным, поскольку культура подразумевает наличие знаний, форм поведения, ценностных и моральных норм, которые являются регуляторами поведения человека.
Рефлексия - это знание, понимание субъектом самого себя, оценка собственных действий. Она помогает развивать у человека навыки саморегуляции, быть и чувствовать себя активным субъектом учебной деятельности, осознавать собственные мотивы, формировать цели, анализировать полученные знания, корректировать результаты учебной деятельности. Выполнение вышеперечисленных рефлексивных процедур превращает процесс обучения в самоконтролируемый и мотивированный процесс, следовательно, получаемые знания и приобретаемые умения будут более глубокими и осознанными с точки зрения необходимости и применимости в будущей профессиональной деятельности.
Для обеспечения эффективного и безопасного труда необходимо осмысление человеком предмета профессии, ее задач, действий, условий и результатов, что обеспечивается осознанием усваиваемых знаний и способов деятельности еще в процессе подготовки. Для формирования и развития этого качества необходимо умение оценить свои действия, констатировать свершившийся факт, делать выводы о достижении поставленной цели. Готовность специалиста к качественной и количественной оценке своего уровня подготовки говорит о способности к самосовершенствованию и саморазвитию. Зная свои предыдущие и настоящие результаты, учащийся сможет повысить
I
SCIENCE TIME
I
уровень своих притязаний, который является динамичной категорией, и меняется от чередования успеха или неуспеха в учебной или профессиональной деятельности. Наличие способности оценивать свои действия говорит о субъективной ответственности человека в профессиональной деятельности.
Проявлением рефлексивных умений специалиста является его способность к самосовершенствованию. Это и нахождение новых способов действий с предметами труда, и обращение внимания на незначительные события или явления, и критическое отношение к нововведениям, и готовность к переобучению или открытость к дальнейшему профессиональному развитию, и приспособление к обновляющимся условиям и орудиям труда.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности это особая внутренняя деятельность по перестройке субъективного отношения к происходящему, благодаря переоценке личностных позиций, переосмысленных жизненных целей, что позволяет повысить качество обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студентов технических вузов.
Литература:
1. Афанасьев В.Г. О системном подходе к воспитанию // Сов. педагогика. - 1991. - №2. - С. 77-80.
2. Афанасьев В. Г. О системном подходе к воспитанию // Сов. педагогика. -1991. - №2. - С. 77-80.
3. Балинт Н., Мурани М. Психология безопасности труда. М.: Профиздат, 19681.
4. Горина Л.Г. Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и технологический аспекты: Монография / Под науч. ред. Ю.К. Черновой. -Тольятти: Изд-во ТГУ, 2001. - 223 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. -304 с.
6. Мошкин В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности // Основы Безопасности Жизнедеятельности, 2001. - №2. -С. 14-20.