УДК 378.046.4
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Предлагается модель педагогической поддержки физической активности государственных служащих, которая рассматривается как целенаправленное и обоснованное влияние формальных образовательных структур на процесс непрерывного профессионального образования государственных служащих. Даны теоретические описания структурного и функционального аспектов модели.
Ключевые слова: физическая активность государственных служащих, педагогическая поддержка, педагогическое моделирование.
C. A. MaepuH, A. E. AnuMrnaHoe S. A. Mavrin, A. E. Alimzhanov
MODELLING OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PHYSICAL ACTIVITY OF PUBLIC EMPLOYEES IN CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION
The article suggests a model of pedagogical support for the physical activity of public employees. The pedagogical support of the physical activity of public employees is considered as the purposeful and reasonable influence of formal educational structures on the process of continuing professional education of public employees. Theoretical descriptions of the structural and functional aspects of the model are given.
Keywords: physical activity of public employees, pedagogical support, pedagogical modelling.
Причиной существования проблемы сохранения физической активности государственных служащих является то, что далеко не все виды профессиональной деятельности государственной службы предполагают постоянное физическое напряжение, физическую нагрузку. Объективно существующее снижение физической активности государственных служащих обусловлено «кабинетным» характером их работы, вызывающим гиподинамию; напряженным режимом профессиональной деятельности, который сопряжен с нарушением режима труда и отдыха и препятствует регулярным занятиям физической культурой и спортом; возрастными изменениями здоровья; наличием вредных привычек и др. В то же время эффективность профессиональной деятельности государственных служащих, их трудоспособность в значительной степени определяются уровнем их физической активности, который в основном задается и поддерживается государственными служащими самостоятельно.
Известно, что одной из задач непрерывного профессионального образования, отвечающего современным требованиям, является актуализация потребности обучающегося в самоизменении, стимулирование его желания выйти на новый уровень планирования и управления своей жизнью, профессиональной деятельностью. В системе непрерывного образования государственных служащих решение этой задачи напрямую связано с сохранением их физической активности и заключается в своевременном преобритении необходимого опыта, развитии качеств, необходимых для обоснованного, мотивированного выбора и соблюдения такого режима физической нагрузки, который обеспечивал бы их трудоспособность, хорошее самочувствие, возможность успешно выполнять профессиональные задачи, требующие физического и психического напряжения.
Эффективным способом выполнения поставленной задачи выступает особый вид педагогической деятельности - педагогическая поддержка, направленная на оказание
обучающимся превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением [1], основой которых являются самостоятельность, индивидуальность и субъектность участников образовательного процесса. Н. Б. Крылова и Е. А. Александрова [2] определяют педагогическую поддержку как принцип педагогического взаимодействия, сотрудничества субъектов образовательного процесса, отражающий общее положительное отношение и педагогическую помощь в деятельности, необходимой для саморазвития личности. Поддержка призвана способствовать постепенному формированию возможности человека самостоятельно определять возникающие проблемы и находить путь их решения. С этой позиции педагогическая поддержка может быть реализована через управление физической активностью государственных служащих путем систематического воздействия на них в дополнительном профессиональном образовании как части непрерывного образования, способствующего проявлению и закреплению их самостоятельности в сохранении физической активности в межкурсовой период.
Педагогическая поддержка физической активности государственных служащих представляет собой целенаправленное влияние на процесс непрерывного профессионального образования государственных служащих, развивающее их внутреннюю потребность и самостоятельность в физической активности, способствующее разработке и ресурсному обеспечению индивидуальной модели физической активности, соответствующей особенностям человека и профессиональной ситуации, в которой он находится, а также задающее возможность получения педагогической помощи при возникновении проблем в реализации этой модели.
Моделирование педагогической поддержки физической активности государственных служащих в системе дополнительного профессионального образования осуществлялось
нами с учетом таких общих черт процесса дополнительного профессионального образования, как целенаправленность и внешняя организация со стороны управляющих органов государственной службы, нормативное регулирование; цикличность и периодичность активной части (курсовая подготовка, система повышения квалификации) и самостоятельной части (межкурсовой период); организованность контингента и возможность контроля физической активности в межкурсовой период. Выстроенной нами модели как модели педагогической присущи следующие специфические функции: дескриптивная - объяснение педагогических явлений и процессов; прогностическая - формирование сценариев педагогических процессов; нормативная - построение нормативных образов педагогической системы и поля, в котором она функционирует.
Структура модели педагогической поддержки физической активности государственных служащих включает целевой, содержательный, организационный, процессуальный, ресурсный, результативный и управленческий компоненты.
Цель педагогической поддержки физической активности государственных служащих как идеальное представление о желаемом отражает соответствие физической активности государственного служащего социальному заказу и состоит в создании условий реализации индивидуальных моделей физической активности. Индивидуальные модели физической активности государственных служащих предполагают характер организации профессиональной деятельности и отдыха, медицинского обслуживания и восстановления, наиболее соответствующий индивидуальным характеристикам человека (его возрасту, состоянию здоровья, склонностям, способностям, уровню притязаний и пр.), а также и особенностям профессиональной ситуации (характеру и режиму профессиональной деятельности в норме и в кризисной ситуации, наличию свободного времени, испытываемым физическим нагрузкам и пр.). В силу объективных причин индивидуальные модели дорабатываются, совершенствуются и реализуются самими государственными служащими на основе их знаний, опыта и мотивации.
В целевой компонент входят и основные задачи, среди которых инвариантными являются следующие: формирование системы знаний о способах сохранения физической активности, необходимого опыта; развитие потребности в физической активности, основанных на ней мотивации и самостоятельности; формирование государственного служащего как субъекта самообразования в области сохранения физической активности; оказание помощи при возникновении затруднений в формировании и реализации индивидуальных моделей физической активности.
Содержательный компонент модели характеризует объем педагогической деятельности, содержание которой представлено через уровни педагогической поддержки. На персонифицированном уровне обеспечивается непосредственное взаимодействие государственного служащего с педагогами организаций (подразделений) дополнительного профессионального образования. На организационном уровне реализуются организационно-педагогические меры, направленные на приведение образовательного процесса организации дополнительного профессионального образования в соответствие поставленным задачам. Объем рабо-
ты на институциональном уровне составляют те специфические действия, которые предпринимает руководство вида государственной службы для создания условий сохранения физической активности служащих.
Организационный компонент модели представлен организационно-содержательным модулем для программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих, включающим необходимое, дозированное содержание учебной деятельности, технологию ее выполнения, систему контроля, оценки и коррекции результата. Необходимыми свойствами модуля, выстроенного с позиций теорий модульного обучения (Д. Г. Левитес [3], П. И. Третьяков и И. Б. Сенновский [4], Т. И. Шамова [5] и др)., выступают: универсальность, т. е. способность «встраиваться» в программы повышения квалификации вне зависимости от их содержания и специфики вида государственной службы; целевое назначение содержания (сформировать понимание физической активности как положительного и значимого явления, а также добиться устойчивой мотивации и способности эту активность сохранять); полнота содержания (на основе принципов необходимости и достаточности); оптимальная организация обучения с учетом возможности самостоятельного освоения учебного содержания; обратная связь.
Занятия государственных служащих физической культурой и спортом обладают высоким мотивирующим потенциалом, который необходимо использовать в педагогической поддержке, ориентируясь на ее главную задачу - развитие самостоятельности и активности человека. Решение данной задачи связано с использованием методов мотивационного управления: соревнования, личного примера, стимулирования и др. Обязательным условием формирования личного опыта сохранения физической активности являются занятия физической культурой и спортом в межкурсовой период.
Занятия в системе профессионально-должностной подготовки предусмотрены не во всех видах государственной службы, но даже там, где это требование существует, физическая подготовка в значительной степени является самостоятельными занятиями. В этом случае педагогическая поддержка включает помощь со стороны педагогов в решении проблемы достижения уровня физической подготовки, востребованного самим государственным служащим. Методом поддержки выступает супервизия, помогающая в конкретной педагогической ситуации на диалогическом уровне выработать уникальное знание о путях личностного роста [6].
Еще одна форма педагогической поддержки - индивидуальное консультирование, которое применяется в тех случаях, когда у государственного служащего возникает повышенный познавательный интерес в области физической культуры и спорта, медицины, при возникновении у него в межкурсовой период трудностей в разработке или реализации индивидуальной модели физической активности. В этой организационной форме, кроме информационных (оМте консультационная линия) или тренинговых (очные консультации) методов, важную роль могут сыграть и методы психологической поддержки [7].
Мониторинг физической активности как одна из организационных форм, включенных нами в модель, предполагает сбор, обработку и хранение данных о физической активности государственных служащих, что позволяет,
Гуманитарные исследования • 2018 • № 3 (20)
145
с одной стороны, анализировать и при необходимости корректировать их физическую активность в целом, с другой стороны, актуализировать контроль и самоконтроль реализации индивидуальных моделей физической активности.
Учитывая длительность цикла педагогической поддержки физической активности государственных служащих в непрерывном профессиональном образовании (курсы повышения квалификации и межкурсовой период, что составляет, как правило, 3-5 лет), ее динамический характер, мы включили в модель процессуальный компонент. Он отражает этапы педагогической поддержки физической активности государственных служащих: диагностический (совместная постановка проблемы и осмысление ее значимости субъектами образовательного процесса), поисковый (формирование необходимых знаний и опыта, потребности в физической активности), договорный (разработка программ самообразования и самостоятельного профессионального развития, индивидуальных моделей физической активности), деятельностный (занятия физической культурой и спортом, самообразование в вопросах физической культуры и спорта, деятельность по поддержанию здоровья, реализация индивидуальной модели физической активности, самоконтроль физической активности), рефлексивный (осмысление и оценка полученного опыта, постановка новых задач).
Включенный в модель ресурсный компонент объединяет виды ресурсов, необходимых для достижения цели педагогической поддержки физической активности: кадровый ресурс, представленный специалистами организаций дополнительного профессионального образования вида государственной службы, которые в силу своей профессиональной компетентности способны осуществлять педагогическую поддержку во всех запланированных формах; материальный ресурс (территории и помещения, оборудование, необходимое для занятий физической культурой и спортом с учетом широкого диапазона индивидуальных моделей физической активности); административный ресурс, объединяющий полномочия и возможности органов управления видами государственной службы влиять на организацию непрерывного профессионального образования государственных служащих, а также стимулировать их физическую активность.
Введение в модель педагогической поддержки физической активности государственных служащих результативного компонента объясняется тем, что достигнутый человеком индивидуальный результат будет отличаться от идеального результата, определяемого требованиями вида государственной службы. Диапазон различий отражает уровни физической активности государственных служащих: реактивный (физическая активность представляет собой преимущественно реакцию на внешний раздражитель и не может осуществляться самостоятельно, осознанно и эффективно); допустимый (физическая активность осуществляется достаточно осознанно и эффективно, но несамостоятельно и только в ответ на внешние стимулы); достаточный (физическая активность отличается самостоятельностью и устойчивостью, но человеку не хватает знаний и опыта ее поддержания); оптимальный (физическая активность самостоятельна и устойчива, характеризуется
адекватностью знаний и оптимальным характером используемых для ее сохранения форм, методов и средств).
Управляющий компонент модели объединяет ведущие функции управления, способы и средства их реализации. Функции целеполагания, планирования и прогнозирования реализуются, когда на основе социального заказа, запросов соответствующего вида государственной службы к своему субъекту, ее возможностей и прочих факторов определяется и реализуется цель педагогической поддержки. Эти функции опираются на результаты научно-методической работы, нор-мотворческую и административную деятельность в системе управления видом государственной службы. Функции организации, мотивации и стимулирования заключаются в упорядочении непрерывного профессионального образования государственных служащих, а также в активизации стимулов поддержки их физической активности прямыми административными решениями или с помощью психологического обеспечения данного процесса. Функция всестороннего обеспечения заключается в предоставлении государственным служащим ресурса, необходимого для сохранения физической активности. Для этого нужно осуществлять анализ, инвентаризацию, аккумулирование, накопление, распределение и учет ресурсов. Если уровень реальной физической активности государственного служащего значительно отклоняется от требуемого, возникает необходимость в реализации управленческих функций контроля, самоконтроля и коррекции.
Таким образом, предложенная модель педагогической поддержки физической активности государственных служащих служит осмыслению, конструированию и воплощению педагогической поддержки в реальной практике. Структурный аспект модели образуют состав и целесообразные внутренние связи компонентов педагогической системы, необходимые и достаточные для достижения успешности педагогической поддержки. Функциональный аспект модели образует совокупность функций управления, необходимых и достаточных для того, чтобы процесс педагогической поддержки стал управляемым.
1. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 108-111.
2. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. М. : Народное образование, 2003. 448 с.
3. Левитес Д. Г. Педагогические технологии. М. : ИНФ-РА-М, 2017. 401 с.
4. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М. : Новая школа, 2001. 352 с.
5. Шамова Т. И. Избранное. М. : Центральное изд-во, 2004. 320 с.
6. Пономаренко М. А. Педагогическое супервизорство: генезис понятия и сущность // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters) (Электронный журнал). 2012. № 8. URL:http://www.emissia.org/offline/2012/1839.htm (дата обращения: 20.12.2018).
7. Леонова Е. В. Психологическое обеспечение непрерывного образования : моногр. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 275 с.
© Маврин С. А., Алимжанов А. Е., 2018