Научная статья на тему 'Моделирование профессиональных ситуаций как фактор активизации усвоения правовых знаний студентов'

Моделирование профессиональных ситуаций как фактор активизации усвоения правовых знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ ПРАВА / ЦЕННОСТЬ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS / MODELLING OF PROFESSIONAL SITUATIONS / FORMATION OF LEGAL CULTURE / KNOWLEDGE AND UNDERSTANDING OF THE LAW / ADVANTAGES OF LEGAL BEHAVIOR OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассолова Елена Александровна

В статье рассмотрены вопросы расширения, углубления и систематизации правовых знаний у выпускников высших учебных заведений. Автором предлагается в учебно-воспитательном процессе использовать моделирование профессиональных ситуаций, построенных с учетом не только результата обучения, но и правового решения профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассолова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of broadening, deepening and systematizing law knowledge of university graduates. The author proposes the use of modelling professional situations in teaching based not only on the results of the educational goals but the legal professional solutions and tasks.

Текст научной работы на тему «Моделирование профессиональных ситуаций как фактор активизации усвоения правовых знаний студентов»

в вузе на современном этапе организации и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Сб. научно-методических материалов конференции кафедр физического воспитания и спорта ассоциации строительных вузов. М., 2009. Вып. 2. С. 7-15.

о §

¡± о

го Ср

ш о

Е.А. Рассолова

Моделирование профессиональных ситуаций как фактор активизации усвоения правовых знаний студентов

В статье рассмотрены вопросы расширения, углубления и систематизации правовых знаний у выпускников высших учебных заведений. Автором предлагается в учебно-воспитательном процессе использовать моделирование профессиональных ситуаций, построенных с учетом не только результата обучения, но и правового решения профессиональных задач.

Ключевые слова: правовая компетентность студентов, моделирование профессиональных ситуаций, формирование правовой культуры, знание и понимание права, ценность правового поведения личности.

В качестве одной из главных составляющих гуманитаризации профессионального образования является правовое воспитание и образование молодежи, которое должно не только развивать у каждого человека потребность в освоении знаний о своих гражданских правах, но и пробуждать чувство собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, культуры. С другой стороны, важно формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обязанностей в современных условиях многообразия форм собственности, постоянно усложняющихся налоговой политики, трудовых отношений и др. [3].

Важность и необходимость правовой подготовки специалистов современного гуманитарного вуза следует отнести к категории социального

4 X го О s m

к ^ о

Ф го m

5 л го О О.

го о к

с5 1 качества, поскольку она направлена на обеспечение потребностей личности, потребностей профессионально-гуманитарного сообщества, а также всего общества в целом. g у о Активное включение студентов в образовательную и практическую правовую деятельность обеспечивает интеграция образователь-

ф о

_ ^ ного и профессионального пространства на основе познавательной и учебной деятельности. В рамках этого процесса студенты усваивают не только предметно-ориентированные знания, но учатся добывать их самостоятельно.

В нашем исследовании мы опирались на работы отечественного психолога А.Н. Леонтьева, подчеркивающего, что действительный путь исследования личности заключается в изучении тех трансформаций субъекта, которые создаются самодвижением его деятельности в системе общественных отношений, обогащая, преобразуя и развивая его как субъекта деятельности и как личность [2].

Теория и практика деятельностного подхода к профессиональному развитию получила современное развитие благодаря Болонской декларации, провозгласившей курс на стимуляцию активности и автономности обучающихся согласно новой образовательной парадигме, нацеленной на компетентного «профессионала-исследователя». Так в проекте TUNING Education Structuresin Europe (Настройка образовательных структур в Европе) самостоятельная работа студентов рассматривается на уровне академических и общих компетенций [8].

В российских государственных требованиях к уровню подготовки выпускников вузов говорится, что они должны обладать совокупностью теоретических знаний в определенной области, необходимых к применению в профессиональной деятельности, быть способными к самостоятельному их поиску; владеть умениями действовать в профессиональной ситуации и решать практические задачи, используя теоретическую базу; анализировать и проектировать свою деятельность; обладать стремлением к самосовершенствованию; стремиться к творческой самореализации [6].

При этом проектирование образовательного процесса должно предполагать активное участие студента в освоении профессиональных взаимосвязей и отношений, которые имеют место в реальной практической деятельности [7].

Проведенный нами анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по гуманитарным направлениям показал, что до 80% содержания подготовки, связанного с формированием общих, социальных, коммуникативных и профессиональных компетенций связано в определенной степени с владением

ее

нормативной правовой базой будущей профессии. С одной сторо- | ны, требуется соблюдение норм права со стороны работника, с дру- § ¡^ гой - требование не нарушать права другого человека, особенно детей 5 ° и молодежи [5].

Формирование правосознания базируется на правовых ориентаци- | <§ ях личности, отражающих готовность и способность к восприятию о § норм права на уровне знаний, умений и компетенций в области права, чд о позволяющих регулировать свою личную и профессиональную деятель- с ность; на владении навыками правовой оценки собственных действий и поступков как правовой рефлексией, на способности прогнозировать на основе правовой оценки свою профессиональную деятельность. С.С. Пискунова отмечает, что в правосознании выражено как знание права и правовых явлений, так и отношение к ним (их оценка) и требования (волевое стремление) к установлению правовых норм, институтов, прав и обязанностей [4, с. 28].

Следует отметить, что в данной области компетентностью обладают большинство выпускников-юристов, ибо федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы подготовки юристов ориентируют вузы на формирование и комплексных, и специализированных компетентностей будущего правоведа. Но правовая компетентность не предусмотрена в образовательных стандартах обучения бакалавров, специалистов, магистров неюридических специальностей, в том числе педагогических, управленческих, т.е. тех, где эта компетентность весьма актуальна.

Отмечая особую роль практического взаимодействия в процессе освоения правовой культуры, следует обратить внимание на то, как в процессе теоретического освоения изучаемых знаний и умений происходит формирование компетенций, основанных на реализации личностного развития, на принятии и освоении ценностей правового профессионального поведения и др.

В исследовании мы исходим из результатов нашего многолетнего опыта и наблюдений в поиске форм и методов личностного развития студентов. Проведенный анализ показывает, что наибольшими возможностями в этом плане обладают формы работы, предполагающие интерактивный характер взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Важным для личностного развития студентов является акцент на формирование опыта межличностной коммуникации по тематике будущей профессиональной деятельности. В этой связи мы придаем большое значение интерактивному взаимодействию «преподаватель - студент» и «студент - студент». Важно при подготовке студентов гуманитарного профиля, чтобы на начальном ее этапе именно преподаватель мог

уделить внимание особенностям оперирования ими. Кроме этого, совместная деятельность, особенно при выполнении социальных про-

78

■ I

го о ^

1 о 1 скорректировать точное понимание студентами изученных понятий,

О -О со

к ^ о

Ф го т

5 л го

;; О £1

^ у о ектов, решении профессиональных задач, позволяет вывести понима-

о-е- ние студентами понятийного представления об изученном материале

ф о

к ^ в активное использование, как в диалоге, так и в практике.

В этой связи следует отметить, что в процессе проектирования учебно-методического обеспечения правовой подготовки студентов вступают во взаимосвязь два функциональных компонента: отражение правовых вопросов в содержании обучения и формирование активной самостоятельной деятельности обучаемых в условиях, воспроизводящих реальную практическую ситуацию применения знаний, нравственно-волевых качеств, личностных убеждений.

Процесс моделирования содержания обучения достаточно рассмотрен в материалах и рекомендациях учебно-методических объединений, являющихся разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов, а также в многочисленных статьях и монографиях (С.М. Архангельский, В.П. Беспалько, А.Н. Дахин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластёнин и др.). Моделирование профессиональных ситуаций в подготовке специалиста гуманитарной сферы как важной составляющей данного процесса исследовано в меньшей степени, а применительно к новому поколению федеральных государственных образовательных стандартов таких работ практически нет, поэтому рассмотрим этот вопрос более детально.

Моделирование профессиональной деятельности предполагает прямое участие студентов в учебно-воспитательном процессе. Деятельность, наполненная профессиональным смыслом, ориентированная на решение профессиональных задач в правовом поле, направлена не только на формирование необходимых профессиональных компетенций, заложенных в содержании основных образовательных программ, но и помогает глубже понять роль права и необходимость его отстаивания, проявляя свою волю и настойчивость в достижении поставленной цели.

В формировании правовых знаний, умений и навыков, положенных в основу правовой компетентности, важным является сочетание теоретического и практического обучения, обеспечиваемого включением правовых вопросов в задания для практик студентов. Как показывает опыт проводимого нами исследования, постановка, обоснование и поиск правовых решений реальных практических проблем, которые студенты находят во время обучения и практики, позволяют в значительной степени утвердиться им в том, что именно правовые аспекты

профессиональной деятельности есть важнейшее основание для разви-

Моделирование в образовательном процессе в настоящее время широко применяется на практических занятиях в варианте обсуждения реальных профессиональных ситуаций и проведения дискуссий по принятию определенных решений.

Главным вопросом в реализации этого варианта является отбор тех задач и ситуаций, которые будут предложены преподавателем для моделирования. Основой отбора является анализ востребованности решений практикой и возможность воссоздания проблемной, психологически близкой к реальности ситуации, в которой может оказаться выпускник.

Например, в вузах имеются юридические факультеты, где созданы обязательные кафедры судебных заседаний, криминалистическая лаборатория. В процессе нашего эксперимента по просьбе преподавателей педагогических кафедр в зале судебных заведаний воспроизводились студентами-юристами ситуации по семейному праву, где принимали участие и студенты других гуманитарных факультетов. Подготовка к проведению моделирования имеет большие затраты по времени, требует ролевого планирования участия студентов, но с другой стороны, дает огромный эмоциональный, психологический эффект, активизирует имеющиеся знания, формирует опыт их применения на практике.

Для моделирования профессиональных ситуаций необходимо учитывать взаимосвязь: «цель (результат обучения) - задача (профессиональная задача - правовое решение)». По этому критерию можно представить следующие варианты моделирования:

- аналитические, позволяющие научить студентов осуществлять анализ ситуации, выделять проблему, оценивать пути ее решения в правовом поле, определять варианты решений, соответствующих условиям;

- проектировочные, предоставляющие возможность не только заниматься анализом проблемы, а проектировать будущие профессиональные действия. Акцент именно на проектировочную составляющую процесса моделирования позволяет заложить правовое сопровождение решений как основное в проектировании и планировании профессиональной деятельности;

- игровые, имитационные, ролевые варианты моделирования дают возможность формирования некоторого опыта применения права

тия профессионализма.

Таким образом, моделирование профессиональных ситуаций выступает важным средством систематизации правовых знаний и знаний спецдисциплин, их интеграции в сферу практической деятельности на основе оперирования и преобразования применительно к реальной задаче.

го ср ч о

Ф о

80

■ I

го О сс

1 о I в профессиональной деятельности, поскольку в процессе квазипро-

кЕ^о фессиональной деятельности ситуация максимально приближена

Си го го

|о о. к реальной [1].

§ у ° Рассмотрим особенности некоторых игр, предполагающих моделиро-

^ ш

о -е- вание жизненной ситуации:

^ ^ - дидактические, носящие интеллектуальный и познавательный характер с ориентацией на решение правовой задачи на основе «вопрос -ответ», достраивание недостающей фразы и др.;

- сюжетные, включающие вымышленные или реальные ситуации, например, подача искового заявления, вступление в наследство, оформление брачного договора, действия покупателя с использованием Закона о защите прав потребителя и др.;

- деловые, нацеленные на применение правовых знаний при решении важных и глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий; их часто используют в обучении управленцев, экономистов и юристов в системе профессионального образования, т.к. они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества, например, все этапы выборной кампании, проведение референдума и др.;

- иллюстративные игры, дающие разъяснения правовых явлений и понятий, например «двойные стандарты».

В ходе использования данной технологии студент закрепляет полученные знания правовой системы и юридические умения и навыки, развивает личностное отношение к различным социальным явлениям, формирует правовые установки, которые, возможно, ранее не совпадали с действующими нормативно-правовыми предписаниями гражданско-правового, административного, трудового, семейного права и т.д.

Фактор учета содержания формируемых компетенций заключается в том, что предлагаемая для моделирования ситуация исходит из дисциплинарного или междисциплинарного понимания сущности проблемы.

Реализация процесса моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе может быть обеспечена выполнением необходимых требований к организационной части моделирования, которые в общем виде могут быть представлены следующим образом:

- ситуация, лежащая в основе моделирования, должна отражать требования профессионального и образовательного стандарта, раскрывать правовую основу профессионализма деятельности специалиста гуманитарной сферы;

- моделирование должно отражать как содержательные, так и практические стороны деятельности специалиста, направленные на формирование опыта правового решения ситуаций;

- в процессе моделирования для студента должны быть определены цели, понятные задачи его действий, ресурсы и средства, привлекаемые в процессе моделирования;

- ситуации, используемые в процессе моделирования, должны быть достоверными, доступными для понимания студентами;

- обеспечение, по возможности, обстановки практического решения ситуации, т.е. максимальное приближение ситуации к реальности;

- использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы, позволяющих эмоционально обогатить процесс моделирования и повысить активность студентов.

Исходя из практического опыта, мы считаем, что подготовка и реализация моделирования профессиональной деятельности студентов гуманитарного вуза в процессе формирования правовой культуры включает в себя следующие этапы:

- подготовительный, направленный на формирование у студентов правовых знаний в процессе изучения правовых дисциплин, диалогического взаимодействия с преподавателями по изучаемому материалу, формированию образа «идеального Я-специалист», способного решать профессиональные задачи в правовом поле;

- отбор профессиональных задач, ситуаций для проведения моделирования, оценка подготовленности студентов к решению профессиональных задач, выделение ресурсов для организации процесса моделирования;

- моделирование профессиональной деятельности на основе ситуаций, отражающих наиболее существенные аспекты правового решения

задач;

- ориентация процесса моделирования на формирование правового поведения студентов в решении профессиональных задач, формирование убеждений в недопущении решений вне правового поля;

- обсуждение решений, выбор и обоснование наиболее целесообразных действий в решении проблем.

В ходе нашего исследования мы изучили эффективность применения правовых знаний в конкретных профессиональных ситуациях. Было подтверждено особое влияние диалогических форм работы преподавателей со студентами в процессе теоретического изучения дисциплин. По мнению преподавателей, сформированность «идеального Я-специа-лист» в учебном диалоге позволяет студентам иметь свою обоснованную

о §

¡± о

го £Р Ч О

Ф О

го о сс

ы

о л

^ л го

О CD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к о

(D го го

л го

о

Ы VO

сс и о

и

а. си

о-а

О

1— ü с

позицию, которая раскрывается в процессе моделирования профессиональной деятельности.

Таким образом, мы отмечаем, что знание законов представляет собой важную составляющую правовой культуры, которая может быть сформирована только в процессе правовой деятельности. Привнесение ее элементов в образовательный процесс дает возможность формирования очень важного опыта правового поведения. Разрешение правовых ситуаций в решении профессиональных задач в образовательном процессе позволяет сформировать не только знание и понимание права, но и формирует ценности правового поведения в профессиональной деятельности, создает основу проявления социально-правовой активности личности.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара (16 ноября 2004 г.). М., 2004.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.

4. Пискунова С.С. Современное правосознание: понятие, основные черты и функции // Закон и право. 2003. № 8. С. 28-34.

5. Рассолова Е.А. Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов гуманитарного вуза: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014.

6. Сенатор С.Ю. Современные требования к подготовке студентов вуза // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 1. С. 70-77.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 20.04.2017 г.).

8. Tuning Education Structures in Europe // Tuning Project 2004. URL: www. tuning.unideusto.org (дата обращения: 20.04.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.