Научная статья на тему 'Некоторые вопросы формирования социальной политики Европейского союза на современном этапе'

Некоторые вопросы формирования социальной политики Европейского союза на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
242
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асанова Лилия Ленмаровна, Шутаева Елена Алексеевна

Статья посвящена анализу социальной политики Европейского Союза с точки зрения необходимости её дальнейшего реформирования в направлении формирования единой социальной политики. Рассматривается вопрос трансформации роли и места государства в обеспечении эффективного развития общества и роста благосостояния всех стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы формирования социальной политики Европейского союза на современном этапе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

- упреждающий характер мер обеспечения безопасности;

- непрерывность действия системы безопасности - она должна действовать как во время работы, так и после закрытия фирмы;

- активность, настойчивость, нестандартные меры защиты;

- законность, т.е. использование только дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений;

- экономическая целесообразность и сопоставимость с возможным ущербом;

- специализация всех мер и средств защиты;

- координация действий работников в этом направлении, четкое взаимодействие всех заинтересованных подразделений и служб [3, с. 61].

Особая забота представителей высшего звена управления сервисного предприятия - сплочение коллектива работников, их общая мотивация, а также создание общих условий для ротации и карьерного роста наиболее способных и ответственных сотрудников. Эффективные методы мотивации работников не могут реализовываться только представителями низовых и средних звеньев управления. В этом направлении важнейшие решения принадлежат ведущему руководству. К тому же персональное участие и личный пример руководителей способны стимулировать конструктивную деятельность рядовых сотрудников. Список использованной литературы:

1. Архипов А.Е., Лиханов К.А., Севрюков И.Ю. Инновационные коммуникационные ресурсы современного маркетинга // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2013. №1. С. 42 - 45.

2. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Приоритетность маркетинговых коммуникаций в условиях глобализации экономики // Проблемы современной экономики. 2015. №1 (53). С. 163 - 165.

3. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Управление конкурентоспособностью компании: стратегические аспекты // Инновации в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 59 - 62.

© Архипов А.Е., Матасова К.Р., 2017

УДК 339.972

Асанова Лилия Ленмаровна

Магистрант, кафедра мировой экономики, Институт экономики и управления, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, РФ

Шутаева Елена Алексеевна Доцент кафедры мировой экономики, к.э.н., Институт экономики и управления, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, РФ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация

Статья посвящена анализу социальной политики Европейского Союза с точки зрения необходимости её дальнейшего реформирования в направлении формирования единой социальной политики. Рассматривается вопрос трансформации роли и места государства в обеспечении эффективного развития общества и роста благосостояния всех стран.

Ключевые слова

Социально-экономическая модель, социальное равновесие, социальная политика,

интеграционное взаимодействие.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

В динамично меняющемся мире, в связи с процессами глобализации, увеличением мобильности основных факторов производства, нарастанием конкуренции между странами за инвестиции, новые рынки сбыта и производства, становится очевидной неизбежность изменений в подходах к социальной политике и развитию новой социальной стратегии, отвечающей запросам современности. Социальная политика является важнейшей составной частью внутренней политики государства, она призвана регулировать социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Как уже отмечалось ранее, современные экономические реалии наглядно демонстрируют, что построение социально-рыночной модели экономики требует не только теоретического переосмысления, но и практического исследования места и роли социальных факторов в системе экономического развития [1, c.186; 2, с. 465-466].

Единая социальная политика ЕС направлена на улучшение благосостояния стран-членов, повышение уровня экономического развития Евросоюза в целом, а также призвана способствовать дальнейшему развитию интеграции за счет целого ряда социально-экономических и политических факторов (стимулирование и увеличение темпов экономического роста, расширение рынков сбыта, увеличение числа рабочих мест, сокращение уровня миграции, решение ряда внутриэкономических, социальных и политических проблем).

Несмотря на то, что уже несколько десятилетий, начиная с момента принятия «Европейской Социальной Хартии прав человека» предпринимается ряд мер по выработке единых подходов к социальной политики для стран-участниц, проблема стандартизации социальной политики, формирования эффективной социальной политики в рамках всего Европейского Союза, ее оптимизации и дальнейшего реформирования характерна для большинства стран союза. До сих пор продолжаются активные дискуссии по вопросам формирования единой европейской социальной модели, что в условиях усиливающихся интеграционных процессов в регионе приобретает особую значимость и на наш взгляд недостаточно разработаны.

За последние полвека произошло ряд изменений, связанных с интеграционными процессами. Вступление стран Европы в очередной этап трансформации в последней четверти прошлого столетия, во многом обусловлено изменением подхода к экономической и социальной политике и формированием новой социальной модели. Основной целью стран Евросоюза, стало стремление обеспечить максимальную эффективность за счет «завоевания» или сохранения конкурентных позиций в условиях активного воздействия динамичных факторов неэкономического характера (институциональных, административных, политико-правовых, социальных, психолого-моральных).

Трансформации экономик стран Центральной и Восточной Европы, присоединившихся к Европейскому Союзу, продемонстрировали возможность формирования единой стратегии для стран с переходной экономикой не только в экономической, но и в социально-политической сфере.

Однако, до сих пор остается ряд нерешённых проблем: негибкий рынок труда, сложности в связи с нарушением баланса между мерами социальной защиты и поддержанием конкурентоспособности экономики и прочее. В условиях расширяющейся социализации современной экономики активно обсуждается роль государства, бизнеса и различных массовых неправительственных и общественных организаций, в том числе профсоюзов, их взаимоотношения. Не определена окончательно мера социальной ответственности, возлагаемая на каждого из социальных партнеров в условиях интеграции.

Оценивая потенциал Европейского союза, становится понятным, что, несмотря на кризисные ситуации в некоторых секторах, эти проблемы не являются непреодолимыми. В результате стратегических действий правительств ведущих странах Европы - Франции, Германии, в этих государствах сложились надежные системы социальной защиты. Европейцы всегда гордились уровнем расходов на социальную защиту - по данным Евростата эта цифра составляет до 30% ВВП Европейского Союза, в Швеции - 59% [3]. Однако ряд политологов и экспертов стали рассматривать такие затраты, как тормоз на пути развития конкурентоспособной экономики и даже определяют их, как «социальную болезнь».

Анализ социально-экономические модели стран-участниц Евросоюза свидетельствует о том, что, в условиях социально ориентированной рыночной экономики, несмотря на различия и особенности, связанные с политической ситуацией внутри отдельных страны, с национальными традициями, менталитетом населения, уровнем развития экономики и социальной сферы, представляется возможным создание единой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

социальной модели.

Первым концептуальным аспектом единой европейской социальной политики должно стать понимание, что в основе социальной политики как явления, лежит идея сохранения социального равновесия в процессе движения общества к качественно новому состоянию. При этом необходимо отметить, что в современном индустриальном обществе социальное равновесие - это политика, отражающая интересы большинства нации. В социальной сфере социальное равновесие поддерживается политикой социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов разных социальных групп, обеспечением равных социальных прав, общенациональными и локальными механизмами социальной защиты. А в экономической сфере - путем использования механизмов государственного регулирования экономики, сферы занятости, доходов, а также финансирования социальной инфраструктуры как общегосударственной системы социальных гарантий [4; с. 26-28].

Принцип социального равновесия не только должен стать фундаментальной основой социальной стабильности и развития европейских государств, но и дать толчок развитию современной единой европейской социальной политики как средства обеспечения социального равновесия в обществе, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Что требует выработки определённого набора среднесрочных и долгосрочных ориентиров, основанных на научных прогнозных оценках тенденций социально-экономического развития в условиях расширяющегося интеграционного взаимодействия.

На основе анализа роли и места государства в изменяющихся условиях основу формирования единой социальной политики должен составить принцип ответственности государства за обеспечение минимальных условий социального благополучия граждан, а также создание мотивации и развития собственных возможностей функционирования и обеспечения благосостояния своих граждан.

С течением времени именно эта политика государства изменит характер социальных отношений и социальный облик общества, обусловит формирование новых целей и соответствующих институциональных систем, а также механизмов и структур, осуществляющих экономическую и социальную политику, которые сориентируют общество на оптимизацию развития, консолидацию и стабильность не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

В современных условиях необходимо найти способы и механизмы управления глобализационными процессами, которые должны быть направлены не только на экономический рост, но и социальный прогресс. В этих условиях социальное партнерство и социальный диалог становятся важнейшими инструментами регулирования не только трудовых отношений, но и реализации социальной политики в целом.

Происходит дальнейший переход, вернее уход от ответственности со стороны предпринимателей, профсоюзов и предприятий. Предприниматели перекладывают ответственность на наемных работников и профсоюзы, поэтому актуальным становится определение доли ответственности, которая ложится на каждого социального партнера.

Существующая перераспределительная и накопительная система в пенсионной и в других сферах социальной политики не отвечает новым вызовам двадцать первого столетия, так как активная социальная политика проявляется не в том, чтобы государство тратило все большие средства на поддержку жизненных условий для своих граждан, а в создании институциональных условий, при которых граждане сами могут обеспечить себе достойную жизнь.

Соответственно, главной задачей социального государства является обеспечение стабильности в стране, социальная и правовая защита граждан с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, а также создание материальной основы и необходимых условий воспроизводства рабочей силы, которая будет отвечать новым требованиям. При этом необходимо отметить, что успех реализации во многом зависит от состояния гражданского общества в стране в целом и от уровня его развития.

Список использованной литературы: 1. Шутаева Е.А. Социализация экономики как одна из ключевых составляющих мировой экономической трансформации// Ученые записки Таврического Национального университета им. В.И. Вернадского. - Серия «Экономика и управление». Том 26, -№ 1, -2014. - С. 186 -194.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х

2. Shutaeva E.A., Pobirchenko V.V., Kakutich E.Y. Socialisation as a factor of the world economy development in the conditions of globalisation // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 465-469.

3. Официальный сайт Евростата. - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/ eurostat/home/

4. Антропов В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №10. - С.26-33.

© Асанова Л.Л., Шутаева Е.А., 2017

УДК 33.4.629

Ахмедов Р.М., к.э.н.,доцент Юлдашев М., ассистент.

Алихужаев М.А., студент.

Наманганский инженерно-педагогический институт, Узбекистан.

Frodo5969@mail.ru.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖРЕМОНТНЫХ СРОКОВ СЛУЖБЫ

ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы разработки математической модели оптимизации межремонтных сроков службы искусственных сооружений. Предложены критерий решения этой задачи в формализованном виде, а также математическая модели оптимизации межремонтных сроков службы искусственных сооружений.

Ключевые слова

Моделирование, математическая модель, оптимизация, межремонтные сроки службы,

искусственные сооружения.

На наш взгляд, одним из важных факторов повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений является оптимизация их межремонтных сроков службы.

Научно обоснованный подход к определению межремонтных сроков службы сооружений заключается в исследовании процессов взаимообусловленности и взаимозаменяемости различных видов ремонтных воздействий и установлении на их основе оптимальной стратегии проведения всех видов ремонтных работ. Для решения поставленной задачи предложены вероятностно-статистические зависимости износа (объемов ремонтных работ) отдельных видов конструктивных элементов от срока их службы [1].

Постановка задачи по определению оптимальных межремонтных сроков службы автодорожных мостов может быть сформулирована следующим образом.

Заданы статистические характеристики распределения объемов работ по текущему ремонту в зависимости от сроков его выполнения, а также объем капитального ремонта (стоимость замены) и возможный диапазон сроков его проведения для каждого конструктивного элемента сооружения. Также известны размеры потерь на автомобильном транспорте от несвоевременного проведения текущих ремонтов отдельных элементов мостов1.

1 Потери на автомобильном транспорте в период организации ремонтных работ принимаются пропорциональными стоимости ремонтных работ и поэтому в задаче не учитываются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.