использованию обобщенных знаний,
(П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); введению в содержание образования методологических зданий (И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и цр ); осуществлению самоконтроля учебной деятельности (Л.И. Рувинский); 1аучной организации умственного труда (Н.К. Крупская, В О. Пунский, И.П. Раченко); развитию познавательных интересов, способностей, волевых усилий, повышению актипности студентов в учебном процессе (Н.П. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.П. Махмутов, Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов и цр.)
Общая теория мотивов, их связь с умственным трудом, изложена в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Рожович, А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова, A.B. Петровского, она способствует осмыслению психологических механизмов развития культуры интеллектуального труда будущего учителя. Обращение к работам Г.Н. Серикова, С.Г. Серикова
позволяет осознать связь культуры интеллектуального труда с принципами здоровьесбережения личности в образовании.
В последние годы расширился круг исследований (Л.Н. Баренбаум, М.М. Гарифулина, К.Р Овчинникова, А.П. Огаркова, Т.Я. Яковец и др.), рассматривающих зависимость уровня культуры познавательной и профессиональной деятельности специалистов от степени внимания к их деятельности в период обучения в высшей школе. Вместе с тем, анализ литературы по данной проблематике, а также анализ практики развития культуры интеллектуального труда студентов позволяет сделать вывод о том. что проблема развития культуры интеллектуального труда остается на сегодняшний день остро актуальной, теоретически и практически значимой и, вместе с тем, малоизученной.
Е. В. Седунова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВУЗА
В статье представлены результаты диссертационного исследования по формированию этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза, проанализированы различные теоретические подходы, показана модель процесса формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза, в соответствии с которой выявлены уровни сформированности этической культуры студентов.
Переход на рыночные отношения включает человека в ситуацию конкуренции, которая требует значительного напряжения его физических и духовных сил, профессионального и культурного роста, непрерывного образования. В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает формирование высокой этической культуры студентов. Необходимо достижение личностью такого уровня духовно-нравственного развития, при котором полноценно и всесторонне раскрываются её индивидуальные качества в ходе успешной самореализации в социуме.
Вопросами этики занимались Р.Г. Апресян, A.A. Гусейнов, Л.В. Максимов, A.B. Прокофьев и др.
В педагогической науке известна тенденция ученых к выделению этических категорий в нравственном просвещении в процессе воспитания: О.С. Богданова, Б.В. Бушелева, Е.В. Бондаревская, К.В. Гавриловен, Ц.М. Гришин, И.Ф Варламов, Н.Е. Щуркова и др. В последние годы проявляется тенденция к разработке специализированных этических курсов: Т.А. Алексина, В.И. Андреев, П.С. Гуревич, Л.И. Маленкова, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов, Ю.К, Шрейдер, Н.Е. Щуркова и др. Духовно-этическую ориентацию студентов раскрывали Л.Н. Ломова, А.И. Замыслова и др.
Как показывает теоретический анализ литературы, пока нет однозначного трактования
68
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова* 2007. Том 13
©Е.В. Седунова, 2007
Моделирование процесса формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве...
понятия «этическая культура». Нам импонирует формулировка, панная А.И. Шемшуриной Этическая культура - ;формированность и гуманистическая направленность ценностных ориентация, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу [3, с.6].
А.И. Шемшурина считает, что нужно сформировать > студентов этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений. Этическая культура каждого народа и человечества в целом представляет сооой многослойное явление, отражающее различные ступени ее развития у различных слоев и групп населения, причем разница между полюсами весьма значительна.
Сегодня назрела необходимость органичного включения в учебно-чоспитательный процесс вуза системы этического воспитания студентов, несущей гуманистические основы общечеловеческих ценностей, их жизнесмысловые аспекты. Значимость этического воспитания студентов особенно обозначилась ь современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Как отмечают В.И. Андреев и С.Ф. Анисимов, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.
Формирование этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза наиболее эффективно при использовании средств физического воспитания. Оно содержит наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности, представляющей собой единство телесного и духовного.
По мнению В.А. Беляевой, достигается что в «...образовательном процессе, ориентированном на воспитание и развитие духовно-нравственной сферы учителя, предстающего как комплексная педагогическая система, формирующая у личности образ жизнедеятельности и, в то же время, преобразующая саму ее сущность, интеллектуальную, эмоциональную и духовно-нравственные структуры» [1, с. 273]. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты определяют жизненные позиции личности, поэтому важно то
субъектное основание жизненных смыслов которое студент вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, апробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром.
Именно формирование этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания.
Формирование этической культуры личности будущего учителя - это процесс, логику которого определяет переход от стихийной устремленности к общечеловеческим идеалам, к осознанному поведению по их достижению.
Формирование этической культуры личности происходит в определённом социокультурном образовательном пространстве, особое место в котором занимает духовно-нравственная деятельность. Включение студентов в деятельность, обеспечивающую накопление духовно-нравственного опыта, является внешним педагогическим фактором. Особое действие оказывают внутренние факторы - способность к диалогу, рефлексии и общая культура личности. М.Я. Виленский, Е.В Мещерякова дают анализ употребления понятия «пространство» в научной литературе, признают важность его использования при решении теоретических и практических задач образования, в частности, для подготовки будущих учителей.
В процессе образования происходит психологическое развитие человека. В соответствии с культурно-исторической концепцией (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) психологическое развитие человека характеризуется качественными изменениями, происходящими в процессе «усвоения культурного содержания в идеальной форме».
В соответствии с вышесказанным образовательное пространство человека, на наш взгляд, представляет собой вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры
Образовательный процесс в вузе с точки
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенологиь. Социокинетика ♦ № 3, 2007
зрения его распространённости на другие педагогические явления (духовно-нравственное становление будущего учителя, самообразование, самовоспитание) представляет собой особого рода пространство, развивающееся на основе принципа конвергенции культур, в котором происходит формирование облика человека, его этическое становление. Социокультурное образовательное пространство - пространство совместной жизнедеятельности студента и преподавателя, обеспечивающее выбор ценностей, жизненных смыслов, среды жизнедеятельности, способов духовно-нравственной самореализации, образа жизни.
В связи с этим в рамках данного исследования возникает необходимость моделирования процесса формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Модель процесса формирования этической кулыуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза осуществлялась с помощью метода моделирования, как метода системного исследования (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, Т.В. Лодкина). Модель построена по блочному принципу, на основе моделирования педагогического явления, представленного в работах Т.В. Машаровой, Е А. Ходыревой, Г.В. Гавришиной и др. Она включает три взаимосвязанных блока: теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический.
Исследование формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуча нами осуществляется на основе системного, г /манистического, культурологического, дгятельностного, личностного и аксиологического подходов.
Философский взгляд на проблему определяется формированием целостного представления о мире П.К. Анохиным В.Г Афанасьевым, И.В. Блаубергом. Ипеи системного подхода в психологии были разраоотаны Б.Г. Ананьевым, М. Вертгеймером, J1.C. Выготским, В.А. Ганзеном, В.Н. Карандашевым и др.; в педагогике B.C. Ильиным, Ф.Ф. Королевым, Т.В. Лодкиной, Л.Ф. Спириным и др..
Это позволяет нам оценивать взаимодействие субъектов воспита.ельного процесса как целостную педагогическую систему, функционирующую при их активной профессиональной деятельности.
В рамках аксиологического подхода этическая культура - особая система моральных ценностей, способ практически - духовного освоения действительности. Его основная функция состоит в истолковании этической культуры с точки зрения потребностей и интересов людей с целью последующих предметно-преобразующих действий: О.С. Анисимов, О. Джиоев, Л. Челидзе и другие.
Представители аксиологического направления в качестве гармонизирующих начал человека с Универсальным Абсолютом, Логосом, высшим Порядком мира Богом видят, прежде всего, внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности. А.Ф. Лосев, Н. Лосский, К. Маркс, Ф. Энгельс. Сторонники когнитивного подхода, в большей степени характерного для западной философии, стремятся выявить рациональную сторону духовного бытия: Д. Белл Н.В. Виденеев, П.Я. Гальперин, М.С Каган, О. Конт, С.Б. Крымский, М.К. Мамардашвили, К. Поппер, Р.В. Селларс, Г. Спенсер, В. Франкли. Ряд современных авторов обращается к социологическим аспектам исследования духовности и рассматривают ее как характеристику внутреннего мира человека, связанную с гносеологическими и социальными потребностями: М.М. Бахтин, Ю. Вяземский, П. Ершов, Ю.Н. Козырев, П. Симонов.
Первый блок объединяет в себе целевой компонент, теоретическую базу исследования; функции и принципы формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Исследование базируется на идеях системного, гуманистического, культурологического, деятельностного, личностного и аксиологического подходов.
Мы в своей работе опирались на следующие педагогические принципы (по В.М. Пустовапову): гуманизации и гуманитаризации образования; аксиологизации; успешности; индивидуализации; гармонизации целей; конвергенции культур; эмоциональной насыщенности [2].
Формирование этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза обусловливается, на наш взгляд, следующими функциями: преобразующая, развивающая, интегрирующая, регулирующая, гуманистическая. Основываясь на содержании первого блока, психолого-педагогический блок включает следующие компоненты: психологические особенности
"70
Вес-гник КГУ им Н.А. Некрасова» 2007. Том 13
Моделирование процесса формирования этической культуры студентов в образовав ельном пространстве...
юношеского возоаста; психологические теории развития личности; содержание и особенности процесса формирования этической культуры в обра; звательном пространстве педагогического вуза; условия формирования этической культуры в образовательном пространстве педагогического вуза. Технологический блок модели формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза содеожит следующие компоненты: технологии; диагностику формирования этической культуры; уровни, критерии и показатели формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза
В исследовании выявлены и охарактеризованы следующие критерии и показатели сформированности этической культуры личности. К ним относятся:
1 Эмоционально-ценностный критерий. Показатели: наличие оценочных суждений, характеризующих отношение студента к духовно-нравственным ценностям: устойчивость, сила и глубина эмоциональных переживаний, способность к эмпатии; отражает уровень усвоения субъектом ценностей, норм этической культуры личности, осознание ее значимости.
2.Когнитивно-информаиионный критерий. Показатели: наличие устойчивых и четких знаний этических, цуховночравственных понятий, которыми влгдеет студент, умение устанавливать связи между ними, давать содержательную характеристику духовно-нравственным ценностям, анализировать, как именно они проявляются в поведении.
3.Потребностно-мотивационный критерий. Показатели: знание не только того, что делает студент, но и почему он это делает (в силу привычки, по убеждению, из-за боязни наказания, из чувства уважения к старшим, из стремления понравиться окружающим и т д.); мотивы, интересы, установки, убеждения и потребности субъекта.
Эти критерии конкретизируются и расширяются в ряде исследований (Е.А. Байер, В.А. Беляева, В.А. Макарова, В.М. Пустовалов, И.В. Юстус и др.). На основе критериев и показателей условно выделены три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень сформированности этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза характеризуется:
наличием устойчивых и четких знаний этических, духовно-нравственных понятий, которыми владеет студент, умением устанавливать связи между ними, давать содержательную характеристику духовно-нравственным ценностям; устойчивостью, силой и глубиной эмоциональных переживаний, способностью к эмпатии; действенно-критическим отношением к собственным поступкам, проявлением нравственных чувств и убеждений в поведении; постоянным творческим участием в улучшении собственных качеств и окружающей жизни; владением умениями и навыками проявления этической культуры студентов, высокой степенью актуализации имеющихся знаний в значимой для субъекта деятельности, способностью к самореализации в деятельности; знанием не только того, что делает студент, но и почему он это делает (в силу привычки, по убеждению, из-за боязни наказания, из чувства уважения к старшим, из стремления понравиться окружающим и т.д.); устойчивыми мотивами, интересами, установками, убеждениями субъекта; наличие потребности иметь этические знания.
Средний уровень сформированности этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза характеризуется: наличием неустойчивых знаний этических, духовно-нравственных понятий, которыми владеет студент, умением невсегда устанавливать связи между ними и давать содержательную характеристику духовно-нравственным ценностям; незначительной устойчивостью, силой и глубиной эмоциональных переживаний ситуативной способностью к эмпатии; непостоянным действенно-критическим отношением к собственным поступкам, проявлением нравственных чувств и убеждений в поведении; малоинициативным творческим участием в улучшении собственных качеств и окружающей жизни; владением умениями и навыками проявления этической культуры студентов ситуативно, слабой способностью к самореализации в деятельности; показывает нечеткие мотивы, интересы, установки, убеждения субъекта,
Низкий уровень сформированности этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза характеризуется: наличием отдельных знаний этических, духовно-нравственных понятий, которыми владеет студент, неумением устанавливать связи между ними и давать
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007 I
содержательную характеристику духовно-нравственным ценностям; отсутствием устойчивости, силы и глубины эмоциональных переживаний, неспособностью к эмпатии; отсутствием действенно-критического отношения к собственным поступкам проявлением нравственных чувств и убеждений в поведении; малоинициативным творческим участием в улучшении собственных качеств и окружающей жизни; владением умениями и навыками проявления этической культуры студентов хаотично, низкой степенью актуализации имеющихся знаний в значимой для субъекта деятельности, неспособностью к самореализации в деятельности; лгсутствием четких мотивов, интересов, установок, убеждений субъекта.
Ресурсами для формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза являются: содержание учебно-воспитательного и внеучебного процесса, формы организации деятельности.
Посредством дисциплин «Педагогика», «Педагогическая этика», спецкурса «Формирование этической культуры студентов педвуза средствами физического воспитания» осуществляется формирование этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Особое внимание должно уделяться на занятиях этическому диалогу.
В процессе опытно-экспериментальной работы была поставлена задача: проверить на практике разработанную модель и выявить педагогические условия формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза как одного из факторов формирования данного качества. Исследование проводилось в три этапа.
На перьом этапе - констатирующем - проводилась диагностика формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.
Второй этап - формирующий - включал
проектирование и реализацию в педагогическом процессе условий формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.
Третий чтап • аналитико-обобщающий - был посвящен анализу полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов и обобщению опыта реализации педагогических условий формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Как показывает наше исследование, успешность формирования этической культуры студентов в образовательном пространстве педагогического вуза обеспечивают: комфортное, высоконравственное образовательно-воспитательное пространство, в котором организовано позитивно и эмоционально окрашенное взаимодействие субъектов; приоритет духовно-нравственного воспитания в вузе, повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение студентов, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования; создание морально-нравственных ситуаций, формирующих моральную устойчивость студентов,
активизирующих возможность выбора; активизация научно-исследовательской деятельности студентов по этическим проблемам.
Библиографический список
1. Беляева В.А. Проблема духовно-нравственного воспитания будущего учителя в образовательном пространстве вуза // Образование -2004.-№6.-С. 56.
2. Пустовалов Р М. Духовно-нравственное становление личности будущего учи' "пя: теория и практика: Автореф. дис...докт.пед.наук - Оренбург. 2002.-37 с.
3. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. - М.: Владос, 2001. - 112 с.
ш
В четник КГУ им. Н.А. Некрасова* 2007. Том 13