Научная статья на тему 'Моделирование организационной культуры крупной страховой компании'

Моделирование организационной культуры крупной страховой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Александра Сергеевна

Рассмотрены основные тенденции и особенности моделирования организационной культуры крупных страховых компаний. Разработаны численный состав и схема структурного подразделения, отвечающего за развитие организационной культуры страховой компании. Предложены пути развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main tendencies and modeling peculiarities of organizational culture of the large insurance companies are viewed. Parts and scheme of unit structure responsible for development of organizational culture of insurance company are prepared. Offered the ways of development

Текст научной работы на тему «Моделирование организационной культуры крупной страховой компании»

После внесения изменений наблюдается существенный рост показателей уровня знаний и информационных технологий, что положительно сказывается и на доходе компании. Суммар-

ный годовой доход компании вследствие этих действий увеличился на 159,84 млн р., что говорит о высокой эффективности разработанных на основе моделирования рекомендаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Емельянов, А.А. Имитационное моделирование экономических процессов [Текст] / А.А.Емельянов, Е.А. Власова, Р.В. Дума. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 368 с.

2. Долятовский, В.А. Имитационное моделирование в управлении экономическими системами [Текст] :

моногр. / В.А. Долятовский, Л.В. Долятовский. -Азов: РГСУ, 2009. - 167 с.

3. Долятовский, Л.В. Оптимизация стратегии развития промышленного предприятия [Текст] / Л.В. Долятовский // Сборник научных работ докторантов и аспирантов. - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2005. - С. 63-67.

УДК 658.3

А.С. Иванова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КРУПНОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Развитие рыночной экономики ознаменовало глобальные перемены во всех сферах производства и народного хозяйства, потребовало превращения современных предприятий в гибкие системы, где решающую роль играют человеческие ресурсы. Большое значение приобретают знания, квалификация и мотивация персонала, без которых невозможна реализация знаний, идей, инициатив работников. В настоящее время сильнейшим мотивирующим фактором, регулятором и индикатором деятельности персонала на предприятии выступает организационная культура.

Знание особенностей организационной культуры предприятия позволяет оценить степень его стабильности и его конкурентоспособность, возможные направления управленческих решений, а также способность достигать запланированных результатов. Этими факторами обусловлена актуальность изучения организационной культуры предприятия

Особенность ведения бизнеса в сфере страхования заключается в том, что страхование

является имиджевым «видом спорта». Не производя тех или иных продуктов, которые можно ощутить тактильно, страхование предоставляет широкий спектр услуг населению и юридическим лицам. В данном контексте все, что может предложить страховщик своему потребителю, это некая гарантия в случае наступления страхового случая, чувство защищенности и заботы. Поэтому как ни в какой другой сфере предпринимательства гармония и надежность внутри компании не играют такую большую роль. Ведь именно от позиций, взглядов, которых придерживаются сотрудники компании, психологического климата внутри нее напрямую зависит работа с клиентами и, следовательно, успешность предприятия в целом. Сформировать и поддержать правильное отношение к коллегам, клиентам, руководству, идеологической линии, которой придерживается компания, помогает именно корпоративная культура.

Изучение организационной культуры имеет давнюю историю. Зарубежные исследования представлены работами М.Х. Мескона, М. Аль-

берта, Ф. Хедоури, Р. Килманна, У. Оучи, Р. Уо-термена, К. Фея, Д. Денисона, Э. Шейна и др. В отечественной науке проблематикой организационной культуры занимались Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, В.В. Новиков, Н.П. Фетискин, Л.А. Петровская, М.А. Макарченко, О.С. Ви-ханский, В. А. Спивак и др.

Одна из самых известных работ в области организационной культуры - книга Э. Шейна «Организационная культура и лидерство». Исследователь дает следующее определение организационной культуры: «Паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем» [5, с. 31].

Формирование организационной культуры представляет собой специфический и сложный процесс, который требует грамотного управления, также как и производство, продажи, маркетинг и т. д.

Организационная культура создается искусственно одновременно с созданием страховой компании, поэтому она должна быть управляемой, ее необходимо планировать, формировать и развивать в соответствии с требованиями организации.

Ввиду малой изученности данной проблемы в России, недостатка системности в работах зарубежных авторов, руководители сталкиваются с практическим отсутствием моделей формирования необходимой организационной культуры в конкретной компании.

Окружающая среда всегда оказывает значительное влияние на деятельность компании, что незамедлительно находит свое отражение в организационной культуре. В то же время практика показывает, что две находящиеся и функционирующие в равных условиях компании могут иметь разные культуры. Формирование организационной культуры в страховой компании происходит в результате совместного преодоления ее сотрудниками трудностей процессов внешней адаптации и внутренней инте-

грации. Внешняя адаптация представляет собой набор направленных действий, связанных с поиском и нахождением компанией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. В этом заключается процесс достижения компанией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды.

Существует ряд первичных и вторичных факторов, которые оказывают существенное влияние на организационную культуру страховых компаний. К первичным факторам относятся:

- точки концентрации внимания высшего руководства;

- реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации;

- отношение к работе и стиль поведения руководителей;

- критериальная база поощрения сотрудников;

- критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.

Вторичные факторы:

- структура организации;

- система передачи информации и организационные процедуры;

- внешний и внутренний дизайн помещения, в котором располагается организация;

- мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации;

- формализованные положения о философии и смысле существования организации [1, с. 64].

Процесс формирования организационной культуры в страховой компании включает в себя следующие этапы, которые должны выполняться в определенной последовательности:

1. Выбор миссии организации, определение стратегии, основных целей и ценностей (принципов, норм, поддерживаемых образцов поведения, приоритетов).

2. Изучение существующей организационной культуры. Определение степени соответствия сложившейся организационной культуры стратегии развития организации, выбранной руководством, выявление позитивных и негативных ценностей.

3. Разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие

и закрепление желательных ценностей и образцов поведения.

4. Целенаправленные меры воздействия на организационную культуру с целью искоренения негативных ценностей и развития установок, которые способствуют разработанной стратегии.

5. Оценка успешности воздействия на организационную культуру и внесение необходимых корректив [5, с. 65].

Наряду с элементным построением указанный алгоритм должен включать этап организационного (структурного) построения, что подразумевает создание структуры системы управления процессом формирования и развития организационной культуры страховой компании. В страховых компаниях субъектом подобной системы является специальное структурное подразделение - отдел, который создается в рамках отдела кадров (численность и состав отражены в следующей таблице).

Состав структурного подразделения

по формированию организационной культуры страховой компании

В большинстве страховых компаний система управления формированием организационной культуры входит в состав отдела управления персоналом и подчиняется директору по управлению персоналом (см. рисунок).

В состав элементов модели организационной культуры страховой компании входят исполнители и ресурсы, необходимые для организации их работы. В качестве исполнителей должны выступать специалисты в области менеджмента, организационной культуры, управления имиджем и репутацией, культурологии. Организация работы исполнителей требует обеспечения право-

выми (законодательная база), финансовыми (денежные средства для выплаты заработной платы, премий, средства для проведения мероприятий в рамках реализации принятых задач организационной культуры), техническими (компьютерное обеспечение, оргтехника), информационными (данные о культурных традициях, нравах, обычаях, ценностях компании) ресурсами.

Функции, которые возлагаются на отдел управления персоналом, не ограничиваются только оформлением документов при приеме на работу и увольнении, расчетом заработной платы и пенсии и другими обязанностями, относящимися только к кадровому учету, как в большинстве компаний, а должны быть расширены за счет более обширной работы с персоналом. Поэтому целесообразно введение должности менеджера по организационной культуре, например директора по управлению персоналом, который находится в непосредственном подчинении у генерального директора.

В процессе развития крупной страховой компании внутри департамента по управлению персоналом, как правило, происходит функциональное разделение направлений деятельности, отвечающих за развитие организационной культуры, обучение сотрудников и распределение заработной платы. Такое распределение позволяет высшему руководству сосредоточиться на стратегических вопросах и добиться результатов за счет специализации.

Основной задачей такого подразделения в страховой компании является передача, распространение, усвоение и сохранение корпоративных ценностей среди сотрудников путем проведения различных мероприятий и создания внутреннего этического кодекса. Такой подход позволяет сотрудникам вне зависимости от занимаемой ими должности, срока работы ознакомиться с ценностями компании, понять и принять их. Примером подобных мероприятий в крупной страховой компании могут быть периодические семинары для сотрудников в отдельных филиалов, представительств и компании в целом, на которых бы обсуждались ценности компании, возможность их преобразования. Новый сотрудник должен проходить процедуру ознакомления с этическим кодексом компании. Рекомендуется назначить ему в наставники коллегу, который в течение определенного времени

Состав подразделения Количество человек

Исполнитель 1

Психолог 1

Специалист по связям с обществен- 1

ностью

Менеджер-культуролог 1

Итого 4

Рис. 2. Схема структурного подразделения, отвечающего за развитие организационной культуры крупной

страховой компании

будет объяснять смысл основных ценностей, принятых в компании, и следить за их соблюдением. Это один из наиболее важных аспектов организационной культуры крупной страховой компании, так как ценности являются центральной составляющей организационной культуры и через систему этих ценностей регулируется деятельность сотрудников.

Последовательное и качественное выполнение этапов формирования организационной культуры позволяет выработать необходимую конкретной страховой компании внутреннюю политику с заданным курсом.

Большим потенциалом обладают объединенные усилия страховых компаний в области поддержания и развития организационной культуры. Примером такого сотрудничества является подписание этического кодекса профессиональной деятельности наиболее крупными и значимыми представителями страхового рынка. Основу кодекса составляют «10 принципов российского страхового бизнеса», например: отказ от влияния на представителей власти в своих целях, борьба с дискриминацией сотрудников, сохранение природных ресурсов. Для различных категорий участников рынка -страховщиков, брокеров, экспертов - устанавливаются и специальные этические принципы. Так, страховщики должны вести добросовестную конкуренцию, не переманивать друг у друга сотрудников для расширения своего бизнеса и т. д.

Ни одна крупная страховая компания не может не обладать нематериальными активами, к которым относятся: репутация страховой компании и ее страховых продуктов, конкурентные преимущества, управленческие ресурсы (профессионализм и опыт руководителей компании) и другие виды интеллектуальной собственности. Интеллектуальную собственность крупной страховой компании составляют авторские права на те или иные страховые продукты, программы, технологии страхования и перестрахования, технологии продажи страховых продуктов, средства индивидуализации юридического лица (название компании, используемое для осуществления деятельности по страхованию), фирменное наименование, зарегистрированный знак обслуживания).

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что формирование организационной культуры в страховых компаниях представляет собой сложный процесс, который должен осуществляться последовательно, в несколько этапов. Данный процесс протекает под воздействием первичных и вторичных факторов, которые накладывают отпечаток на организационную культуру компании.

Положительный результат, полученный в ходе выполнения каждого из этапов, служит надежным фундаментом для осуществления последующих этапов и в результате способствует построению эффективной организационной культуры страховой компании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] : учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

2. Максименко, А.А. Организационная культура: системно-психологические описания [Текст] / А.А. Максименко. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 386 с.

3. Николенко, Н.П. Менеджмент человеческих

ресурсов [Текст] / Н.П. Никоненко. - СПб.: Страховое ревю, 2004. - 354 с.

4. Стеклова, О.Е. Организационная культура [Текст] : учеб. пособие / О.Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 127 с.

5. Шейн, Э.Г. Организационная Культура и лидерство [Текст] / Э.Г. Шейн. - СПб.: Питер, 2001. - 389 с.

УДК 330.4 + 332.852.2

А.П. Косяков

МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ)

Для современного промышленного предприятия бюджетирование - это система согласованного управления отдельными его подразделениями на основе систематической обработки экономической информации в условиях динамично изменяющегося бизнеса. При этом основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявления рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости функционирования экономического субъекта.

Процесс разработки бюджета промышленного предприятия всегда связан с преодолением ряда трудностей и решением сложных задач, таких как планирование продаж на будущий период, планирование ресурсов и мощностей, управление материальными потоками и т. д. Зарубежная практика показывает, что высокий агрегированный положительный эффект возможен только тогда, когда процесс разработки каждого отдельного бюджета предприятия рассматривается не как отдельная независимая за-

дача, а как составная часть процесса разработки общего бюджета компании, подчиненная единой рыночной стратегии компании. Прежде всего это касается разработки бюджета продаж компании на будущий период.

По оценкам специалистов, из-за того, что малые отечественные предприятия не уделяют должного внимания бюджетированию своей деятельности, они теряют за год до 20 % своей прибыли. Это говорит о том, что бюджетирование должно стать неотъемлемой частью деятельности любой компании и при этом занимать одно из приоритетных мест в ее деятельности. По нашему мнению, такая ситуация объясняется тем, что бюджетирование деятельности на большинстве отечественных предприятий до сих пор рассматривается как некоторая локальная обособленная задача, не являющаяся частью производственного процесса компании, в то время как необходим интегрированный подход к управлению процессом производства и процессами, связанными с анализом деятельности предприятия - бюджетированием.

Важным моментом при планировании деятельности предприятия является адекватная оценка уровня производственных запасов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.