СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.61 Чанкова Елена Вадимовна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент Российского государственного социального университета
АБДУКТИВНЫЙ ПОДХОД К АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Chankova Elena Vadimovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Russian State Social University
THE ABDUCTIVE APPROACH TO THE APPROVAL OF THE MODEL OF PERSONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE
Аннотация:
В статье представлены результаты типологического анализа коммуникативной компетентности личности, позволившего определить логику проведения апробации теоретической модели коммуникативной компетентности личности с позиции типов общественного развития.
Ключевые слова:
модель коммуникативной компетентности личности, типологический анализ данных, система языковых конструктов, классификация данных, абдуктивная логика построения исследования.
Summary:
The article presents the results of the typological analysis of the personal communicative competence, which has allowed the author to determine the logic of execution of the practical approval of the theoretical model of personal communicative competence from the perspective of the types of social development.
Keywords:
model of personal communicative competence, typological analysis of data, language constructs system, data classification, abductive logic of research.
В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы постановки проблемы исследования коммуникативной компетентности личности с позиции типов общественного развития (коммуникативно компетентным представляется такое взаимодействие, которое приводит к сохранению и воспроизводству социальных связей, характерных для данного типа общества), а также представлены результаты теоретического моделирования с целью выявления особенностей коммуникативной компетентности личности в постиндустриальном обществе (во взаимодействии снижена значимость социальных институтов, коммуникативная компетентность приобретает рефлексивный характер, изменяется отношение к норме коммуникации).
В данной статье представлено методологическое обоснование операционализации и преобразования теоретической модели коммуникативной компетентности личности в эмпирическую с целью апробации модели в современном российском обществе.
В качестве методологического инструмента, задающего параметры операционализации, был избран типологический анализ данных. Под типологическим анализом понимается процедура поиска знаний о существовании типов изучаемого социального феномена, опирающаяся на анализ социологических данных [1]. В соответствии с данным пониманием в типологическом обосновании измерения коммуникативной компетентности личности были выделены два аспекта ее анализа:
1) структура системы языковых конструктов в измерении коммуникативной компетентности личности;
2) классификация данных коммуникативной компетентности личности.
В настоящем исследовании была принята следующая система языковых конструктов [2]:
- типологизация феномена коммуникативной компетентности личности;
- критерии коммуникативной компетентности личности;
- эмпирический индикатор измерения коммуникативной компетентности личности;
- инструмент измерения коммуникативной компетентности личности;
- шкала измерения коммуникативной компетентности личности.
Означенная система языковых конструктов позволила провести классификацию данных следующим образом.
На этапе концептуализации избрана логика абдуктивного умозаключения для построения эмпирической модели исследования, предполагающая сочетание восходящей и нисходящей стратегии анализа, что соответствует теоретическому методологическому принципу совмещения парадигм. Следует оговорить, что понятие абдукции ввел Ч. Пирс [3], который видел назначение абдукции в генерировании научных гипотез.
При этом восходящая стратегия анализа опирается на индуктивные умозаключения, а нисходящая - на дедуктивные (гипотетико-дедуктивные). В рамках индуктивного подхода индивид как представитель некоторой общности рассматривается только как носитель социальной ин-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 20)
формации, а «его данные» являются одним из случаев социального. При этом индивиды с определенными социальными характеристиками взаимозаменяемы, а их индивидуальные особенности сами по себе не представляют для социолога специфического интереса. Основная задача, которая решается в рамках данного подхода, заключается в получении научно обоснованного описания социальной реальности модального характера [4]. Дедуктивный подход опирается на уникальность и социальную значимость индивидуального, которое трактуется не просто как проявление социального явления, а как его разновидность. В этом случае изучается определенная степень антимодального, возможно мало распространенного, но социально значимого явления, например, исследование случая. Социологическая наука не имеет дела с уникальностью, но в описании случая речь идет об уникальности как проявлении типического. Абдукция детерминирует необходимость сочетания двух стратегий. Такой подход очевиден при исследовании общества, переживающего переход из одного типа общественного развития в другой [5].
Оговорим, что парадигмальный подход к анализу коммуникативной компетентности личности заключается в следующих методологических основаниях:
- направленность на анализ сопряженностей между этапами в развитии социологии, так как актуальность коммуникативной компетентности возникает именно при переходе социума из одного состояния в другое;
- «комплементарное» объяснение социальных проблем, процессов, явлений, то есть взаимодополняющие истолкования проблем путем применения разных теоретических подходов. Возможная стратегия - интеграция различных теоретических подходов с помощью разнообразных исследовательских инструментов;
- парадигмальное (метапарадигмальное) «сопровождение» явлений социальной реальности, то есть каждая социологическая теория «внутренне активна» в каждый период развития социума, и коммуникативная компетентность личности в современной социальной среде представлена различными социальными механизмами, выявление и описание которых возможно через призму внутренней активности различных социологических теорий;
- в индустриальный период общественного развития специфика коммуникативной компетентности личности может быть объяснена теориями классической социологии (позитивистской, натуралистической, функциональной парадигмами);
- в постиндустриальный период общественного развития специфика коммуникативной компетентности личности может быть объяснена теориями неклассической, постнеклассической социологии (интерпретативной парадигмой, парадигмами рефлексивного модерна, постмодерна, структурализма).
Далее на этапе типологизации были выделены два типа коммуникативной компетентности личности - институциональный и рефлексивный (вытекающие из теоретической модели коммуникативной компетентности личности), типообразующим признаком является тип общественного развития.
На этапе систематизации:
- определены: объект исследования - коммуникативная компетентность личности; предмет исследования - отражение в общественном сознании современного россиянина представлений о коммуникативной компетентности личности; цель исследования - выявление представлений о коммуникативной компетентности личности в общественном сознании современного россиянина;
- сформулированы эмпирические индикаторы для регистрации проявления измеряемых переменных коммуникативной компетентности личности. В качестве эмпирического индикатора определено мнение, представление (как форма существования знания) о коммуникативной компетентности личности;
- определен тип шкалы для измерения коммуникативной компетентности личности -номинальный;
- определены инструменты измерения коммуникативной компетентности личности:
а) в соответствии с восходящей стратегией - письменный опрос, психосемантический эксперимент;
б) в соответствии с нисходящей стратегией - описание случая, анализ дискурса.
Таким образом, типологический анализ данных позволил избрать абдуктивную стратегию как
наиболее соответствующую методологическим основаниям исследования коммуникативной компетентности личности в условиях становления постиндустирального общества. Выбор абдуктивной логики для апробации теоретической модели определил совокупность эмпирических инструментов, позволивших получить модельное знание о коммуникативной компетентности на примере современного российского общества. Полученные результаты будут описаны в следующей статье.
Ссылки:
1. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.
2. Там же.
3. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М., 2000. С. 448.
4. Татарова Г.Г. Указ. соч.
5. Там же.