УДК 378.16
МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Москвина М.Д., студент группы 14Ж(бп)ОП, Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Литвинов В.А., преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Современный этап общественного развития характеризуется увеличением террористической угрозы. Приграничное положение, религиозное и национальное разнообразие Оренбургской области способствует не только толерантности, но и распространению деструктивных идей. Актуальность исследования объясняется привлекательностью высших учебных заведений для террористов в качестве цели для совершения терактов и среды для распространения идеологии. Для предотвращения возможных терактов проводится моделирование мероприятий по уменьшению террористической угрозы.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, безопасность образования, образовательная среда, противодействие терроризму, террористическая угроза.
Проблема терроризма носит международный характер. Учитывая геополитические особенности России, религиозное и социальное расслоение, стоит с особым вниманием рассмотреть мероприятия по предупреждению террористической активности.
Хотя случаев терроризма в Оренбуржье не отмечено, а многонациональность и многоконфессиональность делает область толерантной, необходимо учесть факторы, повышающие угрозу терроризма. Область граничит с Казахстаном, где в июне 2016 года исламисты напали на оружейный магазин [5], а по данным расследования информационного портала «Урал56.РУ» к ИГИЛ (запрещённой на территории России террористической организации) примкнули более 20 жителей региона, что отражает негативную тенденцию распространения идей «исламского государства» [3].
Теракты чаще всего происходят в самолётах, метрополитенах, общественных местах во время широких празднований, но в будущем возможен переход к подрыву устоев «изнутри» путём уничтожения интеллектуальной элиты. Вузы воспитывают учёных, общественных деятелей, работников образования, культуры. В крупных университетах базируются лаборатории, уничтожение которых приведёт к массовым разрушениям и торможению научного развития.
Согласно Федеральному закону № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» терроризм - это «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения... связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». По мнению швейцарского учёного Г. Дэникера, терроризм - это «угрозы использования или использование насилия для достижения политической цели посредством страха, принуждения или запугивания» [7, с. 13]. Метод и цель терактов - дестабилизация общества. Так террористы пытаются добиться выдвинутых требований и демонстрируют: законная власть не находится в безопасности. Публичность - кардинальный момент в стратегии терроризма. [7, с. 13-14].
В качестве объекта исследования выбрано крупнейшее высшее учебное заведение Оренбургской области - Оренбургский государственный университет. Выделяют два вида мероприятий по снижению террористической угрозы в вузе: внешние и внутренние. При
описании «внешних» следует учитывать большую вероятность прихода террористов извне. Основная задача - минимизация риска их проникновения в вуз. Мероприятия внутреннего характера направлены на пропаганду общечеловеческих ценностей и уничтожение идей терроризма.
Комплексная безопасность университета достигается при обеспечении закреплённых законодательством мер по противодействую терроризму, внедрении технических средств охраны, мероприятий по развитию общей осведомлённости обучающихся в области безопасности жизнедеятельности. Согласно Федеральному закону № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для защиты от несанкционированных вторжений следует оснастить здания и сооружения системой телевизионного наблюдения, сигнализациями и прочими системами. Свод правил 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» устанавливает, что в образовательных учреждениях необходимы помещения для охраны с системами видеонаблюдения на первых этажах, пожарная и охранная сигнализации и «тревожная кнопка».
Мероприятия внешнего характера можно подразделить на видеонаблюдение, охранную сигнализацию, противопожарную систему, контрольно-пропускную систему и дополнительные меры.
Хотя заметно расположенные камеры не напугают террористов, одним из действенных способов защиты от террора является анализ видеоматериалов. Современные видеокамеры фиксируют и распознают лица, что позволяет предупредить вторжение при явной террористической опасности. При групповом проникновении камеры позволят определить всех участников и спрогнозировать их действия. Если теракт не удастся предотвратить, видеоматериалы помогут следствию определить причастных лиц: современные технологии разделяют точки записи от места хранения данных - при разрушении камер материалы будут сохранены. Необходимо устанавливать оборудование внутри и снаружи здания, чтобы увеличить охват территории.
В Оренбургском государственном университете установлена система телевизионного наблюдения. По данным на 2012 год в учебных корпусах, общежитиях, комбинатах питания установлено 20 камер внешнего наблюдения и 33 - внутреннего [2, с. 83]. Запись проводится без перерывов, качество съёмки высокое и позволяет определять личности проходящих людей. Несколько камер установлено в учебных аудиториях. Усовершенствовать систему видеонаблюдения в вузе можно через улучшение технологической оснащённости.
Прямое отношение к обеспечению безопасности имеет охранная система. «Тревожная кнопка» при обнаружении подозрительных предметов или нападения обеспечивает связь с правоохранительными органами, сигнализации предотвращают несанкционированное проникновение в вуз. Дополнительную безопасность обеспечивает сотрудник охранного предприятия.
Террористы могут оказать силовое деструктивное воздействие на систему безопасности. По мнению В.С. Барсукова, анализ повреждений не позволяет однозначно определить причину повреждения, что поддерживает скрытность нападающего. Защитой от подобных электромагнитных атак служит установка устройств защиты, периодическая «съёмка» портрета сети, ограничение доступа к линиям связи, изменение топологии прокладки проводов, а для предотвращения воздействия по эфиру рекомендуется экранирование, использование волоконно-оптических линий, минимизация других излучений и расширение зоны контроля служб безопасности. [1]
В ОГУ во всех корпусах установлены кнопки тревожной сигнализации. Все помещения электрощитовых пунктов закрыты для посторонних. Регулярно проводится проверка аппаратов защиты, ремонты и инструктажи [2, с. 85].
Противопожарная система (средства пожаротушения, система массового предупреждения, пути эвакуации) поможет снизить число пострадавших при теракте. Террористы часто используют взрывчатые вещества. Взрывы обладают колоссальной
повреждающей способностью и могут спровоцировать пожары. Сигнализация оповещает об опасности, автоматическая система пожаротушения - ликвидирует возгорание. Важно, чтобы на каждом этаже располагался корректный план эвакуации, а преподаватели имели четкие инструкции и не давали возникнуть панике. Дополнением этим мерам служит блокировка этажей или блоков посредством запирания крепких дверей, что поможет минимизировать поражающее действие.
Система пожарной сигнализации установлена во всех корпусах ОГУ. По данным 2012 года, на объектах университета эксплуатируется 34 установки автоматической противопожарной защиты: 19 - автоматического водяного пожаротушения, 15 -автоматического газового. Используется 50 пожарных гидрантов и 12 повысительных насосов. [2, с. 85]. Сотрудников университета регулярно инструктируют, студенты посещают тематическую лекцию на первом курсе. Несколько раз в год проходят учения.
Одно из важнейших мероприятий по предупреждению терроризма в вузе -контрольно-пропускная система. Существует несколько типов пропусков: от бумажного до биометрического. Самый распространённый - магнитный (пластиковая карта с магнитной полосой, хранящей информацию о номере карты и личности владельца). Система электронных пропусков проста в эксплуатации. Данные о посещаемости хранятся в специальной программе. При этом на контрольно-пропускных пунктах дежурит сотрудник охранного предприятия, регулирующий движение лиц без пропусков. Минус электронной системы - человеческий фактор и возможность подделки. Потерю пропуска, его передачу стороннему лицу при большой проходимости невозможно пресечь. К тому же, пропуск в здание осуществляется по документу, удостоверяющему личность, и объяснению цели визита или доказательству причастности к образовательному процессу. Во многих вузах отлажена система выдачи временных пропусков при предъявлении паспорта или водительских прав. Иные документы не являются достаточным основанием.
Точнейшим видом, обеспечивающим актуальные данные о посещаемости, является биометрический пропуск. В системе контроля могут содержаться сведения о сетчатке глаза, отпечатках пальцев, изображении лица, ладони и т.д. [6, с. 226-227] Сканирование по отпечатку пальца быстро и точно, найти обход биометрической системы намного сложнее.
Террористы не только используют «пояса смертников», но и проносят взрывчатку в рюкзаках и спортивных сумках. Рюкзаки удобны и для студентов, а расписание на младших курсах предполагает занятия спортом. Чтобы минимизировать террористическую угрозу, в вузах можно установить специальные рамки и конвейерные ленты, но, учитывая террористическую активность в Оренбургской области, эти меры излишни. К ним следует обращаться только при повышении угрозы: в мирное время осмотры могут привести к коллапсам.
Высшее учебное заведение может ввести дополнительные меры по предупреждению несанкционированного проникновения и снижению террористической угрозы. Например, в «Программе комплексной безопасности ОГУ на 2016-2020 гг.» говорится о мероприятиях, исключающих возможность парковки автомобильного транспорта вдоль наружного периметра вуза и о планируемом техническом переоснащении систем безопасности. Так, парковаться на территории Оренбургского государственного университета могут только сотрудники вуза.
Перечисленные мероприятия «внешнего» характера по уменьшению террористической угрозы в вузе действенны в совокупности, но не могут быть абсолютными в силу развития поражающи средств вслед за защищающими. Поэтому одновременно следует проводить и «внутренние» мероприятия - искоренять идеи насилия. По мнению А.В. Любичанковского, причина терроризма - в недостатке образования, в том числе, и гуманитарных знаний [4, с. 157-158]. Вуз должен продолжить заданную средней школой многосторонность изучения мира и углубить полученные ранее знания, привить идеи плюрализма и общечеловеческие ценности, например, через введение в учебный план
обязательного изучения культурологии и социологии в размере 1 семестра и расширение курса философии. Большую роль играет и дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая даёт студентам практически применяемые навыки и знания. Также в вузах для прививания идей плюрализма и многомерности современного общества следует проводить тематические круглые столы, дебаты, дискуссии, кейсы; способствовать приобщению студентов к культурному досугу, распространяя среди них со скидками билеты на спектакли, концерты, выставки.
Таким образом, несмотря на отсутствие террористическая активность в Оренбургской области, необходима реализация комплекса мер по предотвращению возможной террористической угрозы. Целями для совершения терактов могут стать вузы как места формирования интеллектуальной элиты. Для максимального уменьшения террористической угрозы в вузе следует проводить мероприятия «внутреннего» и «внешнего» характера.
К наиболее действенным мероприятиям «внешнего» характера стоит отнести своевременное техническое переоснащение системы безопасности и качественное совершенствование контрольно-пропускной системы путём минимизации человеческого фактора.
Не менее важное значение имеет деятельность по реализации внутреннего направления: привитие студентам общечеловеческих ценностей и идей плюрализма, многогранности общества через изучение гуманитарных дисциплин. Помогут в достижении цели и мероприятия, призванные показать, что мир не делится на «чёрное» и «белое».
Литература
1. Барсуков, В.С. Электромагнитный терроризм: защита и противодействие. [Электронный ресурс] / В.С. Барсуков // Специальная техника. - 2003. - № 6. - Режим доступа: http://www.ess.ru/sites/default/files/files/articles/2003/06/2003_06_04.pdf. - (дата обращения: 06.05.2017).
2. Быковский, В.В. Обеспечение комплексной безопасности университета / В.В. Быков // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 83-87.
3. Вербовка в ИГИЛ: почему оренбуржцы уезжают в Сирию? [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.ural56.ru/news/529980/. - (дата обращения: 06.05.2017).
4. Любичанковский, А.В. Этнологическая детерминанта локализации террористической опасности в мире / А.В. Любичанковский // Вестник АРГО. - 2014. - № 3.
- С. 153-158.
5. Корреспондент RIA56 побывал в Актобе в день нападения на город. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria56.ru/posts/583458345834593593569.htm. - (дата обращения: 06.05.2017).
6. Корона, В.А. Биометрические технологии идентификации в системах контроля и управления доступом / А.В. Корона, В.О. Костенко // Computational nanotechnology. - 2016. -№ 3. - С. 224-241.
7. Климаченкова, В.О. Современный терроризм: понятие, условия и причины / В.О. Климаченкова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2007. - № 7. - С. 12-16.