Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ МАРШРУТНОЙ СКОРОСТИ ТРАНЗИТНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА'

МОДЕЛИРОВАНИЕ МАРШРУТНОЙ СКОРОСТИ ТРАНЗИТНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МАРШРУТНАЯ СКОРОСТЬ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ладонкин Е.М.

В статье предложена математическая формула расчета маршрутной скорости транзитного грузового вагона и промежуточных параметров, характеризующих его движение по линии железной дороги. Автором проанализировано экономическое содержание полученной формулы, обоснована возможность использования полученной модели в исследованиях вагонопотока и производственной эффективности сортировочных станций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ладонкин Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ МАРШРУТНОЙ СКОРОСТИ ТРАНЗИТНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА»

Ладонкин Е. М.

аспирант кафедры экономической теории и регионального развития,

Челябинский государственный университет,

Россия, Челябинск МОДЕЛИРОВАНИЕ МАРШРУТНОЙ СКОРОСТИ ТРАНЗИТНОГО

ГРУЗОВОГО ВАГОНА Аннотация

В статье предложена математическая формула расчета маршрутной скорости транзитного грузового вагона и промежуточных параметров, характеризующих его движение по линии железной дороги. Автором проанализировано экономическое содержание полученной формулы, обоснована возможность использования полученной модели в исследованиях вагонопотока и производственной эффективности сортировочных станций.

Annotation

In the article the mathematical formula for calculating the route speeds transit freight car and intermediate parameters describing its motion along the line of the railway. The author analyzed the economic content of the obtained formulas, possibility of use of the received model in the study-quirements car traffic volume and production efficiency of sorting stations.

Ключевые слова: моделирование, маршрутная скорость, железная дорога.

Keywords: modeling, net speed, railway.

Основной показатель, наиболее полно характеризующий поездную работу на сети железных дорог — маршрутная скорость транзитного грузового вагона, измеряемая в км/сутки. Она показывает, какое расстояние в среднем за сутки проходит транзитный грузовой вагона по сети железной дороги.

Для начала рассчитывается срок доставки грузов:

Т = Т + Т + Т (1)

дост погр дв выгр' V /

где Тп Тв - время нахождения груза на станциях погрузки и

^груж^ сут. ( Тпогр = Твыггр = 1 сутки);

Тйв - время нахождения груза в вагоне при перемещении его между станциями погрузки и выгрузки, сут.

Как правило, сроки Т и Тв соблюдаются, а главные потери

времени имеют место в процессе перемещения грузов между станциями погрузки и выгрузки.

Далее рассмотрим формулу оборота грузового вагона:

©е =—X в 24

уП + ^ Х 7тех + км Х 7гр

км/сутки, (2)

V уч в У

где Ьп - полный рейс вагона, км;

V - средняя участковая скорость на маршруте вагона, км/ч; 1в - транзитное вагонное плечо (среднее расстояние между техническими станциями на маршруте грузового вагона), км;

^тех - средний простой транзитного вагона на одной технической станции (на маршруте грузового вагона), ч

км - коэффициент местной работы;

7 - средний простой вагона под одной грузовой операцией, ч.

Первое слагаемое формулы (2) определяет время нахождения груза (вагона) в движении с учетом его простоев на промежуточных станциях через показатель «участковая скорость».

Второе слагаемое включает время нахождения транзитного грузового вагона (с переработкой и без переработки) на попутных технических станциях через показатели:

— средний простой транзитного вагона на одной технической станции (

7тех );

— среднее число технических станций на маршруте транзитного

грузового вагона (—).

И третье слагаемое характеризует время простоя вагона под грузовыми операциями (погрузкой и выгрузкой) за время оборота, т.е. эквивалентно

времени ТП0гр + ТвЫгР в формуле (1).

Тогда можно записать, что:

г -1 Тдв " 24 Х

^ 4 Л

+ — X 4

J/r I тех

VV Уч в У

км/сутки. (3)

Следует заметить, что полный рейс вагона складывается из груженого рейса (4 ) и порожнего (4 ) за время, которое вагон проходит от одной

погрузки до следующей, т.е. за время оборота:

4п = 4гр + 4пор . (4)

Если за время Тдв (формула 1) вагон проходит расстояние Ьп км, то среднесуточный пробег вагона (его маршрутная скорость) составляет:

^ = ^ км/сутки. (5)

1 дв

Подставим в формулу (5) вместо Тдв выражение (3):

Ум =-7-^-ч км/сутки. (6)

^+^ х <тех

1

— х 24

V /

V уч в У

После преобразований окончательно имеем:

24 х /в х

Ум =1-V-/— км/сУтки. (7)

1в ^ Ууч х 1тех

Что показывает анализ формулы (7)?

Во-первых, маршрутная скорость вагона не зависит от величины полного рейса, т.е. она одинакова и для груженого и для порожнего рейсов.

И, во-вторых, она определяется тремя параметрами:

— участковой скоростью, т.е. временем нахождения вагона в движении с учетом простоев на попутных технических станциях (V );

— средним (общим) простоем транзитного грузового вагона на попутной технической станции (£тел);

— транзитным вагонным плечом (/в).

Рассмотрим подробнее параметр «транзитное вагонное плечо».

Это не что иное, как среднее расстояние, проходимое вагоном между техническими станциями на маршруте его следования. При устоявшихся маршрутах следования грузопотоков (вагонопотоков) на сети (полигоне, дороге) величина /в является практически неизменной и определяется как частное от деления пробега всех вагонов ^ т на количество отправленных вагонов с технических станций ^ птех (на сети, полигоне, дороге):

в = |> . (8)

> п

/ ' тех

Таким образом, важнейшими параметрами, характеризующими маршрутную скорость транзитного грузового вагона (срок доставки грузов), являются участковая скорость движения грузовых поездов (время нахождения вагонов в движении) и простои на попутных технических станциях.

Полученная формула маршрутной скорости может быть использована для расчета интенсивности вагонопотока и таких производственных характеристик сортировочных станций как общее время простоя транзитного вагона, средне время простоя вагона, среднее время ожидания расформирования и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.