Научная статья на тему 'Моделирование нерегулярных самопроизвольных колебаний по крену треугольного крыла малого удлинения'

Моделирование нерегулярных самопроизвольных колебаний по крену треугольного крыла малого удлинения Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
102
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Жук А. Н., Наумова Г. А., Столяров Г. И., Трифонова Т. И.

В статье приведены некоторые результаты экспериментальных исследований самопроизвольных колебаний по крену треугольного крыла стреловидностью по передней кромке χп.к.= 80° при больших углах атаки. Показано, что учет стационарного аэродинамического гистерезиса в зависимости момента крена от угла поворота модели вокруг продольной оси позволяет получить переходные процессы с нерегулярными колебаниями, аналогичные наблюдаемым в эксперименте. Результаты моделирования движения удовлетворительно согласуются с экспериментальными данными. Исследования в аэродинамической трубе T-103 ЦАГИ (М≈0,15) проведены на динамической установке УК-103 [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Жук А. Н., Наумова Г. А., Столяров Г. И., Трифонова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование нерегулярных самопроизвольных колебаний по крену треугольного крыла малого удлинения»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ

Том XXV 1994 №1-2

УДК 533.6.013.2.011.32:629.7.025.1

МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕРЕГУЛЯРНЫХ САМОПРОИЗВОЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ПО КРЕНУ ТРЕУГОЛЬНОГО КРЫЛА МАЛОГО УДЛИНЕНИЯ

А. Н. Жук, Г. А. Наумова, Г. Л. Столяров , Т. И. Трифонова

В статье приведены некоторые результаты экспериментальных исследований самопроизвольных колебаний по крену треугольного крыла стреловидностью по передней кромке хп.к = *0° при больших углах атаки.

Показано, что учет стационарного аэродинамического гистерезиса в зависимости момента крена от угла поворота модели вокруг продольной оси позволяет получить переходные процессы с нерегулярными колебаниями, аналогичные наблюдаемым в эксперименте. Результаты моделирования движения удовлетворительно согласуются с экспериментальными данными.

Исследования в аэродинамической трубе Т-103 ЦАГИ (М * 0,15) проведены на динамической установке УК-103 [1].

В аэродинамической трубе малых скоростей исследованы самопроизвольные колебания по крену треугольного крыла относительно продольной оси в связанной системе координат. Модель устанавливалась под некоторым установочным углом атаки а0 и имела одну степень свободы движения по углу крена у . Текущие углы атаки и скольжения модели при этом могут быть найдены с помощью соотношений

tga(/) = tga0cosy(/); sin 0(0 = sin a0 sin у (/).

Как указывалось в работе [2], треугольному крылу малого удлинения Хп.к ^ 80° присущи на больших углах атаки a > 30° два предельных цикла колебания модели по углу крена.

На рис. 1 для примера показаны предельные циклы с малой (ву *8°) и большой амплитудой колебаний (0у я 35°) для угла атаки

а * 38°, возбуждающиеся при различных поворотах крыла по крену. Если предельные циклы малой амплитуды возникают самопроизвольно (рис. 1 ,а,б ), то автоколебания с большой амплитудой необходимо ис-

Рис. 1. Зависимости у (О при различных начальных отклонениях крыла по доену

кусственно возбуждать начальным отклонением крыла на угол крена у > 15° (рис. 1, в, г). В этом случае развитие предельного цикла колебаний с большой амплитудой может быть объяснено нелинейным изменением стационарных аэродинамических характеристик и потерей демпфирования крена на углах у > 15°. Относительно физических причин возникновения нерегулярных автоколебаний существуют различные мнения. В работе [3] показано, что при описании момента крена, действующего на крыло, с помощью простейшего динамического уравнения, учитывающего запаздывание развития вихревой составляющей аэродинамического момента, в получающейся динамической системе третьего порядка возможны стохастические колебания.

В настоящей статье предпринята попытка смоделировать нерегулярные автоколебания при учете стационарного гистерезиса в зависимости момента крена от изменения угла крена.

Обратимся к анализу результатов эксперимента по самопроизвольным колебаниям по крену с малой амплитудой.

Многократные повторения эксперимента при исследовании предельного цикла самопроизвольных колебаний по крену с малой амплитудой указывают на нерегулярный характер этого процесса у(/).

-о,оч•-

Рис. 2. Зависимости тх (у) и сох(у) для отдельных интервалов

*п ' *" ~х

времени

Для выяснения физического смысла условий возникновения нерегулярных автоколебаний сложного вида у(/) рассмотрим процесс изменения коэффициента полного момента тХп (у,у) = /(/).

Для этого дважды продифференцируем экспериментальную зависимость у(0 и определим коэффициент полного момента тХп(у,у) из соотношения

тхл(У:У) = :щ

(1)

где 1Х — момент инерции модели относительно продольной оси Ох; £ — площадь крыла; ( — размах; ? — величина скоростного напора.

На рис. 2 приведены зависимости тХп(у) и безразмерной угловой

— — у/

скорости СОх(у), полученные В процессе колебаний (<£>х = 2^, У„ —

скорость невозмущенного потока).

Анализ нерегулярных автоколебаний сложного вида, представленных на рис. 2 в виде зависимостей т^ = /(у) и юх(у), показывает, что существуют два центра: у * 3 + 4° и у = -3 -4°, относительно ко-

торых возникают самопроизвольные колебания, причем оба центра динамически неустойчивы. Колебания с нарастающей амплитудой происходят сначала относительно одного центра у = 3 -5- 4°, и по мере увеличения амплитуды происходит переход к другому центру колебания. Далее наблюдаются колебания с почти постоянной амплитудой относительно Так называемой узловой точки У у3л ~ 0, после чего возможен обратный переход к первому центру, причем момент перехода между двумя центрами колебаний варьируется. Очевидно, что самопроизвольные автоколебания сложного вида могут возникнуть, если имеются два балансировочных угла крена (тх = 0, тух < 0), между которыми в зависимости тх = /(у) располагается гистерезисная петля. При этом форма и размеры петли определяются режимами перестройки структуры обтекания при неустановившемся движений треугольного крыла.

К одной из характерных особенностей аэродинамики треугольного крыла Хп.к = 80° следует отнести наличие антидемпфирования

зта](у) > 0 в окрестности балансировочных углов крена,

вследствие чего наблюдается раскачка треугольного крыла в окрестности этих углов у .

На рис. 3,а показаны результаты стационарных испытаний в виде зависимости тх = /(у) при угле атаки а0 = 38 -ь 39°. В диапазоне углов крена у = -8 -г -Г и у = 0 -г- 8° зависимость тх от угла крена практически линейна; при у = -1° + 0 наблюдается почти скачкообразное изменение момента, это, возможно, связано, как указывалось в работе [2], с несимметричным разрушением основных вихревых жгутов и с образованием вторичных вихрей [4].

Зависимости тх(у), полученные при медленном изменении угла у (рис. 3, б) (|3 « 4 град/с), хорошо согласуются с измеренными в стационарных условиях. При появлении нелинейности в случае квазиста-ционарного изменения угла у (р = 4 град/с) возникает аэродинамический гистерезис — кривые, полученные при у >0 (или Р > 0), не совпадают в районах нелинейности с кривыми при р < 0. Отметим, что колебания с малой амплитудой Ву =3 + 5° существенно расширяют гис-терезисную петлю. На рис. 3, б для примера приведена гистерезисная

У’ЗИм/с; кв'3!°т33°

Эффект

нерегулярной

перестроит

-1,0

. 1 \ 0

о 1

О

Рис. 3. а) зависимость тх(у) при статических испытаниях; б) зависимость тХп (у) при медленном изменении угла крена и при вынужденных колебаниях крыла; в) зависимость

демпфирования крена +

+ т^-вта)(у) для 0у = 1,5° и 3°, / = 2,0 Гц

Линейная составляющая

V Лт«, \\ 0,05 ,V а.ц-3! +33' 1

\ V \ X

нг \ а - \ в 0Шщетя\ тмя \

Рис. 4. «Полная» позиционная зависимость Д/иХп (у) и

обобщенная кривая Ат* (у) хп

петля при колебании относительного утла крена у = 0 с малой

амплитудой 0у = 5° и частотой / = 2,0 Гц. Это соответствует числу Струхаля 8И = 0,038, что близко к числу Струхаля, полученному в эксперименте при автоколебаниях.

Если из динамической зависимости гистерезисной петли мхп = /(у) вычесть выражение

Мхд = (/и“* + /я£ 8та)^?, соответствующее демпфирующему моменту, то получится позиционная составляющая Д/иХп(у) =

_ ДМХп(у)

“ .У?#

крена у = ±5°.

демпфирования крена (тхх +

в диапазоне углов

вша) = /(у) для определенного угла атаки находилась методом вынужденных колебаний с малой амплитудой (рис. 3, в) [2].

Сращивая зависимость АтХп = /(у), описывающую гистерезисную петлю в диапазоне у = ±5°, с данными тх - /(у) на больших углах крена \у\ £ 5°, соответствующими статическим испытаниям или испы-

таниям при квазистатическом изменении угла у , получим обобщенную зависимость дт* = /(у), которая может бьггь положена в основу расчета самопроизвольных колебаний модели на малых углах крена.

О корректности такого сращивания говорит удовлетворительное согласование результатов динамических испытаний с малой угловой

скоростью Ушах ® ТЕ^- = 0/0025 и обобщенной зависимостью дот* =

* 'со *П

= /(у) (см. рис. 4).

х расчет по полной петле

• » па вШценнай прибой

—— зксперимеит

Рис. 5. Сравнение расчетных и экспериментальных зависимостей у(/)

При расчетах свободного движения по крену треугольного 1фыла с углом стреловидности 5СП к = 80° помимо обобщенной кривой &т* =

' *Г11

- /(у) (Рис- 4) была использована зависимость тх = /(у), полученная на основании стационарных данных тх(<ох = 0) с учетом влияния предыстории движения на режимы перестройки структуры обтекания в окрестности малых значений угла крена (рис. 3). Режимы перестройки при наличии угловых скоростей затягивались с у - -1° + 0 на у - ±5°, как это имеет место при неустановившемся движении (рис. 3, а; пунктирная кривая).

Уравнение свободного движения по крену треугольного крыла, определенного на установке УК-103, при пренебрежении моментами трения в подвеске можно записать в виде

Используемые в расчетах свободного движения (2) зависимости тх(у) идл!*п(у) приведены на рис. 3 и 4. Необходимо отметить, что

работа, совершаемая позиционным моментом крена

при замкнутом обходе принятой в расчетах петли гистерезиса, является отрицательной. Такие гистерезисные петли оказывают демпфирующее действие.

На рис. 5 приведено сопоставление расчетных и экспериментальных исследований автоколебаний сложного вида треугольного крыла Хп.к = 80° на больших углах атаки.

Как видно, результаты расчетов, в основу которых была положена зависимость тх = /(у), полученная на основании стационарных данных и с учетом влияния предыстории движения на режимы перестройки структуры обтекания, удовлетворительно согласуются с данными эксперимента.

1. Вождаев Е. С., Жук А. Н., Столяров Г. И. Некоторые особенности самопроизвольных колебаний по крену треугольного крыла

Х„.к = 75° на больших углах атаки // Ученые записки ЦАГИ.—1993. Т. 24, №3.

2. Жук А. Н., Столяров Г. И., Храбров А. Н. Различные режимы самопроизвольных колебаний по крену треугольного крыла малого удлинения // Ученые записки ЦАГИ.—1993. Т. 24, № 4.

3. Goman М., Khrabrov A., Studnev A. Stochastic self induced roll oscillations of slender delta wing at high angles of attack // AIAA Paper.—1992, N 4498.

4. Леван Д., Kay Дж. Измерение аэродинамических сил на Треугольных крыльях при автоколебаниях по крену // Аэрокосмическая техника.—1984. Т. 2, № 12.

(2)

ЛИТЕРАТУРА

Рукопись поступила 15/II1992 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.