УДК 355.233:37.035.7 МИТИНД.И.
подполковник, преподаватель в/ч 69617 E-mail: [email protected] МИХЕЕВ А.Н.
майор, преподаватель кафедры физической подготовки, Омский автобронетанковый инженерный институт филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии A.B. Хрулёва.
E-mail: [email protected]
UDC 355.233:37.035.7 MITIND.I.
Lieutenant Colonel, instructor of military unit 69617 E-mail: [email protected] MIKHEEVA.N.
Major, lecturer at Physical Training department at Omsk autoarmoured engineer Institute of the branch of Military Academy of material and technical providing named after the General of the Army A. V. Khrulyov E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
MODELING THE PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF THE CADETS' PHYSICAL TRAINING IN THE MILITARY
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
В статье рассматривается моделирование педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с педагогическим сопровождением физической подготовки в различных видах социума.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов военно-учебных заведений.
The article deals with the modeling pedagogical accompaniment of the cadets' physical training in the military educational institutions. The article is intended for readers who are interested in the problems which connect with the pedagogical accompaniment ofphysical training in different kinds of strata.
Keywords: pedagogical accompaniment of the cadets' physical training in the military educational institutions.
Актуальность статьи обусловлена потребностью в теоретическом (прогностическом) моделировании и практико-ориентированном обосновании перспектив педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений. Решению данной задачи будет способствовать уточнение понятия «педагогическое сопровождение физической подготовки» и «моделирование».
Физическая подготовка военнослужащих представляет собой совокупность одновременно существующих своих качественных состояний (явления, процесса, системы и деятельности), каждое из которых представляет собой неизменяемую в разнообразных ситуациях роль, имеет разные формы проявления, специфические механизмы реализации, с помощью которых достигается субъективно определяемый результат - высокий уровень физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением [10, с. 286].
Анализ научной литературы [5; 8; 11; 12] позволяет говорить о том, что педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов в военно-учебном заведении - это процесс взаимосвязанной деятельности педагога и курсанта, осуществляемый в целях создания условий для совершения курсантами осознанной, ответ-
ственной, самостоятельной нейтрализации проблемных ситуаций в достижении высокого уровня физической подготовленности.
Объектом моделирования выступает процесс педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений. А его модель -условный образ, отражающий создание и развитие условий осознанного, ответственного и самостоятельного выбора курсанта в процессе физической подготовки.
Изучение научных источников [2; 3; 18] позволяет нам: рассматривать моделирование как общенаучный метод исследования процесса педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений; анализировать моделирование в рамках процесса изучения феномена или системы посредством изучения и построения их моделей; использовать моделирование в целях подбора способов конструирования объектов
При конструировании модели процесса педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений целесообразно исходить из того, что модель должна отображать предмет нашего исследования, являться связующим звеном между теорией педагогического сопровождения физической подготовки и войсковой практикой курсантов.
© МитинД.И., Михеев А.Н. © Mitin D.I. Mikheev A.N.
действенным механизмом проверки оптимальности и эффективности разработанной нами модели процесса педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений, а также нормативно-педагогических положений, определяющих эффективность данной модели.
Процесс - это «последовательная смена явлений, состояний, в развитии чего-нибудь» [1]. Ему присущи поступательность, этапность, определённая преемственность, моменты повторяемости, отрицание старого и появление нового.
Поэтому для построения модели процесса педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений - модели педагогической деятельности - «необходимо разработать этапы становления педагогической деятельности, внесения изменений в сложившуюся методическую систему педагога» [9, с. 99], в нашем случае командиров и начальников различных управленческих звеньев, занимающихся педагогическим сопровождением физической подготовки курсантов.
В нашем исследовании этапы становления педагогической деятельности это:
- периоды психологической динамики мотивов деятельности: от ситуативных - к личностным, от поверхностных - к глубоким, от менее осознанных - к более осознанным |7|:
- периоды количественных накоплений в сферах опыта, которые впоследствии должны привести к «качественному скачку», к заметным новообразованиям в сознании и поведении воспитанников [14, с. 82];
- своего рода некоторая «микромодель достижения прогнозируемых параметров, при наличии которых можно перейти к построению последующей технологической ситуации, закрепить ранее полученные результаты» [17, с. 149].
Теоретико-методологическим объективным основанием для выделения этапов работы по педагогическому сопровождению физической подготовки курсантов военно-учебных заведений послужили положения концепции целостного учебно-воспитательного процесса в рамках научной школы профессора В. С. Ильина [4] -определённая последовательность его этапов и единство их внутренней структуры: цель - средство - результат (В. С. Ильин, И. Я. Лернер. М. Н. Скаткин). А также исследования Н.В. Кузьминой, позволяющие рассматривать модель как целостную, открытую, динамическую педагогическую систему, обладающую характерными для педагогических систем свойствами - целостности, структурности, содержательности, взаимозависимости системы с поликультурной образовательной средой военного института [6].
В теоретико-методологическом плане для нас важно утверждение и Г.Н. Серикова о том, что «...модель включает все признаки системы: целостность, так как результат воздействия многих обстоятельств может равняться их алгебраической сумме, все компоненты модели находятся во взаимной связи между собой, несут
определенное содержательное наполнение и направлены на конечный результат; открытость, потому как образовательная среда оказывает влияние на каждый из элементов системы; система обусловлена воздействием среды, напрямую на нее влияющую, организуя ее исходя из целей; уровневостью, так как отвечает определенному уровню и имеет возможность перехода между уровнями; искусственностью, вследствие того что сконструирована исследователем; динамичностью, так как предусматривает качественные преобразования компонентов модели» [15].
Целостный подход рассмотрения данного процесса определяет его элементы, связи как функциональные стороны целого (В. С. Ильин. И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. М. Саранов, Н. К. Сергеев).
Целевые установки этапов, на основании которых организуется содержание деятельности командиров и начальников, научно-педагогического состава кафедр занимающихся педагогическим сопровождением физической подготовки курсантов в определенную систему, выступают системообразующим фактором.
В нашем исследовании логика целей от этапа к этапу отражает логику педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений: диагностика уровня физической готовности курсантов, выявление затруднений и их причин в развитии физической готовности курсантов - развитие у них мотивов, интересов в нейтрализации проблемных ситуаций в достижении высокого уровня физической готовности к военно-профессиональной деятельности и к выполнению задач по предназначению - создание условий для реализации самосовершенствования курсантов в физической подготовке - выработка волевого компонента физической готовности. Степень использования потенциала педагогических средств определяется соответствием поставленным целям, содержанием обучения, воспитания, развития.
Анализ научной литературы позволяет заключить, что под педагогическими средствами понимается «всё то. чем располагают и чем пользуются командиры и начальники подразделений по достижению цели: с одной стороны, различные виды воинской деятельности, а с другой - совокупность конкретных мероприятий, а также предметов» [13, с. 45].
Таким образом, целевая структура каждого из этапов работы по педагогическому сопровождению физической подготовки курсантов военно-учебных заведений спроектирована на создание и развитие условий осознанного, ответственного и самостоятельного выбора курсанта в процессе физической подготовки.
Обозначенные положения, позволяют нам говорить о закономерных этапах педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений: диагностическом, эмоционалъно-мотивационном, содержательном, рефлексивном.
Так, на первом диагностическом этапе педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений главной целью является
выявление в ходе диагностики уровня физической готовности курсантов, выявление затруднений и их причин в развитии физической готовности. Информация может поступать как от самих курсантов, так и от других курсантов, а также командиров учебных групп, научно-педагогического состава.
На этом этапе в сфере внимания педагога находятся все курсанты. Анализируется эмоциональное состояние курсантов и трудности, которые вызывают эти эмоциональные состояния.
Задачами, решаемыми на этом этапе являются: 1) сбор информации о курсантах, имеющих затруднения в освоении программы физической подготовки; 2) установление эмоционального контакта между педагогом и курсантом; 3) совместное обсуждение имеющихся проблем в освоении программы физической подготовки.
Основным средством решения указанных задач выступают наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ образовательных программ.
Дополнительными средствами на данном этапе являются средства массовой информации, положительный личный пример, служебный авторитет командиров, начальников, других военнослужащих воинского подразделения.
Сбор имеющейся информации, позволит провести её анализ с целью определения дальнейших направлений педагогического сопровождения, которое в свою очередь будет эффективным уже с учётом персонификации курсантов, имеющих дистрессовые проблемы личностного характера, проблемы вызванными внутренними психическими состояниями, что и является итогом первого этапа.
На втором, эмоционально-мотивационном этапе педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений целью является развитие у курсантов мотивов, интересов в нейтрализации проблемных ситуаций в достижении высокого уровня физической готовности к военно-профессиональной деятельности и к выполнению задач по предназначению. Такое целеполагание обусловлено тем. что на этом этапе происходит самоорганизация активности курсантов, их познавательная активность приобретает личностный смысл - происходит «формирование первичных установок личности» [16].
Задачами, решаемыми на этом этапе являются: 1) совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества; 2) формирование потребности у курсанта в знании методик разучивания и выполнения физических упражнений, организации физического самосовершенствования, сохранения и укрепления здоровья; 3) раскрытие смысла и содержания предстоящей работы; 4) выработка общей профессиональной позиции военного педагога относительно курсанта; 5) распределение функциональных обязанностей; 6) формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.
Основным средством решения указанных задач выступают наблюдение, беседа, анализ образовательных
программ, а также такие формы проведения физической подготовки как физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности и спортивно-массовая работа, содержание которых характеризуется эмоциональностью. наглядностью, эстетичностью и вызывают у курсантов положительные эмоции. Такой подход стимулирует и обостряет желание курсантов развивать и совершенствовать свою физическую готовность к военно-профессиональной деятельности и к выполнению задач по предназначению.
Дополнительными средствами на данном этапе являются такие формы проведения физической подготовки (учебные занятия, утренняя физическая зарядка. самостоятельная физическая тренировка), информационно-пропагандистская работа, средства массовой информации, положительный личный пример, служебный авторитет командиров, начальников, других военнослужащих воинского подразделения.
При использовании всех этих средств и форм военным педагогам необходимо широко применять метод убеждения (разъяснение необходимости физической подготовки, её общественной значимости, значимости повышения уровня физической готовности, доказательство этой необходимости, как для личности курсанта, так и для государства и т.д.).
Изменяется педагогический процесс в соответствии с принципами педагогического сопровождения. Курсанты, как правило, достаточно хорошо понимают отношения внешних объектов друг к другу, включая других людей, отношения внешних объектов к себе, но демонстрируют недостаточную готовность в аспекте переживания и формализации собственного эмоционально-ценностного отношения к самому себе, своим внутренним психическим процессам, что, безусловно, препятствует его личностному развитию.
Реализация указанных средств поднимает эмоциональный и мотивационный настрой курсантов в нейтрализации проблемных ситуаций, позволяет добиться их сознательного отношения к физической подготовке, влияет на их положительную мотивацию к достижению высокого уровня физической готовности. А это и является итогом второго этапа.
Целью третьего, содержательного этапа педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений выступает создание условий для самосовершенствования указанной категории военнослужащих в физической подготовке.
На этом этапе предусматривается помощь курсантам. имеющим устойчивые негативные эмоциональные переживания, личные дистрессовые трудности. В некоторых случаях, курсанты, которые с помощью военного педагога не могут справиться с собственными дистрес-совыми учебными проблемами, работают с психологом.
Общие задачи, решаемые на этом этапе: 1) проведение текущей диагностики; 2) реализация разработанных программ по созданию условий для самосовершенствования курсантов в физической подготовке; 3) анализ, самоанализ процесса реализации программы. Указанные
задачи мы разделили на более частные: целеполагающие (раскрытие смысла и содержания предстоящей работы военного педагога; выработка общего языка; определение роли, статуса и общей профессиональной позиции педагога относительно курсантов; распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества), проектировочные (разработка проекта программы на основании первичной диагностики уровня сформированное™ физической готовности; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса) и практические (практическая реализация образовательной программы). При затруднениях проводится текущая диагностика для определения причин и их устранения.
Основным средством решения указанных задач выступают наставничество, беседы, индивидуальные и групповые консультации, тренировки
Дополнительными средствами на данном этапе являются такие формы проведения физической подготовки (учебные занятия, самостоятельная физическая тренировка), положительный личный пример.
Показателями завершённости данного этапа являются способность выдвигать и обосновывать на теоретико-прогностическом уровне собственный подход к решению конкретной задачи; умение рефлексировать и оценивать перспективы конкретной стратегии и тактики в повышении уровня своей физической готовности к военно-профессиональной деятельности. А это и является итогом третьего этапа.
На четвёртом, рефлексивном этапе педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений целью выступает выработка волевого компонента физической готовности.
Задачами, решаемыми на этом этапе являются:!) выработка натренированности и осознанной рефлексии, переживания и восприятия, которые определены результатом проявления личной ответственности в повышении уровня физической готовности; 2) проведение итоговой диагностики; 3) совместный с курсантом анализ результатов самосовершенствования в физической подготовке.
Средствами достижения планируемых результатов на данном этапе выступают: анкетирование, тестирование, сдача контрольных нормативов, метод экспертных оценок.
Дополнительными средствами на данном этапе являются такие формы проведения физической подготовки, как учебные занятия, самостоятельная физическая тренировка.
Основным используемым методом на данном этапе является метод сравнения результатов достижений по физической подготовке, которые отражены в ведомостях результатов сдачи нормативов упражнений и т.д.
Итогом четвёртого этапа должны стать устойчивые, не единовременные, а чёткие, уверенно повторяющихся у курсантов на протяжении длительного периода времени, показатели выраженности критериев физической готовности. А это и является итогом четвёртого этапа.
Таким образом, представленная модель педагогического сопровождения физической подготовки курсантов военно-учебных заведений описывает закономерное прохождение определённой последовательности взаимообусловленных этапов и единства их внутренней структуры. Авторы выражают большую благодарность всем, кто заинтересуется данной проблемой, изъявит желание принять участие в диалоге по её обсуждению.
Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ' 'Большая Российская энциклопедия; Спб. : "Нориенг", 1999. С.971.
2. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. М: Изд-во Московского ун-та, 1965. -248 с.
3. Загвязинский B.II. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. //Aima mater (Вестник высшей школы). 2004. №9. С.16-25.
4. Плыш B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса / Сб. науч. тр. Волгоград, 1981. С.5-21.
5. Копейют А.Н. Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров: Дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2007. 179 с.
6. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического моделирования / под ред. Н.В. Кузьминой. М. : Народное образование, 2002.211 с.
7. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
8. ЛипсшшП.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания.//Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2004. С.280-287.
9. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. / Н.М. Борытко, A.B. Моложавенко, H.A. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2005. 4.2. 132 с.
10. МишинД.Н.,МихеевА.Н. Качественные состояния физтескойподготовкивоеннослужащих/ЛУченые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Орел, 2017. №2(75). С.282-287.
11. Митраховт В.А., Михеев А.Н. Педагогическое сопровождение физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Орел, 2015. № 3(66). С. 235-241.
12. Митраховт В.А. Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контракт-
ной службы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Орел, 2011. №6(44). С. 439^146.
13. Митрахович В.А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской федерации: монография. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006. 129 с.
14. СериковВ.В. Общая педагогика: Избр. лекции. Волгоград: Перемена, 2004. 278 с.
15. СериковГ.Н. Образование: аспекты системного анализа. М.: Курган, 1997. 464 с.
16. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установи!. Тбилиси, 1961.
17. Шепелъ В.М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманитарология. М.: Финансы и статистика, 1992. 240 с.
18. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 301 с.
References
1. A large encyclopedic dictionary. 2 nd ed., Pererab. And additional. Moscow:'' The Great Russian Encyclopedia; Spb.:' "Noritent", 1999. With. 971 p.'
2. Glinsh' B.A. Modeling as a method of scientific research (gnoseological analysis) / B.A. Glinsky, B.S. Gryaznov, B.S. Dynin, E.P Nikitin. Moscow: Publishing house of the Moscow University, 1965. 248 p.
3. Zagvyazimky VI. Modeling in the structure of socio-pedagogical design // Alma mater (West-nick of the higher school). 2004. No.9. PP. 16-25.
4. Ilyin VS. On the concept of a holistic teaching and educational process / / Methodological basis for improving the teaching and educational process / Sat. Sci. Tr. Volgograd, 1981. PP.5-21.
5. Kopeikin A.N. Pedagogical support of combat training of future militiamen: Dis. ... cand. Ped. Sciences. Astrakhan, 2007. 179 p.
6. Kuzmina N. V Methods of system pedagogical modeling / ed. N. V. Kuzminoy. Moscow: People's Education, 2002. 211 p.
7. Levitov ND. Psychology of character. M., 1969.
8. Lipskv I.A. Pedagogical support of personality development: theoretical grounds. // Theoretical and methodological problems of modem education: Sat. Sci. Tr. Ed. N.K. Sergeeva, N.M. Borytko. Volgograd, 2004. Pp.280-287.
9. Methodology and methods of psychological and pedagogical research: a humanitarian-holistic approach: a textbook for stud. And undergraduates ped. Universities: At 2 hours / N.M. Borytko, A.V. Molozhavenko, I.A. Solovtsova; Ed. N.M. Borytko. Volgograd: Publishing house of VGIPK RO, 2005. Part 2. 132 p.
10. Mitin DI, Mikheev A.N. Qualitative states of physical training of servicemen // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. Eagle, 2017. № 2(75). PP.282-287.
11. Mitrakhovich VI. Mikheev AN. Pedagogical support of physical training of cadets of higher military schools // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. Eagle, 2015. № 3(66). PP. 235-241.
12. Mitrakhovich VA. Pedagogical support df the formation of professionalism among contract service soldiers // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. Orel, 2011. № 6 (44). PP. 439-446.
13. Mitrakhovich VA. Formation of military honor among servicemen who are in military service on conscription in the Armed Forces of the Russian Federation: a monograph. Astrakhan: Publishing house "Astrakhan University", 2006. 129 p.
14. Serikov VV. General pedagogy: Izbr. Lectures. Volgograd: The Change, 2004. 278 p.
15. Serikov G.N. Education: aspects of system analysis. Moscow: Kurgan, 1997. 464 p.
16. Uznadze DN Experimental basis of installation psychology. Tbilisi, 1961.
17. Shepel VM. Handbook of the manager. Managerial Humanitarology. Moscow: Finance and Statistics, 1992. 240 p.
18. ShtoffVA. Modeling and Philosophy. Moscow: Nauka, 1966. 301 p.