Научная статья на тему 'Моделирование оптимизации межремонтных сроков службы искусственных сооружений'

Моделирование оптимизации межремонтных сроков службы искусственных сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МЕЖРЕМОНТНЫЕ СРОКИ СЛУЖБЫ / ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ахмедов Р.М., Юлдашев М., Алихужаев М.А.

В статье рассматриваются вопросы разработки математической модели оптимизации межремонтных сроков службы искусственных сооружений. Предложены критерий решения этой задачи в формализованном виде, а также математическая модели оптимизации межремонтных сроков службы искусственных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование оптимизации межремонтных сроков службы искусственных сооружений»

2. Shutaeva E.A., Pobirchenko V.V., Kakutich E.Y. Socialisation as a factor of the world economy development in the conditions of globalisation // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 465-469.

3. Официальный сайт Евростата. - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/ eurostat/home/

4. Антропов В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №10. - С.26-33.

© Асанова Л.Л., Шутаева Е.А., 2017

УДК 33.4.629

Ахмедов Р.М., к.э.н.,доцент Юлдашев М., ассистент.

Алихужаев М.А., студент.

Наманганский инженерно-педагогический институт, Узбекистан.

Frodo5969@mail.ru.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖРЕМОНТНЫХ СРОКОВ СЛУЖБЫ

ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы разработки математической модели оптимизации межремонтных сроков службы искусственных сооружений. Предложены критерий решения этой задачи в формализованном виде, а также математическая модели оптимизации межремонтных сроков службы искусственных сооружений.

Ключевые слова

Моделирование, математическая модель, оптимизация, межремонтные сроки службы,

искусственные сооружения.

На наш взгляд, одним из важных факторов повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений является оптимизация их межремонтных сроков службы.

Научно обоснованный подход к определению межремонтных сроков службы сооружений заключается в исследовании процессов взаимообусловленности и взаимозаменяемости различных видов ремонтных воздействий и установлении на их основе оптимальной стратегии проведения всех видов ремонтных работ. Для решения поставленной задачи предложены вероятностно-статистические зависимости износа (объемов ремонтных работ) отдельных видов конструктивных элементов от срока их службы [1].

Постановка задачи по определению оптимальных межремонтных сроков службы автодорожных мостов может быть сформулирована следующим образом.

Заданы статистические характеристики распределения объемов работ по текущему ремонту в зависимости от сроков его выполнения, а также объем капитального ремонта (стоимость замены) и возможный диапазон сроков его проведения для каждого конструктивного элемента сооружения. Также известны размеры потерь на автомобильном транспорте от несвоевременного проведения текущих ремонтов отдельных элементов мостов1.

1 Потери на автомобильном транспорте в период организации ремонтных работ принимаются пропорциональными стоимости ремонтных работ и поэтому в задаче не учитываются.

Требуется определить такие сроки выполнения текущих и капитальных ремонтов сооружения в целом,

при которых обеспечивается минимум приведенных затрат на ремонт сооружения и реализацию

2

транспортного процесса в течение всего периода его эксплуатации.

Критерий решения этой задачи в формализованном виде может быть записан следующим образом.

n qt

2 +ЕЕ - 2 ^ тт,

7=1 ] =1 1=1 к=1 1=1 ]=1 Тв )

где Си - стоимость / -го текущего ремонта I -го конструктивного элемента моста

(i = 1, n; j = 1, тг), сум;

n - количество принимаемых в рассмотрение конструктивных элементов сооружения; тг- - количество проводимых текущих ремонтов i - го элемента за срок сравнения вариантов, t

mt = — , где tTi - варьируемый межремонтный период текущего ремонта, t - принятый срок

tTi

сравнения вариантов;

tj - срок проведения j -го текущего ремонта i -го элемента, год;

Klk - стоимость k -го капитального ремонта i -го конструктивного элемента моста, сум.;

qt - количество проводимых капитальных ремонтов i -го элемента за срок сравнения вариантов,

qt =— , где tki - варьируемый межремонтный период капитального ремонта;

tki

tik - срок проведения k - го капитального ремонта i - го элемента, год; Д ,Ph - коэффициенты приведения разновременных затрат;

^ - величина потерь в Ти -м году, обусловленная отклонением рассматриваемой периодичности проведения текущего ремонта i-го элемента tTi от минимально возможной tTo , сум.; tTo - минимальная периодичность текущего ремонта i-го элемента, лет;

Q - остаточные затраты на ремонт, выражающие эффект последствия для вариантов с различными затратными характеристиками, сум.

Если исходить из стационарности рассматриваемых процессов износа элементов сооружений, т.е. принимая во внимание только средние значения объемов ремонтных работ (математические ожидания), формирование возможных вариантов решения задачи осуществляется довольно просто - для каждого года проведения текущего и капитального ремонта с учетом коэффициентов дисконтирования рассчитывается величина затрат на их проведение, а также потери на автотранспорте, если они имеют место, по каждому конструктивному элементу.

Минимальная суммарная (по всем элементам) величина затрат определяет наилучший вариант межремонтных сроков службы искусственных сооружений.

Список использованной литературы:

1. Ахмедов Р.М. Эконометрические аспекты планирования и управления воспроизводством автомобильных дорог и искусственных сооружений. Монография. - Ташкент, 2016. 153 с.

© Ахмедов Р.М., Юлдашев М., Алихужаев М.А., 2017

2 Следует отметить, что приведенные выше исходные данные позволяют решить более частные задачи по определению оптимальной стратегии ремонта отдельных видов конструктивных элементов рассматриваемой группы мостов, необходимость в которых может возникнут при развитии специализации ремонтных работ.

n m

n m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.