ЛИТЕРАТУРА
1. Азербаев Э.Г. Иркутский спорт в ХХ веке: литературно-документальная летопись / Э.Г. Азербаев, - Иркутск : Облмашинформ, 2003. - 512 с.
2. Дорошенко А.А. Репрезентация спорта как социально-политического проекта СССР в журнале Теория и практика физической культуры (1985-1991 гг.) / А.А. Дорошенко // Вестник Омского университета. Серия : Исторические науки. - 2019. - № 4 (24). - С. 139-146.
REFERENCES
1. Azirbayev, E. G. (2003), Irkutsk sport in the twentieth century: a Literary chronicle, Publishing house Oblmasininform, Irkutsk.
2. Doroshenko, A. A. ( 2019), "The Representation of sports as a socio-political project of the Soviet Union in the journal Theory and practice of physical culture (1985-1991J", Bulletin of Omsk University. Series Historical Sciences, No. 24 (4), pp. 139-146.
Контактная информация: sergey038@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 27.12.2020
УДК 796.422.093.352
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА
400 М С БАРЬЕРАМИ
Елена Петровна Титова, кандидат педагогических наук, Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, г. Могилев, Республика Беларусь
Аннотация
В настоящее время моделирование учебно-тренировочного процесса является эффективным средством подготовки спортсменов, в том числе квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами. Построение моделей подготовки барьеристов связано с учетом большого количества параметров морфофункциональных особенностей организма, тренировочной и соревновательной деятельности атлетов. Такие модели позволяют сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с характеристиками модели, детализировать их и более правильно определять направленность тренировочного процесса, что повышает его эффективность.
Ключевые слова: барьерный бег, квалифицированные спортсмены моделирование, подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p254-257
TRAINING MODELING FOR QUALIFIED RUNNERS ON 400 M HURDLES
Elena Petrovna Titova, the candidate ofpedagogical sciences, Mogilev Institute of the Ministry
of internal Affairs, Republic of Belarus
Abstract
At present, the modeling of the educational and training process is effective means of training athletes, including qualified 400 m hurdler runners. The construction of training models of hurdlers is connected with a large number of parameters of the morphological and functional characteristics of the organism, training and competitive activity of athlete. Such models make it possible to compare the individual data of the particular athlete with the characteristics of the model, to detail them and more correctly determine the direction of the training process, which increases its effectiveness. Keywords: hurdling, qualified athletes, modeling, training.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития спорта планировать учебно-тренировочный процесс квалифицированных спортсменов становится все сложнее. Прежде всего это связано
с необходимостью учета большого количества параметров физической, технической, тактической и психологической подготовки, а также физиологических и морфофункцио-нальных особенностей организма спортсменов. С целью эффективного управления тренировочным процессом специалисты теории и практики спорта все чаще используют моделирование [1-3].
Моделирование - это процесс создания, исследования и использования моделей для диагностирования и уточнения характеристик и совершенствования процесса подготовки и участия в соревнованиях [4]. Модели, используемые в спорте, очень разнообразны. Они охватывают соревновательную деятельность и различные виды подготовки спортсмена, морфофункциональные особенности организма и динамику становления спортивного мастерства в пределах различных структурных образований тренировочного процесса (макроциклов, периодов и этапов, мезо- и микроциклов, тренировочных занятий и комплексов упражнений) [4]. Большое количество возможных моделей затрудняет процесс их создания. Несмотря на это, моделирование дает возможность тренеру эффективно планировать учебно-тренировочный процесс спортсменов. Поэтому научные исследования в сфере моделирования подготовки спортсменов являются актуальными, что доказывает необходимость создания моделей подготовки бегунов на 400 м с барьерами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Моделирование является достаточно сложным процессом, выполнение которого затрудняется комплексностью объектов, явлений, систем и подсистем, изучаемых в общей теории спорта, а также недостаточностью количественной информации об их параметрах, структурно-функциональных свойствах и взаимосвязях. Однако опыт моделирования в спортивной подготовке указывает на его эффективность.
Модели, применяемые в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, делятся на три вида [4]: обобщенные, групповые и индивидуальные. Обобщенная модель строится на основе параметров объекта или процесса, обнаруженных в результате исследования относительно большой группы спортсменов определенного возраста, пола и квалификации, занимающихся тем или иным видом спорта. Групповая модель отображает характеристики объекта исследования конкретной совокупности спортсменов (или команды), которые отличаются специфическими признаками в рамках того или иного вида спорта. Индивидуальная модель создается для отдельных спортсменов и разрабатывается на основе данных длительного изучения тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена [4].
Барьерный бег на дистанции 400 м относится к группе скоростно-силовых видов легкой атлетики и является одним из наиболее сложных упражнений по комплексному проявлению физических качеств при выполнении соревновательного упражнения. Барьеристам во время бега по дистанции нужно соблюдать определенный ритм и длину шагов от старта до финиша и между барьерами, что требует от спортсменов совершенной техники преодоления препятствий. В целом достижение высоких спортивных результатов в беге на 400 м с барьерами зависит от большого количества показателей физической, технической, тактической, психологической и функциональной подготовленности, а также объема тренировочных и соревновательных нагрузок, распределенных в структуре годичного цикла подготовки. Поэтому планирование учебно-тренировочного процесса квалифицированных бегунов 400 м с барьерами необходимо осуществлять на основе построения комплексной модели подготовки спортсменов. Данная модель включает четыре взаимосвязанных структурных элемента, каждый из которых охватывает различные стороны подготовки барьеристов (рисунок).
Построение модели структурных образований тренировочного процесса квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами имеет очень важное значение. Она отражает продолжительность и динамику становления спортивной формы, качество которой зави-
сит от структуры и содержания тренировочного процесса в годичном цикле подготовки, периодах, этапах, мезо-, микроциклах и тренировочных занятиях.
Модель подготовленности:
- модель физической подготовленности
- модель технической подготовленности
- модель тактической подготовленности
- модель психологической подготовленности
Рисунок - Схема комплексной модели подготовки квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами
Модель подготовленности барьеристов позволяет ориентировать учебно-тренировочный процесс на приобретение определенных уровней развития тех или иных видов подготовленности спортсменов, а также выявить резервы для достижения запланированных результатов соревновательной деятельности. Данная модель дает возможность определить слабые и сильные стороны подготовленности барьеристов и скорректировать план тренировочного процесса, подобрать соответствующие средства и методы воздействия.
Модель соревновательной деятельности бегунов на 400 м с барьерами связана с выходом спортсмена на уровень запланированного спортивного результата, который является определяющим фактором при планировании структуры и содержания учебно-тренировочного процесса. При построении модели соревновательной деятельности барьеристов необходимо выделять наиболее специфические характеристики, присущие соревновательному упражнению.
К наиболее существенным характеристикам соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами относятся график прохождения дистанции (время и скорость прохождения отрезка до 1-го барьера, межбарьерных расстояний и финишного отрезка), темп движений на отдельных отрезках барьерной дистанции (количество шагов до 1-го барьера, между барьерами и на финишном отрезке), длина шагов на различных отрезках дистанции, разница между измеряемыми характеристиками на отдельных отрезках дистанции (длина и количество шагов на первой и второй половинах дистанции, время и скорость прохождения отрезков на первой и второй половинах дистанции).
Морфофункциональная модель барьеристов включает показатели, отражающие физиологические и функциональные особенности организма спортсменов. При построении таких моделей необходимо ориентироваться на наиболее значимые показатели, которые определяют способность к достижению высокого спортивного результата в беге на 400 м с барьерами. Стоит отметить, что в процессе создания комплексной модели подготовки квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами необходимо связать представленные модели с задачами оперативного, текущего и этапного контроля, выявить количе -ство параметров модели и характер связи между ними, а также определить время
' Модель структурных образований тренировочного процесса:
- модель макроцикла
- модель периодов
- модель этапов
- модель мезоциклов
- модель микроциклов
- модель тренировочных занятий
- модель тренировочных упражнений и их комплексов .
действия применяемых моделей и границы их использования. Это позволит своевременно вносить необходимые поправки в тренировочный процесс барьеристов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексная модель подготовки квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами включает в себя четыре взаимосвязанных структурных элемента, каждый из которых охватывает различные стороны подготовки барьеристов. Поэтому построение данной модели должно осуществляться на основе полной информации о тренировочных и соревновательных нагрузках, восстановительных мероприятиях, показателях физической и технической подготовленности спортсменов. Применение комплексной модели позволяет своевременно вносить необходимые поправки в тренировочный процесс и эффективно управлять подготовкой барьеристов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Врублевский, Е.П. Индивидуализация подготовки женщин в скоростно-силовых видах легкой атлетики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Врублевский Евгений Павлович. - Волгоград, 2008. - 59 с.
2. Сенько, В.М. Моделирование подготовки высококвалифицированных самбистов / В.М. Сенько // Мир спорта. - 2016. - № 2 (63). - С. 12-16.
3. Черняев, А. А. Соревновательная модель спортивного результата в барьерном беге на 400 м с барьерами у женщин в направлении ее оптимизации / А.А. Черняев, Е.А. Фонарева // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. - 2015. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23981. (дата обращения: 06.10.2020).
4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
REFERENCES
1. Vrublevskiy, E.P. (2008), Individualization of women's training in speed and power athletics, dissertation, Volgograd.
2. Senko, V.M. (2016), "Training modeling of highly skilled sambo wrestlers", World of sports, No. 2 (63), pp. 12-16.
3. Chernyaev, A.A. and Fonareva, E.A. (2015), "Competitive model of sports result in the women's 400 m hurdles in the direction of its optimization", Modern problems of science and education, No.6, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23981.
4. Platonov, V.N. (2004), System of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, Olympic literature, Kiev.
Контактная информация: elena_flv@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.12.2020
УДК 796.422.16
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ МАРАФОНЦЕВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕХАНИЗМА ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрий Викторович Тихонов, соискатель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Валерьевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для проведения тренировки марафонцев с учетом особенностей механизма энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД). В качестве основных психо-