Научная статья на тему 'Моделирование коммуникативной компетентности личности в формате типов общественного развития'

Моделирование коммуникативной компетентности личности в формате типов общественного развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К НОРМЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ / PERSONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / INDUSTRIAL SOCIETY / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / PERSONAL ATTITUDE TO COMMUNICATION RULES / METHOD OF MODELING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чанкова Елена Вадимовна

В статье представлены результаты теоретического моделирования коммуникативной компетентности личности как метода ее исследования в условиях становления постиндустриального общества. Применение метода моделирования позволило выявить и описать различия в коммуникативной компетентности личности в разных типах общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF PERSONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TERMS OF SOCIAL DEVELOPMENT TYPES

The article presents results of the theoretical modeling of personal communicative competence as a method of its research in the conditions of establishment of the postindustrial society. The application of the method of modeling has allowed the author to identify differences of personal communicative competence in the societies of different types.

Текст научной работы на тему «Моделирование коммуникативной компетентности личности в формате типов общественного развития»

УДК 316.61 Чанкова Елена Вадимовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент Российского государственного социального университета

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ФОРМАТЕ ТИПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Chankova Elena Vadimovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Russian State Social University

MODELING OF PERSONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TERMS OF SOCIAL DEVELOPMENT TYPES

Аннотация:

В статье представлены результаты теоретического моделирования коммуникативной компетентности личности как метода ее исследования в условиях становления постиндустриального общества. Применение метода моделирования позволило выявить и описать различия в коммуникативной компетентности личности в разных типах общества.

Ключевые слова:

индустриальное общество, постиндустриальное общество, коммуникативная компетентность личности, отношение личности к норме коммуникации, метод моделирования.

Summary:

The article presents results of the theoretical modeling of personal communicative competence as a method of its research in the conditions of establishment of the postindustrial society. The application of the method of modeling has allowed the author to identify differences of personal communicative competence in the societies of different types.

Keywords:

personal communicative competence, industrial society, postindustrial society, personal attitude to communication rules, method of modeling.

Данная статья является продолжением публикации результатов исследования, полученных автором (см. «Исследование коммуникативной компетентности личности в формате типов общественного развития»). В предыдущей статье описаны методологические основания исследования коммуникативной компетентности личности в условиях становления постиндустриального общества [1]. В настоящей публикации предметом является представление результатов теоретического моделирования коммуникативной компетентности личности методом объяснительного моделирования. Под объяснительным моделированием понимается построение объекта-заместителя реальности, позволяющее получить новые знания об исследуемом объекте путем выявления значимых для следования элементов, а также анализа их функционирования и взаимодействия [2].

Основанием для моделирования стало выявленное противоречие базисного характера -между изменившимся состоянием социума - и отсутствием в фундаментальных социологических теориях четкого отражения признаков современного социального взаимодействия на уровне коммуникативной компетентности личности. Соответственно проблема исследования заключена в необходимости разрешения вышеназванного противоречия через теоретическое и методологическое описание понятия коммуникативной компетентности личности в современном обществе - ключевого фактора эффективности социального взаимодействия в современном обществе - и включения данного понятия в систему социологических понятий. Цель моделирования определена как теоретическое и методологическое объяснение социальных факторов, вызывающих изменения коммуникативной компетентности личности в условиях становления постиндустриального общества.

Поскольку коммуникативная компетентность личности рассмотрена с позиции становления постиндустриального общества, модель представляет собой две части: первая посвящена предмету исследования в индустриальном обществе, вторая - в постиндустриальном обществе.

Следует оговорить, что под коммуникативной компетентностью понимается способность личности, обеспечивающая личности сохранение социальности в качестве ее родовой потребности в ходе коммуникации как виде деятельности [3]. Коммуникативная компетентность реализуется посредством владения личностью знаниями коммуникации, нормами коммуникации и ценностями коммуникации. Когнитивный уровень коммуникативной компетентности позволяет личности опознать ситуацию коммуникации, а также ее специфические элементы, определяющие коммуникативное поведение. Аксиологический уровень позволяет личности определить ценностные основания вступления в коммуникацию для разворачивания конкретного поведения. Поведенческий уро-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 19)

вень (нормативный) позволяет личности выбрать норму, соответствующую как ситуации, так и ценностям личности [4]. Знания, ценности и нормы коммуникации входят в структуру коммуникативной компетентности личности и по-разному себя проявляют в разных типах обществ [5].

Постулатом построения индустриальной части объяснительной модели является тезис о рациональном действии агента действия, являющимся его диспозиционным выбором [6]. Диспозиция агента действия сформирована под влиянием базовых потребностей социальной системы - для выживания системы и сохранения социального порядка.

Концептуальную основу данной части модели составили следующие теории: органической солидарности (Э. Дюркгейм), социальных фактов (Э. Дюркгейм), социального взаимодействия (Г. Зиммель), социального действия (Т. Парсонс), диспозиционные теории личности (Г. Оллпорт, У. Томас, Ф. Знанецкий, В.А. Ядов), социальных коммуникаций (В. Шрамм - Ч. Осгуд).

За основу построения данной части модели взята ситуация коммуникации, внутри которой выделяется набор значимых элементов, взаимодействующих между собой. Такими элементами являются:

1. Ситуация коммуникации.

2. Участники коммуникации.

3. Внешняя (статусно-ролевая) и внутренняя (диспозиционная) стороны в структуре личности участников.

4. Коммуникативная компетентность личности участников.

5. Сообщения, интерпретируемые участниками коммуникации.

6. Способы кодирования, раскодирования, каналы и средства коммуникации.

Постулатом построения постиндустриальной части объяснительной модели является

объяснение действия из внутренних побуждений автора действия, при этом нормативность и соответствие правилу является весьма неопределенным и порождается контекстом ситуации [7].

Концептуальную основу данной части модели составили следующие теории: понимающей социологии (М. Вебер), структурации (Э. Гидденс), рефлексивной социологии, габитуса (П. Бур-дье), коммуникативного действия, жизненного мира (Ю. Хабермас), этнометодологии (Г. Гарфин-кель), символического интеракционизма (Д. Мид), феноменологии (Э. Гуссерль, А. Щюц, П. Ри-кер), семиосоциопсихологии (Т.М. Дридзе, Т.З. Адамьянц), аутопойезиса (Н. Луман).

За основу построения данной части модели также взята ситуация коммуникации, и следующие элементы определены как значимые:

1. Ситуация коммуникации.

2. Участники коммуникации.

3. Жизненный мир как структура личности, в которой отражены ценности и знания коммуникации, а также происходит рефлексия общекультурной нормы коммуникации и ее трансформация в индивидуальную норму коммуникации.

4. Коммуникативная компетентность личности, в структуре которой выделяются знания и ценности коммуникации, а также индивидуальная норма коммуникации - как результат рефлексии общекультурной нормы коммуникации.

5. Новая норма коммуникации как продукт интерсубъективности участников взаимодействия.

6. Сообщения, отправляемые и получаемые, их интерпретация.

7. Способы кодирования, раскодирования, каналы и средства коммуникации.

Анализ функционирования и взаимодействия позволил выявить следующие различия в механизмах функционирования коммуникативной компетентности личности в индустриальном и постиндустриальном обществе (таблица 1).

Таблица 1 - Различия в механизмах функционирования коммуникативной компетентности личности_

Механизмы функционирования коммуникативной компетентности личности

в индустриальном обществе в постиндустриальном обществе

1. Общественное разделение труда как основа структурирования общества 1. Информационные технологии, размывающие четкую структуру общества

2. Статусность коммуникации, обслуживаемая социальными институтами 2. Снижение роли или отсутствие социальных институтов как регуляторов коммуникации

3. Наличие в структуре личности статусно-ролевого набора, а также набора диспозиций, воспринимающих нормы и ценности институтов 3. Наличие в структуре личности концепции жизненного мира, позволяющей рефлексивно относиться к отсутствующей или размытой норме коммуникации

4. Коммуникативная компетентность личности, воспроизводящая нормы и ценности социальных институтов 4. Коммуникативная компетентность личности, функционирующая на основе рефлексивного отношения к норме коммуникации

Системный анализ модели позволил выявить следующие особенности коммуникативной компетентности личности:

- результатом любого взаимодействия в обществе является сохранение социальности личности как ее родовой характеристики в человеческом сообществе. Под социальностью понимается «сознательное объединение людей по поводу сознательной деятельности» [8];

- под коммуникативной компетентностью личности следует понимать свойство личности, обеспечивающее ее социальность посредством владения знаниями, нормами и ценностями коммуникации;

- знания, нормы и ценности коммуникации формируются и проявляют себя по-разному - в зависимости от типа общественного развития.

Таким образом, элементом, определяющим изменение коммуникативной компетентности, является «отношение к коммуникативной норме» в структуре личности, которое становится рефлексивным в постиндустриальном социуме.

Ссылки:

1. Чанкова Е.В. Исследование коммуникативной компетентности личности в формате типов общественного развития // Теория и практика общественного развития. 2014. № 18 [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/18/sociology/chankova.pdf (дата обращения: 23.11.2014).

2. Моделирование как метод научного исследования / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. М., 1995.

3. Чанкова Е.В. Трансформационная модель коммуникативной компетентности личности // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 1. С. 147-154.

4. Макарова Л.В. Социологические теории как путеводитель по биографии // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. Вып. 2. С. 146-151.

5. Ахмедова М.Г. Ноосфера и экологическое сознание // Социология и социальная политика. 2009. № 4.

6. Гемпель К.Г. Логика объяснения. М., 1998. 240 с.

7. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / пер. с англ. М. Горбачева, Т. Дмитриева. М., 1996. 107 с.

8. Зиновьев А.А. Философские проблемы многозначной логики. М., 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.