Научная статья на тему 'Нововведения в методике технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд'

Нововведения в методике технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
441
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ / СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ДИСКОНТИРОВАННЫЕ ЗАТРАТЫ / СРОК СРАВНЕНИЯ / ENGINEERING AND ECONOMICAL COMPARISON / TRAFFIC SPEED / INTEGRATED DISCOUNTED EXPENSES / COLLATION TERM / ROAD-SURFACE DRESSING DESIGNS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кулижников А.М.

Описывается новая методика технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд (ТЭСВДО), которая разработана ФГУП «РОСДОРНИИ» по заданию Росавтодора. Методика позволяет выбрать наиболее эффективную конструкцию дорожных одедж, снизить затраты и увеличить межремонтные сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current developments in methods for engineering and economical comparison of road-surface dressing options

The article describes a new method for engingeering and economical comparison of road-surface dressing options (TESVDO), developed by the Federal State Unitary Enterprise ROSDORNII at the order of the Federal Road Agency (Rosavtodor). The method allows to choose the most efficient design for road-surface dressing, reduce expenses and increase intermaintenance periods.

Текст научной работы на тему «Нововведения в методике технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд»

Нововведения в методике технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд

А. М. КУЛИЖНИКОВ, докт. техн. наук, профессор, ФГУП «РОСДОРНИИ»

^^^ Стоимость строительства и реконструкции автомобильных дорог главным образом определяется затратами I на устройство дорожной одежды. Предлагаемая мето-Я йЛ дика технико-экономического сравнения вариантов до-А Я рожных одежд позволяет выбрать наиболее эффектив-Ш' ШГ^ЪI ную конструкцию. При ее применении снижение затрат сочетается с увеличением межремонтных сроков.

Новая методика технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд (ТЭСВДО) разработана ФГУП «РОСДОРНИИ» по заданию Рос-автодора.

Принципиальной основой разработанных рекомендаций является сопоставление общественных затрат (строительных и эксплуатационных, затрат пользователей) за период сравнения вариантов дорожной одежды с учетом разновременных затрат по отношению к первому году эксплуатации запроектированной дорожной одежды.

В разработанные «Методические рекомендации по технико-экономическому сравнению вариантов дорожных одежд» вошли следующие нововведения:

• увеличение периода сравнения вариантов;

• учет затрат пользователей дорог в процессе эксплуатации в зависимости от ухудшения ровности автомобильной дороги и уменьшения скорости движения транспортного потока в процессе жизненного цикла дорожной одежды;

• увеличение затрат пользователей в год выполнения капитального ремонта и ремонта из-за ограничения движения транспортных средств на участке выполнения ремонтных работ;

• учет внедрения в конструкции дорожных одежд новых инновационных технологий;

• учет фактической ставки дисконтирования на день выполнения работ по ТЭСВДО;

• учет остаточной стоимости дорожной одежды.

Разработанная методика позволяет выполнять расчеты при следующих стратегиях ремонта и содержания:

• разные виды конструкций дорожной одежды с заданной стратегией ремонтов и содержания каждой из них;

• один и тот же вид дорожной конструкции с разными стратегиями ремонта и содержания;

• разные виды конструкций дорожной одежды с разными стратегиями их ремонта и содержания.

По методике рекомендуется выполнять расчет для разных видов конструкций дорожной одежды с заданной согласно нормативам стратегией ремонтов и содержания каждой из них. Оценивается не менее трех вариантов равнопрочных конструкций дорожных одежд. При этом методикой предусматривается обязательное сравнение вариантов жестких и нежестких дорожных одежд.

Межремонтные сроки, расчет затрат на ремонт и содержание определяются согласно приказу Минтранса РФ от 1 ноября 2007 г. № 157 [1] и Постановлению Правительства РФ от 23 августа 2007 г. № 539 [2].

Затраты на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорожной одежды вычисляются по данным, полученным сотрудниками отдела экономических исследований ФГУП «РОСДОРНИИ», как соответствующая доля затрат (понижающие коэффициенты) от норматива на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги.

Методика ТЭСВДО предусматривает выполнение следующих операций:

• разбиение транспортного потока на несколько групп;

• ежегодная оценка условий движения по показателям ровности покрытия, интенсивности и скорости движения транспортного потока;

• определение социально-экономических потерь от снижения транспорт-но-эксплуатационных качеств дорожных одежд, а именно: увеличение себестоимости перевозок; увеличение потерь времени пассажиров; увеличение капитальных вложений в автомобильный транспорт;

• учет операционных социально-экономических потерь пользователей в период проведения капитального ремонта и ремонта, в том числе: с организацией объезда; с ограничением движения (перекрытием полос движения).

Помимо специалистов ФГУП «РОС-ДОРНИИ» в разработке методики принимали участие докт. экон. наук Э. В. Дин-гес (МАДГТУ — МАДИ), канд. техн. наук Д. М. Немчинов (ассоциация «РОДОС»).

В качестве критерия оценки сравнительной эффективности устройства и эксплуатации дорожных одежд принимается минимальное значение показателя интегральных дисконтированных затрат из расчета на 1 пог. км участка автомобильной дороги (рис.).

Расчетные формулы приведены в работе [3, с. 32-47].

За срок сравнения вариантов дорожных одежд принимается 1,5-С, где С — наибольший срок службы дорожной одежды до капитального ремонта одного из сравниваемых вариантов.

Безрисковая социальная норма дисконта в относительных единицах измерения принимается, согласно рекомендациям Института системного анализа РАН, равной 0,08 (8 %).

Если в устройстве конструкций дорожных одежд используются инновационные технологии, а также при наличии нормативно-технических и методических документов, утвержденных Федеральным дорожным агентством (Росавтодором) и содержащих указание на конкретные данные по увеличе-

Таблица 1. Частота выполнения ремонтных работ за срок сравне ния вариантов

Частота выполнения (в годах)

капитального ремонта ремонта

1 26 13

2 13,26 7,18,23,31,35

3 15, 30 8,21,26,34,38

нию межремонтных сроков службы, при ТЭСВДО учитываются повышенные сроки службы со ссылкой на упомянутые документы.

Изменение скоростей движения транспортного потока в процессе эксплуатации в зависимости от категории автомобильной дороги и типа дорожной одежды в разных дорожно-климатических зонах принимается согласно данным таблицы, приведенной в работе [там же] и составленной на основе обобщения ранее выполненных исследований.

При расчете потерь пользователей от снижения транспортно-эксплуатаци-онных качеств дорожной одежды определяются показатели себестоимости пробега и простоя автотранспортных средств для каждого автомобиля в составе транспортного потока.

Расчет операционных социально-экономических потерь пользователей производится при следующих условиях:

• проведение ремонтных работ при высокой интенсивности движения на автомобильной дороге (более 1000 автомобилей/сутки) и коэффициенте загрузки дороги движением более 0,25;

• существенное перекрытие проезжей части дороги (одна полоса движения и более) или ее полное закрытие с переключением движения на объезд;

• существенное различие величин операционных потерь по сравниваемым вариантам конструкций дорожных одежд (например, при жестких и

нежестких конструкциях дорожных одежд).

При ремонтных работах с перекрытием полосы движения предусматривается определение следующих показателей:

• время движения транспортного потока при перекрытии полосы;

• дополнительное время движения транспортного потока;

• дополнительная стоимость задержки движения;

• полные затраты пользователей при перекрытии полосы;

• полные затраты пользователей при свободном движении;

• дополнительные затраты пользователей автомобильных дорог;

• полная стоимость движения при перекрытии полосы.

По результатам расчета инженера Ю. А. Скрипниковой, при протяженности участка автомобильной дороги 2-й категории 15 км дополнительные затраты пользователей автомобильных дорог за 2 месяца ремонтных работ составили 15 817,37 тыс. руб., что в пересчете на 1 км составляет 1054,5 тыс. руб. Данное значение необходимо учитывать при ТЭСВДО, принимая во вни-

мание, что за период сравнения вариантов дорожных одежд таких ремонтов может быть несколько.

При капитальном ремонте с организацией объезда места работ также предусматривается определение перечисленных показателей, но с учетом дополнительного времени движения и затрат пользователей при объезде (вместо затрат на задержки при перекрытии полосы).

Согласно расчетам Ю. А. Скрипнико-вой, дополнительные затраты пользователей автомобильных дорог за 5 месяцев капитального ремонта составили 165 522,45 тыс. руб. (в пересчете на 1 км составляет 11034,83 тыс. руб.). Таким образом, в период выполнения капитального ремонта важную роль следует отводить эффективной организации движения транспортных средств.

Пример расчета интегральных дисконтированных затрат выполнен с использованием следующих исходных данных:

• строительство автомобильной дороги 2-й категории во 2-й дорожно-климатическая зоне;

• варианты дорожной одежды с це-ментобетонным (вариант 1) и асфальтобетонным покрытием по двум технологиям: традиционное решение (вариант 2); применение инновационных технологий (вариант 3), что продлевает сроки службы дорожной одежды до капитального ремонта на 2 года;

• ожидаемая начальная интенсивность движения транспортного потока по крайней правой полосе движения в 2010 г. — 1500 автомобилей/сутки;

• коэффициент роста интенсивности движения к = 4 %.

Срок сравнения вариантов — 38 лет.

Данные о времени проведения капитального ремонта и ремонта дорожных одежд приведены в табл. 1.

Интегральные дисконтированные затраты составляют:

• вариант 1 (цементобетонное покрытие) — 59,09 млн руб.;

• вариант 2 (асфальтобетонное покрытие, по традиционной технологии) — 68,17 млн руб.;

• вариант 3 (асфальтобетонное по-0 крытие, по инновационной технологии) — 65,86 млн руб.

Рис. 1. Разрез конструкции дорожной одежды автомобильной дороги

Таблица 2. Технико-экономическое сравнение вариантов дорожных одежд

Затраты за срок сравнения, млн руб. на 1 пог. км

Виды затрат Вариант 1 {ц/6 покрытие) Вариант 2 (а/б покрытие традиционное) Вариант 3 (а/б покрытие инновационное)

Строительная стоимость дорожной одежды 35,00 30,00 31,500

Затраты на ремонты 3,47 17,35 17,35

Затраты на капитальные ремонты 8,67 17,34 17,34

Остаточная стоимость дорожной одежды 24,71 0,00 13,71

Потери от увеличения себестоимости перевозок 36,48 47,27 39,92

Потери, вызванные увеличением времени пребывания пассажиров впути 42,55 55,13 46,56

Дополнительные вложения в автомобильный транспорт 1,30 1,69 1,43

Всего затрат, без учета дисконтированного множителя (не учитывая операционные потери) 120,94 185,12 156,72

Интегральные дисконтированные затраты (без учета операционных потерь) 57,39 63,00 61,16

Операционные потери 9,40 26,45 29,74

Всего затрат, без учета дисконтированного множителя (с учетом операционных потерь) 130,34 211,57 186,46

Интегральные дисконтированные затраты (с учетом операционных потерь) 59,09 68,17 65,86

К проектированию принимают конструкцию дорожной одежды с це-ментобетонным покрытием, так как величина интегральных дисконтированных затрат в этом случае является наименьшей (59,09 млн руб.).

Внедрение инновационных технологий, увеличивающих строительную стоимость конструкции дорожной одежды на 1,5 млн руб. (31,5-30,0), способствует сокращению интегральных дисконтированных расходов:

68,17 - 65,86 = 2,31 млн руб. > > 1,50 млн руб.

Следовательно, дополнительные строительные затраты на инновационные технологии с запасом окупаются за счет продления межремонтных сроков и сокращения затрат пользователей автодорог.

Методика ТЭСВДО внедрена ООО «Союздорпроект» при технико-экономическом сравнении вариантов дорожных одежд в ходе реконструкции участков автомобильной дороги Малого московского кольца.

Можно сделать вывод, что методика ТЭСВДО, разработанная ФГУП «РОС-ДОРНИИ», учитывает не только затраты дорожников при строительстве, ремонте и содержании дороги, но и издержки пользователей автомобильных дорог.

Согласно расчетам, с точки зрения интегральных дисконтированных затрат

• конструкции дорожных одежд жесткого типа эффективнее конструкций нежесткого типа;

• конструкции дорожных одежд с применением инновационных технологий являются более эффективными, чем созданные по традиционным технологиям.

Литература

1. О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 5392. Межремонтные сроки проведения капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них: Приказ Минтранса России от 1 ноября 2007 г. № 157.

3. Кулижников А. М. Направления совершенствования методики технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд // Дороги и мосты. Сб. науч. трудов. — 2010. — Вып. 23/1. — М.: ФГУП «РОСДОРНИИ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.