Научная статья на тему 'Моделирование процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников по русскому языку и чтению посредством развития интеллектуально-речевых умений'

Моделирование процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников по русскому языку и чтению посредством развития интеллектуально-речевых умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
школьная неуспеваемость / первоклассники / обучение / начальная школа / интеллектуально-речевые умения / речевое развитие / school failure / first graders / education / primary school / intellectual and speech skills / speech development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабина Светлана Александровна, Вершинина Наталья Викторовна, Винокурова Наталья Валентиновна

Профилактика ранней неуспеваемости является ведущим фактором повышения уровня освоения младшими школьниками содержательных элементов начальной ступени обучения, в значительной степени характеризующим качество образования в современной школе. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что неуспеваемость возникает с самого начала школьного обучения. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных мер профилактики учебной неуспеваемости. Для современной методики прямая зависимость успешности в обучении от уровня речевого развития обучаемого является бесспорным фактом. Именно это предопределяет необходимость организации ранней профилактики, в частности, в рамках речевого развития младших школьников. Авторы статьи приходят к выводу о том, что одним из факторов успешности или неуспешности обучаемых становится уровень развития интеллектуально-речевых умений как важнейшей составляющей их функциональной грамотности. Цель статьи заключается в моделировании процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; обобщение и интерпретация научных данных; статистическая обработка экспериментальных данных; метод педагогического проектирования. В статье проведен подробный теоретический анализ заявленной проблемы, представлена классификация интеллектуально-речевых умений, обоснованы компоненты (целевой, содержательный, технологический, результативный) модели процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений. В рамках экспериментального исследования охарактеризованы образовательные результаты первоклассников, указаны основные причины возникновения ранней неуспеваемости, определен уровень сформированности интеллектуально-речевых умений обучаемых. Основные результаты исследования позволят обеспечить актуализацию всех структурных компонентов в части реализации предложенной методической модели с учетом специфики начального общего образования. Теоретическая значимость статьи -формулирование и описание основных направлений моделирования процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников. Практическая значимость статьи определяется возможностью организации работы по профилактике неуспешности обучения в области речевого развития, основанной на систематической отработке интеллектуально-речевых умений первоклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабина Светлана Александровна, Вершинина Наталья Викторовна, Винокурова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the process of organizing early prevention of first-graders' academic failure in Russian language and reading through the development of intellectual and speech skills

Prevention of early school failure is the main factor in increasing the level of learning the substantive elements of the initial stage of education by primary school students, which principally characterizes the quality of education in a modern school. Foreign and domestic researchers agree that academic failure occurs from the very beginning of schooling. In this regard, the search for effective measures to prevent school failure becomes relevant. The direct dependence of success in learning on the level of speech development of the student is an indisputable fact for modern methodology. It is this fact that determines the need for early prevention, in particular, in the framework of the speech development of primary school students. The authors of the article come to the conclusion that one of the factors of success or failure of trainees is the level of intellectual and speech skills development as the most important component of their functional literacy. The purpose of the article is to model the process of organizing early prevention of first-graders' academic failure through the development of intellectual and speech skills. To achieve this goal, the following research methods were used: theoretical analysis of scientific, methodological and psychological-pedagogical literature; generalization and interpretation of scientific data; statistical processing of experimental data, method of pedagogical design. The article provides a detailed theoretical analysis of the stated problem, presents a classification of intellectual and speech skills, substantiates the components (target, content, technological, effective) of modelling the process of organizing early prevention of first-graders' academic failure through the development of intellectual and speech skills. As part of an experimental study, the level of early academic failure of first-graders was found, the main causes of its occurrence were defined, and the level of intellectual and speech skills formation in students was characterized. The main results of the study will ensure updating of all structural components in terms of the implementation of the proposed methodological model taking into account the specifics of primary general education. The theoretical significance of the article lies in the formulation and description of the main directions of modeling the process of organizing early prevention of first-graders' academic failure. The practical significance of the article is determined by the possibility of organizing work on the prevention of learning failure in the field of speech development based on the systematic development of intellectual and speech skills of first-graders.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников по русскому языку и чтению посредством развития интеллектуально-речевых умений»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 07 (июль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241102 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11102 УДК 372.46

Моделирование процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников

по русскому языку и чтению посредством развития интеллектуально-речевых умений

Modeling the process of organizing early prevention of first-graders' academic failure in Russian language and reading through the development of intellectual and speech skills

Авторы статьи

L

Authors of the article

Бабина Светлана Александровна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация fotina73@mail.ru ORCID: 0000-0002-5208-597X

Вершинина Наталья Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация versok3@mail.ru ORCID: 0000-0002-0813-4551

Винокурова Наталья Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация nataljavinokurova@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0646-8969

Svetlana А. Babina,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Preschool and Primary Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Yevsevyev, Saransk, Russian Federation fotina73@mail.ru ORCID: 0000-0002-5208-597X

Natalya V. Vershinina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Preschool and Primary Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Yevsevyev, Saransk, Russian Federation versok3@mail.ru ORCID: 0000-0002-0813-4551

Natalya V. Vinokurova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Preschool and Primary Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Yevsevyev, Saransk, Russian Federation nataljavinokurova@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0646-8969

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Поступила в редакцию Received 11.04.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.06.24

Принята к публикации Accepted for publication 14.06.24 Опубликована Published 30.06.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Бабина С. А., Вершинина Н. В., Винокурова Н. В., 2024

Для цитирования

For citation

Бабина С. А., Вершинина Н. В., Винокурова Н. В. Моделирование процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников по русскому языку и чтению посредством развития интеллектуально-речевых умений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 07. - С. 1430. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241102.htm - DOI: 10.24412/2304-120X^024-11102

Аннотация

S. A. Babina, N. V. Vershinina, N. V. Vinokurova, Modeling the process of organizing early prevention of first-graders' academic failure in Russian language and reading through the development of intellectual and speech skills // Scientific-methodological electronic journal "Kon-cept". - 2024. - No. 07. - P. 14-30. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241102.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11102

Abstract

Профилактика ранней неуспеваемости является ведущим фактором повышения уровня освоения младшими школьниками содержательных элементов начальной ступени обучения, в значительной степени характеризующим качество образования в современной школе. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что неуспеваемость возникает с самого начала школьного обучения. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных мер профилактики учебной неуспеваемости. Для современной методики прямая зависимость успешности в обучении от уровня речевого развития обучаемого является бесспорным фактом. Именно это предопределяет необходимость организации ранней профилактики, в частности, в рамках речевого развития младших школьников. Авторы статьи приходят к выводу о том, что одним из факторов успешности или неуспешности обучаемых становится уровень развития интеллектуально-речевых умений как важнейшей составляющей их функциональной грамотности. Цель статьи заключается в моделировании процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; обобщение и интерпретация научных данных; статистическая обработка экспериментальных данных; метод педагогического проектирования. В статье проведен подробный теоретический анализ заявленной проблемы, представлена классификация интеллектуально-речевых умений, обоснованы компоненты (целевой, содержательный, технологический, результативный) модели процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений. В рамках экспериментального исследования охарактеризованы образовательные результаты первоклассников, указаны основные причины возникновения ранней неуспеваемости, определен уровень сформированности интеллектуально-речевых умений обучаемых. Основные результаты исследования позволят обеспечить актуализацию всех структурных компонентов в части реализации предложенной методической модели с учетом специфики начального общего образования. Теоретическая значимость статьи -формулирование и описание основных направлений моделирования процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников. Практическая значимость статьи определяется возможностью организации работы по профилактике неуспешности обучения в области речевого развития, основанной на систематической отработке интеллектуально-речевых умений первоклассников.

Ключевые слова

школьная неуспеваемость, первоклассники, обучение, начальная школа, интеллектуально-речевые умения, речевое развитие

Prevention of early school failure is the main factor in increasing the level of learning the substantive elements of the initial stage of education by primary school students, which principally characterizes the quality of education in a modern school. Foreign and domestic researchers agree that academic failure occurs from the very beginning of schooling. In this regard, the search for effective measures to prevent school failure becomes relevant. The direct dependence of success in learning on the level of speech development of the student is an indisputable fact for modern methodology. It is this fact that determines the need for early prevention, in particular, in the framework of the speech development of primary school students. The authors of the article come to the conclusion that one of the factors of success or failure of trainees is the level of intellectual and speech skills development as the most important component of their functional literacy. The purpose of the article is to model the process of organizing early prevention of first-graders' academic failure through the development of intellectual and speech skills. To achieve this goal, the following research methods were used: theoretical analysis of scientific, methodological and psychological-pedagogical literature; generalization and interpretation of scientific data; statistical processing of experimental data, method of pedagogical design. The article provides a detailed theoretical analysis of the stated problem, presents a classification of intellectual and speech skills, substantiates the components (target, content, technological, effective) of modelling the process of organizing early prevention of first-graders' academic failure through the development of intellectual and speech skills. As part of an experimental study, the level of early academic failure of first-graders was found, the main causes of its occurrence were defined, and the level of intellectual and speech skills formation in students was characterized. The main results of the study will ensure updating of all structural components in terms of the implementation of the proposed methodological model taking into account the specifics of primary general education. The theoretical significance of the article lies in the formulation and description of the main directions of modeling the process of organizing early prevention of first-graders' academic failure. The practical significance of the article is determined by the possibility of organizing work on the prevention of learning failure in the field of speech development based on the systematic development of intellectual and speech skills of first-graders.

Key words

school failure, first graders, education, primary school, intellectual and speech skills, speech development

Благодарности

Исследование выполнено в рамках государственного задания Минпросвещения России на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Научно-методическое обеспечение ранней профилактики неуспеваемости младших школьников с использованием цифровых образовательных ресурсов».

Acknowledgements

The study was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation to carry out research on the topic "Scientific and methodological support for early prevention of school failure among primary school students using digital educational resources".

Введение / Introduction

Качество образования - the quality of education - термин, который сегодня занимает одно из центральных мест в системе мировой и российской образовательной парадигмы. Российские и зарубежные ученые солидарны: качество образования напрямую связано с качеством жизни. Особую тревожность, согласно лонгитюдным исследованиям ЮНЕСКО, вызывают дети, чье развитие и обучение проходило в период пандемии COVID-19, из-за негативного воздействия на их образование. В 2022 году по инициативе ЮНЕСКО состоялась Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, в рамках которой было определено, что качественное образование является правом всех детей и важной основой для обучения на протяжении всей жизни и социально-когнитивного развития [1]. Во многих странах это мнение отражено в законодательных документах на государственном уровне, в частности в Стратегии ЮНЕСКО [2]. В России это в первую очередь Закон об образовании [3] и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [4].

Профилактика ранней неуспеваемости детей младшего школьного возраста является основой для формирования успешной, активной, инициативной личности, способной в будущем уверенно оказывать положительное влияние на социальное здоровье общества.

Цель данного исследования заключается в моделировании процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что целенаправленное, грамотное, систематическое развитие интеллектуально-речевых умений первоклассников может стать эффективным инструментом в системе профилактики ранней неуспеваемости младших школьников в рамках языкового развития.

Обзор литературы / Literature review

В большинстве стран школьная неуспешность - одна из главных проблем в системе образования с потенциально драматическими последствиями для базовых компетенций, необходимых на рынке труда, и нестабильностью рабочих мест, а также с риском экономической и социальной изоляции. Результаты исследования Л. Пиреса, Р. Сантеро-Санчес, К. Масиаса демонстрируют факт того, что политика по укреплению системы образования должна начинаться с дошкольного образования, поскольку именно в этом возрасте выявляются симптомы задержки в обучении [5]. В зарубежных исследованиях неуспеваемость в школе определяется как неспособность человека развивать и использовать свой потенциал; так, в работе С. Максич особое внимание уделяется приданию большей личной значимости неуспеваемости учащихся в школе [6]. Проведенный Э. Галиндо, А. А. Кандейас, М. Липовска, О. К. Р. Соуза и М. Стуеком сравнительный анализ школьных достижений и неудач в Европе, Азии, Северной и

Южной Америке показывает, что индивидуально школьная успеваемость зависит от когнитивных, эмоциональных и поведенческих факторов. Чтобы добиться успехов в учебе, детям необходимы социальные, когнитивные и эмоциональные навыки, начиная с детского сада. Важны такие основополагающие факторы, как мотивация, социальный контроль, саморегуляция, саморепрезентация, участие родителей и отношение к школе [7]. Достаточно подробно в современных исследованиях анализируются причины школьной неуспеваемости, предлагаются пути решения данной проблемы. Так, М. Камаль, A. Бенер, основываясь на исследовании арабского общества, приходят к выводу о том, что психологические факторы и факторы, связанные со здоровьем, более распространены у неуспевающих учащихся [8]. В работах американских исследователей теоретически обосновано влияние вовлеченности и мотивации на успеваемость учащихся [9]. Х. Фернандес-Рио, Х. А. Чеккини, A. Мендес-Хименес, Д. Мендес Алонсо определяют саморегулирование основополагающим фактором для предотвращения школьных неудач [10]. В работах К. Силвы и Э. Эванс акцент сделан на готовности к обучению как основной причине дальнейших неудач в школе. Исследователи предлагают на этапе дошкольного детства заниматься развитием у детей мелкой моторики рук, «мягких навыков» [11]. Одним из средств профилактики школьной неуспеваемости, по мнению таких ученых, как ^ M. Пирс, Дж. В. Хамм, Д. Л. Ванделл, является разработка и внедрение в образовательный процесс дополнительных обучающих программ [12].

В контексте оценки качества образования рассматривается способность системы разрабатывать «принципы практики» [13], т. е. эффективные меры профилактики учебной неуспеваемости на каждой ступени обучения, поскольку высокая успеваемость обучаемых - одна из структурных составляющих качества образования.

Анализ работ по заявленной теме показал, что в российской науке также накоплен большой опыт по изучению теоретических и практических аспектов данной проблематики. О своем видении формирования успешности в обучении заявлял еще в XIX веке Л. Н. Толстой. Разносторонние исследования, посвященные успешности обучения, широко представлены в советской и российской науке.

Для всех неуспевающих школьников, по мнению Ю. К. Бабанского, характерна невысокая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие неправильного подхода к учению, отсутствие внутренней позиции [14]. Систематическая низкая интеллектуальная нагрузка приводит к значительному снижению темпов умственного развития ребенка и еще больше усиливает отставание от одноклассников. В психолого-педагогических исследованиях, изданных в разные годы, представлены различные определения изучаемого явления, отражена его многогранность и дискуссионность. Так, Р. М. Фатыхова и Г. Р. Шакирова сопоставляют понятия «учебная неуспеваемость» и «учебная неуспешность», акцентируя внимание на выявлении и предупреждении возможных трудностей в обучении [15].

Широко известны традиционные и современные типологии неуспеваемости, характеристики неуспевающих школьников, например по психологическому аспекту, по уровню усвоения знаний, по характеристике учебной деятельности, по структуре личности обучающихся и др. В диссертационном исследовании Н. И. Мурачковского представлена типология неуспевающих школьников, в том числе и ее психологическая эмоциональная оставляющая [16]. Современные исследователи, такие как М. К. Акимова, Т. В. Козлова, также ориентируются на психологическую диагностику

[17]. А. А. Узденова и М. Х. Узденова предлагают типологию неуспевающих школьников в зависимости от мотивации и качества их мыслительной деятельности [18].

Основания для выделения причин школьной неуспеваемости рассмотрены еще в исследованиях А. М. Гельмонта, который определил основные факторы неуспеваемости обучающихся [19]. С течением времени научные предположения ученых претерпевали некоторую трансформацию, но принципиально не изменялись, оказывая при этом существенное влияние на развитие и реализацию различных подходов, в том числе психолого-педагогического, как у Н. П. Локаловой [20]. Авторы современных исследований: А. К. Акишева, А. М. Караменди - анализируют важнейшие условия предупреждения и преодоления неуспеваемости [21]. М. В. Ажиев и многие другие ученые акцентируют внимание на психологических, педагогических и социальных причинах школьной неуспеваемости младших школьников и систематической работе педагога по ее преодолению [22].

Несмотря на пристальное внимание ученых к этому явлению, количество неуспевающих учащихся в школе не уменьшается. Известно, что школьная неуспеваемость проходит три этапа: сначала появляются и накапливаются некоторые затруднения, их непреодоление ведет к отставанию, порождающему неуспеваемость. Школьная неуспеваемость, по мнению Н. А. Сидягиной, Е. В. Сидориной, сопряжена с трудностями в освоении универсальных учебных действий обучающимися [23]. Данная точка зрения базируется на мнении А. Н. Леонтьева о том, что на первом году обучения в школе следует говорить о первых двух этапах, или о ранней неуспеваемости [24].

Актуальность данного исследования бесспорна: профилактика ранней неуспеваемости является ведущим фактором повышения уровня освоения младшими школьниками содержательных элементов начальной ступени обучения, в значительной степени характеризующим качество образования в начальной школе.

Практические задачи профилактики ранней неуспеваемости обусловлены проблемой неуспеваемости, с которой сталкивается любое образовательное учреждение. Особенно остро этот вопрос стоит в школах, что связано с государственным требованием - обязательностью.

Концепция современного российского образования на всех его ступенях основана на итоговом достижении трех целей: доступность, качество и эффективность. Повышение качества обучения - это одна из основных задач образовательного процесса. В традиционной и современной образовательной парадигме доминирующее значение имеет речевое развитие. Связная речь признается С. Л. Рубинштейном и многими другими учеными высшей формой мышления, определяющей степень речевого и умственного развития личности [25].

Для современной методики прямая зависимость успешности в обучении от уровня речевого развития обучаемого является бесспорным фактом, поэтому проблема развития интеллектуально-речевых умений младших школьников все чаще становится объектом внимания ученых.

В современных исследованиях интеллектуально-речевые умения (далее - ИРУ) обучающихся рассматриваются как «способы познавательных действий с учебно-научным материалом» [26]. Анализируемые познавательные действия должны обеспечиваться, по мнению О. С. Алейниковой, «совокупностью приобретенных знаний и умений» [27]. Универсальность, метапредметность названных умений отмечается практически всеми исследователями. Уровень развития ИРУ становится одним из факторов успешности или неуспеваемости младших школьников, важнейшей составляющей их функциональной грамотности, отмечает методист Е. В. Бунеева [28], что

делает формирование интеллектуально-речевых умений на первых этапах школьного обучения одной из актуальных проблем современной методики.

Профилактикой ранней неуспеваемости может стать формирование интеллектуально-речевых умений первоклассников. Развитие и совершенствование данных умений должно проводиться в первую очередь на уроках русского языка, поскольку, с одной стороны, эта школьная дисциплина традиционно считается одной из самых сложных в школе, с другой стороны, ведущей задачей в обучении русскому языку является развитие связной речи, которая определяет степень собственно речевого и интеллектуального уровня личности.

Ш. Р. Машарипова, Ш. Р. Хайдарова в структуре ИРУ выделяют аналитические, реконструктивные, продуктивные [29].

В содержательной составляющей аналитические ИРУ - алгоритмы, способствующие восприятию и пониманию получаемой информации, т. е. текста. В их основе -логические операции анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения, классификации, определения части и целого, существенного и несущественного. На уроках русского языка аналитические ИРУ проявляются в умении анализировать содержание текста на основе анализа заголовка, выделять ключевые слова и сочетания слов, разграничивать новое и уже известное, задавать уместные вопросы к прочитанному тексту.

Реконструктивные ИРУ - действия, лежащие в основе кодирования, раскодирования и перекодирования информации. А. А. Леонтьев отмечает, что данные действия позволяют говорящему выразить одну и ту же мысль в разных формах, преобразовать материал в соответствии с усвоенным [30]. Это проявляется в соотнесении информации, представленной в вербальном и невербальном кодах, раскодировке и преобразовании словесной и несловесной информации, моделировании, выделении оснований для представления текстовой информации в знаково-символических формах в виде рисунков, схем и т. д., умении «считывать» подобную информацию для дальнейшего применения.

Продуктивные ИРУ - это действия, ориентированные на создание собственного письменного или устного высказывания, что адекватно отражает уровень восприятия и осознанности анализируемого текста. Примеры продуктивных ИРУ: ответ на вопросы, вербальная иллюстрация текста, отбор и структурирование информации, формулировка вопросов и тезисов, реферирование, доклад, проектная работа, оза-главливание, подбор примеров, создание монологических высказываний в разных стилях и функционально-смысловых типов речи на заданную тему и т. д.

Названные группы ИРУ направлены на формирование интеллектуально-речевого опыта первоклассника, активизацию познавательного мотива, порождающего интерес и обеспечивающего успешность.

Таким образом, краткий обзор литературы в аспекте исследования позволил определить важные аспекты организации профилактической работы над проблемой ранней неуспеваемости первоклассников: содержание, формы, методы, технологии, модель деятельности в названном направлении.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, обобщение и

интерпретация научных данных, педагогический эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных, метод педагогического проектирования, анализ результатов внутреннего оценивания достижений обучающихся по материалам документации образовательных организаций.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе были определены основные теоретические и методологические основания для определения проблемы посредством анализа литературы, на втором - в результате анализа комплексной проверочной работы первоклассников определен уровень образовательных результатов и уровень сформированности интеллектуально-речевых умений обучаемых, на третьем этапе разработана модель процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений. Материалы и методы исследования основаны на результатах теоретических исследований авторов [31-33].

Экспериментальная работа проводилась в течение 2021/2022 учебного года на базе СОШ № 22, № 33, гимназий № 20, № 23 и в 2022/2023 учебном году на базе лицеев № 43, № 26, СОШ № 8 г. о. Саранск Республики Мордовия (количество респондентов - 235 первоклассников в возрасте от 7 до 8 лет).

Результаты исследования / Research results

Цель экспериментального исследования - анализ количественных и качественных показателей образовательных результатов первоклассников и основных причин ее возникновения; определение уровня сформированности интеллектуально-речевых умений первоклассников (по результатам комплексной проверочной работы); разработка модели процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений.

Экспериментальные данные получены как результат анализа комплексной проверочной работы в первом классе (предметная область «Русский язык и литературное чтение»), основной задачей которой является определение уровня сформированно-сти предметных и метапредметных результатов и степени овладения ключевыми умениями обучающимися.

Сообразно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом требований к уровню подготовки учащихся, каждое образовательное учреждение в настоящее время проводит внутренние мониторинговые исследования результатов обученности учащихся, завершающих первый год обучения в начальной школе. Комплексная проверочная работа включает основную часть (шесть заданий, обязательных для выполнения всеми обучающимися) и позволяет определить базовый уровень сформированности проверяемых умений, а также дополнительную часть (задания более сложные, ориентированы на повышенный уровень сформированности умений). Обе части предполагают работу по предложенному тексту в четырех вариантах. Учитель может трансформировать предлагаемые варианты с учетом способностей обучающихся и их успеваемости. Так, варианты первой и второй итоговой работы полностью равноценны и могут быть предложены всем первоклассникам, четвертый вариант ориентирован на хорошо подготовленных школьников, а третий вариант целесообразно дать детям с низкой успеваемостью или исходно низкой мотивацией школьного обучения, поскольку задания данного варианта являются несколько упрощенными по сравнению с первым и вторым вариантами. Проводимая мониторинговая работа ориентирована на

учет различных образовательных возможностей младших школьников к концу первого года обучения и позволяет учителю применить индивидуальный подход при выборе для каждого обучающегося посильных заданий, которые позволяют добиться заслуженного успеха.

Уровень освоения учебного материала определялся следующим образом:

1) оптимальный уровень (правильно выполнено 100-90% заданий);

2) допустимый (правильно выполнено 89-75% заданий);

3) удовлетворительный (правильно выполнено 74-50% заданий);

4) тревожный (правильно выполнено 49-40% заданий);

5) критический уровень (правильно выполнено 39-0% заданий)).

Анализ полученных данных показал ожидаемый результат: уровень успеваемости у 14,9% первоклассников находится в рамках шкалы 4 (тревожный) и 5 (критический). Еще 41,9% учащихся первых классов продемонстрировали удовлетворительный (3) уровень успеваемости. Итог полученных статистических данных позволяет констатировать факт, что в совокупности у 14,9% обучающихся первых классов обнаруживается ранняя школьная неуспеваемость (см. диаграмму).

Результаты анализа комплексной проверочной работы (мониторинговые данные)

уровни образовательных результатов _

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

■ критический уровень 3,2 ■ тревожный уровень 11,7%

■ удовлетворительный уровень 41,9% ■ допустимый уровень 38,9%

■ оптимальный уровень 4,3%

Результаты анализа комплексной проверочной работы в 1-м классе

Следующим шагом стал анализ конкретных практических умений первоклассников, в рамках которого нами были рассмотрены три группы ИРУ:

1) аналитические (ИРУ, в основе которых лежит смысловое восприятие речи);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) реконструктивные (ИРУ, основанные на кодировке и раскодировке информации);

3) продуктивные (ИРУ, основанные на порождении речи, в частности, письменного текста).

Сформированность названных умений распределялась по обозначенным выше уровням. Анализу подвергались только те практические умения, которые попали в «зону риска», т. е. были продемонстрированы на уровнях «тревожный» и «критический».

Так, в области чтения младшие школьники продемонстрировали тревожный и критический уровни по степени сформированности следующих аналитических и реконструктивных ИРУ: поиск и упорядочивание информации в соответствии с инструк-

цией, вычленение необходимой информации, ее интерпретация и представление в различных форматах (задание на соотношение содержания текста и предложенной картинки); связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах: выполнение заданий по русскому языку, математике и окружающему миру.

На тревожном уровне сформированы следующие интеллектуально-речевые умения: умение читать предложенный текст (73,4% младших школьников), умение прочитать инструкцию к заданию, понять ее и следовать инструкции при выполнении заданий различной направленности и степени сложности (64,1% младших школьников). Особые опасения вызывает тот факт, что умение читать предложенный текст находится на критическом уровне у 5,6% первоклассников, а умение прочитать инструкцию к заданию, понять ее и следовать инструкции при выполнении заданий различной направленности и степени сложности находится на критическом уровне у 15,9% первоклассников.

Большая часть первоклассников продемонстрировала тревожный и критический уровни сформированности навыка правописания (списывание предложений, отвечающих условиям задания), а также овладения основополагающими понятиями и способами действий по курсу фонетики и орфографии современного русского языка - выполнение звукового анализа слов, их слоговой структуры.

В области русского языка первоклассники продемонстрировали «тревожный» и «критический» уровни сформированности продуктивных интеллектуально-речевых умений оформления текста в соответствии с конкретной коммуникативной задачей -построение свободного высказывания в соответствии с ситуацией письменной речи (формулирование ответа на поставленный вопрос по содержанию прочитанного текста, продолжение высказывания в зависимости от семантических особенностей предложения на материале текста). В таблице «Уровни сформированности интеллектуально-речевых умений первоклассников (по результатам комплексной проверочной работы)» представлены только те уровни, которые непосредственно влияют на успешность или неуспеваемость младших школьников.

Уровни сформированности интеллектуально-речевых умений первоклассников (по результатам комплексной проверочной работы), %

Умения / уровни Тревожный Критический

Чтение предложенного текста (аналитические ИРУ) 73,4 5,6

Поиск и упорядочивание информации в соответствии с предложенной инструкцией (реконструктивные ИРУ) 48,7 46

Вычленение информации, ее интерпретация, представление в различных форматах (реконструктивные ИРУ) 47,4 46,9

Связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах (реконструктивные ИРУ) 48,5 47,3

Списывание предложений, отвечающих условиям задания (аналитические ИРУ) 60,1 24,6

Выполнение звукового анализа слов, их слоговой структуры (аналитические ИРУ) 62,2 9,5

Умение прочитать инструкцию к заданию, понять ее и следовать инструкции при выполнении заданий различной направленности и степени сложности (реконструктивные ИРУ) 64,1 15,9

Формулирование ответа на поставленный вопрос по содержанию прочитанного текста (продуктивные ИРУ) 58,3 4,4

Продолжение высказывания в зависимости от семантических особенностей предложения на материале текста (продуктивные ИРУ) 58, 1 2,8

В соответствии с требованием ФГОС НОО в образовательных учреждениях г. Саранска работают психолого-педагогические и методические службы. Используя данные внутреннего анализа психолого-педагогических и методических служб образовательных учреждений (рассматривались данные, предоставленные образовательными организациями), обозначим причины выявленной неуспеваемости первоклассников: недостаточный уровень развития мышления и сформированности процессов мыслительной деятельности; низкий уровень сформированности логических умений; низкий уровень умений преобразовывать информацию; бедный словарный запас; несформированность грамматического строя речи; несформированность умений работать самостоятельно. Перечисленные причины достаточно предсказуемы, поэтому их достоверность не вызывает сомнений и результаты внутреннего анализа образовательных учреждений могут быть использованы в настоящем исследовании.

Вышесказанное обусловило необходимость разработки модели процесса организации работы по профилактике ранней неуспеваемости первоклассников посредством развития у них интеллектуально-речевых умений на уроках русского языка.

Для обеспечения практической направленности желателен поиск рациональных методик изучения теории, различных учебно-тренировочных упражнений. Профилактика ранней неуспеваемости первоклассников должна заключаться в постоянном поиске потенциально возможных путей оптимизации школьного процесса обучения: применении новых приемов и методов обучения, способных активизировать познавательную сферу обучающихся, развитии их интеллектуальных качеств и активизации речевой деятельности, так необходимых для успешного процесса познания и, следовательно, качественной успеваемости. Вследствие такой направленности учебно-воспитательный процесс становится максимально целесообразным.

Модель процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.

Целевой компонент является основополагающим для всех остальных компонентов предлагаемой модели. Ведущей целью работы становится формирование комплекса умений учебной деятельности, направленных на предупреждение школьной неуспеваемости. Цель деятельности педагога - организация персонифицированной педагогической поддержки освоения новых способов действий младшим школьником в рамках предметной области «Русский язык и литературное чтение».

Содержательный компонент представлен непосредственным наполнением процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений с учетом возрастных особенностей первоклассников и основан на результатах проводимых диагностических работ и наблюдений учителя. Результаты диагностики должны быть проанализированы педагогом совместно с психологом и логопедом, поскольку причины неуспеваемости могут быть связаны с особенностями психического развития учеников или с проблемами речевого развития младших школьников. Взаимосвязь педагогической, психологической и логопедической коррекции позволит спроектировать эффективную профилактическую работу, установить метапредметные связи в обучении, направленные на предупреждение школьной неуспеваемости с учетом психолого-педагогических особенностей детей данного возраста. Содержание деятельности должно учитывать индивидуальные особенности развития школьника и его учебные достижения. В связи с этим объем и содержание работы должны быть персонифицированы.

Общеизвестно, что мировосприятие первоклассников происходит с помощью игры. В связи с этим развитие ИРУ должно происходить посредством внедрения интерактивных технологий, где учащимся предлагаются игровые ситуации, занимательные задания, нетрадиционные упражнения, порождающие мотив и активизирующие познавательный интерес.

Формирование аналитических ИРУ в первом классе должно начинаться с решения посильных задач; безусловно, их подбор, разработку необходимо индивидуализировать в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся. В первую очередь это элементарные логические задания, направленные на формирование операций анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения. Например:

- Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто?

Девочка, ученик, Серёжка, дежурный, Шарик, машина, собака, поле, огород, сережка, тетрадь, Пушок, Саранск, воробей, заяц, дорога, ручка.

- Составь пары слов по смыслу:

добрый вечер

весёлый ветер

морозный человек

ласковый котёнок

- Подчеркни слова, которые могут быть написаны внутри предложения как с маленькой, так и большой буквы. Почему?

Нога, белка, чернушка, боровик, ночка, папоротники, кактус.

- Зачеркни слова, которые не используются с предлогом из:

ИЗ: класса, переулка, города, рыбалки, каникул, дачи, квартиры, крыши, шкафа.

- Зачеркни в каждом столбике лишнее слово: чернила гусёнок соль четыре гусеница солонка четверг гусыня солянка

- Соедини части пословиц. Объясни смысл пословиц. Без труда а имей сто друзей Кто не работает, тот не ест Кончил дело - гуляй смело

Не имей сто рублей, не вытащишь и рыбку из пруда

- Восстанови текст. Обозначь цифрами порядок предложений. Подчеркни трехсложные слова (деформированный текст выбирается учителем).

- Придумай задания для своего друга по данному тексту.

Формирование реконструктивных ИРУ, лежащих в основе кодирования, раскодирования и перекодирования информации, можно проводить посредством кластеров, синквейнов, таблиц, рисунков, требующих от обучающихся не только определенного выбора и моделирования, но и продуцирования собственного высказывания по заданной модели учебно-научного стиля, т. е. учебного ответа, активизации ре-чемыслительного действия.

- Рассмотри кластер, впиши вместо точек нужное слово. Расскажи, что у тебя получилось (см. рис.).

В зависимости от уровня знаний ребенка заполненных овалов может быть больше или меньше.

Предлагаемые задания могут быть представлены в виде иллюстрированной истории - комикса (рисунков), через зрительные образы которого первоклассник будет

воспринимать учебную информацию. Работа с иллюстративным материалом: картинками, образовательными комиксами - позволяет посредством нетрадиционных образовательных инструментов для продуктивного восприятия нового знания имплицитно воздействовать на психоэмоциональную сферу первоклассника привычным, интересным для него способом.

Владение реконструктивными умениями позволяет детям осуществить переход к овладению продуктивными ИРУ, отработка которых может проходить как с помощью тестовых заданий на компьютере, так и посредством диалога.

- Прочитай. Как ты считаешь, можно ли назвать эти предложения текстом. Почему? Запиши только те слова, в которых пропущены буквы. Какие правила ты вспомнил, когда записывал слова?

Летом поют чиж... Летают стриж... В лесу цветут ландыш... Под елью шуршат еж... Ребята в лесу ищ.т ш.шки.

Придумай начало рассказа. Подберите слова, вводящие реплики. Попробуй с одноклассником воспроизвести получившийся диалог барсука и медведя.

БАРСУК И МЕДВЕДЬ

«- Что, Медведь, спишь еще?

- Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался, пятый месяц без просыпу дрыхну. Все бока отлежал.

- А может, Медведь, нам вставать пора?

- Не пора. Спи еще.

- А не проспим с тобой весну-то с разгону?

- Не бойся! Она, брат, разбудит.

- А что она - постучит, песенку споет или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъем тяжел!

- Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока - не залежишься. Спи уж, пока сухой» (Н. Сладков).

В программных материалах по русскому языку для первого класса заложены требования по изучению речевых, этикетных и коммуникативных норм. И здесь образовательный процесс должен акцентироваться на применении метода моделирования речевого высказывания, основанного на продуцировании различных учебно-речевых ситуаций. В первом классе возможно изучение этикетных формул, применяемых для трех стадий: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть. Для младших школьников доступно понимание ситуации общения, ее характеристик: личности собеседников, место, тема, время, мотив, цель. Уместно введение ролевых игр, где задания можно выстраивать на основе моделирования учебно-

речевых ситуаций с учетом их параметров. Пропедевтическое знакомство со стилистическими разновидностями текста, опора на паралингвистические факторы общения позволяют первоклассникам анализировать тексты-образцы и продуцировать собственные высказывания. Так, в структуре урока начинает проявляться важная составляющая познавательного интереса и школьной успешности - речевое творчество учащихся.

Технологический компонент определил технологии, формы и средства обучения, которые должны повысить учебную мотивацию, способствовать развитию саморегуляции и самоконтроля младших школьников. Эффективность реализуемых технологий зависит от цели деятельности педагога, а их выбор определяется содержанием работы по формированию комплекса умений учебной деятельности, направленных на предупреждение школьной неуспеваемости. Следует также отметить, что формы и средства обучения должны максимально эффективно организовать деятельность ученика с учетом его личностных и учебных характеристик. Модернизация современных процессов образования обусловлена активным внедрением и использованием различных цифровых инструментов. Информационно-коммуникационные технологии позволяют погрузить цифровое поколение детей с отсутствием критичности и клиповостью мышления в принципиально новую образовательную среду. Так, образовательные сервисы предлагают неисчислимое множество обучающих платформ и тестовых заданий. Безусловно, большая часть из них направлена на формирование аналитических умений, вместе с тем сегодня для развития реконструктивных ИРУ можно подобрать и предложить обучающимся бесплатные тест-тренажеры, представленные на интернет-сайтах: образовательная онлайн-платформа Учи.ру, образовательная платформа вМШ^н, сайты Онлайн-тест, Фоксфорд, Я-класс и многие другие.

Еще одной не менее эффективной по своему педагогическому потенциалу современной технологией работы с младшими школьниками становится геокешинг. В процессе выполнения задания первокласснику необходимо найти чужие тайники или спрятать свои с помощью загадок, знаков, карт и др. Данная технология может быть реализована во взаимодействии с родителями, поскольку ни одна образовательная задача не может быть успешно решена без плодотворного общения с семьей, а в данной деятельности общение с родителями строится на основе сотрудничества.

Достаточно новое понятие для современной методики - эдьютейнмент - сочетает в себе образовательные и развлекательные аспекты. Данная технология представляет несомненный интерес и становится все более популярной в образовательной сфере. Ее суть состоит в одновременном применении педагогом дидактических игр, занимательных заданий и электронных образовательных инструментов. Интегрированное использование учебных и развлекательных элементов требует от педагога креативности и умения четко планировать свою деятельность.

Конечно же, перечень используемых технологий, форм и средств обучения зависит от уровня подготовки школьников, от их возрастных особенностей, а направления работы, их содержательное наполнение могут трансформироваться в каждом отдельном случае. Представленные примеры используются в данном случае в качестве иллюстративного материала по наполнению содержательного компонента разработанной модели.

Результативный компонент модели определяет динамику сформированности образовательных результатов. Они позволяют педагогу оценить эффективность соб-

ственной деятельности, определить уровень достижения цели работы, проанализировать возникшие проблемы. Обобщенный анализ результатов работы по ранней профилактике неуспеваемости направлен на разработку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию процесса обучения младших школьников.

Таким образом, на основании показателей успеваемости у первоклассников определены содержательные составляющие и уровни их сформированности, указаны возможные причины выявленной неуспеваемости, анализ которых позволил разработать активную модель профилактики ранней неуспеваемости первоклассников на примере образовательной области «русский язык».

Заключение / Conclusion

Профилактика ранней неуспеваемости детей младшего школьного возраста становится основой для формирования гармоничной личности, способной успешно реализовать себя в образовательной деятельности. Работа учителя начальных классов в данном направлении должна строиться с учетом выявленной природы неуспеваемости, с учетом основных направлений моделирования процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников:

- оптимизация школьного процесса обучения, включающая применение новых приемов и методов обучения, способных активизировать речевую деятельность первоклассников, их познавательную и интеллектуальную сферу;

- формирование комплекса умений первоклассников в их учебной деятельности, направленного на предупреждение школьной неуспеваемости;

- наполнение процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений с учетом возрастных особенностей младших школьников;

- ориентация на дальнейшее совершенствование процесса обучения младших школьников в соответствии с динамикой сформированности образовательных результатов.

Ссылки на источники / References

1. World Conference on Early Childhood Care and Education - Concept Note: 14-16 November 2022, Tashkent, Uzbekistan. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000387025

2. UNESCO strategy on education for health and well-being. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000381728.locale=ru

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023. - URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174

4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33

5. Пирес Л., Сантеро-Санчес Р., Масиас К. Школьная неуспеваемость в регионе Мадрида (Испания): приближение посредством диагностической оценки в 2019 году // Устойчивое развитие. - 2021. - № 13. - URL: https://doi.org/10.3390/su13179895

6. Maksic S. Teachers' perceptions of and solutions for student school failure // Conference: Quality, social justice and accountability in education worldwide. - Sofia (Bulgaria): Bulgarian Comparative Education Society, 2018. -Vol. 13. - Part 1. - Р. 121-127.

7. Галиндо Э., Кандейас А. А., Липовска М. и др. Достижения и неудачи школы: стратегии профилактики и вмешательства // Frontiers in Psychology. - 2022. - Т. 13. - URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.838057

8. Kamal M., Bener A. Factors contributing to school failure among school children in very fast developing Arabian Society // Oman Medical Journal. - 2009. - № 24(3). - Р. 212-217. DOI: 10.5001/omj.2009.42

9. Lowenstein A. E., Friedman-Krauss A. H., Raver C. C. et al. School Climate, Teacher-Child Closeness, and Low-Income Children's Academic Skills in Kindergarten // Journal of Educational and Developmental Psychology. - 2015. -№ 5(2). - Р. 89-108. DOI: 10.5539/jedp.v5n2p89

10. Fernandez-Rio J., Cecchini J. A., Mendez-Gimenez A. et al. Self-Regulation Cooperative Learning, and Academic Self-Efficacy: Interactions to Prevent School Failure // Frontiers in Psychology. - 2017. - Jan 19. - P. 8-22. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00022

11. Silva K., Evans E. Preventing Failures at School // Children and Society. - 1999. - № 13. - P. 278-286.

12. Pierce K. M., Hamm J. V., Vandell D. L. Experiences in after-school programs and children's adjustment in firstgrade classrooms // Child Dev. - 1999. - May-Jun. - № 70(3). - Р. 756-767. DOI: 10.1111/1467-8624.00054

13. Barrett A. M., Chawla-Duggan R., Lowe J. et al. The concept of quality in education: a review of the 'international' literature on the concept of quality in education // University of Bristol. - 2006. - Р. 5. - URL: https://www.ed-qual.org/publications/workingpaper/edqualwp3.pdf/at_ download/file.pdf

14. Бабанский Ю. К. О причинах неуспеваемости школьников и путях ее предупреждения. - Ростов н/Д., 1972. - 38 с.

15. Фатыхова Р. М., Шакирова Г. Р. Учебная неуспешность младших школьников // Педагогический журнал. -2023. - Т. 13. - № 4А. - С. 17-26. DOI: 10.34670/AR.2023.90.27.001

16. Мурачковский Н. И. Типы неуспевающих школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук (по психологии): 13.00.00. - М., 1967. - 17 с.

17. Акимова М. К., Козлова Т. В. Психологическая диагностика умственного развития детей. - М.: Юрайт, 2024. -265 с.

18. Узденова А. А., Узденова М. Х. Неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста как проблема педагогической науки и практики // Профессионал года 2018: сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конкурса. -Пенза, 2018. - С. 93-98.

19. Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1954. - 92 с.

20. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. - М.: Ось-89, 2007. - 142 с.

21. Акишева А. К., Карамецди А. М. Причины отставания младших школьников в освоении школьной программы // Наука и реальность. - 2021. - № 2 (6). - С. 243-245.

22. Ажиев М. В. Важнейшие условия предупреждения и преодоления неуспеваемости младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-2. - С. 10-13.

23. Сидягина Н. А., Сидорина Е. В. Школьная неуспеваемость: причины и факторы, ключ к её предупреждению // Нижегородский психологический альманах. - 2022. - № 1. - С. 116-127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2009. - 422 с.

25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Питер, 2021. - 720 с.

26. Суворова Е. П., Воюшина М. П., Купирова Е. А. Формирование интеллектуально-речевой и читательской культуры школьников: междисциплинарный подход. - СПб.: Книжный Дом, 2008. - С. 5.

27. Алейникова О. С. Формирование интеллектуально-речевых умений на уроках русского языка // Русский язык: система и функционирование (к 75-летию филологического факультета БГУ). - Минск: БГУ, 2014. - С. 68.

28. Бунеева Е. В. Развитие интеллектуально-речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 8. - С. 10-14.

29. Машарипова Ш. Р., Хайдарова Ш. Р. Новые подходы к формированию речевой деятельности учащихся при изучении русскому языку как неродному // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В. А. Пятина. - Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2020. - С. 59-62.

30. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Ленанд, 2023. - 216 с.

31. Винокурова Н. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения орфографии // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 1 (28). - С. 83-87.

32. Вершинина Н. В. Коммуникативное развитие младших школьников // Молодой ученый. - 2015. - № 20.1 (100.1). - С. 10-12. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22524

33. Вершинина Н. В. Творческая самостоятельность как основа для формирования языковой личности младшего школьника // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 27-31.

1. World Conference on Early Childhood Care and Education - Concept Note: 14-16 November 2022, Tashkent, Uzbekistan. Available at: https://unesdocunesco.org/arky48223/pf0000387025 (in English).

2. UNESCO strategy on education for health and well-being. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000381728.locale=ru (in English).

3. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 17.02.2023) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 273-FL dated 12/29/2012 (as amended on 02/17/2023) "On Education in the Russian Federation "] (s izm. i dop., vstup. vsilu s 28.02.2023. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (in Russian).

4. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 31.05.2021 № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 05/31/2021 No. 286 "On approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education"]. Available at: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (in Russian).

5. Pires, L., Santero-Sanches, R., & Masias, K. (2021). "Shkol'naya neuspevaemost' v regione Madrida (Ispaniya): prib-lizhe-nie posredstvom diagnosticheskoj ocenki v 2019 godu" [School failure in the Madrid region (Spain): approximation through diagnostic assessment in 2019], Ustojchivoe razvitie, № 13. Available at: https://doi.org/10.3390/su13179895 (in Russian).

6. Maksic, S. Teachers' perceptions of and solutions for student school failure, Conference: Quality, social justice and accountability in education worldwide, Sofia (Bulgaria): Bulgarian Comparative Education Society, 2018, vol. 13, part 1, pp. 121-127 (in English).

7. Galindo, E., Kandejas, A. A., Lipovska, M. et al. (2022). "Dostizheniya i neudachi shkoly: strategii profilaktiki i vmeshatel'stva" [School achievements and failures: prevention and intervention strategies], Frontiers in Psychology, t. 13. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.838057 (in Russian).

8. Kamal, M., & Bener, A. (2009). "Factors contributing to school failure among school children in very fast developing Arabian Society", Oman Medical Journal, № 24(3), pp. 212-217. DOI: 10.5001/omj.2009.42 (in English).

9. Lowenstein, A. E., Friedman-Krauss, A. H., Raver, C. C. et al. (). "School Climate, Teacher-Child Closeness, and Low-Income Children's Academic Skills in Kindergarten", Journal of Educational and Developmental Psychology, 2015, № 5(2), pp. 89-108. DOI: 10.5539/jedp.v5n2p89 (in English).

10. Fernandez-Rio, J., Cecchini, J. A., Méndez-Gimenez, A. et al. (2017). "Self-Regulation Cooperative Learning, and Academic Self-Efficacy: Interactions to Prevent School Failure", Frontiers in Psychology, Jan 19, pp. 8-22. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00022 (in English).

11. Silva, K., & Evans, E. (1999). "Preventing Failures at School", Children and Society, № 13, pp. 278-286 (in English).

12. Pierce, K. M., Hamm, J. V., & Vandell, D. L. (1999). "Experiences in after-school programs and children's adjustment in first-grade classrooms", ChildDev, May-Jun, № 70(3), pp. 756-767. DOI: 10.1111/1467-8624.00054 (in English).

13. Barrett, A. M., Chawla-Duggan, R., Lowe, J. et al. (2006). "The concept of quality in education: a review of the 'international' literature on the concept of quality in education", University of Bristol, p. 5. Available at: https://www.edqual.org/publications/workingpaper/edqualwp3.pdf/at_ download/file.pdf (in English).

14. Babanskij, Yu. K. (1972). O prichinah neuspevaemosti shkol'nikov i putyah ee preduprezhdeniya [On the causes of school failure and ways to prevent it], Rostov n/D., 38 p. (in Russian).

15. Fatyhova, R. M., & Shakirova, G. R. (2023). "Uchebnaya neuspeshnost' mladshih shkol'nikov" [Academic failure of primary school students], Pedagogicheskijzhurnal, t. 13, № 4A, pp. 17-26. DOI: 10.34670/AR.2023.90.27.001 (in Russian).

16. Murachkovskij, N. I. (1967). Tipy neuspevayushchih shkol'nikov [Types of underachieving schoolchildren]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk (po psihologii): 13.00.00, Moscow, 17 p. (in Russian).

17. Akimova, M. K., & Kozlova, T. V. (2024). Psihologicheskaya diagnostika umstvennogo razvitiya detej [Psychological diagnostics of mental development in children], Yurajt, Moscow, 265 p. (in Russian).

18. Uzdenova, A. A., & Uzdenova, M. H. (2018). "Neuspevaemost' uchashchihsya mladshego shkol'nogo vozrasta kak problema pedagogicheskoj nauki i praktiki" [School failure of primary school students as a problem of pedagogical science and practice], Professional goda 2018: sb. st. VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konkursa, Penza, pp. 93-98 (in Russian).

19. Gel'mont, A. M. (1954). O prichinah neuspevaemosti i putyah ee preodoleniya [About the causes of schoool failure and ways to overcome it], Izdatel'stvo Akademii pedago-gicheskih nauk RSFSR, Moscow, 92 p. (in Russian).

20. Lokalova, N. P. (2007). Kak pomoch' slabouspevayushchemu shkol'niku. Psihodiagnosticheskie tablicy: prichiny i korrekciya trudnostej pri obuchenii mladshih shkol'nikov russkomu yazyku, chteniyu i matematike [How to help a low-performing student. Psychodiagnostic tables: causes and correction of difficulties in teaching Russian language, Reading and Mathematics to primary school pupils], Os'-89, Moscow, 142 p. (in Russian).

21. Akisheva, A. K., & Karame^di, A. M. (2021). "Prichiny otstavaniya mladshih shkol'nikov v osvoenii shkol'noj pro-grammy" [Why primary school students lag behind in mastering the school curriculum], Nauka i real'nost', № 2 (6), pp. 243-245 (in Russian).

22. Azhiev, M. V. (2021). "Vazhnejshie usloviya preduprezhdeniya i preodoleniya neuspevaemosti mladshih shkol'nikov" [The most important conditions for preventing and overcoming school failure in primary school], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 73-2, pp. 10-13 (in Russian).

23. Sidyagina, N. A., & Sidorina, E. V. (2022). "Shkol'naya neuspevaemost': prichiny i faktory. klyuch k eyo preduprezhdeniyu" [School failure: causes and factors, the key to its prevention], Nizhegorodskij psihologicheskij al'manah, № 1, pp. 116-127 (in Russian).

24. Leont'ev, A. N. (2009). Psihologicheskie osnovy razvitiya rebenka i obucheniya [Psychological foundations of child development and learning], Smysl, Moscow, 422 p.

25. Rubinshtejn, S. L. (2021). Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology], Piter, Moscow, 720 p. (in Russian).

26. Suvorova, E. P., Voyushina, M. P., & Kupirova, E. A. (2008). Formirovanie intellektual'no-rechevoj i chitatel'skoj kul'tury shkol'nikov: mezhdisciplinarnyj podhod [Formation of intellectual, speech and reading culture of schoolchildren: interdisciplinary approach], Knizhnyj Dom, St. Petersburg, p. 5 (in Russian).

27. Alejnikova, O. S. (2014). "Formirovanie intellektual'no-rechevyh umenij na urokah russkogo yazyka" [Development of intellectual and speech skills in Russian language lessons], Russkij yazyk: sistema i funkcionirovanie (k 75-letiyu filologicheskogo fakul'teta BGU), BGU, Minsk, p. 68 (in Russian).

28. Buneeva, E. V. 2012 (). "Razvitie intellektual'no-rechevyh umenij uchashchihsya kak sostavlyayushchej ih funkcion-al'noj gramotnosti" [Development of intellectual and speech skills of students as a component of their functional literacy], Nachal'naya shkola plyus Do i Posle, № 8, pp. 10-14 (in Russian).

29. Masharipova, Sh. R., & Hajdarova, Sh. R. (2020). "Novye podhody k formirovaniyu rechevoj deyatel'nosti uchashchihsya pri izuchenii russkomu yazyku kak nerodnomu" [New approaches to the formation of students' speech activity when learning Russian as a non-native language], Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie v dialoge so vremenem: materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. pamyati V. A. Pyatina, Izdatel'stvo Astra-hanskogo gosudarstvennogo universiteta, Astrahan', pp. 59-62 (in Russian).

30. Leont'ev, A. A. (2023). Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nost' [Language, speech, speech activity], Lenand, Moscow, 216 p. (in Russian).

31. Vinokurova, N. V. (2017). "Formirovanie kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij u mladshih shkol'nikov v processe izucheniya orfografii" [Formation of communicative universal learning actions in primary school students in the process of teaching spelling], Gumanitarnye nauki i obrazovanie, № 1 (28), pp. 83-87 (in Russian).

32. Vershinina, N. V. (2015). "Kommunikativnoe razvitie mladshih shkol'nikov" [Communicative development of primary school students], Molodoj uchenyj, № 20.1 (100.1), pp. 10-12. Available at: https://moluch.ru/ar-chive/100/22524 (in Russian).

33. Vershinina, N. V. (2015). "Tvorcheskaya samostoyatel'nost' kak osnova dlya formirovaniya yazykovoj lichnosti mladshego shkol'nika" [Creative independence as the basis for the formation of the linguistic personality of a primary school student], Gumanitarnye nauki i obrazovanie, № 1 (21), pp. 27-31 (in Russian).

Вклад авторов

С. А. Бабина - аннотация, обобщение результатов исследования, оформление итогового варианта статьи.

Н. В. Вершинина - введение, проведение исследования и обобщение его результатов.

Н. В. Винокурова - подготовка обзора отечественных и зарубежных источников и их оформление, введение.

Contribution of the authors

S. A. Babina - abstract, generalization of research results, design of the final version of the article.

N. V. Vershinina - introduction, conduct of the research and generalization of its results.

N. V. Vinokurova - preparation of a review of domestic and foreign sources and their formatting, introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.